Выселение. Приватизация. Перепланировка. Ипотека. ИСЖ

1. Гражданский служащий имеет право расторгнуть служебный контракт и уволиться с гражданской службы по собственной инициативе, предупредив об этом представителя нанимателя в письменной форме за две недели.

2. В случае, если заявление гражданского служащего о расторжении служебного контракта и об увольнении с гражданской службы по собственной инициативе обусловлено невозможностью продолжения им исполнения должностных обязанностей и прохождения гражданской службы (зачислением в организацию, осуществляющую образовательную деятельность, выходом на пенсию, переходом на замещение выборной должности и другими обстоятельствами), а также в случае установленного нарушения представителем нанимателя законов, иных нормативных правовых актов и служебного контракта представитель нанимателя обязан расторгнуть служебный контракт в срок, указанный в заявлении гражданского служащего.

(в ред. Федерального закона от 02.07.2013 N 185-ФЗ)

(см. текст в предыдущей редакции)

3. До истечения срока предупреждения о расторжении служебного контракта и об увольнении с гражданской службы гражданский служащий имеет право в любое время отозвать свое заявление. Освобождение гражданского служащего от замещаемой должности гражданской службы и увольнение с гражданской службы не производятся, если на его должность не приглашен другой гражданский служащий или гражданин.

4. По истечении срока предупреждения о расторжении служебного контракта и об увольнении с гражданской службы гражданский служащий имеет право прекратить исполнение должностных обязанностей.

5. В последний день исполнения гражданским служащим должностных обязанностей представитель нанимателя по письменному заявлению гражданского служащего обязан выдать гражданскому служащему трудовую книжку, другие документы, связанные с гражданской службой и пенсионным обеспечением, и произвести с ним окончательный расчет.

6. При расторжении служебного контракта и увольнении с гражданской службы гражданский служащий исключается из реестра гражданских служащих государственного органа, а его личное дело в установленном порядке сдается в архив этого государственного органа.

7. По соглашению между гражданским служащим и представителем нанимателя гражданский служащий может быть освобожден от замещаемой должности гражданской службы и уволен с гражданской службы ранее срока, указанного в настоящей статье.

8. По письменному заявлению гражданского служащего он освобождается от замещаемой должности гражданской службы и увольняется с гражданской службы после предоставления ему ежегодного оплачиваемого отпуска или после окончания периода его временной нетрудоспособности.

Увольнение в связи с сокращением штата государственного органа, как и сокращением численности или штата других организаций, существует довольно давно. Однако в связи с принятием Федерального закона от 05.04.2013 № 57-ФЗ (далее - Закон № 57-ФЗ) были внесены некоторые изменения и дополнения в положения, регулирующие процедуру сокращения должностей гражданской службы. О том, какие особенности нужно учесть при сокращении таких должностей, какие обязанности и права при этом возникают у работодателя, какие гарантии предусмотрены для служащих при увольнении по данному основанию, расскажем в статье.

До принятия Закона № 57-ФЗ освобождение гражданского служащего от занимаемой должности в связи с сокращением штата осуществлялось по п. 6 ч. 1 ст. 33 Федерального закона от 27.07.2004 № 79-ФЗ «О государственной гражданской службеРоссийской Федерации» (далее - Закон № 79-ФЗ ): отказ гражданского служащего от предложенной для замещения иной должности гражданской службы либо от профессиональной переподготовки или повышения квалификации в связи с сокращением должностей гражданской службы, а также при непредоставлении ему в этих случаях иной должности гражданской службы. Данное основание относилось к общим основаниям прекращения служебного контракта, освобождения от замещаемой должности гражданской службы и увольнения с нее. Сокращение же численности или штата работников организации Трудовым кодексом отнесено к увольнению по инициативе работодателя (п. 2 ч. 1 ст. 81 ).

Законом № 57-ФЗ в первую очередь данное основание увольнения было включено в перечень оснований расторжения служебного контракта по инициативе представителя нанимателя. Существенные изменения претерпели и ст. 31 и 37 Закона № 79-ФЗ , регламентирующие сокращение должностей государственной службы. Кроме этого, Правительство РФ Постановлением от 19.09.2013 № 822 утвердило Правила предоставления государственному гражданскому служащему в случае отсутствия вакантных должностей в государственном органе, в котором сокращаются должности государственной гражданской службы, или государственном органе, которому переданы функции упраздненного государственного органа, вакантной должности государственной гражданской службы в иных государственных органах (далее - Правила ).

В каком порядке после принятия закона осуществляется сокращение должностей и увольнение служащих, рассмотрим далее.

Процедура, предшествующая увольнению

В отличие от Трудового кодекса, в котором названы два отдельных основания увольнения - сокращение численности или штата (п. 2 ч. 1 ст. 81 ТК РФ ) и ликвидация организации (п. 1 ч. 1 ст. 81 ), - ст. 31 Закона № 79-ФЗ одновременно регламентирует отношения, связанные с сокращением должностей гражданской службы и упразднением государственного органа, а именно предусматривает правовые последствия, наступающие для гражданского служащего в период реорганизации или ликвидации государственных органов, влекущей сокращение или прекращение замещения должностей гражданской службы.

