Похоже для ясности, придется привести конкретный пример, из-за которого у меня случился спор.Инспектор тормозит машину. Основание для остановки ТС - 84.13 Проверка документов. Хорошо, а основание для проверки документов? В 106 пункте основания для проверки доков, являются: 84.1, 84.2, 84.3, 84.11. Пункта 84.13 там НЕТ. То есть НЕЛЬЗЯ остановить ТС, чтобы проверить документы, чтобы проверить документы. (но можно остановить ТС, чтобы проверить доки, потому что ориентировки/мероприятия и т.д.)
Но в 106 пункте есть та самая непонятная фраза про выявление признаков. Мой оппонент в споре считает что явление это процесс, что инспектор может начать этот процесс, и пока процесс продолжается, проверять документы у всех подряд, т.к. есть основание.
Я считаю что выявление это результат (предшествующий остановке), и остановить ТС для проверки документов, можно только при наличии (при выявленных)
признаков правнарушения. Например негорящие огни.Скрытый текст
Основаниями для предъявления сотрудником требования об остановке водителем транспортного средства являются:
84.1. Установленные визуально или зафиксированные с использованием технических средств признаки нарушений требований в области обеспечения безопасности дорожного движения.
84.2. Наличие данных (ориентировки, информация дежурного, других нарядов, участников дорожного движения, визуально зафиксированные обстоятельства), свидетельствующих о причастности водителя, пассажиров к совершению ДТП, преступления или административного правонарушения.
84.3. Наличие данных (ориентировки, сведения оперативно-справочных и разыскных учетов органов внутренних дел, информация дежурного, других нарядов, участников дорожного движения) об использовании транспортного средства в противоправных целях или оснований полагать, что оно находится в розыске.
84.4. Необходимость опроса водителя или пассажиров об обстоятельствах совершения ДТП, административного правонарушения, преступления, очевидцами которого они являлись или являются.
84.5. Необходимость привлечения участника дорожного движения в качестве понятого.
84.6. Необходимость использования транспортного средства.
84.7. Необходимость временного ограничения или запрещения движения транспортных средств.
84.8. Необходимость обеспечения безопасного и беспрепятственного проезда автомобилей специального назначения.
84.9. Оказание содействия в беспрепятственном проезде к месту происшествия автомобилей скорой медицинской помощи, а также транспортных средств оперативных и иных аварийно-спасательных служб, задействованных в ликвидации чрезвычайных происшествий.
84.10. Необходимость привлечения водителя и (или) пассажиров для оказания помощи другим участникам дорожного движения или сотрудникам полиции.
84.11. Проведение на основании распорядительных актов руководителей территориальных органов МВД России на региональном (районном) уровне, руководителей подразделений Госавтоинспекции территориальных органов МВД России на региональном (районном) уровне мероприятий по предупреждению дорожно-транспортных происшествий и снижению тяжести их последствий в целях охраны жизни, здоровья и имущества граждан, защиты их прав и законных интересов, а также интересов общества и государства.
84.12. Угроза безопасности дорожного движения, создаваемая неисправностью или неправильной установкой технических средств организации дорожного движения, нарушением правил производства ремонтных работ на дороге, стихийным бедствием, производственной (техногенной) аварией, пожаром и другими чрезвычайными обстоятельствами, утечкой опасных веществ.
84.13. Проверка документов на право пользования и управления транспортным средством, документов на транспортное средство и перевозимый груз.
84.14. Проверка документов, удостоверяющих личность водителя и пассажиров, если имеются данные, дающие основания подозревать их в совершении преступления или полагать, что они находятся в розыске, либо если имеется повод к возбуждению в отношении этих граждан дела об административном правонарушении, а равно если имеются основания для их задержания в случаях, предусмотренных федеральным законом.
С 20 октября 2017 года действует новый приказ МВД № 664. Приказ 185 больше не в силе — его отменили . Ведомственный документ – 664 приказ ГИБДД – устанавливает требования к должностным функциям сотрудников дорожной полиции. Документ был утвержден в 2009 году и дополнен изменениями в последующие годы. В 2017 году с учетом всех критических замечаний и опыта урегулирования вопросов, возникающих в процессе дорожного движения, в целях более четкого соблюдения прав и обязанностей водителей и сотрудников ГИБДД, в приказ 664 внесены существенные дополнения.
Административный регламент государственной дорожной инспекции описывает все вопросы, связанные с исполнением сотрудниками ГИБДД должностных обязанностей. В документе освещаются вопросы:
Регламентные вопросы описаны четко и максимально подробно, поэтому объем документа является значительным – более 20 страниц.
