Выселение. Приватизация. Перепланировка. Ипотека. ИСЖ

Любая продукция растительного происхождения для целей ее перемещения как внутри страны, так и в страны зарубежья должна проходить определенный контроль качества, результаты которого оформляются соответствующими сертификатами. Опираясь на вопросы, размещенные на сайтах регулятора, отчеты по результатам встреч ведомств с представителями аграрного сектора, лесной промышленности, можно заключить, что для участников рынка процедура получения и обращения с сертификатами терниста и трудоемка. Ситуации, когда необходимо получать сертификаты, куда обращаться, какие документы предъявить, в какой срок можно получить, в каких случаях предъявлять покупателю, - кажется, ни одна составляющая работы с сертификатами не остается без вопросов. Проблема коренится в фрагментарном и не всегда последовательном правовом регулировании. Подробнее - в материале «ЭЖ».

На сегодняшний день вопросы карантина растений регулируют одновременно два федеральных закона «О карантине растений»:

    от 15.07.2000 № 99-ФЗ (прежний закон) и

    от 21.07.2014 № 206-ФЗ (новый закон).

В прежнем законе сохраняют силу пять статей, одна из которых - ст. 8 - устанавливает необходимость получения карантинного сертификата (далее - КС). Все иные действующие положения содержатся в новом законе.

В силу ст. 29 нового закона карантинный сертификат выдается на подкарантинную продукцию, перечень которой утвержден федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в области карантина растений.

Карантинный сертификат:

    удостоверяет соответствие карантинной продукции фитосанитарным требованиям;

    выдается исключительно при перемещении товаров по территории РФ (то есть при экспорте не выдается и его наличие не требуется для дальнейшего экспорта);

    выдается исключительно для продукции, произведенной на территории РФ.

Закон определяет возможные ситуации, когда требуется получение КС, следующим образом:

    для ввоза в свободные от карантинных объектов зоны;

    для вывоза из карантинных фитосанитарных зон;

    для перевозки подкарантинной продукции, произведенной на территории Российской Федерации, в случаях, предусмотренных правилами и нормами обеспечения карантина растений.

Таким образом, действительные случаи получения КС должны определяться с учетом правил обеспечения карантина. На сегодняшний день в правилах соответствующие упоминания просто отсутствуют. Фактически пробел частично восполняется приказом Минсельхоза России от 13.07.2016 № 293 «Об утверждении порядка выдачи фитосанитарного сертификата, реэкспортного фитосанитарного сертификата, карантинного сертификата» (далее - Порядок выдачи сертификатов). Так, в пункте 4 раздела I Порядка сказано, что КС оформляется на каждую партию подкарантинной продукции при вывозе из карантинных фитосанитарных зон. Иными словами, КС необходимо получать единожды - при вывозе продукции из карантинных фитосанитарных зон (далее - КФЗ) для дальнейшей перевозки по территории РФ.

Подобное «лоскутное» законодательство действует с 1 января 2015 г., хотя нужно констатировать, что существенные пробелы в регулировании выявлялись и раньше.

При этом вопросы в толковании, по всей видимости, возникали и возникают в том числе у правоприменителей. Подобные нестыковки обнаруживаются, когда надзорное ведомство - Россельхознадзор - при проведении проверок выявляет нарушения в действиях организаций.

Проблемы квалификации правонарушений в сфере карантина растений

КоАП РФ известны два смежных состава нарушений в сфере карантина:

    нарушение порядка ввоза и вывоза подкарантинной продукции (подкарантинного материала, подкарантинного груза) (ст. 10.2 КоАП РФ) и

    нарушение правил производства, заготовки, перевозки, хранения, переработки, использования и реализации подкарантинной продукции (подкарантинного материала, подкарантинного груза) (ст. 10.3 КоАП РФ).

Характерно, что судебная практика по нарушению порядка вывоза/ввоза (ст. 10.2 КоАП РФ) гораздо менее обширна, что можно связать в том числе с размерами санкций. Известно, что многие компании предпочтут оплату небольшого штрафа многомесячным судебным разбирательствам. По упомянутому составу штраф для юридических лиц составляет не более 10 000 руб. Тем не менее имеющаяся практика дает представление об особенностях осуществления деятельности в этом секторе экономики. Более того, обнаружившиеся ранее в судебной практике спорные тенденции находят отражение в практике работы надзорных ведомств и на сегодняшний день.

