Выселение. Приватизация. Перепланировка. Ипотека. ИСЖ

Одной методикой определения нормативных затрат стало больше (Желонкина М.Н.)

Дата размещения статьи: 30.03.2016

Методика определения нормативных затрат на оказание государственных услуг по реализации образовательных программ среднего профессионального образования по профессиям (специальностям) и укрупненным группам профессий (специальностей) утверждена Минобрнауки России от 27.11.2015 N АП-114/18вн (далее - Образовательные программы и Методика соответственно).

Новому порядку - новые методики

Для федеральных учреждений с 1 января 2016 г. действует утвержденный Постановлением Правительства РФ от 26.06.2015 N 640 порядок (далее - Порядок N 640), который:
- изменил формирование объема финансового обеспечения выполнения государственного задания с учетом общих требований к нормированию в сфере оказания государственных услуг;
- уточнил порядок формирования плана финансово-хозяйственной деятельности учреждения.
За исключением отдельных положений, которые начнут применяться постепенно, на протяжении 2017 - 2019 гг., Порядок N 640 начал применяться уже в 2015 г. при формировании государственного задания на 2016 г. Аналогичные изменения произошли и в нормативно-правовых документах для учреждений субъектов РФ и муниципальных учреждений.
Методики определения нормативных затрат на оказание государственных услуг, в том числе в сфере образования, разрабатываются во исполнение не только Порядка N 640, но и общих требований к определению нормативных затрат на оказание государственных (муниципальных) услуг (п. 1 Методики). Указанные Требования утверждены Приказом Минобрнауки России от 22.09.2015 N 1040.
Применение Методики обеспечит федеральным государственным бюджетным и автономным учреждениям, подведомственным Минобрнауки России (далее - учреждения), переход к нормативно-подушевому финансированию образовательных программ в отношении контингента, принятого на обучение по итогам проведения министерством конкурса по распределению контрольных цифр приема:
- по профессиям и специальностям;
- по укрупненным группам профессий и специальностей.
Такое распределение проводилось в целях обучения по образовательным программам за счет бюджетных ассигнований федерального бюджета (далее - конкурс) в соответствии с Правилами, утвержденными Постановлением Правительства РФ от 27.03.2015 N 285.

Случаи применения Методики и понятийный аппарат

Приказом Минфина России от 16.06.2014 N 49н утвержден Перечень видов деятельности, по которым формируются базовые (отраслевые) перечни государственных (муниципальных) услуг и работ (далее - базовые перечни). Формирование таких перечней проводят федеральные органы исполнительной власти, осуществляющие в установленных сферах деятельности функции:
- по выработке государственной политики;
- по нормативно-правовому регулированию.
В частности, реализация образовательных программ, оказываемых учреждениями в качестве основных видов деятельности, включена в базовый перечень по виду деятельности "Образование и наука". Таким образом, к указанной реализации необходимо применять положения Методики, в том числе при определении нормативных затрат на оказание государственных услуг по программам подготовки:


Для целей Методики используется следующий ряд специфических показателей. В отношении к профессиям и специальностям (укрупненных групп профессий и специальностей) применяются:
- базовые нормативы затрат (минимальные значения нормативов затрат на оказание единицы государственной услуги при очной форме обучения);
- стоимостная группа профессий и специальностей (объединяет те профессии и специальности (укрупненные группы профессий и специальностей), по которым устанавливаются одинаковые базовые нормативы затраты);
- составляющие базовых нормативов затрат (направления расходов, входящие в состав базовых нормативов затрат на оказание государственных услуг);
- корректирующие коэффициенты (применяются к отдельным составляющим базовых нормативов затрат в целях определения нормативных затрат на оказание государственных услуг, отражают территориальные и отраслевые особенности реализации).
Указанные показатели формируются Минобрнауки России одновременно с объявлением конкурса и учетом:
- специфики реализации образовательных программ и требований к условиям их реализации, закрепленных федеральными государственными образовательными стандартами, разработанными в соответствии с Постановлением Правительства РФ от 05.08.2013 N 661;
- приоритетов государственной политики, в том числе с учетом требований абз. 9 пп. "а" п. 1 Указа Президента РФ от 07.05.2012 N 599 "О мерах по реализации государственной политики в области образования и науки" (далее - Указ N 599);
- объема бюджетных ассигнований, предусмотренных в федеральном бюджете на указанные цели.
Результат вышеуказанной работы составляет три группы показателей:
1) перечень и состав стоимостных групп профессий и специальностей;
2) итоговые значения и величина составляющих базовых нормативов затрат;
3) корректирующие коэффициенты и порядок их применения, если иное не предусмотрено законодательством РФ.
В соответствии с п. п. 25 и 26 Порядка N 640 Минобрнауки России не позднее 1 июля текущего финансового года утверждает значения корректирующих коэффициентов и порядок их применения, в том числе:
- территориальные корректирующие коэффициенты;
- корректирующие коэффициенты, учитывающие целевой уровень заработной платы педагогических работников образовательных организаций в регионе согласно абз. 6 пп. "а" п. 1 Указа Президента РФ от 07.05.2012 N 597 "О мероприятиях по реализации государственной социальной политики";
- корректирующие коэффициенты, учитывающие государственное регулирование цен (тарифов) на коммунальные услуги, а также затраты на содержание недвижимого имущества.
В таком же порядке должны быть утверждены и отраслевые корректирующие коэффициенты, отражающие:
- особенности реализации государственной услуги в отношении студентов, являющихся инвалидами (детьми-инвалидами) студентов с ограниченными возможностями здоровья;
- специфику организации образовательного процесса в специализированных учреждениях по работе со студентами, являющимися инвалидами (детьми-инвалидами);
- формы обучения (очно-заочная, заочная), формы реализации образовательных программ (сетевая), технологии обучения, например дистанционные образовательные технологии, электронное обучение (коэффициенты применяются при указании соответствующих характеристик образовательных программ в государственном задании на оказание государственных услуг или выполнение работ);
- специфику реализации образовательных программ, в том числе с учетом требований абз. 9 пп. "а" п. 1 Указа Президента РФ от 07.05.2012 N 599 "О мерах по реализации государственной политики в области образования и науки".
При формировании обоснований бюджетных ассигнований федерального бюджета на очередной финансовый год и плановый период Минобрнауки России при необходимости уточняет значения базовых нормативов затрат и корректирующих коэффициентов, если иное не предусмотрено законодательством Российской Федерации. Об этом сказано в п. 5 Методики.

