При проведении проверок органами государственного пожарного надзора (плановые проверки, подготовка к новому учебному году и т.д.) наиболее частыми являются нарушения, указанные ниже. Для удобства применения норм и правил пожарной безопасности указаны ссылки на документ, в котором данные нормы указаны.
(Без учета Правил противопожарного режима В РФ, утвержденных Постановлением Правительства РФ от 25 апреля 2012 года №390 )
1. Система наружного противопожарного водоснабжения (сеть противопожарного водопровода с пожарными гидрантами, насосная станция пожаротушения, пожарные резервуарами) находится в неработоспособном состоянии - в сети наружного водопровода отсутствует давление, не произведена пусконаладка пожарных насосов, не закончен монтаж КИП, пожарные насосы не обеспечены электроснабжением по первой категории надежности.
(Основание: ГОСТ 12.1.004-91; ГОСТ 12.1.033-81; п. 3, п. 89 ППБ 01-03; СНиП 2.04.02-84*; ПУЭ).
2. Непосредственный забор воды из пожарных резервуаров пожарными автомобилями не возможен, при этом не выполнено устройство приемных колодцев объемом 3-5 м3, соединенных с резервуарами трубопроводами диаметром не менее 200 мм., с устройством перед приемным колодцем на соединительном трубопроводе колодеца с задвижкой, штурвал которой должен быть выведен под крышку люка.
(Основание: ГОСТ 12.1.004-91*; ГОСТ 12.1.033-81; п. 3 ППБ 01-03; п. 9.32 СНиП 2.04.02-84*).
3. Пожарные гидранты находятся в неработоспособном состоянии-не возможно установить на них пожарный автомобиль из-за неправильного монтажа люков пожарных гидрантов.
(Основание: ГОСТ 12.1.004-91*; ГОСТ 12.1.033-81; п. 89 ППБ 01-03).
4. Противопожарные резервуары не оборудованы датчиками уровня.
(Основание: ГОСТ 12.1.004-91*; ГОСТ 12.1.033-81; п. 3 ППБ 01-03; п. 13.36 СНиП 2.04.02-84).
5. Не произведено испытание пожарных гидрантов на водоотдачу (испытание производится с установкой пожарного автомобиля и составлением соответствующего акта).
(Основание: ГОСТ 12.1.004-91*; ГОСТ 12.1.033-81; п. 3 ППБ 01-03; п. 3.4, п. 3.5 СНиП 3.01.04-87).
6. Не произведены испытания противопожарных резервуаров (испытание производится с заполнением резервуаров и составлением соответствующего акта, с участием представителя УГПН).
(Основание: ГОСТ 12.1.004-91*; ГОСТ 12.1.033-81; п. 3 ППБ 01-03; СНиП 3.01.04-87).
7. У места расположения пожарных водоисточников (пожарные гидранты, пожарные резервуары), также по направлению движения к ним не установлены соответствующие указатели, освещенные светильниками, присоединенными к сети аварийного освещения.
(Основание: ГОСТ 12.1.004-91*; ГОСТ 12.1.033-81; п. 3, п. 90 ППБ 01-03; п. 4.8 СП 31-110-2003; НПБ 160-97; ГОСТ 12.4.026-2001).
8. Не закончен монтаж внутреннего противопожарного водопровода - не выполнен монтаж кнопок пуска пожарных насосов непосредственно у пожарных кранов, в сети внутреннего противопожарного водопровода отсутствует давление, а также не проведены пусконаладочные испытания.
(Основание: ГОСТ 12.1.004-91*; ГОСТ 12.1.033-81; п. 3., п. 89 ППБ 01-03; п. 6.4 СНиП 21-01-97*).
9. На пожарных шкафах не нанесены буквенные обозначения (ПК), порядковые номера и номера телефонов ближайшей пожарной части. Необходимо нанести буквенные обозначения (ПК), порядковые номера и номера телефонов ближайшей пожарной части на пожарные шкафы в соответствии с требованиями ГОСТ 12.4.009.
