Выселение. Приватизация. Перепланировка. Ипотека. ИСЖ

Участие в тендере представляет собой соревнование между организациями-конкурентами за право сотрудничества с заказчиком, который ищет для себя надежного партнера для выполнения разового заказа или заключения деловых взаимоотношений на длительный срок. Чтобы процедура конкурсного отбора была прозрачной и честной, был разработан специальный ФЗ о тендерах, который дает четкое разъяснение правил проведения торгов как для участников аукциона, так и для его заказчиков и организаторов.

Виды тендеров

Законодательство России разделяет проведение тендеров на несколько категорий:

  • торги открытого типа;
  • торги закрытого типа;
  • (могут быть как открытыми, так и закрытыми);
  • запросы котировок;
  • двухэтапный аукцион.

Вне зависимости от того, какой вид тендера будет использован, его проведение должно соответствовать всем правилам и условиям, которые четко обозначает федеральный закон о тендерах и аукционах.

Закон №44 ФЗ

Закон «О контрактной системе…» в 2013 году заменил закон №94 ФЗ и вступил в силу с 01.01.2014 года. Данный Федеральный закон занимается регулированием взаимоотношений между заказчиком и исполнителем, касающихся обеспечения муниципальных и государственных нужд. Закон 44 о тендерах состоит из 11 статей. Каждая из них регулирует те правоотношения, которые ранее не рассматривал закон №94 ФЗ.

ФЗ-44 разработан с целью повышения уровня эффективности и результативности проведения тендеров на закупку товаров, услуг или каких-либо видов работ. Кроме этого, он позволяет прозрачно проводить торги и предотвращать возникновение коррупционной деятельности и прочих злоупотреблений в данной сфере госзакупок.

ФЗ 44 о тендерах применяется в следующих случаях:

  • при планировании приобретения большой партии продукции или услуг;
  • при определении исполнителей (поставщиков);
  • при подписании гражданско-правого договора на приобретение услуг, товаров или работ;
  • при необходимости уточнить особенности выполнения контракта;
  • в момент проведения мониторинга закупок;
  • для аудита в области приобретения партий товара, услуг, работ;
  • для контроля за соблюдением законодательных норм России и прочих нормативных документов относительно контрактной системы в области закупок продукции, приобретения услуг и работ.

В отличие от ФЗ-94, использование ФЗ о тендерах от 2013 года значительно сократило риски возникновении коррупции в области госзакупок. Теперь обозначены основные механизмы изменения квалификации конкурсантов торгов и антидемпинговые меры, которые помогают заказчику подписать договор о сотрудничестве с честным поставщиком.

Также порядок деятельности государственного интернет-ресурса по закупкам, который указан в законе о тендерах ФЗ №44, теперь включает в себя возможность подачи запросов на участие в аукционе при помощи функционала сайта.

К остальным особенностям данного закона о проведении тендерных мероприятий стоит отнести:

  • расширение списка методов обозначения начальной и максимальной цены контракта (это гарантирует сокращение случаев преднамеренного завышения стоимости сделки);
  • новые требования к организационной комиссии, в состав которой должны входить лица, прошедшие профессиональную переподготовку или повысили свою квалификацию в закупочной сфере.

Ввиду всех изменений и нововведений стоит отметить, что проводить тендеры по 44 ФЗ стало намного выгоднее как для заказчика, так и для исполнителя.

Административный кодекс РФ

Не так давно, а именно 22 апреля 2014 года, был принят новый Федеральный закон о внесении изменений в Административный кодекс России. Эти изменения коснулись сферы проведения тендерных мероприятий.

На данный момент федеральный закон о тендерах предусматривает несение административной ответственности тем лицам, которые занимаются коррупцией в области закупок товаров или услуг среди юридических лиц. Теперь любое правонарушение в сфере проведения тендеров приведет к административной ответственности с дальнейшими неприятными последствиями для бизнеса нарушителя.

Недействующий

Название документа:
Номер документа: 97-ФЗ
Вид документа: Федеральный закон
Принявший орган: Государственная Дума
Статус: Недействующий
Опубликован:

N 91, 13.05.99

Российская газета

Дата принятия: 06 мая 1999
Дата начала действия: 13 мая 1999
Дата окончания действия: 01 января 2006

О конкурсах на размещение заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных нужд

РОССИЙСКАЯ ФЕДЕРАЦИЯ

ФЕДЕРАЛЬНЫЙ ЗАКОН

О конкурсах на размещение заказов на поставки
товаров, выполнение работ, оказание услуг
для государственных нужд *О)


Утратил силу с 1 января 2006 года на основании
Федерального закона от 21 июля 2005 года N 94-ФЗ
____________________________________________________________________

Настоящий Федеральный закон регулирует отношения, возникающие между организатором конкурса (государственным заказчиком) и участниками конкурса (поставщиками (исполнителями) в процессе проведения конкурса на размещение заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных нужд.

Государственный заказчик размещает заказы на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг (далее - поставки товаров (работ, услуг) для государственных нужд путем проведения конкурсов, если иное не предусмотрено законодательством Российской Федерации.

ГЛАВА I. ОБЩИЕ ПОЛОЖЕНИЯ (статьи 1 - 10)

Статья 1. Сфера применения настоящего Федерального закона

1. Настоящий Федеральный закон применяется в случаях проведения конкурсов на размещение заказов на поставки товаров (работ, услуг) для государственных нужд (далее также - конкурсы). *1.1)

2. Особенности проведения конкурсов на размещение заказов на строительные работы для государственных нужд, поставки топлива для государственных нужд, закупку и поставки сельскохозяйственной продукции, сырья, продовольствия для государственных нужд, а также на поставки топлива и продовольствия для государственных нужд в районы Крайнего Севера и приравненные к ним местности могут быть предусмотрены иными федеральными законами. *1.2)

Статья 2. Основные понятия, используемые в настоящем Федеральном законе

В настоящем Федеральном законе используются следующие основные понятия:

государственные нужды - потребности Российской Федерации в товарах (работах, услугах), обеспечиваемые за счет средств федерального бюджета и внебюджетных источников финансирования;

государственный контракт - договор поставки товаров (работ, услуг) для государственных нужд, заключаемый между государственным заказчиком и победителем конкурса в соответствии с законодательством Российской Федерации;

конкурс - способ выявления поставщика (исполнителя) товаров (работ, услуг) для государственных нужд, обеспечивающего лучшие условия исполнения государственного контракта;

организатор конкурса - государственный заказчик в лице федерального органа исполнительной власти, а также юридическое лицо, которому государственный заказчик на условиях договора передал часть своих функций по проведению конкурса;

участник конкурса - поставщик (исполнитель), осуществляющий предпринимательскую деятельность по производству товаров (работ, услуг) и подавший заявку на участие в конкурсе.

Статья 3. Законодательство Российской Федерации о конкурсах на размещение заказов на поставки товаров (работ, услуг) для государственных нужд

Отношения, возникающие между организаторами конкурсов на размещение заказов на поставки товаров (работ, услуг) для государственных нужд и участниками таких конкурсов в процессе их проведения, регулируются Гражданским кодексом Российской Федерации , настоящим Федеральным законом, другими федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации.

