С появлением системного градостроительства, огромное внимание отводилось вопросам противопожарной безопасности, ведь пожар значительно проще уничтожить в зародыше, чем после его распространения, не говоря уже о нанесённом ущербе.
По этой причине во время планирования строительства принимаются во внимание высота пожарной машины, в соответствии с которой соблюдается и высота проезда для пожарных машин, а также обеспечивается их беспрепятственный подъезд к зданию.
В первом случае имеется ввиду возможность сквозного движения специализированной техники через конкретную зону, а во втором — возможность приблизиться к объекту. Оба момента призваны обеспечить доступ сотрудников МЧС и их оборудования к зданиям, в которых обнаружено возгорание.
Согласно СНиП 2.07.01-89 существующие нормы противопожарной безопасности обязаны обеспечить беспрепятственный подъезд пожарных машин к зданию, а также свободный доступ команды МЧС в каждое помещение с автоподъёмников или со спецлестниц.
Подобная формулировка налагает особые требования к обустройству пожарных арок или проездов, которые должны соответствовать заданным стандартам. Здесь следует уточнить, что пожарным проездом называется разрыв конструкции или расстояние между постройками, которое обеспечивает свободный проезд пожарной спецтехники в любой чрезвычайной ситуации. Кроме того, он предотвращает распространение огня на соседние здания.
Технический регламент, действующий в Российской Федерации и утверждающий требования к пожарной безопасности, гласит, что:
При этом в поселениях и/или районах исторической застройки регламентом разрешается оставлять параметры существующих проездов без изменений. Помимо вышеуказанного случая, ширина проезда может не соответствовать нормам, если:
Расстояния между хозяйственными постройками регламентом не нормируются, а степень огнестойкости присваиваются согласно ГОСТ 30247.
Пожарный проезд, а правильнее сказать разрыв, это расстояние между соседними зданиями или сооружениями, обеспечивающее проезд пожарной техники в чрезвычайной ситуации. Федеральное законодательство предъявляет к ним достаточно жесткие требования. Разрывы между строениями устраиваются также для предотвращения распространения огня, чтобы во время пожара в одном здании пламя не переходило на соседние.
Величина разрыва регламентируется СНиП и зависит от степени огнестойкости построек (ширина варьируется от 6 до 15 метров). Там же указаны способы повышения огнестойкости зданий в случаях, когда величина просвета не достаточная. Для более точного определения безопасного расстояния между сооружениями составлены специальные таблицы.
Во время разработки плана застройки проектировщик руководствуется не только противопожарными требованиями, но и санитарными нормами, и технико-экономическими показателями. Добиться баланса между этими параметрами - основная задача инженера. Увеличивая плотность застройки и уменьшая величину разрывов, можно получить существенную экономическую выгоду, но ухудшить санитарные условия. А в случае пожара проезд для пожарной машины может оказаться слишком узким.
Величина разрыва измеряется как расстояние между наружными стенами сооружений или их выступающими частями, если величина выступа превышает 1 м.
Уменьшение величины разрыва возможно при использовании в строительстве негорючих и трудногорючих материалов. Наличие автоматических систем тушения пожара также уменьшает риск распространения огня.
Ширина проезда может отличается от нормы в следующих случаях:
Соблюдение норм и правил пожарной безопасности, среди которых величина просветов вокруг зданий является одной из основополагающих, важно не только для сохранности имущества. Это важно в первую очередь для жизни и здоровья людей.
Для обеспечения безопасности жильцов многоквартирных, а в больших городах, мегаполисах, таких как Москва с Санкт-Петербургом, еще и высотных домах; работников, сотрудников предприятий/организаций, многочисленных посетителей, находящихся в многоэтажных зданиях общественного назначения – офисных, торговых, деловых, развлекательных, административных центрах, возможность беспрепятственного подъезда к ним спецтехники пожарных подразделений МЧС России крайне востребована.
В зависимости от конкретной ситуации, не менее важна, буквально жизненно необходима, как и правильно организованная, технически обеспеченная автоматическими системами оповещения безопасная , , или , исправность, укомплектованность ПК, и .
Свободные пути следования людей – не загроможденные старой мебелью, грудами ненужной документации коридоры, лестничные клетки запасных выходов, незакрытые на навесные/врезные замки двери; ключи от которых имеются неизвестно где.
Знак “Пожарный проезд”
Говоря о многоквартирных, высотных домах, многоэтажных общественных зданиях, не следует забывать и о частном жилом секторе как в черте крупных населенных пунктов, так за городом в многочисленных поселках.
