Выселение. Приватизация. Перепланировка. Ипотека. ИСЖ

1. Жилые помещения по договорам социального найма предоставляются гражданам, которые приняты на учет в качестве нуждающихся в жилых помещениях, за исключением установленных настоящим Кодексом случаев.

2. Состоять на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях имеют право указанные в статье 49 настоящего Кодекса категории граждан, которые могут быть признаны нуждающимися в жилых помещениях. Если гражданин имеет право состоять на указанном учете по нескольким основаниям (как малоимущий гражданин и как относящийся к определенной федеральным законом, указом Президента Российской Федерации или законом субъекта Российской Федерации категории), по своему выбору такой гражданин может быть принят на учет по одному из этих оснований или по всем основаниям.

3. Принятие на учет граждан в качестве нуждающихся в жилых помещениях осуществляется органом местного самоуправления (далее — орган, осуществляющий принятие на учет) на основании заявлений данных граждан (далее — заявления о принятии на учет), поданных ими в указанный орган по месту своего жительства либо через многофункциональный центр в соответствии с заключенным ими в установленном Правительством Российской Федерации порядке соглашением о взаимодействии. В случаях и в порядке, которые установлены законодательством, граждане могут подать заявления о принятии на учет не по месту своего жительства. Принятие на указанный учет недееспособных граждан осуществляется на основании заявлений о принятии на учет, поданных их законными представителями.

4. С заявлениями о принятии на учет должны быть представлены документы, подтверждающие право соответствующих граждан состоять на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях, кроме документов, получаемых по межведомственным запросам органом, осуществляющим принятие на учет. Гражданину, подавшему заявление о принятии на учет, выдается расписка в получении от заявителя этих документов с указанием их перечня и даты их получения органом, осуществляющим принятие на учет, а также с указанием перечня документов, которые будут получены по межведомственным запросам. Органом, осуществляющим принятие на учет, самостоятельно запрашиваются документы (их копии или содержащиеся в них сведения), необходимые для принятия гражданина на учет, в органах государственной власти, органах местного самоуправления и подведомственных государственным органам или органам местного самоуправления организациях, в распоряжении которых находятся данные документы (их копии или содержащиеся в них сведения) в соответствии с нормативными правовыми актами Российской Федерации, нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации, муниципальными правовыми актами, если такие документы не были представлены заявителем по собственной инициативе. В случае представления документов через многофункциональный центр расписка выдается указанным многофункциональным центром.

5. Решение о принятии на учет или об отказе в принятии на учет должно быть принято по результатам рассмотрения заявления о принятии на учет и иных представленных или полученных по межведомственным запросам в соответствии с частью 4 настоящей статьи документов органом, осуществляющим принятие на учет, не позднее чем через тридцать рабочих дней со дня представления документов, обязанность по представлению которых возложена на заявителя, в данный орган. В случае представления гражданином заявления о принятии на учет через многофункциональный центр срок принятия решения о принятии на учет или об отказе в принятии на учет исчисляется со дня передачи многофункциональным центром такого заявления в орган, осуществляющий принятие на учет.

6. Орган, осуществляющий принятие на учет, в том числе через многофункциональный центр, не позднее чем через три рабочих дня со дня принятия решения о принятии на учет выдает или направляет гражданину, подавшему соответствующее заявление о принятии на учет, документ, подтверждающий принятие такого решения. В случае представления гражданином заявления о принятии на учет через многофункциональный центр документ, подтверждающий принятие решения, направляется в многофункциональный центр, если иной способ получения не указан заявителем.

7. Порядок ведения органом местного самоуправления учета граждан в качестве нуждающихся в жилых помещениях устанавливается законом соответствующего субъекта Российской Федерации.

Комментарий к Ст. 52 ЖК РФ

1. В социальный наем жилье предоставляется только тем гражданам, которые состоят на учете. Представляет некоторую сложность установление случаев, когда допустимо отступление от этого правила (ч. 1 комментируемой статьи).

Гражданам, не состоящим на учете нуждающихся в жилых помещениях, по договору социального найма могут предоставляться жилые помещения, освободившиеся в коммунальной квартире (см. ч. ч. 1, 2 ст. 59 ЖК и соответствующий комментарий).

