Выселение. Приватизация. Перепланировка. Ипотека. ИСЖ

Дорогие читатели, предлагаю Вам разобраться что же такое ВПД на контейнер "и с чем его едят!"

Для начала разложим всю нормативную базу регулирующую получение и использование ВПД на контейнер, а в конце разберем некоторые насущные вопросы, с которыми многие столкнулись на практике.
Статья 20 Федерального закона "О статусе военнослужащих" № 76-ФЗ устанавливает 2 категории лиц, и определенные условия для возникновения права на использование контейнера:
1. Военнослужащие, проходящие военную службу по контракту, при переводе на новое место военной службы и увольнении с военной службы, имеют право на перевоз на безвозмездной основе до 20 тонн личного имущества в контейнерах от прежнего места жительства на новое железнодорожным транспортом, а там, где нет железнодорожного транспорта, - другими видами транспорта (за исключением воздушного). В случае перевоза личного имущества в отдельном вагоне, багажом и мелкой отправкой им возмещаются фактические расходы, но не выше стоимости перевоза в контейнере массой 20 тонн.
2. Члены семьи военнослужащего - гражданина при переезде на избранное место жительства в связи с гибелью (смертью) военнослужащего - гражданина имеют право на бесплатный перевоз до 20 тонн личного имущества в контейнерах железнодорожным транспортом, а там, где нет железнодорожного транспорта, - другими видами транспорта (за исключением воздушного). В случае перевоза личного имущества в отдельном вагоне, багажом и мелкой отправкой им возмещаются фактические расходы, но не выше стоимости перевоза в контейнере массой 20 тонн.
Упомянутая выше статья также устанавливает, что расходы, связанные с перевозом личного имущества железнодорожным, воздушным, водным и автомобильным (за исключением такси) транспортом, возмещаются за счет средств Министерства обороны Российской Федерации (иного федерального органа исполнительной власти, в котором федеральным законом предусмотрена военная служба) в порядке, определяемом Правительством Российской Федерации.
Приказом Министра обороны от 6 июня 2001 года № 200 утверждено Руководство по оформлению, использованию, хранению и обращению с воинскими перевозочными документами в ВС РФ, которое определяет, в частности, порядок выдачи и использования воинских перевозочных документов, оформляемых для перевозки личного имущества.

Так что же можно сделать с контейнером?

1. Дали ВПД на контейнер, а перевез, например, компанией "Перевозофф" на грузовом автомобиле. И ВПД не использовал, и денег заплатил. Всякое бывает, времени не было или еще что? Может между этими станциями и поезда не ходят. Как вещи вести?

Надо затраты возмещать! Пишем рапорт на имя командира части с просьбой возместить расходы на перевоз багажа, к нему прикладываем: договор на перевозку, счет-фактуру, справку о стоимости услуг, квитанцию об оплате, копию справки о регистрации "Перевозоффа" как юридического лица или индивидуального предпринимателя.
И не забываем про ст. 20 ФЗ "О статусе", Ваша перевозка не должна быть дороже перевозки 20 тонного контейнера поездом по тому же маршруту.

2. Возможно ли продать контейнер?

Продать нельзя.
Возможно выписать нотариальную доверенность на заинтересованное лицо. Также необходимо будет за использование ВПД отчитаться, предоставив все квитанции.
И не забываем - контейнер туда куда указали в рапорте на его выдачу, и что на территории стран СНГ использование контейнера возможно лишь в случае если перевозчик действует в соответствии с договором о перевозках на территории СНГ.

3. А можно вместо одного 20 - тонного контейнера взять один 3 - тонный и два 5 - тонных?

Можно по всякому варьировать, главное не нарушать вот это правило:
военнослужащим, проходящим военную службу по контракту, офицерам, проходящим военную службу по призыву, в связи с переводом к новому месту военной службы или переездом к новому месту жительства при увольнении с военной службы выдаются воинские перевозочные документы на перевозку до 20 тонн личного имущества в универсальных (3-, 5-, 10- или 20-тонных) контейнерах железнодорожным транспортом мелкими отправками, багажом или грузобагажом в любом их сочетании по тоннажу, но общая стоимость их перевозки не должна превышать стоимость перевоза одного 20-тонного контейнера, при отсутствии железнодорожного транспорта - другими видами транспорта (за исключением воздушного).
При определении общего тоннажа контейнера, предоставляемых для перевозки личного имущества, следует исходить из того, что стоимость перевозки 3-х тонного контейнера составляет 18%, 5-ти тонного - 36%, а 10-ти тонного контейнера - 50% от стоимости перевозки 20-ти тонного контейнера. Норма перевозки не зависит от состава семьи военнослужащего.

4. А если я никуда не еду, а остаюсь жить там где служил как быть с ВПД на контейнер?

Все просто. Пункт 70 Руководства Вам поможет:
военнослужащим, проходившим военную службу по контракту, которые при увольнении с военной службы не избрали места жительства, и в связи с этим зачисляются на учет в военных комиссариатах по месту увольнения с военной службы, воинской части выдают требования ф. 1, в которых производится запись о том, что военнослужащему при увольнении ВПД на проезд и перевозку личного имущества не выдавались. Эта запись заверяется подписью соответствующих должностных лиц и гербовой мастичной печатью.
Военные комиссариаты по месту учета уволенных военнослужащих на основании их рапортов или заявления членов семьи и указанных требований ф. 1 выдают им ВПД на проезд и перевозку личного имущества в установленном порядке к избранному месту жительства один раз независимо от времени, прошедшего со дня увольнения с военной службы.
Главное в рапорте на увольнение напишите, что Вам нужна справка о неиспользовании ВПД на контейнер.

Добрый день.

Формально с Вашей стороны было нарушение использования ВПД, поскольку Вы использовали его не в период отпуска


ПРИКАЗот 6 июня 2001 г. N 200
ОБ УТВЕРЖДЕНИИ РУКОВОДСТВАПО ОФОРМЛЕНИЮ, ИСПОЛЬЗОВАНИЮ, ХРАНЕНИЮИ ОБРАЩЕНИЮ С ВОИНСКИМИ ПЕРЕВОЗОЧНЫМИ ДОКУМЕНТАМИВ ВООРУЖЕННЫХ СИЛАХ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

Выдача воинских перевозочныхдокументов при предоставлении отпусков, следовании на лечение, поступлении в образовательныеучреждения и обучении в них

Военнослужащие имеют право на использование воинских перевозочных документов только в пределах сроков, указанных в отпускном билете.

Поэтому формально нарушение есть, но лично я считаю, что никакого ущерба Вы не причинили, поскольку все равно использовали бы ВПД, только на несколько дней раньше и МО РФ все равно обязано было бы оплатить РЖД Ваш проезд.

Теперь про контейнер

В соответствии с указанным мной Приказом

Перевозки личного имущества военнослужащих и членов их семей

66. Военнослужащим, проходящим военную службу по контракту, офицерам, проходящим военную службу по призыву, в связи с переводом к новому месту военной службы илипереездом к новому месту жительства при увольнении с военной службы выдаются воинские перевозочные документы на перевозку до 20 тонн личного имущества в универсальных (3-, 5-, 10- или 20-тонных) контейнерах железнодорожным транспортом мелкими отправками, багажом или грузобагажом в любом их сочетании по тоннажу, но общая стоимость их перевозки не должна превышать стоимость перевоза одного 20-тонного контейнера, при отсутствии железнодорожного транспорта - другими видами транспорта (за исключением воздушного) .

Перевозка личного имущества производится от прежнего места военной службы военнослужащего (места жительства семьи) до нового места военной службы (нового места жительства).

Военнослужащим, окончившим военные образовательные учреждения высшего профессионального образования, а также членам их семей воинские перевозочные документы выдаются на перевозку личного имущества от места расположения образовательного учреждения либо, по желанию указанных военнослужащих, от места жительства семьи или родителей военнослужащего до нового места военной службы военнослужащего.

67. В случаях, когда муж и жена являются военнослужащими, проходящими военную службу по контракту в Вооруженных Силах Российской Федерации, или один из супругов проходит военную службу в иных войсках, воинских формированиях или органах, в которых законом предусмотрена военная служба, воинские перевозочные документы выдаются на проезд в случаях, предусмотренных настоящим Руководством, каждому из супругов по месту их военной службы.

Выдача им воинских перевозочных документов как членам семьи военнослужащего не производится. Воинские перевозочные документы на проезд членов их семьи выдаются по месту военной службы одного из супругов на основании требования формы 1 (справки, если выдача требований по месту военной службы военнослужащего не предусмотрена), выданного воинской частью по месту военной службы другого супруга, с указанием в нем о том, что по месту военной службы воинские перевозочные документы (денежные средства) на проезд членов семьи не выдавались.

В случаях, когда муж и жена являются военнослужащими, для которых установлены различные категории проезда, одному из супругов воинские перевозочные документы выдаются по месту его службы по его желанию в соответствии с категорией проезда, установленной для другого супруга, на основании справки установленной формы о занесенных в личное дело военнослужащего членах его семьи, выданной по месту службы другого супруга.(абзац введен Приказом Министра обороны РФ от 27.05.2004 N 159)68.

Расходы по доставке личного имущества в контейнерах от места проживания до станции (пристани, порта) отправления и от станции (пристани, порта) назначения к новому месту проживания возмещаются на основании документов, подтверждающих перевозку.

