Выселение. Приватизация. Перепланировка. Ипотека. ИСЖ

Законопроектом № 778655-6 вносятся масштабные изменения в Градостроительный кодекс РФ, Земельный кодекс РФ с 1 января 2017 года.

Данная информация важна для, инвесторов, застройщиков, строительных и экспертных организаций, собственников, владельцев земельных участков.

После прохождения в Совете Федерации и подписания Президентом РФ закон, за исключением отдельных положений, вступит в силу с 1 января 2017 года.

Документация по планировке территории и ГПЗУ (Градостроительный план земельного участка - вид документации по планировке территории. Подготовка градостроительных планов земельных участков осуществляется применительно к застроенным или предназначенным для строительства, реконструкции объектов капитального строительства (за исключением линейных объектов) земельным участкам) - все по-новому правовому регулированию с 1 января 2017 года.

Изменения более чем на 100 страницах текста.

Подробный анализ таких масштабных изменений - дело трудоёмкое. Между тем, уже сейчас можно и нужно обратить внимание инвесторов, застройщиков, землепользователей на ключевые моменты нового регулирования:

  1. Очередной раз (более чем ожидаемо) сдвинут срок принятия ПЗЗ (Правила землепользования и застройки - это документ градостроительного зонирования, который утверждается нормативными правовыми актами органов местного самоуправления, и в котором устанавливаются территориальные зоны, градостроительные регламенты, порядок применения такого документа и порядок внесения в него изменений) для Москвы, Московской области, других муниципальных образований, в которых этот документ градостроительного зонирования до сих пор не принят. Новые правила установлены на 1 июля 2017 года. Соответственно, еще как минимум год московские землепользователи будут занимать свои участки «на птичьих правах», учитывая неопределенность их правового режима для целей строительства в отсутствие ПЗЗ.

ГПЗУ выведен из числа документов по планировке территории. А его сугубо информационный характер теперь прямо закреплен законом, равно как и перечень источников информации для подготовки ГПЗУ. Какое значение это имеет для землепользователей? Во-первых, есть надежда, что наконец-то вздохнут спокойно обладатели старых ГПЗУ в Новой Москве. Ранее мы писали о том, какие проблемы их ожидают согласно ныне действующему законодательству («Параметры разрешенного использования в ГПЗУ для Новой Москвы»). Во-вторых, появление непосредственно в Градостроительный кодекс РФ достаточно широкого перечня источников информации для подготовки ГПЗУ исключает применение гораздо более узких норм, закрепленных в частях 5 и 8 статьи 78 Градостроительного кодекса Москвы (ред. от 16.12.2015). Проблемах для московских застройщиков и связанной с этим обширной арбитражной практике имеются ввиду наличия пробелов в праве («На каком основании в ГПЗУ вносятся сведения о параметрах разрешенного использования?»). Более того, очевидный теперь уже непосредственно из Градостроительного кодекса РФ информационный характер ГПЗУ однозначно указывает на возможность его изменения только в случае изменения документов-оснований . Таким образом, по первому впечатлению указанные поправки представляются весьма позитивными для московских землепользователей, и это даже немного смягчает удар очередного продления срока для принятия ПЗЗ.

Заказывать и получать ГПЗУ станет возможно в МФЦ. Информацию, указанную в ГПЗУ можно будет использовать для подготовки проектной документации, для получения разрешения на строительство в течение трех лет со дня его выдачи. При этом установлены переходные положения для ГПЗУ, выданных до 01.01.2017: срок использования содержащейся в них информации устанавливает орган исполнительной власти субъекта РФ, но этот срок не может быть менее 3 и более 8 лет со дня вступления в силу нового закона.

Пересмотрены правила подготовки и принятия оставшихся двух видов документов по планировке территории: проекта планировки территории и проекта межевания. В общем случае (из которого есть специально оговоренные исключения) документация по планировке территории готовится только применительно к территории, в границах которой предусматривается осуществление деятельности по комплексному и устойчивому развитию территории. Где же определяется такая территория? Согласно поправкам - в ПЗЗ.

