Выселение. Приватизация. Перепланировка. Ипотека. ИСЖ

5. Государственная экологическая экспертиза

Согласно статье 1 Федерального закона от 23 ноября 1995 г. № 174-ФЗ «Об экологической экспертизе», экологическая экспертиза - это установление соответствия документов и (или) документации, обосновывающих намечаемую в связи с реализацией объекта экологической экспертизы хозяйственную и иную деятельность, экологическим требованиям, уставленным техническими регламентами и законодательством в области охраны окружающей среды, в целях предотвращения негативного воздействия такой деятельности на окружающую среду .

Согласно ст. 33 ФЗ «Об охране окружающей среды» экологическая экспертиза проводится в целях установления соответствия документов и (или) документации, обосновывающих планируемую хозяйственную и иную деятельность, требованиям в области охраны окружающей среды.

Государственная экологическая экспертиза проводится с целью проверки соответствия хозяйственной и иной деятельности экологической безопасности общества, рационального исполь­зования природных ресурсов, а также предупреждения нега­тивных последствий хозяйственной деятельности.

Законом РФ "Об экологической экспертизе" от 23.11.95 (в ред. от 15.04.98) предусмотрен ряд принципов экологической экспертизы:

    презумпция потенциальной экологической опасности любой намечаемой хозяйственной и иной деятельности;

    обязательность проведения государственной экологической экспертизы до принятия решений о реализации объекта эколо­гической экспертизы;

    комплексность оценки воздействия на окружающую природ­ную среду хозяйственной и иной деятельности и его последствий;

    обязательность учета требований экологической безопасности при проведении экологической экспертизы;

    достоверность и полнота информации, представляемой на эко­логическую экспертизу;

    независимость экспертов экологической экспертизы при осу­ществлении ими своих полномочий в области экологической экспертизы;

    научная обоснованность, объективность и законность заклю­чений экологической экспертизы;

    гласность, участие общественных организаций (объединений), учет общественного мнения;

    ответственность участников экологической экспертизы и заин­тересованных лиц за организацию, проведение, качество эко­логической экспертизы.

    Законом «Об экологической экспертизе» предусмотрены два вида экологической экспертизы: гос-венная и общественная.

Государственная экологическая экспертиза организуется и проводится специально уполномоченными гос. органами в области экологической экспертизы в порядке, установленном действующим законодательством. Государственная экологическая экспертиза проводится на федеральном уровне и на уровне субъектов РФ.

Объектами обязательной экологической экспертизы на федеральном уровне являются:

Проекты правовых актов РФ нормативного и ненормативного характера, реализация которых может привести к негативным воздействиям на окружающую природную среду, нормативно-технических и инструктивно-методических документов, утверждаемых органами гос. власти РФ регламентирующих хозяйственную и иную деятельность, которая может оказать воздействие на окружающую природную среду, в том числе использование природных ресурсов и охрану природной среды;

Материалы, подлежащие утверждению органами гос. власти РФ и предшествующие разработке прогнозов развития и размещения производительных сил на территории РФ в том числе:

1) проекты комплексных и целевых федеральных социально-экономических, научно-технических и иных федеральных программ, при реализации которых может быть оказано воздействие на окружающую природную среду;

2) проекты генеральных планов развития территорий свободных экономических зон и территории с особым режимом природопользования и ведения хозяйственной деятельности;

3) проекты схем развития отраслей народного хозяйства РФ в том числе промышленности;

4) проекты генеральных схем расселения, природопользования и территориальной организации производительных сил РФ;

5) проекты схем расселения, природопользования и территориальной организации производительных сил крупных регионов и национально-гос. образований;

6) проекты межгос-венных инвестиционных программ, в которых; участвует РФ и федеральных инвестиционных программ;

7) проекты комплексных схем охраны природы РФ;

