Закон 44-ФЗ обязывает заказчиков применять национальный режим при проведении закупочных процедур. Для разных категорий товаров, работ и услуг действуют разные запреты, ограничения и условия допуска.
Это механизмы запретов, ограничений и особых условий допуска при закупках иностранной продукции. Преследует различные цели - от введения мер безопасности до поддержки отечественного рынка и местных производителей.
В рамках национального режима действуют три механизма. Первый - особые условия допуска импортных товаров. Их список содержится в изданном в 2018 году Приказе Минфина России от 04.06.2018 г. № 126н. Также в этом документе есть информация о преимуществах для производителей из стран ЕАЭС.
Если проводится конкурс, аукцион, запрос котировок, запрос предложений, участникам из стран ЕАЭС, чьи заявки признаны соответствующими, дается преимущество в размере 15% от предложенной ими цены контракта. Порядок зависит от способа закупки. В конкурсах, запросах предложений и котировок, цена участника из ЕАЭС снижается на 15%, это дает конкурентное преимущество.
Для получения полного доступа к порталу ПРО-ГОСЗАКАЗ.РУ, пожалуйста, зарегистрируйтесь . Это займет не больше минуты. Выберите социальную сеть для быстрой авторизации на портале:
Контракт с победителем заключается по цене, предложенной в заявке. В аукционах все иначе: контракт заключается по цене на 15% ниже предложенной победителем, если в его заявке есть хотя бы один товар иностранного происхождения. Победитель из ЕАЭС получает возможность заключить контракт по указанной в своей заявке цене.
Преференции не предоставляются, если:
Какие заказчики вправе не применять требования постановлений № 791 и № 656?
Запреты постановлений № 791, № 656 распространяются на всех заказчиков по Закону № 44-ФЗ без исключения. В данных документах речь идет о заказчиках, которые перечислены в пункте 7 статьи 3 Закона № 44-ФЗ. В частности, это государственные или муниципальные заказчики, бюджетные учреждения.
Так, постановление № 791 распространяется на товары и услуги, которые закупают для федеральных и муниципальных нужд, а также для нужд субъектов РФ. В постановлении № 656 прямо не указано, на каких заказчиков оно распространяется. В то же время Закон № 44-ФЗ под закупкой для государственных или муниципальных нужд понимает совокупность действий заказчика (п. 3 ст. 3 Закона № 44-ФЗ). А термин «заказчик» включает все учреждения без исключения (п. 7 ст. 3 Закона № 44-ФЗ).
Второй механизм нацрежима по 44-ФЗ - это ограничения допуска. Они касаются:
Допуск будет ограничен, участники подали не менее 2-х заявок, соответствующих требованиям, все соответствующие заявки содержат предложения о товаре из России и ЕАЭС разных производителей.
Третий механизм - запрет на допуск. Он действует для:
Запрет означает, что приобрести содержащуюся в перечнях продукцию иностранного производства нельзя, если существует российский аналог. Если все же необходимо закупить импортный товар при наличии российского, придется обосновать выбор.
Как применять механизм национального режима в 2019 году: условия допусков и ограничений
Лектор расскажет о требованиях национального режима в 2019 году. Как установить преференции для отечественных производителей необходимо предусмотреть преференции. Как прописать ограничения или запреты для участников с иностранными товарами.
В программе вебинара - как применять:
О нацрежиме говорится в ст. 14 Закона 44-ФЗ. С недавнего времени он применяется не только к российским товарами, но и к продукции из Белоруссии, Казахстана, Армении и Киргизии - стран ЕАЭС. Подтвердить, что товар действительно был произведен в той или иной стране, можно следующими бумагами:
Перед закупкой советуем изучать НПА с информацией о запретах и допусках. Иногда они применяются к импортным товарам только при соблюдении указанных условий. В следующем примере (Решение Хабаровского УФАС по делу №7-1/41 от 01.03.2019) видно, когда заказчик может не отклонять иностранные заявки. В Управление Федеральной антимонопольной службы по Хабаровскому краю пришла жалоба участника аукциона на поставку базового набора для внутривенных вливаний. Он указал, что заказчик якобы не применил запреты и ограничения в рамках нацрежима, установленные ПП РФ от 05.02.2015 № 102.
