Выселение. Приватизация. Перепланировка. Ипотека. ИСЖ

В принципах национально-государственного устройства Российской Федерации выражена концепция создателей Конституции РФ и их представления о способе тер­риториальной организации государственной власти в современной России.

Основным принципом национально-государственного устройства Российской Фе­дерации является совмещение национальной и территориальной основ его структур­ной организации. Это выражается в том, что субъектами РФ провозглашаются не только национально-государственные образования такие как республика, автоном­ная область, автономный округ, но и административно-территориальные единицы: область, города федерального значения - Москва и Санкт-Петербург.

По мнению специалистов, такая конструкция федеративного устройства Рос­сии далеко не бесспорна /7.с67/.

Известно, что всякая федерация как форма национально-государственного ус­тройства является выражением и воплощением определённых отношений. Так, в Индии, Швейцарии, Канаде, Нигерии она - выражение межнациональных взаимоотно­шений. Напротив, в США, Бразилии, ФРГ, Мексике, Венесуэле она основывается исключительно на территориальном принципе разграничения своих субьектов. Сов­мещение же сугубо территориального и национального принципов построения феде­рации означает неоднозначный подход к способу её существования.

В Конституции РФ провозглашается, что Российская Федерация состоит из республик, областей, городов федерального значения, автономных областей, авто­номных округов - равноправных субьектов /8.с5/. Каким же образом может осущес­твиться равноправие между республикой и обычной областью? Ведь равноправие это равенство прав. Очевидно, что если республика обладает конституцией, своим за­конодательным органом, правительством, министерствами, то такие атрибуты не свойственны области. Поэтому в их статусе уже нет равноправия. Точно также ни о каком равноправии не может идти речи между краем и автономным округом, кото­рый входит в его территориальную организацию. Противоречия такого рода зало­женные в Конституции уже дали о себе знать, когда речь пошла о выборах губер­наторов областей и краёв, в которые входят автономные округа, поскольку не яс­но кто "главнее" губернатор области или президент автономной республики или области.

Следующая проблема это несбалансированность представительства субьектов федерации в Совете Федерации Федерального собрания. Если депутаты от нацио­нально-государственных образований представляют волю своих народов, то волю кого выражает в Совете Федерации депутаты от краёв и областей, Москвы и Санкт-Петербурга? Очевидно, что не волю народов, а лишь населения, проживающе­го в их территориальных границах. Тогда это не согласуется со статьёй 5 Кон­ституции, провозгласившей равноправие народов, ибо русский народ представлен в верхней палате 114 депутатами, а все остальные - только двумя /7.с68/.

Придав краям и областям статус субьектов Федерации Конституция РФ инсце­нировала стремление их властных структур поднять статус этих административ­но-территориальных единиц до уровня национальных республик. Сравнительно не­давно Россия пережила политический шок, когда руководство Уральской области (Екатеринбург) провозгласило свою республику и даже приняло Конституцию. При этом в Основном законе Уральской республики был сконструирован такой новый "этнический" феномен "народ Уральской республики", т.к. в статье 1 указанной конституции было провозглашено, что "единственным источником власти в Уральской республике является народ". С лёгкой руки авторов такой конституции могут появиться воронежский, рязанский, курский и т.д. народы.

Администрация Иркутской области вышла с инициативой создания Законода­тельного собрания, предусмотренного Уставом области, оно призвано осуществлять законодательное регулирование по вопросам своей компетенции.

Так администрация Иркутской области на практике реализует статью 5, зак­репляющую за краем, областью и т.д. право иметь своё законодательство.

Таким образом Конституция РФ заложила правовую основу для появления в об­ластях России своих законов, а это неизбежно ведёт к огосударствлеванию облас­тей, образованию на территории РФ огромного количества маленьких государств /8/.

Выше сказанное позволяет сделать вывод о том, что совмещение национально­го и территориального принципов построения Российской Федерации, доведение статусов краёв, областей, городов федерального значения до статуса субъектов федерации, ставит российское общество в своеобразное положение.

Следующим принципом является принцип своеобразного регионального разви­тия субьектов Российской Федерации. Субъекты Российской Федерации совместно с общефедеральными органами решают широкий круг вопросов, вне пределов ведения Российской Федерации обладают всей полнотой государственной власти, вне полно­мочий федерального собрания РФ и др. общефедеральных органов осуществляют соб­ственное правовое регулирование, включая принятие законов и других норматив­но-правовых актов, устанавливают самостоятельно свою систему органов государ­ственной власти, в соответствии с основами конституционного строя.

Третий принцип - принцип равноправия и самоопределения народов - лежит также в основе национального построения РФ.

Равноправие народа представлено в различных формах национальной государ­ственности - автономных округов, автономных областей, республик, в которые на основе волеизъявления самоопределился народ. В соответствии с Конституцией РФ они являются равноправными субьектами Российской Федерации. Причём согласно принципу равноправия и самоопределения народов, каждый из них на основе са­моопределения может избрать ту форму национальной государственности, которая адекватно выражает потребности его развития.

Равноправие народов означает также свободное функционирование нацио­нального языка. Согласно ст.29 Конституции РФ не допускается пропаганда или агитация возбуждающая национальную ненависть и вражду, запрещается пропаганда национального или языкового превосходства.

Четвёртым важнейшим принципом является равноправие тождественных субьек­тов РФ. В Конституции РФ говорится о равноправных субьектах применительно к республикам, краям, областям, автономным округам. Как уже говорилось выше, эти различные эти различные виды субьектов федерации не могут обладать равными правами. О равноправии может идти речь только применительно к тождественным субьектам Российской Федерации. Указанный принцип является ни чем иным как го­сударственно правовым выражением и воплощением равноправия регионов и соответ­ствующих народов, избирающих ту или иную форму своей национальной государ­ственности.