(Основание: ГОСТ 12.1.004-91*; ГОСТ 12.1.033-81; п. 3, п. 108, прил. 3 ППБ 01-03; НПБ 151-00).
10. Не опломбированы дверцы пожарных шкафов.
(Основание: ГОСТ 12.1.004-91*; ГОСТ 12.1.033-81; п. 3 ППБ 01-03; п. 4.7* НПБ 151-00).
11. Не разработана инструкция, определяющая порядок включения пожарных насосов в насосной станции.
(Основание: ГОСТ 12.1.004-91*; ГОСТ 12.1.033-81; п. 92 ППБ 01-03).
12. Распорядительным документом не определен срок проведения испытаний пожарных насосов.
(Основание: ГОСТ 12.1.004-91*; ГОСТ 12.1.033-81; п. 93 ППБ 01-03).
13. Наружная открытая лестница 3-го типа в нарушение требований рабочего проекта выполнена с наружными ограждающими конструкциями из светопрозрачных перегородок - то есть фактически выполнена закрытой, а не открытой.
(Основание: ГОСТ 12.1.004-91*; ГОСТ 12.1.033-81; п. 3 ППБ 01-03; п. 4.3, п. 5.15 СНиП 21-01-97*).
14. Наружная открытая лестница 3-го типа располагается на расстоянии не менее 1 м от оконных проемов здания.
(Основание: ГОСТ 12.1.004-91*; ГОСТ 12.1.033-81; п. 3 ППБ 01-03; п. 6.30 СНиП 21-01-97*).
15. Двери в коридорах между блоками А и Д выполнены не двухстороннего открывания, в связи с чем данные двери (при эвакуации людей из одного блока школы через лестничную клетку другого блока) открываются не по направлению выхода из здания.
(Основание: ГОСТ 12.1.004-91*; ГОСТ 12.1.033-81; п. 3 ППБ 01-03; п. 6.17 СНиП 21-01-97*).
16. В лестничной клетке в блоке Д между маршами лестниц и между поручнями ограждений лестничных маршей не выполнен зазор шириной в плане в свету не менее 75 мм.
(Основание: ГОСТ 12.1.004-91*; ГОСТ 12.1.033-81; п. 3 ППБ 01-03; п. 8.9 СНиП 21-01-97*).
17. Противопожарные двери не оборудованы устройствами для самозакрывания. (Основание: ГОСТ 12.1.004-91*; ГОСТ 12.1.033-81; п. 3. ППБ 01-03; п. 7.17 СНиП 21-01-97*).
18. У выходов на кровлю и на чердак из лестничных клеток не вывешена информация о месте нахождения ключа.
(Основание: ГОСТ 12.1.004-91*; ГОСТ 12.1.033-81; п. 44 ППБ 01-03).
19. В объеме лестничной клетки блока А на уровне выхода на кровлю допускается складирование горючих материалов.
(Основание: ГОСТ 12.1.004-91*; ГОСТ 12.1.033-81; п. 3, п. 53 ППБ 01-03).
20. Устройства для самозакрывания дверей лестничных клеток находятся в неработоспособном состоянии.
(Основание: ГОСТ 12.1.004-91*; ГОСТ 12.1.033-81; п. 3, п. 53 ППБ 01-03; п. 6.18* СНиП 21-01-97*).
21. Выход из лестничной клетки блока Д на чердак здания выполнен через люк с пределом огнестойкости менее EI 30, не имеющий сертификат пожарной безопасности, отсутствует закрепленная стальная стремянка для выхода на чердак.
(Основание: ГОСТ 12.1.004-91*; ГОСТ 12.1.033-81; п. 3 ППБ 01-03; п. 8.4* СНиП 21-01-97*; Приказ МЧС России от 8.07.2002 года №320).
22. Не выполнена огнезащитная обработка деревянных конструкций кровли, предусмотренная проектом.
(Основание: ГОСТ 12.1.004-91*; ГОСТ 12.1.033-81; п. 36 ППБ 01-03; п. 4.3, п. 7.12, п. 7.13 СНиП 21-01-97*).
