Какой максимальный размер пособия по уходу за ребенком в 2017 году? Как рассчитывается эта сумма? Правда ли, что по рекомендациям Минтруда в 2017 году максимальный размер пособия был снижен? Нужно ли производить перерасчет уже назначенных максимальных пособий по уходу за ребенком? Давайте разбираться.
Пособие по уходу за ребенком до 1,5 лет полагается работнику, находящемуся в отпуске по уходу за ребенком до трех лет. В этот период работнику ежемесячно нужно выплачивать:
Отпуск по уходу за ребенком может быть предоставлен не только матери ребенка. Его может получить любой родственник, фактически ухаживающий за ним (отец, бабушка, дедушка, другой родственник).
Законодательство гарантирует, что любой работник вправе рассчитывать на минимальный размер пособий по уходу за ребенком до 1, 5 лет. В 2017 году минимальные размеры пособия менялись. Приведем минимальные размеры в таблице:
Минимальные размеры пособия по уходу за ребенком в 2017 году | |
---|---|
Период | Сумма |
Январь 2017 года | 3000 р. – по уходу за первым ребенком |
5817,24 р. – по уходу за вторым и последующими детьми | |
С 1 февраля по 30 июня 2017 года | 3065,69 р. - по уходу за первым ребенком |
С 1 июля 2017 года | 3120 р. - по уходу за первым ребенком |
6131,37 р. - по уходу за вторым и последующими детьми |
В районах и местностях, в которых применяют районные коэффициенты к заработной плате, минимальные размеры указанного пособия определяются с учетом этих коэффициентов.
Максимальным размером пособие по уходу за ребенком до 1,5 лет в 2017 году не ограничено. Однако ограничен размер среднего дневного заработка, из которого рассчитывается пособие.
Размер среднего дневного заработка для расчета пособия не может превышать сумму предельных величин базы для начисления страховых взносов за два года, предшествующих году наступления отпуска по уходу за ребенком, деленной на 730 (ч. 3.3 ст. 14 Федерального закона от 29.12.2006 № 255-ФЗ). Поэтому в целях определения максимального размера среднего дневного заработка применяют такую формулу:
Максимальная величина среднего дневного заработка = Сумма предельных величин базы для начисления страховых взносов в ФСС за два предшествующих года / 730
Получается, если отпуск работника начнется в 2017 году, нужно принимать во внимание значения предельных величин базы для начисления взносов в ФСС за 2015 и 2016 годы. В 2015 году предельная величина базы равнялась 670 000 руб. (Постановление Правительства РФ от 04.12.14 № 1316), а в 2016 году – 718 000 руб. (Постановление Правительства РФ от 26.11.2015 № 1265).
Следовательно, в 2017 году максимальное значение среднего дневного заработка для расчета пособия составляет1901,37 руб. (670 000 руб. + 718 000 руб.) / 730. Отметим, что точное значение равно 1901,3698630136 рублей, однако в дальнейших расчетах мы будем использовать 1901,37 рублей.
Далее нужно умножить средний дневной заработок на среднемесячное число календарных дней, равное 30,4 (ч. 5.1 ст. 14 Закона № 255-ФЗ). Итого в 2017 году максимальный размер среднемесячного заработка для расчета пособия составит 57 801, 64 руб. (1901,37 руб. × 30,4).
Размер ежемесячного пособия по уходу за ребенком до 1,5 лет в общем случае равен 40% от среднего заработка за месяц (ч. 1 ст. 15 Закона № 81-ФЗ). Поэтому в 2017 году максимальная сумма ежемесячного пособия на одного ребенка составляет 23 120,66 руб. (57 801,64 руб. × 40%). Именно эту сумму должны возместить из ФСС.
Пример. С 16 января 2017 года работница ООО «Катюша» Петренко Е.А. уходит в отпуск по уходу за ребенком. Расчетный период – 2015 и 2016 год. В 2016 году 25 календарных дней женщина была на больничном, 124 дня - в отпуске по беременности и родам.
Зарплата за 2015 год – 350 000 руб., за 2016 год – 240 000 руб. Количество дней в расчетном периоде - 582 дн. (365 + 366 – 25 – 124). Среднедневной заработок - 1013,745704 руб. ((350 000 руб. + 240 000 руб.) / 582 дн.).
Поэтому ежемесячное пособие по уходу за ребенком составит – 12 327,15 руб. (1013,745704 руб. × 40% × 30,4 дн.).
