Выселение. Приватизация. Перепланировка. Ипотека. ИСЖ

1. Сумма налога, подлежащая уплате в бюджет, исчисляется по итогам каждого налогового периода, как уменьшенная на сумму налоговых вычетов, предусмотренных статьей 171 настоящего Кодекса (в том числе налоговых вычетов, предусмотренных пунктом 3 статьи 172 настоящего Кодекса), общая сумма налога, исчисляемая в соответствии со статьей 166 настоящего Кодекса и увеличенная на суммы налога, восстановленного в соответствии с настоящей главой.

2. Если сумма налоговых вычетов в каком-либо налоговом периоде превышает общую сумму налога, исчисленную в соответствии со статьей 166 настоящего Кодекса и увеличенную на суммы налога, восстановленного в соответствии с пунктом 3 статьи 170 настоящего Кодекса, положительная разница между суммой налоговых вычетов и суммой налога, исчисленной по операциям, признаваемым объектом налогообложения в соответствии с подпунктами 1 и 2 пункта 1 статьи 146 настоящего Кодекса, подлежит возмещению налогоплательщику в порядке и на условиях, которые предусмотрены статьями 176 и 176.1 настоящего Кодекса, за исключением случаев, когда налоговая декларация подана налогоплательщиком по истечении трех лет после окончания соответствующего налогового периода.

Абзац второй исключен.

3. Сумма налога, подлежащая уплате при ввозе товаров на территорию Российской Федерации и иные территории, находящиеся под ее юрисдикцией, исчисляется в соответствии с пунктом 5 статьи 166 настоящего Кодекса.

4. При реализации товаров (работ, услуг), указанных в статье 161 настоящего Кодекса, сумма налога, подлежащая уплате в бюджет, исчисляется и уплачивается в полном объеме налоговыми агентами, указанными в статье 161 настоящего Кодекса.

5. Сумма налога, подлежащая уплате в бюджет, исчисляется следующими лицами в случае выставления ими покупателю счета-фактуры с выделением суммы налога:

1) лицами, не являющимися налогоплательщиками, или налогоплательщиками, освобожденными от исполнения обязанностей налогоплательщика, связанных с исчислением и уплатой налога;

2) налогоплательщиками при реализации товаров (работ, услуг), операции по реализации которых не подлежат налогообложению.

При этом сумма налога, подлежащая уплате в бюджет, определяется как сумма налога, указанная в соответствующем счете-фактуре, переданном покупателю товаров (работ, услуг).

6. При переходе налогоплательщика на специальные налоговые режимы либо при начале использования налогоплательщиком права на освобождение, предусмотренное статьей 145 настоящего Кодекса, суммы налога, исчисленные при выпуске товаров в соответствии с таможенной процедурой выпуска для внутреннего потребления при завершении действия таможенной процедуры свободной таможенной зоны на территории Особой экономической зоны в Калининградской области, подлежат уплате в порядке, установленном абзацем первым пункта 1 статьи 174 настоящего Кодекса, за налоговый период, на который приходится последний календарный день до даты перехода на специальные налоговые режимы, либо за налоговый период, на который приходится последний календарный день до начала использования налогоплательщиком права на освобождение, предусмотренное статьей 145 настоящего Кодекса, в части товаров, не использованных для осуществления операций, признаваемых объектами налогообложения в соответствии с настоящей главой, без применения освобождения от налога, установленного настоящей главой.

Комментарий к Ст. 173 НК РФ

Общая сумма налога, которую нужно заплатить в бюджет, подсчитывается по итогам каждого налогового периода. Определяется сумма так: к общей сумме налога, рассчитанной по правилам ст. 166 НК РФ, прибавляется НДС, восстановленный по правилам ст. 170 НК РФ, и вычитается тот налог, который подлежит вычету, на основании ст. 171 НК РФ (за исключением налоговых вычетов, предусмотренных п. 3 ст. 172 НК РФ).

Если сумма налоговых вычетов в каком-либо налоговом периоде превышает общую сумму налога, исчисленную в соответствии со ст. 166 НК РФ и увеличенную на сумму налога, восстановленного в соответствии с п. 3 ст. 170 НК РФ, положительная разница между суммой налоговых вычетов и суммой налога, исчисленной по операциям, признаваемым объектом налогообложения в соответствии с пп. 1 и 2 п. 1 ст. 146 НК РФ, подлежит возмещению налогоплательщику в порядке и на условиях, которые предусмотрены ст. ст. 176 и 176.1 НК РФ, за исключением случаев, когда налоговая декларация подана налогоплательщиком по истечении трех лет после окончания соответствующего налогового периода.