23. Двери эвакуационных выходов не открываются изнутри без ключа.
(Основание: ГОСТ 12.1.004-91*; ГОСТ 12.1.033-81; п. 3 ППБ 01-03; п. 6.18* СНиП 21-01-97*).
24. Помещение пожарного поста не обеспечено круглосуточным дежурством обслуживающего персонала.
(Основание: ГОСТ 12.1.004-91*; ГОСТ 12.1.033-81; п. 3 ППБ 01-03; п. 12.48* НПБ 88-2001*).
25. Помещение пожарного поста не обеспечено тремя ручными переносными электрическими фонарями.
(Основание: ГОСТ 12.1.004-91*; ГОСТ 12.1.033-81; п. 97 ППБ 01-03).
26. В здании школы не выполнено устройство аварийного (эвакуационного) освещения.
(Основание: ГОСТ 12.1.004-91*; ГОСТ 12.1.033-81; п. 3 ППБ 01-03; п. 7.61 СНиП 23-05-95; СП 31-110-2003).
27. На видных местах здания школы не вывешены планы эвакуации людей в случае пожара, выполненные в соответствии с ГОСТ Р 12.2.143-2009.
28. В дополнение к планам эвакуации не разработаны инструкции, определяющие порядок действия персонала для безопасной и быстрой эвакуации.
(Основание: ГОСТ 12.1.004-91*; ГОСТ 12.1.033-81; п. 16 ППБ 01-03).
29. Объект укомплектован первичными средствами пожаротушения не в полном объеме - не выполнена установка пожарных щитов на территории хозяйственной зоны, в том числе у резервной дизельной электростанции.
(Основание: ГОСТ 12.1.004-91*; ГОСТ 12.1.033-81; п. 108, приложение 3 к ППБ 01-03).
30. Места установки огнетушителей не обозначены соответствующими указательными знаками.
(Основание: ГОСТ 12.1.004-91*; ГОСТ 12.1.033-81; ГОСТ 12.4.026-2001; п. 108 ППБ 01-03; НПБ 160-97).
31. Не определено приказом лицо, ответственное за приобретение, ремонт, сохранность и готовность к действию первичных средств пожаротушения, не заведен журнал учёта проверок наличия и состояния первичных средств пожаротушения.
(Основание: ГОСТ 12.1.004-91*; ГОСТ 12.1.033-81; п. 108, приложение № 3 ППБ 01-03).
32. Имеющиеся огнетушители не пронумерованы белой краской по порядку на огнетушители не заведены технические паспорта установленной формы.
(Основание: ГОСТ 12.1.004-91*; ГОСТ 12.1.033-81; приложение 3 п.16 ППБ 01-03).
33. Не определены категории и класс зоны по правилам устройства электроустановок технических помещений, производственных помещений, кладовых, электрощитовых вентиляционных и других пожароопасных помещений, не установлены соответствующие указатели на дверях данных помещений.
(Основание: ГОСТ 12.1.004-91*; ГОСТ 12.1.033-81; п. 4.33 ППБ 01-03).
34. В производственных, административных, складских и вспомогательных помещениях на видных местах не вывешены таблички с указанием номера телефона вызова пожарной охраны.
(Основание: ГОСТ 12.1.004-91*; ГОСТ 12.1.033-81; п. 13 ППБ 01-03).
35. На объекте не вывешены знаки пожарной безопасности в соответствии с требованиям нормативных документов по пожарной безопасности.
Основание: ГОСТ 12.1.004-91*; ГОСТ 12.1.033-81; п. 27 ППБ 01-03).
36. Отсутствуют (не представлены) сертификаты пожарной безопасности на кабельную продукцию противопожарные двери, люки, огнезадерживающие клапана системы вентиляции и другую продукцию подлежащую обязательной сертификации в области пожарной безопасности, в связи с чем не представляется возможным определить их соответствие противопожарным требованиям.
(Основание: ГОСТ 12.1.004-91*; ГОСТ 12.1.033-81; п. 3 ППБ 01-03, Приказ МЧС России от 8.07.2002 года №320).
