на оплату коммунальных услуг
г. [место заключения договора] [дата заключения договора]
[Полное наименование арендодателя], в лице [должность, Ф. И. О.], действующего на основании [Устава, положения, доверенности], именуемое в дальнейшем "Агент", "Арендодатель", с одной стороны, и
[полное наименование арендатора], в лице [должность, Ф. И. О.], действующего на основании [Устава, положения, доверенности], именуемое в дальнейшем "Принципал", "Арендатор", с другой стороны, а вместе именуемые "Стороны", связанные взаимными правами и обязанностями по Договору аренды нежилого помещения [номер, дата договора], заключили настоящий договор о нижеследующем:
1. Предмет договора
1.1. По настоящему договору Арендодатель (Агент) выступает посредником между Арендатором (Принципалом) и специализированными организациями - поставщиками услуг.
1.2. В целях исполнения настоящего договора Агент заключает договоры со специализированными организациями - поставщиками коммунальных услуг, энергосбытовыми компаниями, поставщиками услуг связи (телефон, интернет) (далее - поставщики услуг).
1.3. Агент приобретает для Принципала услуги и ведет расчеты с организациями, их предоставляющими, а Принципал компенсирует Агенту расходы и выплачивает ему вознаграждение.
1.4. Арендодатель-Агент, приобретая от своего имени услуги по поручению Арендатора-Принципала, имеет право перевыставить последнему счета-фактуры, полученные от поставщиков коммунальных услуг.
1.5. Арендатор на основании указанных документов вправе воспользоваться налоговым вычетом по НДС.
2. Права и обязанности Сторон
2.1. Агент обязуется исполнять принятое на себя поручение на выгодных для Принципала условиях.
2.2. Агент ежемесячно выставляет Принципалу счета на оплату, полученные от поставщиков услуг.
2.3. Принципал обязуется:
Выплачивать Агенту вознаграждение в размере и в порядке, установленном настоящим договором;
Возмещать Агенту издержки, понесенные им по оплате коммунальных услуг, услуг связи, потребленной Арендатором электроэнергии.
3. Вознаграждение Агента и порядок расчетов
3.1. За оказанные посреднические услуги Принципал уплачивает Агенту вознаграждение в размере [вписать нужное].
3.2. Выплата вознаграждения и оплата выставленных счетов за услуги, предусмотренные настоящим договором, производится единовременно не позднее [вписать нужное].
3.3. Размер вознаграждения может быть изменен по соглашению Сторон.
4. Ответственность Сторон
4.1. Агент несет ответственность перед Принципалом за просрочку оплаты коммунальных и иных платежей, предусмотренных настоящим договором.
4.2. В случае несвоевременной оплаты счетов за услуги и выплаты вознаграждения Агенту Принципал уплачивает ему неустойку в размере [значение] % от суммы долга за каждый день просрочки.
4.3. Сторона, причинившая своими действиями другой стороне убытки, обязана возместить их в полном объеме.
4.4. Иные меры ответственности Сторон за неисполнение своих обязательств по настоящему договору определяются в соответствии с действующим законодательством РФ.
5. Срок действия договора
5.1. Настоящий договор вступает в силу с момента его подписания и действует до окончания действия Договора аренды нежилого помещения [номер, дата договора].
Организации заключили договор аренды. На коммунальные услуги заключен агентский договор. Как это отразить в учете и документально - читайте в статье.
Вопрос: Арендодатель (ИП на УСН 6%) сдает недвижимое имущество арендатору (ООО на ОСНО) в аренду. Стороны заключили агентский договор на передачу эл.энергии, т.е. арендодателю выставляют эл.энергию, а он перевыставляет ее на арендатора. Арендатор напрямую платит за эл.энергию на Энергосбыт, т.е. деньги через арендодателя не проходят.По агентскому договору Арендодатель получает аг.вознаграждение 0,5%. Как отразить в учете - документально и какие проводки у арендодателя и арендатора?