УФАС установило, что в документации заказчик установил ограничения согласно Постановлению № 102 и потребовал от участников следующие документы:
На аукцион пришли 5 заявок: три с товарами из иностранных государств и 2 - из России. При этом к обеим заявкам с российскими товарами не были приложены акты экспертизы ТПП с информацией о доле стоимости иностранных материалов, используемых для производства одной единицы медицинского изделия.
Таким образом, из-за отсутствия необходимого документа нормы ПП РФ от 05.02.2015 № 102 в этой ситуации не применяются, поэтому заявки с товарами из зарубежных государств не нужно было отклонять. Заказчик так и поступил. УФАС признало жалобу необоснованной.
Статья 14. Применение национального режима при осуществлении закупок
1. При осуществлении заказчиками закупок к товарам, происходящим из иностранного государства или группы иностранных государств, работам, услугам, соответственно выполняемым, оказываемым иностранными лицами, применяется национальный режим на равных условиях с товарами российского происхождения, работами, услугами, соответственно выполняемыми, оказываемыми российскими лицами, в случаях и на условиях, которые предусмотрены международными договорами Российской Федерации.
2. Федеральный орган исполнительной власти по регулированию контрактной системы в сфере закупок размещает перечень иностранных государств, с которыми Российской Федерацией заключены международные договоры, указанные в части 1 настоящей статьи, и условия применения национального режима в единой информационной системе.
3. В целях защиты основ конституционного строя, обеспечения обороны страны и безопасности государства, защиты внутреннего рынка Российской Федерации, развития национальной экономики, поддержки российских товаропроизводителей нормативными правовыми актами Правительства Российской Федерации устанавливаются запрет на допуск товаров, происходящих из иностранных государств, работ, услуг, соответственно выполняемых, оказываемых иностранными лицами, и ограничения допуска указанных товаров, работ, услуг для целей осуществления закупок. В случае, если указанными нормативными правовыми актами Правительства Российской Федерации предусмотрены обстоятельства, допускающие исключения из установленных в соответствии с настоящей частью запрета или ограничений, заказчики при наличии указанных обстоятельств обязаны разместить в единой информационной системе обоснование невозможности соблюдения указанных запрета или ограничений. В таких нормативных правовых актах устанавливается порядок подготовки обоснования невозможности соблюдения указанных запрета или ограничений, а также требования к его содержанию. Определение страны происхождения указанных товаров осуществляется в соответствии с законодательством Российской Федерации.
4. Федеральный орган исполнительной власти по регулированию контрактной системы в сфере закупок по поручению Правительства Российской Федерации устанавливает условия допуска для целей осуществления закупок товаров, происходящих из иностранного государства или группы иностранных государств, работ, услуг, соответственно выполняемых, оказываемых иностранными лицами, за исключением товаров, работ, услуг, в отношении которых Правительством Российской Федерации установлен запрет в соответствии с частью 3 настоящей статьи.
5. Нормативные правовые акты, устанавливающие в соответствии с частями 3 и 4 настоящей статьи запрет на допуск товаров, происходящих из иностранного государства или группы иностранных государств, работ, услуг, соответственно выполняемых, оказываемых иностранными лицами, условия, ограничения допуска указанных товаров, работ, услуг, подлежат обязательному опубликованию в порядке, установленном для официального опубликования нормативных правовых актов Правительства Российской Федерации или нормативных правовых актов федеральных органов исполнительной власти, и в течение трех рабочих дней с даты опубликования подлежат размещению в единой информационной системе.
6. Нормативными правовыми актами, предусмотренными частями 3 и 4 настоящей статьи и устанавливающими ограничения, условия допуска товаров, происходящих из иностранных государств, работ, услуг, соответственно выполняемых, оказываемых иностранными лицами, для целей осуществления закупок могут быть определены случаи, при которых заказчик при исполнении контракта не вправе допускать замену товара или страны (стран) происхождения товара в соответствии с частью 7 статьи 95 настоящего Федерального закона.
В текущий период времени применяется национальный режим при осуществлении закупок 44-ФЗ (ст. 14 Закона о контрактной системе № 44-ФЗ). Реализована необходимость поддержать интересы страны, укрепить и мотивировать внутренний рынок, обозначить преимущественное положение российского производителя.
Часто в связи с этим используется равнозначный термин: импортозамещение. Суть данного метода в том, чтобы предпринять меры по введению запретов или ограничений на ввоз ряда иностранных товаров, создать благоприятные условия допуска российских аналогов.