Напомним, что ликвидация юридического лица влечет его прекращение без перехода прав и обязанностей в порядке правопреемства к другим лицам, за исключением случаев, предусмотренных федеральным законом (ст. 61 ГК РФ ). И здесь следует отметить, что при ликвидации негосударственной организации трудовые отношения с работниками прекращаются, а при ликвидации государственного органа его полномочия могут быть переданы иному государственному органу и отношения с гражданским служащим могут быть продолжены.

Так, ч. 1 ст. 31 Закона № 79-ФЗ гласит, что при сокращении должностей гражданской службы или упразднении государственного органа государственно-служебные отношения со служащим продолжаются в случае предоставления такому служащему, замещающему сокращаемую должность гражданской службы в государственном органе или должность гражданской службы в упраздняемом государственном органе, с его письменного согласия иной должности гражданской службы в том же государственном органе, либо в органе, которому переданы функции упраздненного государственного органа, либо в другом государственном органе.

О предстоящем увольнении в связи с сокращением должностей гражданской службы или упразднением государственного органа служащий, замещающий сокращаемую должность или должность в упраздняемом государственном органе, предупреждается представителем нанимателя персонально и под роспись не менее чем за два месяца до увольнения. Причем представитель нанимателя обязан в течение этих двух месяцев предложить гражданскому служащему все имеющиеся соответственно в том же государственном органе или в органе, которому переданы функции упраздненного государственного органа, вакантные должности гражданской службы с учетом категории и группы замещаемой служащим должности, уровня его квалификации, профессионального образования, стажа гражданской службы или работы по специальности, направлению подготовки. В случае отсутствия таких должностей в указанных органах служащему могут быть предложены вакантные должности гражданской службы в иных государственных органах в порядке, определяемом Правительством РФ, а именно установленном Правилами .

До истечения двухмесячного срока и с письменного согласия служащего представитель нанимателя вправе расторгнуть с ним служебный контракт (ч. 7 ст. 31 Закона № 79-ФЗ).

Обратите внимание, что Законом № 79-ФЗ предусмотрено поступление на гражданскую службу и замещение государственных должностей на конкурсной основе, но при назначении гражданского служащего на иную должность гражданской службы в случае сокращения штата конкурс не проводится (п. 4 ч. 2 ст. 22 ).

Предоставление вакантной должности в ином государственном органе

Итак, согласно Правилам кадровая служба органа, в котором происходит сокращение должностей, или органа, которому переданы функции упраздненного органа, не позднее чем за 30 дней до дня предстоящего увольнения служащего осуществляет поиск вакантных должностей государственной гражданской службы в иных государственных органах, в том числе посредством федеральной государственной информационной системы «Федеральный портал управленческих кадров». При поиске необходимо учитывать категорию и группу замещаемой служащим должности, уровень его квалификации, профессиональное образование и стаж гражданской службы (государственной службы иных видов) или работы (службы) по специальности.

В список включаются вакантные должности государственной гражданской службы в иных государственных органах, расположенных в той же местности, а при их отсутствии - должности в иных государственных органах, расположенных в другой местности в пределах РФ.

Не позднее чем за 25 дней до предстоящего увольнения кадровая служба вручает служащему уведомление о предложении вакантных должностей с приложением списка этих должностей, подписанное представителем нанимателя или уполномоченным им лицом. В свою очередь, служащий в течение двух рабочих дней со дня ознакомления с уведомлением подает в кадровую службу заявление с просьбой направить его анкету в государственные органы, в которых им выбраны вакантные должности, или отказывается от предложенных должностей.

Не позднее двух рабочих дней со дня получения заявления кадровая служба направляет в государственные органы письма с просьбой рассмотреть кандидатуру служащего на замещение вакантной должности и предоставить государственному органу, в котором сокращаются должности или которому переданы функции упраздняемого органа, соответствующую информацию. В письме указываются выбранные служащим должности и дата окончания двухмесячного срока. Также прикладывается анкета служащего.

Анкета составляется по форме, утвержденной Распоряжением Правительства РФ от 26.05.2005 № 667-р .

Кадровая служба государственного органа, получившего письмо, не позднее трех рабочих дней со дня его получения направляет ответ о готовности рассмотрения кандидатуры гражданского служащего, претендующего на замещение вакантной должности, или об отказе в рассмотрении его кандидатуры (с обоснованием). Если представитель нанимателя государственного органа или уполномоченного им лица готов рассмотреть кандидатуру служащего, в ответе указывается информация о месте, дате и времени проведения собеседования.

Информация, поступившая от государственного органа, доводится кадровой службой до сведения служащего под роспись в течение одного рабочего дня, следующего за днем поступления информации.

К сведению

Расходы, связанные с проведением собеседования (проезд к месту проведения собеседования и обратно, наем жилого помещения, проживание, пользование услугами средств связи и др.), осуществляются государственным гражданским служащим за счет собственных средств.