Нельзя сказать однозначно, но, вероятно, в связи с тем, что составы ст. 10.2 и 10.3 КоАП РФ содержат однокоренные термины «ввоз»/«вывоз» и «перевозка», а легального их определения не приведено, на практике допускается их смешение.

Так, на практике нарушения порядка ввоза подкарантинной продукции нередко ошибочно квалифицируются по ст. 10.3 КоАП РФ (постановление ФАС Северо-Кавказского округа от 30.11.2009 по делу № А32-12264/2009-29/111-59АЖ), а перемещение подкарантинной продукции в нарушение установленных запретов расценивается ведомством как квалифицирующий признак по ст. 10.3 КоАП РФ, в то время как указанное нарушение образует объективную сторону нарушения по ст. 10.2 КоАП РФ (см. постановление Седьмого арбитражного апелляционного суда от 19.05.2014 по делу № А03-23231/2013). Даже в информационных разделах сайтов региональных управлений Россельхознадзора сообщается о привлечении к ответственности за одинаковые правонарушения - перевозку подкарантинной продукции без необходимого сертификата - как по ст. 10.2, так и по ст. 10.3 КоАП РФ (см. подробнее в материалах Управления Россельхознадзора по Пермскому краю «О нарушении Закона „О карантине растений“» от 14.09.2017, Управления Россельхознадзора по Ростовской, Волгоградской и Астраханской областям и Республике Калмыкия «О выявлении продукции без карантинных сертификатов в Ростове-на-Дону» от 10.11.2017, Управления Россельхознадзора по Красноярскому краю «За вывоз пиломатериалов без карантинного сертификата нарушитель привлечен к ответственности»).

Проблемы определения территории карантинных фитосанитарных зон

Для обоих составов правонарушений одним из ключевых и наиболее дискуссионных вопросов является порядок определения границ КФЗ. Прежде всего, существуют более общие перечни карантинных фитосанитарных зон, сформированные исходя из постоянных условий в регионе. Например, в зоне и в период цветения повилики и амброзии карантинные ограничения вводятся ежегодно и в большинстве случаев на территории всего субъекта сразу. Карантин может вводиться также и на территории отдельно взятого здания, строения, сооружения, мест складирования (п. 7 приказа Минсельхоза России от 13.02.2008 № 43 «Об установлении и упразднении карантинной фитосанитарной зоны, установлении и отмене карантинного фитосанитарного режима, о наложении и снятии карантина», далее - приказ № 43). Существуют также перечни КФЗ по конкретной продукции, например, по лесу, дополняющие основные перечни.

Обязательным требованием к установлению КФЗ является определение ее площади (п. 7 приказа № 43). Информация об установленных ограничениях на территории конкретного субъекта размещается в том числе на официальных сайтах ведомств в интернете (последние своими приказами устанавливают КФЗ). При этом сведений о границах КФЗ размещенные документы, как правило, не содержат. Зачастую совершенно очевидно, что площадь региона в десятки раз превышает площадь установленной зоны карантина. Как в таком случае проверить контрагента, как определить, из какой именно зоны была вывезена реализуемая продукция и должна ли она сопровождаться сертификатом?

Напрашивается мысль, что в электронной форме информация содержится в усеченном виде, но в самом ведомстве, казалось бы, должны быть максимально полные данные. Практика, однако, подобные заблуждения развеивает. Один из примеров: в судебном акте имеется прямое указание на то, что установление КФЗ в определенных границах не подтверждено представленными в материалы дела постановлениями уполномоченного органа - «отсутствует прямое указание на то, что карантинной фитосанитарной зоной является вся территория этого муниципального образования» (постановление Пятнадцатого арбитражного апелляционного суда от 31.07.2013 № 15АП-9208/2013 по делу № А32-39597/2012). При таких обстоятельствах невозможно однозначно установить, является ли территория происхождения продукции подкарантинной. В этой связи можно рекомендовать внести в договорную политику компании соответствующие уточнения: при заключении договоров запрашивать КС, а при их отсутствии - заверение от контрагентов о вывозе продукции из «здоровой» зоны с установлением размера убытков, подлежащих взысканию при нарушении данных заверений.