37. Отсутствует (не представлен технический отчет по испытанию и наладке электрооборудования, молниезащиты, заземления, в связи с чем не представляется возможным определить их соответствие противопожарным требованиям.
(Основание: ГОСТ 12.1.004-91*; ГОСТ 12.1.033-81; п. 3, п.57 ППБ 01-03; ПУЭ; п. 3.5 СНиП 3.01.04-87; п. 1.13 РД. 34.21.122-87).
38. На лицевой стороне электрощитов и сборок сети освещения не выполнены надписи (маркировка) с указанием значения тока плавкой вставки на предохранителях или номинального тока автоматических выключателей и наименование электроприемников.
(Основание: ГОСТ 12.1.004-91*; ГОСТ 12.1.033-81; п. 3, п. 57 ППБ 01-03; п. 2.12.5 ПТЭЭП; ПУЭ).
39. Не проведен инструктаж по пожарной безопасности с работниками организации. (Основание: ГОСТ 12.1.004-91*; ГОСТ 12.1.033-81; п. 7 ППБ 01-03).
40. Не проведено обучение работников мерам пожарной безопасности с выдачей квалификационных удостоверений по программам пожарно-технического минимума.
(Основание: ГОСТ 12.1.004-91*; ГОСТ 12.1.033-81; п. 3, п. 7 ППБ 01-03).
41. По организации распорядительным документом не установлен соответствующий его пожарной опасности противопожарный режим, в том числе не определены и не регламентированы приказом:
Места для курения;
Порядок уборки горючих отходов и пыли;
Порядок обесточивания электрооборудования в случае пожара и по окончании рабочего дня;
Порядок проведения временных огневых и других пожароопасных работ;
Порядок осмотра и закрытия помещений после окончания работы;
В 2011 году Президентом Российской Федерации был ратифицирован федеральный закон, который изменил административную ответственность в данной сфере и увеличил штрафы за нарушение пожарной безопасности . Со слов пресс-службы Кремля, главная задача документа - усиление ответственности через увеличение штрафов за нарушение пожарной безопасности и иных административных мер воздействия.
Благодаря новым поправкам существенно увеличились (до одного года) сроки давности по делам данной категории. Разработчики проекта пришли к мнению, что увеличение временного параметра предоставит возможность следственным органам осуществлять сложные эксперименты и проводить исследования для выявления несоблюденных мер безопасности. Этот фактор позволит в большей степени применять штрафы за нарушение или отсутствие пожарной безопасности путем установления более строгой ответственности за неисполнение в срок законных предписаний органа, который осуществляет государственный пожарный надзор.
Штраф за нарушение пожарной безопасности налагается на организацию инспектором Государственного пожарного надзора (ГПН) МЧС России в результате плановой или внеплановой проверки.
О плановой проверке орган ГПН обязан уведомить владельца объекта за несколько дней. Обязательным основанием для проверки служит письменное распоряжение или приказ руководителя территориального органа ГПН.
Внеплановая проверка на объекте может быть организована ГПН в случае поступления информации от третей стороны о возникновении угрозы ЧС на объекте. Распоряжение руководителя территориального органа ГПН также является обязательным условием для проверки.
Среди часто встречающихся нарушений правил пожарной безопасности можно назвать:
По итогам плановой или внеплановой проверки инспектор составляет акт в двух экземплярах, в котором отражается краткая характеристика пожарной безопасности объекта. В течение 10 дней со дня окончания проверки акт вручается под роспись представителю организации или направляется по почте. В случае выявления административного правонарушения инспектором составляется протокол в порядке, установленном законодательством, как в отношении юридического, так и физического лица, допустившего нарушения.
Таблица: штрафы за нарушение ППБ в 2019 году.
