ЗАПРОС КОТИРОВОК
1. Что такое запрос котировок >>>
2. Проведение запроса котировок (информация для заказчика) >>>
3. Участие в запросе котировок (информация для участника) >>>
ЧТО ТАКОЕ ЗАПРОС КОТИРОВОК
Запрос котировок является конкурентным способом определения поставщика (исполнителя, подрядчика) (ч. 1 ст. 24 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд"; далее - Закон N 44-ФЗ), при котором:
Информация о закупаемых для обеспечения государственных или муниципальных нужд товаров (работ, услуг) сообщается неограниченному кругу лиц путем размещения в единой информационной системе (далее - ЕИС) соответствующего извещения (ч. 1 ст. 72 Закона N 44-ФЗ);
Победителем признается тот, кто предложит наиболее низкую цену контракта (ч. 1 ст. 72 Закона N 44-ФЗ).
За участие в запросе котировок плата не взимается (ч. 3 ст. 72 Закона N 44-ФЗ).
ПРОВЕДЕНИЕ ЗАПРОСА КОТИРОВОК (ИНФОРМАЦИЯ ДЛЯ ЗАКАЗЧИКА)
2.1. В каких случаях проводится запрос котировок. Ограничения на проведение запроса котировок >>>
2.2. Преимущества и недостатки запроса котировок >>>
2.3. Процедура проведения заказчиком запроса котировок >>>
2.4. Ситуации из практики. Запрос котировок (информация для заказчика) >>>
2.5. Образцы документов. Запрос котировок (информация для заказчика) >>>
В каких случаях проводится запрос котировок.
Ограничения на проведение запроса котировок
Запрос котировок является для заказчика предпочтительным способом определения поставщика (подрядчика, исполнителя; далее - поставщик) независимо от вида товаров, работ, услуг, если необходимо оперативно провести небольшую по цене закупку.
Запрос котировок может проводиться в случае, если одновременно соблюдаются следующие условия (ч. 2 ст. 72 Закона N 44-ФЗ):
1) размер начальной (максимальной) цены контракта не превышает 500 тыс. руб.;
2) совокупный годовой объем закупок путем запроса котировок не превышает:
10% объема средств, предусмотренных на все закупки заказчика в соответствии с планом-графиком;
100 млн руб. в год.
Ограничение, касающееся размера начальной (максимальной) цены контракта, можно не учитывать в случаях:
Закупки товаров, работ, услуг для обеспечения деятельности заказчика на территории иностранного государства у российских или иностранных поставщиков (ст. 75 Закона N 44-ФЗ);
Закупки продовольствия, средств, необходимых для оказания скорой, в том числе скорой специализированной, медицинской помощи в экстренной или неотложной форме, лекарственных средств, топлива, которые необходимы для нормального жизнеобеспечения граждан, отсутствие которых приведет к нарушению их нормального жизнеобеспечения (ст. 76 Закона N 44-ФЗ).
Запрос котировок также проводится в целях оказания гуманитарной помощи либо ликвидации последствий чрезвычайных ситуаций природного или техногенного характера. Особенности осуществления такой закупки предусмотрены в ст. 82 Закона N 44-ФЗ.
Запрос котировок не проводится, если:
1) заказчик должен применять закрытые способы определения поставщика (ч. 1 ст. 84 Закона N 44-ФЗ). Такие способы используются в следующих случаях:
Закупка осуществляется для федеральных нужд, сведения о которых являются государственной тайной;
В документации о закупке или проекте контракта содержатся сведения о товаре, являющиеся государственной тайной;
Закупаются услуги по страхованию, транспортировке, охране ценностей Государственного фонда драгоценных металлов и драгоценных камней РФ, музейных и ряда иных культурных, исторических, художественных ценностей, которые передаются заказчиком кому-либо или принимаются от кого-либо во временное владение и (или) пользование (в том числе в связи с проведением выставок);
Закупаются услуги по уборке помещений, услуги водителей для обеспечения деятельности судей, судебных приставов;
2) закупка должна осуществляться путем проведения конкурса с ограниченным участием (ст. 56 Закона N 44-ФЗ).
