Выселение. Приватизация. Перепланировка. Ипотека. ИСЖ

Многие иностранцы желают получить гражданство другого государства, чтобы иметь возможность пользоваться всеми политическими привилегиями и социальными благами.

Как известно, приобрести статус резидента в другой республике можно несколькими способами:

  1. По факту рождения. Если человек родился, например, в Российской Федерации, и его родители являются резидентами этого государства, то новорождённый автоматически становится гражданином России.
  2. Путём восстановления. Другими словами процесс восстановления называется реинтеграцией.
  3. Путём приобретения. Часто этот процесс называют натурализацией.

Именно приобретение статуса гражданина какой-либо страны называется оптацией. Термин «оптация» в переводе с латинского языка означает выбор или желание. Осуществить оптацию гражданства может лишь особа, имеющая двойное гражданство. Также рассчитывать на это могут лица, имеющие гражданство одной республики, но проживающие на территории другой.

Но воспользоваться такими правами могут не все желающие. Это относится лишь к резидентам тех государств, которые предусматривают такую возможность. Одной из таких стран является Российская Федерация. Если, например, иностранец желает поменять своё место жительства на Россию, то ему даётся определённый срок для принятия окончательного решения относительно выбора места проживания.

Если иностранец желает оставить своё нынешнее гражданство, всё остаётся без изменений.

При выборе стать резидентом России, статус гражданина Российской Федерации ему присваивается с приездом для постоянного места жительства в эту республику. Но стоит помнить, что человек желающий осуществить такую сложную процедуру должен проживать на территории, которая отделилась от России, или в другой республике с которой у России подписан договор.

Не стоит путать оптацию с приобретением гражданства. Эти два понятия отличаются друг от друга. Оптация – это выбор, который должен обязательно сделать человек для того, чтобы окончательно решить на территории какой страны он хочет проживать.

Например: если человек приехал в Италию и изъявляет желание стать резидентом этой страны, то он не имеет права пользоваться правами оптации. Он может получить итальянское гражданство только путём натурализации. Но это более трудоёмкий процесс, занимающий несколько лет. При оптации же гражданство присваивается с момента въезда на территорию страны на постоянное место жительства.

Не стоит путать также восстановление статуса резидента и оптацию. Это разные процессы.

Под восстановлением понимается процесс приобретения гражданства в кратчайшие сроки. Оптация способствует массовому переселению людей из одних республик в другие. Но стоит помнить, что без международного соглашения смена гражданства путём оптации невозможна.

Разновидности оптации:

  1. Негативная. При негативной лица принимают другое гражданство.
  2. Позитивная. При позитивной человек сохраняет существующий статус.

Существует несколько случаев, когда оптация необходима:


Исторические данные

Чтобы лучше понять процесс осуществления оптации предлагаем вам рассмотреть ситуацию на примере.

После Второй мировой войны, Союз Советских Социалистических Республик и Польша подписали договор, свидетельствующий об обмене жителями. В то время многие представители Польши по рождению и роду смогли вернуться на свою историческую родину. Вернувшись, они автоматически стали резидентами Польши. Те же кто вернулся на постоянное место жительства в Союз Советских Социалистических республик стали резидентами СССР.


Итоги Второй Мировой войны. Раздел Европы

Чиновник выстраивает мнение о заявителе, который изложил собственные причины, просматривая обращение и его смысл. В реальности письмо это отражение характера заявителя. Это случается очень ответственнымв местах, если результат зависит от внутреннего решения. Составить полезный образец у специалиста стоит больших денег. Потому что отсутствие ошибок труд, не возможный без квалификации.

Оптация – один из способов получить или прекратить гражданство, в связи с территориальными изменениями, применяется в конституционном и международном праве. Оптация, как способ приобретения или прекращения гражданства, предусмотрена Законом РФ «О гражданстве РФ», где она определяется, как право отдельного лица на выбор гражданства при изменении государственной принадлежности территории, на которой оно проживает. При территориальных изменениях, конкретный порядок и срок выбора гражданства определяют в соответствии с международным договором государства. Если сроки, установленные определенным договором, истекли, то изменить гражданство посредством оптации невозможно.

Международно-правовые вопросы гражданства. Понятие гражданства, порядок его приобретения и прекращения

Вступление договора в силу.

Формы прекращения и приостановления действия договора.

Прекращение договора возможно посредством денонсации и аннулирования.

Денонсация - это отказ государства от договора с предва­рительным предупреждением других участников, когда такой отказ, его порядок и условия прямо предусмотрены догово­ром.

Аннулирование – это отказ государства от договора, когда есть к этому достаточные основания, строго определенные нормами международного права. Основания аннулирования договора:

1) существенное нарушение договора другими участниками

2) невозможность исполнения договора из-за утраты или уничтожения объекта

3) коренное изменение обстоятельств.

Закон Республики Беларусь от 23 июля 2008 года «О международных договорах Республики Беларусь» заменил действовавший до этого времени Закон Республики Беларусь от 23 октября 1991 года «О международных договорах Республики Беларусь».

Тема: Вопросы населения в международном праве

Под термином «гражданство» в науке международного и конституционного права понимается устойчивая правовая связь между физическим лицом и государством, влекущая за собой их взаимные права и обязанности.

Двумя основными способами приобретения гражданства, признаваемыми международным правом и закрепляемыми в национальных законодательствах, являются происхождение от граждан данной страны - так называемое «право крови» (jus sanguinis) и факт рождения в пределах государственной территории - так называемое «право почвы» (jus soli).

Другим способом приобретения гражданства является натурализация, т.е. получение гражданства на основе акта компетентного органа государства. В качестве условий натурализации законодательство большинства государств предусматривает проживание на своей территории в течение определенного времени, владение официальным языком, наличие законных средств к существованию, отсутствие фактов нарушения законодательства и др.

Частным случаем приобретения гражданства является реинтеграция (восстановление), т.е. вторичное приобретение гражданства данного государства лицами, ранее утратившими его (например, в связи с замужеством).

Изменение гражданства может иметь место в результате перехода части территории одного государства к другому. При этом перемена гражданства возможна в форме трансферта или оптации. Исторически трансферт предшествует оптации. Под ним понимается автоматическое изменение гражданства населения определенной территории, перешедшей к другому государству.

Оптация представляет собой право жителей территории, перешедшей от одного государства к другому, самостоятельного выбора гражданства путем подачи индивидуального заявления.

Наиболее распространенными способами прекращения гражданства являются: экспатриация, утрата.

Экспатриация предполагает добровольный выход лица из гражданства путем подачи соответствующего заявления.

Утрата гражданства происходит по установленным государством основаниям, к которым обычно относятся:

Добровольное приобретение гражданства другого государства;

Усыновление ребенка иностранцем;

Приобретение гражданства путем предоставления ложной информации либо с помощью поддельных документов;

Добровольное поступление на военную службу в другом государстве и др.

Тема: Вопросы территории в международном праве.

ОПТАЦИЯ

См. также в других словарях:

оптация - и, ж. optation f. <лат. optatio желание, избрание. Выбор гражданства, обычно представляемый населению территории, перешедшей от одного государства к другому. БАС 1. Возникновение окраинных государств и связанные с ними оптация и выезд новых… … Исторический словарь галлицизмов русского языка

ОПТАЦИЯ - (от лат. opto выбирать) один из способов приобретения и прекращения гражданства; заключается в выборе гражданства при изменении государственной принадлежности территории. Лица, проживающие на территории, переходящей от одного государства к… … Юридический словарь

Оптация - выбор гражданства лицами, имеющими гражданство двух или более государств, производимый в соответствии с действующим законодательством государства пребывания. Словарь бизнес терминов. Академик.ру. 2001 … Словарь бизнес-терминов

ОПТАЦИЯ - (латинское optatio желание), в международном праве выбор лицом гражданства той или иной страны в случае передачи какой либо территории от одного государства другому (например, по мирному договору 1920 между Россией и Финляндией), при двойном… … Современная энциклопедия

ОПТАЦИЯ - (от лат. optatio желание) в международном праве выбор лицом гражданства (обычно при передаче территории, на которой это лицо живет, от одного государства другому) … Большой Энциклопедический словарь

ОПТАЦИЯ - ОПТАЦИЯ, оптации, жен. (лат. optatio) (неол. юр.). Выбор гражданства (подданства), предоставляемый тем лицам, которые проживают в какой нибудь стране и желают вернуться на родину, после того как территория, на которой они родились, перешла о… … Толковый словарь Ушакова

оптация - сущ. кол во синонимов: 1 выбор (16) Словарь синонимов ASIS. В.Н. Тришин. 2013 … Словарь синонимов

ОПТАЦИЯ - (от лат. optatio желание, выбор) англ. option; нем. Option. 1. Право свободного выбора гражданства, обычно представляемое населению территории, переходящей от одного государства к другому. 2. Выбор того или иного образа жизни и деятельности из… … Энциклопедия социологии

Оптация - (от лат. optatio желание) в международном праве выбор лицом гражданства (обычно при передаче территории, на которой это лицо живет, от одного государства другому). Политическая наука: Словарь справочник. сост. проф пол наук Санжаревский И.И..… … Политология. Словарь.