И, наконец, пятым принципом, лежащим в основе Российской Федерации, яв­ляется принцип взаимопомощи народов, их всестороннее сотрудничество между со­бой /7.с68-70/.

Конституция РФ исходит из идеи последовательной федерализации России. Суть российского федерализма выражена в Конституции 1993 г. следующим образом: федеративное устройство РФ основано на её государственной целостности, един­стве системы государственной власти, разграничении предметов ведения и полно­мочий между органами государственной власти РФ и органами государственной власти субьектов РФ, равноправии и самоопределении народов в Российской Феде­рации.

Немного об истории федерализма в России. Процесс объединения княжеств, земель, царств и ханств на Руси шёл разными путями в далёких столетиях, когда складывалось государство Российское, охватывая как добровольные союзы и при­соединения, так и завоевательные походы. Со временем Россия превратилась в го­сударство, спаянное во едино не только общностью исторического пути народов, но и общими интересами - экономическими, социальными и т.д. Однако Россия соз­давалось и развивалось как государство унитарное.

Федерализм в официальных кругах царской России никогда не поддерживался и не признавался, хотя система управления не была примитивной, элементы автономии можно было найти и в Финляндии, и в Польше, а наместник царя на Кавказе по положению своему в регионе был выше министров.

Основные законы царской России провозглашали, что во всём её простран­стве власть принадлежала государю.

Федерализм вначале не признавался РСДРП. Считалось, что он ослабляет необходимое единство экономических связей. В принципе партия выдвигала лозунг о самоопределении наций, входящих в состав государства, но не шла дальше тре­бований широкого областного самоуправления, особенно для местностей, отличав­шихся национальным составом населения. Ленин и его соратники пересмотрели поз­же своё отношение к федерализму. Решающую роль сыграл национальный фактор в борьбе за политическую власть. Ещё на кануне первой мировой войны РСДРП про­возгласила право наций на самоопределение, отделение, вплоть до образования новых государств. Вместе с тем сразу же была сделана оговорка о том, что реше­ние вопроса об отделении непозволительно смешивать с вопросом о его целесооб­разности /6.с28/.

Обстановка, создавшаяся на территории царской России, однако, потребова­ла радикальных решений: центральная власть вынуждена была бороться за своё вы­живание, а усиление национализма и сепаратизма вело к тому, что от бывшей "е­диной и неделимой" отпадали целые регионы. Вышли из состава России Польша, Финляндия, Литва, Латвия, Эстония, реальной становилась возможность отделения Украины, Белорусии, Грузии, Армении, Азербайджана. В этих условиях лоэунги федерализма стали спасительными для сохранения крупного государства.

Третий Всероссийский съезд Советов заявил 25 января 1918 г. в Декларации прав трудящихся и эксплуатируемого народа, что Советская Россия учреждается как федерация национальных республик. Такой подход в конечном итоге стал прин­ципом, которого придерживались все конституции созданного в 1922 г. Союза ССР.

РСФСР была самой крупной союзной республикой по всем основным показателям: территории и числу населения, экономическому потенциалу и концентрации научных сил. На неё падали все основные тяготы и лишения, перенесённые стра­ной. Но из этого для РСФСР не следовало никаких привилегий. Более того, ста­тистика свидетельствует о сравнительном отставании темпов развития республики по многим параметрам.

В РСФСР входило 16 автономных республик (из 20 во всём СССР), 5 автоном­ных областей (из 8) и все 10 автономных (национальных) округов. Взаимоотноше­ния РСФСР с автономными республиками имели некоторые федерально-юридические признаки. Верховный Совет РСФСР после принятия Конституции СССР, стал двухпа­латным органом, имевшим Совет Республики и Совет Национальностей. Конституция СССР не подлежала утверждению Верховным Советом РСФСР и т.д.

И, всё же, если исключить особые права в сфере языка и национальной культуры, имевшимся у автономных областей, то во всём остальном РСФСР остава­лась унитарным государством /6.с29-30/.

Всеобщий кризис в экономической, социальной, и политической сферах, раз­разившийся в СССР, вызвал подъём национального и сепаратистского движения. Бесконечное провозглашение "суверенности", "деклараций о суверенитете" поста­вили страну на грань развала и даже проведённый в марте 1991 г. всесоюзный ре­ферендум о сохранности СССР, где более 75% населения сказали "СССР-да" не спас её от краха.

12 июля 1990 г. была принята Декларация о государственном суверенитете России, которая провозглашала идеи независимости и самостоятельности Россий­ского государства. В связи с заключением Федеративного договора в 1992 г. кон­ституционный строй РСФСР стал не только формально, но и фактически разви­ваться на принципах суверенной государственности.

Существенное отличие нового подхода к принципам федерализма, как говори­лось выше, состоит в том, что он не ограничен сферой национальной политики, а выходит за её пределы.

Федеративная природа Российской государственности отличается следующими признаками:

1. Российская Федерация имеет конституцию, принятую путём всенародного голосования, что придаёт ей особую юридическую силу. Наряду с этим республики, входящие в состав, имеют свои конституции, а край, области, город федерально­го значения, автономная область, автономный округ - свой устав и законода-

тельство. В указанных актах закрепляется правовой статус РФ.