Решение, принятое представителем нанимателя государственного органа по итогам собеседования с гражданским служащим, претендующим на замещение вакантной должности, направляется кадровой службой этого государственного органа не позднее трех дней со дня собеседования в письменном виде в кадровую службу государственного органа, направившую запрос, которая доводит ответ до сведения служащего под роспись в течение одного рабочего дня, следующего за днем поступления информации.

Обратите внимание

Переписка между государственными органами может осуществляться с использованием средств факсимильной связи, электронной почты или иных средств связи, позволяющих зафиксировать факт их получения адресатом.

Если представитель нанимателя принял решение о предоставлении служащему вакантной должности, с его согласия осуществляется перевод.

Преимущественное право на замещение вакантной должности

В соответствии с ч. 4 ст. 31 Закона № 79-ФЗ преимущественное право на замещение должности гражданской службы предоставляется гражданскому служащему, имеющему более высокие:

Квалификацию;

Уровень профессионального образования;

Результаты профессиональной служебной деятельности, -

и с большей продолжительностью стажа гражданской службы или работы (службы) по специальности, направлению подготовки.

Обратите внимание, что на гражданских служащих не распространяется действие ст. 179 ТК РФ , согласно которой преимущественное право оставления на работе при сокращении численности или штата работников с равной производительностью труда и квалификации отдается: семейным - при наличии двух или более иждивенцев (нетрудоспособных членов семьи, находящихся на полном содержании работника или получающих от него помощь, которая является для них постоянным и основным источником средств к существованию); лицам, в семье которых нет других работников с самостоятельным заработком; работникам, получившим в период работы у данного работодателя трудовое увечье или профессиональное заболевание; инвалидам Великой Отечественной войны и инвалидам боевых действий по защите Отечества; работникам, повышающим свою квалификацию по направлению работодателя без отрыва от работы.

Да, действительно, исходя из ст. 73 Закона № 79-ФЗ Трудовой кодекс может применяться к отношениям, связанным с гражданской службой, только в части, не урегулированной Законом № 79-ФЗ . Однако в силу п. 30 Постановления Пленума ВС РФ от 17.03.2004 № 2 «О применении судами Российской Федерации Трудового кодекса Российской Федерации» при рассмотрении дел о восстановлении в должности гражданских служащих, уволенных в связи с сокращением должностей гражданской службы, следует руководствоваться положениями ст. 31 , 33 и 38 Закона № 79-ФЗ .

Поэтому можно сделать вывод, что к гражданским служащим применяются только критерии преимущественного права на замещения вакантной должности, установленные ч. 4 ст. 31 Закона № 79-ФЗ . Это также подтверждается судебной практикой (см., например, Апелляционное определение Новгородского областного суда от 07.11.2012 по делу № 2-3240-33-1819 ).

Аттестация служащих

Частью 3 ст. 31 Закона № 79-ФЗ установлено, что в течение двух месяцев предупреждения в государственном органе может проводиться внеочередная аттестация гражданских служащих. По ее результатам служащим, имеющим преимущественное право на замещение должности гражданской службы, могут быть предоставлены для замещения иные должности гражданской службы, в том числе в другом государственном органе.

Очередная аттестация гражданского служащего проводится один раз в три года.

Аттестация осуществляется согласно ст. 48 Закона № 79-ФЗ. Аттестация гражданского служащего проводится в целях определения его соответствия замещаемой должности.

Согласно ч. 5 ст. 48 Закона № 79-ФЗ внеочередная аттестация гражданского служащего может проводиться ранее указанного срока после принятия в установленном порядке решения:

О сокращении должностей гражданской службы в государственном органе;

Об изменении условий оплаты труда гражданских служащих.

Подчеркнем, что проводить внеочередную аттестацию работодатель не обязан, а имеет право.

По результатам аттестации гражданского служащего аттестационная комиссия принимает одно из следующих решений:

Служащий соответствует замещаемой должности гражданской службы;

Соответствует замещаемой должности гражданской службы и рекомендуется к включению в кадровый резерв для замещения вакантной должности гражданской службы в порядке должностного роста;

Соответствует замещаемой должности гражданской службы при условии успешного получения дополнительного профессионального образования;

Не соответствует замещаемой должности гражданской службы.

В течение месяца после проведения аттестации по ее результатам издается правовой акт государственного органа о том, что гражданский служащий:

Подлежит включению в кадровый резерв для замещения вакантной должности гражданской службы в порядке должностного роста;

Направляется для получения дополнительного профессионального образования;

Понижается в должности гражданской службы и подлежит исключению из кадрового резерва в случае нахождения в нем.

Если служащий отказывается от замещения нижестоящей должности или от прохождения профессиональной переподготовки или повышения квалификации, служебный контракт с ним может быть расторгнут. При этом основанием будет не пп. «б» п. 1 ч. 1 ст. 37 Закона № 79-ФЗ (вследствие недостаточной квалификации, подтвержденной результатами аттестации), а п. 8.2 ч. 1 ст. 37 Закона № 79-ФЗ (в связи с сокращением должностей гражданской службы в государственном органе) или п. 8.3 ч. 1 ст. 37 (упразднение государственного органа).