оптация - (лат. optatio желание; выбор) выбор гражданства, обычно предоставляемый населению территории, переходящей от одного государства к другому. Новый словарь иностранных слов. by EdwART. 2009. оптация оптации, ж. [латин. optatio] (нов. право). Выбор … Словарь иностранных слов русского языка

Оптация - это выбор гражданства, имеет место в случае, когда какая то территория переходит в соответствии с международным договором от одного государства другому. Жителям такой территории обычно предоставляется право выбрать гражданство того или другого… … Большой юридический словарь

Гражданство: порядок его приобретения и прекращения

Понятие гражданства (подданства). Подавляющее большинство населения той или иной страны, как правило, составляют граждане или подданные. С понятиями «гражданин» и «подданный» связаны такие понятия, как «гражданство» и «подданство». Под гражданствомследует пониматьустойчивую правовую связь личности (человека) с государством, выраженную в их взаимных правах и обязанностях. Это означает, что:

1) взаимоотношения граждан со своим государством носят устойчивый, т. е. постоянный и чаще всего пожизненный характер, в то время как взаимоотношения иностранцев с государством характеризуются временной связью;

2) связь гражданина с государством носит личный характер, тогда как связь иностранца с государством страны пребывания – территориальный. Это проявляется, в частности, в том, что, когда иностранец покидает страну пребывания, его связь с государством этой страны прекращается. Если же свою страну покидает гражданин, выезжая за рубеж, его связь с государством сохраняется;

3) связь гражданина с государством носит двусторонний характер. С одной стороны, гражданин наделяется правами и обязанностями, с другой – государство обладает правами и обязанностями по отношению к гражданину.

Определенные особенности имеются у гражданства в федеративных государствах. В них, как правило, кроме общефедерального гражданства существует гражданство субъектов федерации. Гражданство субъектов федерации во многом носит номинальный характер, поскольку все граждане федерации по общему правилу равноправны. Например, в п. 60 ст. 6 Конституции Австрии говорится: «Каждый гражданин федерации имеет в каждой из земель те же права и обязанности, что и граждане этой земли». Кстати, конституции подавляющего большинства федеративных государств среди основных прав граждан предусматривают право на свободное передвижение и выбор места жительства.

Как устойчивая правовая связь личности с государством, выраженная в их взаимных правах и обязанностях, может быть определено и подданство, поскольку во многих современных монархиях оба термина употребляются как равнозначные, а в конституциях и законодательстве некоторых из них (Бельгии, Испании, Нидерландах) термин «подданство» заменен термином «гражданство».

Гражданство было известно уже в рабовладельческих государствах, но гражданами здесь являлись только свободные. В феодальных государствах существовало главным образом подданство, которое означало не просто подвластность населения монарху, но и феодальную зависимость от него. В буржуазных государствах существуют как гражданство, так и подданство, которые принципиально не различаются, поскольку выражают равноправие всех членов общества.

Гражданство является основой правового положения личности в государстве. Обладание гражданством дает возможность иметь и осуществлять любые юридические права и обязанности, предусмотренные законодательством страны. Поэтому не случайно в ст. 15 Всеобщей декларации прав человека записано: «Каждый человек имеет право на гражданство».

Приобретение гражданства. Порядок приобретения гражданства, равно как и выход из него, определяется каждым государством самостоятельно. В Российской Федерации он определяется Федеральным законом «О гражданстве Российской Федерации» от 31 мая 2002 г. и некоторыми другими нормативно-правовыми актами.

Существует несколько способов приобретения гражданства, основными из которых являются два: по рождению («филиация») и в результате натурализации («укоренение»). Приобретение гражданства по рождению осуществляется автоматически и не требует со стороны лица совершения каких-либо действий, свидетельствующих о его желании приобрести гражданство данного государства. При этом применяется два принципа: «право крови» и «право почвы». Согласно принципу «права крови» гражданином признается ребенок, родившийся от граждан данного государства независимо от того, на территории какого государства он родился. Если родители ребенка имеют разное гражданство, то по законодательству многих стран вопрос о гражданстве ребенка решается на основании письменного соглашения родителей о выборе гражданства ребенка. В некоторых государствах для приобретения ребенком гражданства данного государства достаточно, чтобы один из родителей имел гражданство этого государства. В соответствии с принципом «права почвы» гражданином государства признается ребенок, родившийся на территории данного государства, независимо от гражданства его родителей. Так, согласно ст. 30 мексиканской Конституции «мексиканцами по рождению являются: I) дети, родившиеся на территории Республики, какой бы национальности ни были их родители; II) дети, родившиеся за границей от родителей-мексиканцев, от отца-мексиканца или от матери-мексиканки; III) дети, родившиеся на мексиканском военном или торговом корабле или в самолете». Надо заметить, что в большинстве современных государств применяются в сочетании оба принципа.

Приобретение гражданства в результате натурализации связано с обращением лица в установленные законом государственные органы с просьбой о предоставлении ему гражданства. Чаще всего этого добиваются лица, прибывшие в страну в соответствии с правилами иммиграционного законодательства, а также лица, усыновленные гражданином данного государства, вступившие в брак и т. д. В большинстве стран для натурализации необходимо, чтобы лицо, желающее стать гражданином государства, постоянно проживало на его территории. В ряде государств к таким лицам предъявляются и другие требования. Процедура натурализации носит сложный и зачастую унизительный характер. Обычно законодательство требует от иммигрантов знания государственного языка данной страны, наличия средств к существованию, доказательств отсутствия тяжелых заболеваний. В США, например, требуется давать клятву верности этой стране. Немаловажное значение придается политическим взглядам иммигрантов. Сложность процедуры предоставления гражданства нередко заставляет иммигрантов вообще не обращаться за получением гражданства и жить без признания и защиты своих прав и свобод.

Существуют и такие способы приобретения гражданства, как репатриация, оптация, трансферт и регистрация. Репатриация –восстановление в гражданстве. Она возможна для лица, которое состояло в гражданстве данного государства, но по каким-то причинам его утратило. Восстановление в гражданстве может осуществляться как по желанию лица, так и по воле государства. Восстановление в гражданстве, когда оно осуществляется по воле лица, аналогично натурализации, но отличается от последней, как правило, упрощенным порядком. Восстановление в гражданстве, когда оно осуществляется по воле государства, может происходить тогда, когда изменяется законодательство о гражданстве, ранее предусматривающее наказание в виде лишения гражданства. Оптация – это право лица выбрать гражданство. Такой выбор имеет место в случаях, когда какая-то территория переходит от одного государства к другому. Жителям этой территории предоставляется право либо сохранить прежнее гражданство, либо получить новое. Похожим способом приобретения гражданства (точнее его изменения) является трансферт . Трансферт применяется автоматически при переходе территории одного государства к другому. При этом гражданство изменяется без согласия граждан. Трансферт имел место, например, при объединении ФРГ и ГДР в 1990 г. Регистрация как способ приобретения гражданства заключается в упрощенном порядке получения гражданства для лиц, обладающих кровными или другими связями с данным государством (например, для лиц, у которых супруги, или дети, или родственники по восходящей линии проживают в данном государстве и являются его гражданами).

Гражданство может быть приобретено также в результате вступления в брак с гражданином (гражданкой) данного государства, а также усыновления иностранного гражданина или лица без гражданства гражданином данного государства.

Прекращение гражданства. Гражданство может быть прекращено по разным обстоятельствам: в результате отказа от гражданства (выхода из гражданства), утраты гражданства, лишения гражданства, оптации другого гражданства и др. Рассмотрим некоторые из них.

Отказ от гражданства или выход из него может иметь место вследствие добровольного волеизъявления заинтересованного лица, которое подает в компетентные органы государства соответствующее заявление, и согласия этих органов. Основания для отклонения заявления о выходе из гражданства обычно устанавливаются законом. Так, согласно ст. 20 Закона РФ «О гражданстве Российской Федерации» основаниями отказа в выходе из гражданства Российской Федерации являются, если гражданин РФ: а) имеет не выполненное перед Российской Федерацией обязательство, установленное федеральным законом; б) привлечен компетентными органами Российской Федерации в качестве обвиняемого по уголовному делу либо в отношении его имеется вступивший в законную силу и подлежащий исполнению обвинительный приговор суда; в) не имеет иного гражданства и гарантий его приобретения. При отсутствии оснований для отказа в выходе из гражданства ходатайство заявителя должно быть удовлетворено.

Лишение гражданства. Статья 15 Всеобщей декларации прав человека, провозглашая право человека на гражданство, говорит и о том, что никто не может быть произвольно лишен своего гражданства. Аналогичные положения закреплены в конституциях многих демократических государств, в том числе и в Конституции Российской Федерации (ч. 3 ст. 6). Вместе с тем во многих странах законодательство позволяет органам исполнительной власти лишать человека гражданства по тем или иным основаниям (например, в некоторых странах лица, занимающиеся нежелательной для правительства политической деятельностью, могут быть лишены гражданства). В соответствии с положениями отдельных конституций лицо может быть лишено гражданства по приговору суда за совершение определенных преступлений. Лица, лишенные гражданства, подлежат высылке из страны (экспатриация ).

Утрату гражданства законодательство ряда стран выделяет в качестве особого основания прекращения гражданства. Утрата гражданства носит в известной мере автоматический характер вследствие совершения лицом определенных запрещенных действий. Таковыми, например, могут быть: поступление на иностранную государственную службу, использование фальшивых документов при приобретении гражданства, неподдержание проживающим за границей лицом связи со своим государством в течение установленного времени. Иногда подобного рода факты в одних странах относятся к основаниям для лишения гражданства, в других – для констатации фактического выхода из него.