Особенно в дачных кооперативах, садово-огородных товариществах, в деревнях, районных центрах, где наличие подъезда к зданиям, строениям частных дворов для специальной автотехники, стоящей на вооружении подразделений МЧС России; а также ширина пожарного проезда в условиях, как правило, стесненной, часто хаотичной, самовольной застройки; не менее важны, чем наличие противопожарных разрывов, уберегающих собственников от быстрого, а при наличии сильных порывов ветра стремительного, зачастую ураганного распространения огня по всей территории населенного пункта, дачного поселка.
Сказать, что проблема эта нова, нельзя. Ведь еще со времен Петра Великого и до сего, вроде бы просвещенного, времени; существующие на текущий исторический период органы власти с переменным успехом, чаще крепким кнутом, чем мягким пряником, вразумляют владельцев недвижимого имущества о необходимости строиться, соблюдая , обеспечивая пожарный проезд.
Ведь он нужен не только для возможности в любое время суток спецтехнике подразделений МЧС России вплотную добраться до зданий, строений для подачи стволов на тушение, организации немедленной разведки сложившейся обстановки, экстренной эвакуации людей.
Проезд для пожарной машины, а под этим обобщенным названием понимается вся спецтехника, предназначенная как для непосредственного тушения, его технического обеспечения – связи, освещения, управления, насосных станций для перекачки воды в случае необходимости; так и аварийно-спасательной техники для безопасной высотной эвакуации людей с этажей горящего, задымленного здания, будь то жилой многоквартирный дом или офисный центр – механических лестниц, коленчатых/телескопических подъемников на базе автомобилей, необходим:
Надо сказать, что проблемы нормального, свободного проезда пожарных автомобилей в большей степени касаются жилой и общественно-административной застройки любых постоянно или сезонно населенных пунктов – от мегаполисов до дачных поселков.
На территории промышленных предприятий, где в большинстве случаев по-прежнему установлено единоначалие и жесткая структура управления от директора до начальника смены, бригадира, старшего оператора, имеются так или иначе ответственные, часто материально, лица; там ситуация с содержанием пожарных проездов и подъездов к зданиям цехов, складов, технологических установок, заложенных, созданных по плану, обстоит вполне нормально. Их не застраивают, не перегораживают, чаще всего даже не захламляют, что не может не радовать.
Казенная, уже не вызывающее должного эффекта, фраза о том, что требования безопасности, в том числе пожарной, образно говоря, написаны кровью самих жертв, не выполнявших, не соблюдавших их случайно или из-за халатности, безалаберного, наплевательского отношения к любым ограничениям собственного «Я»; в данном случае неприменима к большинству ситуаций, связанных с пожарным проездом к горящим зданиям, сооружениям.
Как правило, когда пожарные подразделения не могут выполнять свои обязанности по установке автомобилей на гидранты, развертывать необходимые действия по экстренной эвакуации людей из окон здания, заполненного ядовитыми продуктами процесса горения, в котором находится очаг огня, и продолжается его стремительное распространение, то виноваты в этом обычно другие люди:
Раньше необходимость обеспечения проходов, проездов к зданиям/сооружениям, строениям в части обеспечения ПБ регламентировала ст. 67 Многие специалисты, считающие себя экспертами пожарного дела с настойчивостью, достойной лучшего применения, продолжают цитировать ее требования. Но, вот в чем проблема – данная статья «Технического регламента о требованиях ПБ» отменена еще с 12.07.2012. Вот такой казус случился.
К счастью, хоть в ст. 90 этого же закона, регламентирующей обеспечение деятельности подразделений МЧС, осталось пусть и декларативное упоминание о том, что для зданий/сооружений обязано быть обеспечено устройство:
Правда, остался не отмененным давнишний, переживший даже перестройку, СНиП 2.07.01-89*, знакомый всем сотрудникам пожарной охраны, занимающимся нормативно-технической деятельностью, а также проектировщикам. В 2010 году, видимо, за заслуги в деле обеспечения ПБ, его еще назвали , оставив практически в неизменном виде. Поэтому до 2013 года он один и мог выдвигать требования по обеспечению пожарных проездов к зданиям/сооружениям в застройке городских и сельских поселений.
В стороне не остались лишь власти столицы, знающие о проблемах в застройке, где с 1999 года такие требования существуют в МГСН 1.01-99, также известным как ТСН 30-304-2000 г. Москвы, регламентирующий нормы/правила проектирования планировки/застройки.