Технико-экономические обоснования и проекты строительства, реконструкции, расширения, технического перевооружения, консервации и ликвидации организаций и иных объектов хозяйственной деятельности РФ и другие проекты независимо от их сметной стоимости, ведомственной принадлежности и форм собственности, осуществление которых может оказать воздействие на окружающую природную среду в пределах территории двух и более субъектов РФ в том числе материалы по созданию гражданами или юридическими лицами РФ с участием иностранных граждан или иностранных юридических лиц организаций, объем иностранных инвестиций в которых превышает пятьсот тысяч долларов;

Технико-экономические обоснования и проекты хозяйственной деятельности, которая может оказывать воздействие на окружающую природную среду сопредельных гос-в, или для осуществления которой необходимо использование общих с сопредельными гос-вами природных объектов, или которая затрагивает интересы сопредельных гос-в, определенные Конвенцией об оценке воздействия на окружающую среду в трансграничном контексте;

Материалы по созданию организаций горнодобывающей и перерабатывающей промышленности, предусматривающие использование природных ресурсов, которые находятся в ведении РФ;

Проекты международных договоров;

Иные виды документации, обосновывающей хозяйственную и другую деятельность, которая способна оказывать прямое или косвенное воздействие на окружающую природную среду в пределах территорий двух или более субъектов РФ и др.

В РФ осуществляются государственная эко­логическая экспертиза и общественная экологическая экспертиза. Государственную экологическую экспертизу организовывают и про­водят на федеральном уровне и уровне субъектов РФ специально уполномоченные государственные органы в области экологиче­ской экспертизы. Порядок ее проведения устанавливается норма­тивными правовыми актами РФ и субъектов Федерации. Инициаторами проведения общественной экологической экспер­тизы выступают граждане и общественные организации (объеди­нения), органы местного самоуправления общественными органи­зациями (объединениями), основное направление деятельности которых, в соответствии с их уставами, - охрана окружающей при­родной среды, в том числе организация и проведение экологиче­ской экспертизы. Такие органы должны быть зарегистрированы установленном законом порядке.Президент РФ обеспечивает согласованное функционирование и взаимодействие органов государственной власти в области экологической экспертизы.Федеральное Собрание РФ обеспечивает соответствие законода­тельных актов Российской Федерации законодательству Россий­ской Федерации об экологической экспертизе.Правительство РФ в области экологической экспертизы: утверждает порядок проведения государственной экологиче­ской экспертизы; контролирует исполнение российского законодательства об экологической экспертизе федеральными органами государст­венной власти; осуществляет меры по обеспечению соблюдения законов, а так­же по обеспечению прав граждан и юридических лиц в области экологической экспертизы; ежегодно отчитывается о своей деятельности в области эколо­гической экспертизы перед Президентом РФ.

порядок проведения гос-венной экологической экспертизы

Государственная экологическая экспертиза проводится при условии обязательного соответствия формы и содержания представленных заказчиком материалов требованиям Федерального закона «Об экологической экспертизе», установленному порядку проведения гос-венной экологической экспертизы и при наличии в составе представленных материалов:

Документации, подлежащей гос-венной экологической экспертизе в объеме, который определен в установленном порядке, и содержащей материалы оценки воздействия на окружающую природную среду хозяйственной и иной деятельности, которая подлежит гос-венной экологической экспертизе;

Положительных заключений и документов согласования органов федерального надзора и контроля с органами местного самоуправления, получаемых в установленном порядке;

Заключений федеральных органов исполнительной власти по объекту в случае его рассмотрения указанными органами и заключений общественной экологической экспертизы в случае ее проведения;

Материалов обсуждений объекта гос-венной экологической экспертизы с гражданами и общественными организациями (объединениями), организованных органами местного самоуправления.

Установлено также, что гос-венная экологическая экспертиза проводится при условии ее предварительной оплаты заказчиком документации, подлежащей гос-венной экологической экспертизе. Начало срока проведения гос-венной экологической экспертизы устанавливается не позднее чем через один месяц после ее оплаты и приемки комплекта необходимых материалов и документов. Срок проведения гос-венной экологической экспертизы определяется в зависимости от сложности объекта. Однако он не должен превышать шести месяцев.