Формирование базовых нормативов затрат

Согласно п. 6 Методики базовые нормативы затрат включают в себя две группы затрат на оказание государственной услуги.

Первая группа. Затраты, непосредственно связанные с оказанием государственной услуги

В составе затрат, непосредственно связанных с оказанием государственной услуги, учитываются составляющие, перечисленные в пп. 7.1 - 7.3 п. 7 Методики. Прежде всего, это оплата труда. В начисления на выплаты по оплате труда педагогических работников (других работников) образовательной организации, непосредственно связанных с оказанием государственной услуги (в случаях, установленных федеральными государственными образовательными стандартами), включены страховые взносы во внебюджетные фонды:
- в Пенсионный фонд России;
- в Фонд социального страхования РФ;
- в Федеральный фонд обязательного медицинского страхования;
- на обязательное социальное страхование от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний -
в соответствии с трудовым законодательством и иными нормативными правовыми актами, содержащими нормы трудового права.
Еще одна составляющая - затраты на приобретение:
- материальных запасов;
- особо ценного движимого имущества (далее - ОЦДИ), потребляемого (используемого) в процессе оказания государственной услуги, с учетом срока полезного использования (в том числе затраты на арендные платежи).
Иные затраты, непосредственно связанные с оказанием государственной услуги, включают в себя приобретение непосредственно связанных с оказанием соответствующей государственной услуги:
- учебной литературы;
- периодических изданий;
- издательских и полиграфических услуг;
- электронных изданий.
Также к иным относятся затраты на приобретение транспортных услуг, в том числе на проезд:
- педагогических работников до места прохождения повышения квалификации и обратно;
- обучающихся, проходящих практику, и сопровождающих их работников образовательной организации до места прохождения практики и обратно.
Еще две группы иных затрат связаны:
- с организацией учебной и производственной практики, включая затраты на проживание и оплату суточных для обучающихся, проходящих практику, и сопровождающих их работников образовательной организации, за исключением затрат, отнесенных к приобретению транспортных услуг;
- с повышением квалификации педагогических работников, в том числе затраты на наем жилого помещения и дополнительные расходы, связанные с проживанием вне места постоянного жительства (суточные) педагогических работников на время повышения квалификации, за исключением затрат на приобретение транспортных услуг.

