Выселение. Приватизация. Перепланировка. Ипотека. ИСЖ

Система отгрузки продукции Челябинского кузнечно-прессового завода переживает обновление. С помощью современных технологий и оборудования специалисты ОИТ совместно с ОЗиОГП, отделами продаж, бухгалтерией, цеховыми службами делают систему более простой и прозрачной, сокращают временные и материальные ресурсы, снижают вероятность ошибки и повышают привлекательность продукции ЧКПЗ для клиентов. Об этом нам рассказал Начальник Отдела информационных технологий Константин Синельник.

То, что вы сейчас делаете по отгруз-ке, это плановая работа или потребова-лось срочное вмешательство? Что кон-кретно нуждается в улучшении?

Вопрос оптимизации отгрузки гото-вой продукции на нашем предприятии назрел очень давно. Не побоюсь, скажу, что процесс отгрузки был непредсказуем и малопонятен всем, как участникам про-цесса со стороны завода, так и потребите-лям. Была поставлена основная задача: кардинально сократить временные затра-ты как работников предприятия, так и приезжающих за продукцией водителей. Необходимо было оптимизировать всю цепочку процессов, от упаковки готовой продукции до выезда уже загруженной машины клиента с территории завода и сдачи документов в бухгалтерию. ОИТ однозначно самостоятельно не смог бы решить данную задачу. Решали все вместе: ОИТ, ОЗиОГП, отделы продаж, бухгалте-рия, цеха. Каждое подразделение предла-гало свои способы оптимизации процесса отгрузки. При помощи коллег из ОЗиОГП и бухгалтерии были выделены узкие места, которые необходимо было устранить. При внедрении процесса очень большое значе-ние имела взаимовыручка и понимание проблем и нужд друг друга разных подразделений. Можно сказать, что всем миром новый процесс отгрузки готовой продук-ции был построен и внедрен.

- В чем заключаются улучшения?

Во-первых, многие процессы перешли из материального мира в элек-тронный, это в основном касается оформления различной документации. Теперь многие документы существуют только в электронном виде, например это приказ на отгрузку и заявка пропуск. Беготни менеджеров отделов продаж по инстанциям (сбыт, склад, бухгалтерия, участок сдачи) стало значительно мень-ше. Проще и прозрачнее стал сам про-цесс документооборота. Исключено дублирование информации на каждом этапе. Оптимизированы и описаны все процессы. Стало проще с упаковкой про-дукции и сдачей ее на склад. Эта проце-дура значительно сократилась по време-ни и упростилась. Теперь при упаковке продукции данные о паллете вносятся в 1С, после чего они оперативно доступны всем участникам процесса и гарантиро-вано защищены от искажения информа-ции. Маркировка паллета производится при помощи штрих-кода. Это гарантиру-ет безошибочность движения готовой продукции на склад и при отгрузке.

- Какой эффект дадут все эти меры?

Прежде всего, это экономия време-ни как наших работников, так и водите-лей, приезжающих за готовой продукци-ей. Уже сейчас можно сказать: среднее время, которое водитель проводит при отгрузке на ЧКПЗ, по старому процессу было 3,7 часа, а теперь это время сократи-лось до 2,8 часа. Так же, снижается влия-ние человеческого фактора при упаковке и комплектовании, а значит, уменьшается вероятность пересортицы и ошибок. А в будущем на основании нового процесса можно будет улучшать и другие.

Например, сейчас мы заканчиваем рабо-ты над процессом автоматизированной выписки сертификатов на готовую про-дукцию. Процесс отгрузки пересекается с процессами планирования продаж и про-изводства продукции, которые также могут и будут улучшены.

- Когда всё заработает?

Сейчас отгрузка по-новому ведёт-ся в кузнечных цехах №1 и №2. Завершаются работы по внедрению в ЦМО. В Прессовом и Колесном цехах новый процесс по плану заработает с 1 октября этого года.

- Какие сложности возникли в реали-зации?