Государственная экологическая экспертиза проводится экспертной комиссией, образованной специально уполномоченным гос-венным органом в области экологической экспертизы. Результатом проведения гос-венной экологической экспертизы является ее заключение, отвечающее установленным требованиям. Повторное проведение гос-венной экологической экспертизы осуществляется на основании решения суда или арбитражного суда.

Как осуществляется формирование гос-венной экспертной комиссии?

Формирование экспертной комиссии, утверждение ее персонального состава, назначение руководителя и ответственного секретаря осуществляются соответствующим специально уполномоченным гос-венным органом в области экологической экспертизы.

Какие требования предъявляются к заключению гос-венной экологической экспертизы?

Заключение гос. экологической экспертизы должно содержать обоснованные выводы о допустимости воздействия на окружающую природную среду хозяйственной и иной деятельности, которая подлежит гос. экологической экспертизе, и о возможности реализации объекта гос. экологической экспертизы. Оно должно быть одобрено квалифицированным большинством списочного состава экспертной комиссии и соответствовать заданию на проведение экологической экспертизы, выдаваемому специально уполномоченным гос. органом в области экологической экспертизы. К заключению должны быть приложены особые обоснованные мнения ее экспертов, не согласных с принятым этой экспертной комиссией заключением.

Заключение подписывается руководителем гос-венной экспертной комиссии, ее ответственным секретарем и всеми членами комиссии. Оно не может быть изменено без их согласия. Заключение, подготовленное экспертной комиссией, после его утверждения специально уполномоченным гос-венным органом в области экологической экспертизы приобретает статус заключения гос-венной экологической экспертизы.

Положительное заключение гос-венной экологической экспертизы является обязательным условием финансирования и реализации объекта гос-венной экологической экспертизы. Такое заключение имеет юридическую силу в течение срока, определенного специально уполномоченным гос-венным органом в области экологической экспертизы, проводящим конкретную гос-венную экологическую экспертизу. Оно теряет юридическую силу в случае:

Доработки объекта гос-венной экологической экспертизы по замечаниям проведенной ранее гос-венной экологической экспертизы; изменения условий природопользования специально уполномоченным на то гос-венным органом в области охраны окружающей природной среды;

Реализации объекта гос-венной экологической экспертизы с отступлениями от документации, получившей положительное заключение гос-венной экологической экспертизы, и в случае внесения изменений в указанную документацию;

Истечения срока действия положительного заключения гос-венной экологической экспертизы;

Внесения изменений в проектную и иную документацию после получения положительного заключения гос-венной экологической экспертизы.

При наличии отрицательного заключения гос-венной экологической экспертизы реализация ее объекта запрещается. Несоблюдение требования обязательного проведения гос-венной экологической экспертизы проекта международного договора является основанием для признания его недействительным.

В случае отрицательного заключения гос-венной экологической экспертизы заказчик вправе представить соответствующие материалы на повторную гос-венную экологическую экспертизу при условии их переработки с учетом замечаний, изложенных в отрицательном заключении.

Заключения гос-венной экологической экспертизы могут быть оспорены в судебном порядке.

Финансирование государственной экологической экспертизы, в том числе повторного проведения, ведется за счет средств заказчика документации, подлежащей государственной экологической экспертизе, в полном соответствии со сметой расходов и порядком проведения такой экспертизы, определяе­мыми осуществляющим экологическую экспертизу специально уполномочен­ным государственным органом.

Организационный механизм государственного экологического управления состоит из следующих правовых инструментов: экологическое нормирование; оценка воздействия на окружающую среду (ОВОС); экологическая экспертиза; экологический мониторинг; экологический контроль; экологическое лицензирование. Уже после принятия Закона "Об охране окружающей среды" существенное развитие получили оценка и управление риском, экологическое аудирование, экологическая сертификация, которые дополняют организационный механизм обеспечения экологической безопасности.