Проблемы определения перечня подкарантинной продукции

Следует также обратить внимание, что в судебной практике существуют противоречивые позиции в отношении самого перечня подкарантинной продукции. Так, для целей определения перечня такой продукции правоприменители используют решение Комиссии Таможенного союза от 18.06.2010 № 318 «Об обеспечении карантина растений в Евразийском экономическом союзе» (далее - Решение).

Решение состоит из нескольких частей:

    перечень подкарантинной продукции;

    положение об осуществлении фитосанитарного контроля на таможенной границе ЕЭС;

    положение об осуществлении фитосанитарного контроля на таможенной территории ЕЭС.

В отношении последнего прямо определено, что оно не применяется для случаев, когда пункт отправления и пункт назначения подкарантинной продукции совпадают - в этом случае применяется внутреннее право страны. Это позволило в ряде случаев в судебной практике утверждать, что Решение в целом не может быть использовано как нормативный акт, устанавливающий перечень подкарантинной продукции (см. постановление Девятого арбитражного апелляционного суда от 26.06.2014 № 09АП-19135/2014 по делу № А40-149990/13), исходя из следующих доводов.

Из Решения следует, что перечень подкарантинной продукции подлежит применению в случае перемещения этой продукции через таможенную границу Таможенного союза и по таможенной территории Таможенного союза.

Согласно ст. 2 Таможенного кодекса Таможенного союза единую таможенную территорию Таможенного союза составляют территории Республики Беларусь, Республики Казахстан и Российской Федерации, а также находящиеся за пределами территорий государств - членов Таможенного союза искусственные острова, установки, сооружения и иные объекты, в отношении которых государства - члены Таможенного союза обладают исключительной юрисдикцией.

В соответствии с абз. 2 п. 1.2 Положения о порядке осуществления карантинного фитосанитарного контроля (надзора) на таможенной территории Таможенного союза (приложение 3 к Решению) порядок осуществления карантинного фитосанитарного контроля (надзора) в отношении перемещаемой по таможенной территории Таможенного союза подкарантинной продукции в случаях, когда место отправления и место назначения партии подкарантинной продукции расположены на территории одной из сторон, определяется законодательством такой стороны. То есть порядок осуществления внутригосударственного контроля, а вместе с ним и объекты такого контроля должны быть определены законодательством страны.

Статья 6 Федерального закона от 21.07.2014 № 206-ФЗ, определяющая основы доступа к информации в области карантина растений, закрепила за Минсельхозом России и Россельхознадзором обязанность по обеспечению открытого доступа к данным в области карантина растений, в том числе к перечню подкарантинной продукции. Между тем на официальных сайтах этих ведомств размещен лишь перечень, утвержденный Решением. Кроме того, формально не отменена ранее действовавшая Номенклатура товаров, подлежащих карантинному фитосанитарному контролю (утв. Россельхознадзором 11.12.2006). Однако указанная Номенклатура признакам нормативного правового акта не отвечает и не может применяться для целей определения перечня подкарантинной продукции. Таким образом, нормативного акта, устанавливающего подобный перечень, в национальном законодательстве нет, а перечень, утвержденный Решением, к отношениям, связанным с перемещениями продукции внутри страны, не может быть применен.

Однако есть и другая позиция. Так, пункт 2 Решения прямо указывает, что перечень подкарантинной продукции должен применяться правительствами стран - участников соглашения с даты подписания соглашения. И для целей осуществления контроля соблюдения фитосанитарных требований в пунктах пропуска через границу приняты соответствующие правила, которые содержат прямую отсылку к Решению Комиссии и перечню. Другими словами, базовые положения Решения имплементированы в национальное законодательство.

В судебной практике также прослеживается общая аргументация: независимо от того обстоятельства, что товар перемещается только по территории Российской Федерации, он не перестает оставаться потенциально опасным носителем вредных организмов (подкарантинным), и от этого не исчезает необходимость охранять территорию Российской Федерации, свободную от карантина, от вредных организмов, которые могут проникнуть на свободные территории из карантинных зон. Законодательство о карантине не устанавливает приоритет защиты территории иностранных государств перед защитой национальной территории (постановление ФАС Северо-Кавказского округа от 20.02.2009 по делу № А32-14535/2008-34/310-182АЖ).