Данная статья не содержит никаких ограничений, касающихся возможности не выдавать ВПД формы 2, если к военнослужащему есть претензии по проезду в отпуск, Вас банально шантажируют, чтобы Вы добровольно внесли стоимость билетов. Это конечно незаконно.

Разъясните командиру, что Вам в принципе сейчас терять нечего, Вы направляете жалобу прокурору, на сайты Президента, Правительства и МО РФ. Затем Вы обращаетесь в суд о взыскании с него лично расходов, которые Вы понесете в связи с необходимостью снимать жилье по месту службы, морального вреда и судебных расходов.

Если они не согласны с тем, что Вы проехали из отпуска позже, то посоветуйте им взыскать этот ущерб с Вас в суде на оснвоании ФЗ «О материальной ответственности военнослужащих», если получится.

Если командир не примет Ваших доводов, то так и поступайте, то есть жалобы и в суд. Либо если есть возможность - едьте за свои а в военкомате потом потребуете оплаты проезда в соответствии с

МИНИСТР ОБОРОНЫ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
ПРИКАЗот 8 июня 2000 г. N 300
О МЕРАХ ПО ВЫПОЛНЕНИЮПОСТАНОВЛЕНИЯ ПРАВИТЕЛЬСТВА РОССИЙСКОЙФЕДЕРАЦИИ ОТ 20 АПРЕЛЯ 2000 Г. N 354 «О ПОРЯДКЕВОЗМЕЩЕНИЯ РАСХОДОВ, СВЯЗАННЫХ С ПЕРЕВОЗКОЙВОЕННОСЛУЖАЩИХ, ГРАЖДАН, УВОЛЕННЫХ С ВОЕННОЙСЛУЖБЫ, И ЧЛЕНОВ ИХ СЕМЕЙ, А ТАКЖЕИХ ЛИЧНОГО ИМУЩЕСТВА»

1. Заместителям Министра обороны Российской Федерации, главнокомандующим видами Вооруженных Сил Российской Федерации, командующим войсками военных округов, флотами, командующему Воздушно - десантными войсками, командующим объединениями, начальникам главных и центральных управлений Министерства обороны Российской Федерации, командирам соединений и воинских частей, начальникам (руководителям) организаций Вооруженных Сил Российской Федерации, военным комиссарам возмещать военнослужащим, гражданам, уволенным с военной службы, и членам их семей (близким родственникам), имеющим право на бесплатный проезд и перевоз личного имущества:

расходы по доставке личного имущества в контейнерах от места проживания до станции (пристани, порта) отправления и от станции (пристани, порта) назначения к новому месту проживания на основании документов, подтверждающих перевозку.

Дело № 2-3539/2013

Именем Российской Федерации

РЕШЕНИЕ

Октябрьский районный суд города Архангельска в составе

председательствующего судьи Розановой Т.О.,

при секретаре Коваленко И.М.,

рассмотрев в открытом судебном заседании в городе Архангельске гражданское дело по исковому заявлению Беляева С. В. к Военному комиссариату Архангельской области о взыскании расходов, связанных с провозом личного имущества,

установил:

Беляев С.В. обратился в суд иском к Военному комиссару Архангельской области о взыскании расходов, связанных с провозом личного имущества в размере 22 235 руб. 92 коп., судебных расходов на представителя в сумме 15 000 руб., расходов на оформление доверенности в размере 500 руб.

В обоснование исковых требований указал, что является бывшим военнослужащим, после увольнения с военной службы прибыл к новому месту жительства в. На момент перевозки имущества в городе Северодвинске отсутствовали 3 и 5 тонные железнодорожные контейнеры. Перевозку личного имущества истец произвел автомобильным транспортом по договору перевозки с индивидуальным предпринимателем в размере 53 000 руб. На основании справки филиала ОАО «ТрансКонтейнер» на Северной железной дороге провоз 20 тонного контейнера от станции Архангельск до станции Лиски составляет 32 959 руб. 76 коп. Расходы были возмещены ответчиком частично на сумму 10 723 руб. 84 коп. На момент рассмотрения дела невозмещена сумма расходов в размере 22 235 руб. 92 коп., которую просит взыскать с ответчика.

В судебное заседание истец Беляев С.В. не явился, о дате и времени судебного заседания извещен надлежащим образом.

Представитель истца Амосенков Ю.Н.. действующий на основании доверенности, исковые требования поддержал в полном объеме по изложенным доводам.

Представители ответчика Военного комиссариата Архангельской области Мезенцев А.И., Михалюк Л.Н., Анциферов А.А.. действующие на основании доверенности с исковыми требованиями не согласились по доводам, изложенным в отзыве. Пояснили, что при отсутствии 3 и 5 тонных контейнеров, истец мог заказать 10 тонный контейнер. Помимо этого, в случае отсутствия контейнера, истец должен был обратиться с заявкой на обеспечение необходимых перевозок к должностным лицам военной комендатуры. Информация филиала ОАО «ТрансКонтейнер» на Северной железной дороге о стоимости провоза 20 тонного контейнера и о том, что указанные услуги предоставляются только в комплексе не налагает на ответчика обязанность возмещать расходы в полном объеме. Указали, что возмещению подлежит только провозная плата, которая была возмещена истцу в размере 10 723 руб. 84 коп. Просили в удовлетворении иска отказать в полном объеме.

Представитель третьего лица филиала ОАО «ТрансКонтейнер» на Северной железной дороге в судебное заседание не явился, о месте и времени судебного заседания извещен надлежащим образом. В представленном суду отзыве указал, что в справке от 16 декабря 2011 года, выданной Беляеву С.В., содержится информация о стоимости организации транспортно-экспедиционных услуг по организации перевозки 20 тонного контейнера по состоянию на август 2011 года, стоимость услуг составила 32 959 руб. 76 коп., также истцу был выдан расчет с перечислением услуг, оказываемых ОАО «ТрансКонтейнер» по данной отправке и их стоимостью.

Суд, заслушав лиц, участвующих в деле, свидетелей, исследовав письменные материалы дела, суд приходит к следующему.

По делу установлено, что Беляев С.В., капитан 2 ранга, уволен из вооруженных сил приказом от ДД.ММ.ГГГГ № с ДД.ММ.ГГГГ, поставлен на воинский учет в городе Северодвинске.

После увольнения с военной службы истец избрал местом жительства. Временно зарегистрирован по месту жительства (пребывания) с 05 марта 2011 года по 05 марта 2012 года, с 01 марта 2012 года по 01 марта 2017 года (л.д. 69-70). Истец сохраняет постоянную регистрацию по адресу: (л.д. 60).

Согласно требованию на перевозку воинских пассажиров, выданному 19 декабря 2011 года военкоматом Архангельской области, истец имел право на перевозку личного имущества 20 тонн от ст. Северодвинск до ст. Лиски (л.д. 35).

Согласно справке филиала ОАО «РЖД» дирекции по управлению терминально-складским комплексом от 22 декабря 2011 года № 1 в период с 15 августа по конец сентября 2011 года по ст. Северодвинск перевозка домашних вещей в среднетоннажном контейнере не производилась из-за отсутствия порожних контейнеров (л.д. 46).

Перевозку личного имущества истец произвел автомобильным транспортом по договору перевозки с индивидуальным предпринимателем Гвоздикиным С.В. на сумму 53 000 руб., что подтверждается договором на оказание транспортных услуг № 10 от 22 августа 2011 года, расчетом стоимости перевозки груза, счетом-фактурой от 30 августа 2011 года, товарной накладной от 30 августа 2011 года, актом оказания услуг, квитанцией об оплате на сумму 53 000 руб. от 28 августа 2011 года, описью перевезенного имущества (л.д.36- 44).

По завершению перевозки истец обратился с заявлением в военный комиссариат Архангельской области, просил возместить расходы, расходы по перевозке были возмещены частично в сумме 10 723 руб. 84 коп., в возмещении остальной части было отказано.

Воинские перевозочные документы, денежные средства для проезда истца и членов семьи, перевозки личных вещей истцу не выдавались, что сторонами по делу не оспаривается.

В соответствии с п. 1 ст. 20 Федерального закона "О статусе военнослужащих" от 27 мая 1998 года N 76-ФЗ военнослужащие имеют право на бесплатный проезд железнодорожным, воздушным, водным и автомобильным транспортом в служебные командировки, в связи с переводом на новое место военной службы, к местам использования основного (каникулярного) отпуска (один раз в год), дополнительных отпусков, на лечение и обратно, на избранное место жительства при увольнении с военной службы, а военнослужащие, проходящие военную службу по контракту, при переводе на новое место военной службы и увольнении с военной службы, кроме того, имеют право на бесплатный перевоз до 20 тонн личного имущества.

Пунктом 9 указанной статьи предусмотрено, что расходы, связанные с перевозкой военнослужащих и перевозом личного имущества, возмещаются за счет средств Министерства обороны Российской Федерации (иного федерального органа исполнительной власти, в котором федеральным законом предусмотрена военная служба) в порядке, определяемом Правительством Российской Федерации.

Правительство Российской Федерации Постановлением N 354 от 20 апреля 2000 года делегировало право устанавливать указанный порядок Министерству обороны Российской Федерации и другим федеральным органам исполнительной власти, в котором предусмотрена военная служба.

Согласно пункту 1 Приказа Министра обороны Российской Федерации N 300 от 8 июня 2000 года должностным лицам Министерства обороны РФ предписано возмещать военнослужащим, гражданам, уволенным с военной службы, и членам их семей, имеющим право на бесплатный проезд и перевоз личного имущества, расходы, связанные с приобретением проездных и перевозочных документов и по доставке личного имущества, после осуществления проезда и перевоза, предъявления документов, подтверждающих фактические затраты.