Процедура прекращения служебного контракта

В случае отказа служащего от предложенной для замещения иной должности гражданской службы, в том числе в другом государственном органе, при сокращении должностей гражданской службы или упразднении государственного органа гражданский служащий освобождается от замещаемой должности гражданской службы и увольняется с нее. В этом случае служебный контракт прекращается в соответствии с п. 8.2 или 8.3 ч. 1 ст. 37 Закона № 79-ФЗ .

Увольнение служащего оформляется приказом по унифицированной форме Т-8, утвержденной Постановлением Госкомстата РФ от 05.01.2004 № 1 . Как основание приказа указываются нормативный акт государственного органа о сокращении штата или упразднении госоргана, уведомление о прекращении служебного контракта, предложение о переводе на другую должность или уведомление об отсутствии вакантных должностей, отказ от предложенной должности, иные документы. Служащий должен быть ознакомлен с приказом под роспись.

В трудовую книжку вносится запись со ссылкой на п. 8.2 или 8.3 ч. 1 ст. 37 Закона № 79-ФЗ . Служащий в день освобождения от замещаемой должности гражданской службы и увольнения с нее обязан сдать служебное удостоверение в подразделение государственного органа по вопросам государственной службы и кадров.

Напомним, что служащий не может быть освобожден от замещаемой должности и уволен с гражданской службы по инициативе представителя нанимателя в периоды пребывания его в отпуске и отсутствия на службе в связи с временной нетрудоспособностью (если этот период не превышает четырех месяцев), а также в период его временной нетрудоспособности в связи с увечьем, профессиональным заболеванием или иным повреждением здоровья, связанным с исполнением должностных обязанностей, независимо от продолжительности этого периода.

Обратите внимание

Нельзя уволить по сокращению штата беременных женщин, проходящих государственную гражданскую службу (Постановление КС РФ от 06.12.2012 № 31-П ), и лиц с семейными обязанностями (Постановление КС РФ от 22.11.2011 № 25-П , ст. 261 ТК РФ ).

Согласно ч. 3.1 ст. 37 Закона № 79-ФЗ в случае расторжения служебного контракта в связи с сокращением штата или упразднением государственного органа гражданскому служащему выплачивается компенсация в размере четырехмесячного денежного содержания. При этом выходное пособие не выплачивается.

К сведению

В отличие от служащих, при сокращении работников согласно Трудовому кодексу увольняемому выплачивается выходное пособие в размере среднего месячного заработка, а также за ним сохраняется средний месячный заработок на период трудоустройства, но не свыше двух месяцев со дня увольнения (с зачетом выходного пособия). А в исключительных случаях средний месячный заработок сохраняется за уволенным в течение третьего месяца со дня увольнения по решению органа службы занятости населения при условии, что в двухнедельный срок после увольнения работник обратился в этот орган и не был им трудоустроен.

Аналогично ст. 180 ТК РФ , если служебный контракт был прекращен до истечения двухмесячного срока, служащему выплачивается дополнительная компенсация в размере сохраняемого денежного содержания, исчисленного пропорционально времени, оставшемуся до истечения срока предупреждения об увольнении.

Как видно, гражданскому служащему не нужно вставать на учет в службе занятости, чтобы получить компенсацию за четыре месяца. Он ее получит в любом случае. Исключение установлено для гражданских служащих, увольняемых из государственных органов, расположенных в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях. Так, помимо указанной компенсации, служащему северных областей дополнительно выплачивается компенсация за пятый и шестой месяцы со дня увольнения по решению органа службы занятости населения при условии, что в течение одного месяца после увольнения служащий обратился в этот орган и не был им трудоустроен. Выплата указанной компенсации производится представителем нанимателя государственного органа, в котором служащий замещал должность гражданской службы, за счет средств данного органа (п. 3.2 ст. 37 Закона № 79-ФЗ ).

  1. «О внесении изменений в статью 7 Федерального закона «О государственном пенсионном обеспечении в Российской Федерации» и Федеральный закон «О государственной гражданской службе Российской Федерации».
  2. «Об утверждении формы анкеты, представляемой гражданином Российской Федерации, поступающим на государственную гражданскую службу Российской Федерации или на муниципальную службу в Российской Федерации».
  3. «Об утверждении унифицированных форм первичной учетной документации по учету труда и его оплаты».
  4. «По делу о проверке конституционности пункта 4 части 1 статьи 33 и подпункта «а» пункта 3 части 1 статьи 37 Федерального закона «О государственной гражданской службе Российской Федерации» в связи с жалобой гражданки Л. А. Пугиевой».
  5. «По делу о проверке конституционности положений части 4 статьи 31, пункта 6 части 1 статьи 33 и статьи 37 Федерального закона «О государственной гражданской службе Российской Федерации» в связи с жалобой гражданки В. Ю. Боровик».

Государственная служба – это достаточно жесткая дисциплина. Просто так уволиться с нее нельзя. Необходимо подтверждать причину увольнения, а также аргументировать с помощью законодательной базы.