Если к ответственности привлекли получателя подкарантинной продукции

Надо отметить, весьма любопытные случаи наблюдаются в практике привлечения к административной ответственности компаний - получателей подкарантинной продукции за неверные действия в сфере карантина растений.

Иллюстративны примеры, когда Управление Россельхознадзора признавало допустившим нарушение получателя товара в случае отсутствия карантинного сертификата на прибывшую в его адрес продукцию (постановление Двадцатого арбитражного апелляционного суда от 11.03.2013 по делу № А68-8077/2012). Между тем подобное толкование не вполне адекватно действующему регулированию, поскольку получатель товара не наделен правовыми возможностями восполнить отсутствие сертификата.

Так, на сегодняшний день оформление КС осуществляется исключительно и непосредственно территориальным подразделением Россельхознадзора, из региона деятельности которого осуществляется вывоз карантинной продукции (п. 6 раздела I Порядка выдачи сертификатов). Более того, Порядком организации работ по выдаче Россельхазнадзором фитосанитарных сертификатов и карантинных сертификатов на подкарантинную продукцию (подкарантинный материал, подкарантинный груз), утв. приказом Минсельхоза России от 14.03.2007 № 163, который действовал до августа 2016 г., было прямо предусмотрено, что поставки подкарантинной продукции согласовываются между территориальными подразделениями Россельхознадзора. Соответственно, есть основания полагать, что, несмотря на отсутствие прямого законодательного требования согласований, информационный обмен между территориальными подразделениями Россельхознадзора сохраняется. Таким образом, перемещение поднадзорной продукции должно контролироваться ведомствами.

Никаких компенсирующих действий для получения КС, когда продукция уже прибыла на оговоренный склад, покупатель совершить не может. В подобных случаях, учитывая цель регулирования этой сферы отношений, самый оптимальный выход - проведение фитосанитарного обследования, с тем чтобы удостовериться в надлежащем состоянии продукта - такая возможность допускается законодательством. Еще одной альтернативой можно считать отказ покупателя принимать товар, однако такое право должно быть предусмотрено договором между поставщиком и получателем продукции.

Новые процедуры - новые сложности

Даже когда продукция сопровождается карантинным сертификатом, покупатель может столкнуться с определенными сложностями. На сегодняшний день, просто открыв и прочитав соответствующие нормы, ответить на вопрос, каков алгоритм действий с КС для получателя продукции, не представляется возможным. В каждом субъекте ведомство, опираясь на известный опыт, предлагает свои рекомендации. Есть примеры, когда ведомство предлагает отслеживать перемещение подкарантинной продукции по следующему пути. Например, компания получает партию подкарантинной продукции и намеревается в дальнейшем экспортировать ее, но уже в составе нескольких отдельных партий. В этом случае изготавливается простая копия КС, на которой представитель Россельхознадзора отмечает количество вывезенных единиц продукции до полного «погашения» сертификата. Таким образом, по всей видимости, восполняется недостаток полномочий по оперативному контролю и отсутствие четкого алгоритма действий с КС.

С 1 января 2018 г. утратит силу прежний Федеральный закон от 15.07.2000 № 99-ФЗ, а процедура обращения карантинных сертификатов будет урегулирована более детально. Случаи их получения останутся прежними - вывоз продукции из КФЗ. Получать их также будет организация-поставщик при вывозе продукции из КФЗ. Все сведения о выданных КС будут храниться в единой электронной системе. При этом получатель продукции в течение одного дня с момента доставки подкарантинной продукции обязан будет осуществить погашение сертификата. Предполагаем, что во исполнение этого требования будет разработан более подробный регламент, описывающий соответствующую процедуру. Однако по состоянию на конец ноября необходимые алгоритмы не изданы, сведений о готовности единой электронной системы к активной фазе работы нет.

Похожая ситуация наблюдалась и в части следования иным требованиям законодательства о карантине. В частности, ст. 32 Федерального закона от 21.07.2014 № 206-ФЗ предусматривает необходимость немедленного извещения ведомства о доставке в адрес получателя подкарантинной продукции в установленном порядке (аналогичное требование существовало и в старом законе, однако без отсылки к специальному порядку). Форма такого извещения была утверждена приказом Минсельхоза России от 10.08.2017 № 390, вступившим в силу только 9 сентября 2017 г. До этого момента в практике неоднократно встречались попытки хозяйствующих субъектов отстоять позицию невозможности уведомления в силу отсутствия утвержденного порядка. Однако судебные инстанции придерживались иной трактовки - отсутствие нормативно установленной формы не освобождает от обязанности извещать в свободной форме с указанием необходимых сведений (постановление АС Восточно-Сибирского округа от 08.06.2017 № Ф02-2439/2017 по делу № А19-12695/2016).