Как всегда, главная сложность — человеческий фактор. Далеко не всем сразу понятны достоинства и преимуще-ства новой системы работы, плюс ко всему - необходимо учиться. Но это нужно. Мы убеждаем, уговариваем, про-сим. Многие понимают. Для облегчения внедрения процесса мы разработали инструкции по новому процессу, произ-водим обучение всех работников, уча-ствующих в нем. Кроме того, ОИТ всегда готов дать консультацию и оказать любую другую помощь, вплоть до дежур-ства специалистов непосредственно на отгрузке в самые «жаркие» дни, чтобы оперативно оказать помощь в работе, если это понадобится.

Есть ряд технических неувязок. Например, данные по некоторым контр-агентам в 1С:8 устарели, и эти данные приходится очень оперативно актуализировать. Но это естественный процесс, через некоторое время времени пробле-ма уйдёт. Также сейчас остро стоит вопрос автоматизации формирования сертификатов на отгружаемую продук-цию. Мы уже разработали и практиче-ски начали внедрение новой системы.

- Есть ли уже сейчас положительный эффект?

Эффект однозначно есть! Это сокращение времени процесса, повыше-ние его прозрачности. Еще хочу добавить, что внедрение нового процесса отгрузки это знаковое событие. При внедрении участвовал не только один ОИТ, а все под-разделения, которые затрагивают про-цесс. При этом мы смогли найти опти-мальные решения практически по всем узким местам существующего процесса, нашли компромиссы и взаимопонима-ние. Поэтому хочу передать слова благо-дарности представителям отделов, уча-ствовавших во внедрении: ОЗиОГП, Бухгалтерия, Отделы продаж КПП, Участки сдачи готовой продукции и ПДБ цехов кузнечного производства.

На сегодняшний день новый про-цесс отгрузки готовой продукции это один из первых крупномасштабных про-цессов разработанных по стандарту о повышении производительности труда.

Есть и интересные нововведения в новом процессе отгрузки. Так, напри-мер, автозавод Урал, узнав о технологи-ческих новшествах в отгрузке, попросил для его продукции делать этикетки с уникальным штрих-кодом. Мы без про-блем это сделали. Теперь на паллетах «УралАЗа», ставятся два штрих-кода: наш и заказчика. Благодаря чему значи-тельно упрощается процесс движения нашей продукции на «УралАЗе».

Подробное описание внедрения нового процесса отгрузки готовой про-дукции опубликовано на корпоратив-ном портале SharePoint, в «Базе знаний» ОАО ЧКПЗ, о которой «УК» уже писал в прошлом номере. Это значит, что все разработки и решения, созданные в ходе внедрения, не будут утеряны. Они ста-нут базой для других улучшений произ-водственной системы завода.

Доставка товара: какой комплект документов понадобится в разных ситуациях

Чтобы списать расходы, надо, чтобы была верно оформлена доставка товара. Какой комплект документов понадобится в разных ситуациях - посмотрите в статье.

В последнее время интерес налоговиков к теме документального оформления товаров только растет. И налоговые инспекции, и суды все больше внимания уделяют реальности хозяйственных операций.

Реальность операции будем рассматривать на примере поставки товара. Необходимо помнить, что инспекторы могут проверить реальность доставки товара как на этапе покупки, так и на этапе продажи. Так что необходимо внимательно отслеживать документы, подтверждающие транспортную логистику.

Споры по поводу необходимости обязательного оформления ТТН по форме 1-Т наряду с оформлением ТОРГ-12 давно утихли. Постановлением Правительства РФ от 15 апреля 2011 г. № 272 утверждены Правила перевозки грузов автомобильным транспортом и создана новая форма транспортной накладной. Она служит исключительно для подтверждения заключения договора перевозки. И хотя арбитражная практика по вопросу применения транспортной накладной пока скудна, от бухгалтеров поступает множество вопросов по применению данных правил и новой формы транспортной накладной. В связи с тем, что старая форма накладной не отменена, многие сомневаются, можно ли применять обе формы. На самом деле позиция Минфина не обязывает применять обе формы, но и не ограничивает применением только какой-то одной (письмо Минфина России от 17 августа 2011 г. № 03-03-06/1/498). Одна форма не исключает другую.