Вместе с тем пунктом 5 указанного выше Постановления Правительства РФ Министерству обороны Российской Федерации и иному федеральному органу исполнительной власти, в котором предусмотрена военная служба, в полном соответствии с п. 1 ст. 20 Федерального закона "О статусе военнослужащих" предписано выдавать воинские перевозочные документы (денежные средства) военнослужащим, гражданам, уволенным с военной службы, и членам их семей, имеющим на это право, на проезд и перевоз личного имущества железнодорожным, воздушным, водным и автомобильным транспортом общего пользования во всех случаях перед осуществлением проезда и перевоза.

Данный Приказ не содержит каких-либо норм, ограничивающих права военнослужащих и иных лиц на бесплатный переезд и перевоз имущества.

Согласно п. 69 Руководства по оформлению, использованию, хранению и обращению с воинскими перевозочными документами в вооруженных силах Российской Федерации (утв. Приказом Министра обороны от 06 июня 2001 года № 200) военнослужащие, проходящие военную службу по контракту, и офицеры, проходящие военную службу по призыву, увольняемые с военной службы, а также члены их семей имеют право на получение воинских перевозочных документов на проезд и перевозку личного имущества от прежнего места жительства к новому постоянному месту жительства, избранному военнослужащим при увольнении.

Указанное право может быть использовано один раз, независимо от времени, прошедшего со дня увольнения с военной службы (смерти) военнослужащего.

Таким образом, Приказ Министра обороны РФ не ограничивает право военнослужащих на бесплатный проезд и перевоз личного имущества.

Как видно из приведенных выше нормативных правовых актов, военнослужащему, имеющему право на бесплатный проезд и перевоз личного имущества, действующим законодательством предоставлено право выбора: получить воинские перевозочные документы (денежные средства) перед осуществлением перевозки либо использовать свои личные денежные средства с последующим возмещением затрат за счет Министерства обороны РФ.

Механизм возмещения расходов по проезду и перевозу имущества позволяет военнослужащим, получившим воинские перевозочные документы, но не использовавшим их по каким-либо причинам, осуществить свое право путем возмещения расходов.

На основании изложенного, суд приходит к выводу, что требования истца основаны на положениях п. 1.2. ст. 20 Закона "О статусе военнослужащих. При этом, сумма понесенных истцом расходов превышает стоимость перевоза в контейнере массой 20 тонн, следовательно возмещению подлежит сумма в размере стоимости перевозки 20 тонного контейнера в размере 32 959 руб. 76 коп. с учетом возмещенной суммы 10 723 руб. 84 коп.

Во исполнение ст. 20 ФЗ "О статусе военнослужащих" Правительством РФ было издано Постановление от 20 апреля 2000 года N 354 "О порядке возмещения расходов, связанных с перевозкой военнослужащих, граждан, уволенных с военной службы, и членов их семей, а также их личного имущества", которое конкретизирует категорию транспорта, на которых военнослужащие имеют право на провоз личного имущества на безвозмездной основе, а возмещение расходов на провоз личных вещей грузовым транспортом либо личным автотранспортом не предусмотрено.

В соответствии с п. 3 вышеуказанного Постановления Министерству обороны Российской Федерации и иному федеральному органу исполнительной власти, в котором предусмотрена военная служба, возмещать расходы, связанные с перевозом до 20 тонн личного имущества в универсальных контейнерах железнодорожным транспортом, а там, где нет железнодорожного транспорта, другими видами транспорта (за исключением воздушного) при переездах с прежнего места жительства на новое: военнослужащих, проходящих военную службу по контракту, - в связи с переводом к новому месту военной службы или переездом к новому месту жительства при увольнении с военной службы.

Из материалов дела усматривается, что перевозка вещей истца была произведена автомобильным транспортом, что включается в категорию иного вида транспорта, указанного в Постановлении Правительства РФ.

Федеральные органы исполнительной власти, в которых законом предусмотрена военная служба, возмещают расходы, связанные с перевозом до 20 т личного имущества в универсальных контейнерах железнодорожным транспортом, а там, где нет железнодорожного транспорта, другими видами транспорта (за исключением воздушного) при переездах с прежнего места жительства на новое военнослужащих к новому месту жительства при увольнении с военной службы.

Расходы по доставке личного имущества в контейнерах от места проживания до станции (пристани, порта) отправления и от станции (пристани, порта) назначения к новому месту проживания возмещаются по действующим тарифам и оплачиваются на основании документов, подтверждающих перевозку. В случае перевоза личного имущества в отдельном вагоне, багажом и мелкой отправкой военнослужащим возмещаются фактические расходы, но не выше стоимости перевоза в контейнере массой 20 т.

Правом на бесплатные проезд и перевоз личного имущества граждане, уволенные с военной службы, проходившие ее по контракту, а также члены семей умерших (погибших) военнослужащих от прежнего места жительства на момент увольнения с военной службы или смерти (гибели) военнослужащего к избранному новому месту жительства пользуются один раз независимо от времени, прошедшего со дня увольнения с военной службы или исключения из списков личного состава воинской части в связи со смертью (гибелью) (ст. 4 Постановления Правительства Российской Федерации от 20 апреля 2000 г. N 354).

Военнослужащие, проходящие военную службу по контракту, имеют право на перевозку до 20 т личного имущества в универсальных контейнерах в любом их сочетании по тоннажу. Каких-либо ограничений, в том числе по стоимости перевозки на сумму, не превышающую стоимость перевозки 20-тонного контейнера, действующими нормативными актами не установлено.

Военнослужащий может сам выбрать вид транспорта (автомобильный, железнодорожный или другой, кроме воздушного) при перевозке личного имущества, если все эти виды транспорта связывают пункты на маршруте перевозки. Расходы по доставке личного имущества от места проживания до станции отправления, от станции назначения к новому месту жительства, если действующих тарифов не существует, а перевозка осуществляется автотранспортом частных или негосударственных организаций, устанавливаются согласно общим условиям перевозки, определенным ГК РФ (гл. 40), а также транспортными уставами или кодексами. Документами, подтверждающими перевозку, являются договор перевозки, товарно-транспортная накладная, квитанция и т.д., в которых указываются отправитель, маршрут перевозки, наименование перевозимого груза и его объем, расчет стоимости перевозки.

Согласно представленной филиалом ОАО «ТрансКонтейнер» на Северной железной дороге информации стоимость услуг по организации перевозки груза со станции Архангельск - город Северной железной дороги до станции Лиски в 20 тонном контейнере по состоянию на 05 августа 2011 года составляла 32 959 руб. 76 коп. Оснований не доверять представленным документам не имеется.

Судом не принимаются доводы ответчика о необходимости возмещения лишь расходов по провозной плате в размере 10 723 руб. 84 коп. как возмещения стоимости перевозки груза в 20 тонном контейнере по железным дорогам.

В соответствии с представленной информацией перечисленная филиалом ОАО «ТрансКонтейнер» на Северной железной дороге стоимость услуг по перевозке контейнера включает в себя и иные услуги помимо провозной платы, а именно, погрузочно-разгрузочные работы, осуществляемые краном ОАО «ТрансКонтейнер». В соответствии со ст. 21 Федерального закона от 10 января 2009 года № 18-ФЗ «Устава железнодорожного транспорта Российской Федерации» погрузка груженых контейнеров в местах общего пользования обеспечивается перевозчиками за счет грузополучателей с ее оплатой по соглашению сторон. Взимается плата за предоставление контейнера и вагона, ОАО «ТрансКонтейнер» предоставляет для перевозки грузов собственные крупнотоннажные контейнеры и подвижной состав для перевозки грузов в крупнотоннажных контейнерах. В соответствии со ст. 28 Устава контейнеры при перевозках в них грузов для личных, семейных, домашних и иных нужд, не связных с осуществлением предпринимательской деятельности, должны быть опломбированы перевозчиком или доверенным лицом грузоотправителя за счет грузоотправителя. Обязательным является оформление визы, то есть получение от перевозчика разрешения (визы) на ввоз контейнера с грузом на станцию и его погрузку. В случае отсутствия визы на погрузку - контейнер с грузом к перевозке не принимается. Плата за оформление накладной взимается в соответствии со ст. 25 Устава, грузоотправитель при предъявлении груза для перевозки грузоотправитель должен представить перевозчику на каждую отправку груза составленную в соответствии с правилами перевозок грузов железнодорожным транспортом транспортную железнодорожную накладную и другие предусмотренные соответствующими нормативными правовыми актами документы. Указанная транспортная железнодорожная накладная и выданная на ее основании перевозчиком грузоотправителю квитанция о приеме груза подтверждают заключение договора перевозки груза. Услуга экспедирования включает в себя услугу по сопровождению водителем при перевозке груза клиента в контейнере (под ЗПУ) от места загрузки до момента его передачи под ответственность приемосдатчика контейнерной площадки. Плата за бланк взимается как обеспечение грузоотправителя бланками перевозочных документов. Оформление описи осуществляется в связи с тем, что отправитель вместе с накладной обязан предоставить перевозчику опись на перевозку груза с объявленной ценностью. Плата за составление и подачу за грузоотправителя заявки на перевозку грузов предусмотрена обязанностью грузоотправителя предоставить перевозчику на железнодорожной станции отправления надлежащим образом оформленной заявки на перевозку груза. Также в стоимость включена плата за автоперевозку за 1 час.