2. Российская федерация обладает своей территорией, на которую распрос­траняется её суверенитет и в пределах пределах которой Конституция РФ и феде­ральные законы имеют верховенство. В лице своих властных структур она обеспе­чивает целостность и неприкосновенность своей территории.

3. Российская Федерация характеризуется наличием единого общероссийского гражданства. Наряду с этим, республики, входящие в состав Российской Федера­ции, также имеют своё гражданство.

4. Российская Федерация имеет общие для всей федерации высшие органы го­сударственной власти. Акты, принимаемые федеральными органами законодательной, исполнительной и судебной власти, являются обязательными для каждой республи­ки и действуют на территории всех республик. Это, разумеется, касается и всех других субьектов РФ.

5. Российская Федерация имеет единую денежную, кредитную систему, единый государственный бюджет и единую систему налогов.

6. Не только Российская Федерация, но и её субьекты имеют право внешних отношений с иностранными государствами, комерческими структурами, международ­ными организациями, реализуя при этом свои интересы.

7. Отношения между Российской Федерацией и её субьектами строятся на раз­граничении их полномочий. Причем Конституция закрепляет исключительные полно­мочия Российской Федерации и совместную компетенцию РФ и её субьектов. Все же иные полномочия принадлежат субьектам РФ /7.с70-71/.

Как видим, преемственность Конституции РФ в вопросах федерализма с препы­дущими Конституциями РСФСР сохраняется, хотя изменяет, уточняет и дополняет многие пункты.

Суверенитет Российской Федерации и её компетенция.

Российская Федерация - суверенное государство. Суверенитет РФ - свойство государственной власти на основе воли многонационального народа России самос­тоятельно и независимо от других государств реализовывать внутренние и внеш­ние функции государства.

Суверенитет России получил своё правовое закрепление в Конституции РФ. В её нормах провозглашается, что носителем суверенитета и единственным источни­ком власти в РФ является её многонациональный народ (ст.3), суверенитет РФ распространяется на всю её территорию (ст.4), Конституция РФ и федеральные за­коны имеют верховенство на всей территории РФ (ст.4), РФ обладает суверенными правами и осуществляет юрисдикцию на континентальном шельфе и в исключи­тельной экономической зоне.

Суверенитет РФ характеризуется тремя неотъемлемыми чертами: Самостоя­тельностью государственной власти, её независимостью при осуществлении внут­ренних и внешних функций государства, дифференциированым содержанием государ­ственной власти, осуществляемой на основе её разделения на законодательную, исполнительную и судебную.

Самостоятельность государственной власти заключается в том, что она реа­лизует своё назначение без вмешательства в её деятельность негосударственных структур. Действуя на основе создаваемых ею правовых предписаний, она опреде­ляет государственно-правовое развитие общества и всю систему общественных от­ношений, имеющих юридическую значимость.

Независимость государственной власти означает, что она по своему усмотре­нию, без вмешательства других государств осуществляет внутренние и внешние функции РФ.

Дифференциация государственной власти на законодательную, исполнительную и судебную имеет принципиальное значение, ибо она устраняет её узурпацию со стороны соответствующих структур государства или должностных лиц, придаёт не­зыблемый характер конституционному положению, соглано которому носителем суве­ренитета РФ является её многонациональный народ.

Суверенитет РФ представлен в её компетенции. Компетенция РФ, т.е. круг её прав, обязанностей и предметов ведения получила конституционное закрепление в ст.4, 5, 11, 67, 71, 72, 76 и др.

В области государственной, в её ведении находятся следующие вопросы: при­нятие и изменение Конституции РФ и федеральных законов, контроль за их соблю­дением; федеральное устройство и территория РФ, установление системы феде­ральных органов законодательной, исполнительной и судебной власти, порядка их

организации и деятельности; формирование федеральных органов государственной власти и т.д.

В области хозяйственного и социально-культурного строительства ведению РФ подлежат: федеральная государственная собственность и управление ею; установ­ление основ федеральной политики и федеральной программы в области экономичес­кого, экологического, социального и культурного развития РФ; установление ос­нов единого рынка; финансовое, валютное, кредитное, таможенное регулирование, денежная эмиссия и т.д.

В области правовой политики государства в исключительном ведении РФ яв­ляется: судоустройство, прокуратура; уголовное, уголовно-процессуальное и уго­ловно-исполнительное законодательство; амнистия и помилование; гражданское за­конодательство и др. отрасли права.

В области внешних сношений, обороны и государственной безопасности веде­нию РФ подлежат: вопросы внешней политики и международных отношений, междуна­родные договоры, вопросы войны и мира. внешнеэкономические отношения, оборона и безопасность, оборонное производство и многое другое.

Что касается полномочий РФ в области защиты прав и свобод гражданина и человека, то они сгруппированы в различных главах и статьях Конституции РФ. К её ведению относятся: регулирование и защита прав и свобод человека и гражда­нина; гражданство в Российской Федерации;регулирование и защита прав нацио­нальных меньшинств; представление политических убежишь и т.д.

Все политические полномочия находятся в исключительном ведении Россий­ской Федерации.

В совместном же ведении РФ и её субьектов являются полномочия, указанные в статье 72 Конституции РФ. К ним относятся: вопросы обеспечения соответствия конституций и законов республик, уставов, законов и иных нормативных актов других субьектов; разграничение государственной собственности; природопользо­вание и многое другое /7.с70-74, с103-144; 30.с30-45/.

НГУ представляет собой закрепленное нормами Конституции РФ и др. законодательных актов политическое устройство наций на основе их самоуправления в той или иной форме государства.

