Выселение. Приватизация. Перепланировка. Ипотека. ИСЖ

Андрей Муртазин, политический обозреватель РИА Новости.

5 июня 1967 года началась самая короткая в истории арабо-израильская война. Она длилась всего 6 дней и закончилась 10 июня сокрушительным поражением арабов. Именно тогда в руках Израиля оказались Синайский полуостров, Голанские высоты, Западный берег реки Иордан и Сектор Газа. Часть этих земель (Синайский полуостров) арабы смогли вернуть себе 15 лет спустя. По другим (Голанские высоты и палестинские территории) сейчас идут многосторонние переговоры - пока без особого прогресса.

Почему арабы потерпели столь сокрушительное поражение? Ни египетская, ни сирийская армии не были готовы к войне, хотя высокопоставленные генералы этих стран, особенно египетские, заверяли, что сотрут «сионистское образование» с лица земли.

Повод к войне дал израильтянам сам египетский президент Гамаль Абдель Насер. Так, 18 мая правительство Египта обратилось в Совет Безопасности ООН с просьбой вывести миротворческие силы из Газы и с Синайского полуострова, введенные туда в 1957 году. Генсек ООН У Тан согласился, и силы ООН были выведены в кратчайшие сроки. Уже 22 мая их позиции заняли египетские военные. А 28 мая 1967 года Египет объявил блокаду Тиранского пролива (вход в Акабский залив) для израильских судов, и судов из других стран, поставляющих стратегические товары в Израильский порт Эйлат. Израиль расценил это как негласное объявление войны, и первым нанес упреждающий удар.

Парадокс, но поэтапный план нападения на арабов обнародовали за несколько дней до начала войны израильские СМИ. Арабы им не поверили. В частности, «Голос Израиля» и газета Jerusalem Post сообщили, что удар ВВС Израиля по египетским базам будет нанесен в 4 утра в понедельник 5 июня, после этого - будет наземная атака, и к концу дня 6 июня израильские части выйдут к Суэцкому каналу. Сценарий подтвердился на 90 процентов (удар был нанесен в 8.30). Как выяснилось позже, об этом знали и египетская разведка и армейское командование, но не восприняли эту информацию всерьез.

Утром 5 июня в результате налетов израильской авиации ВВС Египта потеряли сразу 400 самолетов. Они даже не успели взлететь - их разбомбили на аэродромах. Наши военные специалисты-летчики, обучавшие египтян под Каиром, «рванули» к месту службы на авиабазу «Каиро-Вест». Они были готовы поднять в воздух уцелевшие машины и вступить в бой, но их остановили сами египтяне. Вспоминает свидетель тех событий, российский востоковед Анатолий Егорин: «Когда пришел час «Х», наши хотели ехать на позиции. Но египтяне сказали - нет! Это наша война, мы должны воевать! Египтяне задержали отправку наших военных к месту службы. Ни один советский военнослужащий не участвовал в боевых действиях в шестидневной войне». Действительно, находившиеся в Египте советские военные специалисты по контракту обязаны были обучать арабов, но сами не имели права участвовать в боевых действиях.

В войне 1967 года советское оружие оказалось неэффективным в руках арабов. Если на парадах и в театральной обстановке египетские летчики показывали мастерство, то когда засвистели пули, они забыли все, чему их учили, у них не было боевых навыков.

Другая, возможно, основная военная причина поражения египетской армии - средства связи. У низовых армейских подразделений они были советскими, а у Генерального штаба и командования - закупленные на Западе и полностью подконтрольные американцам. «В час «Х» американцы, чьи корабли находились в Средиземном море в 14 милях от побережья Египта, отключили все линии связи Генерального штата с войсками на Синае», - вспоминает Анатолий Егорин. То есть, США, игравшие на стороне Израиля, в нужный момент просто парализовали египетские войска.

Другой знаковый эпизод той войны. Во время отступления с Синая, египетская армия бросила 450 исправных танков. Танкисты бросали боевые машины и бежали бегом к Суэцкому каналу, чтобы переправиться на другой берег. «На этих танках можно было отступать до канала. Часть из них могла переправиться на другой берег. Но нет, египтяне выскакивали из танков, бросали их и бежали бегом», - говорит Анатолий Егорин. В итоге 6-дневных боев израильтяне потеряли 776 человек, египтяне - более 11 тысяч.