Опрошенный в качестве свидетеля Мирошниченко Д.В. (военный комендант аэропорта и железной дороги ст. Архангельск) пояснил, что право у истца на безвозмездную перевозку вещей имеется, указал, что лицо, перевозящее вещи оплачивает не только физическое перемещение груза, но должно оплачивать иные работы (крановые, наложение запорно-пломбировочных работ, съем).

Таким образом, письменными материалами дела подтверждается, что перечисленные в справке филиала ОАО «ТрансКонтейнер» на Северной железной дороге услуги могли быть оказаны только в комплексе и в совокупности составляют стоимость перевозки 20 тонного контейнера, подлежащего возмещению. Ответчиком в нарушение ст. Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации не представлено доказательств, того, что провозная плата 20 тонного контейнера составляет лишь размер провозной платы и может быть оказана без предоставления всего комплекса услуг.

Отсутствие контейнеров на момент перевозки не лишало истца право на осуществление перевозки автомобильным транспортом с дальнейшим правом возмещения расходов на перевозку лично имущества, но не выше стоимости перевоза в контейнере массой 20 тонн.

Указанные выше услуги предоставляются в комплексе и входят в стоимость перевоза контейнера. Данное обстоятельство подтверждается Правилами перевозок железнодорожным транспортом грузов с объявленной ценностью (утв. Приказом Министерства путей сообщения Российской Федерации 18 июня 2003 года № 40). Указанными Правилами установлено, что оформление и заполнение всех необходимых документов, а также проведение всех действий должны быть оформлены и произведены в строгом соответствии с правилами.

Истец является получателем пенсии в Военном комиссариате Архангельской области, в связи с постоянной регистрацией в г. Северодвинске, что свидетельствует о том, что у истца не имелось необходимости вставать на учет в. Одновременно, данное обстоятельство не опровергает доводы истца о постоянном проживании в.

На основании изложенного, суд приходит к выводу об обоснованности требований истца о взыскании с ответчика денежной сумма в размере 22 235 руб. 92 коп. в счет возмещения расходов на перевозку личного имущества.

Статья Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации устанавливает общий порядок распределения судебных расходов между сторонами.

Согласно пункту 1 статьи Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебные расходы состоят из государственной пошлины и издержек, связанных с рассмотрением дела.

В соответствии с положениями статьи Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации к издержкам, связанным с рассмотрением дела, относятся в том числе связанные с рассмотрением дела расходы на оплату услуг представителя.

В соответствии с частью 1 статьи Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации граждане вправе вести свои дела в суде лично или через представителей. Личное участие в деле гражданина не лишает его права иметь по этому делу представителя.

В силу части 1 статьи Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, стороне, в пользу которой состоялось решение суда, по ее письменному ходатайству суд присуждает с другой стороны расходы на оплату услуг представителя в разумных пределах.

Согласно договору на оказание юридических услуг № от ДД.ММ.ГГГГ, заключенному между Беляевым С.В. и Амосенковым Ю.Н. предметом договора является консультирование, получение необходимых документов для обращения в суд, написание искового заявления и представление интересов клиента в суде.

В соответствии с договором размер вознаграждения исполнителя составляет 15 000 руб. Денежная сумма в размере 15 000 руб. оплачена истцом, что подтверждается квитанцией к приходному кассовому ордеру № от ДД.ММ.ГГГГ.

Представитель истца Амосенков Ю.Н. принимал участие в судебных заседаниях 07 мая 2013 года, 22 мая 2013 года, 04 июня 2013 года, 09 июля 2013 года, 19 июля 2013 года.

Принимая во внимание категорию и сложность возникшего спора, объем выполненной представителем работы, длительность судебного заседания, учитывая отсутствие возражений ответчика, сложившуюся в регионе стоимость оплаты юридических услуг, а также требования разумности и справедливости, суд полагает возможным определить ко взысканию с ответчика в пользу истца расходы на оплату услуг представителя в размере 15 000 рублей. Ответчиком доказательств чрезмерности заявленных ко взысканию расходов суду не представлено.

При подаче искового заявления истцом уплачено 500 руб. за оформление доверенности представителя. Указанная сумма подлежит взысканию в пользу истца с ответчика как возмещение понесенных истцом расходов, признанных судом необходимыми по рассматриваемому делу.

Руководствуясь статьями - Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, суд

решил:

иск Беляева С. В. к Военному комиссариату Архангельской области о взыскании расходов, связанных с провозом личного имущества, судебных расходов - удовлетворить.

Взыскать с Военного комиссариата Архангельской области в пользу Беляева С. В. расходы, понесенные при перевозке имущества к избранному после увольнения с военной службы месту жительства в размере 22 235 руб. 92 коп., расходы на оплату услуг представителя в размере 15 000 руб., расходы на оформление доверенности в размере 500 руб., всего ко взысканию - 37 735 руб. 92 коп.

На решение суда лицами, участвующими в деле, может быть подана апелляционная жалоба в Архангельский областной суд через Октябрьский районный суд г. Архангельска в течение месяца со дня принятия решения судом в окончательной форме.

Судья Т.О. Розанова

#впд #закон #право #прававоеннослужащих #солдаты

Воинские перевозочные документы выдаются членам семей военнослужащих, имеющим на это право, на проезд и перевоз личного имущества железнодорожным, воздушным, водным и автомобильным (за исключением такси) транспортом общего пользования.
К воинским перевозочным документам относятся:

1) требование формы 1 - для оформления пассажирских билетов на проезд членов семей (близких родственников) военнослужащих, граждан, уволенных с военной службы, железнодорожным, воздушным и водным транспортом. Требования формы 1 выдаются на проезд в прямом беспересадочном сообщении, а при отсутствии беспересадочного сообщения - с наименьшим количеством пересадок в соответствии с указателями пассажирских маршрутов в кратчайшем сообщении, которые разрабатываются и рассылаются воинским частям начальниками службы военных сообщений военных округов, флотов. При отсутствии беспересадочного сообщения требования формы 1 выдаются на каждый участок пути. Требования формы 1 могут выдаваться для проезда к месту использования отпуска и обратно по маршруту, отличающемуся от кратчайшего. При этом, разница в стоимости проезда оплачивается членами семей военнослужащих в кассу воинской части как восстановление кассового расхода с последующим перечислением денежных средств распорядителю бюджетных средств, который в централизованном порядке производит расчеты с транспортными организациями. Требования формы 1 обмениваются на пассажирские билеты в билетных кассах транспортных предприятий (организаций);

2) требование-накладная формы 2 - на оформление перевозки личного имущества военнослужащих и членов их семей;
3) требование формы 3 - для оформления пассажирских билетов на проезд членов семей (близких родственников) военнослужащих автомобильным (за исключением такси) транспортом, а также для оформления пассажирских билетов на проезд железнодорожным и водным транспортом в пригородном сообщении. Требования формы 3 обмениваются на пассажирские билеты в билетных кассах станций (вокзалов) отправления;
4) талон багажный - на перевозку багажа*(35) или грузобагажа*(36). Талоны багажные обмениваются на багажные или грузобагажные квитанции в багажных кассах станций (вокзалов) отправления.
Воинские перевозочные документы действительны в течение трех месяцев со дня выдачи.

Выдача воинских перевозочных документов или денежных средств производится во всех случаях перед осуществлением проезда и перевозки личного имущества, а окончательный расчет - после их осуществления.

Воинские перевозочные документы выдаются членам семей военнослужащих, проходящих военную службу по контракту, для проезда:
а) к месту использования отпуска и обратно один раз в год при следовании совместно с военнослужащим или раздельно (за исключением членов семей военнослужащих, проходящих военную службу по контракту в соединениях и воинских частях постоянной готовности на должностях, подлежащих комплектованию солдатами, матросами, сержантами и старшинами, и поступивших на военную службу по контракту после 1 января 2004 г.).
Воинские перевозочные документы могут быть использованы членами семей военнослужащих до даты исключения военнослужащего из списков личного состава воинской части в связи с увольнением с военной службы, гибелью (смертью), признанием безвестно отсутствующим или объявлением умершим.
Члены семей военнослужащих могут использовать воинские перевозочные документы для проезда к месту использования отпуска и обратно за истекший год в первом квартале следующего года при совместном следовании с военнослужащим в случае, когда в соответствии с Положением о порядке прохождения военной службы основной отпуск за истекший год предоставлен военнослужащему в первом квартале следующего года.
В случае использования за текущий год воинских перевозочных документов для проезда детей военнослужащих в детские оздоровительные лагеря повторная выдача воинских перевозочных документов на проезд их к месту отдыха в том же календарном году не производится;
б) на лечение в лечебные учреждения по заключению ВВК, а где ее нет - по направлению врача воинской части, и обратно. При переводе для продолжения лечения из одного лечебного учреждения в другое, а также при выписке из лечебного учреждения воинские перевозочные документы выдаются в порядке, предусмотренном для военнослужащих.
Члены семей военнослужащих, постоянно проживающие отдельно от военнослужащих, используют для проезда воинские перевозочные документы от места своего постоянного жительства. При этом, воинские перевозочные документы выдаются по месту военной службы военнослужащего.