Статья 4. Контроль за проведением конкурсов и координация их проведения

1. Контроль за проведением конкурсов и координация их проведения осуществляются уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти (далее - уполномоченный федеральный орган исполнительной власти). *4.1)

2. Функции уполномоченного федерального органа исполнительной власти определяет Правительство Российской Федерации в соответствии с настоящим Федеральным законом и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации.

Статья 5. Требования к участникам конкурса

1. Участником конкурса может быть только поставщик (исполнитель), имеющий производственные мощности, оборудование и трудовые ресурсы, необходимые для производства товаров (работ, услуг).

Организатор конкурса вправе устанавливать дополнительные требования к участникам конкурса при проведении каждого конкурса.

2. Организатор конкурса вправе требовать от участников конкурса предоставления сведений об их соответствии требованиям, установленным организатором конкурса.

3. Требования к участникам конкурса, установленные организатором конкурса, предъявляются ко всем участникам конкурса и содержатся в конкурсной документации.

4. Организатор конкурса обязан отстранить участника конкурса от участия в конкурсе на любом этапе его проведения в случае предоставления участником конкурса недостоверных сведений о его соответствии установленным организатором конкурса требованиям.

Статья 6. Участие в конкурсе иностранных поставщиков (исполнителей)

Иностранные поставщики (исполнители) товаров (работ, услуг) могут принимать участие в конкурсе в случае, если производство товаров (работ, услуг) для государственных нужд в Российской Федерации отсутствует или экономически нецелесообразно.

Статья 7. Обмен сведениями между организатором конкурса и участниками конкурса

1. Обмен сведениями между организатором конкурса и участниками конкурса осуществляется в письменной форме в соответствии с настоящим Федеральным законом.

2. Обмен сведениями между организатором конкурса и участниками конкурса, предусмотренными пунктом 6 статьи 11, пунктом 2 статьи 17 и пунктом 2 статьи 20 настоящего Федерального закона, может осуществляться с помощью средств, которые не воспроизводят содержание сведений в письменной форме, при условии их дальнейшего подтверждения в письменной форме.

Статья 8. Протокол проведения конкурса

1. При проведении конкурса организатор конкурса обязан вести протокол проведения конкурса, в котором указываются:

а) краткое описание поставляемых товаров (работ, услуг);

б) наименования и адреса участников конкурса;

в) перечень участников конкурса, которые не прошли предварительный отбор (в случае проведения такого отбора);

г) цены товаров (работ, услуг), предложенные участниками конкурса;

д) наименование победителя конкурса и цены поставляемых им товаров (работ, услуг);

е) основания принятия организатором конкурса решения об отклонении заявок на участие в конкурсе в соответствии с настоящим Федеральным законом;

ж) причины, по которым государственный контракт не заключен;

з) сведения, предусмотренные пунктом 2 статьи 9 настоящего Федерального закона.

2. После окончания конкурса сведения, предусмотренные подпунктами "а", "б" и "д" пункта 1 настоящей статьи, предоставляются поставщикам (исполнителям), которые приобрели конкурсную документацию, по их требованию.

3. После окончания конкурса сведения, предусмотренные подпунктами "а" - "ж" пункта 1 настоящей статьи, предоставляются участникам конкурса по их требованию.

4. Организатор конкурса не вправе предоставлять сведения, составляющие служебную или коммерческую тайну. *8.4)

Статья 9. Виды конкурсов

1. Организатор конкурса осуществляет размещение заказов на поставки товаров (работ, услуг) для государственных нужд посредством открытых конкурсов (в том числе двухэтапных конкурсов) и закрытых конкурсов (в том числе двухэтапных конкурсов). Наиболее предпочтительным видом конкурса является открытый конкурс.

2. Протокол проведения конкурса должен содержать основания принятия организатором конкурса решения о выборе вида конкурса.

Статья 10. Антимонопольное регулирование проведения конкурсов

Отношения, возникающие между организатором конкурса и участниками конкурса в процессе проведения конкурса и влияющие на конкуренцию на товарных рынках, регулируются антимонопольным законодательством. *10)

ГЛАВА II. ПРОВЕДЕНИЕ ОТКРЫТОГО КОНКУРСА (статьи 11 - 21)

Статья 11. Предварительный отбор участников открытого конкурса

1. Организатор открытого конкурса вправе проводить предварительный отбор участников открытого конкурса (далее - предварительный отбор) в целях выявления поставщиков (исполнителей), которые соответствуют требованиям к участникам открытого конкурса, установленным организатором открытого конкурса.

2. Извещение о проведении предварительного отбора организатор открытого конкурса публикует в средствах массовой информации, в том числе в официальном издании уполномоченного федерального органа исполнительной власти.

3. Извещение о проведении предварительного отбора должно содержать сведения:

о наименовании организатора открытого конкурса и месте проведения предварительного отбора;

о виде и количестве поставляемых товаров и месте их доставки, виде работ и месте их выполнения, виде услуг и месте их оказания;

о порядке и месте получения документации о предварительном отборе;

о размере платы, взимаемой организатором открытого конкурса, за получение документации о предварительном отборе, если такая плата установлена;

о порядке и сроках оплаты поставщиками (исполнителями) документации о предварительном отборе, если такая плата установлена;

о порядке, месте и сроке подачи заявок на участие в предварительном отборе.

4. Организатор открытого конкурса предоставляет документацию о предварительном отборе каждому поставщику (исполнителю), который запрашивает такую документацию и вносит плату за документацию о предварительном отборе, если такая плата установлена. Плата за документацию о предварительном отборе не должна превышать расходы организатора открытого конкурса на изготовление указанной документации и доставку ее поставщикам (исполнителям).

5. Документация о предварительном отборе должна содержать:

инструкции о подготовке заявок на участие в предварительном отборе;

условия государственного контракта;

сведения о порядке, месте и сроке подачи заявок на участие в предварительном отборе;

требования к участникам открытого конкурса, установленные организатором открытого конкурса.

6. Организатор открытого конкурса обязан ответить на запрос поставщика (исполнителя) в части разъяснения положений документации о предварительном отборе, полученный не позднее чем за 10 дней до окончания срока подачи заявок на участие в предварительном отборе. Ответ в письменной форме организатора открытого конкурса на запрос поставщика (исполнителя) должен быть отправлен в срок, позволяющий поставщику (исполнителю) своевременно подать заявку на участие в предварительном отборе.

7. Организатор открытого конкурса определяет соответствие поставщиков (исполнителей) требованиям к участникам открытого конкурса, установленным организатором открытого конкурса, и принимает решение в отношении каждого поставщика (исполнителя), подавшего заявку на участие в предварительном отборе.

8. Организатор открытого конкурса обязан в трехдневный срок уведомить каждого поставщика (исполнителя), подавшего заявку на участие в предварительном отборе, о результатах такого отбора. Право на участие в открытом конкурсе имеют только поставщики (исполнители), прошедшие предварительный отбор.

9. Организатор открытого конкурса обязан ответить в письменной форме на запрос поставщика (исполнителя), не прошедшего предварительного отбора участников открытого конкурса, с указанием оснований принятия соответствующего решения.