Специально уполномоченными государственными органами в области экологической экспертизы являются федеральный специально на то уполномоченный государственный орган в области охраны окружающей природной среды - Министерство природных ресурсов Российской Федерации и его территориальные органы, которые имеют исключительное право на прове-ение государственной экологической экспертизы и осуществляют соответ-ющие функции через свои подразделения, специализирующиеся на ор-зации и проведении экологической экспертизы.

Текст лекции

Федеральные законы

Нормативно правовые документы

Дополнительная

Основная

Учебные вопросы

1. Порядок проведения государственной экологической экспертизы.

2. Порядок проведения общественной экологической экспертизы.

3. Порядок проведения судебно-экологической экспертизы.

Литература

1. Экологическая экспертиза: учебное пособие для вузов/ В. К. Донченко [и др.]; ред. В. М. Питулько. - 4-е изд., стер. - М.: Академия, 2006.

2. Коробкин В.И., Передельский Л.В. Экология: Учебник для вузов. - Ростов н/Д.: Феникс, 2003.

3. Хотунцев Ю.Л. Экология и экологическая безопасность. - М.: Издательский центр «Академия», 2004.

1. Экологическое проектирование и экспертиза: учебник для ВУЗов/ К. Н. Дьяконов, А. В. Дончева. - М.: Аспект Пресс, 2002.

2. Гирусов Э.В., Лопатина В.Н. Экология и экономика природопользования. – М.: Юнити-Дана, Единство, 2003.

2. Федеральный закон от 31 мая 2001 года №73-ФЗ «О государственной судебно - экспертной деятельности в Российской Федерации» от 31 мая 2001 года.

3. Федеральный закон от 23 ноября 1995 г. №174-ФЗ «Об экологической экспертизе» (с изм. и доп. от 15 апреля 1998 г.).

4. Положение Правительства РФ от 31 марта 2003 г. «Об организации и осуществлении государственного мониторинга окружающей среды».

Порядок проведения государственной экологической экспертизы опре­делен в ст. 14 Федерального закона «Об экологической экспертизе», Положе­нии о порядке проведения государственной экологической экспертизы, Рег­ламенте проведения государственной экологической экспертизы и Инструк­ции по экологическому обоснованию хозяйственной и иной деятельности.

Государственная экологическая экспертиза, в том числе повторная, проводится:

1. При условии соответствия формы и содержания представляемых заказчиком материалов установленным требованиям (согласно Инструкции по экологическому обоснованию хозяйственной или иной деятельности).

2. При наличии в составе представляемых материалов :

Документации, подлежащей государственной экологической экспертизе, в установленном объеме, и содержащей материалы оценки воздействия на окружающую природную среду (ОВОС) хозяйственной и иной деятельно­сти;

Положительных заключений и (или) документов согласований органов федерального надзора и контроля и органов местного самоуправления, получаемых в установленном порядке;

Заключений федеральных органов исполнительной власти по объекту го­сударственной экологической экспертизы в случае его рассмотрения ука­занными органами и заключений общественной экологической эксперти­зы в случае ее проведения;



Материалов обсуждений объекта государственной экологической экспер­тизы с гражданами и общественными организациями (объединениями), организованных органами местного самоуправления.

3. При условии ее предварительной оплаты заказчиком документа­ции, подлежащей государственной экологической экспертизе, в полном объ­еме и в установленном порядке.

Экспертное подразделение Министерства природных ресурсов РФ или его территориального органа специально уведомляет заказчика о необходи­мости оплаты. Экспертное подразделение делает это после того, как оно ус­тановило соответствие представленных материалов требованиям, предусмот­ренным законодательством, и в срок не более 7 дней со дня регистрации ма­териалов. Заказчик должен оплатить проведение государственной экологиче­ской экспертизы в соответствии с прилагаемыми сметой и счетом на ее опла­ту в течение 30 дней со дня получения уведомления.