До тех пор пока существуют неясности и противоречия, целесообразно обращаться за разъяснениями в надзорный орган и вносить предложения по практическому совершенствованию действующих процедур. Это позволит минимизировать риски возникновения спорных ситуаций.

Фитосанитарный сертификат (ФСС) –документ, требующийся для вывоза поднадзорной продукции за пределы Российской Федерации. Выдачей занимается Россельхознадзор или уполномоченный орган, документ выдается бесплатно. Срок 3 рабочих дня с даты подачи полного пакета документов.

 

Фитосанитарный сертификат (ФСС) необходим для вывоза подкарантинной продукции за пределы Российской Федерации. Контролирующие органы проверяют, соответствует ли партия того или иного товара (овощи, фрукты, мясные изделия и прочее) требованиям страны-импортёра. Таким образом, отсутствие указанного документа не позволяет пройти государственную границу с грузом, а значит - реализовать его в пункте назначения.

Какие товары подлежат сертификации?

  • Семена и материалы для посадки;
  • Овощи, ягоды и плоды в свежем виде;
  • Зерно и продукты, полученные в результате его переработки;
  • Арахис и орехи, мука, крупы, какао-бобы, зерновой кофе, чай, специи и прочие товары;
  • Вирусы, грибки, бактерии, насекомые, способные переносить болезни и возбуждать их;
  • Некоторые другие виды продукции (сено, фураж, тара и прочее).

Полный список поднадзорной продукции в отсылочном виде содержится в Письме ГТК РФ от 11.04.1997 и, соответственно, в «Правилах по охране…» .

Рассмотрим в деталях как получить фитосанитарный сертификат.

Выдача фитосанитарных сертификатов регламентирована 2 основными нормативными актами:

В первом и втором правовом акте внимания заслуживают следующие технические тезисы:

  1. Сертификат выдаётся бесплатно уполномоченным органом;
  2. Решение о выдаче документа (отказе) принимается в течение 3 рабочих дней с момента обращения;
  3. Сведения о полученном решении заносятся в специальную базу федерального уровня (их подлинность можно моментально проверить, поэтому любая подделка будет быстро выявлена);
  4. Заявка регистрируется в день получения обращения от физического или юридического лица, при этом время подачи бумаг отдельно не оговорено.

Во втором документе прописаны особенности получения ФСС:

  1. Выдачей сертификатов занимается Россельхознадзор в лице его территориальных органов.
  2. Отдельный ФСС требуется на каждую партию продукции, подлежащей контролю и вывозимую за пределы РФ.
  3. Срок действия документа - 14 (30) дней со дня его получения, за указанный период времени товары должны быть ввезены в Евросоюз (другие страны).

Из этого следует, что отдельный ФСС необходим на каждую машину, вагон, судно. Если указанное требование не соблюдено, то при пересечении государственной границы возникнут проблемы. Обратиться же в органы Россельхознадзора необходимо не ранее, чем за 15 дней до предполагаемой транспортировки товаров.

Для принятия решения о выдачи нужны следующие документы:

  • Сведения о заявителе из ЕГРЮЛ или ЕГРИП, заверенные в нотариальном порядке;
  • Свидетельство об учете в органах МНС;
  • Сведения о проведении фитосанитарного обеззараживания складов, где хранились подлежащие вывозу товары;
  • Документ, удостоверяющий личность заявителя;
  • Подтверждение факта обеззараживания продукции (если это требуется в соответствии с законодательством);
  • Выписка из договора, являющегося основанием для вывоза продукции за пределы России, в части фит-сан требований, предъявляемых к товару (если такой документ и требования имеются).

Порядок получения документов следующий:

  1. Получение заключения о карантинном фин-сан состоянии продукции от организации, подведомственной Россельхознадзору.
  2. Обращение в территориальный орган Россельхознадзора, из которого вывозится продукция.
  3. Получение ФСС или отказ в выдаче указанного документа.