Нормативный акт МВД состоит из 4 разделов и 18 приложений, в которых разъяснены вопросы взаимоотношений участников дорожного движения (водителей и пешеходов) с инспекторами ГИБДД, подробно перечисляются все административные процедуры вплоть до порядка досудебного обжалования решений о привлечении нарушителей к административной ответственности.
Наиболее значимыми для автолюбителей являются следующие аспекты приказа:
Помимо перечисленных аспектов в приказе имеется много нюансов и деталей, которые целесообразно изучить водителям, чтобы при необходимости уметь обоснованно отстаивать свою невиновность или успешно оспорить неправомерные действия должностных лиц ГИБДД.
Согласно регламенту, инспектор ГИБДД при общении с водителем должен соблюдать ряд основных требований:
В соответствии с пунктом 20 приказа сотрудник ГИБДД всегда должен мотивировать свои требования. При обращении к водителю внятно называть свои данные: фамилию, звание, должность. При этом обращение должно быть корректным и исключительно на «Вы».
Для фиксации общения и обстоятельств дорожного правонарушения разрешено пользоваться техническими средствами (видеокамерой, диктофоном) не только инспекторам ГИБДД, но и водителям.
Этот вопрос регламентирован пунктом 63 приказа. Основаниями для остановки ТС являются:
Остановка ТС запрещена в местах, не предусмотренных для этих целей ПДД, за исключением ситуаций, угрожающих здоровью граждан, при проведении розыскных мероприятий оперативного характера, совершении регулировки на дороге (пункт 66 регламента). При исполнении своих должностных обязанностей при пресечении административных правонарушений и при отказе водителя остановить автомобиль инспектор может применить огнестрельное оружие.
Приказ устанавливает четкие требования к порядку документирования и технической фиксации правонарушений. Так, пунктом 46 приказа определены условия использования аппаратуры в процессе контроля дорожной ситуации.
К ним относятся следующие:
В соответствии с пунктом 43 приказа автомобиль ГИБДД на дороге должен быть отчетливо виден водителям, чтобы дать им возможность скорректировать движение и избежать правонарушения. Патрульный автомобиль дорожной полиции оформляется специальной цветной схемой.
Таким образом, приказ МВД № 664 содержит полный перечень требований к сотрудникам ГИБДД, которыми они обязаны руководствоваться при исполнении своих должностных обязанностей по контролю за безопасностью дорожного движения. Знание содержания этого документа позволит водителям правильно выстроить свое общение с полицейскими, избежать случаев неправомерного привлечения к административной ответственности, а также эффективно оспорить штрафные санкции при необходимости.
Действующее законодательство не допускает остановки транспортного средства полицией без причин и оснований, но многие автомобилисты превратно толкуют нормы законы и уверены, что сотрудники ГИБДД останавливают их машину без достаточных оснований. В этой публикации мы представим исчерпывающий список причин остановки транспортного средства инспектором ДПС согласно Приказу МВД России от 23 августа 2017 г. N 664 «Об утверждении Административного регламента исполнения Министерством внутренних дел Российской Федерации государственной функции по осуществлению федерального государственного надзора за соблюдением участниками дорожного движения требований законодательства Российской Федерации в области безопасности дорожного движения».
Изучение норм «Приказа N 664» позволит избежать ненужных споров с гаишниками и избавит от траты нервов и времени, особенно, если вы ничего не нарушили. Крайне актуально обновить свои знания, потому что Приказ МВД России N 664 от 23 августа 2017 года отменил следующие нормативно-правовые акты: Приказ МВД от 2 марта 2009 г. N 185, Приказ МВД N 1023 от 31 декабря 2009 года, Приказ МВД N 780 от 13 августа 2012 года, Приказ МВД России N 857 от 3 октября 2014 года, а также Приказ МВД N 155 от 1 апреля 2011 года - все эти документы утратили силу.
И так, пункт №84 нового Приказа МВД N 664 описывает полный перечень оснований для предъявления сотрудником ГИБДД требования об остановке водителем транспортного средства :
Водитель транспортного средства обязан выполнять требования сотрудника ГИБДД об остановке автомобиля. За невыполнение этого законного требования предусмотрена ответственность согласно ч. 2 ст. 12.25 КоАП РФ (Невыполнение требования о предоставлении транспортного средства или об остановке транспортного средства) в виде штрафа в размере от 500 до 800 рублей.
