Выселение. Приватизация. Перепланировка. Ипотека. ИСЖ

Внеклассное мероприятие на тему:

Права и обязанности детей

Цель: через знакомство с правами и обязанностями ребенка воспитывать правовую культуру учащихся.

Задачи:

Познакомить учащихся с «Конвенцией ООН о правах ребенка и другими документами, отражающими права и обязанности детей.

Обобщить знания учащихся о таких понятиях как «право» и «обязанность», показать их единство.

Учить применять правовые знания в повседневной жизни.

Формировать уважительное отношение к правам других людей.

Способствовать формированию активной гражданской позиции.

Оборудование: памятка «Мои права и обязанности» (на каждого ребенка), карточки к игре «Юридическая консультация», карточки с ситуациями из жизни литературных героев, памятки о правах и обязанностях, компьютер.

Форма: беседа с элементами игры.

    Мотивация к УД.

Добрый день, дорогие ребята! Рада вас приветствовать в нашем классе. Тихонечко садитесь. Сейчас мы с вами настроемся на работу. Положите ваши руки на колени и закройте глаза. Расслабтесь и послушайте(включается музыка)

Представьте себе, что все вы – воздушные шарики, очень красивые и весёлые. Вас надувают, и вы становитесь всё легче и легче. Все ваше тело становится лёгким, невесомым. И ручки лёгкие, и ножки стали лёгкие, лёгкие. Воздушные шарик поднимаются всё выше и выше. Дует тёплый лас-ковый ветерок, он нежно обдувает каждый шарик …(пауза – поглаживание детей). Обдувает ша-рик …, ласкает шарик … Вам легко, спокойно. Вы летите туда, куда дует ласковый ветерок. Но вот пришла пора возвращаться домой. Вы снова в этой комнате. Потянитесь и на счёт «три» от-кройте глаза. Улыбнитесь своему соседу.

Учитель: Добрый день, дорогие ребята! Рада вас приветствовать в нашем классе. Сегодня мы с вами должны поговорить на очень серьезную и важную для всех тему. Но пока я не могу ее огласить. Попробуйте догадаться, о чем пойдет речь.

2. Постановка и решение проблемного вопроса.

Учитель:

Вы знаете девушку эту,

Она в старой сказке воспета.

Работала, скромно жила,

Не видела ясного солнышка,

Вокруг – только грязь и зола.

А звали красавицу….

(Золушка).

Золушка – главная героиня сказки… («Золушка»), которую написал…

(Шарль Перро).

Послушайте фрагмент из этой сказки:

«…Мачеха невзлюбила падчерицу и взвалила на нее самую грязную работу. После работы бедная девушка садилась в уголок возле камина прямо на золу. Вот и прозвали ее сестры в насмешку Золушкой.

Сами они жили в неге и довольстве.

Однажды в королевском дворце решили устроить бал. Приглашены на него были все знатные и богатые люди. Приглашение получили и золушкины сестры.

Они бросились примерять нарядные бальные платья, а Золушка должна была их одевать и причесывать, да еще терпеть нескончаемые капризы.

В конце концов приготовления закончились и сестры с матерью отправились на бал.

Золушка же осталась дома и плакала в уголке. Очень уж ей хотелось тоже поехать на бал, да куда там – в таком рваном, испачканном золой платье…»

Как мачеха и ее дочери обращались к Золушке? (Выслушиваются ответы детей).

Почему они не правы? (Дискуссия. Дети говорят. Заслушиваем различные точки зрения.)

3. Объявление темы и постановка цели занятия .

Учитель: Может, кто-то догадался о теме нашего разговора? (Заслушиваются предположения детей)

Итак, тема нашего разговора звучит так «Мои права и обязанности».

О чем мы сегодня будем разговаривать?

Сегодня мы поговорим о наших правах и обязанностях, попробуем разобраться в тех ситуациях, которые встречаются в жизни, выскажем мнение о том, почему так важно соблюдать права и обязанности.

3.Изучение нового материала

Инсценировка

- Если ты не согласишься с нами играть, мы тебя из комнаты не выпустим.

    Не имеете права! Что я вам крепостной что ли? Хочу - играю, хочу - не играю – возмущённо ответил Паша.

Как вы считаете, прав ли Паша?

Да, Паша прав. Вот если бы он жил 200 лет тому назад и был бы крепостным, то его хозяева могли бы приказать ему играть с ними тогда, когда им захочется. А в современном обществе всё не так.

В современном обществе каждому человеку принадлежат равные права.

Где бы не жил человек, какие бы роли он не исполнял (папа, бабушка, плотник, министр) он, прежде всего, – человек, личность. А у каждого человека есть права, личные права человека. Они принадлежат каждому от рождения и их нельзя отменить.

4. Обзорное знакомство с «Конвенцией о правах ребенка».

Скажите, пожалуйста, кто знает, что такое право? (Ответ детей.)

Право - это условия для учёбы, работы, жизни, которое государство даёт человеку.

+……………..

Где права, там и обязанности. Что значит - обязанности? ()

Обязанность - это требования к поведению и отношению (к учёбе, к работе, к людям), которое человек должен выполнять.

В каком школьном документе описаны права и обязанности учащихся?

Устав школы

Права человека определены и гарантированы в нескольких правовых документах. Перечислю некоторые из них:

Давайте вспомним основные права и обязанности учеников в школе.

Как вы думаете, права - отдельно, обязанности - отдельно?

Права и обязанности тесно связаны. Нарушить право - нарушить порядок. Нарушить порядок - нарушить обязанности)

Сегодня нашу встречу с вами на уроке освещает солнышко. И это не случайно. Какое значение имеет солнце для всех жителей нашей планеты? (Ответы детей.)