По мнению большинства историков, главные причины поражения Египта даже не военные, а политические. Многие высокопоставленные египетские генералы Генерального штаба, получившие образование на Западе, были крайне недовольны «прокремлевской» ориентацией Насера. Они пытались избавиться от собственного президента сознательно ведя дело к поражению Египта в войне, рассчитывая на то, что США, стоявшие за спиной Израиля, не бросят арабов на произвол судьбы.

С оветское оружие показало свою эффективность в следующей арабо-израильской войне 1973 года, когда египтяне форсировали Суэцкий канал и штурмовали «линию Барлева». Итоги войны всем известны. Египетская армия имела все шансы одержать полную военную победу над врагом, а не только моральную. Но сменивший Насера президент Египта Анвар Садат остановил наступление. Политическим итогом стало сближение США, Кэмп-Дэвид и мирный договор с Израилем. Садат обменял победу военную на победу политическую. Так закончилась «романтическая эпоха» в отношениях Египта с Советским Союзом. Однако советское оружие и сейчас, 40 лет спустя находится на вооружении египетской армии.

Демонстрируя напоказ притворную солидарность, арабские государства на деле испытывают всё большее презрение к палестинским арабам, обвиняя их в своих проблемах и рассматривая в качестве «шантажистов помощи».

Рассмотрим ряд простых вопросов:

Почему за 44 года, начиная с 1973, арабский мир так и не развязал войну против Израиля? Почему до сих пор не поднялся в едином порыве, чтобы освободить Палестину от евреев и вернуть его палестинским арабам?

Как случилось, что арабский мир, большинство стран которого по-прежнему не признают Израиль, спокойно пережил заключение мира с евреями двумя важными государствами – Египтом и Иорданией и не подверг их бойкоту (за исключением короткого периода, когда Египет был исключён из Лиги арабских государств)?

Почему иракцы изгнали из своей страны «палестинцев» сразу же после падения режима Саддама Хусейна, в 2003 году?

Почему правительство Египта ведёт себя столь жестоко к палестинским арабам в Газе, всё ли тут объясняется исключительно политической борьбой с ХАМАСом, или речь о чём-то куда более глубоком?

Почему все противоборствующие стороны в Сирии: Асад, «Хизбалла», повстанцы, ИГИЛ – все они крайне жестоки к палестинским арабам из сирийских лагерей беженцев?

Почему арабы вообще по-прежнему продолжают держать их в лагерях беженцев? И, наконец, почему арабские государства, за исключением Иордании, так и не предоставили гражданство этим беженцам, живущим на их территории, вот уже 68 лет?

Это лишь некоторые из вопросов, демонстрирующих негативное отношение арабских стран и народов к палестинским арабам, вопреки декларируемым днём и ночью лозунгам об «арабском единстве» и «арабской солидарности».

Ответ же заключается в том, что отношение арабского мира к палестинским арабам является сочетанием нескольких глубоко переживаемых ощущений, раскрыть которые и говорить о которых, как правило, мало кто решается.

Во-первых, многие в арабском мире убеждены, что палестинские арабы сами виноваты во всех бедах, которые причинил им Израиль. Они потерпели неудачу в тех боях, которые должны были ликвидировать сионистов ещё до мая 1948 года, и это случилось, прежде всего, потому, что они были разобщены и не организованы, потому, что некоторые из них отказались участвовать в боевых действиях, а иные и вовсе сотрудничали с сионистами.

Второе чувство основывается на хорошо известном факте того, что немало палестинских арабов, продавали землю евреям и до, и после 1948 года, в том числе в Иудее и Самарии, после того, как Израиль «оккупировал» их в Шестидневной войне. Мол, сначала палестинские арабы продали евреям землю «на миллиарды», переведя деньги заграницу, в том числе, в швейцарские банки, теперь же плачутся о том, чтобы арабский мир, освободил бы им «украденные земли». Это заметнее всего в Иерусалиме, где арабские жители сами продали евреям участки, дома и квартиры, а теперь жалуются на «иудеизацию» города.

Арафат в своё время также подлил масла в огонь, добавив повод для гнева арабского мира на палестинских арабов. Его поддержка вторжения в Кувейт иракской армии при Саддаме в 1990 году, привела впоследствии к изгнанию тысяч рабочих из нефтяной промышленности Кувейта.

И все прекрасно знали, что послужило причиной этого изгнания. Кроме того, многие арабы хорошо помнили причину, по которой Арафат постоянно разгуливал в военной форме (мол, пока не освободит Палестину от евреев).