Кстати, проверка документов может быть осуществлена полицией только в соответствии с пунктом №106. Основаниями для проверки документов, необходимых для участия в дорожном движении, являются:
Не забываем и про то, что новый Приказ N 664 четко описывает каким образом водитель обязан передавать инспектору ДПС документы для проверки (пункт № 53):
Документы, передаваемые участниками дорожного движения для проверки, принимаются сотрудниками без обложек и без удерживающих устройств.
Обратите внимание, что термин «стационарный пост» удалён из нового регламента МВД, таким образом в любом случае у инспектора должны быть основаниями для остановки машины и проверки документов, вне зависимости от того, на каком участке дороги полиция вас остановила. Но прямой обязанности инспектора обосновывать наличие оснований для остановки автомобиля больше нет. Инспектор теперь не обязан документально ознакамливать водителя с ориентировками или спецмероприятиями на месте остановки. Отказ предоставить документы на проверку инспектору ГИБДД может быть квалифицирован по ч.1 ст.19.3 КоАП РФ как неповиновение законному распоряжению сотрудника полиции, что влечет за собой наказание в виде административного штрафа в размере от 500 до 1000 рублей или административный арест на срок до 15 суток.
Приказ МВД России от 23 августа 2017 г. N 664 "Об утверждении Административного регламента исполнения Министерством внутренних дел Российской Федерации государственной функции по осуществлению федерального государственного надзора за соблюдением участниками дорожного движения требований законодательства Российской Федерации в области безопасности дорожного движения" (с изменениями и дополнениями)
Приказ МВД России от 23 августа 2017 г. N 664
"Об утверждении Административного регламента исполнения Министерством внутренних дел Российской Федерации государственной функции по осуществлению федерального государственного надзора за соблюдением участниками дорожного движения требований законодательства Российской Федерации в области безопасности дорожного движения"
3. Контроль за выполнением настоящего приказа возложить на первого заместителя Министра генерал-полковника полиции А.В. Горового.
______________________________* Собрание законодательства Российской Федерации, 2011, N 7, ст. 900, N 27, ст. 3880, N 50, ст. 7352; 2012, N 26, ст. 3441, N 50, ст. 6967; 2013, N 14, ст. 1645, N 52, ст. 6953; 2014, N 6, ст. 558, N 52, ст. 7542; 2015, N 7, ст. 1021, N 29, ст. 4374; 2016, N 26, ст. 3870, N 27, ст. 4238; 2017, N 22, ст. 3071, N 25, ст. 3591, N 31, ст. 4821.
** Собрание законодательства Российской Федерации, 2011, N 22, ст. 3169; N 35, ст. 5092; 2012, N 28, ст. 3908; N 36, ст. 4903; N 50, ст. 7070; N 52, ст. 7507; 2014, N 5, ст. 506.
Регистрационный N 48459
Заново регламентировано исполнение МВД России госфункции по госнадзору за соблюдением требований в области безопасности дорожного движения его участниками.
Скорректирован перечень административных процедур. К ним отнесены надзор за дорожным движением; остановка т/с; остановка пешехода; проверка документов, номеров, техсостояния т/с; применение мер административного воздействия; выезд на место ДТП.
Актуализированы правила информирования об исполнении госфункции, оказания первой помощи участникам дорожного движения, защиты их от преступных и иных противоправных посягательств, проверки документов иностранцев и лиц без гражданства, освидетельствования на алкогольное опьянение и др. Исключены нормы, связанные с изъятием в/у и запрещением эксплуатации т/с как мер обеспечения производства по административному делу.
Закреплено право сотрудников ГИБДД использовать для видеозаписи процессуальных действий, проводимых без участия понятых, цифровые устройства, позволяющие снимать видео. По возможности сотрудник должен проводить административные процедуры в поле обзора систем видеонаблюдения, размещенных в патрульных т/с и на стационарных постах, либо носимых видеорегистраторов. Разрешено использовать измерительные приборы, принадлежащие государственным и муниципальным органам, общественным объединениям и организациям.
Закреплены нормы об оформлении ДТП без участия уполномоченных сотрудников полиции, а также возможность предъявить для проверки бумажную копию информации о заключении договора ОСАГО в электронном виде.
Участники дорожного движения предъявляют документы для проверки не только без обложек, но и без удерживающих устройств.
Приказ МВД России от 23 августа 2017 г. N 664 "Об утверждении Административного регламента исполнения Министерством внутренних дел Российской Федерации государственной функции по осуществлению федерального государственного надзора за соблюдением участниками дорожного движения требований законодательства Российской Федерации в области безопасности дорожного движения"
Регистрационный N 48459
Настоящий приказ вступает в силу с 20 октября 2017 г.