Предусмотрены следующие основания для отказа в выдаче сертификата:

  1. Отсутствие документов, предоставление которых обязательно в соответствии с вышеуказанными нормативными актами, либо их неправильное оформление;
  2. Передача подложной либо недостоверной информации (в этом случае также можно понести уголовную ответственность);
  3. Несоответствие состояния продукции требованиям, которые предъявляют к её фин-сан состоянию импортёры (Евросоюз или отдельные государства);
  4. Временные ограничения, введённые на вывоз тех или иных товаров из РФ импортёром (страной или союзом государств);
  5. Нарушения режима переработки, заготовки, транспортировки или хранения поднадзорных товаров.

Законы и реальность

ФСС выдаются не только органами Россельхознадзора, но и организациями, которые прошли у него аккредитацию на выдачу соответствующих документов. Поэтому вопрос получения необходимого документа зависит от места нахождения юридического или физического лица. Если продукция не была вывезена в страну назначения за 14 дней, то можно перерегистрировать ФСС.

Получить самому или обратиться за помощью?

Стоит заметить, что несмотря процесс выглядит простым лишь в теории: на практике государственные органы всегда найдут, за что зацепиться. Вот почему бизнес по получению ФСС получил такое широкое развитие в России. Специализированные компании выполняют данную задачу за экспортеров, требуя за свои услуги достаточно скромную оплату. Но если речь идёт о небольших партиях (не относящихся к категории скоропортящихся), можно попробовать справиться с задачей своими силами.

Дополнение

Нужна развернутая консультация эксперта по вопросу оформления фитосанитарного сертификата? Фабрика манимейкеров рекомендует воспользоваться онлайн-сервисом "Правовед" для получения профессиональной консультации опытного юриста. (Получение первого ответа в течении 15 минут после его публикации).

Карантинный сертификат является санитарным документом, подтверждающим, что ввозимые и вывозимые растения (в том числе и овощи) защищены от вредителей, не имеют заразных болезней и были выращены в регионах с благоприятной обстановкой.

Для чего нужны подтверждающие документы?

Вся продукция на основе растительного или животного происхождения, которая импортируется на территорию РФ, по правилам нуждается в обязательном подтверждении соответствующим документом о прохождении проверки на карантин. Данный документ служит доказательством того, что товар ввозится из экологически благоприятных регионов производства. Таможенные правила опираются на список разрешенных к ввозу и вывозу товаров, которые проходят санитарно-карантинную обязательную проверку. Прошедшая осмотр продукция считается безопасной для здоровья человека и безвредной по отношению к природе и экологии.

После прохождения такой проверки выдаётся соответствующий карантинный сертификат на продукцию, подтверждающий, что товар прошёл проверку на заражённость.

Для того чтобы оформить карантинный сертификат, заявителю обязательно нужно предоставить определенный пакет документов:

Заявление;

Копии регистрационного свидетельства;

Копию договора на аренду складских помещений для обеспечения сохранности продукции;

Подтверждающий документ о проведенной обеззараживающей обработке помещений, предназначенных для хранения товара;

Информация об импортерах и экспортерах, а также установленные законом требования к продукции, предназначенной на импорт.

Когда пакет необходимых документов готов, подается заявка на получение сертификата. Как правило, в течение месяца выносится постановление о выдаче или отказе с описанием причин. После присвоения сертификату индивидуального номера спустя несколько дней его отправляют заявителю.

Выдаваемые сертификаты на продукцию животного или растительного происхождения действительны в течение 2 недель. По истечении этого срока осуществляется перерегистрация документа.

Ветеринарный сертификат

Чтобы осуществить перевозку животного за привычную территорию его обитания, необходимо оформить в электронном виде или на бумаге. Для этого оформляется специальное ветеринарное свидетельство (номер формы зависит от места перемещения), которое необходимо заверить в управлении ветеринарии в своём городе.

Ветеринарный сертификат — это документ, подтверждающий отсутствие зараженности ввозимого и вывозимого животного (скот, птица, домашние питомцы), а также продуктов их переработки, и удостоверяющий их происхождение из экологичных незаразных регионов.

При перевозке животного в Казахстан или Беларуси требуется оформление специального сертификата Таможенного союза. Сначала оформляется справка соответствующей формы, а уже на границе в пункте пограничного контроля после проверки животного специалистами она заменяется на ветеринарный сертификат.