XI МЕЖДУНАРОДНОЕ ГУМАНИТАРНОЕ ПРАВО

Современное международное право в мирное и военное время призвано решать гуманитарные проблемы: будь то обеспечение пищей и водой, жильем, проблемы здравоохранения, борьбы с международной преступностью, против новых форм рабства и дискриминации.

Международное гуманитарное право комплексная отрасль современного международного права, включающая принципы и нормы, которые непосредственно обращены к человеку применительно к обстоятельствам жизни государств и их населения. Ученые расходятся во мнениях относительно объемов и перечней правовых институтов, включаемых в отрасль международного гуманитарного права, поэтому далее мы рассмотрим только основные из них, касающиеся населения государств и международной защиты прав личности.

Каждому из людей юридически свойственно принадлежать к определенному государству, которое он считает своей родиной, которому он верен (привержен от своего рода), с народом которого он чувствует свое духовное единение как полноправный член общества.

Мнения исследователей о количестве народов, населяющих Землю, расходятся: по одним оценкам, на планете живет 2 тысячи разных народов, по другим – 3 тысячи и более, и прежде всего потому, что разные научные школы по-разному понимают термин «народ». В некоторых странах понятие «народ» определяется по языковой принадлежности, а языков в мире насчитывают свыше 9 тысяч. В России более 25 процентов населения живет в этнически смешанных семьях. В современных условиях на первое место выходит государственное самосознание и его правовая идентификация.

В состав населения государства юридически входят:

♦ граждане данного государства;

♦ иностранные граждане;

♦ лица без гражданства – апатриды (от гр. apatris – «без родины»);

♦ лица, имеющие двойное и множественное гражданство, – бипатриды и мультипатриды.

Каждый человек находится под властью государства, от которого или в единении с которым он приобретает права и обязанности, гражданское достоинство и воинскую честь. Международно-правовая фиксация этого состояния овеществляется в институте гражданства.

Гражданство (в монархиях – подданство) – это правовое состояние человека по отношению к своему государству, с которым человек имеет устойчивую политико-правовую связь в виде совокупности их взаимных прав и обязанностей. Кроме того, категория гражданства означает триединство таких элементов, как институт права, субъективное право и правоотношение. Государство покровительствует своим гражданам, обеспечивая им государственную защиту. В свою очередь граждане несут долг верности своей стране, высшим проявлением которого является воинский и служебный долг по защите Родины.

Вопросы гражданства, включая порядок его приобретения или утраты, относятся к внутренней компетенции государства. Каждое государство определяет в соответствии со своим законодательством, кто является его гражданином. В России институт гражданства образуют принципы и нормы, закрепленные в Конституции Российской Федерации (ст. 6, 61–63, 71, 89), Федеральном законе «О гражданстве Российской Федерации»; Положении о порядке рассмотрения вопросов гражданства Российской Федерации; в других нормативных правовых актах.

Институт гражданства подробно изучается в курсах конституционного права России и Конституционного права зарубежных стран, это позволяет нам далее сосредоточиться только на международно-правовых аспектах гражданства.

Назначение международного права применительно к гражданству заключается в регулировании межгосударственных отношений, возникающих в процессе реализации института гражданства в интересах каждого из государств (в том числе регулирующих воинскую обязанность в случаях множественного гражданства).

Институт гражданства служит интересам не только личности, но общества и государства. Это единственный институт, являющийся универсальным по своему демократизму и всеобъемлющим по сфере интересов, а также охватывающий многие области человеческих отношений. Это делает его исключительно важным для выработки норм и воплощения демократических надежд народов разных стран. Институт гражданства призван обеспечить координацию поведения государств по отношению к свободе личности.

Источники международно-правовых норм о гражданстве включают универсальные акты, в том числе конвенции ООН о статусе апатридов (1954), о сокращении безгражданства (1961), Европейскую конвенцию о гражданстве (1997) и др. Сущность российского подхода к международной регламентации гражданства выражается в том, чтобы создать условия для предоставления гражданства каждой личности во всех случаях, когда юридически установлена ее связь с родиной. Это особенно важно в рамках СНГ, где заключены соглашения:

♦ об упрощенном порядке приобретения гражданства (российско-казахстанское соглашение от 20 января 1995 г., российско-кыргызстан-ское соглашение от 28 марта 1996 г., Конвенция СНГ от 19 января 1996 г. и четырехстороннее соглашение от 26 февраля 1999 г.);

♦ об урегулировании двойного гражданства (российско-казахстанский меморандум от 28 марта 1994 г., российско-таджикистанский договор от 7 сентября 1995 г. и др.).

Принципы гражданства состоят в том, что внутригосударственное законодательство одного государства признается другими государствами, если оно соответствует международным конвенциям, международному обычному праву и общепризнанным принципам права в отношении гражданства. Правовые нормы каждого государства – участника соглашений, регулирующие гражданство, основываются на следующих четырех принципах:

♦ каждый человек имеет право на гражданство;

♦ следует избегать безгражданства;

♦ никто не может быть произвольно лишен своего гражданства;

♦ ни вступление в брак, ни расторжение брака между гражданином государства-участника и иностранцем, ни изменение гражданства одним из супругов во время пребывания в браке не влекут за собой автоматически последствий для гражданства другого супруга.

Известны два способа приобретения гражданства: по рождению (филиация) и по укоренению (натурализация). При решении вопроса о приобретении гражданства по рождению применяются два принципа: национальный («права крови» – jus sanguinis) и территориальный («права почвы» – jus soli). Натурализация иностранца или лица без гражданства осуществляется по его просьбе (ходатайству). Условия натурализации определяются самим государством.



Правопреемство государств и гражданство регулируются исходя из соблюдения принципов верховенства права и других норм, касающихся прав человека. При этом учитываются применительно к каждому человеку наличие подлинной и реальной его связи с государством, постоянное место жительства в момент правопреемства государств, воля (желание) человека и его место рождения (происхождения). В случаях правопреемства государства принимают меры для урегулирования вопросов гражданства путем заключения специальных соглашений.

Приобретение гражданства в исключительном порядке имеет место при территориальных изменениях. В этом случае различают: добровольный выбор гражданства (оптацию) и автоматическое предоставление гражданства (трансферт).

Оптация (от лат. optatio – желаю) означает добровольный выбор гражданства в результате территориальных изменений. При этом каждое лицо может сохранить свое прежнее гражданство и переселиться на территорию другого государства или принять гражданство государства и остаться жить на прежнем месте. Так, 29 июня 1945 г. был подписан протокол об оптации к Договору между СССР и Чехословакией о Закарпатской Украине, согласно которому лица, проживавшие в районах Словакии и на территории Закарпатской Украины, могли выбирать гражданство СССР или Чехословакии.

Трансферт (от лат. transfero – переношу, перемещаю) – автоматическое изменение гражданства в результате территориальных изменений. Трансферт по времени может предшествовать оптации.

Недискриминация по признаку пола, религии, расы, цвета кожи или национального или этнического происхождения в вопросах гражданства является обязанностью каждого государства. Государство обязано предусмотреть в своем внутреннем законодательстве возможность приобретения его гражданства в силу закона (ехіеде) детьми, родившимися на его территории, один из родителей которых в момент рождения этих детей имеет гражданство данного государства, а также подкидышами, найденными на его территории, которые в противном случае были бы лицами без гражданства.

Каждое государство обязано предусмотреть возможность получения гражданства лицами, законно и постоянно проживающими на территории данного государства. При определении условий приема в гражданство государство не должно предусматривать срок проживания, превышающий 10 лет перед подачей лицом заявления о получении гражданства. Облегченный порядок приобретения гражданства предусматривается для:

♦ супругов лиц, являющихся гражданами данного государства;

♦ детей одного из граждан, усыновленных им (в том числе ходатайствующих о приеме в гражданство);

♦ лиц, которые родились на территории государства, законно и постоянно проживают на ней;

♦ апатридов и беженцев, постоянно проживающих на территории государства.

Сотрудники дипломатических представительств и члены их семей, согласно Венской конвенции о дипломатических сношениях 1961 г., не могут приобретать гражданство того государства, где они находятся, в том порядке, который установлен в этом государстве.

Утрата гражданства по инициативе государства не допускается, за исключением следующих случаев:

♦ добровольное приобретение другого гражданства;

♦ приобретение гражданства путем мошенничества, предоставления ложной информации или сокрытия любого, относящегося к делу факта, касающегося заявителя;

♦ добровольная служба в вооруженных силах иностранного государства;

♦ поведение, причиняющее серьезный ущерб жизненно важным интересам государства;

♦ отсутствие реальной связи между государством и гражданином, постоянно проживающим за границей;

♦ усыновление ребенка, если ребенок приобретает или имеет иностранное гражданство одного или обоих усыновляющих его родителей, и др.

Утрата гражданства по инициативе лица допускается в том случае, если соответствующие лица не становятся в результате этого лицами без гражданства. Государство вправе разрешить отказываться от гражданства только тем гражданам, которые постоянно проживают за границей. Государство должно способствовать восстановлению его гражданства бывшими гражданами, законно и постоянно проживающими на его территории.