Статья 12. Извещение о проведении открытого конкурса

1. Извещение о проведении открытого конкурса организатор открытого конкурса публикует в средствах массовой информации, в том числе в официальном издании уполномоченного федерального органа исполнительной власти.

2. Извещение о проведении открытого конкурса должно содержать сведения:

о наименовании и об адресе организатора открытого конкурса;

о времени и месте проведения открытого конкурса;

об условиях государственного контракта (сведения о виде и количестве поставляемых товаров и месте их доставки, виде работ и месте их выполнения, виде услуг и месте их оказания и другие);

о сроках поставок товаров (работ, услуг);

о требованиях к участникам открытого конкурса, установленных организатором открытого конкурса;

о порядке и месте получения конкурсной документации;

о размере взимаемой организатором открытого конкурса за конкурсную документацию платы, если такая плата установлена;

о порядке и сроках оплаты участниками открытого конкурса конкурсной документации, если такая плата установлена;

о порядке, месте и сроках подачи заявок на участие в открытом конкурсе;

о сроке заключения государственного контракта.

Статья 13. Условия предоставления конкурсной документации

Организатор открытого конкурса предоставляет конкурсную документацию поставщикам (исполнителям), прошедшим предварительный отбор в случае его проведения и оплатившим конкурсную документацию, если такая плата установлена. Плата за конкурсную документацию не должна превышать расходы организатора открытого конкурса на изготовление указанной документации и доставку ее поставщикам (исполнителям). *13)

Статья 14. Содержание конкурсной документации

Конкурсная документация должна содержать:

инструкции о подготовке заявок на участие в открытом конкурсе;

требования к участникам открытого конкурса, установленные организатором открытого конкурса;

требования к заявкам на участие в открытом конкурсе;

условия государственного контракта (описание товаров (работ, услуг), сведения о количестве товаров, об оказании сопутствующих услуг, о месте выполнения работ или оказания услуг, сроках поставок товаров, выполнения работ или оказания услуг и другие);

требования к составу технической документации на поставляемые товары (работы, услуги), а также к описанию участниками открытого конкурса поставляемых товаров (работ, услуг);

критерии, на основании которых организатор открытого конкурса будет оценивать заявки на участие в открытом конкурсе;

сведения о порядке, месте и сроке подачи заявок на участие в открытом конкурсе;

способы разъяснений положений конкурсной документации;

сроки действия заявок на участие в открытом конкурсе;

сведения о месте, дате и времени вскрытия конвертов с заявками на участие в открытом конкурсе;

сведения о порядке вскрытия конвертов и рассмотрения заявок на участие в открытом конкурсе;

другие установленные организатором открытого конкурса требования.

Статья 15. Разъяснение положений конкурсной документации

Поставщики (исполнители) вправе потребовать от организатора открытого конкурса разъяснения положений конкурсной документации. Организатор открытого конкурса обязан ответить на любые полученные до истечения срока подачи заявок на участие в открытом конкурсе запросы поставщиков (исполнителей) о разъяснениях положений конкурсной документации. Организатор открытого конкурса должен направить поставщикам (исполнителям) разъяснения положений конкурсной документации в сроки, позволяющие поставщикам (исполнителям) своевременно подать заявки на участие в открытом конкурсе.

Статья 16. Подача заявок на участие в открытом конкурсе

1. Срок подачи заявок на участие в открытом конкурсе не может быть менее чем 45 дней со дня опубликования извещения о проведении открытого конкурса в официальном издании уполномоченного федерального органа исполнительной власти.

2. В случае если организатор открытого конкурса доводит до сведения поставщиков (исполнителей) разъяснения положений конкурсной документации или проводит с ними обсуждение конкурсной документации, он в случае необходимости может продлить срок подачи заявок на участие в открытом конкурсе.

3. Уведомление о продлении срока подачи заявок на участие в открытом конкурсе в трехдневный срок направляется поставщикам (исполнителям).

4. Заявка на участие в открытом конкурсе оформляется в письменной форме и подается в запечатанном конверте в порядке, предусмотренном организатором открытого конкурса в конкурсной документации. Организатор открытого конкурса выдает расписку в получении заявки на участие в открытом конкурсе с указанием даты и времени ее получения. *16.4)

5. Конверт с заявкой на участие в открытом конкурсе, полученный организатором открытого конкурса по истечении срока подачи заявок на участие в открытом конкурсе, не вскрывается и возвращается подавшему ее поставщику (исполнителю).

Статья 17. Срок действия, изменение и отзыв заявок на участие в открытом конкурсе

1. Заявки на участие в открытом конкурсе признаются действительными в течение срока, установленного конкурсной документацией.

2. До истечения срока действия заявок на участие в открытом конкурсе организатор открытого конкурса вправе предложить участникам открытого конкурса продлить данный срок. Участник открытого конкурса вправе отклонить такое предложение, при этом действие заявки на участие в открытом конкурсе заканчивается в первоначально установленный срок.

3. В случае если конкурсной документацией не предусмотрено иное, участник открытого конкурса вправе изменить или отозвать свою заявку на участие в открытом конкурсе до истечения срока подачи заявок на участие в открытом конкурсе. Уведомление об изменении заявки на участие в открытом конкурсе или о ее отзыве должно быть направлено организатору открытого конкурса до истечения срока подачи заявок на участие в открытом конкурсе.

Статья 18. Конкурсная комиссия

1. Для принятия решения о победителе открытого конкурса создается конкурсная комиссия. Решение о составе конкурсной комиссии и ее председателе принимается организатором открытого конкурса. Председатель конкурсной комиссии ведет заседание конкурсной комиссии, объявляет победителя открытого конкурса и подписывает протокол проведения открытого конкурса.

2. В своей деятельности конкурсная комиссия руководствуется настоящим Федеральным законом, другими федеральными законами или иными нормативными правовыми актами Российской Федерации. *18.2)

Статья 19. Вскрытие конвертов с заявками на участие в открытом конкурсе

1. Председатель конкурсной комиссии на заседании конкурсной комиссии вскрывает конверты с заявками на участие в открытом конкурсе в предусмотренном конкурсной документацией месте и в предусмотренное конкурсной документацией время.

2. Участники открытого конкурса, подавшие заявки на участие в открытом конкурсе, или их представители вправе присутствовать при вскрытии конвертов с заявками на участие в открытом конкурсе.

3. Наименования, адреса участников открытого конкурса, цены и описание предлагаемых ими товаров (работ, услуг) при вскрытии конвертов с заявками на участие в открытом конкурсе объявляются присутствующим участникам открытого конкурса и заносятся в протокол проведения открытого конкурса. Указанные сведения сообщаются отсутствующим участникам открытого конкурса по их требованиям.

Статья 20. Рассмотрение, оценка и сопоставление заявок на участие в открытом конкурсе

1. Конкурсная комиссия осуществляет рассмотрение, оценку и сопоставление заявок на участие в открытом конкурсе в целях определения победителя открытого конкурса в соответствии с требованиями конкурсной документации.

