Выселение. Приватизация. Перепланировка. Ипотека. ИСЖ

В связи с нестабильной и сложной экономической ситуацией многие граждане задумываются о работе на госслужбе. Во многом это связано с тем, что государственная служба – это пусть и не самая большая, но стабильная зарплата в конце месяца, медицинское обслуживание в ведомственной клинике, отпускные, а также оплата . Для большого количества коммерческих предприятий, оказавшихся в сложных финансовых условиях, исполнять вышеназванные обязательства крайне сложно. В этой связи у тех, кто решил попробовать себя на государственной гражданской службе, с имеющимся опытом работы или только после института, возникает много вопросов относительно трудоустройства на нее. И это вполне обоснованно, в связи с тем, что порядок поступления и работы на госслужбе отличается от требований бизнеса.

Основные положения о поступлении и работе на госслужбе закреплены специальным Федеральным законом от 27.07.2004 года № 79-ФЗ «О государственной службе Российской Федерации». В данном документе отражены правовые, организационные и финансовые основы работы госслужащих Российской Федерации.

Прежде всего предлагаем определиться, что с точки зрения закона понимается под государственной службой? В соответствии со ст. 3 Закона № 79-ФЗ госслужба представляет собой форму профессиональной деятельности граждан РФ на должностях в государственных органах власти. При этом она подразделяется на федеральную – общероссийскую и региональную – для отдельного субъекта РФ.

Это значит, что граждане, работающие в службах: налоговая, таможня, министерства финансов или транспорта России и т.д., будут считаться федеральными госслужащими, а граждане, работающие в областных ведомствах, например, Министерство потребительского рынка и услуг Московской области – региональными госслужащими. Важным элементом государственной службы являются особые ее принципы, которые закреплены ст. 4 Закона № 79-ФЗ:

  • общий приоритет прав и свобод человека;
  • единство государственной службы – федеральной и региональной;
  • равный доступ всех граждан России к госслужбе при соблюдении требований закона;
  • стабильность госслужбы, ее доступность и профессиональная компетентность служащих.

Как устроиться на работу на госслужбу?

Порядку поступления на госслужбу посвящена 4 глава Закона № 79-ФЗ. Согласно 21 статье данного закона право трудоустройства на государственную службу имеют граждане России, достигшие 18-ти лет, владеющие русским языком, при их соответствии квалификационным требованиям, предъявляемым к желаемой должности.

В общем порядке трудоустройство на госслужбу возможно через конкурс, в ходе которого соискатель на государственную должность, проходит собеседование для оценки его профессиональной компетенции и соответствия квалификационным требованиям будущим руководством.

Это значит, что, если вы соответствуете вышеназванным требованиям статьи 21 Закона № 79-ФЗ, то смело заходите на портал Управленческих кадров, доступный по ссылке: https://gossluzhba.gov.ru/. Именно там кадровые службы федеральных и региональных органов власти публикуют информацию о начале конкурса о трудоустройстве на госслужбу. В каждом объявлении указан орган власти, зарплата и квалификационные требования к вакантной должности, а также перечень необходимых документов для трудоустройства.


Документы необходимые для поступления на государственную службу

До начала конкурса о трудоустройстве на госслужбу претендент – соискатель вакантной должности обязан собрать внушительный пакет документов. Как правило, он типовой и все органы власти требуют следующее:

  • личное заявление, которое заполняется при подаче документов;
  • анкета госслужащего, форма которой утверждена распоряжением Правительства РФ от 26 мая 2005 года № 667-р, с приложением фотографии претендента;
  • общегражданский ;
  • трудовая книжка;
  • диплом или иной документ об образовании;
  • справка об отсутствии заболеваний по форме 001-ГС/у;

Важно отметить, что справка для госслужбы по форме 001-ГС/у, должна быть выдана медицинским учреждением, имеющим соответствующую лицензию на выдачу подобных документов.

Кроме того, в отдельных случаях при поступлении на госслужбу кадровики требуют приложить к вышеназванному пакету документов , которую можно оформить самостоятельно через портал Госуслуг.


У людей поступающих на государственную службу впервые, возникает много вопросов относительно заполнения анкеты. В этой связи на нашем сайте вы можете скачать образец заполненной анкеты.