Процедуры, касающиеся вопросов гражданства, включают определенный порядок и разумные сроки рассмотрения заявлений, их документирование и письменные формы ответа на них, а также право на их пересмотр. Государство обязано обеспечить разумные размеры сборов за приобретение, сохранение, утрату, восстановление или подтверждение гражданства.

Множественное (двойное) гражданство допускается в виде исключения из закона (ех іеде) для лиц, имеющих гражданство нескольких государств, приобретенное ими автоматически при рождении или вступлении в брак. Государства должны определить в своем законодательстве, сохраняют или утрачивают гражданство его граждане в случае, если они приобретают или имеют гражданство другого государства, а также является ли условием приобретения или сохранения его гражданства отказ от другого гражданства или утрата последнего.

Множественное гражданство – отнюдь не новое явление права. Нельзя также считать, что во всех случаях оно приносит пользу государствам и народам. Оно может использоваться и в реакционных целях. Так, законодательство фашистской Германии и милитаристской Японии не лишало немцев и японцев своего гражданства, если они приобретали гражданство других государств. В этом фашисты усматривали военную пользу.

В современных условиях ошибки в решении вопросов множественного гражданства опасны тем, что они могут способствовать международной преступности и таким ее проявлениям, как терроризм, наркопреступность и торговля людьми.

В истории отношений между государствами известно много случаев, когда государства заключали соглашения и конвенции, касающиеся военной службы лиц с двойным гражданством. В 1930 г. Лига Наций приняла Протокол о воинских обязанностях в некоторых случаях двойного гражданства. США и Норвегия 1 сентября 1930 г. подписали договор, по которому лицо, имеющее гражданство этих двух государств, не будет привлекаться к военной службе государством его второго гражданства, если обычное местожительство этого лица находится в стране его рождения. 31 января 1933 г. США и Швеция подписали Конвенцию о военной службе лиц с двойным гражданством, в которой устанавливалось, что лица, имеющие гражданство обоих государств, но постоянно проживающие на территории одного из них и тесно с ним связанные, освобождаются на территории другой страны от выполнения воинской обязанности.

После Второй мировой войны ряд стран заключили соглашения о военной службе лиц с двойным гражданством. Так, в 1948 г. между США и Францией, а в 1949 г. между Францией и Великобританией состоялся обмен письмами, в которых констатировалось, что лица с двойным гражданством будут считаться выполнившими свои воинские обязанности в соответствующем государстве во время войны 1939–1945 гг., если они выполнили их за этот период в вооруженных силах другой страны.

Европейская конвенция о гражданстве (1997) предусматривает, что выполнение воинской обязанности в случаях множественного гражданства должно быть урегулировано, с тем чтобы человек нес эту обязанность в каком-либо одном из государств. Это определяется специальными соглашениями, регулирующими исполнение гражданами воинской обязанности в том государстве, на территории которого они постоянно проживают. Тем не менее граждане могут до достижения 19-летнего возраста пройти военную службу в качестве добровольцев в любом другом государстве в течение полного срока действительной военной службы. Молодой человек вправе пройти военную службу по своему выбору на территории любого из государств, гражданином которых он является. Лица, которые прошли действительную военную службу в одном из государств и впоследствии переехали на постоянное жительство в другое государство, подлежат призыву на военную службу в качестве военнослужащих запаса. Мультипатриды подлежат воинскому призыву по мобилизации в том государстве, на территории которого они постоянно проживают.

Правовое положение иностранцев представляет собой достаточно сложный предмет международно-правового регулирования. Иностранцы – это жители (постоянные или временные) одного государства, имеющие гражданство (подданство) другого государства. Режим пребывания иностранцев регулируется национальным законодательством и международными договорами. Так, национальными актами государства устанавливается порядок въезда в страну, пребывания в ней и выезда из страны. В большинстве стран, в том числе и в России, существует разрешительная система въезда иностранцев. Въезд и выезд разрешается при наличии виз – специально оформленных разрешений. Государство своими законодательными актами, соглашениями с другими государствами регулирует объем прав и обязанностей, определяет порядок пребывания иностранцев на территории своего государства, т. е. устанавливает режим пребывания иностранцев. Различают следующие виды режимов:

♦ режим наибольшего благоприятствования, при котором всем иностранцам, проживающим на территории государства, предоставляются одинаковые права и не устанавливаются различия в их правовом положении (в зависимости от гражданства, происхождения или иных обстоятельств);

национальный режим, означающий, что иностранцы уравниваются в правах с гражданами государства пребывания во всех отношениях, включая гражданско-правовые, трудовые, пенсионные и др.;

♦ специальный режим, при котором в зависимости от гражданства, страны происхождения, профессиональной принадлежности и других обстоятельств иностранцы ограничиваются в некоторых правах и несут специальные обязанности в отличие от собственных граждан страны пребывания.

Законодательство России, регламентирующее правовое положение иностранцев, устанавливает права, свободы, обязанности и ответственность иностранцев, находящихся на территории страны (Конституция РФ, ч. 3, ст. 62), а также порядок деятельности органов государственной власти, местного самоуправления и организаций в отношении иностранных граждан, лиц, имеющих множественное (двойное) гражданство, и лиц без гражданства. Осуществление прав и свобод иностранными гражданами неотделимо от выполнения ими обязанностей, которые установлены законодательством России, и не должно нарушать права и свободы других лиц, противоречить национальным интересам (Конституция РФ, ст. 17, п. 3).

В области гражданско-правовых отношений иностранцы пользуются теми же гражданскими правами, что и российские граждане. Иностранцы могут приобретать и отчуждать имущество, наследовать, заключать сделки, пользоваться правами в областях образования, здравоохранения, вступать в брак с российскими гражданами, усыновлять и быть усыновленными. Однако национальный режим для иностранцев не означает полного отождествления их в правах с российскими гражданами. Иностранцы, в соответствии с законодательством, могут быть ограничены в праве выбора места жительства на территории России, передвижения. Они не пользуются избирательными правами; не привлекаются к несению воинской обязанности; в области трудовых прав ограничены в выборе некоторых профессий и решают вопросы своего трудоустройства в соответствии с требованиями иммиграционного законодательства.

На иностранцев распространяется юрисдикция страны их пребывания: они обязаны уважать и соблюдать местное законодательство, платить налоги; подлежат административной, уголовной и гражданско-правовой ответственности в случаях совершения ими на территории России правонарушений или преступлений. Конституцией РФ иностранцам гарантируются предусмотренные законом права и свободы, в том числе право на обращение в суд и иные государственные органы для защиты принадлежащих им личных, имущественных, семейных и иных прав.

Граждане Республики Беларусь, проживающие в России, в отличие от других категорий иностранцев, пользуются национальным режимом пребывания в соответствии с российско-белорусским договором о равных правах граждан от 25 декабря 1998 г. Он включает равноправие избирательных прав граждан по формированию органов Союзного государства, равные права на участие в хозяйственной деятельности, на социальное обеспечение, медицинскую помощь, трудоустройство и образование, гарантированную защиту собственности.

Законодательства других стран также в ряде случаев устанавливают национальный режим пребывания для иностранцев. Однако во многих странах иммигранты не пользуются в полном объеме социальными правами, им труднее получить образование и повысить квалификацию, они живут под постоянным страхом быть уволенными в первую очередь; безработица среди иммигрантов, как правило, выше, чем среди собственных граждан этих стран. По оценкам ООН, в 2002 г. общее число лиц, проживающих за пределами стран, в которых они родились, достигло почти 175 млн человек, что вдвое превышает соответствующий показатель предшествующего поколения. Поэтому проблематика международной миграции продолжает оставаться одним из актуальных направлений деятельности мирового сообщества в области защиты прав каждой личности.

Соблюдение основных прав и свобод человека – одно из основных условий стабильности и благополучия, необходимых для мирных и дружественных отношений между народами (Устав ООН, ст. 55). Государства, осуществляющие свои мероприятия в области прав человека, должны стремиться к тому, чтобы способствовать развитию и укреплению мирных и дружественных отношений между народами, так как осуществление прав и реализация основных свобод возможны лишь в условиях мира. Война – это уничтожение человека и, следовательно, его прав и свобод. Поэтому борьба за сохранение мира, за предотвращение войны – это передний край борьбы за права человека.

Развитие международных отношений, научно-техническая революция в военном деле привели к появлению оружия массового поражения, применение которого может уничтожить цивилизацию. В этих условиях встает проблема защиты прав не только одного человека, а народов в целом. Именно из этого исходила Генеральная Ассамблея ООН, принявшая 12 ноября 1984 г. Декларацию о праве народов на мир. Согласно этой декларации, народы планеты имеют священное право на мир (п. 1); сохранение права народов на мир и содействие его осуществлению является одной из основных обязанностей каждого государства (п. 2); обеспечение осуществления права народов на мир требует, чтобы политика государств была сориентирована на устранение угрозы войны, прежде всего ядерной, на исключение применения силы в международных отношениях и разрешение международных споров мирными средствами на основе Устава ООН (п. 3).