Однако если компания привлекает стороннего перевозчика, то в обязательном порядке должна быть оформлена транспортная накладная по форме, утвержденной постановлением Правительства РФ от 15 апреля 2011 г. № 272.

Доставка товара силами поставщика или покупателя

Разберемся, как же все-таки подтвердить реальность операции по поставке товара при разных вариантах доставки ТМЦ. Начнем с ситуации, когда доставка товара осуществляется силами поставщика или покупателя.

Если обязанность по доставке лежит на поставщике, то покупателю фактически не важно, каким образом поставщик доставит товар. Допустим, поставщик доставляет ТМЦ собственным транспортом, то есть без привлечения стороннего перевозчика. Тогда рекомендованный комплект документов, который должен быть на руках у поставщика, будет следующим:

  • договор поставки;
  • ТОРГ-12 ;
  • доверенность на представителя грузополучателя (покупателя), которому были переданы ТМЦ;
  • путевой лист.

Для чего так важно оформлять доверенность? Конечно, для подтверждения выполнения обязанности по доставке товара. В свою очередь, путевой лист обязателен для подтверждения факта, что водитель действительно выезжал на рейс. Кроме того, путевой лист понадобится для списания в расходы по налогу на прибыль ГСМ.

Однодневки. Практика показывает, что инспекторы могут оспорить реальность доставки не только со стороны покупателя, но и со стороны поставщика. По их мнению, недобросовестные налогоплательщики такими операциями пользуются для построения налоговых схем: поставщик поставляет по заниженной стоимости товар, а наценка происходит уже на следующих звеньях цепи. Таким образом, товар реализуется по заниженной стоимости, а налоговая нагрузка падает не на поставщика, а на покупателя товара, которым зачастую выступает однодневка. Налоговики склоняются к тому, что в этом случае поставщик становится выгодоприобретателем, который уклоняется от налогов, занижая цену поставки.

Если доставка осуществляется силами поставщика без привлечения перевозчика, рекомендуется оформить ТТН по форме 1-Т. Ко всему прочему для компании это будет лишним поводом привлечь водителя к ответственности в случае потери груза. Потому что именно в этом документе отражаются перечень товара, который должен быть доставлен, его стоимость, адрес доставки.

Рассмотрим комплект документов, который должен быть на руках у покупателя:

  • договор поставки товара;
  • ТОРГ-12;
  • копия путевого листа на водителя поставщика;
  • доверенность на представителя поставщика, передавшего ТМЦ.

Путевой лист. Копия путевого листа необходима в подтверждение того, что водитель - это действительно водитель поставщика. Если товар будет передан водителем третьего лица, то скорее всего в перевозке задействован перевозчик, и необходимо требовать транспортную накладную.

Один из самых распространенных способов доставки товара - транзитная доставка. Этот способ широко применяем трейдерами, которые перепродают товар по пути его следования. Таким образом, грузополучателем товара является третий или четвертый покупатель в цепочке. Поставщик сразу отгружает товар указанному грузополучателю, минуя покупателя. И само собой, у покупателя будет только ТОРГ-12. Рекомендуется оформить ТТН, потому что в форме 1-Т покупатель даже в этом случае будет указан как плательщик за товар. Товарно-транспортная накладная подтвердит реальность поставки. Если же в цепочке движения товара более одного перепродавца, то ТТН по форме 1-Т не поможет.

Случай второй - когда обязанность по доставке лежит на покупателе. Здесь схожий комплект документов, подтверждающих доставку. Однако путевой лист будет оформлять уже компания-покупатель. Путевого листа, наличия водителя и транспортного средства достаточно, чтобы подтвердить реальность доставки. Форму 1-Т оформлять необязательно. Однако этот документ - возможность для компании обезопасить ТМЦ от утери водителем. И еще это дополнительный козырь в случае, если придется доказывать реальность доставки в суде. У поставщика должны быть:

  • договор поставки;
  • ТОРГ-12;
  • доверенность на водителя покупателя, которому были переданы ТМЦ.

У покупателя должны быть:

  • договор поставки;
  • ТОРГ-12;
  • доверенность на представителя поставщика, передавшего товар;
  • путевой лист.