Дорогие читатели! Статья рассказывает о типовых способах решения юридических вопросов, но каждый случай индивидуален. Если вы хотите узнать, как решить именно Вашу проблему - обращайтесь к консультанту:

ЗАЯВКИ И ЗВОНКИ ПРИНИМАЮТСЯ КРУГЛОСУТОЧНО и БЕЗ ВЫХОДНЫХ ДНЕЙ .

Это быстро и БЕСПЛАТНО !

Необходимо помнить, что всем сотрудникам положены определенные выплаты. И госсужащие – не исключение.

Основания

Для увольнения такого сотрудника должны иметься веские . То есть причина для увольнения должна быть только уважительной, которая указана в действующем законодательстве.

Сотрудник вправе уйти с рабочего места, расторгнув трудовой договор, по собственной инициативе. В этом случае расторжение трудовых отношений производится по стандартной схеме.

Основаниями являются:

  • переезд в другой город по причине направления супруга по работе;
  • несоответствие должности или квалификации;
  • ликвидация или сокращение компании.

К последнему стоит отнести:

  • частые прогулы без уважительной причины;
  • приход в пьяном виде;
  • нарушение норм деятельности, если создается опасность для других работников;
  • разглашение конфиденциальной информации;
  • хищение собственности компании.

Уважительной причиной в этом случае становится и судимость.

Законодательная база

Увольнение с государственной службы регламентируется следующими правовыми актами:

  • статья 37 закона о государственной службе;
  • статья 39 закона о государственной службе.

В первом случае можно ознакомиться с возможностью увольнения сотрудника и основания для этого. В следующей статье оговорены различия между увольнением работника и освобождения от должности.

Дополнительно стоит отметитьТрудовой кодекс России. Также в 2013 году разрабатывался новый законопроект. Теперь существует памятка госслужащему при увольнении на основании постановления Правительства России №70 от 8 сентября 2010 года.

Увольнение с госслужбы

Увольнение с госслужбы в 2019 году возможно только по уважительным причинам. Допускается увольнение госслужащего по собственному желанию.

Но каждое отдельное основание имеет определенные особенности при оформлении.

По собственному желанию

То есть человек самостоятельно уведомляет своего работодателя о желании уйти. Заявление подается за 14 дней до прекращения рабочей деятельности.

Но в этот период гражданин вправе отозвать собственное заявление. Особенно если об этом попросит руководство по причине отсутствия иного сотрудника на замену.

Сотрудники также вправе уволиться по собственному желанию. Это оговаривается статьей 34 Федерального закона.

Для расторжения потребуется написать заявление установленного образца и подписать договор с руководством.

В связи с утратой доверия

Если обстоятельство не зависит ни от одной, ни от другой стороны, то контракт расторгается без предложения иного места в соответствии со статьей 39 Трудового кодекса.

Например, возможно увольнение по причине инвалидности сотрудника, если его деятельность может нанести ущерб иным гражданам или интересам компании.

Действующее законодательство оговаривает возможность перевода сотрудника в иные организации.

Это может происходить по инициативе работодателя или государственного служащего. Например, по причине сокращения штата или при ухудшении здоровья работника.

Перевод

Такой человек может рассчитывать на получение льготы и пособий, пенсии. Естественно, все выплаты будут высчитываться исходя из выслуги лет. И чем больше гражданин работал в организации, тем больше пенсия.

В этом случае очень важна причина увольнения. Корректные сведения позволят гражданину получать пенсию повышенного вида.

В связи со смертью

Причиной для автоматического увольнения становится смерть работника или если его признали пропавшим без вести. В этом случае делается пометка в трудовой книжке, после этого работник исключается из штата.

Во время больничного

Можно уйти с рабочего места и во время больничного. Достаточно прийти к работодателю, написать заявление установленного образца и подписать его.

При выходе с больничного человек либо отрабатывает оставшееся время, либо получает полный расчет и трудовую книжку.

Оформление

Оформление ничем не отличается от стандартной процедуры. То есть гражданин:

  • пишет заявление установленного образца;
  • подает его руководству;
  • отрабатывает положенный срок;
  • в последний день отработки посещает отдел кадров для получения трудовой книжки и выплат.

Подача заявления

Дорогие читатели! Наши статьи рассказывают о типовых способах решения юридических вопросов, но каждый случай носит уникальный характер.
Если вы хотите узнать, как решить именно Вашу проблему - обращайтесь в форму онлайн-консультанта справа или звоните по телефону +7 (499) 703-35-33 доб. 738 . Это быстро и бесплатно!

Люди интересуются, как происходит увольнение муниципального служащего по собственному желанию. Обычно человек решает уйти с работы по собственному желанию, и работодатель готов пойти ему навстречу, тогда трудовой договор по согласованию сторон прекращается. Но совсем другая ситуация возникает при увольнении муниципального служащего по собственному желанию.

Увольнение с госслужбы имеет свои особенности процесса. Когда человек решает оставить деятельность в том или ином муниципальном учреждении, он обязан написать заявление за 2 недели до планируемой даты ухода. Этот период необходим для того, чтобы сотрудник смог закончить все дела, сдать их, передать коллеге, заполнить и пройти обходной лист.