Правонарушения | Физическое лицо | Должностное лицо | Юридическое лицо |
---|---|---|---|
Невыполнение в установленный срок законного предписания органа, осуществляющего государственный пожарный надзор (административный штраф) | 1 500 р. - 2 000 р. | 3 000 р. - 4 000 р. | 70 000 р. - 80 000 р. |
Невыполнение в установленный срок законного предписания органа, осуществляющего государственный пожарный надзор, на объектах защиты, на которых осуществляется деятельность в сфере здравоохранения, образования и социального обслуживания | 2 000 р. - 3 000 р. | 5 000 р. - 6 000 р. или дисквалификацию на срок до трех лет | 90 000 р. - 100 000 р. |
Повторное совершение административного правонарушения | 4 000 р. - 5 000 р. | 15 000р.- 20 000р. или дисквалификацию на срок до трех лет | 150 000 р. - 200 000 р. |
Нарушение требований пожарной безопасности, за исключением случаев, предусмотренных статьями 8.32, 11.16 настоящего Кодекса и частями 3 - 8 настоящей статьи | 1 000 р. - 1 500 р. | 6 000 р. - 15 000 р. | 50 000 р. - 200 000 р. |
Те же действия, совершенные в условиях особого противопожарного режима | 2 000 р. - 4 000 р. | 15 000 р. - 30 000 р. | 400 000р. -500 000 р. |
Нарушение требований пожарной безопасности к внутреннему противопожарному водоснабжению, электроустановкам зданий, сооружений и строений, электротехнической продукции или первичным средствам пожаротушения либо требований пожарной безопасности об обеспечении зданий, сооружений и строений первичными средствами пожаротушения | 2 000 р. - 3 000 р. | 6 000 р. - 15 000 р. | ИП 20 000 - 30 000р. |
Нарушение требований пожарной безопасности к эвакуационным путям, эвакуационным и аварийным выходам либо системам автоматического пожаротушения и системам пожарной сигнализации, системам оповещения людей о пожаре и управления эвакуацией людей в зданиях, сооружениях и строениях или системам противодымной защиты зданий, сооружений и строений | 3 000 р. - 4 000 р. | 15 000 р. - 20 000 р. | 150 000р. -200000 р. |
Повторное совершение административного правонарушения, предусмотренного частью 3 или 4 настоящей статьи | 4 000 р. - 5 000 р. | 20 000 р. - 30 000 р. | ИП 40000 р. - 50 000р. или административное приостановление деятельности на срок до девяноста суток |
Нарушение требований пожарной безопасности, повлекшее возникновение пожара и уничтожение или повреждение чужого имущества либо причинение легкого или средней тяжести вреда здоровью человека | 4 000 р. - 5 000 р. | 40 000 р. - 50 000 р. | 350 000 р. - 400 000 р. |
Неисполнение производителем (поставщиком) обязанности по включению в техническую документацию на вещества, материалы, изделия и оборудование информации о показателях пожарной опасности этих веществ, материалов, изделий и оборудования или информации о мерах пожарной безопасности при обращении с ними, если предоставление такой информации обязательно | не предусмотрено | 15 000 р. - 20 000 р. | 90 000 р. - 100 000 р. |
Нарушение требований пожарной безопасности об обеспечении проходов, проездов и подъездов к зданиям, сооружениям и строениям | 1 500 р. - 2 000 р. | 7 000 р. - 10 000 р. | 120 000 р. - 150 000 р. |
В случае возникновения пожара на объекте налагаются следующие штрафные санкции:
"Бюджетные организации: бухгалтерский учет и налогообложение", 2011, N 8
Федеральным законом от 03.06.2011 N 120-ФЗ "О внесении изменений в Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях по вопросам пожарной безопасности" (далее - Федеральный закон N 120-ФЗ) значительно усилены меры административной ответственности за нарушение требований пожарной безопасности. В статье будут рассмотрены виды административной ответственности и санкции за нарушение пожарной безопасности.