Доставка товара привлеченным перевозчиком

Рассмотрим поставку, которая осуществляется с привлечением стороннего перевозчика. Форму транспортной накладной должны подписывать перевозчик и заказчик перевозки. Поэтому рекомендуется при оформлении транспортной накладной в договоре о перевозке указывать обязанность перевозчика по заполнению транспортной накладной в полном объеме. Это упрощает документооборот, особенно при нахождении перевозчика в регионе.

Комплект документов у поставщика, который является заказчиком перевозки:

  • договор поставки;
  • ТОРГ-12;
  • договор перевозки, при его наличии;
  • заказ или заявка на перевозку;
  • транспортная накладная;
  • копия доверенности на представителя грузополучателя (покупателя), которому были переданы ТМЦ.

Поставщик должен подтвердить, что он заказал перевозку, предъявить транспортную накладную, по которой перевозчик забрал у него груз для передачи на склад покупателя. Необходима копия доверенности на представителя грузополучателя, подтверждающая, что груз был передан именно уполномоченному лицу покупателя или грузополучателя.

Комплект документов покупателя аналогичный. За исключением договора перевозки - его не будет, потому что заказчиком перевозки покупатель не является. У покупателя будет экземпляр транспортной накладной. Напомним, что транспортная накладная должна быть оформлена минимум в трех экземплярах.

Если покупатель не является грузополучателем товара, то транспортной накладной и путевого листа у него не будет. В данном случае обязательно запросите копию транспортной накладной у поставщика. Такой документ подтвердит факт доставки товара грузополучателю.

Не забывайте, что по правилам перевозки грузоотправитель вправе от водителя потребовать путевой лист при получении груза. Поэтому водитель должен такой документ иметь на руках всегда. А у представителя покупателя всегда должна быть доверенность.

Если обязанность по доставке лежит на покупателе, то комплект документов покупателя складывается из:

  • договора поставки;
  • ТОРГ-12;
  • договора перевозки, при его наличии;
  • заказа или заявки на перевозку;
  • транспортной накладной;
  • доверенности на водителя перевозчика на получение ТМЦ.

Комплект документов поставщика формируется аналогично. За исключением договора перевозки и заявки на перевозку.

Легко запомнить, что во всех случаях, когда привлекается сторонний перевозчик, транспортная накладная должна быть оформлена в обязательном порядке.

Доставка товара экспедиторами

Отдельная история у компаний складывается с договорами транспортной экспедиции. Проблема в том, что экспедиторские услуги находятся на стыке посредничества и возмездного оказания услуг. Закон не предъявляет обязательных требований к наличию акта оказанных услуг, отчета экспедитора, транспортных накладных.

Тем не менее базовыми документами у поставщика, подтверждающими, что экспедитор выполнил свои обязательства, являются:

  • договор поставки;
  • ТОРГ-12;
  • договор транспортной экспедиции;
  • поручение экспедитору;
  • экспедиторская расписка;
  • акт оказанных услуг.

Экспедиторская компания не обязана предоставлять акт или транспортную накладную, подтверждающую, что груз передан покупателю. Если экспедитор своими силами осуществляет перевозку, то наличие транспортной накладной обязательно, так как в данном случае экспедитор выступает перевозчиком, а не посредником.

Если обязанность по доставке лежит на поставщике, то договор транспортной экспедиции он и должен заключать.

Покупатель может вообще не знать, что поставщик для доставки привлекает экспедитора. В любом случае у покупателя, как у грузополучателя, в обязательном порядке должна быть оформлена транспортная накладная.

Если же покупатель является заказчиком перевозки, необходимо проверить наличие:

  • договора поставки;
  • ТОРГ-12;
  • договора транспортной экспедиции;
  • поручения экспедитору;
  • экспедиторской расписки;
  • акта оказанных услуг;
  • транспортной накладной.

Если экспедитор не предоставил транспортную накладную, рекомендуется ее все-таки потребовать. Это предотвратит возможный конфликт с налоговой инспекцией.

Дорогой коллега, сегодня действуют страшно низкие цены!