Всеобщая декларация прав человека (1948) легла в основу нормотворческой деятельности в области прав человека на международном уровне. Основные права человека получили закрепление в универсальных международных договорах – Пакте о гражданских и политических правах (1966), Пакте об экономических, социальных, культурных правах (1966); в региональных соглашениях – Европейской конвенции о защите прав человека и основных свобод (1950) и протоколах к ней, Американской конвенции о правах человека (1969), Африканской Хартии прав человека и народа (1981). Кроме того, весомый вклад в осуществление кодификационного процесса в области прав человека внесли конвенции ООН, МОТ и ЮНЕСКО, регулирующие права и свободы отдельных групп населения – Конвенция ООН о политических правах женщин (1952), Конвенция ООН о правах ребенка (1989), Конвенция ЮНЕСКО о ликвидации дискриминации в области образования (1960) и др. В настоящее время имеется около 70 конвенций в области прав человека.

Новацией в области договоров по правам человека, отличающей эти документы от Всеобщей декларации, являются детальная трактовка прав человека, закрепление гарантий их реализации государством, выделение особой категории фундаментальных прав человека, не подлежащих ограничению со стороны государств ни при каких обстоятельствах (право на жизнь, недопустимость пыток, свобода мысли и убеждений, право на судебную защиту и др.). Кодификационная деятельность в области прав человека не только способствовала увеличению количества международных стандартов, но и активизировала национальное нормотворчество по их закреплению в законодательстве государств.

Международная защита прав человека – система мероприятий, выработанных в результате сотрудничества государств и направленных на всеобщее уважение и соблюдение прав человека и основных свобод для всех, без различия расы, пола, языка и религии (Устав ООН, ст. 55). Содержанием этого понятия являются:

а) определение прав и свобод личности, которые должны соблюдаться государствами;

б) выработка международных соглашений, в которых закрепляются права и свободы личности, обязательные для исполнения всеми государствами;

в) создание международного механизма по проверке выполнения международных договоров всеми государствами.

В рамках ООН выработано значительное число международно-правовых актов, в которых конкретизировались, уточнялись те или иные права и свободы личности, например, Декларация прав ребенка (1959), Конвенция о политических правах женщин (1952), Декларация о распространении среди молодежи идеалов мира, взаимного уважения и взаимопонимания между народами (1965), Конвенция о ликвидации всех форм расовой дискриминации (1965), Декларация социального прогресса и развития (1969) и др.

Всеобщая декларация прав человека (1948), ставшая эталоном для всех государств, провозгласила принципы свободы (ст. 3), равенства (ст. 2) и братства (ст. 1), основные политические и гражданские права (ст. 4-21): право каждого человека на свободу мысли, совести и религии, право убежища, право на гражданство и др. Декларация представляет собой универсальное воплощение идеи Ж. – Ж. Руссо о том, что «люди рождаются и остаются свободными и равными в правах… Цель каждого государственного союза составляет обеспечение естественных и неотъемлемых прав человека. Осуществление естественных прав каждого человека не встречает лишь те границы, которые обеспечивают прочим членам общества пользование теми же самыми правами. Границы эти могут быть определены только законом».

Благодаря активному участию нашей страны в разработке Декларации в последней были провозглашены социально-экономические права: на труд, отдых, социальное обеспечение, образование и др. (ст. 22–27). Это придало ей значение политического документа, который используется в борьбе против нарушений прав человека. Значение декларации – в заключении принципов универсальности правовой защиты личности (ст. 2). Она стала основополагающим документом, утвердившим права личности и сосредоточившим внимание государств на человеке как части общества. Уходя идейными корнями в доктрину естественного права, она основывается на том, что прав не существует, пока они не воплощены в законе. Вместе с тем в Декларации не содержится материальных гарантий обеспечения демократических прав и свобод. Они сформированы в двух международных пактах о правах человека – об экономических, социальных и культурных правах и о гражданских и политических правах, принятых 16 декабря 1966 г. В отличие от Всеобщей декларации пакты возлагают юридические обязательства по соблюдению прав и личных свобод непосредственно на государства. Пакты содержат положения, направленные на обеспечение мира, запрещение пропаганды войны; в них утверждаются важнейшие социально-экономические и политические права. Первые статьи каждого пакта провозглашают право народов на самоопределение; они указывают на то, что все народы имеют право распоряжаться своей судьбой, и в соответствии с этим правом свободно определяют путь экономического, социального и культурного развития.

Согласно Пакту об экономических, социальных и культурных правах, государства признают право на труд, которое включает право каждого человека на получение возможности зарабатывать себе на жизнь свободно избранным им трудом (ст. 6, п. 1). Меры, направленные на полное осуществление права на труд, включают программы профессионально-технического обучения и подготовки, пути и методы экономического, социального и культурного развития в условиях, гарантирующих основные политические и экономические свободы человека (ст. 6, п. 2). Признается право каждого человека на справедливые и благоприятные условия труда, в том числе на справедливую зарплату и равное вознаграждение за труд равной ценности, условия работы, отвечающие требованиям безопасности и гигиены (ст. 7) и др. Государства признают право каждого человека на социальное обеспечение (ст. 9). Пакты предусматривают меры по практическому осуществлению прав человека, обязывают государства представлять доклады о выполнении принятых на себя обязательств. Эти доклады подлежат публичному обсуждению. Органом, призванным осуществлять проверку выполнения государствами своих обязательств по Международному пакту о гражданских и политических правах, является Комитет ООН по правам человека. Особая роль в этой области принадлежит Верховному комиссару ООН по правам человека и его Управлению (УВКПЧ).

Однако права и свободы личности, закрепленные в международных договорах, не могут существовать вне государства. Каждый человек пользуется только теми правами и свободами, которые установлены Конституцией и законами данного государства. Объем этих прав и свобод зависит от общественно-экономического строя, от исторических и национальных особенностей того или иного государства. Определение объема прав и свобод личности – вопрос внутренней государственной политики каждого государства. Это положение закреплено во многих международно-правовых актах. Так, в Международном пакте о гражданских и политических правах устанавливается, что государства обязаны принять такие законодательные или другие меры, которые могут оказаться необходимыми для осуществления прав, признаваемых в пакте (ст. 2).

Рассмотрим некоторые вопросы международного иммиграционного права. С принятием Всеобщей декларации прав человека право на свободу передвижения получило международное признание. В ст. 13 Декларации говорится, что каждый человек имеет право свободно передвигаться и выбирать себе местожительство в пределах каждого государства, а также покидать любую страну, включая свою собственную, и возвращаться в свою страну. Упорядоченная международная миграция может оказать позитивное воздействие как на страны происхождения, так и на принимающие страны. Подавляющее большинство мигрантов вносят весомый вклад в развитие принявших их стран. В то же время международная миграция влечет за собой потерю людских ресурсов в одних странах, а в других – принимающих – странах она может привести к экономическим трудностям и социально-политической напряженности.

Первоочередное внимание как в национальном, так и в международном праве уделяется урегулированию процесса международной миграции с ее сложным взаимодействием социальных, экономических и политических факторов. В настоящее время сформировалась система норм и принципов международного миграционного права, которые содержатся в следующих источниках:

а) документы универсального характера, прежде всего Устав ООН, конвенции и соглашения ООН: Конвенция МОТ № 97 о трудящихся-мигрантах (1949), Конвенция о статусе апатридов (1954), Конвенция МОТ № 118 о равноправии граждан страны и иностранцев и лиц без гражданства в области социального обеспечения (1962), Конвенция МОТ № 143 о злоупотреблениях в области миграции и об обеспечении трудящимся-мигрантам равенства возможностей и обращения (1975), Международная конвенция о защите прав всех трудящихся-мигрантов и членов их семей (1990), Конвенция об участии иностранцев в общественной жизни на местном уровне (1992) и др.;

б) региональные акты: Заключительный акт (1975), Европейское соглашение об отмене виз для беженцев (1959), Европейское соглашение о нормах, регулирующих передвижение лиц между государствами – членами Совета Европы (1957), Европейская конвенция о правовом статусе трудящихся-мигрантов (1977), Европейское соглашение о передаче ответственности за беженцев (1980) и др.;

в) субрегиональные международно-правовые акты (например, акты СНГ);

г) двусторонние договоры и соглашения, например, межправительственное российско-киргизское соглашение о регулировании процесса переселения и защите прав переселенцев (1995);

д) решения ad hoc межправительственных международных организаций и международных судебных органов.

В связи с ростом угрозы международного терроризма большинство стран ужесточили свою политику в отношении иммигрантов, беженцев и лиц, ищущих убежища. ООН развернула деятельность по сбору, анализу и распространению информации о масштабах, тенденциях и национальной политике в области международной миграции.

По данным ООН, доля стран, ограничивающих масштабы иммиграции, увеличилась с 6 процентов в 1976 г. до 40 процентов в 2005 г. Около 175 млн человек, т. е. почти 3 процента населения планеты, проживают в странах, не являющихся их родиной. С 1970 г. численность мигрантов более чем удвоилась. В начале XXI в. 60 процентов всех мигрантов мира проживают в более развитых регионах, а остальные 40 процентов – в менее развитых. Большинство мигрантов проживают в Европе (56 млн), Азии (50 млн) и Северной Америке (41 млн). Почти каждый десятый житель более развитых регионов мира является мигрантом. Первое место среди стран с наибольшей численностью международных мигрантов занимают США, в которых проживают 35 млн мигрантов; затем следуют Российская Федерация (13 млн) и Германия (7 млн).

Специализированные учреждения ООН занимаются такими вопросами, как потоки рабочей силы, беженцев и лиц, ищущих убежища, воссоединение семей, нелегальные мигранты, незаконный провоз мигрантов через границы, налогообложение, денежные переводы мигрантов и др. С учетом соображений безопасности ведется разработка новых стандартов международного миграционного права.