Ответ: Следует учитывать, что посреднический договор должен быть заключен раньше, чем договор между арендодателем и поставщиком коммунальных услуг (письмо Минфина России от 14 апреля 2011 г. № 03-11-06/2/55).
Учет у арендодателя – агента.
Если посредник - арендодатель не участвует в расчетах, сделайте проводки:
Дебет 76 субсчет «Расчеты с заказчиком по вознаграждению» Кредит 90-1 (отражена сумма вознаграждения за посреднические услуги);
Дебет 51 Кредит 76 субсчет «Расчеты с заказчиком по вознаграждению» (получено посредническое вознаграждение от заказчика – арендатора);
Кроме того, заказчику нужно представить:
– копии всех первичных документов, подтверждающих приобретение материальных ценностей (письмо МНС России от 17 сентября 2004 г. № 21-09/60455);
– отчет об исполнении поручения. Форма отчета об исполнении поручения может быть произвольной или установлена в договоре. При этом она должна содержать обязательные реквизиты, перечисленные в пункте 2 статьи 9 Закона от 6 декабря 2011 г. № 402-ФЗ;
– копии первичных документов, подтверждающих расходы посредника, связанные с исполнением поручения, если в соответствии с договором такие расходы подлежат возмещению заказчиком (ст. 975, 1001, 1011 ГК РФ).
Если арендодатель-агент применяет упрощенку, в доходах он учитывает только сумму посреднического вознаграждения. Расходы не учитывайте. Так как предприниматель на упрощенке –доходы.
Учет у заказчика – арендатора
В бухучете заказчика операции, связанные с приобретением услуг по посредническому договору, отразите:
Дебет 20 Кредит 76 субсчет «Расчеты с посредником за приобретенные услуги» (приняты к учету услуги, приобретенные по посредническому договору);
Дебет 20 Кредит 76 субсчет «Расчеты с посредником по вознаграждению» (учтено посредническое вознаграждение (на дату утверждения отчета посредника));
Дебет 76 субсчет «Расчеты с посредником по вознаграждению» Кредит 51 (50) (перечислено посредническое вознаграждение (если посредник не участвует в расчетах)).
При приобретении услуг через посредника заказчик несет расходы:
На оплату услуг (ст. 254, 268, 257 НК РФ);
В виде посреднического вознаграждения (подп. 3 п. 1 ст. 264 НК РФ).
Если заказчик (арендатор)– плательщик НДС приобретает услуги через посредника, действующего от имени заказчика, то заказчик принимает НДС к вычету на основании счета-фактуры, выставленного продавцом (энергосбыт) на имя заказчика – арендатора.
Да, может.
Но посреднический договор должен быть заключен раньше, чем договор между арендодателем и поставщиком коммунальных услуг (письмо Минфина России от 14 апреля 2011 г. № 03-11-06/2/55).*
Подтверждает такой вывод и Президиум ВАС РФ. В пункте 6 информационного письма от 17 ноября 2004 г. № 85 Президиум ВАС РФ отметил, что «сделка, совершенная до установления отношений по договору комиссии, не может быть признана заключенной во исполнение поручения комитента». Этот вывод в отношении договора комиссии можно применить по аналогии и к иным посредническим договорам (например, агентскому договору) (). Если посреднический договор заключен позже, чем договор между арендодателем и поставщиком коммунальных услуг, есть риск, что посредническая сделка будет признана судом ничтожной (ст. , ГК РФ).
Посреднический договор могут признать недействительным и в том случае, если поставщик коммунальных услуг не давал согласия на передачу своих услуг арендатору. Передавать коммунальные услуги третьим лицам без согласия самого поставщика гражданское законодательство запрещает (ст. , ГК РФ).
Если посреднический договор заключен, то последствия данной сделки для целей налогообложения будут оценены в соответствии с нормами Налогового кодекса РФ ( (согласовано с Минфином России)).