Гражданам, которые имеют право получить жилье вне очереди (ч. 2 ст. 57 ЖК), могут предоставляться жилые помещения и в случае, если они не состояли на учете.

2. На учет для получения жилых помещений в социальный наем принимаются нуждающиеся в жилых помещениях:

— малоимущие граждане;

— иные граждане, указанные в законе (федеральном законе, законе субъекта Федерации) или указе Президента РФ.

Учет ведется раздельно по каждой из этих категорий граждан. Если нуждающийся в жилом помещении гражданин является малоимущим и в то же время относится к иной категории граждан, которые в соответствии с законом имеют право получить жилье в социальный наем, то он может встать на учет по одному из этих оснований или по всем основаниям (ч. 2 ст. 52 ЖК).

3. Учет граждан, нуждающихся в жилых помещениях, осуществляется органами местного самоуправления. Причем эти органы ведут как учет малоимущих граждан, нуждающихся в жилье, которым будут предоставляться жилые помещения муниципального жилищного фонда, так и учет других нуждающихся в жилье граждан, которые в соответствии с законом могут получить в социальный наем жилые помещения жилищного фонда Российской Федерации или субъекта Федерации.

Федеральным законом, указом Президента РФ или законом субъекта Федерации может быть предусмотрено, что учет тех граждан, которые не являются малоимущими, но имеют право на жилье жилищного фонда социального использования, осуществляется в ином порядке (не органами местного самоуправления), например органами юридических лиц (по месту работы таких граждан).

4. Учет граждан, нуждающихся в жилых помещениях, осуществляется органами местного самоуправления по месту жительства граждан. Если это допускается законодательством, граждане могут встать на учет и не по месту своего жительства. Так, работникам, высвобождаемым при ликвидации организаций по добыче (переработке) угля, расположенных в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях, имеющим стаж подземной работы не менее 10 лет и достигшим пенсионного возраста, предоставляется жилье по новому месту жительства.
———————————
Несомненно, что немало затруднений вызывает существующий в законодательстве понятийный и терминологический разнобой. Местом жительства гражданина признается место, где гражданин постоянно или преимущественно проживает (п. 1 ст. 20 ГК). В ЖК РФ понятия «место жительства гражданина» и «населенный пункт, в котором проживает гражданин» отождествляются. Между тем территория муниципального образования далеко не всегда ограничивается территорией населенного пункта. Так, муниципальным образованием может быть и сельский район, включающий в себя ряд населенных пунктов. По-видимому, в таких случаях орган местного самоуправления будет вести учет граждан раздельно по различным населенным пунктам, входящим в данное муниципальное образование.

См.: Федеральный закон от 20 июня 1996 г. N 81-ФЗ «О государственном регулировании в области добычи и использования угля, об особенностях социальной защиты работников организаций угольной промышленности» // СЗ РФ. 1996. N 26. Ст. 3033.

Как представляется, и в этих случаях ничего не мешает гражданину состоять на учете по месту жительства и одновременно в органе местного самоуправления по предполагаемому месту жительства.

5. Несовершеннолетних граждан (ими считаются лица, не достигшие возраста 18 лет) в жилищных отношениях по общему правилу представляют их законные представители — родители, опекуны или попечители.
———————————
Исключение из этого правила составляет, например, указание, содержащееся в ч. 1 ст. 111 ЖК РФ, в силу которого членом кооператива может быть гражданин, достигший 16-летнего возраста.

Над малолетними (гражданами, не достигшими возраста 14 лет) устанавливается опека (ст. 32 ГК). Над несовершеннолетними в возрасте от 14 до 18 лет устанавливается попечительство (ст. 33 ГК).

При постановке на учет нуждающихся в жилых помещениях несовершеннолетних граждан от их имени действуют (подают заявление и т.д.) родители, усыновители, опекуны или попечители.

Постановка на учет граждан, ограниченных в дееспособности, осуществляется по заявлению их попечителей.

При постановке на учет граждан, признанных недееспособными, от их имени действуют опекуны.

В большинстве случаев гражданин, обращаясь с заявлением о постановке на учет, действует от собственного имени (и в своих интересах), а также от имени других граждан (членов своей семьи, в том числе несовершеннолетних граждан, граждан, ограниченных в дееспособности или признанных недееспособными).