В случае отсутствия документа, подтверждающего оплату проведения государственной экологической экспертизы, в течение 30 дней со дня полу­чения уведомления о необходимости оплаты государственная экологическая экспертиза не проводится, а материалы возвращаются заказчику.

Начало срока проведения государственной экологической экспертизы устанавливается не позднее чем через один месяц после ее оплаты и приемки комплекта необходимых материалов и документов в требуемом объеме и в количестве.

Срок проведения государственной экологической экспертизы зависит от следующих условий:

Сложности объекта государственной экологической экспертизы;

Трудоемкости экспертных работ с учетом объема представленных на экс­пертизу материалов;

Природных особенностей территории и экологической ситуации в районе намечаемой деятельности;

Особенностей воздействия намечаемой деятельности на окружающую природную среду.

Срок проведения государственной экологической экспертизы составля­ет:

Для простых объектов - до 30 дней;

Для объектов средней сложности - до 60 дней;

Для сложных объектов - до 120 дней.

Таким образом, срок проведения государственной экологической экс­пертизы обычно не должен превышать 4 месяцев. Однако, при необходимо­сти возможно увеличение срока проведения экспертизы до 6 месяцев.

Государственная экологическая экспертиза проводится экспертной комиссией. Такая комиссия образуется специально уполномоченным госу­дарственным органом в области экологической экспертизы (Минприроды РФ и его территориальными органами). Для проведения экспертизы каждого конкретного объекта формируется своя экспертная комиссия.

Предложения по кандидатурам руководителя и ответственного секре­таря экспертной комиссии подготавливаются экспертным подразделением до установления начала срока проведения государственной экологической экс­пертизы. Затем экспертное подразделение с участием руководителя эксперт­ной комиссии подготавливает предложения по составу экспертной комиссии.

Результатом проведения государственной экологической экспертизы является заключение государственной экологической экспертизы.

Повторное проведение государственной экологической экспертизы осуществляется на основании решения суда или арбитражного суда.

ПРАВИТЕЛЬСТВО РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

ПОСТАНОВЛЕНИЕ

Об утверждении Положения о порядке проведения
государственной экологической экспертизы

Во исполнение Федерального закона "Об экологической экспертизе " (Собрание законодательства Российской Федерации, 1995, N 48, ст. 4556) Правительство Российской Федерации

постановляет:

1. Утвердить прилагаемое Положение о порядке проведения государственной экологической экспертизы.

2. Признать утратившими силу:

постановление Совета Министров РСФСР от 22 июня 1991 г. N 348 "Об утверждении Положения о Государственной экологической экспертизе Государственного комитета РСФСР по экологии и природопользованию и Порядка финансирования и оплаты Государственной экологической экспертизы Государственного комитета РСФСР по экологии и природопользованию" ;

Положение о государственной экологической экспертизе , утвержденное постановлением Совета Министров - Правительства Российской Федерации от 22 сентября 1993 г. N 942 (Собрание актов Президента и Правительства Российской Федерации, 1993, N 39, ст. 3621), кроме пунктов 14 и 15.

3. Настоящее постановление вступает в силу со дня его официального опубликования.

Председатель Правительства
Российской Федерации

В. Черномырдин

Положение о порядке проведения государственной экологической экспертизы

УТВЕРЖДЕНО
постановлением Правительства
Российской Федерации
от 11 июня 1996 года N 698

I. Общие положения

1. Настоящее Положение устанавливает порядок проведения государственной экологической экспертизы, осуществляемой Министерством охраны окружающей среды и природных ресурсов Российской Федерации и его территориальными органами в соответствии с Федеральным законом "Об экологической экспертизе ", иными нормативными правовыми актами Российской Федерации и нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации.