Кроме того, заказчику нужно представить:*
– копии всех первичных документов, подтверждающих приобретение материальных ценностей (письмо МНС России от 17 сентября 2004 г. № 21-09/60455);
– отчет об исполнении поручения. Такое правило действует в отношении агентского и комиссионного договоров (ст. и ГК РФ). Отчет посредника по договору поручения представляется заказчику, если это прямо предусмотрено договором (). Форма отчета об исполнении поручения может быть произвольной или установлена в договоре. При этом она должна содержать обязательные реквизиты, перечисленные в пункте 2 статьи 9 Закона от 6 декабря 2011 г. № 402-ФЗ;
– копии первичных документов, подтверждающих расходы посредника, связанные с исполнением поручения (транспортные расходы, расходы на хранение и т. д.), если в соответствии с договором такие расходы подлежат возмещению заказчиком (ст. , ГК РФ).
Посредник не участвует в расчетах*
Как посреднику отразить в бухучете приобретение товаров (работ, услуг), если он не участвует в расчетах
Если посредник не участвует в расчетах, сделайте проводки:
Дебет 76 субсчет «Расчеты с заказчиком по возмещению расходов» Кредит 60 (76)
– отражена задолженность заказчика по возмещению расходов, связанных с исполнением поручения;
Дебет 60 (76) Кредит 51
– оплачены расходы, связанные с исполнением поручения;
Дебет 76 субсчет «Расчеты с заказчиком по вознаграждению» Кредит 90-1
– отражена сумма вознаграждения за посреднические услуги;
Дебет 51 Кредит 76 субсчет «Расчеты с заказчиком по вознаграждению»
– получено посредническое вознаграждение от заказчика;
Дебет 51 Кредит 76 субсчет «Расчеты с заказчиком по возмещению расходов»
– возмещены заказчиком расходы, связанные с исполнением поручения.
Главбух советует: если посредник платит единый налог с доходов, в посредническом договоре целесообразно предусмотреть обязательства заказчика по возмещению заказчиком расходов посредника, связанных с исполнением договора. В этом случае с суммы возмещения затрат единый налог платить не придется.
Суммы, поступающие посредникам в возмещение их расходов, связанных с исполнением обязательств по договору, в состав доходов не включаются (подп. 1 п. 1.1 ст. 346.15 , НК РФ, письма Минфина России от 11 января 2011 г. № 03-11-06/2/195 , от 18 мая 2007 г. № 03-07-14/14). Если же по условиям договора расходы посредника покрываются за счет вознаграждения, ему придется начислить и заплатить единый налог со всей суммы, полученной от заказчика.
Покупка через посредника
Как оформить счета-фактуры, журналы учета счетов-фактур, книгу продаж и книгу покупок при покупке через посредника
Если заказчик – плательщик НДС приобретает товары (работы, услуги, имущественные права) через посредника, действующего от его имени , то заказчик принимает НДС к вычету на основании счета-фактуры, выставленного продавцом на имя заказчика. Система налогообложения, которую применяет посредник, не влияет на документооборот продавца и заказчика. То есть продавец выставляет счет-фактуру напрямую на имя заказчика, минуя посредника. Данный счет-фактуру заказчик регистрирует в книге покупок. Об этом сказано в пункте 11 раздела II приложения 4 к постановлению Правительства РФ от 26 декабря 2011 г. № 1137 .*
В бухучете заказчика операции, связанные с приобретением товаров (работ, услуг) по посредническому договору, отразите следующими проводками (без учета операций по НДС):*
Дебет 76 субсчет «Расчеты с посредником за приобретенные товары (работы, услуги)» Кредит 51 (50)
– перечислены (выданы) посреднику денежные средства для исполнения поручения (если посредник участвует в расчетах);
Дебет 41 (08, 10, 20…) Кредит 76 субсчет «Расчеты с посредником за приобретенные товары (работы, услуги)»
– приняты к учету материальные ценности (работы, услуги), приобретенные по посредническому договору (на дату перехода права собственности на имущество к заказчику);
Дебет 41 (08, 10, 20…) Кредит 76 субсчет «Расчеты с посредником по вознаграждению»
– учтено посредническое вознаграждение (на дату утверждения отчета посредника);
Дебет 76 субсчет «Расчеты с посредником по вознаграждению» Кредит 51 (50)
– перечислено (выплачено) посредническое вознаграждение (если посредник не участвует в расчетах и не удерживает вознаграждение из средств, полученных от заказчика);
Дебет 41 (08, 10, 20…) Кредит 76 субсчет «Расчеты с посредником по возмещению расходов»
– учтены расходы, подлежащие возмещению посреднику;
Дебет 76 субсчет «Расчеты с посредником по возмещению расходов» Кредит 51 (50)
– возмещены посреднику расходы, связанные с исполнением договора;
Дебет 51 (50) Кредит 76 субсчет «Расчеты с посредником за приобретенные товары (работы, услуги)»
– возвращен посредником остаток средств, неизрасходованных при исполнении договора.