Новыми нормами права регулируются случаи, когда поправки в ранее принятые ПЗЗ вносятся без публичных слушаний. Это происходит, если в ПЗЗ не отражены объекты федерального, регионального, местного значения из Генплана или иного документа территориального планирования. Однако специальная оговорка исключает применение таких новых правил к проектам ПЗЗ, проектам изменений в ПЗЗ, которые были подготовлены и рассмотрены на публичных слушаниях до дня вступления в силу новых норм. Для таких проектов сохраняет силу действующий в настоящее время порядок. Аналогичная оговорка сделана и для документов территориального планирования, к каковым относится Генплан. Это, в частности, означает, что изменение проекта московских ПЗЗ, равно как и изменение московского Генплана может производиться исключительно с учетом результатов публичных слушаний.

Об юридической силе публичных слушаний подробно и чётко описано на нашем сайте.

Адвокат, Александр Ватолин.

Июль 2016 стал месяцем, в котором было принято множество важных изменений в законодательные акты РФ, в том числе и в .

В первую очередь, это коснулось положений, ссылающихся на Федеральный закон от 21.07.1997 № 122-ФЗ « » , который в связи с изданием полностью утратит силу только с 1 января 2020 года, а с 01.01.17 утратят силу основные положения, так как с этого времени вступит в силу Федеральный закон от 13.07.2015 № 218-ФЗ « » . Наименование и реквизиты утрачивающего силу закона по тексту ЗК РФ заменены наименованием и реквизитами нового закона (например, в ).

В связи с изменением терминологии в законодательстве, по тексту ЗК РФ слова «Единый государственный реестр прав на недвижимое имущество и сделок с ним» заменены на слова «Единый государственный реестр недвижимости» в соответствующих падежах ( , и иные статьи ЗК РФ).

Также будет дополнен перечень оснований для принятия органами исполнительной власти или местного самоуправления, указанными в , решений об изъятии земельных участков для государственных или муниципальных нужд. К таким основаниям будет относиться соответствующее ходатайство организации, с которой заключён договор о комплексном развитии территории по инициативе органа местного самоуправления по результатам аукциона на право заключения такого договора в соответствии с ().

Кроме того, указанная выше организация сможет получить такой участок в собственность при соблюдении всех условий, в том числе при предоставлении за изымаемый участок и (или) расположенные на нём объекты недвижимого имущества в полном объёме возмещения, предусмотренного соглашением об изъятии недвижимости или вступившим в законную силу решением суда (

Выбрать редакцию Текущая 01.01.2019 25.12.2018 01.10.2018 01.09.2018 04.08.2018 08.07.2018 03.07.2018 01.07.2018 11.01.2018 01.11.2017 11.08.2017 10.08.2017 12.07.2017 01.07.2017 01.01.2017 01.09.2016 04.07.2016 23.05.2016 02.05.2016 01.01.2016 30.12.2015 09.12.2015 19.10.2015 06.10.2015 01.10.2015 24.07.2015 13.07.2015 01.04.2015 09.03.2015 01.03.2015 22.01.2015 09.01.2015 01.01.2015 22.07.2014 01.01.2014 31.12.2013 30.12.2013 06.09.2013 01.09.2013 24.07.2013 19.04.2013 04.03.2013 01.01.2013 31.12.2012 30.07.2012 25.06.2012 06.01.2012 01.01.2012 25.12.2011 14.12.2011 08.12.2011 01.12.2011 25.10.2011 02.08.2011 01.08.2011 22.07.2011 15.07.2011 01.07.2011 17.06.2011 08.04.2011 25.03.2011 31.12.2010 26.07.2010 01.04.2010 01.01.2010 29.12.2009 28.12.2009 23.08.2009 20.07.2009 17.03.2009 01.01.2009 31.12.2008 30.12.2008 24.10.2008 25.07.2008 18.07.2008 01.01.2008 08.12.2007 14.11.2007 30.10.2007 03.07.2007 29.05.2007 11.04.2007 14.03.2007 21.01.2007 01.01.2007 19.12.2006 08.12.2006 29.10.2006 01.09.2006 29.08.2006 14.07.2006 01.07.2006 08.06.2006 10.01.2005 05.01.2005 18.10.2004 01.07.2004 01.07.2003 30.10.2001

Земельный кодекс (ЗК РФ) 2019

  • проверено сегодня
  • редакция от 01.06.2019
  • вступил в силу 28.09.2001
  • Глава I. Общие положения

  • Глава I.1. Образование земельных участков

  • Глава II. Охрана земель

  • Глава III. Собственность на землю

  • Глава V. Возникновение прав на землю

  • Глава V.1. Предоставление земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности

В первый день нового года вступит в силу новая редакция Земельного кодекса. Изменится порядок установления сервитута, а также правила изъятия участков в целях комплексного развития территорий городов и сёл.