Около 9 процентов мигрантов являются беженцами. По данным 2000 г., в мире насчитывается около 16 млн беженцев. Контроль соблюдения прав этих лиц входит в компетенцию Управления Верховного комиссара ООН по делам беженцев. В этой области международное сообщество приняло ряд основополагающих документов, направленных на защиту мигрантов. К наиболее важным из них относятся Конвенция о статусе беженцев (1951) и Протокол (1967), а также Конвенция о защите прав мигрантов и пресечении торговли людьми (1990) и Протокол (2000). Конвенция о статусе беженцев ратифицирована большинством стран, в том числе и Россией, предусматривает правовую защиту беженцев и предоставление им особого статуса. Она запрещает высылку или принудительное возвращение на родину лиц, получивших статус беженцев.

В Международной конвенции о защите прав всех трудящихся мигрантов и членов их семей (1990), содержится международное определение различных категорий трудящихся-мигрантов. Конвенция закрепляет ответственность принимающих государств в отношении поощрения прав мигрантов и обеспечения их защиты. Один из протоколов 2000 г. о предупреждении и пресечении торговли людьми, особенно женщинами и детьми, дополняет Конвенцию ООН о борьбе транснациональной организованной преступностью. Другой протокол 2000 г. направлен на борьбу с незаконным ввозом мигрантов по суше, морю и воздуху и на предотвращение такого ввоза. Этот документ подтверждает, что миграция не является преступлением и что мигранты могут быть жертвами международных преступных деяний.

Европейское иммиграционное право наиболее эффективно действует в рамках Европейского союза, установившего, что свободное передвижение людей необходимо для формирования единого рынка, который является конечной целью Союза, и зависит, в частности, от создания общего режима миграции и унификации национальных правил и политики, касающихся населения третьих стран. Хотя Соглашение ЕС предусматривает принцип свободного передвижения людей, возможности этой гарантии и способы ее выполнения являются предметом общего согласия государств ЕС. Основное разногласие между ними состоит в том, включает ли свободное движение только граждан Евросоюза или также граждан третьих стран и в какой степени члены Союза сохраняют право ограничивать миграцию этих лиц. Решение этих вопросов зависит от межправительственного сотрудничества между государствами-членами и сотрудничества вне юрисдикции учреждений Евросоюза. Регулирование свободы передвижения граждан на уровне Евросоюза было сопряжено с трудностями и осуществлено на субрегиональном и двустороннем уровнях в форме межправительственных соглашений. Наиболее известно шенгенское соглашение 1990 г., в котором 10 членов ЕС согласились отменить внутренние границы и сотрудничать в охране внешних границ. Шенгенское соглашение положило начало более широкой интеграции иммиграционного учета. По этим вопросам было заключено Дублинское соглашение (1995), в котором определены условия иммиграции, виз и полисов убежища, сотрудничества в областях охраны внешних границ, приведения в исполнение национальных законов и установления единой системы.

Иммиграционное право СНГ в основном придерживается практики заключения двусторонних соглашений по частным аспектам иммиграции, по пограничным вопросам. Доминантой этих соглашений является упрощение процедуры въезда в страны – участницы соглашений и в конечном счете поощрение миграционных прав населения. Так, были заключены: Соглашение между правительствами Белоруссии, Казахстана, Киргизии, России и Таджикистана о взаимных безвизовых поездках граждан (2000); Соглашение о безвизовых поездках граждан России с Арменией (2000), Украиной (1997), Молдавией (2000); Соглашение с Туркменией о взаимных поездках граждан (1999). Страны СНГ предпринимают ряд согласованных мер по укреплению внешних границ и унификации правил въезда и выезда, миграционного контроля. Сложившаяся система двусторонних соглашений по вопросам миграции, безвизовых поездок нуждается в совершенствовании в связи с необходимостью усиления борьбы с международной преступностью и взаимной защиты национальных интересов наших стран.

Право убежища – это право государства разрешать въезд на свою территорию и проживание на ней иностранному гражданину, преследуемому в своей стране за политическую, национально-освободительную, религиозную, научную деятельность. Современному международному праву известны две формы убежища: территориальная и дипломатическая.

Наиболее распространенной формой убежища является территориальная. Категория лиц, которым может быть предоставлено территориальное убежище, устанавливается каждым государством по его усмотрению. Международно-правовым актом, регулирующим вопросы убежища, считается Декларация о территориальном убежище (1967). Ее основные положения сводятся к следующему: государство само определяет круг лиц, которым оно предоставляет убежище; убежище, предоставленное в соответствии с нормами международного права, должно быть уважаемо другими государствами; лицо, получившее убежище, не должно высылаться в страну, где оно может подвергнуться преследованию; право убежища не распространяется на лиц, совершивших преступления против человечества или военные преступления; государство, предоставившее убежище, несет ответственность за деятельность лица, которое получило такое убежище.

Под дипломатическим убежищем понимают убежище на территории посольства, консульства, на борту военных судов и самолетов, на территории военных баз и лагерей. Законодательство некоторых стран, а также ряд двусторонних договоров не признают дипломатическое убежище. Но говорить, что дипломатическое убежище отрицается всеми странами, было бы неверно. По отношению к дипломатическому убежищу все государства мира условно можно разделить на три группы: 1) государства, которые не признают и не практикуют его (большинство стран, в том числе Россия); 2) государства, которые формально не допускают дипломатического убежища на своей территории, но на практике предоставляют его (Франция, США, Великобритания); 3) государства, которые сами предоставляют дипломатическое убежище и разрешают его предоставление на своей территории (латиноамериканские страны).

В международном праве не существует общепризнанной нормы о дипломатическом убежище. Помещения представительства не должны использоваться в целях, не совместимых с функциями представительства (Венская конвенция о дипломатических сношениях, ст. 41, п. 3). Дипломатическое убежище предоставлялось латиноамериканскими странами на основании Гаванской конвенции о дипломатическом убежище (1928).

Однако современное международное право не содержит общепризнанной нормы о предоставлении убежища на военных кораблях и самолетах, на территории военных баз и иных военных объектов, дислоцированных за границей.

Таким образом, право предоставления убежища отдельным лицам – это проявление суверенной воли государства. Международное право закрепляет обязательство государств, с одной стороны, предоставлять убежище определенным категориям физических лиц, а с другой стороны, не предоставлять его некоторым другим категориям лиц.

Беженцы это лица, покинувшие страну, в которой они постоянно проживали (чаще всего страну своего гражданства), в результате преследований, военных действий или иных чрезвычайных обстоятельств. Понятие «беженцы» вошло в международное право после Первой мировой войны. Проблема беженцев нашла отражение в ряде международных договоров. Для содействия ее решению в ООН создано Управление Верховного комиссара по делам беженцев (УВКБ). Устав Управления принят резолюцией Генеральной Ассамблеи ООН (1950). Конвенция о статусе беженцев была заключена в 1951 г. Термин «беженцы» употребляется в договорах и резолюциях международных организаций в различных значениях. Он может, например, не относиться к лицам, покинувшим страну своего гражданства или обычного местожительства вследствие стихийных бедствий. В Конвенции 1951 г. предусмотрены некоторые ограничения понятия «беженцы», связанные со временем наступления событий, послуживших причиной того, что соответствующие лица покинули страну своего гражданства или обычного местожительства (до 1 января 1951 г.).

Конвенция и Устав УВКБ относят к категории беженцев лиц, которые в силу вполне обоснованных опасений стать жертвами преследований по признаку расы, вероисповедания, гражданства, политических убеждений, принадлежности к определенной социальной группе находятся вне страны своей гражданской принадлежности и не могут пользоваться защитой правительства этой страны или не желают пользоваться такой защитой вследствие опасений либо по причинам, не связанным с соображениями личного удобства; или, не имея определенного гражданства и находясь вне страны своего прежнего местожительства, не могут или не желают вернуться вследствие таких опасений либо по причинам, не связанным с соображениями личного удобства. Их нередко называют де факто лицами без гражданства, поскольку практически их статусы ничем не отличаются.

Принадлежность к категории политических беженцев может рассматриваться как основание для того, чтобы претендовать на получение политического убежища. Однако в конечном счете урегулирование этого вопроса зависит от законодательства и политики государства, на территории которого находятся беженцы. Проблема беженцев не может решаться по единому образцу в силу влияния различных факторов (социального и национального состава беженцев, причин, побудивших их покинуть родину). Ситуации «массового исхода» (mass exodus) населения порождены в значительной степени и проблемами экономической миграции населения.

Перемещенные лица – это лица, насильственно вывезенные в ходе Второй мировой войны гитлеровцами и их пособниками с оккупированных ими территорий для использования на различных работах. После окончания войны Советский Союз заключил с рядом государств соглашения о репатриации перемещенных лиц. Для содействия решению проблемы беженцев и возвращению их на родину в 1946 г. была создана Международная организация по делам беженцев. Она была упразднена в связи с созданием УВКБ. В Конвенции о статусе беженцев (1961) термин «перемещенные лица» не встречается. В практике УВКБ наблюдается тенденция применять его к некоторым категориям «внутренних» беженцев, то есть лиц, которые вынужденно переселились с одной территории на другую в пределах своей страны. Их именуют «вынужденными переселенцами».