При приобретении имущества (работ, услуг) через посредника заказчик несет расходы:*
На покупку материальных ценностей (оплату работ, услуг) (ст. 254
Отвечает Александр Водовозов,
заместитель начальника Управления налогообложения юридических лиц ФНС России
«Порядок зависит от вида имущества, где оно расположено и кто балансодержатель. С 2019 года отменили централизованную сдачу отчетности по налогу на имущество, налоговая база по которому определяется как среднегодовая стоимость. Но из этого правила есть исключения. Все варианты, куда платить налог на имущество и подавать декларацию за 2018 год, смотрите в рекомендации.»
[Полное наименование арендодателя], в лице [должность, Ф. И. О.], действующего на основании [Устава, положения, доверенности], именуемое в дальнейшем "Агент", "Арендодатель", с одной стороны, и
[полное наименование арендатора], в лице [должность, Ф. И. О.], действующего на основании [Устава, положения, доверенности], именуемое в дальнейшем "Принципал", "Арендатор", с другой стороны, а вместе именуемые "Стороны", связанные взаимными правами и обязанностями по Договору аренды нежилого помещения [номер, дата договора], заключили настоящий договор о нижеследующем:
1.1. По настоящему договору Арендодатель (Агент) выступает посредником между Арендатором (Принципалом) и специализированными организациями - поставщиками услуг.
1.2. В целях исполнения настоящего договора Агент заключает договоры со специализированными организациями - поставщиками коммунальных услуг, энергосбытовыми компаниями, поставщиками услуг связи (телефон, интернет) (далее - поставщики услуг).
1.3. Агент приобретает для Принципала услуги и ведет расчеты с организациями, их предоставляющими, а Принципал компенсирует Агенту расходы и выплачивает ему вознаграждение.
1.4. Арендодатель-Агент, приобретая от своего имени услуги по поручению Арендатора-Принципала, имеет право перевыставить последнему счета-фактуры, полученные от поставщиков коммунальных услуг.
1.5. Арендатор на основании указанных документов вправе воспользоваться налоговым вычетом по НДС.
2.1. Агент обязуется исполнять принятое на себя поручение на выгодных для Принципала условиях.
2.2. Агент ежемесячно выставляет Принципалу счета на оплату, полученные от поставщиков услуг.
2.3. Принципал обязуется:
Выплачивать Агенту вознаграждение в размере и в порядке, установленном настоящим договором;
Возмещать Агенту издержки, понесенные им по оплате коммунальных услуг, услуг связи, потребленной Арендатором электроэнергии.
3.1. За оказанные посреднические услуги Принципал уплачивает Агенту вознаграждение в размере [вписать нужное].
3.2. Выплата вознаграждения и оплата выставленных счетов за услуги, предусмотренные настоящим договором, производится единовременно не позднее [вписать нужное].