Ограничен ли максимальный размер общей суммы пособий по уходу за ребенком до 1,5 лет, если пособия выплачивают на нескольких детей? Да, общи размер пособия, рассчитанный исходя из среднего заработка, не может превышать 100 процентов среднего заработка. Однако в то же время полученная сумма не должна быть меньше суммированного минимального размера. Приведем пример расчета пособия на нескольких детей в 2017 году.
Пример. Работница (Лопатина О.С.) ушла в отпуск по уходу за ребенком 29 апреля 2017 года. У Лопатиной – родилось сразу два ребенка. Поясним, как рассчитать ей пособие по уходу за детьми.
Расчетный период – с 1 января 2015 года по 31 декабря 2016 года. Количество календарных дней в 2015–2016 годах равно 731. Календарных дней, исключаемых из расчетного периода, у Лопатиной нет.
Заработок сотрудницы за расчетный период составил:
Среднедневной заработок равен: 465,12 руб. (200 000 руб. + 140 000 руб.) /731 дн. Он меньше максимального среднего дневного заработка – 1901,37 руб. Поэтому средний заработок за календарный месяц нужно рассчитать таким образом: 465,12 руб./дн. × 30,4 дн. = 14 139,53 руб.
Сумма пособия по уходу за ребенком до 1,5 лет составляет 40 процентов среднего заработка сотрудницы за календарный месяц: 14 139, 53 руб. × 40% = 5655, 81 руб.
Размер пособия на первого ребенка, рассчитанного исходя из среднего заработка (5655, 81 руб.), больше минимального (3065,69 руб.). Поэтому в расчет бухгалтер принял 5655, 81 руб.
На второго ребенка минимальное пособие составляет уже 6131,37 руб., что больше выплаты, рассчитанной исходя из среднего заработка (5655, 81 руб.). Поэтому на второго ребенка Иванова получит ежемесячное пособие в сумме 6131,37 руб.
Таким образом, общая сумма пособия на двоих детей составила 11 787,18 руб. (5655, 81 руб. + 6131,37 руб.) в месяц. Этот показатель меньше среднего заработка сотрудницы за полный календарный месяц (14 139, 53 руб.). Ежемесячная сумма пособия составляет 11 787,18 руб.
В 2017 году вышло довольно спорное письмо Минтруда России от 3 марта 2017 № 17-1/ООГ-314. В этом письме специалисты министерства рассуждают о максимальной допустимой сумме пособия по уходу за ребенком до 1,5 лет, которую можно возместить из ФСС. Спорность заключается в том, что Сумма пособия получилась меньше, чем по нормам Федерального закона от 29 декабря 2006 № 255-ФЗ.
Чтобы рассчитать максимальное пособие, Минтруд разделил предельную сумму выплат, которые учитывают при расчете пособия в 2017 году, на 731 день. Максимальная сумма ежемесячного пособия по уходу за ребенком до 1,5 лет получилась 23 089,03 руб. (670 000 руб. + 718 000 руб.): 731 дн. × 30,4 × 40%.
Однако, как мы уже сказали, по законодательству средний дневной заработок для расчета детских пособий в 2017 году не может превышать 1901,37 руб. [(670 000 руб. + 718 000 руб.): 730 дн.. То есть по закону максимальный размер пособия по уходу за ребенком в 2017 году составляет 23 120,66 руб. (1901,37 руб. × 30,4 × 40%).
Нужно ли в связи с появлением комментируемого письма работодателям пересматривать уже назначенные пособия в меньшую сторону? По нашему мнению – нет, не нужно, поскольку приведенный расчет противоречит нормам законодательства. На наш взгляд, лучше дождаться дополнительных разъяснений на этот счет от Минтруда или ФСС. Однако, безусловно, этот вопрос остается на усмотрение работодателей. Не исключаем, что если выплачивать максимальные пособия по уходу за ребенком до 1,5 лет в размере 23 120,66 руб., то с возмещением могут возникнуть проблемы, поскольку эта сумма больше рекомендованной Минтрудом России – 23 089,03 руб.
Заметим, что среди бухгалтеров уже идут споры о порядке применения письма Минтруда от 3 марта 2017 № 17-1/ООГ-314. Вот как предлагают действовать на одном из бухгалтерских форумов:
Как применять Письмо Минтруда
Предположим, что заработок работницы за 2016 и 2015 годы равен предельным величинам баз для начисления взносам (718 000 и 670 000 руб.).
Если расчетный период женщиной был отработан полностью, то средний дневной заработок равен 1898,77 руб. (718 000 руб. + 670 000 руб.): 731 дн. Он меньше максимального среднедневного заработка 1901,37 руб. (718 000 руб. + 670 000 руб.) / 730 дн.. Поэтому пособие, на которое может рассчитывать сотрудница, равно 23 089,03 руб. (1898,77 руб. × 30,4 × 40%).