годовая подписка на «Главбух» всего за 13 990 руб. 19 932 руб. !
Успейте оформить подписку со скидкой 30%, нажимайте на кнопку «Распечатать счет»

Журнал «Склад и техника», №№3–4, 2008 г.

Процесс поступления товаров на склад компании-дистрибьютора начинается с закупок. Именно от эффективности взаимодействия складской и закупочной службы, от своевременного обмена информацией зависит, насколько склад будет подготовлен к приемке товара и насколько быстро он сможет выполнить эту функцию.

Как правило, периодичность и объем поставок является камнем преткновения между отделом закупок и складом. Отдел закупок стремится делать редкие закупки крупными партиями. При этом с целью поддержания хороших отношений с поставщиками и для получения дополнительных скидок закупки могут осуществляться по удобному поставщикам графику. Склад заинтересован в равномерной загрузке своих мощностей и, следовательно, ритмичном поступлении продукции. Первопричиной конфликта является отсутствие системы управления запасами, а также подразделения, осуществляющего единое управление ими в рамках предприятия.

Оптимизация системы управления запасами - процесс долгий и сложный. Однако существует ряд методов, которые существенно облегчат работу по приемке товаров на склад в достаточно короткие сроки.

План поставок

Как правило, отдел закупок взаимодействует с определенным количеством поставщиков и имеет возможность фиксировать и накапливать информацию о продолжительности обработки заказов и доставки заказанной продукции поставщиками. Имея данные о продолжительности цикла заказа, можно планировать дату поступления грузов на склад. А зная предельные значения мощности склада по приемке товаров в смену (или в сутки), можно обеспечить относительно равномерную нагрузку на склад поступающими товарами от нескольких поставщиков. Для этого необходимо составить такой план размещения заказов у поставщиков (и соответственно и поставок товаров на склад), при котором суточный объем поступающих грузов не будет превышать 75–80% от предельной мощности склада по приемке.

Очевидно, что план поставок не может быть исполнен с абсолютной точностью. Отклонение фактической даты поставки от планируемой может иметь место по разным причинам, связанным с надежностью поставщиков и транспортных компаний. Однако в любом случае работа склада будет более равномерной, и ресурсы склада будут использоваться более эффективно.

Реализация планирования может быть осуществлена как с помощью функций корпоративной информационной системы, так и более простых инструментов (MS Excel или MS Project).

Упрощенный пример составления и корректировки графика поставок товаров на склад представлен на рисунках 1 и 2.

На первом этапе в таблицу вносятся данные о цикле заказа, объеме поставок. Сумма объема поставок на склад сравнивается с эффективной мощностью отдела приемки. Затем дата размещения заказа у поставщика перемещается таким образом, чтобы суммарный объем поставок на склад не превышал возможности склада, и чтобы поставки осуществлялись в рабочие дни.

Рис. 1 Первоначальный вариант графика поставок

Рис.2. Скорректированный график поставки

Подготовка склада к приемке

Как правило, на многих складах никакой подготовки к приемке товара вообще не проводится. Зачастую перечень и объем товаров, подлежащих приемке, становится известен при прибытии транспортного средства на склад.

Такой принцип работы сопровождается регулярными авралами, возникновением очередей из транспортных средств, ожидающих разгрузку. Из-за отсутствия подготовленных мест хранения товар может размещаться в проездах, что в последующем существенно усложняет работу склада.

Избежать перечисленных проблем позволит своевременное поступление на склад точной информации об ожидаемых поставках:

    перечень товарных позиций;

    количество, вес, объем поступающего товара (в том числе по каждой товарной позиции);

    сроки поступления товара;

    сроки хранения груза, условия размещения на складе с учетом товарного соседства;

    наименования поставщика;

    тип тары (короба, паллеты); стандарт укладки на поддоны, расчетное количество паллет;

    информацию о дополнительной сопроводительной документации (сертификаты соответствия и т. д.);

    количество свободных мест на складе, их месторасположение (адрес).

Для удобства следует создать специальную форму документа, в которую эта информация экспортировалась бы автоматически, либо вносилась вручную, в зависимости от возможностей информационной системы управления складом.