Если человек решил увольняться, тогда придется выполнить требования, прописанные в актах о госслужбе Российской Федерации.

Иногда государственного служащего отстраняют от работы по инициативе работодателя. В этом случае при увольнении госслужащего должны быть соблюдены другие процедурные моменты:

  1. Направить работнику уведомление о расторжении трудовых отношений.
  2. В документе должна быть указана причина того, почему проводится увольнение.
  3. В обязательном порядке указывается закон, согласно которому произошло отстранение, сокращение или увольнение. Все возможные формулировки, касающиеся увольнения, можно найти в законе о госслужбе страны.

Какие документы выдают при увольнении?

При разных случаях увольнения — по собственному желанию или любой другой причине — человек на руки должен получить такие документы:

  1. Трудовую книжку с внесением корректной формулировки, касающейся ухода со службы.
  2. Памятку о неразглашении государственной тайны и другой важной информации, с которой работник сталкивался во время своей деятельности в муниципальном учреждении.

Отдельно ему напоминают о том, что необходимо соответственно себя вести после увольнения. Например, нельзя делать записи в социальных сетях, давать интервью, общаться с полицией или органами безопасности на темы бывшей деятельности. Все это строго запрещено, при нарушении условий тайны человек может быть привлечен к ответственности.

Причины и основания для ухода с госслужбы

Увольнение госслужащего начинается, как уже было отмечено выше, с написания заявления на увольнение по собственному желанию. Для получения образца подобного документа стоит обратиться в отдел кадров, где инспектор обязан разъяснить, какие формулировки должны быть в заявлении. Причину ухода с работы указывать необязательно. Такое требование не распространяется на ситуацию, когда человек принимает решение уволиться по собственной инициативе из-за выхода на пенсию или перехода на должность, которая является выборной.

Пример бланка стоит брать только в отделе кадров той организации, где человек работает и откуда собирается уволиться. Вызвано это тем, что для каждой структуры есть свой тип документации, и, если скачать образец из интернета, высока вероятность того, что заявление заставят переписывать.


В документе должна быть указана точная дата ухода с работы, что станет последним днем работы на госслужбе. На основании полученного заявления будет оформлен приказ и сделана запись в трудовой книжке. На каждого муниципального работника есть личное дело, которое после увольнения закрывается и передается в архив на хранение.

Служба в муниципальном учреждении может быть прекращена и на основании требований работодателя. Связано это с тем, что человек нарушил инструкцию госслужащего, достиг пенсионного возраста, вынужден уйти с работы по состоянию здоровья. Отстранение с занимаемой должности может происходить по таким причинам:

  1. Человек по состоянию здоровья не может больше выполнять свои обязанности. Такой вывод делается на основании медицинского обследования и заключения.
  2. Уровень квалификации и профессионализма не отвечает должности.
  3. Работодатель потерял доверие к сотруднику, который несколько раз нарушал правовые акты, касающиеся ограничений, неисполнения своих обязанностей, создания конфликтных ситуаций.
  4. Отказ выполнять обязанности, предусмотренный по должностным инструкциям. В таких документах прописаны конкретные требования к муниципальным служащим, и если они их не выполняют, то назначается расследование по месту работы. Это позволит проверить соответствие работника занимаемой должности и оценить его фактическую деятельность.

Увольнение может стать следствием дисциплинарного взыскания. Чтобы все выговоры и замечания не вносить в трудовую книжку, человек соглашается уйти из муниципального учреждения по собственному желанию.

Грубое нарушение (1 раза достаточно) трудовой дисциплины. Это могут быть прогулы, разглашение гостайны, хищения, пьянство, нарушение правил техники безопасности на рабочем месте, кража материальных ценностей, принятие необоснованных решений, подлог бумаг. Уволить человека могут и из-за болезни, если он отсутствует на работе больше 4 месяцев.

Исходя из того, что становится причиной увольнения по собственной инициативе или работодателя, в трудовой книжке могут записать:

  1. Уволен с госслужбы, что предусматривает полное расторжение трудовых отношений и контракта.
  2. Освобожден от занимаемой должности, в результате чего бывшего сотрудника заносят в резерв государственных служащих.


Государственный служащий получает право написать заявление по собственному желанию, если его призвали в армию, выбрали на ту или иную должность, в стране началась война, произошла катастрофа, стихийное бедствие или же гражданина РФ лишили гражданства.

При занесении в резерв бывший госчиновник должен за 3 месяца найти гражданскую работу. Если это не происходит, тогда человека исключают из резерва и полностью увольняют со службы.

При увольнении по инициативе руководителя работнику могут предложить альтернативное место работы. Человек может отказаться от этого, но только в письменном виде, что оговорено положениями федерального закона о государственной службе.

Компенсационные выплаты при увольнении

Служебный контракт муниципального служащего содержит пункты, согласно которым бывший госчиновник имеет право получить компенсацию и выходное пособие. Все выплаты должны производиться в день увольнения, когда человек получает в отделе кадров трудовую книжку, подписывается в документах о неразглашении гостайны.

Компенсация будет состоять из таких частей, как:

  1. Зарплата.
  2. Отпускные.
  3. Выходное пособие.
  4. Другие компенсационные выплаты.

