Денис Фролов
Неоднократно, стоя на перекрестке и наблюдая, как бодрые пенсионеры, мамы с колясками и прочие несознательные граждане «перебегают» дорогу, ловишь себя на мысли: а какие неотложные дела заставляют их так спешить и подвергать риску себя и своих детей? Задумываются ли они, что если водитель не успеет среагировать - на больничной койке окажется их драгоценный организм. И это в лучшем случае. Или прилив такой безрассудной смелости у людей вызывает постулат «пешеход всегда прав», закрепленный в законодательстве? Давайте разбираться.
Среди автовладельцев существуют две крайности поведения на дороге - не пропускать никого, никогда и ни при каких обстоятельствах, или уступать дорогу всегда, даже если такой необходимости нет (последние часто являются причиной дорожных пробок). Итак, в каких случаях то, что водитель не пропустил пешехода будет считаться нарушением?
Если водитель не пропустил пешехода, какой штраф в 2018 году ему придется заплатить? Учитывая то, что большинство людей, выходя на проезжую часть, ведут себя как стадо бизонов, спешащих на водопой и совершенно не думают о собственной безопасности, владеть подобной информацией в актуальном состоянии просто необходимо. Как минимум, чтобы избежать соблазнов.
Вообще, создавать помехи для движения пешехода - дело довольно накладное. За то, что автомобилист не пропустил пешехода штраф составит 1500 рублей (ст. 12.18 КоАП в действующей редакции). Но и этот штраф можно оспорить.
Поскольку в КоАП и ПДД достаточно категорично прописана обязанность уступать дорогу пешеходу возникает логичный вопрос: если водителю вменяется то, что он не пропустил пешехода, как доказать свою невиновность? И реально ли это сделать?
При предъявлении подобного нарушения:
Свои действия можно мотивировать ссылками на действующую редакции ПДД, КоАП и Конституции РФ. Если водитель не пропустил пешехода на нерегулируемом пешеходном переходе, то можно сослаться на п. 4.5 ПДД, согласно которому пешеход, перед тем как выйти на проезжую часть должен оценить безопасность этого действия - наличие и скорость приближающихся автомобилей и расстояние до них. Кроме того, переходя дорогу вне пешеходного перехода, человек не должен условий, затрудняющих движение автомобилей.
Также следует учитывать, что подразумевает понятие «уступить дорогу». Согласно п. 1.2 ПДД, под этой формулировкой понимается не совершение водителем действий, способных повлиять на изменение маршрута движения или скорости пешехода. Соответственно, даже если пешеход ступил на нерегулируемый переход, но ваши действия при этом не создали для него помех - правил вы не нарушили. И опровергнуть это могут только слова пешехода.
Поэтому смело просите инспектора пригласить потенциального «пострадавшего». Дело в том, что тот же п. 4.5 предусматривает и ответственность пешехода за совершение заведомо небезопасного перехода дороги. И в этой ситуации пешеходу выгоднее занять позицию свидетеля и подтвердить правомерность ваших действий.
Инспектор отказывается позвать пешехода? В этом случае состава правонарушения просто нет - только потенциальный «пострадавший» может подтвердить то, что дорогу ему действительно не уступили.
А вообще водителям и пешеходам следует научиться мирно уживаться на дорогах, и тогда у всех будет меньше проблем. Удачи на дорогах!
Наезды на пешеходов остаются самым травматичным видом ДТП в России. Поэтому сейчас рассматривается ряд предложений, как ужесточить наказание за этот вид нарушения. Одно из них — включить непропуск пешехода в «черный список» проступков, за которые будут лишать прав по совокупности. Другое — поднять штраф за непропуск до 2500 рублей. Проблема в том, что нарваться на штраф может даже водитель, который не собирался нарушать.
Пропустил или создал помеху?
Вот типичный сценарий ненамеренного нарушения: водитель, поворачивая направо, пропускает пешеходов. Казалось бы, все по правилам. Однако его тормозит инспектор и вменяет непропуск пешеходов, которые приближались с дальнего конца пешеходного перехода, и на которых водитель якобы изначально не обратил внимания.
И подобная практика распространена: помимо прямых жалоб читателей, мы обнаружили десятки аналогичных видео в интернете.
Что говорят правила
В редакции, действующей с 2014 года, ПДД требуют уступить дорогу пешеходам, переходящим дорогу по переходам (п. 13.1 и 14.1 ПДД).