Поправки, которые вступят в силу с 1 января 2017 года, были утверждены Федеральным законом от 03.07.2016 N 361-ФЗ и Федеральным законом от 03.07.2016 N 373-ФЗ. Некоторые изменения носят исключительно технический характер, а другие - упрощают порядок изъятия земельных участков, на которых планируется строить объекты инфраструктуры.

Установление публичного сервитута

В будущей редакции пп.3 п. 3 статьи 23 Земельного кодекса РФ будет прописано, что публичные сервитуты могут устанавливаться для размещения на участках межевых знаков, геодезических пунктов государственных геодезических сетей, гравиметрических пунктов, нивелирных пунктов и подъездов к ним. Сейчас этот пункт предусматривает предоставление публичного сервитута для размещения на земельном участке межевых и геодезических знаков и подъездов к ним. Поправки к нему утверждены Федеральным законом от 03.07.2016 N 361-ФЗ.

Одновременно в статье 24 Земельного кодекса РФ уточняется, что работники организаций транспорта, лесной промышленности, лесного и/или охотничьего хозяйства, федеральных государственных бюджетных учреждений, осуществляющих управление государственными природными заповедниками и национальными парками, и других сфер деятельности, имеющих право на получение служебных наделов по заявлению могут получить в безвозмездное пользование участки, в том числе из состава земель лесного фонда и земель особо охраняемых природных территорий.

Новые основания для аренды земли без проведения торгов

С нового года Земельный кодекс РФ изменится и в связи со вступлением в силу некоторых норм Федерального закона от 03.07.2016 N 373-ФЗ. По новым правилам, договор аренды земельного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности, будут заключать без проведения торгов в двух дополнительных случаях:

  • при предоставлении земельного участка, изъятого для муниципальных нужд в целях комплексного развития территории у физического или юридического лица, которому такой земельный участок был предоставлен на праве безвозмездного пользования, аренды, лицу, заключившему договор о комплексном развитии территории по инициативе органа местного самоуправления по результатам аукциона на право заключения данного договора в соответствии с Градостроительным кодексом РФ;
  • при предоставлении земельного участка для строительства объектов коммунальной, транспортной, социальной инфраструктур лицу, заключившему договор о комплексном развитии территории в соответствии с Градостроительным кодексом РФ.

Соответствующие поправки вносятся в . В то же время дополняется , в новой редакции которой сказано, что сроки действия договоров об аренде в новых двух случаях не могут превышать сроки действия соглашений о комплексном развитии территории или периоды, предусмотренные на строительство объектов инфраструктуры. Кроме того, в статье 46 Земельного кодекса РФ с 1 января 2017 года будет указано, что расторгнуть подобные договоры аренды власти могут, в том числе, в случае ненадлежащего исполнения арендатором своих обязательств.

Одновременно организации, с которыми заключены соглашения о комплексном развитии территорий, получают возможность обращаться с ходатайствами об изъятии земельных участков для государственных или муниципальных целей. До 1 января 2017 года действует редакция статьи 56.4 Земельного кодекса РФ , по которой такое обращение могут направить недропользователи, субъекты естественных монополий, а также уполномоченные организации.

Особенности изъятия земельных участков и (или) расположенных на них объектов недвижимого имущества в целях комплексного развития территории по инициативе органа местного самоуправления изложены в новой статье кодекса - 56.12. В ней уточняются:

  • основания для принятия решения об изъятии;
  • обязанности органов местного самоуправления, принявших такое решение;
  • требования к соглашению, заключаемому в связи с изъятием участков и (или) расположенных на них объектов недвижимого имущества;
  • положения, касающиеся перехода прав собственности на участки;
  • иные нормы, регулирующие договоры о комплексном развитии территорий и об аренде.

Уточнение списка лиц, по инициативе которых проводится кадастровой учет

Согласно требованиям статьи 39.11 Земельного кодекса РФ , одним из шагов при подготовке к проведению аукциона по продаже или предоставлению в аренду земельного участка по инициативе заинтересованных лиц является осуществление кадастрового учета и регистрация прав собственности. Сейчас действует правило, по которому обратиться с заявлением о регистрации прав и кадастровом учете могут только лица, заинтересованные в предоставлении этого участка. С 1 января 2017 года соответствующие заявления смогут обращаться подавать еще и кадастровые инженеры, выполнившие кадастровые работы в целях образования земельного участка. При этом никаких доверенностей либо иных уполномочивающих документов им не понадобится.