3. Министерство охраны окружающей среды и природных ресурсов Российской Федерации и его территориальные органы образуют экспертные комиссии государственной экологической экспертизы (далее именуется - экспертная комиссия) по каждому конкретному объекту государственной экологической экспертизы (далее именуется - объект экспертизы) как из внештатных экспертов, так и штатных сотрудников (специалистов) этого Министерства и его территориальных органов.

4. Перечень материалов, представляемых на государственную экологическую экспертизу, по объектам государственной экологической экспертизы, указанным в и 12 Федерального закона "Об экологической экспертизе" , определяется нормативными актами Министерства охраны окружающей среды и природных ресурсов Российской Федерации, разработанными с учетом статьи 14 Федерального закона "Об экологической экспертизе" и в соответствии с требованиями, установленными для разработки соответствующих видов документации.

Обязательным условием принятия материалов на государственную экологическую экспертизу является наличие в них (в составе разделов объекта экспертизы или в виде приложений) данных по оценке воздействия на окружающую природную среду намечаемой хозяйственной и иной деятельности и экологическому обоснованию допустимости ее реализации.

Наличие в составе материалов по объекту экспертизы документов согласований (разрешений) Министерства охраны окружающей среды и природных ресурсов Российской Федерации или его территориального органа не может считаться заключением государственной экологической экспертизы по данному объекту.

5. Материалы по объектам экспертизы федерального уровня направляются заказчиком (физическим или юридическим лицом, представляющим материалы на государственную экологическую экспертизу) в Министерство охраны окружающей среды и природных ресурсов Российской Федерации, а по объектам экспертизы уровня субъектов Российской Федерации - в его территориальные органы.

6. Объект экспертизы представляется в 2 экземплярах, другие материалы - в 1 экземпляре.

7. Министерство охраны окружающей среды и природных ресурсов Российской Федерации и его территориальные органы имеют право в процессе проведения государственной экологической экспертизы запрашивать у заказчика дополнительную информацию, необходимую для оценки допустимости воздействия намечаемой деятельности на окружающую природную среду, в том числе данные специальных экологических исследований, результаты расчетов и анализов, иные материалы, необходимые для подготовки заключения государственной экологической экспертизы.

II. Организация и проведение государственной экологической экспертизы

8. Материалы, представляемые в Министерство охраны окружающей среды и природных ресурсов Российской Федерации и его территориальные органы на государственную экологическую экспертизу, в установленном порядке регистрируются и передаются на исполнение в подразделение, специализирующееся в области организации и проведения государственной экологической экспертизы (далее именуется - экспертное подразделение), для проверки полноты и достаточности представленных материалов.

9. Экспертное подразделение Министерства охраны окружающей среды и природных ресурсов Российской Федерации или его территориального органа в срок не более 7 дней со дня регистрации материалов уведомляет заказчика:

при соответствии представленных материалов установленным требованиям - о необходимости оплаты проведения государственной экологической экспертизы в соответствии с прилагаемыми сметой и счетом на ее оплату в течение 30 дней со дня получения уведомления;

при несоответствии материалов установленным требованиям - о сроках представления материалов в полном объеме.

При отсутствии документа, подтверждающего оплату проведения государственной экологической экспертизы в течение 30 дней со дня получения уведомления о необходимости оплаты государственной экологической экспертизы, или при непредставлении в установленный срок запрашиваемых материалов государственная экологическая экспертиза не проводится, а материалы возвращаются заказчику.

10. Начало срока проведения государственной экологической экспертизы устанавливается не позднее чем через 30 дней после получения документа, подтверждающего ее оплату. В течение этого срока экспертное подразделение:

подготавливает предложения по кандидатурам руководителя и ответственного секретаря экспертной комиссии, а также срокам проведения экологической экспертизы;

с участием руководителя экспертной комиссии подготавливает предложения по составу экспертной комиссии и разрабатывает задание на проведение государственной экологической экспертизы;

подготавливает проект приказа на проведение государственной экологической экспертизы и направляет его руководству Министерства охраны окружающей среды и природных ресурсов Российской Федерации или его территориального органа.