Термин «уступить дорогу» расшифрован в правилах, но есть нюанс. Вот его формулировка: «Уступить дорогу — требование, означающее, что участник дорожного движения не должен начинать, возобновлять или продолжать движение, осуществлять какой-либо маневр, если это может вынудить других участников движения, имеющих по отношению к нему преимущество, изменить направление движения или скорость».
Обратите внимание на словосочетание «может вынудить» — вся соль именно в нем. Допустим, у водителя есть запись, что он не вынудил пешехода изменить скорость или направление. Инспектор скажет на это, что водитель пусть не вынудил, но мог вынудить, а значит, нарушение имело место.
Взрослый мужчина может отважно переходить дорогу по переходу, когда в метре от него проезжает автомобиль. Пожилую женщину или ребенка такой маневр может испугать, а иные в принципе не решаются начать переход, пока не убедятся, что все автомобили стоят.
Как реагируют суды
Есть решение Верховного суда от 17 апреля 2012 года, которое часто приводят в качестве аргумента в защиту водителей, которые не уступили «далеким» пешеходам. Однако с тех пор и формулировка правил изменилась, и судебная практика сложилась отнюдь не в пользу водителей.
Если инспектор посчитал, что водитель не уступил дорогу, суды как правило поддерживают решение — таково мнение опрошенных нами юристов. Некоторые отмечают перспективы отстоять свою правду при углублении в казуистику, но на практике сделать это весьма проблематично. Хотя бы потому, что ни в одном нормативном документе не описаны критерии, при которых водитель может вынудить пешехода изменить скорость и направление, поэтому официальные инстанции придерживаются весьма широких трактовок этого пункта.
Позиция ГИБДД
В частном общении ряд должностных лиц ГИБДД сказали нам, что не заставляют подчиненных придерживаться самой жесткой трактовки термина «уступить дорогу». Вместе с тем, в официальных комментариях они ссылались лишь на требования ПДД без каких-либо пояснений. И поборники веской трактовки ПДД дежурят у переходов достаточно часто.
Разделительная полоса
Еще один тонкий момент — широкие дороги с разделительной полосой, которая может быть оформлена конструктивно (бордюры, газоны) или обозначена разметкой.
До 2014 года водители должны были пропускать пешеходов, переходящих проезжую часть, а в нынешней редакции — дорогу. Это меняет дело, потому что при наличии разделительной полосы проезжих частей две, дорога — одна. Сегодня пропускать нужно пешеходов, которые идут по встречной проезжей части, разделительной полосе или трамвайным путям.
На небольших переходах проблем чаще всего не возникает: даже если пешеход стартует с дальней части дороги, его пропуск не отнимает много времени.
Наиболее сложный сценарий: широкие регулируемые перекрестки, когда водитель должен уступить пешеходам при повороте направо или налево. На иных переходах в ожидании зеленого скапливаются толпы, и в течение фазы зеленого просто нет момента, чтобы на дороге никого не было. И значит, при строгой интерпретации за цикл светофора поворачивать сможет одна-две машины, успевшие въехать на пересечение на зеленый. Абсурд? Да.
А потому было бы весьма целесообразным в канун ужесточения КоАП дать четкие и однозначные формулировки понятию «уступить дорогу пешеходу».
Обязанность пропустить пешеходов, пользующихся преимуществом в движении, установлена в ПДД (правилах дорожного движения). Нарушение правил влечет за собой административное наказание. В этой статье мы рассмотрим, а также какой размер штрафа предусмотрен в 2019 году в при данном нарушении правил.
Для начала предлагаем ознакомиться с определением - пешеход. Согласно п. 1.2 ПДД, пешеходом считается лицо, находящееся на дороге вне транспортного потока автомобилей или на пешеходной (велопешеходной) дорожке, если оно не производит на этих местах работу. По правилам дорожного движения к пешеходам приравниваются лица, ведущие велосипед, мопед, мотоцикл или везущие санки, детскую или инвалидную коляску, тележку, лица, передвигающиеся на инвалидных колясках с ручным приводом и использующие для передвижения самокаты, роликовые коньки и прочие средства такого же типа.
В правилах дорожного движения установлено, что для перехода дорожного полотна используются пешеходные переходы, если переход не установлен, для перехода дороги используется линия тротуара или обочины на перекрестке. Если движение пешеходов в месте перехода регулируется пешеходными светофорами или регулировщиком, пешеход должен при переходе руководствоваться регулирующими сигналами. Если же пешеходного светофора нет, пешеход руководствуется транспортным светофором.