Если же расчетный период отработан не полностью (допустим, сотрудница болела пять дней), то средний дневной заработок составит 1911,85 руб. (718 000 руб. + 670 000 руб.) / (731 дн. – 5 дн.). Это больше 1901,37 руб. Поэтому максимальное пособие по уходу за ребенком составит 23 120,66 руб. (1901,37 × 30,4 × 40%).
При этом необходимо иметь в виду: если мать была лишена родительских прав в отношении первого из детей, то пособие на второго будет начисляться без его учета. То есть согласно законодательству РФ при назначении пособия учитывается не только факт рождения или усыновления детей, но и их должное воспитание и содержание в рамках родительских обязанностей.
Порядок назначения и выплаты ежемесячного пособия по уходу за ребенком до 1.5 лет регулируется Приказом Минздравсоцразвития № 1012н от 23.12.2009 «Об утверждении Порядка и условий назначения и выплаты государственных пособий гражданам, имеющим детей ».
Существуют два варианта (формы) получения ежемесячного пособия до 1.5 лет на детей:
Для этого она подает соответствующее заявление работодателю или в ФСС. После окончания декретного отпуска можно оформить пособия по уходу за каждым ребенком до 1.5 лет. Выплаты на обоих при этом будут суммироваться .
Пособие до 1.5 лет на второго ребенка может выплачиваться ежемесячно в стандартном размере( для работающих) или в виде минимальной социальной выплаты, размер которой для второго и последующих детей в 2016 году пока составляет 5436,67 руб. Для получения этой суммы нужно доказать наличие (факт рождения) предыдущих детей, для чего при оформлении пособия необходимо предоставить их свидетельства о рождении.
Можно одновременно получать выплаты на двоих, троих детей или более (если старшим еще нет полутора лет). Ребенок, умерший после рождения, учитывается как предыдущий при назначении ежемесячного пособия, если органами ЗАГС на него выдано свидетельство о рождении.
С рождением ребенка у мамы появляется возможность получать пособие по уходу за ребенком до 1,5 лет. На начало 2019 года размер этого пособия планировалось проиндексировать на коэффициент 1,034, но в последних числах января коэффициент подняли до 1,043. Общие правила получения и начисления при этом не изменились.
Отличием от декретных выплат является то, что не только мать новорожденного может получать данный вид поддержки. Близкие родственники, которые по факту осуществляют уход за ребенком, имеют право на пособие. Это может быть отец, бабушка или другие лица, не имеющие возможность выполнять трудовые обязательства в силу ухода за малышом. При этом даже если за новорожденным приглядывают два или несколько человек, то выплату получит только один из них.
Чьи права на пособие закреплены законом:
Мать ребенка может рассчитывать на получение пособия, даже если уже вышла на работу на условиях частичной занятости или трудится на дому. Совместители могут выбрать работодателя для получения соответствующего пособия. В случае если произошло наложение двух видов отпуска – по уходу за ребенком и по беременности и родам, то женщина может выбрать лишь одну выплату.
В 2019 году для получения пособия женщине или ближайшим родственникам потребуется такой же пакет документов, что и ранее.
Поскольку молодой маме довольно сложно тратить много времени на оформление пособий, то есть возможность отправить пакет необходимых документов работодателю по электронной почте или заказным письмом.
Вышеназванное пособие выплачивается по месту работы того лица, кто осуществляет непосредственный уход. Иногда выплата может быть произведена через Фонд Соцстрахования.
Выплата по уходу назначается по окончании декрета. В зависимости от протекания беременности и последующих родов она может осуществляться:
После подачи необходимых документов пособие начисляется в течение 10 дней, а выплачивается в первый зарплатный день.
Осуществление выплаты через территориальный Фонд Соцстрахования может быть произведено только в исключительных случаях, регламентированных государством согласно закону:
Согласно Закону от 19.05.2006 года о социальном страховании размер выплаты составляет 40% от среднемесячного дохода матери или других членов семьи, осуществляющих уход за ребенком. В расчет среднемесячного заработка принимаются два последних года. При этом, какой бы ни была зарплата, государством было установлено:
Повышение минимального размера пособия связано с увеличением размера МРОТ. Предварительно уточняется, что данный показатель продолжит рост. Фиксированную выплату в размере минимальной суммы пособия будут получать те, чья заработная плата ниже МРОТ, а также временно безработные.