11. Состав экспертной комиссии (руководитель, ответственный секретарь и члены экспертной комиссии), сроки и задание на проведение государственной экологической экспертизы утверждаются приказом Министерства охраны окружающей среды и природных ресурсов Российской Федерации или его территориального органа.

Ответственный секретарь экспертной комиссии назначается из числа штатных сотрудников экспертного подразделения.

12. Срок проведения государственной экологической экспертизы определяется в зависимости от трудоемкости экспертных работ с учетом объема представленных на экспертизу материалов, природных особенностей территории и экологической ситуации в районе намечаемой деятельности и особенностей воздействия намечаемой деятельности на окружающую природную среду. Продолжительность проведения экспертизы не должна превышать 4 месяцев.

В процессе проведения государственной экологической экспертизы при необходимости могут быть изменены сроки ее проведения и количество привлекаемых экспертов.

Изменения сроков проведения государственной экологической экспертизы и состава экспертной комиссии оформляются приказом Министерства охраны окружающей среды и природных ресурсов Российской Федерации или его территориального органа.

При изменении срока проведения государственной экологической экспертизы общий срок ее проведения не должен превышать 6 месяцев.

13. Руководитель и ответственный секретарь экспертной комиссии обеспечивают качественное проведение государственной экологической экспертизы и организуют подготовку сводного заключения экспертной комиссии, в том числе:

формируют экспертные группы по основным направлениям государственной экологической экспертизы;

составляют календарный план работы экспертной комиссии;

разрабатывают задание экспертам на проведение государственной экологической экспертизы;

обеспечивают предоставление экспертам необходимой дополнительной информации;

организуют в случае необходимости выезд на место членов экспертной комиссии;

организуют проведение заседаний экспертной комиссии и оформляют протоколы этих заседаний.

14. В случаях когда при проведении государственной экологической экспертизы объектов экспертизы федерального уровня затрагиваются интересы субъектов Российской Федерации, Министерство охраны окружающей среды и природных ресурсов Российской Федерации включает в состав экспертной комиссии экспертов по представлениям соответствующих территориальных органов Министерства охраны окружающей среды и природных ресурсов Российской Федерации.

В этих случаях субъекты Российской Федерации вправе делегировать экспертов для участия в заседаниях экспертных комиссий в качестве наблюдателей.

15. Экспертная комиссия определяет:

соответствие намечаемой деятельности требованиям, установленным нормативными правовыми актами Российской Федерации и субъектов Российской Федерации по вопросам охраны окружающей природной среды;

полноту выявления масштабов прогнозируемого воздействия на окружающую природную среду в результате осуществления намечаемой деятельности и экологическую обоснованность допустимости ее реализации;

достаточность предусмотренных мер по обеспечению экологической безопасности и сохранению природного потенциала.

16. В процессе работы экспертной комиссии:

проводится организационное заседание экспертной комиссии, на котором определяются основные направления работы экспертов и экспертных групп (при их создании), выдаются задания экспертам и утверждается календарный план работы экспертной комиссии;

подготавливаются индивидуальные и групповые (при наличии экспертных групп) экспертные заключения, которые передаются ответственному секретарю экспертной комиссии;

составляется руководителем и ответственным секретарем экспертной комиссии проект сводного заключения экспертной комиссии на основании индивидуальных и групповых экспертных заключений;

обсуждается проект заключения экспертной комиссии на заседаниях экспертной комиссии.

17. Заседания экспертной комиссии оформляются протоколами, подписываемыми руководителем и ответственным секретарем экспертной комиссии.

18 Заключения экспертов и экспертных групп рассматриваются на заседаниях экспертной комиссии.

19. При одобрении проекта сводного заключения экспертной комиссии, подготовленного ее руководителем и ответственным секретарем, квалифицированным большинством (не менее двух третей) списочного состава экспертной комиссии проект заключения (отрицательного или положительного) подписывается членами экспертной комиссии в полном составе, после чего оно является заключением, подготовленным экспертной комиссией.

