Выселение. Приватизация. Перепланировка. Ипотека. ИСЖ

(см. текст в предыдущей редакции)

1. Субъект персональных данных принимает решение о предоставлении его персональных данных и дает согласие на их обработку свободно, своей волей и в своем интересе. Согласие на обработку персональных данных должно быть конкретным, информированным и сознательным. Согласие на обработку персональных данных может быть дано субъектом персональных данных или его представителем в любой позволяющей подтвердить факт его получения форме, если иное не установлено федеральным законом. В случае получения согласия на обработку персональных данных от представителя субъекта персональных данных полномочия данного представителя на дачу согласия от имени субъекта персональных данных проверяются оператором.

2. Согласие на обработку персональных данных может быть отозвано субъектом персональных данных. В случае отзыва субъектом персональных данных согласия на обработку персональных данных оператор вправе продолжить обработку персональных данных без согласия субъекта персональных данных при наличии оснований, указанных в пунктах 2 - 11 части 1 статьи 6 , части 2 статьи 10 и части 2 статьи 11 настоящего Федерального закона.

4. В случаях, предусмотренных федеральным законом, обработка персональных данных осуществляется только с согласия в письменной форме субъекта персональных данных. Равнозначным содержащему собственноручную подпись субъекта персональных данных согласию в письменной форме на бумажном носителе признается согласие в форме электронного документа, подписанного в соответствии с федеральным законом электронной подписью . Согласие в письменной форме субъекта персональных данных на обработку его персональных данных должно включать в себя, в частности:

1) фамилию, имя, отчество, адрес субъекта персональных данных, номер основного документа, удостоверяющего его личность, сведения о дате выдачи указанного документа и выдавшем его органе;

2) фамилию, имя, отчество, адрес представителя субъекта персональных данных, номер основного документа, удостоверяющего его личность, сведения о дате выдачи указанного документа и выдавшем его органе, реквизиты доверенности или иного документа, подтверждающего полномочия этого представителя (при получении согласия от представителя субъекта персональных данных);

3) наименование или фамилию, имя, отчество и адрес оператора, получающего согласие субъекта персональных данных;

4) цель обработки персональных данных;

5) перечень персональных данных, на обработку которых дается согласие субъекта персональных данных;

6) наименование или фамилию, имя, отчество и адрес лица, осуществляющего обработку персональных данных по поручению оператора, если обработка будет поручена такому лицу;

7) перечень действий с персональными данными, на совершение которых дается согласие, общее описание используемых оператором способов обработки персональных данных;

8) срок, в течение которого действует согласие субъекта персональных данных, а также способ его отзыва, если иное не установлено федеральным законом;

В 2005 году Российская Федерация ратифицировала Конвенцию Совета Европы «О защите физических лиц при автоматизированной обработке персональных данных» (Страсбург, 28 января 1981 г.). С ратификацией этого международного документа наша страна и мы, её граждане вступили в новую социально-экономическую формацию, в которой полномочия государства и права человека вторичны относительно прав «операторов». Во исполнение Конвенции в 2006 году в России поспешно принят ФЗ-№152 «О персональных данных» (далее ФЗ-№152), который во всех базовых положениях повторяет Конвенцию. ФЗ-№152 действует с 2006 года, однако до последнего времени при походе в библиотеку или к стоматологу человеку не приходилось давать полный отчёт о своей жизни: себе, семье, работе, собственности.

Жёсткий и тотальный сбор информации обо всех сторонах жизни человека начался только в связи с принятием ФЗ-№210 «Об организации предоставления государственных и муниципальных услуг» . Здесь-то и заработали заблаговременно принятые Конвенция Совета Европы «О защите физических лиц при автоматизированной обработке персональных данных» и ФЗ-№152. Именно на основании ФЗ-№152 в последнее время гражданам предлагают подписывать различные бланки « о согласии на обработку их персональных данных» по месту работы, учёбы, в детском саду, который посещает ребёнок. Собирают наши «добровольные» согласия школы, поликлиники, библиотеки, все социальные учреждения. Подсуетились и магазины, которые при предоставлении скидки раздают анкеты, где мелким шрифтом включена фраза о согласии на обработку персональных данных.

Прежде чем дать такое согласие, человеку необходимо знать, что стоит за понятиями, употребляемыми в бланках

1. В соответствии с ФЗ-№152 персональные данные – это любая информация, относящаяся прямо или косвенно к физическому лицу.

2. Понятие «обработка персональных данных» имеет далеко не такое невинное значение как большинству из нас кажется. В соответствии с п. 3 статьи 3 ФЗ-№152, «обработка» включает в себя любое действие (операцию) или совокупность действий (операций), совершаемых с использованием средств автоматизации или без использования таких средств с персональными данными, включая сбор, запись, систематизацию, накопление, хранение, уточнение (обновление, изменение), извлечение, использование, передачу (распространение, предоставление, доступ), обезличивание, блокирование, удаление, уничтожение персональных данных.