Обладая информацией об ожидаемых поставках, складская служба может подготовить пространство в зоне приемки, определить количество персонала для разгрузки и проверки количества и качества товаров, подготовить необходимую технику, тару, упаковочный материал, а затем правильно и эффективно разместить поступающую продукцию на хранение.

Организация приемки товаров на склад

Структура и количество операций по приемке товаров зависят от места приемки и вида груза, а также от типа транспортного средства, которым товары доставлены на склад.
Обобщенный перечень процедур по приемке товаров на склад, например, компании-дистрибьютора выглядит следующим образом:

    въезд транспортного средства на территорию склада;

    контроль наличия товаросопроводительной документации;

    определение ворот разгрузки;

    подача транспортного средства к рампе под разгрузку;

    подъезд транспортного средства к месту разгрузки;

    внешний осмотр транспортного средства и фиксирование неисправностей, при необходимости фотосъемка;

    открывание дверей транспортного средства;

    подача необходимого подъемно-транспортного средства;

    визуальный осмотр поступившего товара (каждой грузовой единицы);

    подача необходимой тары и укладка в тару (при необходимости);

    взятие грузовой единицы транспортным средством и вывоз его на рампу;

    приемка поступившего груза по числу грузовых мест в соответствии с сопроводительными документами;

    сверка и оформление сопроводительных документов;

    оформление актов приемки с указанием порчи или недостачи груза, если таковые имеются;

    передача необходимых документов поставщику и подтверждение получения груза в базе данных;

    транспортировка груза в зону приемки для осуществления окончательной приемки и подготовки товаров к размещению на хранение

Нормативно-правовое регулирование приемки товаров на склад

Долгое время в нашей стране приемка осуществлялась на основании двух Инструкций Госарбитража СССР № П–6 и № П–7, принятых еще в середине шестидесятых годов 20 века. Многие компании в своей деятельности до сих пор руководствуются этими нормативно-правовыми актами, хотя их обязательное применение отменено. Таким образом, если стороны не сослались в договоре на упомянутые инструкции или не зафиксировали условия приемки продукции в договоре, все вопросы по обнаруженным расхождениям либо не разрешаются вообще, либо решаются на основе личной договоренности представителей компаний

Проверка сопроводительной документации

При прибытии транспортных средств на склад в первую очередь проверяется наличие сопроводительных документов (товаротранспортной накладной, счета-фактуры, технического паспорта, сертификата соответствия ГОСТу, удостоверения о качестве и др.) и их содержание на предмет соответствия условиям (отправитель, получатель, количество, ассортимент, упаковка и т. д.), зафиксированным в договоре поставки. Отсутствие какого-либо из этих документов не должно приостанавливать приемку товара. В этом случае составляется акт о фактическом наличии товара, а в акте приемки указывается, какие документы отсутствуют.

Определение сохранности внешнего вида транспортного средства, тары и упаковки

Перед непосредственной разгрузкой транспортного средства кладовщик ответственный за приемку, проверяет наличие на транспортных средствах или на контейнерах пломб отправителя или пункта отправления, исправность пломб, оттиски на них, состояние самого транспортного средства, исправность тары. В случае обнаружения нарушений, а также отсутствия или неисправности пломб, составляется акт об осмотре состояния транспортных средств, либо делается отметка в товаротранспортной накладной. В некоторых компаниях практикуется фото- или видеосъемка транспортных средств и груза. Такая наглядная информация может существенно облегчить процесс согласования результатов приемки с поставщиком или транспортной компанией.

Разгрузка транспортных средств

Разгрузка товара, как правило, производится с применением различных технических средств. Однако практика показывает, что зачастую товары на склад поступают коробами, или, как говорят работники склада, «навалом». Погрузочно-разгрузочные работы при таком способе транспортировки занимают значительное время, однако поскольку вместимость транспортных средств используется максимально эффективно, предприятия часто отказываются от паллетных отправок.