Новшества в правилах подачи ходатайства о смене вида разрешенного использования

Федеральный закон 361-ФЗ уточнил также нормы статьи 39.15 Земельного кодекса РФ . С ближайшего воскресенья в ней появится новый пункт следующего содержания:

10.1. В случае, предусмотренном пунктом 10 настоящей статьи, решение о предварительном согласовании предоставления земельного участка является основанием для обращения заявителя без доверенности в органы государственной власти или органы местного самоуправления:

  1. с ходатайством об обращении органа государственной власти или органа местного самоуправления в орган регистрации прав с заявлением о внесении изменений в сведения Единого государственного реестра недвижимости о виде или видах разрешенного использования земельного участка, выбранных в соответствии с утвержденными правилами землепользования и застройки;
  2. с заявлением об изменении вида разрешенного использования земельного участка;
  3. с заявлением о получении разрешения на условно разрешенный вид использования земельного участка;
  4. с ходатайством о переводе земельного участка из одной категории в другую.

Технические поправки

Среди иных поправок - уточнение наименования закона о государственной регистрации участков и реестра, содержащего сведения об объектах недвижимости. Соответствующие корректировки имеются по всему тексту Земельного кодекса РФ.

В Российской Федерации новый закон о земельном кадастре с 1 января 2017 года предполагает ряд изменений — создание единой учетно-регистрационной системы и единого государственного реестра недвижимости (ЕГРН). В состав ЕГРН будут вноситься данные о недвижимости, которые сегодня содержатся в кадастре и правовом реестре.

Упрощенная процедура регистрации

Новый закон о кадастре недвижимости 2017 упрощает регистрационную процедуру и имеет ряд преимуществ по сравнению с предыдущей трактовкой. Сегодня кадастровый учет и регистрация прав являются разными процедурами, несмотря на то, что многие операции с недвижимостью требуют прохождении обеих процедур одновременно. Создание единого государственного реестра недвижимости позволит осуществлять одновременную подачу заявлений на обе процедуры сразу, что предоставит гражданам возможность совершать необходимые связанные с недвижимостью действия без потери лишнего времени и денег.

С 1 января 2017 регистрация прав собственности планируется проводиться без территориальной привязки будущего собственника. Сегодня данная процедура выполняется исключительно по месту нахождения субъекта Российской Федерации, поэтому если гражданин проживает в другом городе, для осуществления законодательных действий с недвижимостью субъекту необходимо в обязательном порядке приехать на свой участок.

Со следующего года процедура регистрации станет намного проще: если собственник не сможет забрать готовые документы в регистрационном пункте, он сможет обратиться в платную курьерскую доставку или воспользоваться электронной почтой.

Новый закон: надежная и быстрая регистрация объектов

Закон о земельных участках 2017 года позволит уменьшить время госрегистрации, а в момент обращения заявитель подает одно заявление. На основе этого объект вносится в кадастровый учет, и регистрируются права в течение 10 дней.

К нововведениям относится и сокращенное время при необходимости получения одной из услуг госреестра, а выписка о земельном участке выдается в течение трех дней, а не пяти как было до этого.

Создание надежной базы госреестра в электронном виде снизит риск мошенничества, защитит права собственности клиентов и обеспечит безопасность зарегистрированных данных. На основе нового законопроекта с 1.01.2017 года не будет выдаваться свидетельство о государственном праве на собственность, а вместо нее заявитель получает выписку из ЕГРН.

Новый закон о кадастре 2017 предполагает ведение дел исключительно в электронном виде, хотя в настоящее время в приоритете бумажные документы, исключение – реестровые дела. Проводить госрегистрацию с нового года будет исключительно Росреестр, а до этого момента этот орган занимался только сделками и операциями с недвижимостью, за кадастровый учет ответственна Кадастровая Палата.

Отдельная и одновременная регистрационная процедура

Государственная регистрация и учет в кадастре будут проводиться как одновременно, так и отдельно. Процедура проводится отдельно в таких случаях:

  • изменение характеристик объекта;
  • переход прав собственности;
  • прекращение существования;
  • создание нового объекта недвижимости с разрешением от госорганов.


Если заметили ошибку, выделите фрагмент текста и нажмите Ctrl+Enter
ПОДЕЛИТЬСЯ:
Выселение. Приватизация. Перепланировка. Ипотека. ИСЖ