Вывод: солнце дает жизнь всему живому.

И сегодня это доброе и ласковое солнышко поможет нам понять, что же самое важное для человека, что он должен ценить и беречь...

Как вы думаете, что для вас является самым дорогим, самым ценным? (Дети высказывают свои мнения.)

Приоткрывается первый лучик, на котором, записано слово «жизнь».

Докажите, почему самым большим богатством для человека является жизнь. (Ответы детей.)

Вывод: человек имеет право на жизнь.

Не менее важным, как нам подсказывает солнышко, является... здоровье.

Приоткрывается второй лучик со словом «здоровье».

Вы согласны с этим мнением? Почему люди должны ценить здоровье свое и других? (Ответы детей.)

Вывод: человек имеет право на охрану здоровья и медицинское обслуживание.

Без чего человек не может быть по-настоящему счастлив? (Без семьи, без друзей.) Докажите свое мнение... Согласно ли с нами солнышко? Давайте заглянем, что нам об этом расскажет следующий лучик.

Приоткрывается третий лучик, на котором записано слово «семья».

Согласны ли вы с мнением, что каждый человек вправе иметь семью, жить в семье? (Да.) - Что же еще является значимым для человека?

Открывается следующий лучик с записью «Родина».

Почему Родина так важна для человека? Почему люди вдалеке от своей Родины тоскуют по ней? (Ответы детей.)

А кто из вас сможет объяснить, почему люди во все времена, не жалея жизни, здоровья, сражались за свою Родину? Вспомните имена героев Великой отечественной войны, о которых вы слышали от учителей, родителей, других взрослых, читали в книгах и еще о многих героях узнаете. Расскажите об их подвигах. (Ответы детей.)

Друг от друга вы еще больше узнали о защитниках и героях Отечества.

Вывод: человек имеет право быть гражданином своей страны.

Работа над понятием «достоинство». Что это такое?

+……………..

В ходе беседы учитель подводит детей к выводу.

Вывод: человек имеет право на защиту чести и достоинства.

Последний лучик открываем, читаем слово «мир».

Почему мир является одним из важнейших условий для жизни человека? (Ответы детей.)

Учитель обобщает все сказанное в ходе беседы.

Да, действительно, война может лишить человека всего, включая его жизнь. Поэтому уважающие себя народы заботятся о сохранении мира на Земле. Обобщение с солнышком!

Памятку детям дать с правами.

5.Практическая часть классного часа

Ребята, когда нарушаются наши права, мы обращаемся за консультацией к юристу. Консультация -это совет, разъяснение, а юристы - это люди, которые хорошо знают законы. Давайте поиграем с вами в игру «Юридическая консультация». Представьте себе, что вы юристы, вы хорошо знаете права детей. И к вам за советом приходят литературные герои. Посмотрите в памятку, подумайте, какие права ребенка нарушены и разъясните нашему герою его права. Только, пожалуйста, давая консультацию, ссылайтесь на Конвенцию «О правах детей». Надо начинать так: «Согласно Конвенции "О правах ребенка"...» (см. Приложение 2).

1 . Работа в группах.

- Не случайно я ваш класс разбила на две группы. Одна группа вначале будут юристы, а другая группа дети, которые обратились за помощью к юристам, а затем поменяемся. Каждая группа рассмотрит по пять примеров. (в помощь детям памятки о правах)

Давайте на примере литературных героев попробуем разобраться и выяснить, как вы поняли названные права.

(Во время игры дети читают задание из карточки, а «юристы» комментируют, какие права были нарушены в данном случае). Ответ должен начинаться со слов: «Согласно Конвенции о правах ребенка …»

(два примера приводит учитель )

1. Мачеха с утра до ночи заставляет Золушку трудиться. Несчастной девочке запрещено участвовать в играх и забавах ее сестер. Какая статья Конвенции была бы нарушена, если бы подобное происходило в наши дни? (Право ребенка на отдых и досуг, право участвовать в играх и развлекательных мероприятиях, и свободно участвовать в культурной жизни и заниматься искусством)

2. - Баба-Яга уносит братца Иванушку от сестрицы Алёнушки за тридевять земель в тридесятое царство.

Какая статья Конвенции была нарушена?( Согласно Конвенции о правах ребенка - Право на личную жизнь, неприкосновенность и свободу)

Дети работают самостоятельно в группах.

Лиса Алиса: «Буратино, отдай мне эти денежки!» Буратино… (Согласно конвенции о правах ребенка каждый ребенок имеет права на личное имущество.)

Волк: «Колобок, колобок, я тебя съем!» Колобок… (Согласно Конвенции о правах ребенка каждый ребенок имеет право на защиту от физического насилия.)

Волк: «Козлятушки - ребятушки, отоприте-ка, отворите-ка». Козлята… (Согласно Конвенции оправах ребенка каждый ребенок имеет право на защиту от физического насилия.)

Медведь: «Машенька, будешь у меня жить, печку топить, кашу варить». Маша…(Согласно Конвенции о правах ребенка, запрещена эксплуатация детского труда.)

Тигр Шерхан: «Человеческий детеныш мой, отдайте мне его». Волчица… (Согласно Конвенции оправах ребенка, каждый ребенок имеет право воспитываться и жить в семье, где о нем заботятся и любят.)

Снежная Королева похитила Кая. Кай… (Согласно Конвенции оправах ребенка каждый ребенок имеет право проживать в своей семье со своими родителями и никто не праве разлучить их.)

Князь Гвидон младенцем вместе с матерью был посажен в бочку и выброшен в море. Князь Гвидон … (Согласно Конвенции о правах ребенка каждый ребенок имеет право на жизнь.)