Особые требования к госслужащим и запреты для них

Отличительной особенностью государственной службы является множество ограничений и требований, предъявляемых к служащим. Начнем с ограничений для госслужащих. В соответствии со ст. 16 Закона № 79-ФЗ гражданину будет отказано в поступлении на госслужбу, а действующий сотрудник будет уволен если:

  • признан недееспособным по решению суда;
  • осужден за уголовное преступление или имеет не погашенную судимость;
  • отказывается от получения допуска к государственной тайне, если она обязательна для данной должности;
  • имеет заболевание, препятствующее работе на госслужбе;
  • близкие родственники являются его начальниками или подчиненными;
  • изменяет гражданство России на другую страну;
  • установлены подложные документы при трудоустройстве на госслужбу;
  • уклоняется от представления сведений о доходах и расходах или вносит туда недостоверные данные;
  • уличен в не прохождении военной службы по призыву без законных оснований.

Внушительный список ограничений для госслужащих дополняется следующими запретами. Назовем ключевые из них, указанные в ст. 17 Закона № 79-ФЗ. Итак, государственным служащим запрещено:

  • по совместительству заниматься ;
  • покупать ценные бумаги, по которым может быть получен доход;
  • получать подарки и вознаграждения от физических и юридических лиц;
  • разглашать сведения, отнесенные к государственной тайне;
  • публично высказываться от имени органа государственной власти и еще многое другое.

Отдельно необходимо отметить, что ст. 20 Закона № 79-ФЗ обязывает госслужащих ежегодно до 30 апреля представлять справку о доходах и расходах за прошедший год. Аналогичную справку представляет и любой гражданин, желающий трудоустроиться в орган государственной власти.

Подведем итоги обзора закона о государственной службе

Госслужба – это вид профессиональной деятельности для граждан РФ. Для трудоустройства в орган государственной власти претенденту необходимо соответствовать особым требованиям, предъявляемым к госслужащим, и впоследствии соблюдать многочисленные запреты. Наконец, самое главное, государственная служба – это работа во благо России и ее 143 млн-го населения. Это никогда нельзя забывать гражданам, желающим или уже работающим на государственных должностях!

Выписка из Закона города Москвы от 26 января 2005 года N 3
«О государственной гражданской службе города Москвы»

Глава 4. Поступление на гражданскую службу

Статья 17. Право поступления на гражданскую службу

1. На гражданскую службу вправе поступать граждане Российской Федерации, достигшие возраста 18 лет, владеющие государственным языком Российской Федерации и отвечающие квалификационным требованиям, установленным законодательством о гражданской службе.

2. Предельный возраст пребывания на гражданской службе - 65 лет. Замещение должности гражданской службы гражданским служащим по достижении им указанного возраста не допускается.

Статья 18. Поступление на гражданскую службу и замещение должности гражданской службы по конкурсу

1. Поступление гражданина на гражданскую службу для замещения должности гражданской службы или замещение гражданским служащим другой должности гражданской службы осуществляется по результатам конкурса, если иное не установлено настоящей статьей. Конкурс на замещение должности гражданской службы (далее также - конкурс) заключается в оценке профессионального уровня претендентов на замещение должности гражданской службы, их соответствия установленным квалификационным требованиям к должности гражданской службы.

2. Конкурс не проводится:

1) при назначении на замещаемые на определенный срок полномочий должности гражданской службы категорий "руководители" и "помощники (советники)";

2) при назначении на должности гражданской службы категории "руководители", назначение на которые и освобождение от которых осуществляются Правительством Москвы;

3) при заключении срочного служебного контракта;

4) при назначении на иную должность гражданской службы гражданского служащего в случаях, предусмотренных частью 2 статьи 25 и частями 1, 2 и 3 статьи 28 настоящего Закона;

5) при назначении на должность гражданской службы гражданского служащего (гражданина), состоящего в кадровом резерве, сформированном на конкурсной основе.

3. Конкурс может не проводиться при назначении на отдельные должности гражданской службы, исполнение должностных обязанностей по которым связано с использованием сведений, составляющих государственную тайну, по перечню должностей, утверждаемому указом Президента Российской Федерации.

4. По решению представителя нанимателя конкурс может не проводиться при назначении на должности гражданской службы, относящиеся к группе младших должностей гражданской службы.

5. Претенденту на замещение должности гражданской службы может быть отказано в допуске к участию в конкурсе в связи с несоответствием квалификационным требованиям к вакантной должности гражданской службы, а также в связи с ограничениями, установленными законодательством о гражданской службе для поступления на гражданскую службу и ее прохождения.

6. Претендент на замещение должности гражданской службы, не допущенный к участию в конкурсе, вправе обжаловать это решение в соответствии с федеральным законодательством.