2. Конкурсная комиссия вправе потребовать от участников открытого конкурса разъяснения положений заявок на участие в открытом конкурсе.

3. Заявка на участие в открытом конкурсе должна соответствовать всем требованиям, предусмотренным конкурсной документацией.

4. Конкурсная комиссия отклоняет заявку на участие в открытом конкурсе в случае, если:

участник открытого конкурса не соответствует требованиям, установленным организатором открытого конкурса;

участник открытого конкурса отказался дать разъяснение положений заявки на участие в открытом конкурсе в соответствии с пунктом 2 настоящей статьи;

заявка на участие в открытом конкурсе не отвечает требованиям, предусмотренным конкурсной документацией.

Статья 21. Определение победителя открытого конкурса

1. Победителем открытого конкурса признается участник открытого конкурса, в заявке на участие в открытом конкурсе которого предложены лучшие условия поставок товаров (работ, услуг) для государственных нужд.

2. Конкурсная комиссия вправе потребовать от победителя открытого конкурса подтверждения соответствия требованиям к участникам открытого конкурса, установленным организатором открытого конкурса.

В случае, если после объявления победителя открытого конкурса организатору открытого конкурса станут известны факты несоответствия победителя открытого конкурса требованиям к участникам открытого конкурса, установленным организатором открытого конкурса, заявка победителя на участие в открытом конкурсе отклоняется и новый победитель открытого конкурса определяется в соответствии с пунктом 1 статьи 20 настоящего Федерального закона и пунктом 1 настоящей статьи из числа остальных участников открытого конкурса.

3. В случае, если победитель открытого конкурса не подписал государственный контракт в установленные в извещении о проведении открытого конкурса сроки, организатор открытого конкурса определяет нового победителя открытого конкурса в соответствии с пунктом 1 статьи 20 настоящего Федерального закона и пунктом 1 настоящей статьи из числа остальных участников открытого конкурса.

4. Организатор открытого конкурса в трехдневный срок направляет победителю открытого конкурса уведомление в письменной форме о признании его победителем открытого конкурса.

5. Организатор открытого конкурса не позднее чем через 20 дней со дня определения победителя открытого конкурса обязан опубликовать в средствах массовой информации, в том числе в официальном издании уполномоченного федерального органа исполнительной власти, информацию о результатах открытого конкурса - о наименовании победителя открытого конкурса, о наименованиях поставляемых им товаров (работ, услуг) и ценах поставляемых товаров (работ, услуг).

Положения настоящего пункта не применяются, если расходы на опубликование данной информации составят более чем 10 процентов установленной государственным контрактом цены товара (работы, услуги).

ГЛАВА III. ПРОВЕДЕНИЕ ЗАКРЫТОГО КОНКУРСА (статья 22)

Статья 22. Закрытый конкурс

1. Организатор конкурса по согласованию с уполномоченным федеральным органом исполнительной власти вправе проводить закрытые конкурсы в соответствии с настоящим Федеральным законом в случаях, если:

предметом государственного контракта являются поставки товаров (работ, услуг) для нужд обороны и безопасности государства в части, составляющей государственную тайну в соответствии с законодательством Российской Федерации; *22.1.1)

технически сложные товары (работы, услуги) производятся ограниченным числом поставщиков (исполнителей).

2. При проведении закрытого конкурса приглашение принять участие в закрытом конкурсе направляется каждому поставщику (исполнителю). Извещение о проведении закрытого конкурса в средствах массовой информации не публикуется.

3. К проведению закрытых конкурсов применяются положения главы II настоящего Федерального закона, если настоящей статьей не предусмотрено иное.

ГЛАВА IV. ПРОВЕДЕНИЕ ДВУХЭТАПНОГО КОНКУРСА (статья 23)

Статья 23. Двухэтапный конкурс

1. Организатор конкурса по согласованию с уполномоченным федеральным органом исполнительной власти вправе проводить двухэтапные конкурсы в соответствии с настоящим Федеральным законом в случаях, если:

организатору конкурса необходимо провести переговоры с поставщиками (исполнителями) в целях определения их возможности обеспечить государственные нужды;

организатор конкурса намерен заключить государственный контракт на выполнение научно-исследовательских, опытно-конструкторских и технологических работ. *23.1.2)

2. К проведению двухэтапных конкурсов применяются соответствующие положения глав II и III настоящего Федерального закона.

3. При проведении двухэтапного конкурса все поставщики (исполнители) подают заявки на участие в указанном конкурсе, содержащие характеристики поставляемых товаров (работ, услуг) без указания их цен.

На первом этапе двухэтапного конкурса организатор двухэтапного конкурса вправе проводить переговоры с участниками двухэтапного конкурса.

По результатам первого этапа двухэтапного конкурса организатор двухэтапного конкурса вправе внести изменения и дополнения в первоначально установленные в конкурсной документации положения, соответствующие требованиям настоящего Федерального закона. Все внесенные изменения и дополнения доводятся до сведения участников двухэтапного конкурса.

4. На втором этапе двухэтапного конкурса участники двухэтапного конкурса подают повторно заявки на участие в двухэтапном конкурсе с указанием цен поставляемых товаров (работ, услуг).

5. Рассмотрение, оценка и сопоставление повторно поданных заявок на участие в двухэтапном конкурсе осуществляются в целях определения победителя двухэтапного конкурса в соответствии с пунктом 1 статьи 20 и пунктом 1 статьи 21 настоящего Федерального закона.

ГЛАВА V. РАЗРЕШЕНИЕ РАЗНОГЛАСИЙ (статьи 24 - 25)

Статья 24. Обжалование в судебном порядке

Решения, принятые организатором конкурса при проведении конкурса, могут быть обжалованы в судебном порядке в соответствии с законодательством Российской Федерации.

Статья 25. Ответственность за нарушение законодательства о конкурсах на размещение заказов на поставки товаров (работ, услуг) для государственных нужд

За нарушение требований, установленных законодательством о конкурсах на размещение заказов на поставки товаров (работ, услуг) для государственных нужд, организатор конкурса и участники конкурса несут гражданско-правовую, административную, уголовную или иную ответственность в соответствии с законодательством Российской Федерации.

ГЛАВА VI. ЗАКЛЮЧИТЕЛЬНЫЕ ПОЛОЖЕНИЯ (статьи 26 - 28)

Статья 26. Вступление в силу настоящего Федерального закона

Настоящий Федеральный закон вступает в силу со дня его официального опубликования.

Статья 27. О признании утратившими силу некоторых законодательных актов в связи с принятием настоящего Федерального закона

В связи с принятием настоящего Федерального закона признать утратившими силу:

пункт 6 статьи 3 Федерального закона "О поставках продукции для федеральных государственных нужд" (Собрание законодательства Российской Федерации, 1994, N 34, ст.3540);

абзац второй пункта 4 статьи 3 Федерального закона "О государственном оборонном заказе" (Собрание законодательства Российской Федерации, 1996, N 1, ст.6).

Статья 28. Приведение нормативных правовых актов в соответствие с настоящим Федеральным законом

Президенту Российской Федерации, Правительству Российской Федерации привести свои нормативные правовые акты в соответствие с настоящим Федеральным законом.