Поэтому национальный режим в госзакупках — это широкий комплекс мер, которые устанавливает правительство во взаимодействии с ответственным органом исполнительной власти в данной сфере (сейчас Минфин, ранее — Минэкономразвития, МЭР) на основании полномочий в чч. 3, 4 № 44-ФЗ. Разработаны дополняющие закон нормативно-правовые акты (НПА) с перечнями конкретной продукции и с указанием условий ее использования. Предусмотрены обстоятельства, при обосновании которых допускаются исключения из существующих правил.
Заказчику необходимо предусматривать и отражать ограничения при поставках в закупочной документации. С этой целью проводить мониторинг изменений и дополнений действующих НПА на предмет наличия в них интересующей его продукции. В ситуации невозможности провести закупку из-за отсутствия необходимого товара на территории РФ достоверность факта заказчику нужно подтвердить с обоснованием в Единой информационной системе.
Определение страны происхождения продукции для любой закупки производится в соответствии с законодательством.
Заказчику необходимо учитывать, что запреты, ограничения и условия допуска установлены как в отношении товаров, так и для работ и услуг. Установленный национальный режим и режим наибольшего благоприятствования отечественной продукции и государств — членов Евразийского экономического союза (ЕАЭС) обуславливает случаи, когда заказчик при исполнении контракта не может допускать замену товара или страны происхождения (в соответствии с ч. 7 ст. 95 № 44-ФЗ).
Общее правило: закупка не допускается, за исключением случаев, если производство таких товаров в РФ и ЕАЭС отсутствует. Если подана заявка на участие о поставке иностранных товаров, заказчик отклоняет заявку при наличии аналогов.
Постановлениями Правительства установлены запреты на допуск в отношении товаров, работ или услуг.
В закупке необходимо условие об использовании материалов или полуфабрикатов при производстве товаров, дополнительно рассмотрены случаи закупки у единственного поставщика.
Учитывать: правила выдачи заключения об отсутствии на территории РФ (приказ Минпромторга от 10.09.2014 № 1776).
Соответствие закупке подтверждаются одним из документов:
Учитывать: соглашение о правилах определения страны происхождения в СНГ от 20.11.2009.
Исключения — на закупки по гостайне и в виде деятельности на территории иностранного государства.
Учитывать:
Подтверждением отсутствия производства в РФ является заключение Минпромторга.
Учитывать: порядок выдачи заключения (ПП № 719 от 17.07.2015).
Применение национального режима при осуществлении закупки установлено до 01.12.2019. Особые условия приравнивания продукции к российской и ЕАЭС. Дополнительное требование при производстве материалов или полуфабрикатов. Соответствие закупке подтверждаются одним из документов:
Учитывать: критерии подтверждения (ПП № 550 от 10.05.2017).
Общее правило действует в отношении товаров иностранного производства, но заявки с такими предложениями рассматривать допускается.
Заказчик отклоняет заявку с предложением иностранного товара в случае, если также подано не менее 2 отвечающих требованиям извещения предложений:
Постановлениями Правительства установлены ограничения на допуск в отношении некоторых товаров (работ, услуг).
Предметом одного контракта не могут быть изделия, которые одновременно входят и отсутствуют в Перечне отдельных видов. Подтверждение сертификатом ЕАЭС.
Учесть: правила отбора организаций (ПП № 967 от 14.08.2017), правила определения страны происхождения.
Подтверждение сертификатом ЕАЭС.
Учесть: перечень ЖНВЛП (РП № 2885-р от 28.12.2016), правила определения страны происхождения.
Учесть: наименование страны происхождения указывается в соответствии с Общероссийским классификатором стран мира.
Предметом одного контракта не могут быть изделия, которые одновременно входят и отсутствуют в Перечне отдельных видов. Перечень недавно дополнен новыми наименованиями. Правила в отношении закупок имеют различия в срок до 01.09.2018 и после это даты. Разница в том, что сейчас продукция стран ЕАЭС приравнена к иностранной. Отдельно вынесены условия приравнивания продукции к российской.