6. Граждане принимаются на учет на основании их заявлений. Естественно, к заявлению должны прилагаться документы, подтверждающие право состоять на учете, в частности документы, подтверждающие состав семьи, свидетельствующие о том, что граждане, обратившиеся с заявлением, являются малоимущими, подтверждающие их право быть признанными нуждающимися в жилом помещении.

7. С целью максимально обеспечить права граждан в ЖК РФ включено большое число весьма детализированных норм инструктивного характера, в том числе регламентирующих отношения, возникающие по поводу принятия граждан на учет нуждающихся в жилых помещениях. К ним относятся указания о выдаче расписки в получении заявления и прилагаемых к нему документов (с перечнем документов и указанием даты их получения), о том, что должно быть рассмотрено заявление и принято решение в течение 30 рабочих дней, о необходимости извещения гражданина о принятом решении в течение трех рабочих дней.

В случае отказа в принятии на учет соответствующее решение должно быть мотивировано (см. ст. 54 ЖК и комментарий к ней).

8. При установлении порядка ведения учета обычно воспроизводятся нормы ЖК РФ и, кроме того, вводится большое число норм процедурного характера (о ведении книги учета граждан, нуждающихся в жилых помещениях, учетных дел и т.д.) .
———————————
Приказом Минрегиона России от 25 февраля 2005 г. N 18 утверждены Методические рекомендации для субъектов Российской Федерации и органов местного самоуправления по определению порядка ведения органами местного самоуправления учета граждан в качестве нуждающихся в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма, и по предоставлению таким гражданам жилых помещений по договору социального найма.