Злая мачеха послала бедную падчерицу в декабре за подснежниками. Падчерица … (Согласно Конвенции оправах ребенка государство должно защищать всех детей.)

Маугли: «Так случилось, что я жил долгое время в лесу вместе с дикими зверями, и вот я попал в общество людей. Имею ли я такие же права, как и все дети?» (Согласно Конвенции о правах ребенка, дети любых национальностей, пола, расы имеют равные права и обеспечиваются защитой до 18 лет.)

6 . Обязанности. Анализ ситуаций

Учитель: C правами у нас, как я погляжу, все в порядке. А теперь давайте поговорим об обязанностях. А обязанности у вас есть?

Ответы детей

Учитель: Главный закон нашей страны называется «Конституция Российской Федерации». Вот в ней-то об обязанностях и написано. А вот какие у вас есть обязанности, которые внесены в Конституцию РФ:

обязанность – круг действий возложенных на кого-нибудь и обязательных для выполнения. (Толковый словарь С. И. Ожегова).

вы сейчас прочитаете и запомните.

Обязанности:

Соблюдать законы.

Охранять природу.

Защищать отечество.

Заботиться о родителях.

Получить образование.

Физминутка.

А теперь проверим, различаете ли вы права и обязанности.

Если я называю право – вы хлопаете в ладоши, если обязанность – приседаете.

Каждый работающий гражданин 1 месяц в году отдыхает.

Каждый, кто заболел получает квалифицированную мед. помощь.

Молодой человек, достигший 18-ти лет, служит в армии.

Дети учатся в школе.

Ежемесячно граждане отчисляют со своей заработной платы налоги.

Родители воспитывают своих детей.

Любой ученик может высказать на уроке свое мнение по тому или иному вопросу.

Отлично поработали.

3. Работа по карточкам

Из предложенного списка выберите, что из прав и обязанностей вы поставите на 1, 2, 3 место.

Права ребёнка

право на жизнь

право свободно выражать свои взгляды и мнения

право на образование

право жить с родителями

право на защиту от насилия

Обязанности ребёнка

хорошо учиться

помогать по дому

заботиться о старших

стараться самому обслуживать себя

заботиться о младших

не обсуждать поступки родителей с посторонними

Учитель: Ребята, как вы думаете, что получится, если мы будем следить за выполнением своих прав, не обращая внимания на права других людей? Представьте себе вот такую сценку:

Семья: бабушка вяжет, мама пишет, папа смотрит телевизор. Забегает сын Петя.

Мам, так кушать хочется! Скорей дай поесть. (Садится за стол, начинает есть)

С грязными руками за стол?! Помой руки!

Это насилие над личностью! Мы сегодня с Конвенцией о правах ребёнка знакомились!

Петенька, сходи в аптеку за лекарством, что-то давление поднялось.

Бабуль, не имеешь права эксплуатировать ребёнка. (Встаёт из-за стола.) Спасибо, я так наелся.

Помой посуду, сынок.

Не имеешь права использовать детский труд, мамочка (садится, смотрит телевизор).

Выключай телевизор и садись за уроки, иначе я тебя отлуплю!

Это проявление жестокости, папа.

Учитель: Что получилось в этой семье? (ответы детей)

Сын требует соблюдения своих прав, но сам не хочет нести никакой ответственности перед правами других. Человек должен не только требовать соблюдение своих прав, но и выполнять обязанности перед государством и другими людьми.

Какая самая главная обязанность у вас в семье?

Существуют ли обязанности у учеников? Какие?

А откуда вы это знаете? (Устав школы).

Где могут быть записаны обязанности учеников?

Вот в уставе нашей школы тоже есть обязанности учеников, которые мы должны неукоснительно выполнять. Перед вами памятки, где прописаны ваши основные обязанности учащихся.

На память я хотела бы вам вручить памятку школьника с обязанностями , которая, я надеюсь, будет помощником вашей школьной жизни.

P.S. Если ты будешь следовать этим советам, будь уверен, проблем у тебя не будет.

Итог

– Сейчас давайте встанем в круг, возьмёмся за руки.и послушаем одну притчу, которую я вам с удовольствием подарю.

Восточная притча
Давным-давно в старинном городе жил Мастер, окружённый учениками. Самый способный из них однажды задумался: «А есть ли вопрос, на который наш Мастер не смог бы дать ответа?» Он пошёл на цветущий луг, поймал самую красивую бабочку и спрятал её между ладонями. Бабочка цеплялась лапками за его руки, и ученику было щекотно. Улыбаясь, он подошёл к Мастеру и спросил:
- Скажите, какая бабочка у меня в руках: живая или мёртвая?
Он крепко держал бабочку в сомкнутых ладонях и был готов в любое мгновение сжать их ради своей истины.

Не глядя на руки ученика, Мастер ответил:
- Всё в твоих руках.

    Какие 2 пути выбора стояли перед учеником? Оцените их.

    Какой путь выбрали бы вы, ребята?

    Человек всегда может сделать выбор.

    Выбор, направленный во благо другому – это и есть «моральный выбор ».

    Учитель: Спасибо за внимание. Соблюдайте свои обязанности и помните о своих правах.

    Закончить нашу встречу можно такими словами:

    Я – ребенок, я - человек, я должен иметь права

    На то, чтобы жить в свободной стране, а не там, где идет война.

    Я имею права, на то, чтоб любить и на то, чтобы быть любимым,

    Я имею права, на то, чтобы жить и на свете быть самым счастливым.

    Я имею права, чтобы мир на Земле царил всегда и везде.

    Я имею права, чтобы в небе большом всегда была тишина.