Сроки действия ветеринарных сопроводительных документов

  • Справка формы 4.

Оформляется на перемещение грузов или животных только в пределах города.

Копии выданных документов с неясными данными, размытыми чернилами, разными почерками, без указания фамилии и должности лица, выдавшего справку, считаются недействительными. Такой вид документа действителен в течение 3 дней со дня оформления.

  • Ветеринарное свидетельство формы 1.

Выдается на животных, в том числе на яйцеклетки, яйцо в стадии инкубации. Действует в течение 3 дней с даты выдачи. Оформляется, как правило, при транзитном перемещении животного через страны Шенгенского соглашения.

  • Ветеринарное свидетельство формы 2.

Выдается на продукты мясного происхождения, молочные продукты, продукты переработки птицы, мед, рыбную продукцию. Действует в течение 3 дней с момента выдачи.

  • Ветеринарное свидетельство формы 3.

Выдается при перевозке пуха, шкур, выделки, крови, костей, шерсти и другой продукции животного происхождения, в том числе и корма, удобрения. Действует в течение 3 дней с момента оформления.

  • формы 1 действителен в течение 5 дней и необходим при перевозке животных в Казахстан и Беларусь. Узнать, кто осуществляет выдачу справок и нужен ли карантинный сертификат, можно, обратившись в городскую ветеринарную станцию.
  • Сертификат международного образца действует в течение 3 месяцев при соблюдении условий содержания животного в местах, не зараженных какими-либо заболеваниями, и это имеет подтверждение госветслужбой страны пребывания.

Как оформить ветеринарные документы для сопровождения?

Такой вид документов выдается после осмотра врачом животного, в паспорте которого должны стоять отметки о дате последней вакцинации, в том числе от бешенства. Перемещение животного разрешено в период не менее месяца после вакцинации для тех животных, кто был вакцинирован впервые, и не менее 2 недель после повторного прохождения прививочных мероприятий. Все документы выдаются городской ветеринарной станцией.

Что нужно иметь при себе при вывозе животного за пределы места обитания?

Чтобы вывезти животное за границу РФ, нужно придерживаться ряда обязательных требований не только своей страны, но и того государства, куда необходимо его перевезти.

Для этого нужно заблаговременно озаботиться подготовкой к перевозу:

Знать все требования к вывозу и ввозу животного.

Перевести требования к ввозу и вывозу на русский язык и страны назначения. Также может понадобиться перевод на международный английский язык.

Посетить городскую ветстанцию или её филиалы в городе проживания, уточнив, кто выдаёт необходимые свидетельства, показав наличие перевода всех необходимых требований на другие языки. Специалистам, возможно, потребуются специальные мероприятия, чтобы подготовить животное к перевозу.

За 5 дней до момента вывоза животного в этом же учреждении оформляется соответствующее ветсвидетельство необходимой формы. При вывозе на Украину кошкам требуется пройти дополнительное исследование на ряд возбудителей.

Особенности сертификатов на экспорт

При ввозе на территорию РФ и вывозе в другие регионы с благоприятной экологической обстановкой, на которой отсутствуют карантинные области, по установленным правилам допускается перевозка при наличии фитосанитарного сертификата на экспорт. Однако в ряде случаев таможенные органы вправе запросить и другие документы. Поэтому экспортерам настоятельно рекомендуется готовить весь пакет документов, в том числе и карантинный сертификат. Наличие представленных выше документов подтверждает соответствие товара установленным правилам по обеспечению карантина у растений.

Какая фитопродукция входит в понятие подкарантинной?

К такому виду продукции относятся:

Сельскохозяйственные культуры, а также лесные и декоративные подвиды, в том числе дикорастущие;

Свежевыращенные фрукты и овощи, садовые и дикорастущие ягоды;

Зерно и продукты переработки зерновых культур и культур, предназначенных для пряжи;

Лекарственные растения;

Сушеные плоды овощных культур;

Насекомые, которые могут стать возбудителями фитоболезней;

Древесина и почва;

Трава, в том числе и высушенная.

Какие документы обязательны к вывозу фитопродукции?

Каждая поставка, включающая в себя подобную продукцию на вывоз из страны, обязана иметь разрешающий фитосанитарный сертификат на экспорт (ФСС).