Коренные народы относятся к категории наиболее обездоленных и уязвимых групп населения, которым покровительствует международное право. Их численность оценивается специалистами ООН в 300–500 млн человек. Они живут более чем в 70 странах и представляют более 5 тысяч языков и культур на всех континентах. Коренные народы, неразрывно связанные со своей родной землей, считают себя духовными правителями многих стран мира, в то время как чиновники и политические лидеры этих стран зачастую не являются представителями коренного населения.

Вопрос о том, кого юридически следует считать коренными народами, продолжает оставаться предметом дискуссий. Некоторые государства утверждают, что на их территории нет никаких коренных народов. Другие государства стремятся придать этому вопросу политическую окраску. Однако группы людей, живущих в этих странах и имеющих свой язык и свою культуру, считают себя коренными жителями, стремясь сохранить свою культуру и право на землю и ресурсы. Согласно Конвенции МОТ № 169, коренные народы являются потомками тех, кто населял страну или географическую область, частью которой является данная страна, в период ее завоевания или колонизации или в период установления существующих государственных границ, и которые независимо от их правового положения сохраняют некоторые или все свои социальные, экономические, культурные и политические институты (ст. 1, п. «b»).

Движение за международно-правовую защиту коренных народов началось в 1920-х годах с протестов в Лиге Наций представителей племен североамериканских индейцев и новозеландских маори. В 1957 г. Международная организация труда по итогам расследования случаев принудительного труда коренного населения приняла первый международно-правовой документ, касающийся коренных народов и их прав, который в 1989 г. нашел свое воплощение в Конвенции МОТ № 169 о коренных народах и народах, ведущих племенной образ жизни. Генеральная Ассамблея ООН провозгласила Международное десятилетие коренных народов мира (1995–2004). Создан Постоянный форум по вопросам коренных народов. Проблематика прав коренных народов находится в поле зрения специализированных, а также многих региональных организаций.

Категория «коренные народы» созвучна категории «национальные меньшинства». Рамочная конвенция Совета Европы о защите национальных меньшинств предусматривает, что любое лицо, принадлежащее к национальному меньшинству, имеет право свободного выбора рассматриваться или не рассматриваться как таковое (ст. 3, п. 1). Защита национальных меньшинств и прав и свобод лиц, принадлежащих к этим меньшинствам, является неотъемлемой частью международной защиты прав человека и в качестве таковой представляет собой область международного сотрудничества (ст. 1). Государства обязаны гарантировать любым лицам, принадлежащим к национальным меньшинствам, право на равенство перед законом и на равную защиту со стороны закона. В связи с этим любая дискриминация, основанная на принадлежности к национальному меньшинству, запрещается (ст. 4, п. 1).

Российская Федерация участвует в защите коренного населения и национальных меньшинств, учитывая в своем внутреннем законодательстве интересы самых разных социальных и этнических групп, руководствуясь международным правом. Политика нашей страны проводится с участием всех ее народов; осуществляется согласованная и систематическая деятельность по защите прав этих народов и установлению гарантий уважения их целостности и традиционного образа жизни. В нашей стране коренные народы в полной мере беспрепятственно и без дискриминации пользуются правами человека и основными свободами.

Таким образом, функционирование механизма международной защиты прав человека направлено на создание эффективных гарантий их соблюдения всеми государствами. Эволюция международно-правовых актов в области прав человека не свидетельствует о радикальном изменении содержания принципов, закрепленных во Всеобщей декларации, а лишь конкретизирует и углубляет ее положения. Это подчеркивает ее уникальность и жизнеспособность.

Права населения при оптации

Как мы уже говорили, оптация в подавляющем большинстве случаев осуществляется в порядке и по условиям, предусмотренным договором между странами, которые ее проводят. Право на выбор иного гражданства лица, проживающего на территории, изменившей свою юрисдикцию, как и право на сохранение бывшего гражданства, если страна продолжит свое существование после преобразования, является незыблемым. Оно обязательно должно быть предоставлено населению в соответствии с принципом добровольности выбора гражданства при оптации. В противном случае процедуру нельзя считать таковой, соответствующей международно-правовым принципам.

Человек имеет право выбрать гражданство той страны, которой посчитает нужным, однако такой выбор чреват для него определенными последствиями. Так, на практике распространены случаи, когда международные договоренности об оптации предусматривали не только возможность выбора гражданства, но и обязательное перемещение на территорию государства, гражданская принадлежность к которому была выбрана. В уже упомянутом выше случае с Закарпатьем право оптации предполагало переезд населения на территорию выбранной ими страны в течение года после совершения выбора.

Отметим, что в результате выбора население не лишается своих имущественных прав. Даже в случае обязательного переезда гражданам всегда разрешалось забрать с собой свое имущество. Предполагается, что вопрос права собственности на недвижимость, реализовать которое при вынужденном переезде не представляется возможным, решается на основании норм все того же международного договора.

Кто лишен права на оптацию

По общепринятому принципу, лицо выбирает другое гражданство лишь в случаях, когда оно проживает на территории той единицы (населенного пункта, области, земли, республики и так далее), которая изменяет свою государственную принадлежность. Следуя этой логике, права на выбор лишены все те, кто не зарегистрирован на изменяющей суверенитет территории на момент такого изменения, даже если они являются гражданами той страны, чья территория переходит под юрисдикцию другого субъекта международного права.

Обратим внимание, что конкретный круг субъектов, которым предоставляется право выбора, может быть также ограничен и международным договором. Например, оптация может быть разрешена лишь представителям отдельных национальностей, в то время как все остальные получат новую гражданскую принадлежность автоматически – в результате так называемого трансферта.

Трансферт: что это и чем отличается от оптации

Трансферт в международном публичном праве – это автоматическое изменение гражданской принадлежности населения, проживающего на территории, которая в результате тех или иных событий переходит под юрисдикцию иностранного государства. Практика применения трансферта куда менее обширна, чем практика применения оптации. Одним из наиболее известных примеров является взаимный обмен турецких греков на греческих мусульман между Турцией и Грецией, произошедший по документам, подписанным в ходе Лозаннской конференции 1922-1923 годов. Кроме него, трансферт применялся при объединении ФРГ и ГДР.

Принципиальное отличие трансферта в том, что смена гражданской принадлежности происходит автоматически. Автоматическое изменение гражданства – это безальтернативная смена гражданской принадлежности, исключающая выбор и необходимость согласия граждан на смену индигената. Проще говоря, трансферт больше напоминает обмен населением между странами, производимый на основании международного договора или соглашения.

Стоит отметить, что современные международно-правовые практики исключают возможность получить гражданство РФ автоматически в результате трансферта: смена гражданской принадлежности вне воли человека невозможна. Единственный случай, когда на сегодня можно автоматически получить гражданство – это его приобретение в результате рождения. Изменение же международным правом допускается лишь в исключительных индивидуальных случаях.

Обратим внимание, что оптацию часто путают и с восстановлением индигената. Поэтому сразу разберем, чем оптация отличается от восстановления в гражданстве. Дело в том, что это два совершенно разных способа приобретения российского паспорта. Так, если первый применяется лишь в исключительных случаях территориальных изменений, то второй является достаточно распространенным. Более того, восстановление следует считать некой специальной формой натурализации для лиц, которые уже имели российский паспорт, однако ранее отказались от него. Они могут восстановить его в общем порядке, если прожили в РФ легально не менее трех лет.

Оптация для детей

Как правило, договор/протокол/соглашение об оптации предусматривает, что заявление с выбором гражданской принадлежности могут подать все, кто зарегистрирован на преобразуемой территории, является дееспособным и достиг совершеннолетия. При этом детям такого выбора не предоставляется – они приобретают то же гражданство, что и их родители. Исключений в данном случае не предусмотрено, однако имели место случаи (например, подписанный в рамках Мюнхенского соглашения («сговора») Немецко-Чехословацкий договор по вопросам гражданства и оптации от 20 ноября 1938 года), когда дети, если срок оптации продолжал действовать на момент достижения ими совершеннолетия, могли отменить сделанный их родителями выбор и выбрать гражданство по своему собственному усмотрению.

Последствия

По сути, единственным очевидным последствием оптации является приобретение лицом, подвергшимся ей, нового гражданства. Если международным договором предусмотрено или же этого не запрещает законодательство обеих стран, лица, изъявившие желание приобрести гражданство своей новой страны, могут сохранить паспорт той страны, которой ранее принадлежала сменившая суверенитет территория. В таком случае граждане станут бипатридами – обладателями множественного гражданства.

Если же приобретение второго паспорта по законодательству бывшей страны влечет за собой выход из гражданства, то индигенат бывшей страны будет прекращен.

«Крымская» оптация

Последний случай, когда руководство России применяло оптацию, имел место в 2014 году в связи с возвращением Крымского полуострова в состав РФ. Оптация в Крыму носила нестандартный характер и была проведена в одностороннем порядке, без заключения международного договора между Украиной и РФ. Согласно договору о принятии Крыма в состав РФ, всем, кто не желал получать российский паспорт, предлагалось подать соответствующее заявление до 18 апреля 2014 года. По официальной информации таким правом воспользовались лишь 0,2% населения Крыма. Более того, «крымская оптация» не обязывала тех, кто отказался получать российский паспорт, покидать территорию республики – они оставались проживать как иностранные граждане.

К слову, те, кто все же выбрали российский паспорт, не обязаны были отказываться от украинского: российское руководство не запрещало владельцам российского гражданства одновременно обладать и украинским.