При несогласии отдельных членов экспертной комиссии с заключением, подготовленным экспертной комиссией, они подписывают заключение с пометкой "особое мнение". Особое мнение оформляется экспертом в виде документа, содержащего обоснование причин несогласия эксперта с выводами заключения и указание конкретных фактов несоответствия представленных на экспертизу материалов экологическим требованиям и нормам.

20. Заключение, подготовленное экспертной комиссией, должно содержать обоснованные выводы о допустимости (недопустимости) воздействия на окружающую природную среду хозяйственной и иной деятельности, которая подлежит государственной экологической экспертизе, и о возможности реализации объекта экспертизы.

Положительное заключение, подготовленное экспертной комиссией, должно содержать выводы:

о соответствии намечаемой деятельности экологическим требованиям, установленным законодательством Российской Федерации в области охраны окружающей природной среды;

о допустимости намечаемого воздействия на окружающую природную среду;

о возможности реализации объекта экспертизы.

Отрицательное заключение, подготовленное экспертной комиссией, может содержать выводы двух видов:

а) о необходимости доработки представленных материалов по замечаниям и предложениям, изложенным в заключении, подготовленном экспертной комиссией;

б) о недопустимости реализации объекта экспертизы ввиду необеспеченности соблюдения требований экологической безопасности намечаемой деятельности.

21. Заключение, подготовленное экспертной комиссией, с особыми мнениями экспертов и протокол заключительного заседания экспертной комиссии передаются в экспертное подразделение для подготовки проекта приказа об утверждении этого заключения.

22. При несогласии более одной трети списочного состава экспертной комиссии с выводами проекта сводного заключения, подготовленного ее руководителем и ответственным секретарем, экспертной комиссией готовятся предложения о дальнейшем проведении государственной экологической экспертизы, в том числе о продлении срока ее проведения и о включении в состав экспертной комиссии дополнительных экспертов.

Указанные предложения отражаются в протоколе заседания экспертной комиссии, который передается в экспертное подразделение для подготовки проекта соответствующего приказа.

23. Государственная экологическая экспертиза считается завершенной после утверждения приказом Министерства охраны окружающей среды и природных ресурсов Российской Федерации или его территориального органа заключения, подготовленного экспертной комиссией.

24. Заключение, подготовленное экспертной комиссией, приобретает статус заключения государственной экологической экспертизы со дня его утверждения.

25. Заключение государственной экологической экспертизы по проектам правовых актов Российской Федерации, реализация которых может привести к негативным воздействиям на окружающую природную среду, должно содержать выводы о соответствии (несоответствии) основных положений указанного проекта правового акта законодательству Российской Федерации в области охраны окружающей природной среды и требованиям экологической безопасности, а также выводы об экологических и связанных с ними иных последствиях реализации данного объекта экспертизы.

26. Срок действия положительного заключения государственной экологической экспертизы устанавливается приказом Министерства охраны окружающей среды и природных ресурсов Российской Федерации или его территориального органа.

27. Заключение государственной экологической экспертизы с сопроводительным письмом направляется заказчику в течение 5 дней со дня его утверждения.

28. В случае отрицательного заключения государственной экологической экспертизы заказчик вправе представить материалы на повторную государственную экологическую экспертизу при условии их переработки с учетом замечаний и предложений, изложенных в этом заключении.

29. Заказчик документации, общественные организации, а также другие заинтересованные лица, не согласные с заключением государственной экологической экспертизы, имеют право обжаловать его в судебном порядке в соответствии с законодательством Российской Федерации.

Текст документа сверен по:
"Собрание законодательства
Российской Федерации" N 40
от 30 сентября 1996 года,
ст.4648



Если заметили ошибку, выделите фрагмент текста и нажмите Ctrl+Enter
ПОДЕЛИТЬСЯ:
Выселение. Приватизация. Перепланировка. Ипотека. ИСЖ