Вторая группа. Общехозяйственные нужды

Согласно п. 8 Методики в составе затрат на общехозяйственные нужды учитываются затраты на коммунальные услуги, в том числе затраты:
- на холодное (горячее) водоснабжение и водоотведение;
- теплоснабжение (электроснабжение, газоснабжение);
- котельно-печное топливо.
К общехозяйственным затратам на содержание объектов недвижимого имущества и ОЦДИ, используемого для выполнения государственного задания и общехозяйственных нужд, относятся в том числе затраты на проведение:
- текущего ремонта;
- мероприятий по обеспечению санитарно-эпидемиологических требований, противопожарной безопасности, охранной сигнализации.
Причем на основании п. 9 Методики затраты на коммунальные услуги и по содержанию имущества образовательной организации учитываются и в том случае, когда имущество используется для оказания государственной услуги на основании договоров:
- аренды (финансовой аренды);
- безвозмездного пользования.
Суммы резерва на полное восстановление состава объектов ОЦДИ, необходимого для общехозяйственных нужд, также относятся к общехозяйственным затратам (п. 8.3 Методики). Указанный резерв формируется в соответствии с Порядком N 640 и в размере начисленной годовой суммы амортизации по ОЦДИ.
Также к общехозяйственным нуждам относят перечисленные в пп. 8.5 - 8.7 п. 8 Методики затраты:
- на приобретение услуг связи, в том числе затраты на местную, междугороднюю и международную телефонную связь, Интернет;
- на оплату труда и начисления на выплаты по оплате труда работников образовательной организации, которые не принимают непосредственного участия в оказании государственной услуги (административно-хозяйственного, учебно-вспомогательного персонала и иных работников, осуществляющих вспомогательные функции), включая страховые взносы во внебюджетные фонды;
- на организацию культурно-массовой (физкультурной, спортивной оздоровительной) работы со студентами, в том числе на основании договора аренды (финансовой аренды) или договора безвозмездного пользования на оказание государственной услуги;
- на прочие общехозяйственные нужды.
Согласно п. 10 Методики базовые нормативы затрат определяются по стоимостным группам профессий и специальностей, а также их укрупненным группам.
Порядок расчета значения составляющих базовых нормативов затрат на единицу государственной услуги (п. 11 Методики) предусматривает применение требований:
- федеральных государственных образовательных стандартов;
- норм материальных (технических, трудовых) ресурсов, используемых для оказания государственной услуги, установленных нормативными правовыми актами Российской Федерации (строительными нормами и правилами, санитарными нормами и правилами, стандартами, порядками и регламентами оказания государственных услуг в установленной сфере), а также иными нормативными правовыми актами РФ.
В течение переходного периода Порядок N 640 допускает отсутствие нормативно-правовой базы. В данном случае значения отдельных составляющих базовых нормативов затрат рассчитываются в том числе экспертным методом. Такой метод позволяет рассчитать базовый норматив затрат на единицу услуги с учетом объема средств федерального бюджета, предусмотренного на указанные цели в рамках соответствующего финансового года и планового периода:
- сводной бюджетной росписью федерального бюджета;
- бюджетной росписью главных распорядителей средств федерального бюджета.
Например, экспертным методом могут быть рассчитаны затраты на различные канцелярские товары (бумагу, ручки, папки с арочным механизмом) и расходные материалы (картриджи, чернила).

Перечень стоимостных групп специальностей и направлений подготовки

Минобрнауки России формирует указанный перечень с учетом предусмотренных Федеральным законом от 29.12.2012 N 273-ФЗ "Об образовании в Российской Федерации" особенностей организации и осуществления образовательной деятельности. Кроме того, учитываются приоритеты государственной политики в сфере среднего профессионального образования, установленные актами Президента и Правительства РФ.
Отметим, что в рамках подготовки проекта федерального бюджета на 2016 г. и плановый период 2017 и 2018 гг. Минобрнауки России от 06.08.2015 N АП-64/18вн утвердило Перечень и состав стоимостных групп специальностей и направлений подготовки по государственным услугам по реализации основных профессиональных образовательных программ среднего профессионального образования по подготовке:
- специалистов среднего звена;
- квалифицированных рабочих (служащих).
Также в указанный Перечень вошли итоговые значения и величины составляющих базовых нормативных затрат по государственным услугам по стоимостным группам специальностей и направлений подготовки, а также отраслевые и территориальные коэффициенты.

Определение нормативных затрат

Приказом Минобрнауки России от 22.09.2015 N 1040 утверждены Общие требования к определению нормативных затрат на оказание государственных (муниципальных) услуг, в том числе в сфере образования. Указанные Требования применяются при расчете объема субсидии на финансовое обеспечение выполнения государственного (муниципального) задания на оказание государственных (муниципальных) услуг (выполнения работ) государственным (муниципальным) учреждением. Формулы расчета нормативных затрат приведены в разд. III Методики. Применять их придется только в том случае, если не будут утверждены соответствующие стандарты и регламенты.
Расчет объема финансового обеспечения выполнения государственного (муниципального) задания - задача учредителя, а не учреждения. Однако аргументированно отстаивать свою позицию в случае уменьшения объема субсидии, рассчитанного по новым правилам, учреждение может только:
- при полном понимании механизма расчета нормативных затрат;
- при умении применять указанный механизм на практике.
Кроме того, самостоятельно выполненный расчет нормативных затрат может помочь учреждению в поиске наиболее эффективных способов расходования материальных и трудовых ресурсов. Например, экономическая служба может проанализировать:
- нормы использования ресурсов с целью выявления возможности их одновременного использования при групповых занятиях;
- сроки использования ресурсов с целью выявления возможности их увеличения.
Однако необходимо помнить, что даже самый точный расчет размера субсидии ограничивается пределами бюджетных ассигнований, предусмотренных в соответствующем бюджете на указанные цели.

Система «стандарт-кост» - инструмент управления для планиро­вания затрат и контроля за ними. Она может использоваться и при позаказном, и при попроцессном методах калькулирования себестоимости. Когда организация применяет «стандарт-кост», все затраты, влияющие на счета запасов и себестоимость реализованной продукции, выступают как нормативные (стандартные), или предопределенные, а не факти­ческие. Вместе с анализом поведения затрат и анализом «затраты - объем - прибыль» нормативные затраты обеспечивают в учетной сис­теме основу для контроля бюджетов.