Такой способ закупки предусмотрен в случаях, если в соответствии с нормативным документом Правительства РФ закупаются товары (работы, услуги), поставку (выполнение, оказание) которых по причине их технической и (или) технологической сложности, инновационного, высокотехнологичного или специализированного характера могут осуществить только лица, имеющие необходимый уровень квалификации.
Других ограничений на проведение запроса котировок законом не установлено.
Если применить данный способ закупки невозможно, а заказчик не обязан использовать для закупки какой-либо конкретный способ (например, закрытый), то закон позволяет заказчику провести открытый конкурс (ст. 48 Закона N 44-ФЗ) или электронный аукцион (ст. 59 Закона N 44-ФЗ). В ряде случаев допустимо также проведение запроса предложений (ч. 2 ст. 83 Закона N 44-ФЗ) и закупки у единственного поставщика (ч. 1 ст. 93 Закона N 44-ФЗ).
На сегодняшний день государственные закупки в нашей стране контролирует Федеральный Закон №44. И с 72-ой по 79-ую статьи данного законодательно-нормативного акта посвящены такому способу определения поставщика, как запрос котировок.
– неконкурентный способ закупки, проводимый с целью заключения контракта общей стоимостью до 500 тысяч рублей. Победителем указанной процедуры является тот, кто сможет предложить заказчику наиболее выгодное предложение – наименьшую цену исполнения контракта на поставку. Запрос цен используют для заключения договоров для нужд государственных учреждений, муниципалитета.
Целевое использование – приобретение товаров (продукты, услуги, работы) серийного типа, которые доступны для всех. Например, бытовая техника, компьютеры, определенные виды строительных работ и т.д.
Информационным сервисом для размещения заказа выступают специализированные сайты, на которых организатор размещает извещение о проведении запроса котировок, а участник делает ценовое предложение (оферту). Как и , запрос котировок, регламентирован – № 94-ФЗ, пунктами 1 – 3 статьи 4 № 209-ФЗ. Процедура проведения организована следующим образом:
Извещение о проведении размещается на специализированном сайте за неделю до проведения отбора, если цена контракта эквивалентна 500 тыс. рублей, и за 4 дня – при стоимости до 250 тыс. руб. В нем указываются следующие сведения:
При этом в извещении не должно быть информации, способной ограничить круг участников.
Заявка подается единожды в электронном либо письменном виде, после получения которой, заказчик обязан уведомить участника о получении документа. В котировочной заявке участником отражается следующая информация:
В адрес организатора должно поступить не менее 3 заявок от участников, соответствующих требованиям проведения. Только в этом случае запрос котировок будет признан состоявшимся.
По истечении времени приема заявок котировочная комиссия приступает к своим непосредственным обязанностям - устанавливает соответствие их требованиям, делают оценку поступивших предложений, определяют победителя, оформляет протоколы. Победителем является участник, подавший заявку, оформленную по всем требованиям и предложивший минимальную цену. При наличии нескольких таких лиц победу одерживает тот, кто раньше всех оформил свое участие.
В течение двух следующих дней победителю передается проект контракта с внесенными в него условиями к исполнению. Не ранее семидневного срока и не позднее 20-дневного документ должен быть подписан.
Запрос цен имеет свои положительные и отрицательные стороны. Плюсы такого способа закупки:
Специалисты отмечают, что запрос цен имеет свои минусы. В частности, при таком способе закупки заинтересованные лица имеют больше шансов повлиять на конечный результат. С целью продвижения «своего» кандидата недобросовестный заказчик может сделать заведомо неправильный выбор участников, или для сравнения запросов применить иные показатели кроме цены, или подтасовать результат, включая фиктивные заявки.
Мы продолжаем публиковать серию материалов о том, как коммерческой организации или ИП стать поставщиком в системе госзакупок и увеличить за счет этого сбыт своих товаров, работ или услуг. В первой статье мы рассказали о контрактной системе и принципах, по которым она действует (см. « »). В сегодняшнем материале мы расскажем о формах проведения торгов или, если выражаться более корректно, о способах определения поставщика.