В году увольнения с военной службы военнослужащий и члены его семьи используют воинские перевозочные документы к месту проведения отпуска и обратно до дня исключения военнослужащего из списков личного состава воинской части.
Военнослужащим, проходящим военную службу по контракту, офицерам, проходящим военную службу по призыву, в связи с переводом к новому месту военной службы или переездом к новому месту жительства при увольнении с военной службы выдаются воинские перевозочные документы на перевозку до 20 тонн личного имущества в универсальных (3-, 5-, 10- или 20-тонных) контейнерах железнодорожным транспортом мелкими отправками, багажом или грузобагажом в любом их сочетании по тоннажу, но общая стоимость их перевозки не должна превышать стоимость перевоза одного 20-тонного контейнера, при отсутствии железнодорожного транспорта - другими видами транспорта (за исключением воздушного).

Перевозка личного имущества производится от прежнего места военной службы военнослужащего (места жительства семьи) до нового места военной службы (нового места жительства). Военнослужащим, окончившим военные образовательные учреждения высшего профессионального образования, а также членам их семей воинские перевозочные документы выдаются на перевозку личного имущества от места расположения образовательного учреждения либо, по желанию указанных военнослужащих, от места жительства семьи или родителей военнослужащего до нового места военной службы военнослужащего.

В случаях когда муж и жена являются военнослужащими, проходящими военную службу по контракту в Вооруженных Силах Российской Федерации, или один из супругов проходит военную службу в иных войсках, воинских формированиях или органах, в которых законом предусмотрена военная служба, воинские перевозочные документы выдаются на проезд каждому из супругов по месту их военной службы. Выдача им воинских перевозочных документов как членам семьи военнослужащего не производится. Воинские перевозочные документы на проезд членов их семьи выдаются по месту военной службы одного из супругов на основании требования формы 1 (справки, если выдача требований по месту военной службы военнослужащего не предусмотрена), выданного воинской частью по месту военной службы другого супруга, с указанием в нем о том, что по месту военной службы воинские перевозочные документы (денежные средства) на проезд членов семьи не выдавались.

В случаях когда муж и жена являются военнослужащими, для которых установлены различные категории проезда, одному из супругов воинские перевозочные документы выдаются по месту его службы по его желанию в соответствии с категорией проезда, установленной для другого супруга, на основании справки установленной формы о занесенных в личное дело военнослужащего членах его семьи, выданной по месту службы другого супруга.

Расходы по доставке личного имущества в контейнерах от места проживания до станции (пристани, порта) отправления и от станции (пристани, порта) назначения к новому месту проживания возмещаются на основании документов, подтверждающих перевозку.
Лицам, имеющим право на проезд или перевозку личного имущества за счет средств Минобороны России, не получившим или не использовавшим воинские перевозочные документы, расходы возмещаются по фактически произведенным затратам, но не выше норм, установленных для соответствующих категорий воинских пассажиров.
Основанием для возмещения расходов в указанных случаях являются рапорт (заявление), документы, подтверждающие право на проезд или перевозку личного имущества за счет средств Минобороны России (предписание, отпускной билет, командировочное удостоверение с соответствующими отметками о пребывании в пунктах проведения отпуска или служебной командировки, справка о пребывании в санатории, доме отдыха, госпитале и т.п.), и документы о произведенных расходах (проездные билеты, квитанции о доплатах, накладные, багажные и грузобагажные квитанции и др.), неиспользованные воинские перевозочные документы или справки, выданные на бланке требования формы 1, с указанием в нем, что льгота по проезду или перевозке личного имущества не была использована.

Возмещение расходов при утрате или порче проездных документов (билетов), по которым совершался проезд, не производится, если восстановление или идентификация проездных документов (билетов) не может быть осуществлена транспортными предприятиями.
Расходы, связанные с пользованием постельными принадлежностями, проездом в вагонах повышенной комфортности, оплатой установленных на транспорте дополнительных сборов (за исключением расходов, связанных с доставкой билетов на дом, переоформлением билетов по инициативе пассажира), возмещаются на основании документов, подтверждающих фактические затраты по проезду и перевозке в пределах норм, установленных для соответствующих категорий военнослужащих, граждан, уволенных с военной службы, а также членов их семей (близких родственников).

Корякин В.М., Скулакова О.В. Социальные гарантии, предоставляемые семьям военнослужащих. - “За права военнослужащих”, 2010 г.

Здравствуйте, Ольга Михайловна!

Статья 20. Проезд на транспорте. Почтовые отправления[Закон «О статусе военнослужащих»] [Глава II] [Статья 20]

1. Военнослужащие имеют право на проезд на безвозмездной основе:

железнодорожным, воздушным, водным и автомобильным (за исключением такси) транспортом в служебные командировки, в связи с переводом на новое место военной службы, к местам использования дополнительных отпусков (только военнослужащие, проходящие военную службу по призыву), на лечение и обратно, на избранное место жительства при увольнении с военной службы;

на грузовых машинах и в пассажирских автобусах воинской части, выделяемых для обеспечения организованной перевозки военнослужащих к месту военной службы и обратно.

............................

9. Расходы, связанные с перевозкой военнослужащих, граждан, уволенных с военной службы, членов их семей и перевозом личного имущества железнодорожным, воздушным, водным и автомобильным (за исключением такси) транспортом, бронированием мест в гостиницах при направлении военнослужащих в служебные командировки, возмещаются за счет средств Министерства обороны Российской Федерации (иного федерального органа исполнительной власти, в котором федеральным законом предусмотрена военная служба) в порядке, определяемом Правительством Российской Федерации .

В Постановление Правительства РФ от 20 апреля 2000 г. N 354
«О порядке возмещения расходов, связанных с перевозкой военнослужащих, граждан, уволенных с военной службы, и членов их семей, а также их личного имущества»
сказано

3. Министерству обороны Российской Федерации и иному федеральному органу исполнительной власти, в котором предусмотрена военная служба, возмещать расходы, связанные с перевозом до 20 тонн личного имущества в универсальных контейнерах железнодорожным транспортом, а там, где нет железнодорожного транспорта, другими видами транспорта (за исключением воздушного) при переездах с прежнего места жительства на новое: военнослужащих, проходящих военную службу по контракту, - в связи с переводом к новому месту военной службы или переездом к новому месту жительства при увольнении с военной службы; членов семей военнослужащих - граждан - при переезде к избранному месту жительства в связи со смертью (гибелью) военнослужащего.В случае перевоза личного имущества в отдельном вагоне, багажом и мелкой отправкой возмещать фактические расходы, но не выше стоимости перевоза в контейнере массой 20 тонн.

6. Министерству обороны Российской Федерации и иному федеральному органу исполнительной власти, в котором предусмотрена военная служба, возмещать расходы военнослужащих, граждан, уволенных с военной службы, и членов их семей (близких родственников), имеющих право на проезд и перевоз личного имущества на безвозмездной основе, при приобретении ими проездных и перевозочных документов за свой счет.

Порядок возмещения этих расходов определяется указанными федеральными органами исполнительной власти.

К месту жительства следует понимать до конкретного дома где будете проживать, а не до станции, а до дома без разгрузки довести никак нельзя.

Приведу примеры судебной практики свидетельствующие о том, что Вы можете требовать компенсации оплаты крана.