Учесть: требования к промышленной продукции (ПП № 719 от 17.07.2015), соглашение об определении страны. Действующий национальный режим 44-ФЗ предусматривает подтверждение российского происхождения в виде одного из документов:
Правила установлены в срок до 01.07.2018. Дополнительные условия при проведении закупок закрытым способом и при осуществлении деятельности на зарубежной территории. Страна происхождения подтверждается:
Иными словами, предоставление преференций в отношении российской продукции. Заказчик рассматривает все поступившие заявки. Ценовое преимущество отдается той, в которой предложено наибольшее количество составляющих отечественного производства.
Заказчику особенно важно подчеркивать в своей документации необходимость для участника декларировать страну происхождения и нести ответственность за достоверность указанных сведений.
При поставке товаров из стран ЕАЭС преференции определяет приказ Минэкономразвития от 25.03.2014 № 155 (с последующими изменениями от 15.10.2014 № 655, 16.04.2015 № 228 и 13.11.2015 № 847). Участникам с товарами ЕАЭС предоставлено преимущество по цене контракта в размере 15 процентов в случае подтверждения документом страны происхождения. При наличии нескольких участников в закупке с одинаковыми условиями заказчик заключит контракт с тем из них, который имеет право на преференцию. Контракт с победителем, который не предложил поставку из ЕАЭС, будет заключен при возможности снижения цены на 15 % от заявленной.
Если же победитель в своей заявке не указал соотношение долей товаров, которые произведены как в иностранном государстве, так и в странах ЕАЭС, такая доля товара исчисляется заказчиком по цене за единицу из обоснования НМЦК.
Национальный режим ввели, чтобы дать преимущества поставщикам российских товаров и товаров из других стран-членов ЕвразЭС. Режим поддерживают два инструмента:
1. Запрет на допуск иностранных товаров (за исключением товаров, которые не производят на территории ЕАЭС):
2. Ограничение или специальные условия допуска иностранных товаров. Например, при закупках:
Обязательно ознакомьтесь с условиями постановлений и приказа, если ваш товар попал в исключения.
Рассмотрим подробнее как применяются преференции к товарам, которые включены в приказ Минэкономразвития от 25.03.2014 №155 «Об условиях допуска товаров, происходящих из иностранных государств» (с 5 ноября 2018 — по риказу Минфина России от 04.06.2018 № 126н ) .
Формат поддержки зависит от способа отбора поставщика.
Если в закупке участвуют поставщики товаров из других стран и поставщики товаров из ЕвразЭС, то к цене последних применяется понижающий коэффициент 15%. Такие заявки могут получить больше баллов на этапе оценки заявок, но в случае победы контракт заключат по полной цене, которую предложил поставщик (ч. 4-5 приказа Минэкономразвития №155 от 25.03.2014).
Например, при участии в запросе котировок поставщики мебели из Белоруссии и Польши предложили письменные столы общей стоимостью 400000 рублей. Но при оценке будет считаться, что поставщиком белорусского товара предложена цена 340000 рублей. Поэтому у него больше шансов на победу. Если «новая» цена окажется самой низкой или равна другим предложениям (есть другие поставщики, предложившие товар по 340000 рублей, но без преференций), контракт заключается с ним, причем по цене, названной в заявке, — 400000 рублей.
Бывает и так: поставщик российского товара предложил 100 рублей, а поставщик иностранного — 70. При оценке заявок цены стали 85 и 70 рублей соответственно, поэтому вторая заявка получит больше баллов при прочих равных условиях.
Если несколько участников получили одинаковое количество баллов (с учетом снижения цены на 15%), то контракт заключается с поставщиком, который имеет право на преференцию (ч. 6 приказа Минэкономразвития №155 от 25.03.2014).
В случае с электронным аукционом преференции могут отразится на цене контракта. Так если побеждает участник, который предложил товар иностранного производства, то с ним заключается контракт по предложенной им цене, сниженной на 15%. Это условие распространяется не только на производителей, но и на поставщиков.
Например, госучреждение проводит электронный аукцион на закупку серверов. НМЦ контракта — 1 200 000 рублей. Заявки подали два участника. Первый предложил серверы российского производства. А второй - вариант с аналогичными параметрами, но из Тайваня. По результатам рассмотрения первых частей заявок оба участника были допущены к аукциону. Аукцион выиграл поставщик серверов иностранного производства с суммой 1 100 000 рублей. При этом он вынужден заключить контракт на 935 000 рублей, с вычетом 15%. Если бы победителем закупки стал российский поставщик, то контракт заключался бы на предложенную им сумму — на 1 150 000 руб.