Выплачивать зарплату после увольнения должна бухгалтерия, которая во внимание принимает премии, процент надбавки за работу с засекреченной информацией, доплату за государственную службу, надбавку за выслугу лет, оклад согласно занимаемой должности. Зарплата формируется и исходя из того, где работает чиновник. Особые коэффициенты надбавок предусмотрены для тех, кто трудится на Крайнем Севере или в удаленном регионе.

Если человек не успел использовать отпуск, тогда в компенсацию будут включены неиспользованные отпускные и единовременная материальная помощь к отпуску. Выходное пособие выплачивается не всем, а только в таких случаях:

  1. При ликвидации предприятия.
  2. При сокращении штата.
  3. При уменьшении штатных работников на предприятии, которое находится на Крайнем Севере.

Компенсация, которая не относится к зарплате, отпускным и пособию, выплачивается не всем. Для этого должны существовать определенные условия.

  1. Человек отказался занимать другую должность, которую ему предложили по состоянию здоровья. В таком случае размер выплаты будет равен 4 месячным окладам.
  2. Такой же размер выплат предусмотрен для тех, кто не работал больше 4 месяцев из-за продолжительной болезни.
  3. Размер пособия ограничивается заработком за 2 недели, если человека призывают в армию, на военную службу, при выходе на работу человека, чья должность временно занималась чиновником.

Если выплаты не были получены в день увольнения, тогда в компенсацию будут включаться и суммы за каждый день просрочки. Процент бывший чиновник способен высчитать самостоятельно, узнав ставку рефинансирования в Центральном банке РФ.

Таким образом, написать заявление на увольнение по собственному желанию работник муниципального учреждения имеет право, но нужно соблюсти множество бюрократических требований. Служебный контракт должен быть расторгнут с соблюдением всех процедурных нюансов.

Авг 2, 2017 zakonadmnin

Увольнение с госслужбы представляет собой процедуру освобождения от занимаемой должности человека, который трудится в бюджетной структуре.

Некоторые категории работников обладают определенным статусом, в силу специфики осуществляемой ими профессиональной деятельности. В связи с этим большинство вопросов, касающихся их работы, регулируются не только Трудовым кодексом, но и специальными нормативными правовыми актами. Такое правило касается и государственных служащих.

Освобождение от должности такой категории имеет свои особенности. Это обусловлено спецификой возлагаемых на человека должностных обязанностей, поскольку его профессиональная деятельность затрагивает интересы других людей. Поэтому кандидат должен соответствовать определенным требованиям, которые он обязан соблюдать и в процессе работы.

Законодательная база

На государственных служащих распространяется в полном объеме действие Трудового кодекса. Это основной законодательный акт, регулирующий деятельность всех без исключения работников. Однако в силу специфики деятельности некоторых категорий в ряде статей сделаны ссылки на специальные нормы. Одной из таких является Федеральный закон «О государственной гражданской службе Российской Федерации» от 27 июля 2004 года № 79-ФЗ. Он регулирует все особенности, связанные бюджетным трудом.

Следует отметить, что и в локальных нормативных актах каждой организации могут быть оговорены отдельные нюансы. Примером может служить коллективный договор, который заключается практически в каждой инстанции. Главным условием его подписания является то, что он не должен противоречить общим правилам.

Основания расторжения договора

Специальными нормами предусмотрены случаи, когда трудовые отношения с муниципальным служащим могут быть прекращены. К таким отнесены:

  1. Взаимное согласие сторон профессионального сотрудничества.
  2. Окончание периода действия подписанной договоренности.
  3. Личное намерение служащего.
  4. Инициатива руководителя.
  5. Перевод человека с его согласия или по личной просьбе в другую госбюджетную инстанцию.
  6. Отказ от дальнейшего исполнения обязанностей по занимаемой должности, в силу существенных изменений условий соглашения.
  7. Несогласие с переводом на другое место по состоянию здоровья либо отсутствие у руководителя возможности предложить человеку вакансию.
  8. Отказ от работы на другой территории вместе с организацией.
  9. Привлечение к исполнению обязанностей по военной или альтернативной службе.
  10. Судебное решение о восстановлении в должности прежнего работника.
  11. Избрание в профсоюзный комитет на условиях оплачиваемого труда.
  12. Непредвиденные обстоятельства, делающим невозможной дальнейшую работу – война, стихийные бедствия, крупные аварии, массовые заболевания.
  13. Применение к служащему уголовного наказания, которое исключает дальнейшую деятельность.
  14. Установление полной недееспособности специалиста по медицинскому заключению или решению суда.
  15. Достижение возраста, в котором человек может уйти на заслуженный отдых.
  16. Применение меры воздействия административного характера в виде лишения профессиональной квалификации.
  17. Уход из жизни работника. Сюда же относится признание человека по решению суда умершим или отсутствующим без вести.
  18. Нарушение правил заключения трудового договора.
  19. Выход из гражданства РФ.
  20. Несоблюдение ограничений и запретов, установленных для служащего.