    Наш классный час еще раз доказал, что у всех у нас есть права и обязанности

Внеклассное мероприятие "Мои права, мои обязанности. Конвенция о правах ребенка."

Ковалев Г.А.- учитель английского языка

Цель: познакомить учащихся с основными документами «Всеобщей Декларацией прав человека и Конвенция о правах ребенка», отражающими права ребёнка в обществе

Задачи:

Определить понятия «права» и «обязанности», показать единство прав и обязанностей.

Способствовать воспитанию правовой культуры школьников, выработке ценностных установок о необходимости уважения и соблюдения прав человека.

Научить правилам ведения дискуссии, умению выслушивать мнение других, доказывать свою точку зрения.

Воспитывать нормы правильного поведения детей и нравственные качества личности.

Определить правила жизнедеятельности в классном коллективе и обществе.

Развивать познавательные способности детей, их кругозор.

Оборудование: проектор, экран, карточки с заданиями.

Ход мероприятия

Появляются слайды презентации.

1 слайд «Я - ребёнок, я - человек»

Выходят 2 ученика.

1 ученик.

Человеку много нужно.
Чтобы счастливо жилось,
Нужен дождь, и даже лужи,
Нужно с кем-нибудь дружить.
Нужен ветер, нужно море,
Нужны солнце и леса.
Нужно счастье, нужно горе,
И родные голоса

2 ученик.

Невозможно без природы,
Без синеющих небес.
Хорошо иметь свободу,
Мир загадок и чудес.
Чтобы жить на белом свете,
Чтоб остался рядом друг,
Надо главное заметить,
Всё почувствовать вокруг.

Учитель. Сегодня мы продолжаем разговор, который начали, взаимопонимания, уважения друг к другу.

В ноябре 2017 года исполнилось 28 лет

Конвенции о правах ребёнка! Ты, как юный гражданин, имеешь определенные права и обязанности, которые признаны законодательством, так и международным документом — Конвенцией ООН о правах ребенка. Это подтверждает необходимость получения, как детьми, так и родителями, знаний в области прав ребенка. Благополучие детей и их права всегда вызывали интерес и пристальное внимание международного сообщества. Почему?

Дети более уязвимы, чем взрослые, к условиям жизни.

Дети более подвержены влиянию действий или бездействия правительств.

Дети особенно уязвимы к эксплуатации и дурному обращению.

Именно это послужило основанием для разработки документа, направленного на обеспечение прав детей на Земле. Именно поэтому

ученик Международное сообщество и приняло закон о правах ребенка - Конвенцию ООН.

Конвенция о правах ребенка по существу является «мировой конституцией» прав ребенка. Каждое право отражено в ней в отдельном разделе или, как это принято в правовых документах, — статьях.

Зная свои права, ты будешь успешным в своих делах и сможешь лучше ориентироваться в сложном современном мире, а при необходимости, грамотно отстаивать свои интересы.3 слайд «Мы разные, но мы вместе»

Конвенция о правах ребёнка состоит из статей о правах ребёнка, которые обязаны соблюдать во всех странах.

Учитель. Мы с вами приняли участие в игре «Мы разные, но мы вместе», где говорили о том, что люди отличаются друг от друга национальностью, привычками, взглядами, но живут вместе и надо уважать молодых и старых, здоровых и больных, бедных и богатых.

3 ученик.

Мы с тобою не похожи
Цветом глаз и цветом кожи.
Разный цвет волос у нас -
Мы с тобой из разных рас.
Ну, так что же,
Что с тобою мы ни капли не похожи?
Мы ведь дети - ты и я,
И у нас одна Земля.

Учитель. Есть международный документ, в котором эти человеческие отношения узаконены. У вас на столах лежат наборы букв. Если вы соберёте из этих букв слово, то узнаете, о чём сегодня пойдёт речь. (Дети собирают слово «права»).

Учитель. Правильно, сегодня мы с вами продолжим разговор о правах человека.

6 слайд. «ООН»

А когда, наконец, наступил мир, из всех уголков Земли: с севера, юга, запада и востока, из бедных и богатых стран, из королевств и республик - съехались люди. Там были женщины и мужчины с разным цветом кожи, говорящие на разных языках, но их объединяла одна идея. Они хотели сделать так, чтобы больше никогда не было войн, люди не знали нужды, невиновные не боялись наказания. Поэтому они создали Организацию Объединенных Наций и все вместе составили Всеобщую декларацию прав человека.

В 1945 году была создана Организация Объединенных Наций.

Цель создания ООН- решение конфликтов между странами мирным путем, за столом переговоров.

1948 году была подписана Общая декларация прав человека.

Цель декларации - обеспечить гражданские права и свободы, равноправие всех перед законом.

Но ни слова о правах детей.

1989 году ООН приняла Конвенцию о правах детей.

7 слайд «Декларация о правах человека».

Это очень важный документ, где записаны все права людей, вы обязательно позднее подробнее познакомитесь с ним.

После того как была принята Всеобщая декларация прав человека, люди поняли, что абсолютно всех людей в наше время защитить не удастся.

8 слайд «Права ребёнка».

Значит, сначала надо позаботиться о самых слабых членах общества. Так появилась новая расширенная Декларация прав ребенка, потому что дети - это не только часть населения планеты, а ее будущее. Какими эти дети вырастут, такой мир, такое общество они и построят. Спустя несколько лет был принят еще более значимый документ - Конвенция ООН о правах ребенка. Конвенция - это не просто призыв, а закон для тех стран, которые ее подписали, главная цель, которой - сделать все для того, чтобы детям на всей Земле жилось лучше, чтобы они были защищены и счастливы.

9слайд «Права человека».