Постоянные споры вызывают ситуации, когда организации к возмещению ставят НДС при отсутствии в налоговом периоде реализации. Налоговики настаивают, что в данном случае с вычетом нужно подождать. При этом они как раз ссылаются на п. 2 ст. 173 НК РФ. По логике чиновников, раз у фирмы не было НДС к начислению, налоговая база равна нулю. Получается, что и вычитать не из чего. А раз так, то и к возмещению НДС в этом периоде поставить нельзя. Надо сказать, что арбитражные суды в данном случае фискалов не поддерживают. Пример: Постановление ФАС Западно-Сибирского округа от 11 февраля 2008 г. N Ф04-848/2008(409-А70-25) по делу N А70-5284/7-2007.

В пп. 1 п. 5 ст. 173 НК РФ предусмотрена обязанность лиц, не являющихся плательщиками налога, а также лиц, освобожденных от исполнения обязанностей плательщиков налога, в случае выставления ими покупателю счета-фактуры с выделением суммы налога перечислить соответствующую сумму в бюджет.

Однако возникновение в данном случае обязанности по перечислению в бюджет налога не означает, что выставившее счет-фактуру лицо приобретает в отношении таких операций статус налогоплательщика, в том числе право на применение налоговых вычетов.

На указанное лицо возлагается лишь обязанность перечислить в бюджет налог, размер которого в силу прямого указания п. 5 ст. 173 НК РФ определяется исходя из суммы, отраженной в соответствующем счете-фактуре, выставленном покупателю. Возможность уменьшения этой суммы на налоговые вычеты приведенной нормой либо иными положениями гл. 21 НК РФ не предусмотрена (п. 5 Постановления Пленума ВАС РФ от 30 мая 2014 г. N 33 «О некоторых вопросах, возникающих у арбитражных судов при рассмотрении дел, связанных с взиманием налога на добавленную стоимость»).

Согласно п. 5 ст. 173 НК РФ организации, которые не являются плательщиками НДС, но выставившие счет-фактуру и выделившие в этой бумаге налог, должны перечислить его в бюджет. А если НДС не заплатить, грозят ли организации какие-либо санкции? Вопрос спорный. Неоднозначно решают его и в арбитражных судах.

В некоторых округах судьи считают, что привлечь упрощенца к налоговой ответственности за неуплату НДС нельзя вообще. Дело в том, что штраф можно наложить только на плательщиков НДС (п. 2 ст. 44, ст. 122 НК РФ), коими упрощенцы не являются. Более того, в п. 5 ст. 173 НК РФ речь идет «о лицах, не являющихся налогоплательщиками». По этой же причине не грозят предприятию-упрощенцу и пени. Ведь в ст. 75 НК РФ в качестве лиц, которые обязаны их заплатить, также упоминаются только налогоплательщики и налоговые агенты. Упрощенцы, неправомерно выделившие в счете-фактуре НДС, таковыми не являются. Значит, налагать штрафы и требовать заплатить пени незаконно. Единственная их обязанность — это перечислить выделенный и полученный от покупателей НДС в бюджет. Такой вердикт прозвучал, например, в Постановлениях ФАС Западно-Сибирского округа от 14 декабря 2004 г. по делу N Ф04-8795/2004(6991-А70-7), от 18 августа 2004 г. по делу N Ф04-5769/2004(А27-3834-26), ФАС Северо-Западного округа от 12 октября 2004 г. по делу N А13-4110/04-26.

Правда, есть и противоположные мнения на этот счет. В некоторых случаях суды приходили к выводу, что, если упрощенцы выставили счета-фактуры с НДС и своевременно не перечислили налог в бюджет, штраф за данное правонарушение, а также пени взысканы правомерно. Правда, зачастую судьи никак не мотивируют свое решение (см., например, Постановления ФАС Центрального округа от 28 мая 2004 г. по делу N А54-88/03-С11-С2). В другом решении судьи этого же округа признали, что налог и пени фирма заплатить должна, а вот штраф ей, как неплательщику НДС, не грозит (Постановление от 5 августа 2004 г. N А64-29/03-19).