Но также знали и о карманах этого френча, в которых хранились многочисленные записки с именами тех, кому Арафат отдал на хранение миллионы из полученной им помощи. Со смертью Арафата, каждый из тех людей стал миллионером, ведь, никто так никогда и не узнал, сколько денег он получил от лидера террористов.

Третья причина для презрения связана с тем, что палестинские арабы заработали огромные деньги, строя дома в еврейских поселениях, созданных с 1948 года, как в пределах «зелёной линии» так и на «оккупированных» с 1967 года землях. Более того, палестинские арабы продолжают работать на заводах, основанных евреями в этих районах, и покупают продукты их производства, внося, таким образом, свой вклад в развитие израильской экономики на «оккупированных территориях».

В-четвертых, неприязнь арабского мира в отношении палестинских арабов вызывает и то, что ООН помогает палестинским беженцам с 1948 года, прежде всего через агентство UNRWA (БАПОР), гораздо щедрее, чем всем остальным беженцам арабского мира. Многие арабы считают, что палестинцы шантажируя совесть мирового сообщества и его истощённую казну, попросту не оставили ничего для настоящих беженцев, например, сирийских или иракских, на самом деле отчаянно нуждающихся в помощи.

Пятая причина недостатка сочувствия к палестинским арабам проистекает из «арабской весны», что обрушила режимы Мубарака в Египте, Каддафи в Ливии, Салеха в Йемене, и угрожающей Асаду в Сирии.

Многие в арабском мире, предполагали, что теперь и палестинские арабы воспользуются импульсом этих событий и тоже начнут настоящее восстание, чтобы избавиться от израильской «оккупации». Но так и не дождались. Этого не произошло.

Палестинцы отрешённо наблюдали по телевидению своих арабских братьев вышедших на улицы, заполнивших площади своими демонстрациями, опрокинувших власть своих правителей, смотрели, лузгали семечки, но так ничего и не сделали. Рядовые арабы не понимали: чего же палестинцы ждут? Что Израиль станет сильнее? Что арабский мир наоборот, окончательно ослабнет из-за своих противоречий?

Но самым серьёзным разочарованием в арабском мире стало подозрение в том, что палестинские арабы предпочитают оставаться под израильской «оккупацией», поскольку они получают от этого огромные экономические и другие дивиденды.

Короче говоря, репутация палестинских арабов в арабских СМИ крайне низка. Сегодня, нет никого в арабском мире, кто был бы готов подвергнуть себя опасности и воевать ради них. Поэтому, будет совершенно неудивительно, если вскоре найдутся страны вроде Марокко, Туниса или Эмиратов, которые спокойно признают еврейское государство даже без соглашения между Израилем и палестинскими арабами.

Почему арабы лгут?