- О каких же правах идет речь в Конвенции? Это прежде всего право на жизнь, на имя, на гражданство, на защиту жизни, чести и достоинства; право на семью, на свое мнение, на сохранение своей индивидуальности, на развитие, на свободу мысли, на образование, на игру, на защиту от всех форм эксплуатации. Мы с вами сегодня познакомимся с нашими правами и будем учиться применять их в повседневной жизни.

5 ученик. Права нельзя отобрать - никто не имеет права лишить прав другого человека или нарушить эти права. Это узаконено в Декларации о правах человека. Права есть у всех людей. Права никто не даёт, человек получает права от рождения. Мы - люди, и мы все равны, а значит у нас у всех одинаковые, равные права.

Учитель. Что же такое права, и что мы про них знаем?

6 ученик.

Лишь появится ребёнок, и дышать начнёт едва,
У него уже с пелёнок - веские права!
Он имеет право жить, развиваться и дружить;
Иметь просторный добрый дом.
Видеть тихий, мирный сон.

Врачей помощь получать,
Обучаться, отдыхать,
Быть весёлым и здоровым,
Восхищаться чем-то новым,
И любить, и быть любимым -
Он на свете не один!

Учитель. Только родившись, ребёнок приобретает права на жизнь, семью, имя, защиту. При рождении ребёнка семья даёт ему имя. Полное имя человека включает фамилию, имя и отчество. Эти сведения записываются в специальном документе, свидетельстве о рождении. Это первый документ, который получает человек. Запомните, ничто так не обижает человека, как, если окружающие неправильно произносят, или коверкают его имя. Ведь имя с человеком от рождения до самой смерти. Имя радует человека, приносит ему удачу, даже счастье.

7 ученик.

Имя нам даёт отраду,
Дарит счастье и удачу.
Потому узнать бы надо,
Что же наше имя значит?

Перекличка имён.

- Ребята, каждому из вас при рождении было дано имя. Встаньте, назовите своё имя и объясните, что оно значит.

Дети встают и называют свои имена:

Александра - защитница.
Алина - благородная
Алла - лань
Анастасия - воскрешённая
Андрей - мужественный
Дарья - сильная

Екатерина - чистая
Максим - величайший
Мария - желанная
Никита - победитель

Артём - здоровый
Арина - мир
Виктория - победа
Виктор - победитель
Даниил - бог - мой судья
Дамиан - покоритель.

Ольга - святая
Руслан - лев
Сергей - высокий
Софья - мудрая
Степан - венец

8 ученик.

Будь всегда достоин
Имени своего,
Будь справедлив и спокоен,
С честью носи его!

Учитель. Прав герой этого стихотворения? Почему? (Ответы детей)

Учитель. Правильно, это не права, а желания мальчика. Желания у каждого разные и их не обязательно выполнять. А права у всех одинаковые, и если они не исполняются, человеку очень трудно жить. Право - это охраняемая, обеспечиваемая государством естественная возможность что - то делать, осуществлять, иметь. Их не нужно покупать, зарабатывать. Они одинаково принадлежат всем людям. Мы все рождаемся свободными и равными по достоинству и в правах - права человека считаются «всеобщими». Давайте вспомним некоторые из них.

Ребята, 29-ая статья Конвенции гласит, что у человека есть не только права, но и обязанности.

- Обязанности это объективно необходимое, должное поведение человека. «Нет прав без обязанностей, как нет обязанностей без прав». Есть обязанности и у вас, как у детей своих родителей.

Какие обязанности есть у ребенка по отношению к своим родителям?

Какие обязанности есть у вас как у школьника?

Давайте проверим, как вы поняли, что такое права и обязанности.

Выходят 8 учеников и читают стихотворение "Наши права".

В своих правах мы все равны:
И взрослые и дети.
Все расы, веры, языки -
Все люди на планете.

На любовь имеют право
Все ребята на Земле,
На заботу и на ласку,
Право жить в своей семье.

В дом без спроса к вам никто
Заходить не может.
Ваши вещи и добро
Брать не может тоже.

Если вдруг захочет кто-то
Запретить ходить вам в школу,
Знайте сразу - он не прав -
Не дано таких им прав.

Никто не может вас пытать,
Делать больно, обижать.
Вы запомните одно -
Бить людей запрещено.

О правах своих послушал
И запомни крепко их.
Только знай, что очень нужно
Уважать права других.

Этих прав лишить не может
Вас никто и никогда.
Право каждое поможет
Быть счастливым вам всегда!

Ученик

Тот, кто о Конвенции не знает,

Много в этой жизни потеряет.

Мы права свои учили в школе,

Чтобы в дружбе жить и в доброй воле.

Будет жизнь волшебной и прекрасной,

Мы права учили не напрасно.

Пусть всегда над нами солнце светит,

Пусть живут в добре и счастье дети.

Учитель. Человек, который знает свои права и уважает права других людей, уверенно идёт по жизни человеком.

«Права и обязанности детей»

Ход мероприятия:

Вступительное слово учителя.

Права - это то, что может делать любой человек на Земле. Например, он имеет право свободно высказывать своё мнение. Все права записаны в Конституции – главном законе страны. Но не на всё имеет право человек. Например, он не имеет права обидеть другого человека. Или украсть у него что-то. А права ребёнка – это то, на что дети имеют право. Например, вы все имеете право просматривать свои любимые журналы и играть в свои любимые игры. А ещё читать свои любимые книжки и смотреть любимые кинофильмы. А ещё отдыхать. Вот это и есть право, которым и должен обладать каждый ребёнок. В какой бы стране мира он ни жил.