Переходить проезжую часть дороги в месте перекрестка по диагонали, то есть между противоположными углами перекрестка, разрешено только при наличии соответствующей диагональной дорожной разметки пешеходного перехода (см. п. п. 4.3 и 4.4 ПДД).
При переходе дороги в месте, где пешеходные переходы не предусмотрены, пешеходы, согласно п. 4.5 ПДД, не должны выходить на дорогу из-за любых помех или препятствий и не должны создавать помех для дорожного движения. Выход на проезжую часть дороги или на трамвайные пути разрешается только после предварительной оценки расстояния до приближающихся автомобилей и скорости передвижения автомобилей как безопасного.
Говоря о том, какое наказание грозит водителю, не пропустившему пешехода, следует отметить, что статья 12.18 КоАП РФ предусматривает за невыполнение требования ПДД уступить дорогу пешеходам и другим участникам дорожного движения, пользующимся преимуществом (например, велосипедистам), административный штраф в размере 2 500 руб по состоянию на 2019 год.
Если нарушителю выписали штраф, он может уменьшить его на 50%, если уплатит штраф в течение 20 дней с момента вынесения постановления о наложении взыскания. Однако, если исполнение наказания было рассрочено или отсрочено, штраф уплачивается полностью (см. ч. 1.3 ст. 32.2 КоАП РФ).
Понятие «уступить дорогу» раскрыто в п 7. 1.2 ПДД. Водитель, согласно этой статье, не должен начинать, возобновлять или продолжать дорожное движение, или каким-либо образом осуществлять маневры, если его движение может вынудить пешехода на изменение направления своего движения или скорости.
Правило уступить дорогу пешеходу действует в следующих случаях, описанных в соответствующих статьях ПДД:
К пассажиру автобуса начинают применяться правила, написанные для пешеходов, в тот момент, как он становится на асфальт.
КоАП РФ в п. 6 ч. 2 ст. 23.3 и в ст. 28.2 наделяет любого сотрудника ГИБДД, имеющего специальное звание, правом составлять протокол и привлекать водителей к административной ответственности за правонарушения.
Если нарушение оформляется инспектором ГИБДД на месте, водитель может попросить инспектора предъявить служебное удостоверение для фиксации личности инспектора. Если водитель согласен с тем, что нарушил правила, он должен выполнять распоряжения инспектора. Если же водитель не согласен с нарушением, связанным с преимуществом пешехода, он может попросить инспектора приобщить к протоколу об административном правонарушении показания пешехода, которому водитель якобы не уступил дорогу. Для этого инспектор должен остановить пешехода и попросить его дать свои объяснения ситуации.
Если инспектор отказывается удовлетворить просьбу водителя, водитель имеет право, в соответствии с ч. 4 ст. 28.2 КоАП РФ, дать сведения об этом в протоколе о нарушении, например: «Не создавал помехи движению пешехода. В опросе и приобщении показаний пешехода сотрудник ГИБДД отказал». Срок для ГИБДД – 10 дней.
Также нарушение водителя может быть зафиксировано работающей в автоматическом режиме камерой видеонаблюдения. В таком случае, в соответствии с ч. 3 ст. 26.6 КоАП РФ, в отношении правонарушителя будет возбуждено дело об административном правонарушении, и вынесенное постановление о штрафе будет направлено или заказным письмом по почте в течение трех дней с момента вынесения постановления, или электронным документом через портал государственных и муниципальных услуг, если только у нарушителя есть регистрация на сайте и он оформил согласие на получение постановлений о штрафных санкциях в электронном виде.
В ПДД 29.11.2014 были внесены некоторые изменения, касающиеся взаимодействий водителей и пешеходов. Теперь штрафы могут выписать и за действия, которые раньше не считались нарушениями.
Поправки заключаются в следующем:
Чтобы не пришлось задумываться насчет того, как оспорить штраф ГИБДД за пешехода, нужно ознакомиться с поправками к ПДД и быть внимательным за рулем.
Теперь под пешеходным переходом подразумевается не только часть дороги, обозначенная разметкой и специальными знаками, но и на трамвайных путях, проходящих по разделительной полосе. Так что и водитель трамвая должен пешеходов пропускать. Но нужно учитывать, что трамвай имеет большую массу и инерцию, поэтому он не способен быстро затормозить.