Для того чтобы произвести разгрузку товаров, к примеру, вилочным погрузчиком, короба (упаковки) укладывают на поддоны. Уже на этом этапе можно сформировать грузовые единицы согласно определенным нормам укладки. На этапе регистрации нового товара в базе данных склада, помимо прочих характеристик, определяется, какое количество упаковок может быть уложено на поддон таким образом, чтобы вместимость ячеек склада использовалась оптимально. При разгрузке этого товара коробами (упаковками) производится укладка на поддоны в соответствии с установленными нормами. Данная информация может быть включена в задание на приемку товара или передаваться кладовщику в виде отдельного документа. Использование такого подхода позволяет снизить время на пересчет товара, исключить ошибки при определении количества принимаемого товара, а также упростить работу с грузом на всех последующих складских операциях.

Предварительная приемка - проверка количества и внешнего вида упаковки поступившего товара

Зачастую, так называемая первичная приемка, которая заключается в пересчете грузовых мест и осмотре внешнего вида упаковки, производится одновременно с разгрузкой товаров. После завершения разгрузки, кладовщик, ответственный за приемку, в большинстве случаев уже обладает достаточной информацией для оформления товаросопроводительных документов.

При обнаружении недостачи либо некондиционного товара составляют акт о приемке продукции, в котором указывают номер транспортной накладной и счета-фактуры, количество недостающего/некондиционного товара, его общую стоимость, предполагаемые причины повреждений, лиц, участвующих в приемке, их подписи и дату составления акта. Если одна из сторон не согласна с содержанием акта, ей предоставляется право дополнительно зафиксировать в акте свое мнение. После обнаружения недостачи/повреждениях груза и составления акта необходимо уведомить поставщика о результатах приемки.

Приемка возвратов от клиентов, как правило, осуществляется по алгоритму, аналогичному приемке. Отличие заключается в том, что оприходование и размещение товара на складе рекомендуется проводить только после проведения идентификации товара Специалистом по браку. После приемки такого товара проводится один из видов его обработки:

    Доработка - в случае возможного исправления нарушения качества товара может быть произведен его ремонт, переупаковка, перефасовка и т.п. в зависимости от вида товара

    Возврат поставщику или замена поставщиком

  • Утилизация и списание

Окончательная приемка - проверка количества товара с вскрытием грузовых мест, а также приемка продукции по качеству

В зависимости от условий, зафиксированных в договоре поставки, приемка продукции может осуществляться в два этапа. Окончательный пересчет товаров и приемка по качеству может проводиться уже после оформления товаросопроводительной документации и выезда транспортного средства со склада. Окончательная приемка груза по количеству и качеству осуществляется, как правило, в зоне приемки склада.

Приемка по количеству проводится по массе нетто или по числу товарных единиц в каждом тарном месте. Поступивший товар может проверяться с помощью полной выборки или частичной, с распространением результатов на всю партию. Решение о размере выборки или о возможности приемки товара только по грузовым местам принимается на основании нормативной документации, условий договора с поставщиками, а также на основании оценки надежности и качества обслуживания каждого поставщика. Для проведения такого анализа необходимо накопление информации о качестве услуг постоянных поставщиков: о количестве брака, недостач, пересортицы в поставках. На основании анализа выбранных показателей производится группировка поставщиков. Для каждой из групп затем разрабатывается договорная политика, в том числе, способы приемки товаров и решение вопросов, связанных с расхождениями по количеству и качеству товаров.

В таблице 1. Представлены возможные показатели оценки надежности поставщика и метод их расчета. Чем меньше значение показателей, тем выше качество работы поставщика.

Таблица 1.Оценка надежности поставщика

Показатель

Составляющие

Формула расчета

Частота отказов

К - Количество заказов поставщику

К 0 - Количество заказов, которые не могут быть выполнены полностью (определяется на этапе подачи заявки)