Но, если бы люди имели только права и не обязаны были что-то выполнять, даже если этого очень и очень не хочется - это было бы неправильно. Вы ведь знаете, что обязанности - это то, что мы с вами должны делать. Вот, например, дети должны ходить в школу. И не потому, что так хотят взрослые, а потому, что в школе учатся и узнают очень много нового и полезного. Так что эту обязанность нужно выполнять, чтобы всё – всё на свете узнать и стать умными людьми.

А есть еще и другие обязанности. Например, помогать папе и маме по дому – хотя бы убирать за собой. Ведь тогда у них освободится время и они смогут с вами поиграть или сходить в кино или в зоопарк.

Есть ещё у нас и такие обязанности – помыть руки перед едой, зубы почистить утром. Эти обязанности мы тем более должны выполнять, потому что от этого нам самим станет лучше! Вы согласны?

ИГРА «Я ЭТО Я»

Послушайте меня внимательно, не задавайте никаких вопросов и сделайте следующее: возьмите листочек и фломастер и нарисуйте смайлик. Наклейте их на один лист. Давайте внимательно посмотрим, что же получилось. Мы видим, что все рисунки разные. Вот такие разные и вы непохожие друг на друга. Сколько в мире людей, столько и разных личностей и в каждой личности заложены свои качества. Рисунки, которые вы подготовили, лишь подтверждение тому. Все вы разные - но одно у нас общее - это наши права и обязанности, которые общие для всех. И мы все в равной степени должны их выполнять. Существуют международные документы, в которых прописаны права ребенка. На сегодняшнем занятии мы познакомимся с ними – это Декларация прав ребёнка и Конвенция о правах ребёнка.

Ты думаешь, только папа и мама за тебя в ответе и должны о тебе заботиться? Нет! Более 100 правительств разных стран должны помогать тебе и спасать всех от всяких бедствий. "Конвенция о правах ребёнка» - это документ о правах ребенка состоит из 54 статей.

МУЛЬТФИЛЬМЫ ДЛЯ ОЗНАКОМЛЕНИЯ
С ОСНОВНЫМИ ПРАВАМИ РЕБЁНКА

ФОРМЫ РАБОТЫ С УЧАЩИМИСЯ,
ДЛЯ ЗАКРЕПЛЕНИЯ ЗНАНИЙ О ПРАВАХ РЕБЁНКА

    Тематический конкурс рисунков: «Имею право, имею обязанность», «Право на образование», «Мой досуг», «Я и моя семья».

    Викторина «Конвенция о правах ребёнка».

    Викторина в картинках «Знаешь ли ты свои права?»

    Нарисуй статью Конвенции.

    Игра «Мы думали, а оказалось…»

    Конкурс «Сказки и права героев»

КОНКУРС «СКАЗКИ И ПРАВА ГЕРОЕВ»

ИГРА «ОПРЕДЕЛИ, КТО ИЗ ГЕРОЕВ СКАЗКИ ЛИШЁН СЛЕДУЮЩИХ ПРАВ»

Выбери одного героя из трёх, остальных зачеркни.

Право на жизнь

Золушка

Колобок

Кот в сапогах

Право на неприкосновенность жилища

Сестрица Алёнушка

Три поросёнка

Колобок

Право на свободный труд

Золушка

Красная Шапочка

Балда

Право на свободу вступление в брак

Золушка

Дюймовочка

Алёнушка

Право на владение личным имуществом

Красная Шапочка

Буратино

Баба Яга

ИГРА «МУЗЫКАЛЬНЫЙ ЭКСПЕРТ»

(Конкурс «Музыкальный»).

Сейчас прозвучат отрывки из хорошо известных вам детских песен и песен героев мультипликационных фильмов. Определите, о каких правах в них идет речь.

Звучат отрывки песен:

    «Чему учат в школе» - право на образование

    «Ничего на свете лучше нету…» - право на свободу передвижения, право на свободу мирных собраний

    «На крутом бережку» - право на отдых

    «Такая – сякая сбежала из дворца...» - никто не может быть подвергнут произвольному аресту или задержанию.

ИГРА «МУЛЬТИК-ПРАВО»

Многие из вас, наверное, до сих пор любят мультфильмы. А замечали ли вы, как нарушались в них права некоторых героев? Давайте вспомним некоторых из них.

    м/ф “Чиполлино” – эпизод, где Чиполлино вытаскивают из его домика.

Вопрос: Какое право Чиполлино нарушено?

Ответ: Право на неприкосновенность жилища.

    м/ф “Буратино” – эпизод, где Буратино идет в школу.

Вопрос: Каким правом воспользовался Буратино?

Ответ: Правом на образование.

    м/ф “Попугай Кеша” – эпизод, где Кеша в клетке кричит “Свободу попугаям!”

Вопрос: Какое право отстаивает попугай Кеша?

Ответ: Право на свободу.

    м/ф “Буратино” - эпизод, где кот Базилио и лиса Алиса пытаются отобрать у него монеты.

Вопрос: Какое право нарушили кот и лиса, пытаясь отобрать у Буратино монеты?

Ответ: Право на имущество (никого нельзя произвольно лишить его имущества)

РАБОТА В ГРУППАХ

Задания для каждой группы с иллюстрацией к сказке. Обсуждение в группе.

1гр. Каким правом воспользовалась лягушка-путешественница:

Право на свободное передвижение;

Право на образование;

Право на труд;

2 гр. Какое право нарушено в сказке «Лиса и заяц»:

Право на жизнь;

Право на неприкосновенность жилища;

Право на справедливый суд;

Право на труд;

3 гр. Какое право нарушили гуси-лебеди, украв братца?