Заключение

Таким образом, можем сделать вывод, что для граждан, проживающих на изменяющих государственную принадлежность территориях, оптация несет как плюсы, так и минусы. Среди преимуществ – право выбора, в результате которого лицо может получить новое гражданство в максимально сжатые сроки, сохранив все свои имущественные права и даже старый паспорт. Наиболее ярким примером является ситуация с возвращением Крыма. Среди недостатков – потенциальная возможность быть выселенным с изменившей статус территории, если это будет предусмотрено соглашением.

Самые простые способы получения российского гражданства: Видео

Гражданство может быть получено по рождению (основной способ), путем натурализации, реинтеграции (восстановление в гражданстве), пожалования и на основе международного договора.

Приобретение гражданства по рождению основано на:

принципе "права крови", согласно которому гражданство ребенка определяется гражданством его родителей (или одного из них) и не зависит от места рождения ребенка (многие страны Европы и Азии);

принципе "права почвы", согласно которому ребенок приобретает гражданство государства, на территории которого он родился, независимо от гражданства его родителей (многие страны Латинской Америки);

сочетании обоих принципов (смешанный принцип), согласно которому гражданство получают дети собственных граждан, родившиеся на территории страны и за границей, а также дети иностранцев, родившиеся на территории страны, применяющей принцип "права почвы" (Англия, Индия, США, Франция и др.).

В России основным способом приобретения гражданства по рождению является принцип "права крови". Вместе с тем согласно ст. 16 и 17 Закона "О гражданстве РСФСР" гражданство России получает ребенок, оба родителя которого неизвестны, ребенок, родившийся на территории России у родителей, состоящих в гражданстве других государств, если эти государства не предоставляют ему своего гражданства, а также ребенок, родившийся на территории России от лиц без гражданства.

Приобретение гражданства в порядке натурализации может быть осуществлено: по ходатайству лица, желающего переменить свое гражданство или не имеющего какого-либо гражданства вообще; при вступлении в брак с иностранцем; при усыновлении ребенка, имеющего гражданство другого государства или вообще не имеющего гражданства. Натурализация осуществляется либо постановлением высшего органа государственной власти (в России - постановлением Президента России), либо решением ведомства иностранных дел (Англия), либо решением судебного органа (Верховного суда в США). При этом предоставить гражданство или отказать в просьбе - суверенное право государства.

Национальное законодательство большинства государств содержит определенные условия натурализации: срок проживания (ценз оседлости): в России - 5 или 3 года, для беженцев этот срок сокращается вдвое; во Франции и США - 5 лет; в Англии и Норвегии - 7 лет; в Испании - 10 лет и др.; знание языка данного государства (США, Эстония и др.); достижение определенного возраста (18 лет в России, США и др.); не выступать за насильственное изменение конституционного строя (Россия), не быть врагом существующего строя (США) и др.



Многие годы в законодательстве и практике некоторых стран существовало положение о том, что "жена следует гражданству своего мужа", а в СССР и вообще существовало бесчеловечное правило, согласно которому женщина, вышедшая замуж за иностранца и выехавшая в страну своего мужа, автоматически теряла гражданство СССР. С принятием Конвенции о гражданстве замужней женщины 1957 г. большинство государств, в том числе СССР, стали выполнять ее требования: женщина, выходя замуж за иностранца и выезжая в его страну, может сохранить свое прежнее гражданство или приобрести гражданство мужа в упрощенном порядке натурализации.

Реинтеграция - восстановление первоначального гражданства в упрощенном порядке. Реинтеграция применяется, как правило, к лицам, ранее эмигрировавшим из страны или утратившим гражданство в результате вступления в брак с иностранцем и возвращающимся в свою страну после смерти супруга или расторжения брака. Восстановление гражданства России предусмотрено ст. 30 Закона "О гражданстве РСФСР".

Пожалование гражданства - предоставление гражданства лицу (за особые заслуги и с его согласия), являющемуся гражданином иностранного государства. Так, некоторым космонавтам СССР, летавшим в космос с гражданами некоторых бывших соцстран, присваивалось почетное гражданство этих стран. Почетное гражданство России присваивается согласно ст. 8 Закона "О гражданстве РСФСР".

Приобретение гражданства на основе международных договоров имеет место: при объединении двух или более государств в одно или при распаде крупного государства; при заключении мирных договоров, соглашений по репатриации, специальных соглашений по территориальным вопросам, касающимся перехода части территории от одного государства другому (цессия), обмене отдельными участками территории, продаже части территории.



При территориальных изменениях возможны:

оптация - добровольный выбор гражданства путем подачи индивидуальных заявлений, когда оптант будет жить на территории государства, которому передается территория его проживания. Если оптант желает сохранить гражданство государства, передающего территорию, то он должен быть переселен в государство своего гражданства в установленные договором сроки с сохранением своих имущественных прав и компенсацией за оставляемую недвижимость. Оптация имела место после второй мировой войны по Договору между СССР и Чехословакией о Закарпатской Украине 1945 г., по Мирному Договору с Италией 1947 г. при передаче островов, отошедших от Италии к Греции и Югославии;

трансферт - автоматическое изменение гражданства, когда вместе с переходом территории автоматически изменяется гражданство независимо от согласия или несогласия населения переходящей территории. Фактически трансферт был осуществлен при объединении ГДР с ФРГ.

Утрата гражданства (экспатриация) может иметь место: при выходе из гражданства по добровольному заявлению лица; при натурализации; при лишении гражданства. Несмотря на то что международное право запрещает лишать гражданства, высшее руководство КПСС часто прибегало к лишению гражданства и высылке за границу лиц, осмелившихся критиковать существовавший политический режим в СССР. Согласно Конституции России 1993 г. "гражданин Российской Федерации не может быть лишен своего гражданства или права изменить его" (ст. 6), он "не может быть выслан за пределы Российской Федерации" (ст. 61).

Двойное гражданство - пребывание лица одновременно в гражданстве двух или более государств (Россия, ФРГ, Израиль и др.). Такое положение может возникнуть при натурализации или при рождении ребенка на территории государства, применяющего принцип "права почвы", у родителей, являющихся гражданами государства, применяющего принцип "права крови", а также в силу закона.

Согласно ст. 62 Конституции России гражданин России может иметь гражданство иностранного государства в соответствии с федеральным законом или международным договором России. При этом наличие у россиянина гражданства иностранного государства не умаляет его прав и свобод и не освобождает от обязанностей, вытекающих из российского гражданства, если иное не предусмотрено федеральным законом или международным договором России. Не исключено, что двойное гражданство может создать для человека дополнительные трудности: обязанность нести воинскую службу сразу в двух государствах, платить налоги двум государствам и др.

С точки зрения национального права для государства второе гражданство его гражданина не имеет значения, ибо зачастую применяется принцип "эффективного гражданства": лицо с двойным гражданством признается гражданином того государства, на территории которого оно постоянно проживает, имеет жилье, работу, имущество и пользуется всеми правами человека. Здесь же, как правило, это лицо несет и воинскую службу.

Безгражданство - положение лица, которое не состоит в гражданстве никакого государства. Такие лица не имеют устойчивой правовой связи ни с одним государством и не могут рассчитывать на дипломатическую защиту какого-либо государства. Безгражданство может возникнуть в случаях: когда лицо вышло из гражданства своего государства и еще не приобрело гражданства другого государства; при вступлении женщины в брак с иностранцем, государство которого не предоставляет женщине автоматически гражданства мужа, а сама женщина имеет гражданство страны, руководствующейся принципом "жена следует гражданству мужа".

В определенной мере права апатридов защищают Конвенция о статусе апатридов 1954 г. и Конвенция о сокращении безгражданства 1961 г. (Россия в конвенциях не участвует). Конвенция 1954 г. определяет, что "личный статус апатрида определяется законами страны его домициля или, если у него такового не имеется, законами страны его проживания" (ст. 12); "у каждого апатрида существуют обязательства в отношении страны, в которой он находится... он должен подчиняться законам и постановлениям, а также мерам, принимаемым для поддержания общественного порядка" (ст. 2).

Конвенция обязывает предоставлять апатридам положение, которым пользуются иностранцы (в отношении движимого и недвижимого имущества, работы по найму, работы на собственном предприятии, занятия свободными профессиями, решения жилищного вопроса, свободы передвижения и др.) и собственные граждане (в вопросах авторских и промышленных прав, обращения в суд, начального образования, распределения дефицитных продуктов, правовой помощи, трудового законодательства и др.).

Согласно Конвенции 1961 г. государство предоставляет свое гражданство лицу, рожденному на его территории, которое иначе не имело бы гражданства (ст. 1), в том числе найденышу (ст. 2). Государство не должно лишать никакое лицо или группу лиц их гражданства по расовым, этническим, религиозным или политическим основаниям (ст. 9). Апатриды могут обращаться с требованиями о помощи к Верховному комиссару ООН по делам беженцев (ст. 11). В России апатриды пользуются правами и несут обязанности наравне с гражданами России, кроме случаев, установленных федеральным законом или международным договором России (ст. 62 Конституции 1993 г.).



Если заметили ошибку, выделите фрагмент текста и нажмите Ctrl+Enter
ПОДЕЛИТЬСЯ:
Выселение. Приватизация. Перепланировка. Ипотека. ИСЖ