3.3. Размер вознаграждения может быть изменен по соглашению Сторон.
Примечание. Как правило, на сумму вознаграждения уменьшают арендную плату, тем самым предполагаемый от аренды помещения доход арендодателя не изменяется, а Арендатор не несет незапланированных расходов
4.1. Агент несет ответственность перед Принципалом за просрочку оплаты коммунальных и иных платежей, предусмотренных настоящим договором.
4.2. В случае несвоевременной оплаты счетов за услуги и выплаты вознаграждения Агенту Принципал уплачивает ему неустойку в размере [значение] % от суммы долга за каждый день просрочки.
4.3. Сторона, причинившая своими действиями другой стороне убытки, обязана возместить их в полном объеме.
4.4. Иные меры ответственности Сторон за неисполнение своих обязательств по настоящему договору определяются в соответствии с действующим законодательством РФ.
5.1. Настоящий договор вступает в силу с момента его подписания и действует до окончания действия Договора аренды нежилого помещения [номер, дата договора].
6.1. Настоящий Договор составлен в двух экземплярах, имеющих одинаковую юридическую силу, - по одному для каждой из Сторон.
6.2. В случаях, не предусмотренных настоящим договором, Стороны руководствуются действующим законодательством РФ.
В Вашей ситуации есть риск, что Агентский договор на поставку коммунальных услуг, при проверке будет признан ничтожным. И все расчеты по коммунальным платежам будут учтены как расчеты в рамках Договора субаренды, то есть включены в состав налоговых доходов субарендатора.
Дело в том, что посреднический (агентский) договор между арендатором и арендодателем на поставку коммунальных услуг может быть заключен, но только до момента заключения договора между арендодателем и поставщиком коммунальных услуг. В ином случае такой Агентский договор будет считаться недействительным (в том числе и для целей налогообложения сделки).
Образец Агентского договора на приобретение услуг приведен ниже в рекомендации.
Обоснование
1. Из рекомендации Олега Хорошего,
начальника отдела налогообложения прибыли организаций департамента налоговой и таможенно-тарифной политики Минфина России
Может ли арендатор заключить с арендодателем посреднический договор на приобретение коммунальных услуг
Да, может.
Но посреднический договор должен быть заключен раньше, чем договор между арендодателем и поставщиком коммунальных услуг (письмо Минфина России от 14 апреля 2011 г. № 03-11-06/2/55).
Подтверждает такой вывод и Президиум ВАС РФ. В пункте 6 информационного письма от 17 ноября 2004 г. № 85 Президиум ВАС РФ отметил, что «сделка, совершенная до установления отношений по договору комиссии, не может быть признана заключенной во исполнение поручения комитента». Этот вывод в отношении договора комиссии можно применить по аналогии и к иным посредническим договорам (например, агентскому договору) (). Если посреднический договор заключен позже, чем договор между арендодателем и поставщиком коммунальных услуг, есть риск, что посредническая сделка будет признана судом ничтожной (ст. , ГК РФ).
Посреднический договор могут признать недействительным и в том случае, если поставщик коммунальных услуг не давал согласия на передачу своих услуг арендатору. Передавать коммунальные услуги третьим лицам без согласия самого поставщика гражданское законодательство запрещает (ст. , ГК РФ).
Если посреднический договор заключен, то последствия данной сделки для целей налогообложения будут оценены в соответствии с нормами Налогового кодекса РФ ( (согласовано с Минфином России)).
Агентский договор на коммунальные услуги можно охарактеризовать как контракт с посредником, который выступает от имени поручителя и выполняет за его счет мероприятия по реализации услуг, направленных на обеспечение нормального уровня проживания потребителей. В качестве поручителя (принципала) рассматриваются поставщики и производители (компании ресурсообеспечения), а посредником (агентом) могут быть не только юридические компании, но и физлица.