Административным правонарушением признается противоправное, виновное действие (бездействие) физического или юридического лица, за которое КоАП РФ установлена административная ответственность (ч. 1 ст. 2.1 КоАП РФ). Юридические лица подлежат административной ответственности за совершение административных правонарушений в случаях, предусмотренных статьями разд. II КоАП РФ или законами субъектов РФ об административных правонарушениях (ч. 1 ст. 2.10 КоАП РФ). Юридическое лицо признается виновным в совершении административного правонарушения, если будет установлено, что у него имелась возможность для соблюдения правил и норм, за нарушение которых КоАП РФ или законами субъекта РФ предусмотрена административная ответственность, но данным лицом не были приняты все зависящие от него меры по их соблюдению (ч. 2 ст. 2.1 КоАП РФ).
Согласно ст. 2.4 КоАП РФ административной ответственности подлежит должностное лицо в случае совершения им административного правонарушения в связи с неисполнением либо ненадлежащим исполнением своих служебных обязанностей. Под должностным лицом подразумевается лицо, постоянно, временно или в соответствии со специальными полномочиями осуществляющее функции представителя власти, то есть наделенное в установленном законом порядке распорядительными полномочиями в отношении лиц, не находящихся в служебной зависимости от него, а равно лицо, выполняющее организационно-распорядительные или административно-хозяйственные функции в государственных органах, органах местного самоуправления, государственных и муниципальных организациях, а также в ВС РФ, других войсках и воинских формированиях РФ.
По общему правилу постановление по делу об административном правонарушении не может быть вынесено по истечении двух месяцев со дня совершения административного правонарушения, за исключением случаев, прямо указанных в ст. 4.5 КоАП РФ. Федеральным законом N 120-ФЗ указанный перечень случаев дополнен нарушением пожарной безопасности. Таким образом, начиная со дня вступления в силу Федерального закона N 120-ФЗ (17.06.2011) привлечь к ответственности за нарушение требований пожарной безопасности возможно не в течение двух месяцев, а в течение года со дня совершения правонарушения. Заметим, что истечение срока давности привлечения к административной ответственности является обстоятельством, исключающим производство по делу об административном правонарушении (п. 6 ч. 1 ст. 24.5 КоАП РФ).
В соответствии с ч. 1 ст. 23.34 КоАП РФ рассматривать дела о нарушениях пожарной безопасности имеют право органы, осуществляющие государственный пожарный надзор, к которым относятся органы Федеральной противопожарной службы МЧС и Ростехнадзор (в части нарушения требований пожарной безопасности на подземных объектах и при ведении взрывных работ).
Нарушение требований пожарной безопасности. В соответствии со ст. 37 Федерального закона от 21.12.1994 N 69-ФЗ "О пожарной безопасности" (далее - Федеральный закон N 69-ФЗ) бюджетные учреждения, как и любые другие организации, обязаны:
Требования к пожарной безопасности установлены Правилами пожарной безопасности в Российской Федерации (ППБ 01-03), утвержденными Приказом МЧС России от 18.06.2003 N 313 (далее - Правила). Кроме того, учреждению необходимо руководствоваться, в частности:
Несоблюдение требований пожарной безопасности влечет предупреждение или наложение административного штрафа на должностных лиц в размере от 6000 до 15 000 руб., а на юридических лиц - от 150 000 до 200 000 руб. (ч. 1 ст. 20.4 КоАП РФ). Отметим, что до внесения изменений Федеральным законом N 120-ФЗ максимальный размер санкций для должностных лиц составлял 2000 руб., а для юридических лиц - 20 000 руб.
Если же нарушение требований пожарной безопасности допущено в условиях особого противопожарного режима, предусмотренного ст. 30 Федерального закона N 69-ФЗ, то санкции составят: для должностных лиц - от 15 000 до 30 000 руб.; для юридических лиц - от 400 000 до 500 000 руб.
Несоблюдение требований пожарной безопасности к внутреннему противопожарному водоснабжению, электроустановкам зданий, сооружений и строений, электротехнической продукции или первичным средствам пожаротушения либо требований пожарной безопасности об обеспечении зданий, сооружений и строений первичными средствами пожаротушения. Указанные требования регламентированы, в частности, следующими нормативными актами:
Несоблюдение вышеуказанных нормативных актов влечет наложение административного штрафа на должностных лиц - от 6000 до 15 000 руб., а на юридических лиц - от 150 000 до 200 000 руб. (ч. 3 ст. 20.4 КоАП РФ).