  • Договор купли-продажи недвижимого имущества (понятие, характеристика, стороны, форма, условия договора). Права на земельный участок при продаже недвижимости. Особенности купли-продажи жилых помещений.
  • 60. Договор дарения. Субъекты, характеристика содержание, форма. Ограничение дарения. Виды.
  • Понятие договора дарения
  • Содержание и исполнение договора дарения
  • Пожертвование
  • 61. Договор ренты: понятие, характеристика, стороны, форма, содержание. Виды договора ренты.
  • Договор постоянной ренты
  • Договор пожизненного содержания с иждивением
  • 44. Пожизненная рента (понятие, стороны). Права и обязанности сторон по договору пожизненной ренты. Расторжение договора пожизненной ренты. Выкуп пожизненной ренты.
  • 62. Договор аренды (имущественного найма): понятие, характеристика, стороны, форма, содержание.
  • 63. Договор социального найма. Субъекты, характеристика. Основания предоставления жилья по договору социального найма. Стороны, характеристика, форма, условия договора.
  • Наем жилых помещений в рф: жилые помещения, предоставляемые по договорам социального найма
  • Категории граждан, которым жилые помещения предоставляются по договорам социального найма
  • Норма предоставления и учетная норма площади жилого помещения
  • Основания признания граждан нуждающимися в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма
  • Учет граждан, нуждающихся в жилых помещениях
  • Основные правила предоставления жилых помещений по договору социального найма
  • Понятие, предмет и форма договора социального найма жилого помещения
  • Содержание договора социального найма жилого помещения
  • Ответственность по договору социального найма жилого помещения
  • Изменение и прекращение договора социального найма жилого помещения
  • Выселение из жилых помещений, предоставленных по договору социального найма
  • 64. Договор коммерческого найма жилого помещения: понятие, характеристика, стороны, форма, содержание.
  • 65. Договор подряда: понятие, характеристика, стороны, форма, содержание.
  • 66. Договор перевозки грузов понятие, стороны, форма, содержание. Перевозочные документы и их правовое значение. Виды договора перевозки грузов. Правовое положение грузополучателя.
  • 67. Договор перевозки пассажира и багажа понятие, характеристика, стороны, форма, права и обязанности сторон. Ответственность перевозчика.
  • 31. Договор перевозки пассажира и багажа.
  • 68. Договоры займа и кредита. Сходство и различие. Субъекты, содержание, форма.
  • § 2. Кредит
  • § 3. Товарный и коммерческий кредит
  • 59. Договор займа. Отличия от кредитного договора.
  • 69. Договор банковского счета: понятие, характеристика, стороны, форма, права и обязанности сторон. Основания и очередность списания денежных средств со счета.
  • 45. Договор банковского счета.
  • 46. Права и обязанности сторон договора банковского счета. Исполнение. Основания и очередность списания ден средств.
  • 47. Расчеты чеками. Понятие чека, его реквизиты. Оплата чека. Передача прав.
  • 70. Договор банковского вклада: понятие, характеристика, стороны, форма, права и обязанности сторон.
  • 44. Договор банковского вклада.
  • 71. Договор хранения. Характеристика Субъекты. Форма. Права и обязанности сторон. Ответственность хранителя.
  • 63. Понятие хранения, отличие от сходных категорий. Договор хранения (понятие, характеристика, стороны, форма). Виды договоров хранения. Существенные и иные условия договора хранения.
  • Существенные и иные условия договора хранения.
  • 33. Права и обязанности сторон по договору хранения. Ответственность сторон за ненадлежащее исполнение договора хранения.
  • 72. Отдельные виды хранения.
  • 65. Хранение ценностей в банке, хранение ценностей в индивидуальном банковском сейфе.
  • 73. Расчеты: понятие, виды.
  • § 2. Расчеты платежными поручениями
  • § 3. Расчеты по аккредитиву
  • § 4. Расчеты по инкассо
  • § 5. Расчеты чеками
  • 74. Договор страхования: понятие, характеристика, стороны, форма, содержание, виды.
  • 36. Договор страхования.
  • 75. Договор комиссии: понятие, характеристика, стороны, форма, содержание
  • 76. Договор простого товарищества: понятие, характеристика, стороны, форма, содержание.
  • 77. Договор доверительного управления имуществом: понятие, характеристика, стороны, форма, содержание Объекты доверительного управления. Ответственность управляющего.
  • 78. Договор коммерческой концессии: понятие, характеристика, стороны, форма, содержание.
  • 81. Ответственность за вред, причиненный несовершеннолетними в возрасте от 14 до 18 лет. Ответственность родителей, лишенных родительских прав, за вред, причиненный несовершеннолетними.
  • 82. Возмещение вреда, причиненного вследствие недостатков товаров, работ или услуг. Основания, сроки возмещения такого вреда. Субъекты обязательства.
  • 84. Моральный вред, понятие, основания компенсации, способы и размер компенсации.
  • 85. Обязательства, возникающие вследствие неосновательного обогащения: понятие, субъекты, основание, содержание. Глава 60. Обязательства вследствие неосновательного обогащения
  • 86. Наследование. Наследственное правоотношение: субъекты, объект, содержание.
  • 87. Открытие наследства и его последствия. Время и место открытия наследства.
  • 88. Завещание. Понятие. Принцип свободы завещания. Тайна завещания. Содержание. Виды.
  • 89. Наследники по закону. Очередность призвания наследников по закону. Наследование нетрудоспособными иждивенцами наследодателя. Право на обязательную долю в наследстве. Размер обязательной доли.
  • 90. Приобретение наследства. Понятие, способы.
  • 91. Ответственность наследников по долгам наследодателя. Защита интересов кредиторов наследодателя. Отказ от наследства. Способы отказа от наследства. Срок для отказа от наследства.
  • 92. Охрана наследства и управление им. Доверительное управление наследственным имуществом.
  • 93. Раздел наследства. Общая собственность наследников. Преимущественные права при разделе наследства.
  • 94. Результаты интеллектуальной деятельности и средства индивидуализации как объекты гражданских прав. Понятие, признаки, виды.
  • 95. Исключительное право. Понятие. Правообладатели. Сроки действия. Распоряжение исключительным правом. Лицензионный договор.
  • 96. Объекты авторского права: понятие, признаки, виды. Произведения, не охраняемые авторским правом.
  • Субъективное авторское право. Личные неимущественные права (авторство, право на имя)
  • Иные личные неимущественные права автора
  • Исключительное право на произведение и другие имущественные права
  • Срок действия авторского права
  • 97. Субъекты авторского права. Соавторство.
  • 98. Случаи свободного использования произведения.
  • 99. Смежные права. Понятие, виды. Правообладатели.
  • Объектами смежных прав являются
  • Право на исполнение
  • Право на фонограмму
  • Право организаций эфирного и кабельного вещания. Право изготовителя базы данных
  • Право публикатора. Свободное использование объектов смежных прав
  • 100. Изобретение: понятие. Условия патентоспособности. Патентные права: виды, общая характеристика.
  • 101. Полезная модель и промышленный образец как объекты патентных прав. Исключительное право. Сроки действия.
  • 102. Право на товарный знак и знак обслуживания. Понятие, виды, срок действия исключительного права.
  • Кодексом случаев.