Система нормативных (стандартных) затрат служит для оценки де­ятельности отдельных работников и компании в целом, подготовки бюд­жетов и прогнозов, помогает принять решение об установлении реаль­ных цен. Эта система широко используется во всем мире практически всеми производственными компаниями. Основные цели и результаты их ранжирования для системы «стандарт-кост» в разных странах представ­лены в таблице.

Нормативные затраты представляют собой тщательно рассчи­танные предопределенные затраты, которые обычно выражаются в рас­чете на единицу готовой продукции.

Нормативные затраты включают три элемента производственных затрат:

Прямые материальные затраты;

Прямые затраты труда;

Общепроизводственные расходы.

Несмотря на некоторую схожесть, следует различать учет норма­тивных материальных затрат и учет накладных расходов по нормативам. Нормативные затраты основаны на инженерных оценках и расчетах, прогнозных данных о потреблении, изучении трудовых операций, зави­сят от типа и качества используемых материалов. Нормативы накладных расходов основаны на более простых предположениях - на базе данных о прошлых затратах.

Между понятиями «нормативные затраты» и «бюджетные затра­ты» концептуальной разницы нет. Теоретически они определяются оди­наково. Но на практике, как правило, термин «нормативные затраты» от­носится к единичному законченному продукту, а «бюджетные затра­ты» - к общему их количеству.

Еще одним преимуществом использования системы «стандарт-кост» является экономия на ведении учетных записей. На первый взгляд может показаться, что использование нормативов требует больших за­трат на ведение учета по сравнению с системой фактических издержек. На самом деле применение нормативов затрат упрощает ведение учета. Например, все индивидуальные данные о материале за месяц можно просуммировать и одной проводкой списать с кредита счета «Запасы материалов». Аналогично нет необходимости каждому рабочему фикси­ровать время, затраченное на каждую операцию. Все нормативные пря­мые трудозатраты определены заранее.

При использовании системы «стандарт-кост» дополнительные за­траты возникают лишь при установлении индивидуальных нормативов. Как правило, эти затраты незначительны. Многие нормативы применя­ются месяцами или даже годами без изменений. Только существенные изменения, такие, как изменение конструкции изделия, освоение нового изделия, вызывают необходимость пересмотра нормативов. Ценовые составляющие нормативных затрат обновляются, как правило, ежегодно или чаще для того, чтобы можно было отразить влияние инфляции и дру­гих факторов на цены приобретаемых материалов или стоимость рабочей силы. Пересмотр нормативов общехозяйственных расходов осуще­ствляется в большинстве организаций независимо от того, применяется система «стандарт-кост» или нет.

Учет затрат по нормативам (стандартам) представляет собой целостную концепцию. Если ее применяют в полном объеме, то все дан­ные о фактических производственных затратах замещаются норматив­ными (стандартными) значениями. Такие счета, как «Запасы материа­лов», «Незавершенное производство», «Запасы готовой продукции» и «Себестоимость реализованной продукции» (и по дебету, и по кредиту) ведут с использованием нормативных, а не фактических затрат. Бухгал­тер ведет отдельные счета фактических затрат, чтобы в конце учетного периода сравнить их с нормативными. Разница между нормативными и фактическими затратами называется отклонением. Если обнаружива­ется отклонение, бухгалтер должен выяснить причину его происхожде­ния. Этот процесс, известный как анализ отклонений, - эффективный инструмент контроля затрат и всей системы управления.

Нормативные затраты на единицу производственного продукта состоят из шести элементов:

1. Нормативная цена основных материалов.

2. Нормативное количество основных материалов.

3. Нормативное рабочее время (по прямым трудозатратам).

4. Нормативная ставка прямой оплаты труда.

5. Нормативный коэффициент переменных общепроизводствен­ных расходов.

6. Нормативный коэффициент постоянных общепроизводствен­ных расходов.

Для организаций, оказывающих услуги, применяются только по­следние четыре, так как эти организации не используют сырье и матери­алы в своих операциях.

Нормативные затраты основных материалов определяются умно­жением нормативной цены этих материалов на нормативное их количест­во. Нормативная цена основных материалов представляет собой тща­тельную оценку затрат определенного вида основных материалов на следующий учетный период. Ответственность за установление норма­тивных цен на все основные материалы несет агент по закупкам. Опре­деляя нормативные цены, он должен учесть все возможные увеличения цен, количественные изменения на рынке материалов, новые источники поставок и др. Также он совершает все фактические закупки.

Нормативное количество основных материалов - оценка ожи­даемого количества, которое будет использовано. Такая оценка являет­ся одной из наиболее трудных задач в установлении нормативов. На нее оказывают влияние специфика конструкции изделий, качество основных материалов, возраст и производительность машин и оборудования, ква­лификация и опыт рабочих. Определенный брак и потери неизбежны, и это необходимо учитывать при расчете нормативного количества мате­риалов. Обычно эти нормативы устанавливают менеджеры, отвечающие за производство, или бухгалтер, ведущий учет затрат, привлекая для их разработки инженеров, агентов по закупке материалов и машинных опе­раторов.