Президент Российской Федерации
Б.Ельцин

Текст документа сверен по:
"Собрание законодательства
Российской Федерации",
N 19, 10.05.99

О конкурсах на размещение заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных нужд (утратил силу с 01.01.2006 на основании Федерального закона от 21.07.2005 N 94-ФЗ)

Название документа: О конкурсах на размещение заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных нужд (утратил силу с 01.01.2006 на основании Федерального закона от 21.07.2005 N 94-ФЗ)
Номер документа: 97-ФЗ
Вид документа: Федеральный закон
Принявший орган: Государственная Дума
Статус: Недействующий
Опубликован: Ведомости Федерального Собрания, N 15, 21.05.99

Собрание законодательства Российской Федерации, N 19, 10.05.99, ст.2302

N 91, 13.05.99

Российская газета

Дата принятия: 06 мая 1999
Дата начала действия: 13 мая 1999
Дата окончания действия: 01 января 2006

С 1 января 2014 г. изменилось регулирование сферы государственных и муниципальных закупок. Федеральный закон от 21.07.2005 № 94-ФЗ «О размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд» (далее – Закон № 94-ФЗ) утратил силу.

Вместо него начал действовать Федеральный закон от 05.04.2013 № 44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд»(далее – Закон № 44-ФЗ) .
Закон № 44-ФЗ стал результатом компромисса между ФАС России и Минэкономразвития России. Проект последнего предусматривал кардинальное реформирование системы государственных и муниципальных закупок, в то время как антимонопольный орган настаивал на сохранении преемственности с Законом № 94-ФЗ.

Усложнение регулирования

Для обеспечения нормального функционирования Закона № 44-ФЗ требуется принятие множества подзаконных нормативных актов, а также ряда документов регионального уровня. Например, субъекты РФ могут самостоятельно устанавливать дополнительные перечни товаров, работ, услуг, для закупки которых заказчик обязан проводить аукцион в электронной форме(п. 2 ст. 59 Закона № 44-ФЗ) .
Основная роль в подзаконном регулировании сферы государственных и муниципальных закупок отводится Правительству РФ, которое до вступления Закона № 44-ФЗ в силу должно было принять более 30 конкретизирующих постановлений.
Таким образом, значительный круг вопросов, касающихся контрактной системы в области закупок для обеспечения государственных и муниципальных нужд, отнесен к сфере регулирования подзаконных нормативных актов и региональных документов. От их содержания и своевременности принятия будет напрямую зависеть эффективность функционирования контрактной системы в России.

Выбираем поставщика

В отличие от Закона № 94-ФЗ, которым предусматривалось проведение торгов в форме конкурса и аукциона (в т. ч. аукциона в электронной форме), а также закупок без проведения торгов(п. 1 ст. 10 Закона № 94-ФЗ) , Закон № 44-ФЗ существенно расширяет перечень способов определения поставщика (исполнителя, подрядчика).
Так, ст. 24 Закона № 44-ФЗ относит к способам определения поставщика (исполнителя, подрядчика):
_ открытый конкурс;
_ конкурс с ограниченным участием;
_ закрытый конкурс;
_ закрытый конкурс с ограниченным участием;
_ двухэтапный конкурс;
_ закрытый двухэтапный конкурс;
_ электронный аукцион;
_ закрытый аукцион;
_ запрос котировок;
_ запрос предложений.

Вводя новые способы определения поставщика (исполнителя, подрядчика), законодатель стремился учесть специфику отдельных предметов закупки (например, товаров, носящих инновационный характер, научно-исследовательских работ) и обеспечить ее эффективность.

В ходе обсуждения Закона № 44-ФЗ возникли разногласия в отношении основной формы проведения закупок. ФАС России предлагала сохранить указанный статус за аукционом, тем самым сохранив цену контракта в качестве ключевого критерия определения победителя процедуры.

Минэкономразвития России настаивало на том, чтобы основной формой закупок стал конкурс. Возобладала последняя позиция. Закон № 44-ФЗ ограничил сферу применения электронного аукциона только закупкой простых, типовых товаров, включенных в перечень, установленный Правительством РФ, или дополнительный перечень, определенный субъектом РФ(ст. 59 Закона № 44-ФЗ) .
Тем не менее данное нововведение не всеми оценивается позитивно. Так, отдельные представители органов законодательной власти обеспокоены тем, что в рамках конкурсов «субъективная оценка заявок будет осуществляться по субъективным принципам», в результате чего будет потеряна открытость и прозрачность процедуры государственного (муниципального) заказа(см.: Депутаты СР: Новый закон о госзакупках вызывает много вопросов // Госзаказ: портал государственных закупок: сайт. Дата размещения: 17.04.2013. URL: www.pro-goszakaz.ru/news/86372/ (дата обращения: 16.12.2013)) .

Законом № 44-ФЗ изменены последствия признания конкурса несостоявшимся(ст. 55 Закона № 44-ФЗ) . Ранее заказчик имел возможность выбирать между проведением повторного конкурса и заключением контракта с единственным поставщиком. Теперь же он утратил подобное право, и такие последствия зависят только от основания признания конкурса несостоявшимся. Так, в случае если не была подана ни одна заявка либо ни один из участников не был допущен к торгам, закупка у единственного поставщика не допускается.

В случае уклонения победителя от заключения контракта заказчик больше не вправе обратиться в суд с требованием о понуждении заключить его. Он может потребовать лишь возмещения убытков в части, не покрытой суммой обеспечения заявки(п. 4 ст. 54 Закона № 44-ФЗ) .

Этапы проведения государственных (муниципальных) закупок

Одно из основных отличий Закона № 44-ФЗ от действовавшего ранее Закона № 94-ФЗ заключается в том, что он регулирует всю сферу государственных (муниципальных) закупок в целом, начиная от их планирования и заканчивая исполнением государственного контракта, а также оценкой эффективности процедуры.

Планирование

Требование об обязательном планировании государственных (муниципальных) закупок вступает в силу с 1 января 2015 г. Такое планирование должно будет осуществляться посредством утверждения заказчиком планов закупок и планов-графиков закупок(ст. 16 Закона № 44-ФЗ) .
План закупки утверждается заказчиком на трехлетний период и содержит информацию о целях, объемах, сроках и обоснованиях закупок. В соответствии с ним каждый год формируются планы-графики, содержащие перечень закупок товаров, работ, услуг и являющиеся основанием для их осуществления. Указанные документы являются публичными – законодательство предусматривает обязанность заказчика размещать их в единой информационной системе в сфере закупок, доступ к которой обеспечивается посредством соответствующего сайта в сети Интернет.

Закон № 44-ФЗ расширяет обязанность заказчика обосновывать закупки. Если ранее от него требовалось обосновывать лишь начальную (максимальную) цену контракта, то теперь он должен устанавливать соответствие планируемой закупки целям ее осуществления, предусмотренным ст. 18 Закона № 44-ФЗ.

Новым для системы государственных (муниципальных) закупок является также введение их нормирования. Оно заключается в установлении требований к закупаемым товарам, работам, услугам и (или) нормативных затрат на обеспечение функций заказчиков(ст. 19 Закона № 44-ФЗ) .