Итак, большинство судей признает: санкции за то, что упрощенец несвоевременно перечислит выделенный в счетах-фактурах НДС в бюджет, Налоговым кодексом РФ не предусмотрены. Следовательно, начислять штрафы и пени незаконно. Правда, доказывать это придется в судебном порядке. Если же приведенная аргументация не убедит налоговиков или судей, можно привести еще один довод.

Чтобы начислить штраф и рассчитать пени, нужно четко знать, в какой срок надо уплатить налог. Между тем в п. 4 ст. 174 НК РФ сказано, что перечислить неправомерно удержанный с покупателя налог упрощенец должен не позднее 20-го числа месяца, следующего за налоговым периодом (п. 4 ст. 174 НК РФ). В свою очередь, ст. 163 НК РФ в зависимости от суммы выручки определяет налоговый период — месяц или квартал. При этом для лиц, указанных в п. 5 ст. 173 НК РФ, никаких исключений не сделано. А раз так, четко определить, не позднее 20-го числа какого именно месяца НДС нужно перечислить в бюджет — по окончании месяца или квартала, «упрощенец» не может. Получается, что момент, с которого следует начислять пени и налагать штраф, не определен.

Следовательно, несмотря на установленную обязанность по уплате НДС, «упрощенец» продолжает оставаться лицом, который не имеет статуса налогоплательщика. Поэтому такие организации не обязаны уплачивать штрафы и пени. Тем не менее отсутствие санкций вовсе не означает, что налог не нужно платить в бюджет.

«Упрощенцам», которые выставляют счета-фактуры с выделенным налогом, можно не опасаться штрафа за опоздание с декларацией по НДС. Судьи ФАС Волго-Вятского округа в Постановлении от 25 января 2006 г. N А29-8459/2005А согласились с тем, что компании на «упрощенке» обязаны отчитываться по НДС, полученному от покупателя (п. 5 ст. 174 НК РФ). Однако за несвоевременное представление декларации могут быть наказаны лишь плательщики налога (ст. 119 Налогового кодекса). Фирмы же, применяющие упрощенную систему налогообложения, плательщиками НДС не признаются (п. 2 ст. 346.11 Налогового кодекса).

Сумма НДС, подлежащая уплате в бюджет, исчисляется по итогам каждого налогового периода. Исчисленная общая сумма НДС уменьшается на сумму налоговых вычетов (за исключением налоговых вычетов в отношении операций, подлежащих обложению НДС по налоговой ставке 0 %).

Если сумма налоговых вычетов в каком-либо налоговом периоде превышает исчисленную общую сумму НДС, сумма указанного НДС, подлежащая уплате в бюджет, по итогам этого налогового периода принимается равной нулю.

Положительная разница между суммой налоговых вычетов и общей суммой НДС, исчисленного по операциям реализации товаров (работ, услуг) на территории РФ, подлежит возмещению налогоплательщику в установленном порядке.

Порядок и сроки уплаты НДС. Уплата НДС по операциям, признаваемым на территории РФ объектом налогообложения (за исключением ввоза товаров на таможенную территорию РФ), производится по итогам каждого налогового периода. Сумма НДС рассчитывается исходя из фактической реализации (передачи) товаров (выполнения работ или оказания услуг, в том числе для собственных нужд) за истекший налоговый период и перечисляется в бюджет не позднее 20-го числа месяца, следующего за истекшим налоговым периодом.

Сумма НДС, подлежащая уплате в бюджет, уплачивается по месту учета налогоплательщика или налогового агента в налоговых органах.

Налогоплательщики (налоговые агенты), в том числе освобожденные от исполнения обязанностей налогоплательщика и применяющие освобождение от налогообложения, обязаны представить в налоговые органы по месту своего учета соответствующую налоговую декларацию в срок не позднее 20-го числа месяца, следующего за истекшим налоговым периодом.

Налогоплательщики с ежемесячными в течение квартала суммами выручки от реализации товаров (работ, услуг) без учета НДС, не превышающими 1 млн рублей, вправе уплачивать налог исходя из фактической реализации (передачи) товаров (работ, услуг) за истекший квартал не позднее 20-го числа месяца, следующего за истекшим кварталом.