Нормативные прямые затраты труда исчисляются умножением нормо-часов труда на нормативную ставку прямой оплаты труда. Норма­тивное рабочее время (по прямым трудозатратам) отражает время, не­обходимое для каждого подразделения, станка или процесса, чтобы про­извести одну единицу или одну партию изделий. Во многих случаях нормативное время на единицу составляет небольшую долю часа. Нормо-часы трудовых затрат должны пересматриваться, если происходит замена машин и оборудования или изменяется квалификация рабочей силы. Ответственность за разработку этого норматива несут менеджер соответствующего подразделения и куратор.

Нормативная ставка прямой оплаты труда выражает почасовые прямые затраты труда, ожидаемые в следующем учетном периоде для каждой функции или вида работ. На практике ставки прямой оплаты тру­да достаточно легко определяемы, так как они либо зафиксированы в трудовом контракте, либо устанавливаются самой организацией. Хотя диапазон ставок предусматривается для каждого разряда рабочих, внутри которого эти ставки различаются, для каждой операции принима­ют средние нормативные ставки. И даже если рабочий, изготовивший продукт, в действительности получает меньше, при исчислении норма­тивных прямых затрат труда используют нормативную ставку оплаты.

Общепроизводственные нормативные расходы представляют собой сумму оценок переменных и постоянных общепроизводственных расходов в следующем учетном периоде. Эти оценки основаны на нор­мативных коэффициентах, вычисленных таким же образом, как нормативы, рассмотренные раньше. Однако существует одно главное разли­чие: нормативный коэффициент общепроизводственных расходов со­стоит из двух частей - для переменных и для постоянных затрат, при расчете которых используют разные базы.

Нормативный коэффициент переменных общепроизвод­ственных расходов находят делением общих планируемых переменных общепроизводственных затрат на планируемое количественное выра­жение определенной базы, например ожидаемое количество норматив­ных машино-часов или нормо-часов трудозатрат. (Может быть использо­вана другая база, если машино-часы или нормо-часы не являются подходящей мерой для переменных общепроизводственных расходов.) Формула на базе нормо-часов выглядит следующим образом:

Нормативный коэффициент постоянных общепроизводствен­ных расходов находят делением общих планируемых постоянных об­щепроизводственных расходов на нормальную производительность (мощность), выраженную в нормо-часах трудозатрат:

Использование показателя нормальной мощности в качестве базы дает уверенность в том, что все постоянные общепроизводственные расходы будут отнесены на производимый продукт, когда нормальная мощность достигнута.

Если фактический выпуск превышает запланированный и норма­тивные трудозатраты выше, чем нормальные, возникает благоприятная ситуация. Фактически постоянные общепроизводственные расходы на единицу продукции будут меньше, чем нормативные. Но если фактичес­кий выпуск не соответствует ожиданиям (запланированному уровню), т.е. падает ниже нормальной мощности, то запланированная сумма по­стоянных ОПР будет приходиться на меньший объем продукции.

ГОСУДАРСТВЕННОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ВЫСШЕГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ

«ДАГЕСТАНСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ УНИВЕРСИТЕТ»

ФИНАНСОВО-ЭКОНОМИЧЕСКИЙ ФАКУЛЬТЕТ

КАФЕДРА БУХГАЛТЕРСКОГО УЧЕТА

КУРСОВАЯ РАБОТА

«НОРМИРОВАНИЕ ЗАТРАТ»

Выполнил: ст-т 3к. 2гр. Б/У

Велибеков М.В.

Проверила: Авдеева Л.Б.

Махачкала 2009

Введение

1. Понятие о нормировании затрат

2. Формирование нормативов по прямым статьям затрат

3. Порядок составления смет по общепроизводственным расходам

Заключение

Список использованной литературы

Введение

Актуальность темы курсовой работы в том, что на предприятиях все большее значение приобретает нормирование затрат. Одним из основных показателей работы предприятия является себестоимость продукции. Исчисление себестоимости единицы отдельных видов продукции, работ или услуг и всей товарной продукции называется калькуляцией. Различают плановую, сметную, нормативную и отчетную (или фактическую) калькуляции.

Плановой калькуляцией определяют среднюю себестоимость продукции или выполненных работ на плановый период (год, квартал). Составляют их из прогрессивных норм расхода сырья, материалов, топлива, энергии, затрат труда, использования оборудования и нормы расходов по организации обслуживания производства. Эти нормы расходов являются средними для планируемого периода. Разновидностью плановых являются сметные калькуляции, которые составляют на разовые изделия или определение цен, расчетов с заказчиками и других целей.

Нормативные калькуляции составляют на основе действующих на начало года, месяца, норм расхода сырья, материалов и других затрат (текущих норм затрат). Текущие нормы затрат соответствуют производственным мощностям предприятия на данном этапе его работы. Текущие нормы затрат в начале года, как правило, выше средних норм затрат, заложенных в плановую калькуляцию, а в конце года, наоборот, ниже. Поэтому и нормативная себестоимость продукции в начале года, как правило, выше, а в конце года – ниже.