7. Для проведения конкурса актом соответствующего государственного органа образуется конкурсная комиссия.

8. В состав конкурсной комиссии входят представитель нанимателя и (или) уполномоченные им гражданские служащие (в том числе из структурного подразделения по вопросам государственной службы и кадров, юридического (правового) структурного подразделения и структурного подразделения, в котором проводится конкурс), представитель органа по управлению государственной службой, а также представители научных и образовательных учреждений, других организаций, приглашаемые органом по управлению государственной службой по запросу представителя нанимателя в качестве независимых экспертов - специалистов по вопросам, связанным с гражданской службой, без указания их персональных данных. Число независимых экспертов должно составлять не менее одной четверти от общего числа членов конкурсной комиссии.

9. Состав конкурсной комиссии при проведении конкурса на замещение должности гражданской службы, исполнение должностных обязанностей по которой связано с использованием сведений, составляющих государственную тайну, формируется с учетом положений законодательства Российской Федерации о государственной тайне.

10. Состав конкурсной комиссии формируется таким образом, чтобы была исключена возможность возникновения конфликта интересов, который мог бы повлиять на результаты принимаемых конкурсной комиссией решений.

11. Претендент на замещение должности гражданской службы вправе обжаловать решение конкурсной комиссии в соответствии с федеральным законодательством.

12. Положение о конкурсе, определяющее порядок и условия его проведения, устанавливается федеральными нормативными правовыми актами.

Поскольку , вне зависимости от той должности, которую вы хотите занять, предполагает особую ответственность, требования к кандидатам довольно высоки. Список этих требований к должностям государственной службы изложен в статье 12 закона о . В ней оговариваются квалификационные требования и к уровню образования, и к опыту работы на гражданской службе других видов или стажу работы по специальности, а также перечислены те знания и навыки, которые необходимы для исполнения тех или иных должностных обязанностей.

Кроме этих требований существуют возрастные ограничения – вам должно быть не менее 18 и не более 60 лет, вы должны быть гражданином Российской Федерации и на хорошем уровне владеть государственным языком. Для всей территории страны русский язык имеет статус государственного, но автономные республики имеют право придавать такой статус любому языку и он будет употребляться наравне с русским в органах государственной власти и государственных учреждениях.

Как поступить на работу в государственное учреждение

В том случае, когда вы соответствуете установленным требованиям, следует отслеживать объявления в СМИ или знакомиться с вакансиями, которые размещаются на сайтах органов государственной власти или учреждений. В объявлении будет указано наименование вакантной должности, перечислены требования к кандидату и условия. В нем также указывается дата, до которой осуществляется прием документов. Согласно части 1 статьи 22 закона о госслужбе, замещение вакантных должностей происходит на конкурсной основе. Все кандидаты подают необходимые документы и проходят собеседование.

Вам необходимо представить заявление об участии в конкурсе, заполненную от руки анкету, в которую вклеена ваша фотография, копию удостоверяющего вашу личность документа и документы, которые свидетельствуют о вашем праве на участие в подобном конкурсе. Обычно, это копии диплома и других документов, подтверждающих основное и дополнительное образование, а также копия трудовой книжки. Копии могут быть заверены нотариально или по месту работы тем лицом, которое имеет право заверять документы в соответствии с приказом.

В разных государственных структурах используются локальные методики проведения подобных конкурсов. Как правило, кандидата оценивает специально созданная комиссия или несколько комиссий, проводящих собеседование и оценку профессиональных качеств претендентов для разных категорий, групп и должностей.

На гражданскую службу вправе поступать граждане Российской Федерации, достигшие возраста 18 лет, владеющие государственным языком Российской Федерации и соответствующие квалификационным требованиям, установленным федеральными законами «О государственной гражданской службе Российской Федерации» (далее - Федеральный закон)

Поступление гражданина на гражданскую службу для замещения должности гражданской службы или замещение гражданским служащим другой должности осуществляется по результатам конкурса. Конкурс заключается в оценке профессионального уровня претендентов на замещение должности гражданской службы, их соответствия установленным квалификационным требованиям к должности гражданской службы и проводится в соответствии с порядком, установленным Указом Президента Российской Федерации от 01.02.2005 № 112 «О конкурсе на замещение вакантной должности государственной гражданской службы Российской Федерации».