    2. Состоять на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях имеют право указанные в статье 49 настоящего Кодекса категории граждан, которые могут быть признаны нуждающимися в жилых помещениях. Если гражданин имеет право состоять на указанном учете по нескольким основаниям (как малоимущий гражданин и как относящийся к определенной федеральным законом, указом Президента Российской Федерации или законом субъекта Российской Федерации категории), по своему выбору такой гражданин может быть принят на учет по одному из этих оснований или по всем основаниям.

    3. Принятие на учет граждан в качестве нуждающихся в жилых помещениях осуществляется органом местного самоуправления (далее - орган, осуществляющий принятие на учет) на основании заявлений данных граждан (далее - заявления о принятии на учет), поданных ими в указанный орган по месту своего жительства. В случаях и в порядке, которые установлены законодательством, граждане могут подать заявления о принятии на учет не по месту своего жительства. Принятие на указанный учет недееспособных граждан осуществляется на основании заявлений о принятии на учет, поданных их законными представителями.

    4. С заявлениями о принятии на учет должны быть представлены документы, подтверждающие право соответствующих граждан состоять на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях. Гражданину, подавшему заявление о принятии на учет, выдается расписка в получении этих документов с указанием их перечня и даты их получения органом, осуществляющим принятие на учет.

    5. Решение о принятии на учет или об отказе в принятии на учет должно быть принято по результатам рассмотрения заявления о принятии на учет и иных представленных в соответствии с частью 4 настоящей статьи документов органом, осуществляющим принятие на учет, не позднее чем через тридцать рабочих дней со дня представления указанных документов в данный орган.

    6. Орган, осуществляющий принятие на учет, не позднее чем через три рабочих дня со дня принятия решения о принятии на учет выдает или направляет гражданину, подавшему соответствующее заявление о принятии на учет, документ, подтверждающий принятие такого решения.

    7. Порядок ведения органом местного самоуправления учета граждан в качестве нуждающихся в жилых помещениях устанавливается законом соответствующего субъекта Российской Федерации.

    Статья 53. Последствия намеренного ухудшения гражданами своих жилищных условий

    Граждане, которые с намерением приобретения права состоять на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях совершили действия, в результате которых такие граждане могут быть признаны нуждающимися в жилых помещениях, принимаются на учет в качестве нуждающихся в жилых помещениях не ранее чем через пять лет со дня совершения указанных намеренных действий.

    Статья 54. Отказ в принятии граждан на учет в качестве нуждающихся в жилых помещениях

    1. Отказ в принятии граждан на учет в качестве нуждающихся в жилых помещениях допускается в случае, если:

    1) не представлены предусмотренные частью 4 статьи 52 настоящего Кодекса документы;

    2) представлены документы, которые не подтверждают право соответствующих граждан состоять на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях;

    3) не истек предусмотренный статьей 53 настоящего Кодекса срок.

    2. Решение об отказе в принятии на учет должно содержать основания такого отказа с обязательной ссылкой на нарушения, предусмотренные частью 1 настоящей статьи.

    3. Решение об отказе в принятии на учет выдается или направляется гражданину, подавшему соответствующее заявление о принятии на учет, не позднее чем через три рабочих дня со дня принятия такого решения и может быть обжаловано им в судебном порядке.

    Статья 55. Сохранение за гражданами права состоять на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях

    Право состоять на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях сохраняется за гражданами до получения ими жилых помещений по договорам социального найма или до выявления предусмотренных статьей 56 настоящего Кодекса оснований снятия их с учета.