Отчетные или фактические калькуляции составляют по данным бухгалтерского отчета о фактических затратах на производство продукции и отражают фактическую себестоимость произведенной продукции или выполненных работ. В фактическую себестоимость продукции включают и не планируемые непроизводственные расходы.

Калькулирование себестоимости произведенной продукции осуществляют различными методами. Под методом калькуляции понимают систему приемов, используемых для исчисления себестоимости калькуляционной единицы. Выбор метода калькулирования себестоимости продукции зависит от типа производства, его сложности, наличия незавершенного производства, длительности производственного цикла, номенклатуры вырабатываемой продукции.

На промышленных предприятиях применяют нормативный, позаказный, попередельный, попроцессный (простой) методы учета затрат и калькулирования фактической себестоимости продукции.

Целью исследования курсовой работы является нормирование затрат на предприятиях.

Исходя из поставленной цели в курсовой работе выведены следующие задачи:

Раскрытие понятия о нормировании затрат;

Исследование нормативов по прямым статьям затрат;

Изучение порядка составления смет по общепроизводственным расходам.

Функцию нормирования следует рассматривать как процесс разработки научно обоснованных расчетных величин, устанавливающих количественную и качественную оценку различных элементов, используемых в процессе производства и управления. Нормативные затраты представляют собой тщательно рассчитанные предопределенные затраты и обычно выражаются в расчете на единицу готовой продукции. Стандарты норм и нормативов разрабатываются предприятием самостоятельно. Все нормативы можно подразделить на три уровня.

Первый уровень - по отношению к применяемому методу расчета цен. Идеальные нормативы предполагают наиболее благоприятные цены на потребляемые ресурсы. Нормальные нормативы рассчитываются по средним в течение экономического цикла ценам. Текущие нормативы предусматривают расчет на основе цен определенного учетного периода, как ожидаемых, так и действующих в этот период.

Базисные нормативы - цены устанавливаются и остаются неизменными с начала до конца текущего года. Обычно применяются для исчисления индексных цен.

Второй уровень - по отношению к использованию производственных мощностей.

Теоретические нормативы - это затраты, достигнутые предприятием при хорошем или идеальном использовании производственных мощностей, то есть при полном использовании мощности, нормированной величине времени отдыха, полном отсутствии брака, простоя, порчи. Нормативы прошлого среднего использования рассматриваются по статистическим данным и включают уже затраты времени на брак, простои и порчу, то есть недостатки предыдущего периода. Нормативы нормального исполнения - это ожидаемый средний уровень напряженности норм в будущем периоде.

Третий уровень - по отношению к объему выпуска продукции. Цель разработки таких нормативов - увеличение объема производства продукции. Теоретические нормативы определяются производственной мощностью в объеме 100%.Практические нормативы устанавливаются предприятием близко к теоретическому уровню с учетом неизбежных потерь. Нормальные нормативы основаны на достижении объема производства исходя из средней величины высшего и низшего объемов производства в течение цикла.

Ожидаемые нормативы рассчитываются на основе конкретных условий производства и при ожидаемом объеме выпуска продукции.

На практике нормирование может осуществляться по трем элементам производственных затрат:

1. Прямые материальные затраты. В рамках данного элемента подлежат нормированию цены на основные материалы, а также ожидаемое количество основных материалов, которое будет использовано. Как правило, ответственность за установление нормативных цен на все основные материалы несет отдел материально-технического снабжения, а также планово- экономический отдел. Определение нормативного количества основных материалов является одной из наиболее трудных задач нормирования. На данный показатель оказывают влияние ряд факторов: специфика конструкции изделий, качество основных материалов, возраст и производительность машин и оборудования, квалификация и опыт рабочих. Важным элементом нормирования количества основных материалов является определение коэффициентов брака и потерь. Разработка данных нормативов осуществляется под руководством планово-экономического отдела, в ней принимают участие начальники и экономисты производственных подразделений, конструкторы, технологи, работники отдела материально-технического снабжения.

2.Прямые затраты труда. При нормировании данного элемента устанавливаются нормы времени, а также нормативная ставка оплаты труда основных производственных рабочих. Норма времени - это время, отведенное на производство единицы продукции или выполнение определенной работы

Нормируемое время подразделяется на:

Подготовительно-заключительное, то есть затрачиваемое рабочим на выполнение следующих работ:

получение технической документации и ознакомление (чертежи, описание технологического процесса);

подготовка оборудования (наладка, переналадка), инструмента, приспособлений, мерителей (подбор и получение);

действия, связанные с окончанием обработки.

Подготовительно-заключительное время затрачивается на всю партию деталей и не зависит от ее величины.

Основное время - это время, в течение которого непосредственно производится технологический процесс (изменяется форма, размеры, физико-химические свойства детали или изделия). Основное время может быть ручным, машинно-ручным, машинно-автоматическим, аппаратурным.