РЕШЕНИЕ
ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
25 декабря 2013 г. г. Краснодар
Краснодарский гарнизонный военный суд в составе:
председательствующего по делу – судьи Слободянюка В.Д.,
при секретаре Подольском Е.А.,
с участием представителя военного комиссара Краснодарского края и отдела военного комиссариата Краснодарского края по Западному и Прикубанскому округам г. Краснодара (далее – Отдел) Санько Д.А., в открытом судебном заседании, в помещении военного суда, рассмотрев гражданское дело по заявлению бывшего военнослужащего войсковой части 61304 капитана запаса Набок А.В. об оспаривании действий военного комиссара Краснодарского края и начальника Отдела, связанных с отказом в возмещении расходов по доставке личного имущества к избранному месту жительства при увольнении с военной службы,
УСТАНОВИЛ:
Не согласившись с порядком возмещения расходов по перевозке личного имущества, к избранному месту жительства при увольнении с военной службы, Набок А.В. обратился в военный суд с заявлением, в котором просил признать действия военного комиссара Краснодарского края и начальника Отдела, связанные с отказом в возмещении расходов в полном объеме незаконными и взыскать с военного комиссариата Краснодарского края 20638 рублей 20 копеек, а также судебные расходы, связанные с уплатойгосударственной пошлины.
В обосновании заявленных требований Набок А.В. в своём заявлении указал, что он уволен с военной службы в запас приказом командующего Дальневосточным военным округом от 6 августа 2003 г. № в связи с организационно-штатными мероприятиями. Военную службу он проходил в Хабаровском крае, а жилым помещением обеспечен в г. Краснодаре. Для перевозки личного имущества к избранному месту жительства он отправил контейнер с личными вещами и автомобилем из г. Хабаровск в г. Краснодар. Расходы наперевозку личных вещей составили 28156 рублей 92 копейки. При обращении в Отдел, ему были возмещены указанные расходы в размере 7518 рублей 72 копеек, а в возмещении остальной части расходов – отказано. В данной связи, он считает, что действиями должностных лиц нарушены его права на возмещение понесённых им расходов по перевозке личного имущества в соответствии с действующим законодательством.
Представитель должностных лиц, чьи действия оспариваются – Санько Д.А. требования заявителя не признала и просила в их удовлетворении отказать, пояснив, что возмещению военнослужащим подлежат расходы по перевозке личного имущества, а также расходы по оплате работ и услуг, цены на которые не указаны в тарифном руководстве, но выполняемых перевозчиками с применением договорных тарифов в обязательном порядке. Не подлежат возмещению расходы по оплате сборов, связанных с оказанием дополнительных услуг грузоотправителю (грузополучателю) по его просьбе (инициативе) на договорной основе. Считает, что Набок А.В. произведена полная компенсация расходов по оплате работ и услуг, выполняемых в обязательном порядке на станции отправления и станции назначения, а также компенсация расходов, связанных с доставкой личного имущества в контейнерах от станции назначения к новому месту проживания на основании предоставленных документов.
Извещенный надлежащим образом о месте и времени судебного заседания заявитель в суд не прибыл, представив ходатайство о рассмотрении заявления без его участия.
Суд счел возможным рассмотреть дело в отсутствие заявителя, в соответствии с ч. 2 ст. 257 ГПК РФ.
Заслушав пояснения представителя должностных лиц, чьи действия оспариваются и исследовав материалы дела, суд приходит к следующим выводам.
В судебном заседании установлено, что Набок А.В. приказом командующего Дальневосточным военным округом от 6 августа 2003 г. № уволен с военной службы в запас в связи с организационно-штатными мероприятиями. Приказом командира войсковой части 61304 от 17 февраля 2004 г. № Набок А.В. с 17 февраля 2004 г. исключён из списков личного состава части и направлен на временный воинский учет в военный комиссариат адрес, также в приказе указано: «Выдать справку об не использовании ВПД навоеннослужащего и членов его семьи к месту постановки на постоянный воинский учет и на перевозличных вещей».
Из ответа начальника Отдела от 7 октября 2013 г. за исх. № следует, что Набок А.В. отказано в компенсации расходов на общую сумму 20638 рублей 20 копеек, а именно: отправление документов по просьбе заказчика, погрузка груза силами ОАО «ТрансКонтейнер», комплексное транспортно-экспедиционное обслуживание поорганизации перевозок грузов в контейнерах разовым плательщикам по просьбе заказчиков, с расчетом по отправлению, крепление груза в контейнере и предоставление знаков опасности, а также уведомление грузоотправителей о подходе порожнего автотранспорта и время подхода автомобиля под погрузку.
В соответствии со ст. 20 Федерального закона «О статусе военнослужащих» военнослужащие имеют право на проезд на безвозмездной основе железнодорожным, воздушным, водным и автомобильным (за исключением такси) транспортом в служебные командировки, в связи с переводом на новое место военной службы, к местам использования основного (каникулярного) отпуска (один раз в год), дополнительных отпусков, на лечение и обратно, на избранное место жительства при увольнении с военной службы.
При этом п. 9 указанной статьи определено, что расходы, связанные с перевозкой военнослужащих, граждан, уволенных с военной службы, членов их семей и перевозом личного имущества железнодорожным, воздушным, водным и автомобильным (за исключением такси) транспортом, бронированием мест в гостиницах, при направлении военнослужащих в служебные командировки, возмещаются за счет средств Министерства обороны РФ в порядке, определяемом Правительством РФ.
В свою очередь п. 6 Постановления Правительства РФ от 20 апреля 2000 г. № 354 «О порядке возмещения расходов, связанных с перевозкой военнослужащих, граждан, уволенных с военной службы, и членов их семей, а также их личного имущества» определение порядка возмещения этих расходов возложено на Министерство обороны РФ.
В данной связи Министр обороны РФ 8 июня 2000 г. издал Приказ № 300 «О мерах по выполнению Постановления Правительства РФ от 20 апреля 2000 г. № 354 «О порядке возмещения расходов, связанных сперевозкой военнослужащих, граждан, уволенных с военной службы, и членов их семей, а также их личного имущества» и Приказом от 6 июня 2001 г. № 200 утвердил Руководство по оформлению, использованию, хранению и обращению с воинскими перевозочными документами в Вооружённых Силах РФ (далее – Руководство).
Согласно п. 85 Руководства основанием для возмещения расходов лицам, имеющим право на проезд илиперевозку личного имущества за счет средств Министерства обороны РФ, не получившим или не использовавшим воинские перевозочные документы, являются рапорт (заявление), отпускной билет с соответствующими отметками о пребывании в пунктах проведения отпуска и т.п., а так же документы о произведенных расходах (проездные билеты, квитанции о доплатах, накладные, багажные и грузобагажные квитанции и др.).
В соответствии с представленными квитанциями и документами Набок А.В. понесены дополнительные расходы в сумме 20638 рублей 20 копеек: отправление документов по просьбе заказчика в размере 322 рублей 14 копеек, предоставление знаков опасности – 238 рублей 36 копеек, комплексное транспортно-экспедиционное обслуживание по организации перевозок грузов в контейнерах разовым плательщикам по просьбе заказчиков, с расчетом по отправлению – 5875 рублей 22 копейки (за вычетом оплаченной услуги – проведение расчетных операций за перевозку и перевалку грузов со станциями, портами, пристанями, за проведение погрузочно-разгрузочных работ, складских и иных работ, выполняемых в начальных, перевалочных и конечных пунктах в размере 277 рублей 30 копеек), крепление груза в контейнере – 4638 рублей 58 копеек, погрузка груза силами ОАО «ТрансКонтейнер» (услуги грузчиков по погрузке личного имущества) на общую сумму 9445 рублей 90 копеек.
Согласно расшифровке, в комплексное транспортное-экспедиционное обслуживание по организацииперевозок грузов в контейнерах разовым плательщикам по просьбе заказчиков, с расчетом по отправлению включены следующие услуги: составление и подача за грузоотправителя по выданной им доверенности заявки на перевозку грузов в размере 344 рублей 56 копеек, проведение расчетных операций за перевозкуи перевалку грузов со станциями, портами, пристанями, за проведение погрузочно-разгрузочных работ, складских и иных работ, выполняемых в начальных, перевалочных и конечных пунктах – 277 рублей 30 копеек, оформление документов за грузоотправителя – 337 рублей 48 копеек, получение за грузоотправителя визы на погрузку грузов, выполняемое по его просьбе – 859 рублей 4 копейки, использование контейнерной площадки для перегруза груза на станции отправления – 3417 рублей 28 копеек, выполнение работником ОАО «ТрансКонтейнер» работ и услуг по просьбе грузоотправителя (грузополучателя), цены на которые не опубликованы в тарифных руководствах, с оплатой по соглашению – 916 рублей 86 копеек, а всего в сумме 6152 рубля 52 копейки.
На основании изложенного суд приходит к выводу, что не подлежат возмещению оплаченные заявителем дополнительные услуги, произведенные по его просьбе, за исключением расходов, связанных с креплением груза в контейнере в размере 4638 рублей 58 копеек, а также услуги по погрузке силами ОАО «ТрансКонтейнер» (услуги грузчиков по погрузке личного имущества) в сумме 9445 рублей 90 копеек, поскольку без данных услуг невозможно осуществить надлежащую перевозку личного имущества.
При таких обстоятельствах, суд считает необходимым заявление Набок А.В. удовлетворить частично.
Статья 98 ГПК РФ предусматривает распределение судебных расходов между сторонами.
Поскольку заявление Набок А.В. удовлетворено частично, то и судебные расходы, связанные с уплатойгосударственной пошлины подлежат возмещению пропорционально удовлетворенной части требований.
Из представленных в суд копий приказа военного комиссара Краснодарского края от 22 января 2010 г. №, заявления о постановке на учет российской организации в налоговом органе и уведомления о постановке на учет российской организации в налоговом органе, следует, что Отдел является обособленным подразделением военного комиссариата Краснодарского края и своего лицевого счета не имеет.
С учетом изложенного денежные средства и судебные расходы по делу подлежат взысканию с военного комиссариата Краснодарского края.
Руководствуясь ст. ст. 98, 194-199, 254, 258 ГПК РФ, суд
РЕШИЛ:
Заявление Набок А.В. – удовлетворить частично.
Действия военного комиссара Краснодарского края и начальника отдела военного комиссариата Краснодарского края по Западному и Прикубанскому округам г. Краснодара, связанные с отказом в возмещении Набок А.В. расходов на крепление груза в контейнере и оплате услуг грузчиков по погрузке личного имущества, признать незаконными.
Взыскать с военного комиссариата Краснодарского края в пользу Набок А.В. 14084 (четырнадцать тысяч восемьдесят четыре) рубля 48 копеек в счет возмещения расходов, связанных с креплением груза в контейнере и оплатой услуг грузчиков по погрузке личного имущества, а также судебные расходы по делу в размере 130 (ста тридцати) рублей.
В удовлетворении заявления Набок А.В. о возмещении остальной части расходов по доставке личного имущества к избранному месту жительства в размере 6553 рублей 72 копеек отказать, возложив на заявителя оставшуюся часть судебных расходов по делу.
Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в судебную коллегию по административным делам Северо-Кавказского окружного военного суда через Краснодарский гарнизонный военный суд в течение месяца со дня его вынесения.
Председательствующий по делу В.Д. Слободянюк