    Статья 56. Снятие граждан с учета в качестве нуждающихся в жилых помещениях

    1. Граждане снимаются с учета в качестве нуждающихся в жилых помещениях в случае:

    1) подачи ими по месту учета заявления о снятии с учета;

    2) утраты ими оснований, дающих им право на получение жилого помещения по договору социального найма;

    3) их выезда на место жительства в другое муниципальное образование, за исключением случаев изменения места жительства в пределах городов федерального значения Москвы и Санкт-Петербурга;

    4) получения ими в установленном порядке от органа государственной власти или органа местного самоуправления бюджетных средств на приобретение или строительство жилого помещения;

    5) предоставления им в установленном порядке от органа государственной власти или органа местного самоуправления земельного участка для строительства жилого дома;

    6) выявления в представленных ими документах в орган, осуществляющий принятие на учет, сведений, не соответствующих действительности и послуживших основанием принятия на учет, а также неправомерных действий должностных лиц органа, осуществляющего принятие на учет, при решении вопроса о принятии на учет.

    2. Решения о снятии с учета граждан в качестве нуждающихся в жилых помещениях должны быть приняты органом, на основании решений которого такие граждане были приняты на данный учет, не позднее чем в течение тридцати рабочих дней со дня выявления обстоятельств, являющихся основанием принятия таких решений. Решения о снятии с учета граждан в качестве нуждающихся в жилых помещениях должны содержать основания снятия с такого учета с обязательной ссылкой на обстоятельства, предусмотренные частью 1 настоящей статьи. Решения о снятии с учета граждан в качестве нуждающихся в жилых помещениях выдаются или направляются гражданам, в отношении которых приняты такие решения, не позднее чем через три рабочих дня со дня принятия таких решений и могут быть обжалованы указанными гражданами в судебном порядке.

  • СТ 52 ЖК РФ .

    1. Жилые помещения по договорам социального найма предоставляются гражданам, которые
    приняты на учет в качестве нуждающихся в жилых помещениях, за исключением установленных
    настоящим Кодексом случаев.

    2. Состоять на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях имеют право указанные
    в статье 49 настоящего Кодекса категории граждан, которые могут быть признаны нуждающимися
    в жилых помещениях. Если гражданин имеет право состоять на указанном учете по нескольким
    основаниям (как малоимущий гражданин и как относящийся к определенной федеральным законом,
    указом Президента Российской Федерации или законом субъекта Российской Федерации категории),
    по своему выбору такой гражданин может быть принят на учет по одному из этих оснований или
    по всем основаниям.

    3. Принятие на учет граждан в качестве нуждающихся в жилых помещениях осуществляется
    органом местного самоуправления (далее - орган, осуществляющий принятие на учет) на основании
    заявлений данных граждан (далее - заявления о принятии на учет), поданных ими в указанный
    орган по месту своего жительства либо через многофункциональный центр в соответствии с
    заключенным ими в установленном Правительством Российской Федерации порядке соглашением
    о взаимодействии. В случаях и в порядке, которые установлены законодательством, граждане могут
    подать заявления о принятии на учет не по месту своего жительства. Принятие на указанный учет
    недееспособных граждан осуществляется на основании заявлений о принятии на учет, поданных их
    законными представителями.

    4. С заявлениями о принятии на учет должны быть представлены документы,
    подтверждающие право соответствующих граждан состоять на учете в качестве нуждающихся
    в жилых помещениях, кроме документов, получаемых по межведомственным запросам органом,
    осуществляющим принятие на учет. Гражданину, подавшему заявление о принятии на учет,
    выдается расписка в получении от заявителя этих документов с указанием их перечня и даты их
    получения органом, осуществляющим принятие на учет, а также с указанием перечня документов,
    которые будут получены по межведомственным запросам. Органом, осуществляющим принятие
    на учет, самостоятельно запрашиваются документы (их копии или содержащиеся в них сведения),
    необходимые для принятия гражданина на учет, в органах государственной власти, органах
    местного самоуправления и подведомственных государственным органам или органам местного
    самоуправления организациях, в распоряжении которых находятся данные документы (их копии
    или содержащиеся в них сведения) в соответствии с нормативными правовыми актами Российской
    Федерации, нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации, муниципальными правовыми актами, если такие документы не были представлены заявителем по собственной
    инициативе. В случае представления документов через многофункциональный центр расписка
    выдается указанным многофункциональным центром.