Лишь в 2013 году появился новый документ, устанавливающий жесткие комплексные требования к ограничению распространению пожара на любых защищаемых объектах. Это , в нем в главе 8 весьма подробно изложены требования того, как должен быть спроектирован, устроен проезд пожарной техники к зданиям на стадии проектирования, строительства, а также реконструкции.
В частности, он должен быть обеспечен:
А также четко определена минимальная необходимая ширина пожарного проезда в зависимости от высоты здания, сооружения:
Не забыты и традиционные нарушители требований обязательного наличия пожарного проезда. Так, на территории любого загородного поселка, объединяющего любителей работы в огороде, саду или отдыха на даче, ширина всех (!) улиц обязана быть не меньше 7 м, а проездов – 3,5 м; что позволит пожарным подразделениям беспрепятственно и быстро добраться до любого дома, строения на каждом участке, приступить к тушению.
Все правила, требования и нормы относительно пожарных проездов регламентирует ФЗ №123, поскольку предотвращение пожаров на промышленных объектах и в инфраструктуре населенных пунктов является одной из главных задач. Важными средствами тушения возгораний являются пожарные машины, для которых необходимо обеспечить беспрепятственный и оперативный проезд на территории и рабочую площадку для дислокации у зданий. Эти участки автомагистралей не должны быть загроможденными, на них запрещается парковаться другим транспортным средствам.
ФЗ №123 был отредактирован в 2017 году, после этого для транспортных маршрутов автотранспорта пожарников предусмотрены следующие критерии:
На заметку! В тупиковых дворах необходимо предусмотреть возможность для маневрирования спецтехники создание площадки, размерами 15х15 метров. При необходимости рядом с подъездными маршрутами устраиваются гидранты с возможность подключения к спецтехнике.
Уже на этапе разработки проекта строительства должны решаться вопросы противопожарной безопасности. Целью расчетов должна быть возможность предотвращения пожаров на ранней стадии. В плане строительства должны быть спроектированы пожарные проезды по всем нормам ширины и расстояния. Так, чтобы автомобили МЧС могли остановиться непосредственно у очага возгорания для незамедлительного устранения пламени. Кроме Федерального Закона №123 необходимо руководствоваться СП-42.13330-2011 и СП-4.13130-2013.
На удобство прибытия противопожарной спецтехники в первую очередь влияет ширина пожарного проезда. Этот параметр рассчитывается в зависимости от количества этажей объекта, поскольку, чем выше здание, тем больше единиц специальной техники необходимо для тушения пожара. Поэтому, чем выше сооружение, тем шире должна быть дорога. Если в подъезды включаются пешеходные тротуары, но они должны обустраиваться искусственным покрытием, выдерживающим массу автотранспорта из расчета 16 тон на ось.
Важно! На расстоянии от поверхности земли 4,25 метра не должно быть препятствий для свободного движения, так чтобы пожарная машина свободно прошла по высоте. То есть ветки деревьев и воздушные электрические линии должны располагаться выше и в стороне.
Площадки для спецтехники технических аварийных служб и проезды для пожарной машины во всю ширину должны быть покрыты разметкой, а бордюрные пути – светоотражающей краской красного цвета. Уклон дороги – не более 6 градусов. При необходимости поворотов на пути, их обустраивают под углом не более 12 градусов. Платформа для разворотов обрабатывается антисептическим средством полностью, и обустраивается сливными отверстиями для стока излишков воды. Если на обустраиваемой территории имеются закругления, они отмечаются криволинейными бортовыми камнями.
Следует понимать. На конкретной территории толщина искусственного покрытия рассчитывается индивидуально, исходя из качества материалов, результатов гидрогеологических исследований, особенностей эксплуатации и потенциальных нагрузок.
Для социальных объектов – образовательных заведений и учреждений здравоохранения необходимо обустраивать пожарный проезд вне зависимости от общих требований и норм по габаритам сооружения – с двух сторон.
В районах городов, где располагается историческая застройка, необходимо максимальное сохранение существующих объектов. Поэтому для таких кварталов предусмотрены исключения:
Совет! Важно не только обустроить территорию, согласно нормативам и требованиям, но и в процессе эксплуатации следить за состоянием зон: регулярно красить, освобождать от частных транспортных средств и т.д.