РЕШЕНИЕ
19 июля 2013 года город Архангельск
Октябрьский районный суд города Архангельска в составе
председательствующего судьи Розановой Т.О.,
при секретаре Коваленко И.М.,
рассмотрев в открытом судебном заседании в городе Архангельске гражданское дело по исковому заявлению Беляева С. В. к Военному комиссариату Архангельской области о взыскании расходов, связанных с провозом личного имущества,
установил:
Беляев С.В. обратился в суд иском к Военному комиссару Архангельской области о взыскании расходов, связанных с провозом личного имущества в размере 22 235 руб. 92 коп., судебных расходов на представителя в сумме 15 000 руб., расходов на оформление доверенности в размере 500 руб.
В обоснование исковых требований указал, что является бывшим военнослужащим, после увольнения с военной службы прибыл к новому месту жительства в <адрес>. На момент перевозки имущества в городе Северодвинске отсутствовали 3 и 5 тонные железнодорожные контейнеры. Перевозку личного имущества истец произвел автомобильным транспортом по договору перевозки с индивидуальным предпринимателем в размере 53 000 руб. На основании справки филиала ОАО «ТрансКонтейнер» на Северной железной дороге провоз 20 тонного контейнера от станции Архангельск до станции Лиски составляет 32 959 руб. 76 коп. Расходы были возмещены ответчиком частично на сумму 10 723 руб. 84 коп. На момент рассмотрения дела невозмещена сумма расходов в размере 22 235 руб. 92 коп., которую просит взыскать с ответчика.
В судебное заседание истец Беляев С.В. не явился, о дате и времени судебного заседания извещен надлежащим образом.
Представитель истца Амосенков Ю.Н… действующий на основании доверенности, исковые требования поддержал в полном объеме по изложенным доводам.
Представители ответчика Военного комиссариата Архангельской области Мезенцев А.И., Михалюк Л.Н., Анциферов А.А… действующие на основании доверенности с исковыми требованиями не согласились по доводам, изложенным в отзыве. Пояснили, что при отсутствии 3 и 5 тонных контейнеров, истец мог заказать 10 тонный контейнер. Помимо этого, в случае отсутствия контейнера, истец должен был обратиться с заявкой на обеспечение необходимых перевозок к должностным лицам военной комендатуры. Информация филиала ОАО «ТрансКонтейнер» на Северной железной дороге о стоимости провоза 20 тонного контейнера и о том, что указанные услуги предоставляются только в комплексе не налагает на ответчика обязанность возмещать расходы в полном объеме. Указали, что возмещению подлежит только провозная плата, которая была возмещена истцу в размере 10 723 руб. 84 коп. Просили в удовлетворении иска отказать в полном объеме.
Представитель третьего лица филиала ОАО «ТрансКонтейнер» на Северной железной дороге в судебное заседание не явился, о месте и времени судебного заседания извещен надлежащим образом. В представленном суду отзыве указал, что в справке от 16 декабря 2011 года, выданной Беляеву С.В., содержится информация о стоимости организации транспортно-экспедиционных услуг по организацииперевозки 20 тонного контейнера по состоянию на август 2011 года, стоимость услуг составила 32 959 руб. 76 коп., также истцу был выдан расчет с перечислением услуг, оказываемых ОАО «ТрансКонтейнер» по данной отправке и их стоимостью.
Суд, заслушав лиц, участвующих в деле, свидетелей, исследовав письменные материалы дела, суд приходит к следующему.
По делу установлено, что Беляев С.В., капитан 2 ранга, уволен из вооруженных сил приказом от ДД.ММ.ГГГГ № с ДД.ММ.ГГГГ, поставлен на воинский учет в городе Северодвинске.
После увольнения с военной службы истец избрал местом жительства <адрес>. Временно зарегистрирован по месту жительства (пребывания) с 05 марта 2011 года по 05 марта 2012 года, с 01 марта 2012 года по 01 марта 2017 года (л.д. 69-70). Истец сохраняет постоянную регистрацию по адресу: <адрес> (л.д. 60).
Согласно требованию на перевозку воинских пассажиров, выданному 19 декабря 2011 года военкоматом Архангельской области, истец имел право на перевозку личного имущества 20 тонн от ст. Северодвинск до ст. Лиски (л.д. 35).
Согласно справке филиала ОАО «РЖД» дирекции по управлению терминально-складским комплексом от 22 декабря 2011 года № 1 в период с 15 августа по конец сентября 2011 года по ст. Северодвинск перевозкадомашних вещей в среднетоннажном контейнере не производилась из-за отсутствия порожних контейнеров (л.д. 46).
Перевозку личного имущества истец произвел автомобильным транспортом по договору перевозки с индивидуальным предпринимателем Гвоздикиным С.В. на сумму 53 000 руб., что подтверждается договором на оказание транспортных услуг № 10 от 22 августа 2011 года, расчетом стоимости перевозки груза, счетом-фактурой от 30 августа 2011 года, товарной накладной от 30 августа 2011 года, актом оказанияуслуг, квитанцией об оплате на сумму 53 000 руб. от 28 августа 2011 года, описью перевезенногоимущества (л.д.36- 44).
По завершению перевозки истец обратился с заявлением в военный комиссариат Архангельской области, просил возместить расходы, расходы по перевозке были возмещены частично в сумме 10 723 руб. 84 коп., в возмещении остальной части было отказано.
Воинские перевозочные документы, денежные средства для проезда истца и членов семьи, перевозкиличных вещей истцу не выдавались, что сторонами по делу не оспаривается.
В соответствии с п. 1 ст. 20 Федерального закона «О статусе военнослужащих» от 27 мая 1998 года N 76-ФЗвоеннослужащие имеют право на бесплатный проезд железнодорожным, воздушным, водным и автомобильным транспортом в служебные командировки, в связи с переводом на новое место военной службы, к местам использования основного (каникулярного) отпуска (один раз в год), дополнительных отпусков, на лечение и обратно, на избранное место жительства при увольнении с военной службы, авоеннослужащие, проходящие военную службу по контракту, при переводе на новое место военной службы и увольнении с военной службы, кроме того, имеют право на бесплатный перевоз до 20 тонн личного имущества.
Пунктом 9 указанной статьи предусмотрено, что расходы, связанные с перевозкой военнослужащих иперевозом личного имущества, возмещаются за счет средств Министерства обороны Российской Федерации (иного федерального органа исполнительной власти, в котором федеральным законом предусмотрена военная служба) в порядке, определяемом Правительством Российской Федерации.
Правительство Российской Федерации Постановлением N 354 от 20 апреля 2000 года делегировало право устанавливать указанный порядок Министерству обороны Российской Федерации и другим федеральным органам исполнительной власти, в котором предусмотрена военная служба.
Согласно пункту 1 Приказа Министра обороны Российской Федерации N 300 от 8 июня 2000 года должностным лицам Министерства обороны РФ предписано возмещать военнослужащим, гражданам, уволенным с военной службы, и членам их семей, имеющим право на бесплатный проезд и перевоз личного имущества, расходы, связанные с приобретением проездных и перевозочных документов и по доставке личного имущества, после осуществления проезда и перевоза, предъявления документов, подтверждающих фактические затраты.
Вместе с тем пунктом 5 указанного выше Постановления Правительства РФ Министерству обороны Российской Федерации и иному федеральному органу исполнительной власти, в котором предусмотрена военная служба, в полном соответствии с п. 1 ст. 20 Федерального закона «О статусе военнослужащих» предписано выдавать воинские перевозочные документы (денежные средства) военнослужащим, гражданам, уволенным с военной службы, и членам их семей, имеющим на это право, на проезд и перевозличного имущества железнодорожным, воздушным, водным и автомобильным транспортом общего пользования во всех случаях перед осуществлением проезда и перевоза.
Данный Приказ не содержит каких-либо норм, ограничивающих права военнослужащих и иных лиц на бесплатный переезд и перевоз имущества.
Согласно п. 69 Руководства по оформлению, использованию, хранению и обращению с воинскимиперевозочными документами в вооруженных силах Российской Федерации (утв. Приказом Министра обороны от 06 июня 2001 года № 200) военнослужащие, проходящие военную службу по контракту, и офицеры, проходящие военную службу по призыву, увольняемые с военной службы, а также члены их семей имеют право на получение воинских перевозочных документов на проезд и перевозку личного имущества от прежнего места жительства к новому постоянному месту жительства, избранному военнослужащим при увольнении.
Указанное право может быть использовано один раз, независимо от времени, прошедшего со дня увольнения с военной службы (смерти) военнослужащего.
Таким образом, Приказ Министра обороны РФ не ограничивает право военнослужащих на бесплатный проезд и перевоз личного имущества.
Как видно из приведенных выше нормативных правовых актов, военнослужащему, имеющему право на бесплатный проезд и перевоз личного имущества, действующим законодательством предоставлено право выбора: получить воинские перевозочные документы (денежные средства) перед осуществлениемперевозки либо использовать свои личные денежные средства с последующим возмещением затрат за счет Министерства обороны РФ.
Механизм возмещения расходов по проезду и перевозу имущества позволяет военнослужащим, получившим воинские перевозочные документы, но не использовавшим их по каким-либо причинам, осуществить свое право путем возмещения расходов.
На основании изложенного, суд приходит к выводу, что требования истца основаны на положениях п. 1.2. ст. 20 Закона «О статусе военнослужащих. При этом, сумма понесенных истцом расходов превышает стоимость перевоза в контейнере массой 20 тонн, следовательно возмещению подлежит сумма в размере стоимости перевозки 20 тонного контейнера в размере 32 959 руб. 76 коп. с учетом возмещенной суммы 10 723 руб. 84 коп.
Во исполнение ст. 20 ФЗ „О статусе военнослужащих“ Правительством РФ было издано Постановление от 20 апреля 2000 года N 354 „О порядке возмещения расходов, связанных с перевозкой военнослужащих, граждан, уволенных с военной службы, и членов их семей, а также их личного имущества“, которое конкретизирует категорию транспорта, на которых военнослужащие имеют право на провоз личного имущества на безвозмездной основе, а возмещение расходов на провоз личных вещей грузовым транспортом либо личным автотранспортом не предусмотрено.