Основы НГУ содержатся в главе 1 «Основы конституционного строя»:

    Распространение суверенитета на всю ее территорию.

    Верховенство федеральных конституционных и федеральных законов.

    Установление субъектного состава.

    Государственная целостность – единство системы гос. власти.

    Равноправие и самоопределение народов.

    Равноправие субъектов во взаимоотношении с федеральными ОГВ.

    Единство и равенство федерального гражданства.

Более детально – в главе 3 «Субъекты РФ»:

    Перечислен состав субъектов.

    Основы статуса каждого из видов субъектов.

    Порядок изменения статуса субъектов.

    Порядок изменения границ между субъектами и федерацией.

    Государственный язык и право на установление родного языка.

    Гарантии прав коренных малочисленных народов.

    Государственная символика.

    Предметы ведения РФ и субъектов.

    Порядок действия федеральных законов по предметам ведения.

    Основы формирования системы ОГВ субъектов.

    Право РФ на участие в международных объединениях.

Принципы НГУ:

    Добровольность объединения.

    Суверенность и равноправие.

    Федерализм в сочетании с унитаризмом и автономией.

    Национально-территориальный принцип в сочетании с территориальным.

    Государственная целоствность.

    Разграничение предметов ведения и полномочий.

    Равноправие субъектов.

28. Формы нгу.

НГУ представляет собой закрепленное нормами Конституции РФ и др. законодательных актов политическое устройство наций на основе их самоуправления в той или иной форме государства .

Государственное устройство м.б. унитарным и федеративным.

Унитарное – единое, цельное государственное образование, состоящее из административно-территориальных единиц. Единая система ОВ, единая территория, единое гражданство, единый бюджет, единые Вооруженные Силы. Простое – состоит только из а.т.е. Сложное – а.т.е. + автономные образования.

Федерация – добровольное объединение государств в союзное государство на основе федерального договора. Характерна децентрализация и четкое разделение предметов ведения между центром и регионами. Субъекты, как правило, не обладают правом сецессии. Власть распределяется по вертикали. Субъекты имеют свое законодательство, конституции, гражданство.

Способы возникновения федерации:

    Договорной – предполагает объединение добровольно и самостоятельно (СССР).

    Конституционный – объединение на основе Конституции страны или иного конституционного договора, в котором центральная власть признает федеративное устройство и автономию отдельных территорий (Россия 1918 г.)

По признаку объединения:

    Национальные федерации.

    Национально-территориальные .

    Территориальные.

По устройству:

    симметричные – по статусу все составные части равны;

    В наши дни представляет собой многогранную структуру, которая неразрывно связана с органами центральной власти и внутренними административно-территориальными субъектами. Собственно, принципы взаимодействия между составными единицами государства и центром являются тем фактором, который и определяет организационную форму. Сложность этих отношений, степень полномочий и суверенитетов обуславливает и характер управления страной. В современном мире организация государственного устройства все чаще ориентируется на демократические ценности. Особенно это проявляется на примере федеративных и национальных государств, где учитываются интересы разных групп населения.

    Общее понятие государственного устройства

    В теории государства и права существует несколько подходов к рассмотрению вопросов об устройстве государства. Как правило, большинство противоречий у специалистов вызывает определение данного института с точки зрения конкретных форм - например, федеративной или унитарной. Тем не менее считается общепринятым, что государственное устройство - это территориальная структура внутри страны, которая обуславливает ее разделение на составные части, а также раскрывает взаимоотношения между органами власти. Классификация форм устройства во многом определяется степенью суверенитета у отдельных образований внутри государства. Выделяют несколько разновидностей таких форм, но принципиальное разделение прослеживается между унитарными и Также стоит отметить формы, которые не относятся к государственному устройству. Например, в этом плане стоит выделить межгосударственные содружества, союзы и сообщества отдельных государств.

    Унитарное государство

    Данная форма устройства характеризуется тем, что ее составные формирования, то есть административные единицы не имеют признаков широкой автономии. Тем не менее сложная форма все-таки предусматривает возможность наделения образований собственным набором правам. Можно сказать, что унитарное государственное устройство - это организация структуры страны, при которой все составные части входят в одну иерархическую систему, подчиненную власти, но при этом не имеют собственного суверенитета. Наиболее простые примеры такого рода не предусматривают и административно-территориального деления как такового. Но это встречается нечасто - например, в таких небольших странах, как Сингапур и Мальта. И напротив, примеры стран со сложной унитарной формой могут предусматривать наделение составных единиц определенной автономией, которая может быть территориальной или экстерриториальной. В первом случае, к примеру, автономия может распространяться на отдельный регион или населенный пункт, а во втором - охватывать исключительно людей определенной национальности.

    Признаки унитарного устройства

    Как видно, унитарные формы могут иметь некоторые различия, но для более четкого понимания этого способа организации государства следует определиться с его признаками. Итак, унитарная форма государственного устройства стран характеризуется следующими чертами:

    • Органы власти формируются в виде единой системы, ориентированной на подчинение одному центру. При этом орган законотворчества может иметь только однопалатное устройство.
    • Государственная власть сконцентрирована в целом на уровне государства, а составные образования страны не имеют суверенитета, то есть они не самостоятельны и подчинены центру.
    • Единое гражданство.
    • Система законотворчества представлена одним уровнем. При этом единая конституция действует по всей стране.