В этой статье вы узнаете:
Порядок заключения/расторжения и составления агентских соглашений на предоставление коммунальных услуг определяется государственными нормативными актами РФ. Подробному освещению этого вопроса посвящена статья 52 Гражданского кодекса Российской Федерации.
Такой вариант взаимодействия законодательно предусмотрен в различных областях. Двустороннее соглашение оформляется в стандартной форме - письменно. Достоверность соглашения можно подтвердить у нотариуса (условие не является обязательным и применяется по усмотрению обоих участников агентского договора). По параметрам такого контракта сторона агента берет на себя обязательства за определенную плату осуществлять некоторую деятельность в интересах контрагента. Все функции, предусмотренные условиями агентского контракта на коммунальные услуги, исполнитель может выполнять самостоятельно, при условии предварительной оплаты.
Законодательные нормы предусматривают выполнение контрагентом некоторых процессов от собственного имени в интересах принципала и за его счет. Для этого агент наделяется всеми соответствующими полномочиями и получает определенный круг обязанностей. В тех случаях, когда функции, предусмотренные агентским договором, выполняются агентом от имени заказчика, обязательства перед потребителями коммунальных услуг лежат на нем.
Если сторонами не определена процедура расчета, то средства, предусмотренные в качестве вознаграждения, должны поступить на расчетный счет исполнителя в течение семи рабочих дней после числа, указанного в отчете по выполненным работам.
В договоре о предоставлении коммунальных услуг четко прописывается порядок предоставления/утверждения агентской отчетной документации.
Составление соглашения предусматривает необходимость выполнения процедур по подготовке и предоставлению отчетов по работам, доверенным принципалом. Как правило, это простая форма отчетности по проделанным договорным работам.
Отчетная документация предоставляется в оговоренные сроки с определенной периодичностью (ежемесячно или поквартально) по результатам выполненных работ.
Если соглашением не определена процедура предоставления отчетности, то заказчик вправе в течение 30 дней после предоставления отчетности предъявить агенту свои претензии по поводу выполненных им работ и предоставленных коммунальных услуг. Если возражения отсутствуют, то отчетная документация, переданная в срок, оговоренный в контракте, по умолчанию является принятой.
В любом случае относительно работ, выполненных субагентом, ответственность за качество и сроки возлагается на агента, отчитывающегося перед принципалом.
Особенность правовых отношений с агентами заключается в возможности введения определенных запретов каждой из сторон.
Юридический агентский договор оказания коммунальных услуг может содержать запрет на оформление таких же контрактов с другими субъектами, как в широком значении, так и в пределах региона (включая запрет на контракты от своего лица, по факту уже выполненной работы). Исполнитель по агентскому договору на коммунальные услуги может иметь запрет на оформление таких же контрактов с другими заказчиками.
Сопровождающая документация:
Аутсорсинг может способствовать экономии и улучшению качества услуг или работ, предоставляемых владельцам жилья в МКД.
На компанию, управляющую МКД (УО, ТСЖ, ЖК, ЖСК, иной СПК, далее — УО), по закону возложено обязательство предоставлять потребителям минимум услуг, предусмотренных законодательством страны.
К услугам, которые должны оказываться только специализированными предприятиями и квалифицированными специалистами, относится обслуживание лифтов, пожарных систем и подача энергоносителей. Эти условия установлены законом. Управляющая организация не всегда имеет возможность, но и не обязана, предъявить лицензии на предоставление услуг, необходимых для обслуживания МКД.
Некоторые услуги для МКД, такие как обслуживание пожарных систем и лифтов, должны оказываться специализированными организациями, эти условия регулируются законодательством. Управляющая организация не обязана иметь лицензии на те виды деятельности, которые востребованы МКД.
Аутсорсинг представляет собой передачу управляющей организацией определенных видов деятельности или функций, связанных с обслуживанием МКД, другой компании, работающей в нужной сфере. В деловом лексиконе слово «аутсорсинг» появилось в 1960 году благодаря компании Electronic Data System, действующей в сфере информационных технологий.