Вспомогательное время затрачивается на выполнение отдельных элементов работы, таких как установка и съем детали (изделия); закрепление и открепление детали (изделия); измерения; подвод и отвод инструментов; включение и выключение оборудования.

В условиях массового и серийного производства, когда применяются групповые методы обработки или когда происходят аппаратурные технологические процессы (термические, гальванические и т. п.), основное и вспомогательное время устанавливается на партию, зависящую от пропускной способности оборудования. Время организационного обслуживания рабочего места, то есть время на уборку отходов и рабочего места, получение и сдачу инструментов, мерителей, приборов, приемку рабочего места от сменщика, затрачиваемое на протяжении смены. Время технического обслуживания рабочего места - смазка, подналадка, смена затупившегося инструмента в течение смены. Время на отдых и естественные (личные) надобности устанавливается для поддержки работоспособности рабочего в течение смены.

Нормо-часы трудовых затрат должны пересматриваться, если происходит замена машин и оборудования или изменяется классификация рабочей силы. Разработка данного норматива, как правило, осуществляется менеджером и экономистами производственных подразделений.

Нормативные ставки оплаты труда устанавливаются отделом труда и заработной платы и фиксируются в трудовом контракте. Несмотря на то, что диапазон ставок предусматривается для каждого разряда рабочих, внутри которого эти ставки различаются, чаще всего для каждой операции устанавливаются средние нормативные ставки.

3. Накладные (косвенные) затраты. Нормирование накладных расходов представляет собой сумму оценок постоянной и переменной составляющей накладных расходов в следующем учетном периоде.

Нормы расходов - научно-обоснованный параметр, который отображает допустимый объем расходов конкретных ресурсов. На практике определение и суть нормы расходов может меняться, в зависимости от сферы:

- нормы расходов в бюджетном праве - норматив (размер затрат) для каждой конкретно взятой расчетной единицы (больного в медицинском учреждении, школьника и так далее);

- нормы расходов в производстве - максимально допустимый объем материалов и сырья, которое должно быть затрачено для производства той или иной продукции.

Нормы расходов: сущность, признаки, классификация

Норма - показатель (числовой параметр), который научно обоснован и отображает расходы тех или иных ресурсов в сфере экономики. Расчет нормы, как правило, ведется для определенных производственно-технических параметров. Норматив - расчетный параметр, касающийся издержек рабочего времени, валютных и материальных средств, применяемых в нормировании трудовой деятельности, планировании хозяйственной и производственной сферы. Задача норматива - обеспечить наивысший уровень эффективности производства, который должен быть не ниже установленного рынком увеличения финансовых результатов над уровнем расходов.

Сложившиеся на рынке нормативы с учетом зарубежного планирования отображают завершающий этап в производственной сфере, а действующие нормы - расходы экономических ресурсов на его воплощение в определенных критериях.

На современном этапе существует одна общая норма прогрессивных норм, а также нормативов затрат (расходов) в сфере материального и бюджетного обеспечения. Основная цель создания системы - достижение пропорциональности, научной обоснованности и сбалансированности планов, а также оперативное выявление и применение имеющихся резервов.

Все нормы и нормативы можно классифицировать по различным группам и признакам в зависимости от сферы применения :

1. Для бюджетной сферы нормы расходов классифицируются:

- по содержанию они делятся на денежные и материальные. В первом случае речь идет о нормах, которые выступают в роли стоимостного выражения натуральных норм. Для расчета параметра денежной нормы достаточно умножить расходы в натуральном виде на цену, установленную государством;

- по юридическому законодательству и свойствам нормы расходов можно разделить на два типа - обязательные и расчетные. На практике обязательные нормы устанавливаются соответствующими актами и не подлежат корректировкам. В данную категорию можно отнести нормы расходов на питание, ставки заработной платы и так далее. Расчетные нормы - средние расходы на конкретную расчетную единицу. Определение расчетной нормы - задача самого учреждения. Расчет производится с учетом финансовых норм и условий работы, которые характерны для конкретного предприятия.

В процессе бюджетного нормирования затрат Правительством страны устанавливается ряд нормативов - величины затрат, которые не имеют связи с единицей нормирования. К примеру, это могут быть проценты, насчитанные на зарплату.;

- по степени охвата расходов на конкретную единицу финансирования все расходные нормы делятся на два типа - укрупненные и индивидуальные. Особого внимания заслуживают индивидуальные нормы. Они (как расчетные, так и обязательные) используются в процессе составления персональных смет. Что касается укрупненных норм расходов, то они формируются при создании бюджета различных уровней и представляют собой какой-то общий объем расходов на плановый параметр;

- по характеру принадлежности :

1) Личные нормы. Здесь подразумевается, что роль объекта нормирования и играет определенная единица товара (продукции, работы). Например, это может быть сборочная единица, технологическая операция или набор;

2) Групповые нормы. Параметры, которые отображает нормы затрат материалов, требуемых для создания более крупной единицы монотипной продукции (работы). В промышленной сфере к данной категории можно отнести нормы для таких элементов, как телек, трактор, грузовой кар и так далее. Групповые нормы, как правило, зависят от индивидуальных параметров и применяются на более высоких уровнях планирования.