Налогоплательщики, уплачивающие налог ежеквартально, представляют налоговую декларацию в срок не позднее 20-го числа месяца, следующего за истекшим кварталом.

Порядок возмещения налога. Как уже отмечалось, в случае если по итогам налогового периода сумма налоговых вычетов превышает общую сумму НДС, полученная разница подлежит возмещению (зачету, возврату) налогоплательщику.

Сумма возмещения направляется в течение 3 календарных месяцев, следующих за истекшим налоговым периодом, на исполнение обязанностей налогоплательщика по уплате налогов или сборов, включая налоги, уплачиваемые в связи с перемещением товаров через таможенную границу РФ, на уплату пени, погашение недоимки, сумм налоговых санкций, присужденных налогоплательщику и подлежащих зачислению в тот же бюджет.

Налоговые органы производят зачет самостоятельно, а по налогам, уплачиваемым в связи с перемещением товаров через таможенную границу РФ, -- по согласованию с таможенными органами и в течение 10 дней после проведения зачета сообщают о нем налогоплательщику.

По истечении 3 календарных месяцев, следующих за истекшим налоговым периодом, сумма, которая не была зачтена, подлежит возврату налогоплательщику по его письменному заявлению. Налоговый орган в течение 2 недель после получения заявления принимает решение о возврате указанной суммы налогоплательщику из соответствующего бюджета и в тот же срок направляет это решение на исполнение в соответствующий орган федерального казначейства.

Возврат указанных сумм осуществляется органами федерального казначейства в течение 2 недель, считая со дня получения указанного решения налогового органа. В случае если такое решение не получено соответствующим органом федерального казначейства по истечении 7 дней, считая со дня направления налоговым органом, датой получения такого решения признается 8-й день, считая со дня направления такого решения налоговым органом. При нарушении установленных сроков на сумму, подлежащую возврату налогоплательщику, начисляются проценты исходя из 1/360 ставки рефинансирования Центрального банка РФ за каждый день просрочки.

Возврат указанных сумм НДС по операциям, облагаемым ставкой 0 %, производится в особом порядке, установленном законодательством РФ. Чипига Н.П., Губкевич Т.В., Бойко Т.Ф. Налоги и налогообложение на железнодорожном транспорте: Учебник пособие для вузов ж.д. транспорта. - М.: Маршрут. 2005. - 381с.

Особый порядок уплаты НДС установлен для иностранных предприятий, реализующих товары (работы, услуги) на территории РФ и состоящих на учете в российском налоговом органе. Российские предприятия, не имеющие подтверждающих сведений о регистрации их иностранных контрагентов в налоговой инспекции, при перечислении средств такому иностранному предприятию удерживают НДС из этих сумм дохода с учетом налога, т.е. выполняют функции налогового агента. После уплаты НДС за иностранного контрагента предприятие - источник выплаты получает право на вычет НДС по приобретенным товарам (услугам, работам), использованным для производственных целей. Если приобретенные товары (работы, услуги) использовались для производства продукции, освобожденной от налога, то НДС, уплаченный за иностранное предприятие относится на издержки производства и обращения. Иностранное предприятие, с которого был удержан налог, имеет право на вычет или возврат налога, уплаченного в бюджет при ввозе товаров на территорию России либо при покупки материальных ресурсов производственного назначения, если эти покупки сделаны на территории РФ. Для этого иностранное предприятие должно стать на учет в качестве налогоплательщика и обратиться в налоговый орган с соответствующим заявлением. Губкевич Т.В. Налоги в схемах Учебное пособие. - И.: Маршрут, 2007. - 174с.