Конкурс не проводится:

1) при назначении на замещаемые на определенный срок полномочий должности гражданской службы категорий и ;

2) при назначении на должности гражданской службы категории , назначение на которые и освобождение от которых осуществляются Президентом Российской Федерации или Правительством Российской Федерации;

3) при заключении срочного служебного контракта;

4) при назначении гражданского служащего на иную должность гражданской службы в случаях, предусмотренных , и Федерального закона от 27.07.2004 № 79-ФЗ «О государственной гражданской службе Российской Федерации»;

5) при назначении на должность гражданской службы гражданского служащего (гражданина), включенного в кадровый резерв на гражданской службе.

Конкурс может не проводиться:

1) при назначении на отдельные должности гражданской службы, исполнение должностных обязанностей по которым связано с использованием сведений , составляющих государственную тайну, по перечню должностей, утверждаемому нормативным актом государственного органа;

2) при назначении на должности гражданской службы, относящиеся к группе младших должностей гражданской службы, по решению представителя нанимателя.

Претенденту на замещение должности гражданской службы следует предварительно ознакомиться с ограничениями и запретами, связанными с гражданской службой, а также требованиями к служебному поведению гражданского служащего, определенными ст. 16, 17, 18 Федерального закона от 27.07.2004 № 79-ФЗ «О государственной гражданской службе Российской Федерации».

Для участия в конкурсе на замещение вакантной должности и включение в кадровый резерв гражданин представляет следующие документы:

2. заполненную и подписанную утвержденной Правительством Российской Федерации, сфотографией;

3. копию паспорта или заменяющего его документа (соответствующий документ предъявляется лично по прибытии на конкурс);

4. документы, подтверждающие необходимое профессиональное образование, квалификацию и стаж работы;

5. копию трудовой книжки (за исключением случаев, когда служебная (трудовая) деятельность осуществляется впервые) заверенную нотариально или кадровой службой по месту работы (службы), или иные документыподтверждающие трудовую (служебную) деятельность гражданина;

6. копии документов об образовании и о квалификации, а также по желанию гражданина копии документов, подтверждающих повышение или присвоение квалификации по результатам дополнительного профессионального образования, документов о присвоении ученой степени, ученого звания, заверенные нотариально или кадровой службой по месту работы (службы);

7. документ об отсутствии у гражданина заболевания, препятствующего поступлению на гражданскую службу или ее прохождению(Медицинская справка по форме № 001 ГС/у);

8. иные документы, предусмотренные Федеральным законом от 27 июля 2004 г. N 79-ФЗ "О государственной гражданской службе Российской Федерации", другими федеральными законами, указами Президента Российской Федерации и постановлениями Правительства Российской Федерации.

Гражданский служащий Главного управления, изъявивший желание участвовать в конкурсе представляет:

1. личное заявление для либо ;

Гражданский служащий иного государственного органа , изъявивший желание участвовать в конкурсе представляет:

1. личное заявление для либо ;

2. заполненную и подписанную утвержденной Правительством Российской Федерации, сфотографией.

В разрезе общественного разделения труда государственная служба составляет одну из разновидностей общественно необходимого труда, доступ к которому не должен быть ограничен какими-либо социальными соображениями. В статье 32 Конституции закреплен принцип равного доступа граждан РФ к государственной службе. При подборе кандидатов на государственно-служебные должности критерий один - профессиональная пригодность к исполнению должности, определение которой обусловлено конкретными показателями уровня образования, стажа и т.д.

В соответствии с таким положением государственной службы правом на государственную службу граждане обладают независимо от пола, национальности, расовой принадлежности, членства и общественных объединений, имеющие соответствующее образование. Законами и другими правовыми актами Российской Федерации устанавливаются специальные требования к лицам, поступившим на службу в органы ряда отраслей (суд, прокуратура, милиция, народное образование, здравоохранение и др.), касающиеся возраста кандидата, специального образования, стажа работы, здоровья и иные требования.

Гражданин не может быть принят или состоять на государственной службе в случаях:

Близкого родства или свойства (родители, супруги, братья, сестры, сыновья, дочери, а равно братья, сестры родителей и дети супругов), если государственная служба связана непосредственно с подчиненностью или подконтрольностью одного из них другому;

Признания его недееспособным в установленном порядке;

Лишение его права занимать государственные должности на государственной службе в течение определенного срока решением суда;

Наличия заболевания, подтвержденного в установленном порядке;

Отказа от прохождения процедуры прохождения оформления допуска и сведениям, составляющим государственную и иную охраняемую законом тайну;

Наличия гражданства иностранного государства; - отказа от представления сведений о доходах и имуществе, принадлежащем ему на праве собственности (в соответствии со ст. 12 Закона).