Чтобы стать поставщиком какой-либо госструктуры, организация или ИП должны принять участие в торгах, которые проводят заказчики. На языке закона торги именуются «способ определения поставщика». Наибольшее распространение получили три способа: открытые конкурсы, электронные аукционы, запросы котировок.
У каждого способа свои особенности проведения, условия и сроки, но единая цель. Законодательство о контрактной системе настаивает на конкурентной основе поставок для государственных нужд, поэтому заказчик обязан проводить любые торги по принципу, применяемому в спортивных соревнованиях — пусть победит сильнейший.
В нашем случае сильнейшим будет тот участник, который в своей заявке предложит заказчику необходимые товар, результат выполнения работ или услугу наилучшего качества по наиболее низкой цене.
Давайте разберемся, чем же способы определения поставщика отличаются друг от друга.
Самый распространенный способ определения поставщика — электронный аукцион. Его популярность объясняется распоряжением Правительства РФ № 471-р , которое обязывает всех государственных и муниципальных заказчиков закупать большинство товаров, работ и услуг только посредством электронного аукциона.
Аукционы проводятся на пяти электронных торговых площадках:
Электронные площадки обеспечивают электронную форму для всех элементов аукциона.
У аукциона есть одна важная особенность: все время, пока длится процедура аукциона, участники не имеют прямого контакта с заказчиком, т. к. между ними находится оператор электронной площадки. Оператор берет на себя получение, обработку и размещение на площадке всей нужной информации и документов, а также организацию самого аукциона.
Извещение о проведении электронного аукциона заказчик публикует для всех заинтересованных лиц не только в ЕИС на сайте www.zakupki.gov.ru , но и на сайте той электронной площадки, где будет проходить аукцион.
Поэтому участникам необходимо иметь аккредитацию на электронной площадке, которая открывает доступ ко всем ее аукционам. Чтобы не пропустить размещение важной для вас информации о конкурсах, можно подключить сервис «Контур.Закупки». В этом сервисе поставщик может настроить шаблоны запросов обо всех аукционах по «своим» товарам (работам, услугам) и получать на электронную почту уведомления о том, что в системе появились интересующие его торги, конкурсы или аукционы.
Для подготовки и подачи на площадку заявки участникам предоставляется либо 7 дней (когда сумма аукционной закупки не превышает 3 млн. руб.), либо 15 дней (для всех закупок дороже 3 млн. руб.). За это время необходимо изучить аукционную документацию, где раскрывается описание необходимого товара, работы, услуги, проект контракта, и указана начальная (максимальная) цена.
Подача заявки на электронный аукцион имеет свои особенности. Заявка состоит из двух частей. Первая часть посвящена исключительно предмету закупки, а вторая часть — самому участнику.
Участник готовит и направляет на площадку сразу обе части заявки, а вот заказчик получает их по отдельности, т. к. сначала ему нужно оценить только первые части заявок, чтобы разрешить им участвовать в ценовом соревновании по снижению цены. Такая оценка длится не более 7 дней и проводится обезличенно. То есть заказчик не видит даже наименования участников, а анализирует только их предложения по объекту закупки.
На этом этапе заказчик отклонит те заявки, которые не соответствуют установленным требованиям. Далее в режиме онлайн проводится ценовое соревнование, которое требует от участников отличного владения эмоциями и твердого обоснованного расчета. Оно заканчивается выбором наилучшего предложения, то есть предложения с самой низкой ценой закупки.
Однако на этом электронный аукцион не заканчивается. После определения наилучшей цены заказчик рассматривает вторые части заявок, в которых содержится полная информация об участниках и их документы. Заказчик должен их рассмотреть в течение 3 дней.
Если лучшее ценовое предложение принадлежит участнику, вторая часть заявки которого соответствует всем установленным и заявленным требованиям, он и становится победителем.
Извещение о проведении открытого конкурса заказчик публикует для всеобщего обозрения в ЕИС на сайте www.zakupki.gov.ru , и с этого момента у участников есть не менее 20 дней для подачи заявки. Заметим, что отслеживать появление информации об интересующих вас конкурсах также можно с помощью сервиса «Контур.Закупки ».
Заявку можно либо подать непосредственно по месту нахождения заказчика, либо послать по почте. Важна форма заявки на конкурс — обязательно в запечатанном конверте, который не позволяет увидеть содержимое.