В настоящий документ внесены изменения следующими документами:
Разговоры о нововведениях в сфере надзора безопасности дорожного движения шли давно, версии о новых правилах высказывались разные.
Но все разъяснил вступивший в законное действие новый дорожный регламент, расширяющий полномочия сотрудников дорожной полиции, и ограничивающий некоторые действия водителя.
Так о чем же конкретно идет речь в новом административном регламенте, и какие в действительности инновационные решения приняты в Приказе МВД, регулирующие действия и полицейского, и водителя?
Уже действующие поправки в прежний порядок регулирования дорожных ситуаций в целом направлены на правовые действия самих инспекторов ГИБДД.
По сути, это уточняющие, с некоторыми дополнениями, ранее действующие правила, разработанные Министерством Внутренних Дел, разрешающие определенные действия сотрудников правопорядка на автотрассах, и запрещающие некоторые положения регламента старой редакции. В них нет никаких действительно важных изменений, но все-таки новый порядок применения ПДД действующий регламент содержит.
Так чего же ждать водителям на дорогах от инспекторов ГИБДД? Какими новыми правами наделил их вступивший в силу регламент?
Просмотрите короткий видеоролик, освещающий ключевые моменты нового административного регламента:
Ознакомиться с полным текстом регламента, вы можете бесплатно скачав официальный документ:
Если вы не обладаете достаточным количеством времени чтобы читать и подробно изучать все пункты нового регламента, ознакомьтесь с основными изменениями, изоложенными в нашей статье.
Новый регламент разрешает инспекторам останавливать транспортное средство где угодно, и такая формальность, как проверка документов, служит достаточным основанием для остановки автомобиля.
До введения новых правил это допускалось только на оборудованном посту. На автотрассе могли остановить, например, если проводились рейды по поимке преступников или выявлению нетрезвых водителей, а также поводом для остановки могли послужить излишняя тонировка стекол, техническая неисправность авто, привлечение водителя к содействию или любое нарушении правил.
Все эти причины, наряду с простой проверкой документов, являются основанием тормознуть водителя вне поста, благодаря новому регламенту.
И многие водители не преминули воспользоваться удобным способом заключить договор страхования, без очередей и навязывания дополнительных страховок. Однако не все сотрудники ГАИ принимали в расчет распечатанные полиса ОСАГО, оформленные через интернет, пытаясь не правомерно выписать штраф за отсутствие страховки.
В новом регламенте прописана возможность предъявления водителем распечатанной на бумажном носителе информации об электронном полисе ОСАГО.
Если в ранее действующем регламенте проверка водителя и его документов осуществлялась только на стационарных постах, то с октября 2017 патрульный экипаж имеет право остановить любой автомобиль на дороге.
Приказом руководства конкретного подразделения создается маршрутная карта с определением местоположения каждого патрульного авто, и при желании водитель сможет удостовериться в этом сам, если попросит показать ее для просмотра.
При патрулировании на дороге должны выполняться ряд условий, указанных в новом регламенте:
Итак, с момента вступления нового регламента в силу, на наши автодороги вернулись засады ГИБДД.
Много споров и недоразумений породило положение нового регламента, касающееся того, как должна проводиться видеосъемка водителем разговора с инспектором.
Действующая редакция правил по работе дорожного патруля не содержит норму, прямо разрешающую ведение видеозаписи. И если ранее хотя бы было упоминание о том, что инспектор не должен чинить препятствия для нее, то теперь это отсутствует в новом регламенте. При этом многие служители правопорядка на дороге прямо ссылаются на это нововведение, и запрещают вести съемку, апеллируя к административной статье 19.3 «Неповиновение законному распоряжению сотрудника полиции», а также на конституционное право, прописанное в статье 24.
Но Конституция РФ запрещает снимать частное лицо, а инспектор к таковому не относится – он находится на государственной службе, и представляет Закон. В связи с этим закономерен вопрос – если он частное лицо, то почему требует повиновения? На каком таком основании? В конечном итоге регламент направлен на координацию правовых действий полиции, а не граждан. А в отношении этих лиц действует Гражданское Право, в частности «Закон о Полиции», который не запрещает водителю снимать на видеокамеру мобильного устройства или регистратора весь диалог с инспектором, и это главный аргумент при возникновении спора о правомочности съемки.
Если вы уже столкнулись с подобной ситуацией и у вас возникли сомнения в правомерности применения новых правил, задайте вопрос нашим юристам в форме обратной связи. Консультант даст разъяснения, опираясь на нормы нового дорожного регламента.