    Региональная форма

    Перед тем как перейти к рассмотрению стоит выделить и переходную форму - региональную. В данном случае предполагается, что отдельные образования внутри государства могут иметь автономию, причем с широкими полномочиями. Это во многом роднит данную систему с федеративным устройством, но есть некоторые отличия. К примеру, региональное государственное устройство - это форма организации страны, при которой ее субъекты наделяются широкими правами, но все же зависят от центральной власти. Последний аспект может выражаться по-разному. Так, в некоторых странах значимые решения в административно-территориальных образованиях могут приниматься только Конституционный суд. Таким же образом осуществляется и контроль над составными частями государства. Во многих случаях сама автономия носит лишь номинальный характер. Но, есть и обратные примеры, где регионы в полной мере наделены возможностями формировать местные органы власти, администрации, издавать законодательные акты и т. д.

    Федеративное государство

    В отличие от унитарной формы, федерация предполагает наделение субъектов государства определенным суверенитетом, но в ограниченном виде. Такой способ организации также строится на распределении полномочий по управлению между региональными образованиями и центром. По характеру образования составных частей федеративное государство делится на три категории:

    • Административная федерация. В данном случае предполагается административно-государственное устройство, в котором все его внутренние образования формировались исходя из экономических, исторических, географических и других особенностей.
    • Национальная форма образования. В такой федерации субъекты разделяются по национально-лингвистическим признакам, которые обуславливают проживающие на территории страны народы.
    • Смешанная федерация. Также ее называют национально-территориальной формой, при которой формирование составных частей происходит с ориентацией на территориальный и национальный принципы разделения.

    Признаки федеративного государства

    Одним из главных признаков такой формы устройства является разделение объектов ведения и полномочий между основным и субъектами федерации. Следующий признак в некоторой степени вытекает из предыдущего - это двухуровневая структура органов власти. То есть устройство государственных органов власти в данном случае предусматривает федеральную ветвь и парламент субъектов, который имеет право на формирование местной администрации. Также отличить можно по двухуровневой системе законодательства. Это означает, что конституция и законодательная база находятся как на уровне центра, так и на уровне субъектов. В некоторых случаях составные части могут устанавливать местное гражданство - наряду с общефедеральным.

    Конфедерация

    Как уже отмечалось, если строго подходить к институту государственного устройства, то союзы не относятся к формам его организации. Тем не менее есть исключения, в ряд которых можно включить и конфедерацию. В данном случае государственное устройство - это форма союза нескольких стран, которая реализуется для достижения экономических, политических или других целей. Собственно, основанием для рассмотрения этой формы государственного устройства является возможность перехода союза в федерацию. При этом следует учитывать и вероятность его распада на несколько унитарных государств. Формы конфедерации известны по примерам формирования государственности Швейцарии, Германии и США. В разное время эти страны представляли собой союзы, которые позднее преобразовывались в полноценное государство.

    Признаки конфедерации

    В современном виде конфедеративные признаки государственного устройства достаточно разноплановы и нередко входят в противоречие с реальным положением дел. Например, та же Швейцария формально продолжает оставаться конфедерацией, а фактически давно характеризуется федеративным устройством. Так или иначе, среди классических признаков конфедерации отмечаются следующие:

    • Каждое государство, которое входит в союз, может иметь собственные вооруженные силы и органы власти. При этом на уровне центра формируются лишь высшие органы для координации составных частей.
    • Внутренние образования имеют суверенитет, который выражается во всей полноте государственной власти.
    • Все входящие в союз государства имеют свою конституцию и законодательные органы, а на высшем уровне принимается общая конфедеративная конституция. Однако, единого законодательного органа на уровне союза нет.
    • Гражданство конфедерации, как правило, не предусматривается.
    • При достижении собственных целей каждое государство может по своей воле выйти из союза.

    Что такое устройство?

    Становление государственности редко происходит без учета особенностей национальных суверенитетов разных народностей, которые проживают на территории страны. Такой способ организации может происходить и в унитарном, и в федеративном государстве. При этом наиболее близкой к национально-государственному устройству является именно федеративная форма организации, так как она с большей вероятностью предполагает наличие множества наций в пределах одной страны. То есть для понимания, что такое национально государственное устройство, следует ориентироваться на многонациональность сообщества. Как правило, так называют систему государств, в которых проживают граждане, представляющие разные национальности.

    Политический режим

    Под режимом государственного устройства понимается выражаемое в совокупности методов, форм и приемов реализации отношений в обществе. Также его можно рассматривать как способ формирования и действия политической системы. На сегодняшний день актуальны такие режимы государственного устройства, как демократия, авторитаризм и тоталитаризм. Каждый из этих режимов характеризуется своими средствами осуществления власти, степенью привлечения к управлению граждан, отношением к правовым основам и т. д. Важно учитывать, что элементы формирования политического управления в рамках конкретного режима могут опираться на разные платформы, среди которых инструменты социологического, институционального, а также идеологического порядка.

    Формы правления

    Еще одним немаловажным элементом формы государства является способ правления. Именно он определяет, по каким принципам будут формироваться органы власти. Например, при монархии форма правления, государственный режим, государственное устройство и в целом организация власти полностью подчинены воле одного человека. И напротив, республика предусматривает участие в формировании устройства государства и системы правления со стороны общества и, в частности, каждого гражданина. В крайнем случае таким правом наделяются представительные учреждения, которые, в свою очередь, несут ответственность перед гражданским обществом.

    Заключение

    Формировался многие столетия, но и сегодня нельзя сказать, что есть однозначные подходы к оптимальной организации отношений между центральной властью и региональными субъектами. На данный момент государственное устройство государства предполагает несколько моделей, основными среди которых являются унитарные и федеративные формы. Каждая из них обладает своими характерными чертами, но есть и немало схожих моментов. Например, высшим органом законодательства в обоих случаях являются органы центральной власти. В то же время нельзя отрицать, что федерация обеспечивает более широкие возможности для самостоятельной организации управления субъектам в пределах их ведения.