Право на жизнь;

Право на неприкосновенность жилища;

Право на образование;

Право жить с родителями и воспитываться в семье

4 гр. Какое право нарушил Медведь в сказке «Машенька и медведь»?

Право на неприкосновенность жилища;

Право владеть имуществом.

Никто не должен содержаться в рабстве или подневольном состоянии

Право выражать своё мнение;

Во время обсуждения фиксируется внимание на нарушении прав героев сказок.

РЕФЛЕКСИЯ

Ребята, как вы думаете, от кого зависит то, чтобы наш мир был полон добрых чувств, поступков, дел и отношений? (от нас с вами)

Я вам предлагаю сейчас своими ладошками закрыть нашу землю от зла, грубости, невежества. (Напишите свои пожелания людям)

(Дети пишут пожелания людям на вырезанных ладошках и прикрепляют их карте мира.)

Личные права есть у каждого человека. Иногда они нарушаются, но они у нас есть!

За их исполнение и нужно бороться – обращаться за помощью к гражданам, общественным организациям, государственным властям и даже ко всему человечеству.

Права есть, как у взрослых, так и у детей. Главное право – право на любовь и защиту, гаранты этих прав – мама и папа. В современном обществе у каждого человека с рождения много прав. Но не стоит забывать, что кроме прав у каждого есть и обязанности перед обществом. Ведь именно общество создает человеку условия для жизни и развития его личности.

Отстаивая свои права, не стоит забывать, что у других людей есть тоже такие же права, как и твои. Уважай чужие права!

1 слайд. Здравствуйте ребята! Сегодня мы поговорим с вами о правах человека.

(Дети читают стихи).

*** ***

Человеку много нужно, Нужно море и леса,

Чтобы счастливо прожить! Нужно счастье, нужно горе

Нужен дождь, и даже лужи, И родные голоса.

Нужно с кем- нибудь дружить. Невозможно без природы,

Нужен ветер, нужно море. Без синеющих небес.

***

Хорошо иметь свободу,

Мир загадок и чудес.

Чтобы жить на белом свете,

Чтоб остался рядом друг,

Надо главное заметить,

Все почувствовать вокруг.

В давние времена жили на земле богатыри, которые охраняли нашу землю от врагов. У врагов были копья и стрелы, топоры и мечи, опасное оружие, которое могло навредить даже самому сильному богатырю. Придумали тогда богатыри от этого оружия щит, под которым можно было укрыться от ударов. Надёжно укрыл щит богатырей от ударов, оказались они за щитом, отсюда и произошло слово за-щи-та, т.е. за щитом. С тех самых пор защитой стало называться то, что оберегает, охраняет нас от опасности, от врагов и недругов.

А кто оберегает и защищает вас, когда вам грустно, страшно, одиноко?

С кем вы чувствуете себя как богатырь за щитом?

(Ответы детей)

2 слайд. Самые близкие и любимые нами люди – мама, папа, бабушка, дедушка, друзья – становятся нашим щитом в трудную минуту. Но не только они проявляют заботу о вас. Существует Международная Организация Объединённых Наций (ООН), принимающая законы, по которым живут люди всего мира. Одним из таких законов является Конвенция о правах ребёнка. Да, не только взрослые, но и вы, дети имеете свои права. Этому и посвящёна наше сегодняшнее занятие.

Едва родившись, вы получаете право на жизнь. Большинство из вас родились в стране, которая называется Россия, то есть вы Россияне. Ребята, может, кто-то из вас родился в другой стране?

10 декабря 1948 года была принята Всеобщая декларация прав человека.

Декларация-это объявление, провозглашение воли государства. В этом международном документе говорится, что все люди рождаются свободными, равными в правах. Все имеют право на жизнь и свободу.

А что же такое право? Это правила поведения, которые необходимо соблюдать всем людям без исключения.

Приняв такую декларацию, люди задумались, а как же дети? Ведь они такие же люди, как и взрослые, и поэтому должны иметь права.

Именно поэтому 20 ноября 1959 года был принят специальный международный документ - Декларацию прав ребенка, которая призвала все страны мира проявлять заботу о вас - детях.

3 слайд. Ребенок имеет права жить в той стране, где он родился (имеет право на гражданство).

Имеет право носить имя, отчество и фамилию.

Все дети должны воспитываться в семье, знать своих родителей и получать от них защиту.

С полутора лет ребенок имеет право посещать ясли. С 3-х лет – детский садик, а с 6 лет школу. (право на бесплатное образование).

У вас есть не только право трудиться, но и право отдыхать. Для этого в школе и придуманы переменки, где можно побегать и повеселиться.

С 10 лет школьник вправе иметь свое мнение по любому вопросу (говорить о том, что думает).

Может вступать в детские общественные объединения или группы по интересам.

Может быть выслушанным в суде.

4 слайд. А теперь мы посмотрим Слайд фильм о правах по книге Андрея Усачева « Приключения маленького человечка»

Ребята, может вы расскажете, какие права вам уже известны.

Есть права у всех на свете. Право первое - на имя,

Даже трудно перечесть, Знать родителей своих

Сколько прав имеют дети, И, конечно, быть любимым,

Но об этом книги есть. Жить в семье, среди родных.

*** ***

Право дом иметь уютный, Есть в Конвенции ООН

Где всегда поймут, поддержат, На учебу право -

Где счастливые минуты Очень нужный всем закон-

Дарят веру и надежду. Он один из главных.

Чтобы мы могли узнать

*** Обо всем на свете.

Если жар все тело ломит, Фантазировать, мечтать

И совсем не до игры, Очень любят дети.

То позвать врача на помощь

Тоже право детворы.