3. Очень важно понятие «оператор». Нужно помнить, что оператор независимо от желания человека самостоятельно решает какие персональные данные он собирает и какие действия с этими данными человека совершает.

В соответствии с ФЗ-№152 оператор это – государственный орган, муниципальный орган, юридическое или физическое лицо , самостоятельно или совместно с другими лицами организующие и (или) осуществляющие обработку персональных данных, а также определяющие цели обработки персональных данных, состав персональных данных , подлежащих обработке, действия (операции), совершаемые с персональными данными .

4. Что прячется за понятием «использование персональных данных»?

Поскольку операторам предоставлено право любых действий с нашими персональными данными, то и принятие юридически значимых решений охватывается этим правом.

Давая согласие на обработку своих персональных данных, человек соглашается на совершение операторами любых действий и манипуляций с любой своей, в том числе и конфиденциальной информацией.

5. В соответствии с ФЗ-№152 «распространение» – это действия, направленные на раскрытие персональных данных неопределенному кругу лиц. Поскольку персональные данные – это любая информация о человеке, то распространение – это фактически не контролируемое человеком ознакомление с его самой конфиденциальной информацией любых физических и юридических лиц по усмотрению оператора.

Если оператор сочтёт необходимым, то в процессе обработки-распространения может осуществляться и трансграничная передача персональных данных – передача персональных данных оператором через Государственную границу Российской Федерации органу власти иностранного государства, иностранному физическому или иностранному юридическому лицу.

6. ФЗ-№152 даёт практически безграничные возможности для любых манипуляций с нашими персональными данными любому оператору, получившему согласие человека «на обработку персональных данных».

Формальная фраза бланков о праве человека отозвать согласие на обработку персональных данных ничего не решает. К моменту отзыва персональные данные человека уже разосланы в различные базы, где они остаются и используются. Кроме того, отзыв согласия чреват репрессивными мерами оператора. Некоторые операторы предупреждают о них сразу, а другие будут применять на практике без предупреждения. В статью 9 ФЗ-№152 внесены изменения, дающие оператору право продолжать обработку персональных данных и после отзыва согласия на обработку. А изменения в статье 6 этого закона допускают обработку персональных данных без согласия человека при оказании государственных и муниципальных услуг, включая регистрацию на едином портале государственных услуг. Если следовать логике этих положений, никакие электронные услуги не будут оказываться при отказе человека на обработку его персональных данных.

Итак, в информационном обществе на первый план выходит новое лицо – оператор, диктующий свои условия гражданам и государству.

7. Тысячи граждан по религиозным убеждениям не могут принять автоматизированный способ учета персональных данных, который основывается на использовании личных идентификаторов (СНИЛС, ИНН и других), штрихового кодирования информации, создании баз персональных данных, доступ в которые осуществляется на основании цифровых идентификаторов личности. Использование личных цифровых идентификаторов в любых правоотношениях нарушает право действовать под своим именем, гарантированное статьей 19 Гражданского кодекса РФ. Для верующего человека замена имени цифровым идентификатором неприемлема, поскольку происходит фактическая замена имени, данного при Крещении, цифровым номером, который является пожизненным и становится обязательным условием доступа к любым правам и услугам.

Однако отказ от использования автоматизированного способа учета персональных данных не лишает граждан прав, гарантированных Конституцией РФ. Первые примеры санкций за отказ предоставить всю информацию о себе в полное распоряжение оператора уже имеются. Так называемые операторы в ответ на отказ дать согласие на обработку персональных данных прекращают гражданам выплату дотаций, не оказывают медицинскую помощь и др. Учащиеся сообщают об угрозах не допустить к экзаменам или не выдать аттестат. Это является грубейшим нарушением прав граждан.

В Конституции РФ права граждан на социальное обеспечение, медицинскую помощь, образование и другие не обусловлены обязательным согласием на обработку персональных данных. Конституция имеет прямое действие и высшую юридическую силу. Граждане имеют право требовать реализации всех своих прав и в случае отказа на обработку персональных данных.

8. 4 февраля 2013 года Архиерейским Собором Русской Православной Церкви принят Документ «Позиция Церкви в связи с развитием технологий учета и обработки персональных данных».

В Документе говорится, что тысячи граждан на основе своих конституционных прав и по религиозной мотивации отказываются от использования новой идентификационной системы.

Церковь считает особенно важным принцип добровольности принятия любых идентификаторов и указывает, что необходимо проявлять уважение к конституционным правам граждан и не дискриминировать тех, кто отказывается от принятия электронных средств идентификации.

Церковь считает недопустимым ограничение прав граждан в случае отказа дать согласие на обработку персональных данных.

В п. 5 говорится: «В связи с тем, что обладание персональной информацией создает возможность контроля и управления человеком через различные сферы жизни (финансы, медицинская помощь, семья, социальное обеспечение, собственность и другое), возникает реальная опасность не только вмешательства в повседневную жизнь человека, но и внесения соблазна в его душу. Церковь разделяет опасения граждан и считает недопустимым ограничение их прав в случае отказа человека дать согласие на обработку персональных данных».