Оценка эффективности

Регулирование процесса оценки эффективности государственных (муниципальных) закупок также претерпело существенные изменения. В дополнение к контролю, являвшемуся единственным способом оценки эффективности закупок по Закону № 94-ФЗ, Законом № 44-ФЗ предусматриваются два новых метода: мониторинг и аудит.
Мониторинг в сфере государственных (муниципальных) закупок осуществляется Минэкономразвития России, а аудит – Счетной палатой РФ, контрольно-счетными органами субъектов РФ и муниципальных образований.
Полномочиями по контролю в сфере государственных (муниципальных) закупок наделяются:
_ ФАС России;
_ Рособоронзаказ;
_ Казначейство России;
_ финансовые органы субъектов РФ и муниципальных образований;
_ органы внутреннего государственного и муниципального финансового контроля, определенные в соответствии с БК РФ.
В соответствии со ст. 102 Закона № 44-ФЗ, помимо уполномоченных государственных органов, контроль за государственными (муниципальными) закупками могут осуществлять также граждане, общественные объединения и объединения юридических лиц в рамках осуществления общественного контроля.
Изменилась и направленность мероприятий по оценке эффективности государственных (муниципальных) закупок. Мониторинг, аудит и контроль согласно Закону № 44-ФЗ ориентированы на проверку эффективности закупки, осуществленной заказчиком, а не формального соответствия процедуры законодательству, как это было ранее.

Есть отличия!

Кроме рассмотренных выше отличительных черт Закона № 44-ФЗ, можно выделить и другие нововведения. Так, заметно скорректирован порядок обеспечения исполнения государственных (муниципальных) контрактов. Установление обеспечения теперь является обязанностью заказчика независимо от способа определения исполнителя контракта(ст. 96 Закона № 44-ФЗ) . Исключение составляют только отдельные виды контрактов, заключаемых по результатам осуществления закупки у единственного поставщика, в случае с которыми установление обеспечения их исполнения является лишь правом заказчика. В качестве способа обеспечения исполнения контракта могут выступать внесение денежных средств на счет заказчика либо предоставление банковской гарантии. Помимо этого, ст. 37 Закона № 44-ФЗ предусматривает антидемпинговые меры в отношении участников закупки. В случае если при проведении конкурса или аукциона начальная (максимальная) цена контракта была снижена участником закупки на 25% и более, то он может быть заключен только после предоставления таким участником повышенного (в 1,5 раза) обеспечения исполнения контракта. Если же начальная (максимальная) цена контракта не превышает 15 млн руб., то он обязан предоставить информацию, подтверждающую его добросовестность.
Также ст. 31 Закона № 44-ФЗ введен ряд новых требований к участникам закупок, например:
_ правомочность заключать контракт;
_ отсутствие у руководителя, членов коллегиального исполнительного органа или главного бухгалтера юридического лица судимости за преступления в сфере экономики.
При проведении конкурсов с ограниченным участием, закрытых конкурсов с ограниченным участием, двухэтапных конкурсов, закрытых двухэтапных конкурсов или аукционов предусмотрена возможность Правительства РФ устанавливать дополнительные требования к участникам закупок отдельных видов товаров, работ, услуг.

Советы по адаптации

1. Проведите обучение сотрудников требованиям, предусмотренным Законом № 44-ФЗ.
2. Обновите внутренние регламенты и процедуры под новые правила.
3. Следите за формирующейся практикой контрольно-надзорных органов и судов по применению Закона № 44-ФЗ.
4. Займите активную общественную позицию, т. к. Закон № 44-ФЗ направлен именно на публичность сферы государственных (муниципальных) закупок и привлечение общественности к регулированию данной сферы.

Федеральный закон от 6 мая 1999 г. N 97-ФЗ
"О конкурсах на размещение заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных нужд"

Принят Государственной Думой 7 апреля 1999 года
Одобрен Советом Федерации 22 апреля 1999 года

Глава II. Проведение открытого конкурса (ст.ст. 11 - 21)
Глава III. Проведение закрытого конкурса (ст. 22)
Глава IV. Проведение двухэтапного конкурса (ст. 23)
Глава V. Разрешение разногласий (ст.ст. 24 - 25)
Глава VI. Заключительные положения (ст.ст. 26 - 28)

Настоящий Федеральный закон регулирует отношения, возникающие между организатором конкурса (государственным заказчиком) и участниками конкурса (поставщиками (исполнителями) в процессе проведения конкурса на размещение заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных нужд.
Государственный заказчик размещает заказы на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг (далее - поставки товаров (работ, услуг) для государственных нужд путем проведения конкурсов, если иное не предусмотрено законодательством Российской Федерации.

Глава I. Общие положения

Статья 1. Сфера применения настоящего Федерального закона
1. Настоящий Федеральный закон применяется в случаях проведения конкурсов на размещение заказов на поставки товаров (работ, услуг) для государственных нужд (далее также - конкурсы).
2. Особенности проведения конкурсов на размещение заказов на строительные работы для государственных нужд, поставки топлива для государственных нужд, закупку и поставки сельскохозяйственной продукции, сырья, продовольствия для государственных нужд, а также на поставки топлива и продовольствия для государственных нужд в районы Крайнего Севера и приравненные к ним местности могут быть предусмотрены иными федеральными законами.

Статья 2. Основные понятия, используемые в настоящем Федеральном законе
В настоящем Федеральном законе используются следующие основные понятия:
государственные нужды - потребности Российской Федерации в товарах (работах, услугах), обеспечиваемые за счет средств федерального бюджета и внебюджетных источников финансирования;
государственный контракт - договор поставки товаров (работ, услуг) для государственных нужд, заключаемый между государственным заказчиком и победителем конкурса в соответствии с законодательством Российской Федерации;
конкурс - способ выявления поставщика (исполнителя) товаров (работ, услуг) для государственных нужд, обеспечивающего лучшие условия исполнения государственного контракта;
организатор конкурса - государственный заказчик в лице федерального органа исполнительной власти, а также юридическое лицо, которому государственный заказчик на условиях договора передал часть своих функций по проведению конкурса;
участник конкурса - поставщик (исполнитель), осуществляющий предпринимательскую деятельность по производству товаров (работ, услуг) и подавший заявку на участие в конкурсе.

Статья 3. Законодательство Российской Федерации о конкурсах на размещение заказов на поставки товаров (работ, услуг) для государственных нужд
Отношения, возникающие между организаторами конкурсов на размещение заказов на поставки товаров (работ, услуг) для государственных нужд и участниками таких конкурсов в процессе их проведения, регулируются Гражданским кодексом Российской Федерации, настоящим Федеральным законом, другими федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации.

Статья 4. Контроль за проведением конкурсов и координация их проведения
1. Контроль за проведением конкурсов и координация их проведения осуществляются уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти (далее - уполномоченный федеральный орган исполнительной власти).
2. Функции уполномоченного федерального органа исполнительной власти определяет Правительство Российской Федерации в соответствии с настоящим Федеральным законом и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации.