Несоблюдение требований пожарной безопасности к эвакуационным путям, эвакуационным и аварийным выходам либо системам автоматического пожаротушения и системам пожарной сигнализации, системам оповещения людей о пожаре и управления эвакуацией людей в зданиях, сооружениях и строениях или системам противодымной защиты зданий, сооружений и строений. Указанные требования регламентированы, в частности, следующими нормативными актами:
Несоблюдение вышеуказанных требований влечет наложение административного штрафа на должностных лиц - от 15 000 до 20 000 руб., а на юридических лиц - от 150 000 до 200 000 руб. (ч. 4 ст. 20.4 КоАП РФ).
Нарушение требований пожарной безопасности, повлекшее возникновение пожара и уничтожение или повреждение чужого имущества либо причинение легкого или средней тяжести вреда здоровью человека. Совершение указанного правонарушения влечет наложение административного штрафа на должностных лиц - от 40 000 до 50 000 руб., а на юридических лиц - от 350 000 до 400 000 руб. (ч. 6 ст. 20.4 КоАП РФ).
Несоблюдение требований пожарной безопасности об обеспечении проходов, проездов и подъездов к зданиям, сооружениям и строениям. Требования пожарной безопасности об обеспечении проходов, проездов и подъездов к зданиям, сооружениям и строениям установлены в ст. 67 Федерального закона от 22.07.2008 N 123-ФЗ "Технический регламент о требованиях пожарной безопасности". Несоблюдение указанных требований влечет наложение административного штрафа на должностных лиц - от 7000 до 10 000 руб., а на юридических лиц - от 120 000 до 150 000 руб. (ч. 8 ст. 20.4 КоАП РФ).
Невыполнение в установленный срок законного предписания органа, осуществляющего государственный пожарный надзор. Значительно усилена ответственность за невыполнение в срок предписания органа госпожнадзора. Если ранее максимальный размер санкции за данное нарушение составлял для должностных лиц - 2000 руб., а для юридических лиц - 20 000 руб., то теперь штраф может составлять для должностных лиц - от 3000 до 4000 руб., а для юридических лиц - от 70 000 до 80 000 руб. (ч. 12 ст. 19.5 КоАП РФ).
В свою очередь, совершение указанного правонарушения на объектах защиты, на которых осуществляется деятельность в сфере здравоохранения, образования и социального обслуживания, влечет наложение административного штрафа на должностных лиц - от 5000 до 6000 руб. (или дисквалификацию на срок до трех лет), а на юридических лиц - от 90 000 до 100 000 руб. (ч. 13 ст. 19.5 КоАП РФ).
В случае же повторного совершения вышеуказанных правонарушений на должностных лиц может быть наложен административный штраф в размере от 15 000 до 20 000 руб. (или они могут быть дисквалифицированы на срок до трех лет), а на юридических лиц - от 150 000 до 200 000 руб. (ч. 14 ст. 19.5 КоАП РФ).
Эксперт журнала
"Бюджетные организации:
бухгалтерский учет и налогообложение"
Казенное учреждение: переходный период | ||
Выездные проверки ПФР |
Требования пожарной безопасности существуют, чтобы обеспечить сохранность жизни и имущества граждан от пожаров. Несоблюдение этих требований грозит дисциплинарной, административной и уголовной ответственностью.
Какие штрафы существуют за нарушения пожарной безопасности в знаниях, лесах и на транспорте, а также какие законы их регулируют, Вы узнаете из статьи ниже.
Основным нормативно-правовым актом, устанавливающим основы обеспечения пожарной безопасности, является Федеральный закон от 21.12.1994 N 69-ФЗ «О пожарной безопасности».
Требования пожарной безопасности установлены ФЗ от 22.07.2008 N 123-ФЗ «Технический регламент о требованиях пожарной безопасности». Лица, нарушающие требования пожарной безопасности привлекаются к ответственности:
Штрафы за несоблюдение требований пожарной безопасности в зданиях указаны в ст. 20.4 КоАП РФ. В таблице ниже Вы найдете информацию о штрафах за каждое из нарушений.