Раньше, соответственно п. 11.4, запрещалось на переходе совершать обгон, но только если на нем пребывал пешеход. Сейчас же обгон на переходе запрещен всегда. Кроме того, до 29.11.2014 п. 14.2 разрешал автотранспорту на других полосах не прекращать движение в случае остановки или торможения другой машины перед переходом, если на нем нет пешеходов. Но теперь при остановке или торможении одного автомобиля перед переходом должны остановиться и другие машины на соседних полосах.
Существуют особые правила пропуска пешеходов – они указаны в п. 14.1. Водитель обязан остановиться, если пешеход переходит дорогу или только шагнул на переход. В новой редакции термин «пропустить пешехода» был заменен на «уступить дорогу». Если пешеход стоит на тротуаре, нужно притормозить, но если он не собирается переходить дорогу, то делать этого не требуется.
С тем, как именно уступать дорогу, никаких проблем не должно возникнуть – этот процесс описан в ПДД. Согласно ним, участник движения не должен выполнять действия, которые заставят участников движения, имеющих преимущество, менять скорость или траекторию движения. На пешеходных переходах к участникам движения с преимуществом относятся пешеходы.
Несмотря на то, что в правилах четко указано, когда водитель должен пропускать пешеходов, довольно часто бывает так, что приходится доказывать свою невиновность. Например, когда штраф выставляют за то, что пешеход просто стоял на тротуаре и не собирался переходить дорогу. Поэтому нужно знать, как оспорить штраф ГИБДД за пешехода – 2015 год ознаменовался не только поправками к ПДД, но и повышением размера штрафов. Теперь штраф за то, что водитель пешехода не пропустил, составляет 1500 рублей.
Чтобы решение оказалось невозможным обжаловать, у сотрудников ГИБДД должны присутствовать доказательства нарушения – обычно это видеозаписи с регистратора или камеры. Что касается того, обжаловать ли штраф, то это зависит от обстоятельств – например, если видимость была ограничена другими автомобилями, из-за которых не было возможности обнаружить вовремя ступившего на дорогу пешехода, то закон будет на стороне водителя.
Меньше проблем теперь будут доставлять водителям велосипедисты – согласно новой поправке, они должны проезжую часть пересекать пешком. Поэтому в случае чего нужно только указать, что велосипедист нарушил п. 24.8, устанавливающий порядок пересечения велосипедистами переходного перехода.
Самый простой способ избежать проблем, если инспектор ГИБДД остановил из-за пешехода – уточнить у последнего, создавались ли на его пути препятствия. Если инспектор не хочет догонять пешехода, можно сделать это самостоятельно, но при несогласии на это инспектора – составить ходатайство, в котором указать, что было нарушено право представлять доказательства, а также оказалось невозможным полное, своевременное, всестороннее и объективное выяснение обстоятельств дела.
Если водитель не видит своей вины, то он должен это показать еще на этапе составления протокола. Многие считают, что наличие подписи на протоколе означает согласие с нарушением, но это не так, за исключением тех случаев, когда подпись стоит около пометки «с нарушением согласен». Если этого примечания нет, тогда подпись нужно поставить, но в графе «объяснения нарушителя» описать свое видение ситуации. Обязательно нужно получить копию протокола, в противном случае при обжаловании могут возникнуть трудности.
Если обвинение не подкрепляется неоспоримыми обстоятельствами, то в течение 10 суток можно попытаться обжаловать штраф. Жалобу обязаны рассмотреть в течение 10 дней.
Подать жалобу можно и в дальнейшем, приложив к ней и заявление о восстановлении срока обжалования. Но для этого должна иметься веская причина, например, больничный лист, командировочные документы.
Как опротестовать штраф ГИБДД за пешехода:
Важно! Нужно помнить, что в ГИБДД жалобы рассматриваются без участия водителя и свидетелей, поэтому часто постановление остается в силе. Лучше сразу обращаться в суд, но только в том случае, если нарушения действительно не было, так как если в суде вина будет подтверждена, то придется заплатить двойной штраф (не менее 1000 рублей).
В течение 10 суток с даты составления протокола или вынесения решения по предыдущей жалобе можно подавать жалобу в суд. Рассмотреть ее должны в тот же срок.
Важно! При рассмотрении жалобы суд не должен опираться на решения ГИБДД и других судов. Водитель всегда может подать жалобу в вышестоящую инстанцию. Успех во многом зависит от представленных доказательств невиновности.
В том, как обжаловать штраф ГИБДД за пешехода, нет ничего сложного. Главное – представить веские доказательства, например, что в этот момент за рулем пребывал другой человек, обзор был закрыт другими автомобилями и так далее. Если же нет уверенности в том, что удастся доказать невиновность, то лучше просто выплатить штраф – если суд отклонит жалобу, придется заплатить в два раза больше, а иногда еще и ждет административный арест.