Статья 5. Требования к участникам конкурса
1. Участником конкурса может быть только поставщик (исполнитель), имеющий производственные мощности, оборудование и трудовые ресурсы, необходимые для производства товаров (работ, услуг).
Организатор конкурса вправе устанавливать дополнительные требования к участникам конкурса при проведении каждого конкурса.
2. Организатор конкурса вправе требовать от участников конкурса предоставления сведений об их соответствии требованиям, установленным организатором конкурса.
3. Требования к участникам конкурса, установленные организатором конкурса, предъявляются ко всем участникам конкурса и содержатся в конкурсной документации.
4. Организатор конкурса обязан отстранить участника конкурса от участия в конкурсе на любом этапе его проведения в случае предоставления участником конкурса недостоверных сведений о его соответствии установленным организатором конкурса требованиям.

Статья 6. Участие в конкурсе иностранных поставщиков (исполнителей)
Иностранные поставщики (исполнители) товаров (работ, услуг) могут принимать участие в конкурсе в случае, если производство товаров (работ, услуг) для государственных нужд в Российской Федерации отсутствует или экономически нецелесообразно.

Статья 7. Обмен сведениями между организатором конкурса и участниками конкурса
1. Обмен сведениями между организатором конкурса и участниками конкурса осуществляется в письменной форме в соответствии с настоящим Федеральным законом.
2. Обмен сведениями между организатором конкурса и участниками конкурса, предусмотренными пунктом 6 статьи 11, пунктом 2 статьи 17 и пунктом 2 статьи 20 настоящего Федерального закона, может осуществляться с помощью средств, которые не воспроизводят содержание сведений в письменной форме, при условии их дальнейшего подтверждения в письменной форме.

Статья 8. Протокол проведения конкурса
1. При проведении конкурса организатор конкурса обязан вести протокол проведения конкурса, в котором указываются:
а) краткое описание поставляемых товаров (работ, услуг);
б) наименования и адреса участников конкурса;
в) перечень участников конкурса, которые не прошли предварительный отбор (в случае проведения такого отбора);
г) цены товаров (работ, услуг), предложенные участниками конкурса:
д) наименование победителя конкурса и цены поставляемых им товаров (работ, услуг);
е) основания принятия организатором конкурса решения об отклонении заявок на участие в конкурсе в соответствии с настоящим Федеральным законом;
ж) причины, по которым государственный контракт не заключен;
з) сведения, предусмотренные пунктом 2 статьи 9 настоящего Федерального закона.
2. После окончания конкурса сведения, предусмотренные подпунктами "а", "б" и "д" пункта 1 настоящей статьи, предоставляются поставщикам (исполнителям), которые приобрели конкурсную документацию, по их требованию.
3. После окончания конкурса сведения, предусмотренные подпунктами "а"-"ж" пункта 1 настоящей статьи, предоставляются участникам конкурса по их требованию.
4. Организатор конкурса не вправе предоставлять сведения, составляющие служебную или коммерческую тайну.

Статья 9. Виды конкурсов
1. Организатор конкурса осуществляет размещение заказов на поставки товаров (работ, услуг) для государственных нужд посредством открытых конкурсов (в том числе двухэтапных конкурсов) и закрытых конкурсов (в том числе двухэтапных конкурсов). Наиболее предпочтительным видом конкурса является открытый конкурс.
2. Протокол проведения конкурса должен содержать основания принятия организатором конкурса решения о выборе вида конкурса.

Статья 10. Антимонопольное регулирование проведения конкурсов
Отношения, возникающие между организатором конкурса и участниками конкурса в процессе проведения конкурса и влияющие на конкуренцию на товарных рынках, регулируются антимонопольным законодательством.


ФЕДЕРАЛЬНОЕ ГОСУДАРСТВЕННОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ
ВЫСШЕГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ
«Сибирская Академия Государственной Службы»
(СибАГС)
Юридический факультет
Кафедра гражданского права и процесса

Доклад
по дисциплине: «Правовое регулирование обеспечения государственных (муниципальных) нужд »
Тема: «История и причины принятия Федерального закона «О размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд».

Выполнила:
студентка 5 курса
группы 07135
Поткина А.Н.

Проверила:
Канунникова К.А.

Новосибирск
2011

Содержание:

Введение

Целью данного исследования является изучение истории и причин принятия Федерального закона «О размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд» (Далее – Закон № 94).
Для реализации этой цели были поставлены следующие задачи:
изучить законодательство о государственных и муниципальных закупках, действующее до принятия Закона № 94;
выявить причины и цели принятия ФЗ № 94.
Объектом исследования выступают отношения по поводу обеспечения государственных и муниципальных нужд.
Предметом исследования является история и причины принятия Федерального закона «О размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд».
В данной работе были использованы аналитический, формально-юридический и исторический.
Актуальность данной темы по-настоящему велика. Закон № 94 призван обеспечивать публичные потребности посредством государственных и муниципальных заказов и контрактов. Изучение причин принятия ФЗ № 94 позволяет оценить эффективность реализации целей и задач, которые ставились законодателем до принятия Закона.
В данной работе были изучены и использованы материалы научных трудов таких авторов, как: Андреева Л.В., Щербаков В.А., Карпов В.А., Борисов А.Н. и др.


1. История и причины принятия Федерального закон а «О размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд».