Однако прежде чем подавать заявку, участники должны внимательно ознакомиться с информацией, изложенной в конкурсной документации. Описание объекта закупки даст понимание о нуждах заказчика, требованиях к товару, результату работы, услуги, количественных и качественных характеристиках, проект контракта откроет условия будущей поставки со всеми подробностями.
Указывая начальную (максимальную) цену контракта, заказчик сильно надеется, что участники в своих заявках ее снизят, поэтому нужно продумать свои возможности в этом направлении и оценить рентабельность участия в конкретном конкурсе.
Также заказчик укажет все подробности проведения конкурса: порядок подачи заявок, исчерпывающий перечень документов, которые должны быть представлены участником конкурса, дату и время окончания срока подачи заявок, место, дату и время вскрытия конвертов, а также иную полезную информацию.
Главное отличие конкурса от иных способов определения поставщика —возможность для заказчика выбрать самое выгодное предложение не только по цене, но и по наилучшим условиям исполнения контракта.
Выбирать заказчик будет в течение 20 дней со дня вскрытия конвертов. За это время все поданные заявки должны быть внимательно изучены, рассмотрены и оценены. Если участник, его предложение или документация не соответствуют требованиям, заявка будет отклонена.
Еще один распространенный способ определения поставщика — запрос котировок. Он предназначен для закупок типовых, серийных товаров, работ и услуг на суммы, не превышающие 500 000 руб. Данный способ имеет массу достоинств. С его помощью приобретается обычная и недорогая продукция в короткие (7 дней) сроки, условия котировочных контрактов не сложные, котировочная заявка короткая и простая, в ней содержится лишь согласие участника исполнить условия контракта, основная информация о нем самом, и конечно предложение о цене.
Можно с уверенностью сказать, что начинающему поставщику начинать работу в контрактной системе целесообразно именно с запроса котировок.
Заказчику эта форма торгов тоже предоставляет интересные возможности — на запрос котировок он может пригласить интересующих его конкретных участников, что не допускается в иных случаях.
Проведение запроса котировок напоминает конкурс, т.к. заявки подаются в запечатанных конвертах, которые затем вскрываются заказчиком и сразу оцениваются на предмет определения победителя по единственному критерию — цене.
Чтобы принять участие в торгах, все заинтересованные лица должны подготовить заявки с предложениями поставить товар, работу, услугу. Заявки должны быть максимально близки к описанию, изложенному заказчиком в закупочной документации. Кроме того, участник должен предложить наиболее низкую цену, отталкиваясь от начальной (максимальной) цены контракта, установленной заказчиком, также представить документы, которые требуют от участника процедуры закон и заказчик.
Если участник готовится к электронному аукциону, то необходимо пройти аккредитацию на той электронной площадке, где проходит интересующий аукцион.
Нельзя забывать о денежных ресурсах. Заявки на конкурсы и электронные аукционы необходимо сопроводить денежным обеспечением, суммы всегда указываются заказчиком в документации. Если участник не предоставил обеспечение по заявке, то заказчик обязан отклонить такую заявку без рассмотрения.
Что касается запроса котировок, то в этом случае обеспечение по заявке заказчик может не устанавливать, что является еще одним преимуществом для начинающих участников.
Эту сумму можно разбивать: запрос котировок на 50 000 рублей, : запрос котировок на 100 000 рублей: запрос котировок на 150 000 рублей и т.п..
Причем есть ограничение: не более 500 000 рублей (в сумме) в квартал, по данным направлениям (работам, услугам или товарам).
Если в текущем квартале 500 000 "выбраны", то следующие заказы, даже очень маленькие, заказчик обязать размещать как электронные аукционы.
Новый закон, ФЗ-44, заменил 500-тысячный лимит на 10%-1 лимит в отношении общего объема одноименных заказов в год.
Участник, предложивший в котировочной заявке наименьшую сумму, становиться победителем запроса котировок, о чем также есть отметка в протоколе рассмотрения котировочных заявок. С победителем и заключается государственный (муниципальный) контракт.
Форма запроса котировок: упрощенно