    Цели учебного занятия:

    1. Получить представление о территориальной организации государств, об особенностях национально-государственного устройства унитарных, федеративных, конфедеративных государств.
    2. Способствовать осознанию учащимися проблем и противоречий федеративного устройства государства
    3. Сформировать представления о таких понятиях, как «унитарное государство», «федерация», «конфедерация.
    4. Продолжить формирование навыков работы с таблицами и схемам и умения анализировать общественно- значимые политические проблемы.

    Скачать:


    Предварительный просмотр:

    Цели учебного занятия:

    Тип: комбинированный.

    Ход урока

    1. Орг. момент.

    Каковы источники власти;

    3. Целевая установка.

    (см. схема)

    4. Изучение нового.

    1. Самостоятельная работа:

    Линии сравнения


    Унитарное


    Федеративное


    Конфедеративное


    1. Сущность формы


    2. Определяющее решение


    Высшие органы власти


    3. Границы


    Единая граница отсутствует


    Отсутствует


    Относительная


    Полная


    5. Конституция


    Единая


    Общая и субъектов


    Государств-участников


    6. Гражданство


    Единое


    Общее и субъектов


    Государств-участников


    7. Право и суд


    Единые


    Общие и субъектов


    Государств-участников


    В полном объеме


    В полном объеме и независимо


    -


    Невозможен


    10. Примеры государств


    Россия, Германия, Бразилия

    1. Проверка заполнения
    2. Домашнее задание

    Предварительный просмотр:

    Тема: Национально –государственное устройство.

    Цели учебного занятия:

    1. Получить представление о территориальной организации государств, об особенностях национально-государственного устройства унитарных, федеративных, конфедеративных государств.
    2. Способствовать осознанию учащимися проблем и противоречий федеративного устройства государства
    3. Сформировать представления о таких понятиях, как «унитарное государство», «федерация», «конфедерация.
    4. Продолжить формирование навыков работы с таблицами и схемам и умения анализировать общественно- значимые политические проблемы.

    Тип: комбинированный.

    Ход урока

    1. Орг. момент.
    2. Повторение пройденного материала.

    Дайте определение понятия власть;

    Каковы источники власти;

    Назовите источник власти в РФ

    Как называется власть в государстве?

    Что называется государством?

    Назовите функции государства: внутренние и внешние.

    Что называется суверенитетом государства?

    Какое понятие шире: политическая власть или государственная власть? Почему?

    По какому принципу осуществляется государственная власть в РФ?

    Назовите ветви государственной власти;

    Что представляет каждую ветвь власти?

    Дайте характеристику государства Россия в соответствии с Конституцией РФ.

    3. Целевая установка.

    Как вы понимаете форма государства? Форма государства -это устройство политической организации общества призванное обеспечить ее стабильность и нормальное функционирование.

    (см. схема)

    4. Изучение нового.

    Национально-государственное устройство- это внутреннее строение государства, распределение власти по стране.

    Современный мир знает три основных формы государственного устройства:

    1. унитарное государство, вся власть в котором, вся полнота суверенитета сосредоточены в центре;

    2. федерация - союзное государство;

    3. конфедерация - особый союз суверенных государств.

    Современное государственное устройство.

    1. Унитарная государственность. Наиболее распространена в мире унитарная форма. Характерными признаками унитарного государства являются: наличие единой конституции - основного закона страны, верховенство которого признается на всей территории; единая система органов государственной власти - один парламент, один глава государства, одно правительство, - юрисдикция которой распространяется на всю территорию страны; единое гражданство; единая система права, единая система правосудия; территория состоит из административно‐территориальных единиц: уездов, департаментов, округов. Автономия допускается только в рамках местного самоуправления; суверенитет в таком государстве не разделен, он весь сосредоточен в центре. Унитарная форма государственного устройства относительно проста и считается наиболее удобной для управления экономикой и другими сферами жизни страны.
    2. Федерация - сложное государственное устройство. состоящее из отдельных частей, каждая из которых обладает юридической, отчасти политической и экономической самостоятельностью. Суверенитет в таком государстве распределяется между центром и субъектами федерации (штатами, землями, провинциями, областями). Основные признаки государства‐федерации: Территория федерации включает в себя территории субъектов федерации; Субъекты федерации не являются полноправными государствами: они не имеют права ни от своего имени, ни тем более от имени всего государства‐федерации заключать международные соглашения. Чаще всего они не обладают правом одностороннего выхода из союза (правом сецессии); В то же время субъекты федерации наделяются своими учредительными полномочиями.

    Они могут принимать свои конституции и законы, но при условии, что эти конституции и законы не будут противоречить федеральным; Субъекты федерации могут иметь свою правовую и судебную системы; Для федеративных государств характерна двухпалатная структура парламента. Верхняя палата формируется из представителей субъектов федерации, обычно на основании равного представительства.

    1. Конфедерация - добровольное объединение независимых суверенных государств для достижения конкретных целей. Каждое из входящих в конфедерацию государств проводит свою внешнюю политику, однако, создаются и общие сферы, например, единая валюта, таможня, оборона. Примерами современных конфедераций являются Европейское союз.
    1. Самостоятельная работа:

    Используя параграф 3 заполнить таблицу.