Однако существует ещё одна особенность, широко использующаяся импортерами. Разрешается ввозить на территории, свободные от карантинных областей, фитопродукцию по карантинному сертификату (КС), выданному в соответствии с соблюдением правил перевоза продукции растительного происхождения. Наличие подобного сертификата обязательно в местах приёма фитопродукции на месте назначения с оформлением соответствующего акта.

Где получить фитосанитарный сертификат?

Ответ на вопрос о том, кто выдает рассматриваемый сертификат, прост. Сертификаты, необходимые к вывозу и ввозу продукции растительного происхождения, выдаются отделом надзора в области карантина растений на основании разрешения предоставления данной государственной услуги.

Решение о выдаче фитосанитарного и карантинного сертификатов принимается в течение 3 дней со дня подачи заявки. С момента выдачи документ считается действительным в течение 2 недель для пересечения границы с фитопродукцией при ввозе в страны Шенгенского соглашения и в течение месяца — при экспорте в другие страны вне зоны Евросоюза.

Какие документы необходимы для получения ФСС и КС?

При заполнении заявлений на получение сертификатов необходимо предоставить:

Копию договора, в связи с заключением которого осуществляется перевоз фитопродукции:

Копию удостоверяющего личность документа;

Заключение о фитосанитарном состоянии перевозимой продукции.

Получить данные виды сертификатов можно в региональных представительствах Россельхознадзора.

При транспортировании растительной или животной продукции на территорию РФ, правительство страны выдало постановление, согласно которому необходимо проводить сертификацию данной продукции. Проведение таких мер необходимо для удостоверения, что импортируемые товары – качественны и не содержат в себе вредные вещества (например, инфекции) и не являются переносчиками различных заболеваний.

Карантинный сертификат официальный документ, который выдается при успешном прохождении процесса сертификации и подтверждает, что импортируемая продукция была изготовлена в экологически чистых регионах.

В каждом территориальном центре сертификации имеется в наличии перечень продукции, которая обязательно подлежит прохождению сертификации и оформлению сертификата.

Оформление карантинного сертификата производится на границе страны, куда поступают импортируемые товары. В центре ветеринарной и фитосанитарной службы проводятся экспертные исследования и проверки импортируемого товара на наличие вредных веществ и заболеваний. Карантинный сертификат оформляется сразу же после проведений всех необходимых проверок (при условии успешного их прохождения). Перед осуществлением проверки импортируемой продукции, в центр необходимо представить следующую документацию:

  • заявление на оформление карантинного сертификата;
  • документация компании изготовителя импортируемой продукции;
  • документация компании, принимающей данную продукцию на территории РФ;
  • копии документов (контракты), согласно которым осуществляется транспортировка продукции;
  • копии документов аренды (права собственности) складских помещений – место конечной транспортировки продукции;
  • документация, подтверждающая проведения необходимых норм безопасности (в том числе и дезинфекции) складских помещений;
  • полученные ранее сертификаты соответствия на продукцию.

Карантинный сертификат на животную и растительную продукцию, которая экспортируется с территории РФ, также необходим для оформления. Оформление карантинного сертификата в данном случае производится в центрах сертификации, которые находятся на территории страны и имеют соответствующую аккредитацию и лабораторию для проведения проверок. В данных лабораториях эксперты центра проводят исследование на инфицирование продукции. При условии прохождения проверок, оформление карантинного сертификата практически закончено.

Важно помнить, карантинный сертификат – не единственный документ, разрешающий ввоз продукции на территорию РФ. До его оформления необходимо получить другие сертификаты соответствия на импортируемую (экспортируемую) продукцию. Данные сертификаты оформляются согласно правилам сертификации, которые можно узнать в любом центре сертификации. Кроме того, на продукцию, которая подпадает под определение «подкарантинная продукция» необходимо оформить фитосанитарный сертификат. Данный документ оформляется в территориальных центрах Федеральной службы ветеринарного и фитосанитарного надзора. Оформление карантинного сертификата возможно только при наличии вышеуказанных сертификатов.

Помимо прочего, необходимо помнить, что не только продукция животного или растительного происхождения нуждается в оформлении карантинного сертификата, но и следующая продукция.



Если заметили ошибку, выделите фрагмент текста и нажмите Ctrl+Enter
ПОДЕЛИТЬСЯ:
Выселение. Приватизация. Перепланировка. Ипотека. ИСЖ