*** ***

Я могу свой детский праздник, Будь ты слабым или сильным,

Как и взрослый отмечать. Белым, черным – все равно!

Если я проголодаюсь, Ты родился быть счастливым,

Пищу вправе получать. Это право всем дано.

Молодцы! А теперь я предлагаю прослушать детские песенки и определить, о каких правах можно говорить.

«Антошка»- право на труд.

«Голубой вагон»- право на отдых.

«Чему учат в школе»- право на образование.

Ребята, но ведь кроме прав существуют и обязанности. У каждого члена семьи существует работа, которую он выполняет. Вспомните, какую работу делают ваши папы и мамы? А чем вы им помогаете? Есть ли у вас свои обязанности в семье?

Существуют еще и школьные обязанности. Сейчас ребята расскажут какие школьные обязанности они знают и выполняют.(Дети читают стихи о школьных обязанностях.)

*** ***

Как проснулся, так вставай, Прежде, чем захлопнуть дверь,

Волю лени не давай. Все ли взял с собой, проверь!

Понукания не жди,

В школу вовремя иди.

***

В школе, в классе не сори,

*** Сор увидишь, подбери!

Будь в одежде аккуратен

Избегай и дыр и пятен.

*** ***

Знай, хорошие отметки – Без учебников у нас

Как плоды в саду на ветке. Не приходят дети в класс.

Чтоб тобой могли гордиться, Ты их бережно храни,

Должен много ты трудиться! Непременно оберни!

*** ***

Нужен весь учебный год, Твой учебник не альбом,

За учебником уход, Рисовать не надо в нем!

Чтобы чистым, неизмятым, Думай над любой задачкой,

Он пришел к другим ребятам! А учебник не испачкай!

***

Сами вещи не растут,

Сделать вещи – нужен труд.

Карандаш, тетрадь, перо,

Ручку, ластик, стол, окно,

Парту, книжку береги,

Не ломай, не мни, не рви.

А сейчас немножко отдохнем и снова поиграем. Я буду задавать вопрос, а вы отвечайте. (Проводим викторину «Права литературных героев») Перед вами стоят книжки-подсказки,(выставка по детским сказкам).

Викторина « Права литературных героев»

1.В какой сказке и кто из героев нарушает право на неприкосновенность жилища? («Заюшкина избушка»,Лиса)

2.В какой сказке и кто нарушал право на свободный труд и держал кукол в рабстве? («Золотой ключик», Карабас Барабас)

3. В какой сказке хлебобулочному герою угрожали быть съеденным? Нарушалось право на жизнь? (Колобок», Лиса)

4. В каких сказках соблюдается право на охрану здоровья? («Доктор Айболит»)

5. Существует право на свободу мирных собраний. Кто из героев воспользовался им? «Бременские музыканты»

6. У кого из литературных героев нарушено право на отдых? («Золушка»).

7. Каждый человек имеет право пользоваться достижениями науки и техники. Кто из героев воспользовался этим правом? (« По щучьему велению», Емеля).

8.Кто из героев был насильно разлучен с родителями (« Снежная королева», Кай).

9.Кто не захотел воспользоваться своим правом на образование и продал свою азбуку? (Буратино).

10. Кто воспользовался правом на свободное передвижение, выбор места жительства? (« Лягушка- путешественница»)

Теперь, ребята, вы знаете, какие существуют права и как их правильно соблюдать. (Дети читают стихи о правах).

*** ***

Конституция должна нас защищать. Имеем мы право, сказать как

Государство нас должно оберегать. Один -

Чтобы мы росли у пап и мам. «Я полноправный страны

Здоровыми и сильными гражданин».

На радость докторам.

*** ***

Имею я право нормально питаться, Расти в своем доме,

Учиться, лечиться, В любимой семье

И развлекаться! А не на уличной мокнуть

скамье!

***

К ребенку нельзя относиться небрежно,

А только с любовью, заботой и нежно,

Ребенка нельзя как товар продавать
и от учебы его отрывать!

*** ***

Терпимость и дружба, А наши родители и педагоги,

Всеобщее братство, Должны нас направить

Духовная близость - На эти дороги.

Вот наше богатство

Мы с вами говорили о правах, обязанностях и ответственности детей. И я предлагаю вам ситуации из вашей жизни. Если вы ответите честно на вопросы, то поймете, все ли вы делаете верно, или вам еще надо работать над собой.

1 ситуация – Тебе поручили оформить новогоднюю газету:

а) Отложу все дела и займусь оформлением
б) Займусь, когда будет свободное время
в) Перепоручу другому однокласснику

2 ситуация – Ты сидишь в транспорте. Заходит пожилая женщина:

а) Уступлю место
б) Попрошу соседа, чтобы уступил место
в) Отвернусь, и буду смотреть в окно

3 ситуация – Ты видишь, как бьют твоего одноклассника:

а) Постараюсь защитить
б) Попрошу вмешаться прохожих
в) Пройду мимо

4 ситуация – Ты нашел кошелек, где было 100 рублей:

а) Постараюсь вернуть владельцу
б) Передам взрослому
в) Возьму себе

Ответ а) – 5 баллов; б) – 3 балла; в) – 0 баллов.

Если вы набрали от 15 – 20 баллов - вы порядочный человек. Продолжайте действовать так же уверено. Родители и школа могут гордиться вами.

Если от 10 – 15 баллов - вам есть, над чем поработать.

Если менее 10 баллов - здесь уже ничего не остается, как взять себя в руки и усиленно работать над собой.



Если заметили ошибку, выделите фрагмент текста и нажмите Ctrl+Enter
ПОДЕЛИТЬСЯ:
Выселение. Приватизация. Перепланировка. Ипотека. ИСЖ