    5. Решение о принятии на учет или об отказе в принятии на учет должно быть принято по
    результатам рассмотрения заявления о принятии на учет и иных представленных или полученных
    по межведомственным запросам в соответствии с частью 4 настоящей статьи документов
    органом, осуществляющим принятие на учет, не позднее чем через тридцать рабочих дней со
    дня представления документов, обязанность по представлению которых возложена на заявителя,
    в данный орган. В случае представления гражданином заявления о принятии на учет через
    многофункциональный центр срок принятия решения о принятии на учет или об отказе в принятии
    на учет исчисляется со дня передачи многофункциональным центром такого заявления в орган,
    осуществляющий принятие на учет.

    6. Орган, осуществляющий принятие на учет, в том числе через многофункциональный
    центр, не позднее чем через три рабочих дня со дня принятия решения о принятии на учет выдает
    или направляет гражданину, подавшему соответствующее заявление о принятии на учет, документ,
    подтверждающий принятие такого решения. В случае представления гражданином заявления
    о принятии на учет через многофункциональный центр документ, подтверждающий принятие
    решения, направляется в многофункциональный центр, если иной способ получения не указан
    заявителем.

    7. Порядок ведения органом местного самоуправления учета граждан в качестве
    нуждающихся в жилых помещениях устанавливается законом соответствующего субъекта
    Российской Федерации.

    Комментарий к Ст. 52 Жилищного кодекса РФ

    1. Жилые помещения по договорам социального найма предоставляются гражданам, принятым на учет в качестве нуждающихся в жилых помещениях, за исключением случаев, установленных Кодексом. В частности, в случаях временного поселения вынужденных переселенцев и лиц, признанных беженцами (ст. 97 Кодекса), социальной защиты отдельных категорий граждан (ст. 98 Кодекса).

    2. Состоять на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях имеют право малоимущие граждане, если они признаны таковыми органом местного самоуправления с учетом дохода, приходящегося на каждого члена семьи, и стоимости имущества, находящегося в собственности членов семьи и подлежащего налогообложению (ч. 2 ст. 49 Кодекса).

    Если гражданин имеет право состоять на учете по нескольким основаниям (как малоимущий гражданин и как относящийся к определенной федеральным законом или законом субъекта Российской Федерации категории, в частности, дополнительно как гражданин, жилое помещение которого признано в установленном порядке не пригодным для проживания (ст. 57 Кодекса)), по своему выбору он может быть принят на учет по одному из этих оснований или по всем основаниям.

    3. Принятие на учет граждан в качестве нуждающихся в жилых помещениях возложено на орган местного самоуправления на основании заявлений, поданных гражданами в указанный орган по месту своего жительства. В случаях и в порядке, предусмотренных законодательством, граждане могут обращаться с заявлением о принятии на учет и не по месту своего жительства (по месту своей работы). Учет недееспособных граждан, нуждающихся в жилье, ведется на основании заявлений о принятии на учет, поданных их родителями, иными законными представителями.

    4. К заявлению о принятии на учет должны быть приложены следующие документы:

    Решение местной администрации о признании лица (лиц) малоимущим;

    Выписка из домой книги;

    Копия финансового лицевого счета;

    Справка из бюро технической инвентаризации (относительно состояния и регистрации жилой площади);

    Справка из учреждений здравоохранения (о болезни, дающей право на льготное обеспечение жильем) и др.

    Заявление с приложенными документами должно регистрироваться в Книге регистрации заявлений граждан о принятии на учет нуждающихся в улучшении жилищных условий (в отделах учета и распределения жилья местных администраций).

    Гражданину, подавшему заявление о принятии на учет, выдается расписка о получении документов с указанием их перечня и даты поступления.

    5. Решение о принятии на учет или об отказе в принятии на учет должно быть принято по результатам рассмотрения заявления о принятии на учет и иных документов органом местного самоуправления, осуществляющим принятие на учет, не позднее чем через 30 рабочих дней со дня представления указанных документов в данный орган.