Пешеходный переход - место повышенной опасности. Как свидетельствует практика, люди, не перемещающиеся с помощью транспортных средств, плохо осведомлены о своих обязанностях. Именно поэтому часто случаются дорожно-транспортные происшествия по их вине.
В данной статье рассмотрим следующие вопросы:
В 2018 году сумма штрафа составляет от 1500 до 2500 рублей. В статье КоАП 12.18 четко указано, сколько придется выплатить из своего кармана за непропуск пешеходов, которые пользуются преимуществом в движении.
Последний выделенный момент очень важен, поскольку за то, что человек переходит дорогу в неположенном месте или на , он сам обязан платить штраф, так как нарушает правила дорожного движения и представляет реальную опасность как для себя, так и для водителей и их пассажиров.
Стоит отметить, что в тех случаях, когда водитель не пропускает людей, пересекающих проезжую часть на зеленый свет (для пешеходов), его ждет совсем другое наказание:
Отсюда делаем вывод, что если камера видеофиксации запечатлеет момент, когда водитель едет через пешеходный переход на запрещающий знак светофора, его ждут наказания, вплоть до лишения прав. Если же не пропустили человека на зебре или на нерегулируемом переходе, то придется отвечать по статье 12.18 КоАП.
К сожалению, бывают случаи, когда непропуск пешехода приводит к столкновению и наезду. При таком повороте событий возможна уголовная ответственность.
Еще в автошколе водителей обучают основам психологии. Они должны сохранять бдительность все время, особенно при подъезде к остановкам общественного транспорта или знакам «Школа» и так далее.
Если речь идет о регулируемых перекрестках, то все очень просто: водитель обязан ориентироваться по знакам регулировщика или по свету светофора. Тем не менее, в правилах дорожного движения имеется и такой пункт: если люди не успели пересечь проезжую часть на свой свет, водитель должен дождаться, пока они не завершат пересечение дороги.
Не забывайте также, что перед регулируемыми переходами имеется стоп-линия. Заезжать за нее на запрещающий сигнал нельзя, поскольку придется платить штраф 800 рублей за создание помех переходящим улицу людям.
Часто бывают ситуации, когда водители на регулируемом перекрестке совершают поворот направо, когда там горит зеленый свет для пешеходов. В таких случаях маневр разрешен, однако нужно дождаться, пока все люди перейдут дорогу.
Значительное количество вопросов вызывает проезд нерегулируемых переходов. Автомобилист обязан руководствоваться следующими правилами:
Вы не обязаны останавливаться, если человек еще не ступил на проезжую часть или только собирается переходить дорогу.
Простые люди часто нарушают правила дорожного движения, что приводит к возникновению аварийных ситуаций. Они должны четко уяснить, что штрафы предусмотрены не только для водителей, но и для пешеходов.
В статьях КоАП 12.29 ч.1-3, 12.30 ч.1 и 2 прописаны суммы штрафов, которые пешеходы заплатят:
Таким образом, они обязаны четко придерживаться правил:
Также люди часто совершают ошибки - замирают в недоумении перед автомобилем. Согласно ПДД, переходить нужно без остановок. Обратите внимание, что если появились ТС с проблесковыми маячками, нужно по возможности быстрее покинуть проезжую часть или остановиться на островке безопасности.
Если вам грозит штраф за то, что вы не пропустили пешехода, доказать свою невиновность вполне возможно. Например, необходимо самого пешехода привлечь в качестве свидетеля и утверждать, что он выскочил на дорогу, не оценив ситуацию. Такой способ подойдет, если нарушение не было зафиксировано камерами.
Если же инспектор не может позвать пешехода, потому что тот далеко ушел, значит нарушения нет, поскольку нет пострадавшей стороны. Вы можете смело доказывать, что никому не создавали помех в движении.
Это же относится и к тем случаям, когда люди резко появляются на проезжей части, выходя из трамвая. Согласно ПДД они обязаны оценивать дорожную ситуацию, прежде чем ступить на дорогу. Водители же не обязаны каждый раз тормозить, когда трамвай или маршрутка подъезжают к остановке.
Тем не менее, соблюдение этих простых правил и постоянная бдительность помогут вам в будущем избежать не только штрафов, но и ДТП.
Видео: Что нужно знать, когда на пути переходит дорогу пешеход?