Услуги аутсорсинга стали стремительно развиваться с 1990 года и до сих пор востребованы в разных сферах деятельности.
Управляющие компании имеют право передать на аутсорсинг полное обслуживание МКД и заниматься только управленческой деятельностью - организацией своевременного предоставления услуг, содержания и ремонта доверенного объекта. Такой подход обеспечивает высокое качество предоставляемых услуг, но, как показывает практика, финансовые возможности многих собственников и съемщиков жилья ограничены и не позволяют устанавливать на услуги УО высокие расценки. Можно сказать, что материальные возможности потребителей определяют специфику работы ЖКХ и практически исключают использование аутсорсинга.
Ценность аутсорсинга состоит в том, что при передаче вспомогательных функций другим исполнителям компания имеет возможность:
На основании этого можно сделать вывод, что, выбирая управляющую компанию для обслуживания МКД, собственники жилья прибегают к услугам аутсорсинга - передают управление своей недвижимостью другой организации. Такой способ управления более рационален.
Основным мотивом использования аутсорсинга является экономичность.
К экономическим факторам для перехода на аутсорсинг относятся:
Мнение эксперта
С.Г. Щетинин,
эксперт, г. Краснодар
Эффективность аутсорсинга оценивается по четырем экономическим составляющим.
УО может воспользоваться услугами специализированной аварийной службы, используя для решения своих проблем ее оборудование и персонал. При этом ежемесячная оплата за проделанную работу будет ниже, чем расходы на содержание собственного персонала, выполняющего аналогичные функции. Если возникает необходимость в проведении аварийно-восстановительных работ, оплата проводится по факту проделанных работ.
В аутсорсинговых контрактах обязательно упоминайте факт зависимости оплаты от конкретно выполненной работы.
Принимая решение об оформлении агентского соглашения в коммунальной сфере, необходимо взвешенно подойти к оценке его преимуществ и недостатков.
Преимущества:
Недостатки агентских договоров в области предоставления коммунальных услуг:
Приведенный перечень недостатков предоставления коммунальных услуг на основе агентского договора не является окончательным. Наиболее существенные потери в этом случае могут стать следствием перехода части коммерческой информации к внешним исполнителям. Вместе с тем при правильном ведении бизнеса недостатки агентского договора в области коммунальных услуг могут быть нивелированы существенным ростом эффективности производственных процессов на фоне нестабильной рыночной ситуации.
В настоящее время наблюдается рост требований к уровню коммунальных услуг, что сопровождается оптимизацией производственных процессов управляющий компаний (например, внедряется Географическая информационная система ЖКХ). Кроме того, рынок постоянно заставляет повышать конкурентоспособность коммунальных предприятий. Эти факторы способствуют более широкому внедрению системы агентских договоров в коммунальной сфере.
Для того чтобы взвесить все «за» и «против» в вопросе перехода на работу по агентским договорам, необходимо исходить из анализа причин, по которым следует отказаться от такой формы ведения бизнеса.
Причины отказа от системы работы по агентским договорам следующие.
Возможны ситуации, при которых стоимость агентских услуг может существенно превысить расходы управляющей компании, возникающие при ведении бизнеса собственными производственными мощностями. Этот фактор чаще всего становится основной причиной отказа коммунальных предприятий от агентских договоров. К примеру, если организовать обучение специалистов управляющей компании по использованию и наладке домофона, можно существенно снизить стоимость этой услуги для жильцов МКД.
Монополисты, предоставляющие коммунальные услуги по агентским договорам, получают возможность для необоснованного повышения стоимости. Такая ситуация чаще всего наблюдается в тех сферах, где для ведения деятельности необходимо наличие лицензий.
Существенными препятствиями на пути организации бизнеса в области коммунальных услуг на основе агентского договора являются несформировавшийся рынок и отсутствие стабильности. В этой сфере еще нет достаточного выбора надежных поставщиков, что повышает потенциальные риски в области бесперебойного предоставления услуг.