Арабская ложь поражает своей беззастенчивостью. Любая неправда, любая выдумка пускается в ход, лишь бы достичь заветной цели - защитить интерес палестинского народа. Слово мораль используется защитниками этого интереса только тогда, когда они хотят сказать о якобы отсутствии морали у израильтян. При этом в отношении арабских террористов это слово не используется вообще, в хорошой ли, в плохой ли коннотации. По отношению к этим убийцам применяется другой термин - героизм. О том же, что убийство - аморально, никто не говорит. Да, впрочем, в арабской ментальности с убийством никогда и не связывали никаких отрицательных настроений. Наоборот, для араба убить - это почетно! А самым большим позором считается быть самому убитым. Так что все арабские убийцы - они на самом деле большие герои, люди весьма уважаемые. Однако вернемся к вопросу, вынесенному в заголовок - почему арабы лгут? Мы, конечно, понимаем, что когда речь заходит об интересе, тут отступают все моральные правила и ценности. Этому нас научила протестантская политология, во всеуслышание заявившая о недопущении ценностей в сферу политики, которая должна заниматься лишь интересами различных групп и слоев населения. Но мы-то люди с ценностными запросами, и мы желаем решения политических проблем в соответсвии с принципами справедливости, которые с неизбежностью формируются нашими ценностями. И потому мы задаем этот вопрос - почему арабы лгут??? Для того, чтобы ответить на него, необходимо понять, что стремление к переиначиванию действительности лежит в самой основе арабской ментальности. Кому не знакомо представление о Востоке как о местности с вычурной архитектурой, жители которой наделены немалой долей воображение?! В сказках Тысячи и одной ночи это пленяет, это умиляет, это завораживает. Но каково столкнуться с такой реальностью, где ты твердо не уверен, что все вокруг - лишь сказка, лишь одна из историй в книге, которую можно закрыть в любой момент? Вот тут-то начинаешь понимать, что здесь основой всему - фантазия, выдающая желаемое за действительное, или, другими словами... ложь. Откуда в арабском характере эта черта? И если она столь доминантна, то она должна присутствовать уже в характере праотца всех арабов - Й и шм" а ` э ля (или, в русской традиции - Исмаила), сына Авраама и Агари!? Всмотримся же в облик этого человека. Исмаил был рожден в доме Авраама. Он родился от Агари, дочери одного из египетских фараонов, которая предпочла быть скорее служанкой в доме Авраама, чем царицей в Египте. И тем не менее, ее строптивый царский характер проявился в тот миг, когда она забеременела от Авраама, и эта беременность пробудила в ней пренебрежение к Саре, своей хозяйке, жене Авраама. Известно, что все переживания матери в пренатальный период отпечатываются в характере ее будущего ребенка. Вот и пренебрежение к истинному положению вещей (обязательность почтения к людям более духовного склада) и неспособность разглядеть истинную причину происходящего (намерение Творца в отношении Сары и ее будущего сына Ицхака) отпечатались в характере Исмаила. Ведь недаром он потом хвастался перед Ицхаком тем, что добровольно пошел на обрезание в возрасте 13-ти лет, а вот Ицхака, мол, обрезали в возрасте 8-и дней, и у него нет никакой заслуги в этой заповеди! Обратимся теперь к событию, которое привело к тому, что племена евреев и арабов (исмаилитов) разошлись навека. Исмаил растет, впитывая с молоком матери непочтительное отношение к ценностям Авраама. Вы спросите - как так? Ведь Агарь-то и пришла к Аврааму именно из-за этих духовных ценностей?! Да, все было именно так. Однако не будем забывать, что в еврейском доме есть четкое разделение воспитательных функций: отец представляет собой ипостась Справедливости, т.е. он ответственнен за передачу своим детям тех ценностей и принципов, которыми он живет, и которые он сам получил по традиции от своих отцов. Мать же представляет собой ипостась Милосердия, т.е. она учит детей, каким образом применить в жизни те принципы, которым учит отец. Поэтому учение Авраама, не подкрепленное почитанием Сары, его жены, приемной матери Исмаила, не прижилось в его сердце, оставшись лишь теорией. И потому Исмаила потянуло к языческим идолам, генетическую память о которых он впитал с молоком Агари-египтянки. Он покупал на рынке статуэтки божков, и поклонялся им. Увидев это, Сара потребовала от Авраама изгнать Исмаила из его дома. Получив от Всевышнего одобрение этого требования своей жены, удрученный Авраам вынужден был изгнать Исмаила из дома. Но дело уже было сделано - характер Исмаила сформировался, заложив основы национального характера всех исмаилитов - ложь, пренебрежение к милосердию и к морали, принятие желанного за действительное... Вот Вам и ответ на вопрос, почему лгут арабы. Еврейские источники говорят о том, что в конце дней Исмаил вернется к учению Авраама (просьба не путать оное с исламом), т.е. он сможет исправить свой характер и тем самым перестать быть тем полудикарем-получеловеком, каковым он является на сегодняшний день. Да будет на то желание Всевышнего, чтобы это время наступило как можно скорей, чтобы весь мир стал лучше, духовнее, прекраснее, чище и правдивее. Амен!

Этому есть причины. Есть светская, есть легендарная.

Ещё в стародавние времена Римской империи территория, на которой сейчас находится Израиль, была занята легионами. После ряда героических, но неудачных восстаний, против евреев были применены жесточайшие репрессии, а их главная святыня - Иерусалимский Храм (у иудеев один единственный Храм, где можно приносить жертвы; синагоги - молитвенные дома) разрушен, от него осталась лишь Стена Плача. В результате евреи оказались рассеяны по всему миру.

Кто жил на территории современного Израиля, когда оттуда начали уезжать евреи? Вначале - разные родственные ближневосточные семитские народы. А вот с началом арабских завоеваний там плотно обосновались арабы, которые и стали основным населением Израиля/Иудеи/Палестины. (Какой-то процент евреев там оставался всегда, но их было немного).