Противопожарная спецтехника предназначена не только для непосредственного тушения пожаров. По сути, это мобильные центры технического обеспечения чрезвычайных ситуаций. На них установлено оборудование для связи, осветительные приборы, насосные станции, механические и автоматические средства для спасения людей. Несмотря на то, что мобильные центры характеризуются большими возможностями для ЧС, для них необходимы и другие ресурсы:
Противопожарная безопасность становится с каждым годом все более насущной проблемой, поэтому целесообразно профессионально прорабатывать все участки жилых массивов, территорий предприятий, садовых кооперативов, строительных площадок и других зон. Правильная организация подъездных маршрутов, соответствие нормам, действующим в РФ, поддержание маршрутов в подготовленном состоянии является гарантией оперативного прибытия на пожар специалистов-пожарных, устранения возгорания, сохранность имущества и человеческих жизней.
Имеется 9-этажное здание гостиницы длиной 61,2 м, шириной 16,2 м, высотой 27,3 м. К одному из торцов здания гостиницы пристроена одноэтажная котельная 5,4х8,4 м и лестница 3-го типа для эвакуации со 2 этажа. Параллельно данному торцу, на расстоянии 9,6 м, имеется железобетонная подпорная стенка высотой 3 м. Расстояние между подпорной стенкой и пристроенной котельной составляет: 9,6 - 5,4 = 4,2 м. Возможно ли соединить пожарные проезды, расположенные с двух продольных сторон здания участком дороги шириной 4,2 м, проложенным вплотную к пристроенной котельной и подпорной стенке, чтобы пожарные проезды не были тупиковыми? Данный участок дороги будет использоваться не для работы пожарной техники, а только для ее проезда.
В соответствии со ст.90 Федерального закона от 22 июля 2008 года N 123-ФЗ "Технический регламент о требованиях пожарной безопасности" (ред. от 23.06.2014) для зданий и сооружений должно быть обеспечено устройство пожарных проездов и подъездных путей к зданиям и сооружениям для пожарной техники, специальных или совмещенных с функциональными проездами и подъездами.
Требования пожарной безопасности к проходам, проездам и подъездам к зданиям и сооружениям установлены также СП 4.13130.2013 "Системы противопожарной защиты. Ограничение распространения пожара на объектах защиты. Требования к объемно-планировочным и конструктивным решениям" (ред. от 18.07.2013), в том числе разделом 8 СП 4.13130.2013 (Проходы, проезды и подъезды к зданиям и сооружениям).
В соответствии со ст.32 Федерального закона от 22 июля 2008 года N 123-ФЗ здания гостиниц относятся к классу Ф1.2 по функциональной пожарной опасности.
В соответствии с п.8.1 СП 4.13130.2013 подъезд пожарных автомобилей должен быть обеспечен с двух продольных сторон - к зданиям классов функциональной пожарной опасности Ф1.2 высотой 18 и более метров.
В случае если данные проезды являются тупиковыми, то данные тупиковые проезды должны заканчиваться площадками для разворота пожарной техники размером не менее чем 15 x 15 метров. Максимальная протяженность тупикового проезда не должна превышать 150 метров (п.8.13 СП 4.13130.2013). Пунктом 8.6. СП 4.13130.2013 ширина проездов для пожарной техники в зависимости от высоты зданий или сооружений должна составлять не менее:
Пунктом 8.8. СП 4.13130.2013 установлены требования к расстояниям от внутреннего края проезда до стены здания или сооружения:
В вашем случае участок дороги шириной 4,2 м., соединяющий пожарные подъезды (проезды) с двух продольных сторон здания, обеспечивает круговой проезд пожарной техники и исключает необходимость устройства площадок для разворота пожарной техники.
При этом к данному участку дороги не применяются п.8.6, п.8.8 СП 4.13130.2013.
Также необходимо учитывать, что в соответствии с п.8.9 СП 4.13130.2013 конструкция дорожной одежды проездов для пожарной техники должна быть рассчитана на нагрузку от пожарных автомобилей.
Ширина дороги 4,2 метра обеспечивает проезд пожарных автомобилей, в том числе автолестниц и автоподъемников пожарных (основание: п.8.11 СП 4.13130.2013, ч.6 ст.98 Федерального закона от 22 июля 2008 года N 123-ФЗ, ГОСТ Р 52284-2004 "Автолестницы пожарные. Общие технические требования. Методы испытаний", ГОСТ Р 53329-2009 "Техника пожарная. Автоподъемники пожарные. Общие технические требования. Методы испытаний").