    6. Орган, осуществляющий принятие на учет, не позднее чем через три рабочих дня со дня принятия решения о принятии на учет или об отказе в принятии на учет выдает или направляет гражданину по почте соответствующий документ о принятии или об отказе. При принятии на учет официально должна быть установлена очередность предоставления жилья с учетом льгот, предусмотренных жилищным законодательством (ст. 57 Кодекса).

    Гражданин, не согласный с решением органа местного самоуправления об отказе ему в принятии на учет, вправе обратиться с жалобой в суд на основании Закона Российской Федерации от 27 апреля 1993 г. "Об обжаловании в суд действий и решений, нарушающих права и свободы граждан" (с изм. от 14 декабря 1995 г.).

    Ответственность государственного служащего, работника органа самоуправления наступает в связи с недобросовестными действиями по признанию, соблюдению и защите прав и свобод человека и гражданина в соответствии с положениями Закона "Об основах государственной службы Российской Федерации".

    Действие этого Закона распространяется также на муниципальных служащих в случае приравнивания их федеральным законодательством к государственным служащим.

    7. Учет граждан, нуждающихся в обеспечении жильем, ведется на основе закона субъекта Российской Федерации, принятого в соответствии с положениями Кодекса.

    Состоять на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях имеют право граждане, которые признаны нуждающимися в жилых помещениях. Если гражданин имеет право состоять на указанном учете по нескольким основаниям (как малоимущий гражданин и как относящийся к определенной категории), по своему выбору такой гражданин может быть принят на учет по одному из этих оснований или по всем основаниям.

    Согласно Федеральному закону от 29 декабря 2004 г. № 189-ФЗ «О введении в действие Жилищного кодекса Российской Федерации» (с посл. изм. и доп.) граждане, состоящие на учете в соответствии с законом, проживающие в служебных жилых помещениях и жилых помещениях в общежитиях, предоставленных им до 1 марта 2005 г., не могут быть выселены без предоставления других жилых помещений, если их выселение не допускалось ранее на основании закона.

    Обязательным условием для принятия на учет граждан, нуждающихся в улучшении жилищных условий, и предоставления им жилых помещений является постоянное проживание в данном населенном пункте.

    Принятие на учет граждан в качестве нуждающихся в жилых помещениях осуществляется органом местного самоуправления на основании заявлений и документов, подтверждающих право соответствующих граждан состоять на таком учете, поданных в указанный орган по месту жительства. Принятие на указанный учет недееспособных граждан осуществляется на основании заявлений о принятии на учет, поданных их законными представителями.

    Решение о принятии на учет или об отказе должно быть принято не позднее чем через 30 рабочих дней со дня представления документов в соответствующий орган, не позднее, чем через 3 дня после этого, выдается документ, подтверждающий данное решение.

    Граждане, которые с намерением приобретения права состоять на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях совершили действия, в результате которых они могут быть признаны таковыми, принимаются на учет в качестве нуждающихся в жилых помещениях не ранее чем через 5 лет со дня совершения указанных намеренных действий.

    Основания признания граждан нуждающимися в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма определены ст. 51 ЖК РФ. Гражданами, нуждающимися в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма, признаются:

    Не являющиеся нанимателями жилых помещений по договорам социального найма или членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственниками жилых помещений или членами семьи собственника жилого помещения;

    Являющиеся нанимателями жилых помещений по договорам социального найма или членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственниками жилых помещений или членами семьи собственника жилого помещения и обеспеченные общей площадью жилого помещения на 1 члена семьи менее учетной нормы;

    Проживающие в помещении, не отвечающем установленным для жилых помещений требованиям;

    Являющиеся нанимателями жилых помещений по договорам социального найма, членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма или собственниками жилых помещений, членами семьи собственника жилого помещения, проживающими в квартире, занятой несколькими семьями, если в составе семьи имеется больной, страдающий тяжелой формой хронического заболевания, при которой совместное проживание с ним в одной квартире невозможно, и не имеющими иного жилого помещения, занимаемого по договору социального найма или принадлежащего на праве собственности. Перечень соответствующих заболеваний устанавливается Правительством РФ.



    Если заметили ошибку, выделите фрагмент текста и нажмите Ctrl+Enter
    ПОДЕЛИТЬСЯ:
    Выселение. Приватизация. Перепланировка. Ипотека. ИСЖ