2. Для производственной сферы характеристики нормирования можно поделить на несколько основных групп :

Нормы в результативности публичного процесса производства;

Нормативы и нормы в отношении расходов (издержек) труда, а также выплаты заработной платы. Сюда можно отнести тарифные ставки, нормы выработки, временные нормы на вид товара, должностные оклады и так далее;

Нормативы и нормы в отношении затрат материальных ресурсов. С их помощью можно определить расходы материальных ресурсов на всех видах производства (на вспомогательном и основном). При этом показатели определяют нормы сбытовых, производственных и товарных запасов сырьевой продукции, горючих и смазочных материалов;

Нормативы и нормы в отношении применения мощностей в производстве, а также нормы продолжительности их освоения;

Нормативные показатели удельных вложений (капитальных инвестиции) на каждую из единиц вводимой мощности, восстановление уже работающего оборудования с целью увеличения объемов вырабатываемой продукции;

Нормативы и нормы в отношении применения того или иного оборудования и техники;

Финансовые нормы. Отображают нормы расходов в отношении оплаты услуг, обслуживания, затрат на мотивированные мероприятия;

Нормы в социально-экономической сфере и прочие виды нормированных расходов.

Также нормы расходов классифицируются по ряду признаков:

- по степени агрегирования изготовленного товара - групповые, индивидуальные и средневзвешенные;

- по степени агрегирования материальных ресурсов - сводные и специфицированные;

- по периоду действия - месячные (30-31 день), квартальные (три месяца) и годовые.

К примеру, нормы затрат при выполнении отделочных работ могут выглядеть следующим образом:


Вне зависимости от классификации нормы расходов - это плановые параметры, которые нельзя отождествлять с реальными расходами ресурсов, сложившимися в процессе производства товара на том или ином предприятии.
Нормы расходов, которые отражают общественно необходимые , относят к категории прогрессивных. При этом в роли объекта нормирования, как правило, выступает основной тип продукции (услуги, работы), для которой и происходит определение нормы расхода.

Нормы расходов: способы планирования и расчета

Планирование норм расходов наибольшего внимания заслуживает в производственной сфере. Большинство компаний используют целую группу способов, позволяющих определить нормы материальных ресурсов. Сюда можно отнести следующие методы - опытнейший (на основе приобретенного опыта), расчетно-аналитический (подразумевает проведение соответствующих расчетов) и отчетно-статистический (формируется на базе отчетов и существующей статистики).

В качестве базы для разработки прогрессивных норм расходов выступает малоотходная разработка, передовая техника, а также организация трудовой и производственной работы.

Классификация материала - основа для установки норм расхода по каждой из позиций в номенклатуре. При этом нормы расходов выступают базой для дальнейшего вычисления необходимых объемов материалов для производства единицы товара. В дальнейшем создается план снабжения, рассчитывается товара, вырабатывается четкая стратегия экономного применения материальных ресурсов и так далее.

По сути, норма расхода материала - объем сырья (материала), необходимого для изготовления единицы товара. С помощью таких норм можно планировать производство, ведь в руках есть мощный и главное - точный ориентир для дальнейшей оптимизации.


В практической сфере применения нормированного расхода материалов нашли отражения два вида расчетов:

1. Графоаналитический метод - подразумевает сопоставление фактических (реальных) затрат и протоколов, отражающих объем израсходованного сырья при создании опытных образцов. В дальнейшем данные переносятся на специальные графики, и проводится анализ с помощью современного программного обеспечения.

2. Расчетный метод подразумевает точный (подетальный) анализ расхода сырья (материалов) с применением технической документации и имеющихся чертежей.

При разработке норм расходов стоит учесть два ключевых фактора - полезные материала (на производство той или иной единицы товара), не утилизируемые отходы и невозвратные потери. Последние, как правило, обусловлены несовершенством применяемой техники, а также низкой квалификацией некоторого персонала.

Качество и правильность рассчитанных норм расходов можно определить по целой группе показателей, а именно :

По коэффициенту использования материала на производство изделия (детали);
- по удельному весу отходов в производственном процессе. Здесь сравнивается масса изделия до начала обработки и после завершения данного процесса;
- по проценту выхода пригодных к дальнейшей эксплуатации изделий.

Все разработанные нормы должны быть зафиксированы в специальных бумагах, а именно:

В ведомостях сводных норм для каждого конкретного изделия;
- в картах подетальных норм затрат материалов;
- в картах, отображающих раскрой материала;
- в форме извещения об изменении норм расхода материалов.

Будьте в курсе всех важных событий United Traders - подписывайтесь на наш



Если заметили ошибку, выделите фрагмент текста и нажмите Ctrl+Enter
ПОДЕЛИТЬСЯ:
Выселение. Приватизация. Перепланировка. Ипотека. ИСЖ