В расчетах положенной выплаты нет ничего сложного. Используя представленные ниже вычисления, каждый гражданин сможет самостоятельно рассчитать размер выплаты, и быть готовым защищать свои права при неверных расчетах работодателя.
Попробуем подставить неизвестные значения и вычислить размер ежемесячной выплаты.
Предположим, что в 2017 году работник получил заработок 545 350 рублей, а в 2018 – 571 324 рублей.
Предположим, что в течение 2-х лет работник несколько раз брал больничный сроком на 46 дней. Таким образом, берем 365 дней в 2018 г. и 365 дней в 2017 г., вычитаем 46 дней, пропущенных по болезни. Получаем 684 дня.
Таким образом, суммируя заработок за два года делим на количество рабочих дней. Полученный средний заработок за день умножаем на 30,4 (среднее количество дней в месяце) и на 0,4 (40% от зарплаты). Размер пособия при средней «белой» зарплате 46 528 рублей составит 19 852 руб.
Итак, пособие может получить только тот человек, кто действительно ухаживает за малышом, по месту работы. Предлагаем воспользоваться следующей инструкцией по получению.
При нарушении сроков выплаты пособия работник может пожаловаться в следующие инстанции:
Лицо, осуществляющее непосредственный уход за ребенком, может обратиться за пособием и позже, однако это имеет смысл делать, когда ребенку исполнится два года, то есть спустя 6 мес. от срока окончания выплат. Когда бы человек ни обратился за соответствующей выплатой, должны быть оплачены все месяцы, когда пособие полагалось. На сбор документов уходит минимальное количество времени.
Как известно, с 01 мая 2018 года существенно повышается минимальный размер оплаты труда (МРОТ). Его величина будет равняться прожиточному минимуму за 2 квартал предыдущего года, т.е. 11 163 руб. По сравнению с предыдущим размером (9 489 руб.) рост составит 18%. Также см. « ». Увеличение МРОТ порадует не только бюджетников и низкооплачиваемых работников коммерческой сферы, но и некоторых родителей. Дело в том, что часть «детских» пособий привязаны к этому показателю. Рассмотрим, какие пособия и в каком порядке будут увеличены с мая 2018г.
На сегодня в РФ на федеральном уровне установлены следующие основные виды пособий, связанных с материнством и уходом за детьми:
Большинство «федеральных» детских пособий установлены законом от 19.05.95 № 81-ФЗ «О государственных пособиях гражданам, имеющим детей». Рассмотрим, как на каждую из этих выплат повлияло повышение МРОТ
Рассмотрим эти виды пособий вместе, т.к. повышение МРОТ одинаково влияет на оба этих пособия. А точнее говоря – одинаково не влияет, т.к. они рассчитываются по другим основаниям. Но обо всем по порядку…
Пособие за раннюю постановку на учет выплачивается, если женщина встала на учет ранее 12 недели беременности (ст. 9 закона № 81-ФЗ). Изначально оно составляло 300 руб. и в дальнейшем регулярно увеличивалось.
Последняя индексация на коэффициент 1,025 была произведена на основании постановления Правительства РФ от 26.01.2018 № 74. С учетом этого повышения с 01.02.2018г. пособие за раннюю постановку на учет стало равняться 628,47 руб . В этом размере оно и будет выплачиваться до следующей индексации, которая произойдет в 2019г. Повышение МРОТ с 01.05.2018 г. на размере этой выплаты никак не отразится. См. « ».
Пособие при рождении ребенка выплачивается… собственно, после рождения ребенка оно, естественно, и выплачивается. К рождению в данном случае приравнивается усыновление и установление опеки (ст. 12.1, 12.2 закона № 81-ФЗ). Первоначально базовый размер пособия составлял 8000 руб. Как и предыдущая выплата, оно регулярно индексировалось.
Этот вид пособия выплачивается единовременно за весь период отпуска по беременности и родам (на практике его часто называют «декретным отпуском»). Продолжительность декретного отпуска установлена ст. 10 закона от 29.12.2006 № 255-ФЗ «Об обязательном страховании…» и зависит от протекания беременности:
«Декретное» пособие выплачивается в размере 100% среднего заработка женщины. Доход рассчитывается за два года, предшествующих году начисления пособия. Если в течение этих двух лет женщина уже была в декретном отпуске или в отпуске по уходу за ребенком, то она может выбрать для расчета предшествующий период (если это приведет к увеличению суммы пособия).
Лимиты по сумме декретных выплат установлены как «сверху» так и «снизу». Точнее говоря, ограничено не само пособие, а среднедневной заработок, на основании которого оно рассчитывается.