С 1 января 1997 года, согласно Указу Президента от 08.05.1996г. № 685 и Постановлению Правительства РФ от 29.07.1996г. № 914, введен дополнительный инструмент контроля за правильностью осуществления расчетов по НДС - счета-фактуры новой формы, призванные фиксировать все операции по отпуску покупателям товаров. Выполнению работ и оказанию услуг. С 2000 г. Эта норма внесена в Закон РФ «О налоге на добавленную стоимость» от 06.12.1991г. № 1992-1, а с 1 января 2001г. - в Налоговый кодекс РФ. Счета-фактуры должны оформляться независимо от того, облагается сделка налогом или нет. Соответственно должны оформляться и журналы учета полученных и выставленных счетов-фактур с регистрацией их в книге продаж и покупок. Мальцев В.А. "Налоговое право". Учебник, М.: Издательский центр "Академия", 2004, 240 с.;

Счет-фактура является документом, служащим основанием для принятия предъявленных сумм налога к вычету или возмещению из бюджета. Не составляются счета-фактуры при реализации ценных бумаг (за исключением брокерских и посреднических услуг), а также банками, страховыми организациями. Негосударственными пенсионными фондами по операциям, не подлежащим налогообложению.

173

Статья 173 НК РФ. Сумма НДС, подлежащая уплате в бюджет

1. Сумма налога, подлежащая уплате в бюджет, исчисляется по итогам каждого налогового периода, как уменьшенная на сумму налоговых вычетов, предусмотренных "статьей 171" настоящего Кодекса (в том числе налоговых вычетов, предусмотренных пунктом 3 "статьи 172" настоящего Кодекса), общая сумма налога, исчисляемая в соответствии со "статьей 166" настоящего Кодекса и увеличенная на суммы налога, восстановленного в соответствии с настоящей главой. (в ред. Федерального "закона" от 22.07.2005 N 119-ФЗ)

2. Если сумма налоговых вычетов в каком-либо налоговом периоде превышает общую сумму налога, исчисленную в соответствии со "статьей 166" настоящего Кодекса и увеличенную на суммы налога, восстановленного в соответствии с пунктом 3 "статьи 170" настоящего Кодекса, положительная разница между суммой налоговых вычетов и суммой налога, исчисленной по операциям, признаваемым объектом налогообложения в соответствии с "подпунктами 1" и "2 пункта 1" статьи 146 настоящего Кодекса, подлежит возмещению налогоплательщику в порядке и на условиях, которые предусмотрены "статьями 176" и "176.1" настоящего Кодекса, за исключением случаев, когда налоговая декларация подана налогоплательщиком по истечении трех лет после окончания соответствующего налогового периода.
(в ред. Федеральных законов от 29.05.2002 "N 57-ФЗ", от 22.07.2005 "N 119-ФЗ", от 17.12.2009 "N 318-ФЗ")

Абзац исключен. - Федеральный "закон" от 29.05.2002 N 57-ФЗ.

Абзац утратил силу с 1 января 2007 года. - Федеральный "закон" от 22.07.2005 N 119-ФЗ.

3. Сумма налога, подлежащая уплате при ввозе товаров на территорию Российской Федерации и иные территории, находящиеся под ее юрисдикцией, исчисляется в соответствии с пунктом 5 "статьи 166" настоящего Кодекса. (в ред. Федерального "закона" от 27.11.2010 N 306-ФЗ)

4. При реализации товаров (работ, услуг), указанных в "статье 161" настоящего Кодекса, сумма налога, подлежащая уплате в бюджет, исчисляется и уплачивается в полном объеме налоговыми агентами, указанными в "статье 161" настоящего Кодекса. (в ред. Федеральных законов от 29.12.2000 "N 166-ФЗ", от 22.07.2005 "N 119-ФЗ")

5. Сумма налога, подлежащая уплате в бюджет, исчисляется следующими лицами в случае выставления ими покупателю счета-фактуры с выделением суммы налога: (в ред. Федерального "закона" от 29.05.2002 N 57-ФЗ)

1) лицами, не являющимися налогоплательщиками, или налогоплательщиками, освобожденными от исполнения обязанностей налогоплательщика, связанных с исчислением и уплатой налога; (в ред. Федерального "закона" от 29.05.2002 N 57-ФЗ)

2) налогоплательщиками при реализации товаров (работ, услуг), операции по реализации которых не подлежат налогообложению. (в ред. Федерального "закона" от 29.05.2002 N 57-ФЗ)

При этом сумма налога, подлежащая уплате в бюджет, определяется как сумма налога, указанная в соответствующем счете-фактуре, переданном покупателю товаров (работ, услуг).



Если заметили ошибку, выделите фрагмент текста и нажмите Ctrl+Enter
ПОДЕЛИТЬСЯ:
Выселение. Приватизация. Перепланировка. Ипотека. ИСЖ