Следует отметить, что такой перечень является исчерпывающим, то есть содержит в себе все поводы для увольнения человека.

Инициатива нанимателя

Причиной прекращения трудовых отношений может быть инициатива руководителей. К таким обстоятельствам относятся:

  1. Состояние здоровья работника, препятствующее дальнейшему труду.
  2. Недостаточный уровень квалификации, при условии, если такой факт подтвержден результатами проведенной проверки знаний.
  3. Совершение виновных действий, ставших поводом для утраты доверительного отношения к специалисту.
  4. Проступок со стороны работника, к которому ранее применялись меры воздействия дисциплинарного характера.
  5. Отсутствие на работе более четырех часов непрерывно.
  6. Приход в организацию под воздействием алкоголя или запрещенных препаратов.
  7. Сообщение охраняемых законом сведений посторонним лицам.
  8. Хищение материальных ценностей или имущества работников, при условии, что это установлено на основании решения суда или другого уполномоченного органа.
  9. Нарушение правил охраны труда, если это явилось причиной аварии или несчастного случая.
  10. Принятие необоснованного решения, которое привело к утрате, повреждению или незаконному применению имущества организации. Такое правило распространяется на работников, занимающих руководящие должности.
  11. Представление человеком ложных сведений и данных о себе, при устройстве на работу.
  12. Ограничение доступа к информационным ресурсам, если их использование требуется для полноценного осуществления профессиональной деятельности.
  13. Упразднение занимаемой должности.
  14. Ликвидация организации.

Увольнение по состоянию здоровья или в связи с низким уровнем квалификации допускается только в случаях, если невозможно предложить работнику альтернативный вариант труда.

Инициатива служащего

Госслужащий может прекратить профессиональное сотрудничество по личному желанию. Причины подобного решения действующим законодательством не определены. Чаще всего такое происходит в следующих случаях:

  1. Неисполнение руководителем взятых на себя обязательств – задержка зарплаты, предвзятое отношение, необоснованное перенесение отпуска.
  2. Более выгодный вариант работы. Это чаще всего, связано с увеличением размера зарплаты.

Независимо от повода увольнения, человек обязан предварительно проинформировать нанимателя о своем решении. При этом причину ухода он объяснять не обязан.

Заявление по собственному желанию

Чтобы уволиться по собственному желанию, работник должен направить руководителю обращение соответствующего содержания. Такой документ необходимо составить, соблюдая требования действующего законодательства, и направить его в установленный срок.

Правила составления

Заявление составляется в письменной форме собственноручно или с использованием технических устройств. Обязательным условием является личная подпись инициатора.

В тексте необходимо указать:

  1. Название организации.
  2. Данные о её руководителе.
  3. Сведения о работнике – полные фамилия, имя, отчество, занимаемая должность.
  4. Причина ухода. Её указывать необязательно.
  5. Планируемая дата увольнения.
  6. Число составления и подпись инициатора.

Обращение можно передать лично в руки начальнику, его помощнику, направить по почте, через доверенное лицо либо с использованием информационных ресурсов интернета.

Срок подачи

Составленное ходатайство по сути своей является уведомлением другой стороны о намерении уволиться. Оно должно состояться не позднее чем за две недели до запланированного ухода. В данном случае имеет место предварительная отработка.

По взаимному согласию между работником и нанимателем, освобождение от должности может состояться и раньше указанного срока. Дату увольнения назначает и сам труженик в случае ухода на заслуженный отдых, поступления в учреждение образования, переезда к новому месту жительства, нарушения руководителем взятых на себя обязательств.

Приказ об увольнении

Оформление приказа об освобождении от службы является документом, который непременно должен быть оформлен.

Составление такой бумаги регулируется общими правилами. В тексте, помимо обязательных сведений о сторонах сотрудничества, необходимо указать дату и причину освобождения от занимаемой должности, а также данные о выплатах, причитающихся работнику. Ссылка в таком случае делается на статью специального закона.

Нормативными актами не оговорен срок ознакомления госслужащего с распоряжением. На практике это происходит в день подписания приказа руководителем организации. Отказ от прочтения должен быть зафиксирован путем составления акта.

Выплаты при увольнении со службы

Порядок увольнения госслужащего предусматривает выплату денежных средств, которые человек не успел получить к моменту ухода.

К таковым отнесены:

  1. Оклад по занимаемой должности.
  2. Надбавка за классный чин.
  3. Дополнительные выплаты – начисления за период госбюджетной деятельности и за особые условия труда, работа с использованием государственной тайны, премия, финансовая помощь в связи с уходом в отпуск.
  4. Компенсация за неиспользованные дни ежегодного обязательного оплачиваемого перерыва для отдыха и восстановления. При этом человек может воспользоваться таким отдыхом до увольнения, по согласованию с нанимателем.

Причитающиеся денежные средства передаются на руки труженику под подпись в платежной ведомости или зачисляются на личный банковский счет.

Вам это будет интересно



Если заметили ошибку, выделите фрагмент текста и нажмите Ctrl+Enter
ПОДЕЛИТЬСЯ:
Выселение. Приватизация. Перепланировка. Ипотека. ИСЖ