Рассмотрим и обратную сторону вопроса – использование сотрудниками ГАИ видеозаписывающей аппаратуры при исполнении служебных обязанностей.
В соответствии с регламентом, инспектор имеет право проводить аудио и видеозапись происходящего, при этом обязан оповестить всех участников о проводимой съемке. Полученные в результате видеоматериалы приобщаются к протоколу.
Напоминаем, что все действия между сотрудником инспекции и водителем должны сниматься специальным запоминающим устройством, расположенным на форме сотрудника полиции, которое должно быть доступно для обзора участнику дорожного движения.
Благодаря ведению видеосъемки во время общения сотрудника дорожной полиции и водителя, отпала необходимость привлекать понятых для составления протокола о допущенном правонарушении на дороге. В прежней редакции регламента, присутствие понятых было неотъемлемым условием.
В соответствии с новым регламентом, сотрудники ГИБДД получили право требовать от водителя выйти из салона автомобиля в следующих случаях:
Водитель в этих случаях обязан подчиниться.
Принципиальные новшества административного регламента коснулись нормы о лишении водительского удостоверения и запрете эксплуатации авто при грубом нарушении ПДД:
Нарушения скоростного режима в зоне ремонтных дорог, устанавливающие проезд на определенной скорости, наблюдались повсеместно. Ведь ремонт не может длиться вечно, и через несколько дней знаки убирают, а доказать, что водителем нарушен установленный скоростной режим практически невозможно.
Поэтому, согласно новому регламенту, в этих зонах отныне будут устанавливаться видеокамеры, автоматически передающие в центры фиксации все нарушения.
Это во многом может облегчить жизнь водителям, если, например, знак упал или он закрыт. Ведь многие знают, что в зоне обустройства автотрасс скорость ограничивается порой до 20 км в час, поэтому присланный штраф за превышение поможет опровергнуть видеосъемка.
Вступление в силу нового регламента, создало двоякую ситуацию при ДТП.
В соответствии с новым регламентом отменена выдача справок о ДТП по форме №154 , поскольку министерство считает, что на оформление справок уходит много рабочего времени, да и все необходимые сведения содержаться в протоколе о нарушении.
Между тем все правила страхования авто по ОСАГО устанавливаются Центробанком, и в них не исключили положения о необходимости справок. Многие страховые компании, особенно в глубинке, для компенсационных выплат по ремонту авто, побывавшего в аварии, требуют справку о месте и дате случившегося ДТП. Требования страховщиков вполне оправданы, ведь они действуют по внутренней инструкции, впрочем, как и сотрудники ДПС.
Поэтому если ваш страховщик по-прежнему не оплачивает ремонт без справки, то поможет только обращение в суд. Это, как известно, дело дорогостоящее и длительное, а ссылаясь на новые нормы, суд по вполне вероятным причинам может отказать в выдаче справки. Обратитесь за квалифицированной юридической помощью и получите бесплатную консультацию наших правовых экспертов.
Следует отметить, что поправка об отмене справки №154 в большей степени касается оформления ДТП по . Но не все водители знают тонкости его оформления, поэтому относятся к нему с опаской, и даже при незначительной аварии вызывают дорожных полицейских.
Представленное видео содержит советы эксперта, которые помогут разобраться в сложившейся ситуации:
Выход из этой неоднозначной ситуации только один – время. И если будет хотя бы судебный прецедент, то справку вернут как обязательный документ для страховщиков, а может быть и нет, если ЦБ изменит действующую инструкцию.
Вот что порадует многих автовладельцев, так это доставка водителя обратно к авто после отрицательного .
Одного подозрения, как известно, мало, и если после осмотра медиков и сдачи анализов алкоголь или наркотические вещества не обнаружены, то вас отвезут на место, откуда попросили проследовать на медосвидетельствования.
К тому же, в соответствии с новым регламентом, инспектор ДПС должен принести свои извинения и отдать вам честь, как законопослушному гражданину.
И наконец, новый административный регламент МВД упорядочил процесс общения инспектора и владельца авто, упор сделан на корректное обращение с водителем:
Хотя нормальному культурному человеку и так понятно, что в обращении с посторонними лицами следует придерживаться общепринятых норм поведения. Тем не менее руководство МВД решило лишний раз напомнить своим сотрудникам, что им разрешается на законном уровне делать, а какие действия недопустимы, прописав указания в новом регламенте. Видимо, не все так гладко в этой сфере.
Если вас заинтересовали статьи этой тематики, то вы сможете познакомиться с ними на нашем сайте. А если у вас появились вопросы, то наши юристы могут дать оперативный ответ в форме обратной связи.