В соответствии с п. 3 вышеуказанного Постановления Министерству обороны Российской Федерации и иному федеральному органу исполнительной власти, в котором предусмотрена военная служба, возмещать расходы, связанные с перевозом до 20 тонн личного имущества в универсальных контейнерах железнодорожным транспортом, а там, где нет железнодорожного транспорта, другими видами транспорта (за исключением воздушного) при переездах с прежнего места жительства на новое: военнослужащих, проходящих военную службу по контракту, - в связи с переводом к новому месту военной службы или переездом к новому месту жительства при увольнении с военной службы.
Из материалов дела усматривается, что перевозка вещей истца была произведена автомобильным транспортом, что включается в категорию иного вида транспорта, указанного в Постановлении Правительства РФ.
Федеральные органы исполнительной власти, в которых законом предусмотрена военная служба, возмещают расходы, связанные с перевозом до 20 т личного имущества в универсальных контейнерах железнодорожным транспортом, а там, где нет железнодорожного транспорта, другими видами транспорта (за исключением воздушного) при переездах с прежнего места жительства на новое военнослужащих к новому месту жительства при увольнении с военной службы.
Расходы по доставке личного имущества в контейнерах от места проживания до станции (пристани, порта) отправления и от станции (пристани, порта) назначения к новому месту проживания возмещаются по действующим тарифам и оплачиваются на основании документов, подтверждающих перевозку. В случаеперевоза личного имущества в отдельном вагоне, багажом и мелкой отправкой военнослужащимвозмещаются фактические расходы, но не выше стоимости перевоза в контейнере массой 20 т.
Правом на бесплатные проезд и перевоз личного имущества граждане, уволенные с военной службы, проходившие ее по контракту, а также члены семей умерших (погибших) военнослужащих от прежнего места жительства на момент увольнения с военной службы или смерти (гибели) военнослужащего к избранному новому месту жительства пользуются один раз независимо от времени, прошедшего со дня увольнения с военной службы или исключения из списков личного состава воинской части в связи со смертью (гибелью) (ст. 4 Постановления Правительства Российской Федерации от 20 апреля 2000 г. N 354).
Военнослужащие, проходящие военную службу по контракту, имеют право на перевозку до 20 т личного имущества в универсальных контейнерах в любом их сочетании по тоннажу. Каких-либо ограничений, в том числе по стоимости перевозки на сумму, не превышающую стоимость перевозки 20-тонного контейнера, действующими нормативными актами не установлено.
Военнослужащий может сам выбрать вид транспорта (автомобильный, железнодорожный или другой, кроме воздушного) при перевозке личного имущества, если все эти виды транспорта связывают пункты на маршруте перевозки. Расходы по доставке личного имущества от места проживания до станции отправления, от станции назначения к новому месту жительства, если действующих тарифов не существует, а перевозка осуществляется автотранспортом частных или негосударственных организаций, устанавливаются согласно общим условиям перевозки, определенным ГК РФ (гл. 40), а также транспортными уставами или кодексами. Документами, подтверждающими перевозку, являются договорперевозки, товарно-транспортная накладная, квитанция и т.д., в которых указываются отправитель, маршрут перевозки, наименование перевозимого груза и его объем, расчет стоимости перевозки.
Согласно представленной филиалом ОАО «ТрансКонтейнер» на Северной железной дороге информации стоимость услуг по организации перевозки груза со станции Архангельск - город Северной железной дороги до станции Лиски в 20 тонном контейнере по состоянию на 05 августа 2011 года составляла 32 959 руб. 76 коп. Оснований не доверять представленным документам не имеется.
Судом не принимаются доводы ответчика о необходимости возмещения лишь расходов по провозной платев размере 10 723 руб. 84 коп. как возмещения стоимости перевозки груза в 20 тонном контейнере по железным дорогам.
В соответствии с представленной информацией перечисленная филиалом ОАО «ТрансКонтейнер» на Северной железной дороге стоимость услуг по перевозке контейнера включает в себя и иные услугипомимо провозной платы, а именно, погрузочно-разгрузочные работы, осуществляемые краном ОАО «ТрансКонтейнер». В соответствии со ст. 21 Федерального закона от 10 января 2009 года № 18-ФЗ «Устава железнодорожного транспорта Российской Федерации» погрузка груженых контейнеров в местах общего пользования обеспечивается перевозчиками за счет грузополучателей с ее оплатой по соглашению сторон. Взимается плата за предоставление контейнера и вагона, ОАО «ТрансКонтейнер» предоставляет дляперевозки грузов собственные крупнотоннажные контейнеры и подвижной состав для перевозки грузов в крупнотоннажных контейнерах. В соответствии со ст. 28 Устава контейнеры при перевозках в них грузов для личных, семейных, домашних и иных нужд, не связных с осуществлением предпринимательской деятельности, должны быть опломбированы перевозчиком или доверенным лицом грузоотправителя за счет грузоотправителя. Обязательным является оформление визы, то есть получение от перевозчика разрешения (визы) на ввоз контейнера с грузом на станцию и его погрузку. В случае отсутствия визы на погрузку - контейнер с грузом к перевозке не принимается. Плата за оформление накладной взимается в соответствии со ст. 25 Устава, грузоотправитель при предъявлении груза для перевозки грузоотправитель должен представить перевозчику на каждую отправку груза составленную в соответствии с правиламиперевозок грузов железнодорожным транспортом транспортную железнодорожную накладную и другие предусмотренные соответствующими нормативными правовыми актами документы. Указанная транспортная железнодорожная накладная и выданная на ее основании перевозчиком грузоотправителю квитанция о приеме груза подтверждают заключение договора перевозки груза. Услуга экспедирования включает в себяуслугу по сопровождению водителем при перевозке груза клиента в контейнере (под ЗПУ) от места загрузки до момента его передачи под ответственность приемосдатчика контейнерной площадки. Плата за бланк взимается как обеспечение грузоотправителя бланками перевозочных документов. Оформление описи осуществляется в связи с тем, что отправитель вместе с накладной обязан предоставить перевозчику опись на перевозку груза с объявленной ценностью. Плата за составление и подачу за грузоотправителя заявки на перевозку грузов предусмотрена обязанностью грузоотправителя предоставить перевозчику на железнодорожной станции отправления надлежащим образом оформленной заявки на перевозку груза. Также в стоимость включена плата за автоперевозку за 1 час.
Опрошенный в качестве свидетеля Мирошниченко Д.В. (военный комендант аэропорта и железной дороги ст. Архангельск) пояснил, что право у истца на безвозмездную перевозку вещей имеется, указал, что лицо, перевозящее вещи оплачивает не только физическое перемещение груза, но должно оплачивать иные работы (крановые, наложение запорно-пломбировочных работ, съем).
Таким образом, письменными материалами дела подтверждается, что перечисленные в справке филиала ОАО «ТрансКонтейнер» на Северной железной дороге услуги могли быть оказаны только в комплексе и в совокупности составляют стоимость перевозки 20 тонного контейнера, подлежащего возмещению. Ответчиком в нарушение ст. 56 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации не представлено доказательств, того, что провозная плата 20 тонного контейнера составляет лишь размер провозной платы и может быть оказана без предоставления всего комплекса услуг.
Отсутствие контейнеров на момент перевозки не лишало истца право на осуществление перевозкиавтомобильным транспортом с дальнейшим правом возмещения расходов на перевозку лично имущества, но не выше стоимости перевоза в контейнере массой 20 тонн.
Указанные выше услуги предоставляются в комплексе и входят в стоимость перевоза контейнера. Данное обстоятельство подтверждается Правилами перевозок железнодорожным транспортом грузов с объявленной ценностью (утв. Приказом Министерства путей сообщения Российской Федерации 18 июня 2003 года № 40). Указанными Правилами установлено, что оформление и заполнение всех необходимых документов, а также проведение всех действий должны быть оформлены и произведены в строгом соответствии с правилами.
Истец является получателем пенсии в Военном комиссариате Архангельской области, в связи с постоянной регистрацией в г. Северодвинске, что свидетельствует о том, что у истца не имелось необходимости вставать на учет в <адрес>. Одновременно, данное обстоятельство не опровергает доводы истца о постоянном проживании в <адрес>.
На основании изложенного, суд приходит к выводу об обоснованности требований истца о взыскании с ответчика денежной сумма в размере 22 235 руб. 92 коп. в счет возмещения расходов на перевозку личного имущества.
Статья 98 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации устанавливает общий порядок распределения судебных расходов между сторонами.
Согласно пункту 1 статьи 88 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебные расходы состоят из государственной пошлины и издержек, связанных с рассмотрением дела.
В соответствии с положениями статьи 94 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации к издержкам, связанным с рассмотрением дела, относятся в том числе связанные с рассмотрением дела расходы на оплату услуг представителя.
В соответствии с частью 1 статьи 48 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации граждане вправе вести свои дела в суде лично или через представителей. Личное участие в деле гражданина не лишает его права иметь по этому делу представителя.
В силу части 1 статьи 100 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, стороне, в пользу которой состоялось решение суда, по ее письменному ходатайству суд присуждает с другой стороны расходы на оплату услуг представителя в разумных пределах.
Согласно договору на ока



Если заметили ошибку, выделите фрагмент текста и нажмите Ctrl+Enter
ПОДЕЛИТЬСЯ:
Выселение. Приватизация. Перепланировка. Ипотека. ИСЖ