После того, как кандидат на должность подобран, соответственно законодательству, он подлежит зачислению на должность. В отличие от рабочего, которого просто принимают на работу соответственно его специальности и уровню квалификации, на службу принимают посредством определенного организационно-правового способа замещения должности. Исторически было множество таких способов замещения - выборы, назначение, по жребию, по наследству, по купле-продаже, дарению, по конкурсу и т.д. Каждое государство из многих способов замещения должностей избирает те, которые наиболее соответствуют его социальной природе, государственно-правовой и национальной форме в данный период. В настоящее время утвердились следующие четыре способа замещения должностей на государственной службе: зачисление, назначение, выборы, конкурс.

В порядке зачисления замещаются должности вспомогательного персонала, части специалистов (если они не проходят по конкурсу). Зачисление оформляется административным актом (приказом и др.), обращенным к зачисляемому на службу и структурным подразделениям (отдел кадров, бухгалтерия и др.), заключается трудовой договор или контракт в установленном порядке.

При назначении на должность совершаются те же юридические действия, особенность имеет административный акт: он обращен, помимо названных лиц и подразделений, к тем лицам, которые войдут в подчинение назначаемого лица. Соответственно этому круг лиц, замещающих должность по назначению, ограничивается контингентом руководителей (организаций и структурных подразделений). Как способ замещения должностей назначение имеет ряд преимуществ: подбор кандидата из неограниченного по существу круга лиц, возможность перевода лиц из одного органа в другой, из одного региона - в другие. Есть и негативные стороны у назначения: зависимость и «огляд» назначенного лица обращены более вверх, к назначившему органу (должностному лицу), от которого оно полностью зависимо, чем к трудовому коллективу. Трудовой договор (контракт) также обязателен.

Выборы на должность - способ тоже довольно распространенный, формирование органов управления в общественных организациях осуществляется на основе выборности. Основная особенность выборного способа в том, что избирают на должность из числа тех, кто избирает: из числа избирателей, из числа депутатов (например, председателя комитета парламента) и т.д. Лицо считается избранным после официального объявления итогов голосования. Административного акта на утверждение не требуется, трудовой договор (контракт) заключается на основе итогов голосования. Выборность имеет, как и другие способы замещения должностей, свои преимущества и недостатки. К преимуществам следует отнести открытость, гласность, большее представление у избирателей о качествах кандидата, прямая зависимость лица от избирателей в процессе осуществления должностных полномочий. Недостатки выборности сказываются на ограниченных возможностях подбора кандидатов, поскольку кандидата должны знать те, кто его будет избирать.

Конкурс заключается в замещении должности в порядке состязательности, соревнования по принципу: кто более достоин по своим профессиональным качествам? Основное преимущество конкурса - возможность участия в нем неограниченного круга лиц, имеющих, естественно, данные для занятия данной должности, открытость, гласность, голосование. По процедуре проведения конкурс близок к выборности, но это самостоятельный способ, особый именно в самой основе - неограниченный круг участников. Конкурс основан на волеизъявлении участника, при выборах же (и назначении) выдвижение кандидата начинается, как правило, с волеизъявления коллектива, органа или вышестоящего должностного лица. Итоги конкурса имеют юридическую силу по объявлении результатов голосования, на основе чего также заключается трудовой договор (контракт). Условием конкурса является, естественно, наличие хотя бы нескольких участников. По конкурсу в настоящее время замещается большой круг государственных служащих: работники образования, науки, здравоохранения и т.д. Руководителям органов предоставлено право проводить замещение должностей в органе по конкурсу вместо зачисления или назначения, так что возможности конкурса значительно расширены.

Вот те четыре способа замещения должностей, которые предусмотрены действующим законодательством.

При поступлении любым способом гражданин представляет документы, предусмотренные статьей 20 Закона. Для гражданина, впервые принятого на государственную службу, устанавливается испытательный срок от трех до пяти месяцев (ст. 23 Закона). Все в большем числе законодательных актов занимает место норма о принятии лицом, поступившим на государственную службу, государственной присяги. Это установлено в отношении военнослужащих, работников милиции, судей, врачей и некоторых других. Возможно, как это было в России до 1917 г., принятие присяги будет обязательно для каждого государственного служащего.



Если заметили ошибку, выделите фрагмент текста и нажмите Ctrl+Enter
ПОДЕЛИТЬСЯ:
Выселение. Приватизация. Перепланировка. Ипотека. ИСЖ