У обслуживающих компаний, которые решили воспользоваться инструментами аутсорсинга, часто возникает вопрос относительно функций, которые можно передать по агентскому договору. Универсального ответа здесь не существует. В каждом отдельном случае решения могут быть разными и зависят от таких факторов, как:
Среди функций, которые чаще всего передаются управляющими компаниями на основании агентского договора, встречаются ведение бухучета, юридическое и информационное сопровождение. Иногда имеют место факты передачи функций по уборке МКД и прилегающего участка. Согласно законодательству обслуживание лифтов, газовых систем и противопожарного оборудования должны осуществлять компании, специализирующиеся на этих видах деятельности и имеющие соответствующие сертификаты. Конечно, управляющие компании могут пройти определенные процедуры лицензирования, но экономическая целесообразность такого решения выглядит сомнительной, так для этого необходимы дополнительные инвестиции в оборудование и обучение специалистов.
Рассмотренные выше вопросы актуальны в том случае, если рассматривается одна управляющая компания.
Большинство компаний, которые оказывают услуги по обслуживанию МКД, работают с применением упрощенного налогового учета. Это дает возможность отказаться от запутанного и неудобного исчисления налогов, снизить административные расходы и сократить налоговые выплаты. В то же время «упрощенка» законодательно ограничивает возможности для расширения бизнеса. При выходе на определенный уровень развития, с увеличением количества обслуживаемых объектов обслуживающие компании вынуждены «рождать клонов». Результатом такого процесса является появление предприятия с теми же работниками, но с другим названием.
Структура и производственные процессы нового предприятия полностью повторяют систему работы основной компании.
Отталкиваться в этом вопросе следует от основной задачи управляющей компании, которая заключается в управлении многоквартирным домом. Такое управление предполагает полный контроль уровня и объемов предоставляемых коммунальных услуг, а также технического состояния объекта (все эти моменты определены законодательными актами). Для выполнения указанных задач управляющая компания имеет полное право воспользоваться услугами сторонних предприятий на основе агентского договора на коммунальные услуги.
Основные функции, которые могут быть переданы по агентскому договору:
Указанные выше направления вместе с соответствующим оборотом денежных средств, которые не вписывают в оборот, предусмотренный упрощенным налогообложением, можно передать другим исполнителям на основании агентского договора. Обслуживающая компания в этом случае может выполнять организационно-управленческую функцию, что дает возможность сконцентрировать в своих руках весь контроль за процессом оказания коммунальных услуг.
Обслуживающая компания имеет право заключать агентские договоры с внесенными в них положениями, определяющими ее как комиссионера в отношении выполняемых работ и коммунальных услуг. Таким образом, такой контракт может расцениваться и как комиссионный договор. В Налоговом кодексе РФ в статье 251 (пункт 1, подпункт 9) указано, что при расчете налогов не учитываются финансовые средства, полученные по комиссионным контрактам (кроме непосредственной суммы вознаграждения по комиссии).
Таким образом, можно сказать, что привлечение сторонних исполнителей на основании агентских договоров дает возможность управляющей компании расширять свой бизнес в области коммунальных услуг, продолжая работать на упрощенной системе налогообложения под своим именем. Помимо описанных выше преимуществ такая форма ведения дел позволяет сократить расходы на брендирование и продвижение названий новых компаний. Еще одна сторона предоставления коммунальных услуг на основании агентского договора связана с возможностью более открытого ведения дел. Открытый доступ к отчетности поможет избежать необоснованных претензий и чрезмерного внимания со стороны владельцев компании. Увеличение количества предприятий, специализирующихся на предоставлении коммунальных услуг, будет способствовать расширению и совершенствованию практики ведения бизнеса по агентским договорам. Следствием таких изменений будут повышение качественного уровня услуг и снижение их себестоимости.