Согласие на обработку персональных данных – это документ, которым гражданин предоставляет разрешение заинтересованным лицам на сбор, обработку и использование личных сведений о себе.

Документ гарантирует человеку, что информация о нем будет использована только в установленных законом целях и защищена от неправомерных действий со стороны третьих лиц.

С какого числа и года подписывать документ обязательно?

Правовые основы обращения с персональными сведениями введены ФЗ №152 от 27.07.2006г . «О персональных данных». С его вступлением в силу 30 января 2007 года возникла обязанность по получению согласия.

В законе определены условия и принципы получения данных. Устанавливается общий запрет на обработку сведений без согласия субъекта. Только с момента предоставления согласия на их обработку, заинтересованные лица получают к ним доступ.

Обязан ли гражданин давать разрешение?

Согласие на обработку персональных – это волеизъявление, которое является четким и информативным , позволяющим определенно установить намерение лица на передачу данных о себе. Это решение является добровольным, субъект принимает его лично.

Принуждение или дискриминация не допускается. От субъекта зависит, подписывать документ или нет. Он же определяет, какой объем информации готов предоставить о себе. Согласие выражается как в устной форме, так и в письменном виде.

Данные разделяются на следующие категории:

  • общедоступные , которые включают в себя анкетные сведения (фамилия, имя, отчество, год, рождения, адрес и т.д.);
  • биометрические – сведения, которые содержат физиологические и биологические признаки человека, по которым можно установить его личность;
  • специальные – включают в себя информацию о национальной, расовой принадлежности, политические взгляды, религиозные убеждения, сведения о состоянии здоровья, интимной жизни.

Зачем оно требуется?

Носителем персональных данных является гражданин, с которым у организации могут быть заключены :

Обработка персональных данных физических лиц, с которыми у организации заключен договор, может проводится без их согласия, при условии:

  • если они не будут передаваться третьим лицам;
  • будут использоваться только в целях исполнения заключенного договора.

На это указывают нормы ст. 6 Закона «О персональных данных» . В случае, если с физическим лицом договор не заключен, или предусматривается передача личной информации о нем третьим лицам, получение согласия на их обработку обязательно.

Когда оформляется?

При трудоустройстве гражданин предоставляет работодателю перечень документов, предусмотренных трудовым законодательством . Некоторые из них, такие как паспорт, СНИЛС, ИНН содержат общедоступные сведения. Другие, такие как, справка о состоянии здоровья и справка о наличии (отсутствии) судимости содержат специальные и биометрические данные.

При приеме на работу предоставление согласия на обработку персональных данных обязательно по следующим причинам:

  1. трудовой договор еще не заключен;
  2. соискателем предоставляются сведения, согласие на предоставление которых в силу закона оформляется в письменном виде.

При приеме на работу, до заключения трудового договора, человек помимо заявления о приеме на работу подает согласие на обработку персональных данных.

В отсутствие работника работодатель не сможет получить и хранить копии представленных при приеме на работу документов, содержащих в себе информацию, не требующуюся для исполнения трудового договора. Например, информацию о месте рождения или копию паспорта.

Также работодатель не имеет права обрабатывать контактную информацию работника: номер телефона или адрес электронной почты . Такие данные не нужны для исполнения договора.

Когда в нем нет необходимости?

Действующим законодательством предусмотрены случаи, когда предоставление согласия не нужно:


Последствия отказа

В любое время работник или лицо, давшее согласие на обработку данных имеет право отозвать его обратно или предоставить отказ от подписи такого документа. В этом случае предприятие или организация, уже обладающая ими обязана уничтожить всю имеющуюся информацию о работнике и прекратить передачу и сбор сведений о нем.

Если гражданин предоставляет отказ от предоставления сведений до заключения с ним договора, то это станет препятствием для приема на работу. Так как работодателю для оформления контракта и кадровых документов необходимо заполнить информацию о работнике.


В случае если работник предоставляет отказ после заключения договора, работодатель не вправе использовать сведения, не касающиеся непосредственно исполнения договора. При отказе невозможно будет хранить копии документов, использовать контактные данные сотрудника .

Формальная фраза бланка о праве отозвать согласие на обработку персональных данных ничего не решает, поскольку оператор к моменту отзыва уже имеет возможность использовать свои полномочия в полном объеме.

Сведения о человеке, которые относятся к нему лично, охраняются законом. Для получения, использования и передачи их третьим лицам требуется получить согласие гражданина на обработку персональных данных. Действующим законодательством определены случаи, когда оно должно быть в обязательном порядке. Последствия отказа от дачи согласия могут наступить как для самого субъекта, так и для организации, получившей отказ.



Если заметили ошибку, выделите фрагмент текста и нажмите Ctrl+Enter
ПОДЕЛИТЬСЯ:
Выселение. Приватизация. Перепланировка. Ипотека. ИСЖ