    Линии сравнения


    Унитарное


    Федеративное


    Конфедеративное


    1. Сущность формы


    Единое, неделимое, составляющее одно целое гос-во


    Объединение несколь-ких территориальных единиц в одно гос-во


    Объединение независимых субъектов


    2. Определяющее решение


    Высшие органы власти


    Высшие органы власти с участием субъектов


    Высшие органы власти участников


    3. Границы


    Единые границы, устанавливаются центром


    По границам субъектов, внутренние границы по договоренности субъектов


    Единая граница отсутствует


    4. Политическая самостоятельность субъектов


    Отсутствует


    Относительная


    Полная


    5. Конституция


    Единая


    Общая и субъектов


    Государств-участников


    6. Гражданство


    Единое


    Общее и субъектов


    Государств-участников


    7. Право и суд


    Единые


    Общие и субъектов


    Государств-участников


    8. Международная деятельность


    В полном объеме


    Верховные органы власти – в полном объеме, субъекты только социокультурные


    В полном объеме и независимо


    9. Распад государства, выход из него


    -


    Невозможен


    Возможно даже в одностороннем порядке


    10. Примеры государств


    Великобритания, Дания, Япония


    Россия, Германия, Бразилия


    Австро-Венгрия (до 1918 года), Речь Посполитая (в 16-18 веках)

    1. Проверка заполнения
    2. Домашнее задание

    Государственное устройство - это национально-территориальная организация государства и взаимоотношения центральных и региональных органов. Конкретная форма государственного устройства дает ответ на вопрос о том, из каких частей состоит территория государства, каково их правовое положение, соотношение и взаимосвязь его иерархических структур. Обычно выделяют три формы государственного устройства. Это унитарное, федеративное и конфедеративное государства.

    Российская Федерация в соответствии с Конституцией РФ является федеративным государством. Наша федерация основана на национальном принципе. Существуют федерации, основанные на территориальном принципе, например, США, ФРГ и Мексика.

    Объединяющими началами федерации выступают единое социально-экономическое пространство, единая денежная и кредитная система, единая государственная политика и федеральная конституция. В отношении функционирования государственной власти федерация предполагает наличие законодательной, исполнительной и судебной власти.

    На территории нашего государства проживает более 120 национальностей и народностей. Из них около 120 млн. русских. Среди других национальностей: татар - 5,5 млн., чувашей - 1,8 млн., башкир - 1,3 млн., мордвы - 1,1 млн. Национальный состав проявляется во внутреннем устройстве Российского государства, где практически каждая национальность и народность имеет свою форму государственности.

    Следует отметить, правовой статус республики в составе России определяется как Конституцией Российской Федерации, так и собственной Конституцией. При этом Конституция республики не должна противоречить Основному Закону - Конституции Российской Федерации. Правовое положение края, области, города федерального значения, автономной области и автономного округа устанавливается наряду с Конституцией России собственными уставами.

    4. Государственный орган: понятие, признаки, классификации.

    4.1. Первичным и важнейшим структурным элементом механизма государства является орган государства.
    Государственный орган - это звено (элемент) механизма государства, участвующее в осуществлении функций государства и наделенное для этого властными полномочиями.
    Раскрытие понятия, признаков данного органа позволяет глубже познать механизм государства в целом.
    1. Хотя орган государства и обладает определенной самостоятельностью, автономией, он служит частью единого механизма государства, занимает в государственной машине свое место и прочно связан с другими ее частями.
    2. Орган государства состоит из государственных служащих, которые находятся в особых правоотношениях между собой и органом. Они абстрагированы от семейных, гражданских и других отношений, не имеющих связи с государственной службой, являются официальными.
    Положение, права и обязанности государственных служащих определяются законом и обеспечивают их правовой статус. Объем и порядок использования ими властных правомочий устанавливаются тоже законом и конкретизируются в должностных инструкциях, штатных расписаниях и др.
    К числу государственных служащих относятся и должностные лица, которые обладают властными полномочиями, издают правовые акты, самостоятельно проводят их в жизнь.
    3. Органы государства имеют внутреннее строение (структуру). Они состоят из подразделений, скрепленных единством целей, ради достижения которых образованы, и дисциплиной, которую все служащие обязаны соблюдать.
    4. Важнейшим признаком органа государства является наличие у него компетенции - властных правомочий (совокупности прав и обязанностей) определенного содержания и объема. Компетенция обусловлена предметом ведения, т. е. конкретными задачами и функциями, которые решает и выполняет государственный орган. Компетенция обычно юридически закреплена (в конституции или текущем законодательстве). Реализация органом государства своей компетенции - это не только его право, но и обязанность.
    5. Согласно своей компетенции орган государства обладает властными полномочиями, которые выражаются: а) в возможности издавать обязательные к исполнению правовые акты. Эти акты могут быть нормативными или индивидуально-определенными (акты применения норм права); б) в обеспечении выполнения правовых актов органов государства путем применения различных методов, в том числе методов принуждения.
    6. Для осуществления своей компетенции орган государства наделяется необходимой материальной базой, имеет финансовые средства, свой счет в банке, источник финансирования (из бюджета).
    7. Наконец, орган государства активно участвует в реализации функций государства, используя для этого соответствующие формы и методы.
    4.2. Органы государства классифицируются по различным основаниям
    По способу возникновения они подразделяются на первичные и производные. Первичные органы государства никакими другими органами не создаются. Они либо возникают в порядке наследования (наследственная монархия), либо избираются по установленной процедуре и получают властные полномочия от избирателей (представительные органы). Производные органы создаются первичными органами, которые и наделяют их властными полномочиями. К ним относятся исполнительно-распорядительные органы, органы прокуратуры и т.д.
    По объему властных полномочий органы государства классифицируются на высшие и местные. Правда, не все местные органы являются государственными (например, органы местного самоуправления). Высшие органы государства наиболее полно олицетворяют государственную власть, распространяющуюся на территорию всего государства. Местные органы государства функционируют в административных единицах (графствах, округах, коммунах, уездах, провинциях и др.), их полномочия распространяются только на эти регионы.
    По широте компетенции выделяются органы государства общей и специальной компетенции.