Нарушение | Ст. 20. 4 КоАП | Наказание |
|||
Граждане | Должностные лица | Предприниматели без юр. лица |
|||
«Нарушение требований пожарной безопасности, за исключением случаев, предусмотренных статьями 8.32, 11.16 настоящего Кодекса и частями 3 - 8 настоящей статьи» | 1000 – 1500 руб. или предупреждение | 6000 – 15000 руб. или предупреждение | 150000 – 200000 руб. или предупреждение | ||
Несоблюдение пожарной безопасности на территории, где был установлен особый противопожарный режим | 2000 – 4000 руб. | 15000 – 30000 руб. | 400000 – 500000 руб. | ||
Здание не обеспечено средствами тушения пожаров, в нем имеются нарушения требований к противопожарному водоснабжению и пр. | 2000 – 3000 руб. | 6000 – 15000 руб. | 150000 – 200000 руб. | ||
Аварийные или эвакуационные выходы, пожарная сигнализация или системы оповещения и противодымной защиты не соответствуют нормам пожарной безопасности | 3000 – 4000 руб. | 15000 – 20000 руб. | 150000 – 200000 руб. | 30000 – 40000 руб. |
|
Повторное нарушение по ч. 3 и 4 ст. 20.4 КоАП | 4000 – 5000 руб. | 20000 – 30000 руб. | 200000 – 400000 руб. или приостановление деятельности до 90 дней | 40000 – 50000 руб. или приостановление деятельности до 90 дней |
|
Нарушение правил пожарной безопасности, ставшее причиной возникновения пожара, который повредил или уничтожил чужое имущество или причинил вред здоровью легкой или средней тяжести | 4000 – 5000 руб. | 40000 – 50000 руб. | 350000 – 400000 руб. | ||
Нарушение правил пожарной безопасности, ставшее причиной возникновения пожара, который причинил смерть или тяжкий вред здоровью | 600000 – 1000000 руб. или приостановление деятельности до 90 дней | ||||
Не внесение в техническую документацию продукции обязательных сведений о показателях пожарной опасности или о противопожарных мерах обращения с ней | 15000 – 20000 руб. | 90000 – 100000 руб. | |||
Несоблюдение правил пожарной безопасности в отношении обеспечения проездов, подходов к сооружениям | 1500 – 2000 руб. | 7000 – 10000 руб. | 120000 – 150000 руб. |
Штраф за нарушение пожарной безопасности в 2018 году в лесу по ст. 8.32 КоАП колеблется от 1500 до 1000000 руб. в зависимости от нарушения и лица, привлеченного к ответственности.
Нарушение правил пожарной безопасности | Ст. 8.32 КоАП | Штраф в руб. |
||
Граждане | Должностные лица | |||
50000 – 200000 |
||||
Сжигание сухой травы, хвороста на участках, примыкающих к лесам | 150000 – 250000 |
|||
Нарушения по ч. 1 и 2 ст. 8.32 КоАП в лесопарковом поясе | 250000 – 500000 |
|||
При условиях противопожарного режима в лесах | 300000 – 500000 |
|||
Нарушение противопожарных требований, ставшее причиной пожара, который не принес тяжкого вреда здоровью человека | 500000 – 1000000 |
Обратите внимание : Предприниматели без образования юр. лица несут ответственность по ст. 8.32 КоАП РФ как юридические лица.
Наказание за несоблюдение требований на морском, воздушном или ж/д транспорте по ст. 11.16 КоАП составляет:
«Нарушение установленных на железнодорожном, морском, внутреннем водном или воздушном транспорте требований пожарной безопасности - влечет наложение административного штрафа на граждан в размере от одной тысячи пятисот до двух тысяч рублей; на должностных лиц - от четырех тысяч до пяти тысяч рублей».
Вы имеете право оспорить штраф в суде. Чтобы увеличить свои шансы на успешный исход дела, обратитесь за помощью к юристу.