Частота отказов = К 0 /K*100%

Отклонение количества поставленного груза от заявленного

N - Количество товара заказанное за период, тонн/месяц

N 0 - Количество товара фактическое поставленное за период, тонн/месяц

Отклонение по количеству товара в заказе = N 0 /N*100%

Отклонение по качеству поставленного товара

Q - Количество заказанное за период, тонн/месяц

Q 0 - Количество товара поступившее с нарушениями качества, тонн/месяц

Отклонение по количеству товара в заказе = Q 0 /Q*100%

Частота нарушений сроков поставок

Т - Количество заказов поставщику

Т 0 - Количество заказов, выполненные с нарушением срока поставки

Частота нарушений = Т 0 /T*100%


Кроме перечисленных операций, в процессе приемки товаров на склад может выполняться измерение весогабаритных характеристик товаров, маркировка грузовых мест, отдельных упаковок и единиц товара, переупаковка, расфасовка, идентификация комплектов. Целью дополнительных операций является подготовить товар к размещению на складе или немедленной отправке клиенту, сократить время и трудозатраты на все последующие операции. Именно поэтому приемка товаров зачастую является одним из самых длительных и затратных технологических процессов на складе, эффективность которого зависит от четкого планирования, своевременного обмена информацией между подразделениями компании. В свою очередь, в процессе приемки товаров собирается и накапливается информация о товарах, которая затем может быть использована для оптимизации использования складских ресурсов на последующих операциях.

Ольга Каверина, консультант по складской логистике AXELOT

В процессе отгрузки товаров со складов решаются следующие основные задачи:
- формирование и группировка товаров по маршрутам;
- контроль качества упаковки товаров, исключающий случаи их порчи при транспортировке;
- формирование маршрутов движения автотранспорта;
- своевременная отправка товаров покупателям;
- ликвидация излишних простоев автотранспорта под погрузкой;
- контроль за возвратом оборотной тары (если эта категория тары используется);
- оформление всех видов документов.
Работники, выполняющие комплекс операций по отгрузке, принимают упакованные товары с участка комплектации по количеству мест, в соответствии с комплектовочными ведомостями. При этом проверяются количество мест, целость тары и наличие сопроводительной документации.
Далее товары, упакованные в транспортную тару, перемещают с помощью аккумуляторного погрузчика, рокл или грузовых тележек в специальную экспедиционную зону склада, планировка которой должна предусматривать наличие достаточного количества мест для комплектования товаров по маршрутам.
Перед отправкой товаров работники экспедиции проверяют комплектность партии по количеству мест на основе документации на отгрузку.
Автомобильный транспорт при централизованной доставке товаров работает по утвержденным рейсовым графикам, что требует оперативности и быстроты погрузки, которая ускоряется за счет использования средств механизации.
Из экспедиции на рампу товары могут перемещаться с помощью аккумуляторных погрузчиков, тележек с гидравлическим подъемом вил, ручных тележек, возможно также использование ленточных транспортеров, рольгангов.
В кузов автомобиля грузы укладывают с учетом максимального использования его площади, грузоподъемности и расположения грузополучателей на маршруте. Размещение товарных мест по глубине кузова должно соответствовать порядку их выгрузки при движении по маршруту. При этом рекомендуется составлять погрузочный лист, форма которого приведена на рис. 132.
Вопросы для контроля знаний
Номер автомашины
Клиент 1 Клиент 2 Клиент 3
тт [ 1 тт Г I тт 1=
Цвет маркировки Цвет маркировки Цвет маркировки ^
Колво тарных мест ^ ^ Колво тарных мест Колво тарных мест
Дополнительные сведения Дополнительные сведения Дополнительные сведения
Загрузку производил
2. Как определить потребность склада в количестве погрузочноразгрузочных постов?
3. Покажите, как метод Парето может применяться для принятия решения о размещении товаров на складе.
4. Перечислите основные задачи, решаемые в процессе отгрузки товаров со складов.
5. С какой целью составляется погрузочный лист?

Еще по теме Отгрузка товаров со складов:

  1. Использование метода Парето (20/80) для принятия решения о размещении товаров на складе
  2. Задание Определить грузооборот, при котором предприятие одинаково устраивает, иметь ли собственный склад или пользоваться услугами наемного склада (Гбр - “грузооборот безразличия”).


Если заметили ошибку, выделите фрагмент текста и нажмите Ctrl+Enter
ПОДЕЛИТЬСЯ:
Выселение. Приватизация. Перепланировка. Ипотека. ИСЖ