Гипотетически евреи должны были вернуться на эту землю лишь после того, как придёт великий Мессия/Машиах. Иисуса Христа иудеи таковым признать не пожелали. Но вот в XIX веке, устав от погромов и притеснений, наконец появилась чисто светская идея, что можно и так собраться на этой территории, и основать государство - сионизм.

Потихонечку-понемножечку потянулись в Палестину переселенцы-евреи. Прежде всего, из стран Европы, со своими культурными обычаями, бытом и т.д. Стали обустраиваться на месте, и сразу же оказались в лучшем экономическом положении, чем местные арабы. Уже повод для зависти. Потом их становилось всё больше, и палестинские арабы почувствовали, что их постепенно вытесняют с территории, где жило множество поколений их народа. Подстраиваться под местные обычаи евреи-пересленцы не желали. Очень скоро начались столкновения. Когда Палестина перешла под английское управление, евреи ощутили ещё большую уверенность в своих силах. Фишка в том, что арабы, по их мнению, были на земле священного Сиона задержавшимися гостями, и их необходимо вытурить куда подальше. И не важно, что арабы уже успели обзавестись своей иерусалимской святыней - мечетью, где вознёсся на небеса пророк Муххамад. У евреев появились свои организации самообороны. Медленно, но верно начался процесс выдавливания арабов с палестинских территорий, и установление порядков новых поселенцев.

После WWII, когда еврейская нация пережила величайшую катастрофу, мировое сообщество решило, что надо-таки выделить им свою отдельную страну, и дать возможность создать государство на территории, где уже обосновалось множество переселенцев. Несмотря на то, что эта территория была значительно скромнее, чем у нынешнего Израиля, местных и неместных арабов не устроило и это. После провозглашения государства Израиль сразу несколько окрестных арабских государств (тоже кстати, только что избавившихся от колониальной зависимости) впряглось в войнушку, которую они с треском и проиграли. В результате арабы оказались вытеснены с гораздо больших территорий, чем это было предусмотрено ООН. Да, вместе сосуществовать евреи с арабами не собирались. Скажем прямо, для переселенцев из Европы арабы были людьми второго сорта. Множество палестинских беженцев оказались на территории соседних арабских стран. НО, тут уже со стороны этих стран, желавших, в случае ликвидации Израиля, разжиться территорией, последовала установка на непременное восстановление чисто арабской Палестины. Поэтому палестинские беженцы жили в этих странах годами, подпитываясь нагнетаемой реваншистской идеологией.

Потом произошло ещё несколько войн, в результате которых окружающие арабские страны, многократно превосходящие Израиль в территории и по населению, терпели позорные поражения. А еврейское государство всё прибавляло в размерах, да прибавляло. И арабы с палестинских земель продолжали и продолжают вытесняться. Израиль долго держал в оккупации некоторые территории соседних стран. А в 1980-е стал себя вести как местный городовой, влезая в конфликт, например, в Ливане.

На тех территориях, что формально остаются в составе Палестинской автономии, возникают всё новые еврейские поселения, (которые формально не являют собой территорию собственно Израиля, но фактически проводят его линию) а арабы выдавливаются оттуда всеми возможными средствами.

Теперь к религиозной составляющей. Арабы и евреи - очень близкие семитские народы, говорящие на родственных языках (взять хотя бы "Шалом алейхем" - "Ас-саляму алейкум"). И их религии имеют общий корень, восходящий к пророку Абраму/Аврааму/Ибрахиму. Так вот, тот знаменитый прородитель народов был женат на Саре/Сарре, которая всё никак не могла родить. Первой родила служанка - Агарь/Хаджар. Сарра, взревновав, приказала выгнать её вместе с младенцем Измаилом на мороз (вернее, на жару; холодно в тех местах бывает довольно редко). Так вот, Измаил, сын Агарь/Хаджар, считается прародителем всех арабов.Тем временем Сара/Сарра всё-таки сумела родить, в 90 лет (так получается по Писанию), сына Исаака/Ицхака. Вот он - предок евреев. Со стороны арабов, таким образом, имеется предъява, что несправедливо обошлись с несчастной служанкой и её сыном.



Если заметили ошибку, выделите фрагмент текста и нажмите Ctrl+Enter
ПОДЕЛИТЬСЯ:
Выселение. Приватизация. Перепланировка. Ипотека. ИСЖ