В России достаточно рано появились специальные нормативные акты, регулирующие отношения по удовлетворению потребностей государства в соответствующих товарах, работах и услугах. Так, «в 1595 г. царь Алексей издает Указ «О заготовлении материалов для строения Смоленской крепости». Исторический опыт нормотворчества неоднозначно повлиял на современное законодательство о государственных и муниципальных закупках. Ряд положений получили развитие в соответствии с новыми экономическими условиями. Однако некоторые полезные наработки не были использованы современным законодателем, и это является упущением. Россия обладает богатейшим опытом в области управления правоотношениями, связанными с государственными закупками. Весь этот ценный опыт должен быть рационально использован на благо современного общества в Российской Федерации» 1 .
До принятия Федерального закон а «О размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд» от 21.07.2005 № 94-ФЗ (Далее – Закон № 94) законодательство Российской Федерации о закупках для государственных нужд не имело единой системы. Отношения по закупкам были регламентированы целым рядом федеральных законов и подзаконных нормативных правовых актов, содержащих значительное количество противоречивых норм. На уровне субъектов Российской Федерации была сформирована отдельная система законодательства о закупках.
До принятия Закона № 94, основными законодательными актами федерального уровня, регулирующими отношения в сфере его действия, являлись Федеральный закон от 6 мая 1999 г. № 97-ФЗ «О конкурсах на размещение заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных нужд» и Федеральный закон от 13 декабря 1994 г. № 60-ФЗ «О поставках продукции для федеральных государственных нужд». Первый из указанных Законов полностью утратил силу с принятием Закона № 94 2 , второй же действует и в настоящее время, но в связи с принятием Закона № 94 в него внесены существенные изменения.
Необходимо также упомянуть Положение об организации закупки товаров, работ и услуг для государственных нужд, утв. Указом Президента РФ от 8 апреля 1997 г. № 305 «О первоочередных мерах по предотвращению коррупции и сокращению бюджетных расходов при организации закупки продукции для государственных нужд». Небезынтересным является то, что в этих же целях Указом Президента РФ от 25 июня 1997 г. № 630 даже установлено звание «Поставщик продукции для государственных нужд России».
В целях совершенствования регулирования размещения заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных или муниципальных нужд в Закон № 94 неоднократно вносились изменения.
Одним из существенных моментов в необходимости разработки и принятия Закона № 94 явился инициированный Президентом РФ процесс гармонизации отечественного законодательства, приведение его в соответствие с нормами и положениями Всемирной Торговой Организации (ВТО). «То, что присоединение России к ВТО остается государственным приоритетом, отмечалось в Послании Президента РФ Федеральному Собранию РФ в 2001 г. «Не будет ни революций, ни контрреволюций». В Послании следующего года «России надо быть сильной и конкурентоспособной» Президент РФ прямо обозначил задачу «по гармонизации нашего законодательства, нашей правовой базы с нормами ВТО» 3 .
Проект Закона № 94 внесен в Государственную Думу Правительством РФ (распоряжение Правительства РФ от 12 августа 2004 г. № 1040-р) 4 .
«Законопроект ФЗ № 94 был разработан с учетом отечественного и иностранного законодательства, международно-правовых документов, актов Всемирной торговой организации (ВТО), Всемирного банка и Комиссии Организации Объединенных Наций по праву международной торговли (ЮНСИТРАЛ)» 5 .
Принятие Федерального закона «О размещении заказов на поставку товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных нужд» было связано с решением следующих основных задач:
«1) систематизация законодательства Российской Федерации о государственных закупках; создание основополагающего нормативного правового акта, регламентирующего гражданско-правовые, процедурные вопросы закупок;
2) обеспечение прозрачности механизма осуществления закупок продукции для государственных нужд; стимулирование добросовестной конкуренции и экономии бюджетных средств;
3) устранение возможностей злоупотреблений посредством четкой регламентации процедур осуществления закупок;
4) приведение законодательства Российской Федерации о государственных закупках в соответствие с международным законодательством, учет положительных примеров правового регулирования государственных закупок в законодательстве иностранных государств и нормативных правовых актах международных организаций» 6 .
Среди основных концептуальных положений, на которых базировался законопроект, в пояснительной записке к нему названо следующее:
«сфера применения распространена на размещение заказов на поставку товаров (выполнение работ, оказание услуг), осуществляемое на территории Российской Федерации за счет средств соответствующих бюджетов и внебюджетных средств государственных и муниципальных заказчиков Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, муниципальных образований;
обеспечен доступ к участию в конкурсах и поставках продукции для государственных и муниципальных нужд посреднических организаций при условии выполнения ими определенных квалификационных требований;
даны определения понятий « государственные и муниципальные нужды» и «государственный и муниципальный заказчик». В действующем законодательстве эти понятия в ряде случаев противоречивы и неполны;
введено четкое разделение на конкурсные и внеконкурсные способы закупок (запрос котировок, закупки у единственного поставщика (исполнителя));
уточнены положения, регулирующие размещение заказов на конкурсной основе, среди которых порядок формирования конкурсной комиссии, требования к содержанию конкурсной документации, разъяснение и изменение конкурсной документации, оценка и сопоставление конкурсных заявок, порядок ведения протокола конкурса;
изменен минимальный срок, устанавливаемый заказчиками для представления конкурсных заявок при проведении открытого конкурса: вместо 45 и более дней срок составит не менее 30 дней. Это обусловлено тем, что в ряде случаев установление большего срока представляется неоправданным (например, при проведении конкурсов на размещение заказов на поставку простых товаров);
установлены права двух и более заказчиков проводить совместные конкурсы при размещении заказов на поставки одноименных товаров;
закрытый конкурс применяется исключительно в случае, если предметом государственного или муниципального контракта являются поставка товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд в части, составляющей государственную тайну, что обеспечивает расширение сферы применения открытых конкурсов;
установлены общественно признанные критерии оценки конкурсных заявок и определения победителя конкурса;
предусмотрена возможность обжалования действий (бездействия) заказчика при проведении процедур размещения заказов на поставки товаров для государственных и муниципальных нужд в уполномоченном федеральном органе исполнительной власти, осуществляющем контроль за проведением процедур размещения (при размещении заказов для федеральных нужд), либо соответствующем уполномоченном органе субъекта Российской Федерации (при размещении заказов для нужд субъекта Российской Федерации) или соответствующем уполномоченном органе местного самоуправления (при размещении заказов для нужд муниципального образования). При этом порядок защиты нарушенных прав не исключает для участника возможности их защиты в судебном порядке;
предусмотрена соответствующая мировой практике государственная поддержка предприятий уголовно-исполнительной системы и общественных организаций инвалидов;
сняты действующие жесткие ограничения на привлечение иностранных поставщиков к поставкам продукции для государственных и муниципальных нужд. Вместе с тем для защиты экономических интересов Российской Федерации и отечественных товаропроизводителей Правительству Российской Федерации предоставлено право устанавливать запреты и ограничения при размещении заказов на поставку товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд на товары (работы, услуги), происходящие с территории иностранного государства и (или) группы государств» 7 .
«Практика применения Закона № 94 показала положительное влияние на урегулирование отношений в сфере государственных и муниципальных закупок. В полной мере определены формы и порядок размещения заказов в Российской Федерации - путем проведения торгов (в форме открытых или закрытых конкурсов и аукционов) либо без проведения торгов (путем запроса котировок, размещения заказа у единственного поставщика, на товарных биржах). Также предусмотрены дополнительные гарантии обеспечения исполнения государственного и муниципального заказа, включающие в себя ведение специального реестра недобросовестных поставщиков, в который заносятся сведения об участниках размещения заказа, уклонившихся от заключения контракта, а также о поставщиках (исполнителях, подрядчиках), с которыми контракты по решению суда расторгнуты в связи с нарушением ими государственных или муниципальных контрактов» 8 .
Законодательство, которое действовало до 1 января 2006 года в сфере государственного и муниципального заказа, не позволяло создавать условия для развития добросовестной конкуренции в сфере размещения государственных и муниципальных заказов, предоставляя практически неограниченные возможности для злоупотреблений.
В Российской Федерации отсутствовал полноценный контроль над размещением заказов на поставки товаров (работ, услуг) для государственных нужд.
Так, Счетная палата Российской Федерации осуществляла контроль над своевременным исполнением доходных и расходных статей федерального бюджета и бюджетов федеральных внебюджетных фондов по объемам, структуре и целевому назначению.
В функции Федеральной службы финансово-бюджетного надзора входило проведение ревизий и проверок правомерности и эффективности использования средств федерального бюджета, средств государственных внебюджетных фондов и материальных ценностей, находящихся в федеральной собственности.
и т.д.................



Если заметили ошибку, выделите фрагмент текста и нажмите Ctrl+Enter
ПОДЕЛИТЬСЯ:
Выселение. Приватизация. Перепланировка. Ипотека. ИСЖ