Преференции российским поставщикам заказчик прописывает в требованиях к участникам закупки. Как в этом запросе котировок или в этом электронном аукционе .
В том числе в приказе описаны ситуации, когда нацрежим не применяется:
Если вы участвуете в закупке, где применяется национальный режим, приложите к заявке декларацию в свободной форме, обязательно указав страну происхождения, или другой требуемый документ. Иначе заказчик обоснованно отклонит вашу заявку или отнимет 15% от вашей цены при заключении контракта.
Мы принимали участие в электронном аукционе, но нас отклонили, сославшись на ст. 14 ФЗ-44. Прошу разъяснить какие документы необходимо прикладывать к второй части заявки, если Заказчик требует в соответствии 44-ФЗ, документы, подтверждающие соответствие участника аукциона и (или) предлагаемой им работы условиям, запретам и ограничениям, установленным заказчиком в соответствии со статьей 14 Федерального закона, или копии этих документов (если соблюдение таковых условий установлено в документации об аукционе).
Статья 14. Применение национального режима при осуществлении закупок (Федерального закона от 05.04.2013 № 44-ФЗ)
1. При осуществлении заказчиками закупок к товарам, происходящим из иностранного государства или группы иностранных государств, работам, услугам, соответственно выполняемым, оказываемым иностранными лицами, применяется национальный режим на равных условиях с товарами российского происхождения, работами, услугами, соответственно выполняемыми, оказываемыми российскими лицами, в случаях и на условиях, которые предусмотрены международными договорами Российской Федерации.
2. Федеральный орган исполнительной власти по регулированию контрактной системы в сфере закупок размещает перечень иностранных государств, с которыми Российской Федерацией заключены международные договоры, указанные в части 1 настоящей статьи, и условия применения национального режима в единой информационной системе.
3. В целях защиты основ конституционного строя, обеспечения обороны страны и безопасности государства, защиты внутреннего рынка Российской Федерации, развития национальной экономики, поддержки российских товаропроизводителей Правительством Российской Федерации устанавливаются запрет на допуск товаров, происходящих из иностранных государств, работ, услуг, соответственно выполняемых, оказываемых иностранными лицами, и ограничения допуска указанных товаров, работ, услуг для целей осуществления закупок. Определение страны происхождения указанных товаров осуществляется в соответствии с законодательством Российской Федерации.
4. Федеральный орган исполнительной власти по регулированию контрактной системы в сфере закупок по поручению Правительства Российской Федерации устанавливает условия допуска для целей осуществления закупок товаров, происходящих из иностранного государства или группы иностранных государств, работ, услуг, соответственно выполняемых, оказываемых иностранными лицами, за исключением товаров, работ, услуг, в отношении которых Правительством Российской Федерации установлены запрет, ограничения в соответствии с частью 3 настоящей статьи.
5. Нормативные правовые акты, устанавливающие в соответствии с частями 3 и 4 настоящей статьи запрет на допуск товаров, происходящих из иностранного государства или группы иностранных государств, работ, услуг, соответственно выполняемых, оказываемых иностранными лицами, условия, ограничения допуска указанных товаров, работ, услуг, подлежат обязательному опубликованию в порядке, установленном для официального опубликования нормативных правовых актов Правительства Российской Федерации или нормативных правовых актов федеральных органов исполнительной власти, и в течение трех рабочих дней с даты опубликования подлежат размещению в единой информационной системе.
В зависимости от специфики закупки применяется необходимая часть вышеназванной статьи. Чаще всего в данном случае речь будет идти о части 4 ст. 14 Федерального закона от 05.04.2013 № 44-ФЗ. Во исполнение данной части был издан Приказ Минэкономразвития России от 25.03.2014 N 155 "Об условиях допуска товаров, происходящих из иностранных государств, для целей осуществления закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (внимание! На сегодняшний день не вступил в силу). Согласно последнему определенным товарам из Российской Федерации, Республики Казахстан и Республики Беларусь предоставляются преференции, а участники обязаны декларировать страну происхождения товара. Однако, в любом случае, заказчик в документации обязан был предусмотреть конкретный перечень документов и сведений которые было необходимо предоставить в заявке. Без конкретного перечня невозможно определить законность данных требований, а так же какими именно документами подтверждается соответствие данным требованиям.