    Органы общей компетенции правомочны решать широкий круг вопросов. Например, правительство, исполняя законы, активно участвует в осуществлении всех функций государства. Органы специальной (отраслевой) компетенции специализируются на выполнении какой-то одной функции одного вида деятельности (министерство финансов, министерство юстиции).
    Органы государства бывают выборные и назначаемые, коллегиальные и единоличные. На механизм государства, классификацию его высших органов непосредственное влияние оказывает принцип разделения властей, в соответствии с которым создаются законодательные, исполнительные и судебные органы.
    Законодательные органы. Право издания законов принадлежит обычно высшим представительным органам. Обозначаются они общим родовым термином "парламент".
    Парламенты в большинстве стран мира состоят из нижней и верхней палаты.
    Глава государства. Разделенная на три ветви государственная власть не перестает быть единой и суверенной: у нее единый властеобразующий источник - народ; она выражает единые коренные интересы населения страны. Поэтому самостоятельность органов исполнительной законодательной и судебной власти не абсолютна, а относительна. Глава государства как раз и призван обеспечивать согласованное функционирование этих органов в интересах единой властной воли народа и достижения общегосударственных целей. В современных государствах глава государства, по общему правилу, является единоличным: в конституционных монархиях - монарх в республиках - президент.
    Исполнительные органы. Исполнительная власть принадлежит правительству, которое непосредственно управляет страной. Правительство обычно состоит из главы правительства (премьер-министра, председателя совета или кабинета министров, первого министра, канцлера и т.д.), его заместителей и членов правительства, которые возглавляют отдельные центральные ведомства государственного управления (министерства, департаменты) и именуются министрами, секретарями, статс-секретарями.
    По всем вопросам своей компетенции правительство издает правовые акты (указы, декреты, постановления, распоряжения), которые обязательны к исполнению.
    Органы правосудия образуют довольно сложную систему, состоящую из гражданских, уголовных, административных, военно-полевых, транспортных и иных судов. На верху этой системы находятся верховные и конституционные суды. Судебные органы реализуют правосудие посредством регулируемого процессуальным правом судопроизводства. В странах, где существует судебный прецедент, они участвуют в правотворчестве.
    В механизм государства входят силовые ведомства составляющие основу властной силы государства, - вооруженные силы, органы безопасности, полиция (милиция). Основное назначение последней - охрана общественного порядка и обеспечение внутренней безопасности. Особо выделяются в механизме государства местные органы власти.
    Прокуратура Российской Федерации составляет единую централизованную систему с подчинением нижестоящих прокуроров вышестоящим и Генеральному прокурору России. Генеральный прокурор назначается на должность и освобождается от должности Советом Федерации по представлению Президента. Он назначает прокуроров субъектов Федерации по согласованию с последними и иных прокуроров. Полномочия, организация и порядок деятельности прокуратуры определяются федеральным законом.
    Системы органов государственной власти республик, краев, областей, городов федерального значения, автономной области, автономных округов создаются ими самостоятельно в соответствии с основами конституционного строя России и общими принципами организации представительных и исполнительных органов государственной власти, установленными федеральным законом.
    Органы местного самоуправления в механизм государства не входят, ибо не являются государственными.

    Заключение

    Для реализации поставленной цели в ходе исследования были решены следующие задачи:

    1. Раскрыто понятие, сущность и социальное назначение государства.

    Государство - политическая организация общества, обеспечивающая его единство и целостность, осуществляющая посредством государственного механизма управление делами общества, суверенную публичную власть, придающая праву общеобязательное значение, гарантирующая права, свободы граждан, законность и правопорядок.

    Социальное назначение государства показывает, что государство делает в обществе, определяет роль государства в обществе, определяет степень вмешательства государства в жизнь общества.

    Вопрос о сущности государства – это вопрос о том, кому принадлежит власть, кто ее осуществляет и в чьих интересах.

    2. Рассмотрены основные признаки государства, к ним относятся:

    Территориальная организация;

    Публичная (государственная) власть;

    Государственный суверенитет;

    Неразрывная связь государства и права;

    Система налогообложения.

    3. Определена типология и форма российского государства.

    Типология государства – это его специфическая классификация, предназначенная для разделения всех прошлых и настоящих государств на такие группы, чтобы это дало возможность раскрыть их социальную сущность. Различают формационный и цивилизационный подход. В рамках формационного подхода главным критерием выступают социально-экономические признаки - общественно-экономическая формация (рабовладельческий, феодальный, буржуазный, социалистический тип государства). В рамках цивилизационного подхода основным критерием выступают духовные признаки – культурные, религиозные, национальные и прочие (египетская, китайская, православная и др. цивилизации).

    Согласно статье 1 Конституции Российской федерации (РФ), «Российская Федерация - Россия есть демократическое федеративное правовое государство с республиканской формой правления».

    4. Рассмотрены понятие, признаки и классификация государственных органов.



    Если заметили ошибку, выделите фрагмент текста и нажмите Ctrl+Enter
ПОДЕЛИТЬСЯ:
Выселение. Приватизация. Перепланировка. Ипотека. ИСЖ