Максимальный размер такого заработка не может превышать сумму предельных величин базы для расчета страховых взносов в ФСС за два года, предшествующих году, в котором был начислено пособие, деленную на 730 (ч. 3.3 ст. 14 закона № 255-ФЗ). Если пособие начислено в 2018 году, то нужно взять данные за 2017 и 2016 годы. Таким образом, сумма пособия за день не может превышать:
(718 000 руб. + 755 000 руб.) / 730 дней = 2 017,81 руб.
Предельная база для ФСС ежегодно устанавливается Правительством РФ (например, на 2017 год – постановлением от 29.11.2016 № 1255). Эта сумма никак не привязана к величине МРОТ, поэтому и максимальный размер «декретного» пособия от МРОТ не зависит. В общем случае (при «обыкновенной» беременности) этот размер в 2018 г. составит:
140 дней х 2017,81 руб. = 282 493, 15 руб.
А вот на минимальный размер декретных выплат размер МРОТ оказывает самое непосредственное влияние. Минимальный среднедневной заработок, используемый в этом случае, должен быть не ниже среднедневного МРОТ на день ухода в декрет. В соответствии с п.15(3) Положения, утвержденного постановлением Правительства РФ от 15.06.2007 № 375, нижний предел заработка за день рассчитывается по формуле:
(МРОТ х 24 мес.) / 730 дней
Таким образом, минимальный размер пособия в обычной ситуации (выплата за 140 дней) составит:
Кроме того, существует особый случай, когда с помощью МРОТ ограничивается не минимальная, а максимальная величина декретной выплаты. Такая ситуация возникает, если общий трудовой стаж сотрудницы на момент ухода в декрет не превышает 6 мес. (п. 3 ст. 11 закона № 255-ФЗ). В этом случае, даже если среднедневной заработок за расчетный период выше минимального, пособие нужно начислить таким образом, чтобы за каждый месяц выплаты оно не превышало текущего значения МРОТ.
Порядок начисления пособия по уходу до 1,5 лет во многом совпадает с декретными выплатами. Для определения его размера таким же образом рассчитывается среднедневной заработок за два предыдущих года. Разница в том, что выплачивается не 100%, а 40% от среднего заработка (ст. 15 закона № 81-ФЗ). Если пособие выплачивается по уходу за двумя и более детьми, то его размер суммируется. При этом он не может превысить 100% среднего заработка.
Максимальный размер пособия тоже определяется на основе предельных сумм базы для расчета взносов в ФСС. Т.е. величина среднедневного заработка составит 2017,81 руб. (расчет приведен в предыдущем разделе, посвященном декретным выплатам).
Но в данном случае «дневной» лимит дохода нужно пересчитать на месяц, умножив на среднемесячное количество календарных дней, равное 30,4 (п. 5.1 ст.14 Закона № 255-ФЗ), а затем умножить на 40%. В итоге получим максимальную сумму ежемесячного пособия на детей до 1,5 лет на 2018г.:
(2 017,81 руб. х 30,4 дня) х 40% = 24 536,57 руб.
Таким образом, максимальный размер пособия по уходу за ребенком до 1,5 лет, как и при декретных выплатах, не зависит от МРОТ, т.к. привязан к базе по взносам в ФСС. См. « ».
Что же касается минимального месячного размера данного пособия, то он определяется по двум критериям:
Исходя из 40% от текущего МРОТ. На базе этого показателя минимальное пособие должно равняться:
На основе минимального базового размера пособия по уходу за детьми. Он был установлен п. 1 ст.15 Закона № 81-ФЗ на уровне 1 500 руб. в месяц за первого ребенка и 3 000 – за второго и каждого последующего. Базовый размер неоднократно индексировался и с учетом последнего увеличения с 01.02.2018г. составил 3 142,33 руб. на первого и 6284,65 – на второго и последующих детей.
Несложно заметить, что минимальный размер пособия на одного ребенка, рассчитанный из МРОТ, превышает базовый. Поэтому в этом случае в качестве лимита будет использована сумма на основе МРОТ.
А вот минимальное пособие при рождении второго ребенка уже рассчитывается, исходя из базового размера. МРОТ здесь не применяется, т.к. при удвоении пособия он, естественно, будет превышен.
В итоге можно сказать, что при расчете пособия по уходу за детьми до 1,5 лет увеличение МРОТ влияет только на его минимальный размер при уходе за одним ребенком.
Следует отметить, что таблица, приведенная выше, относится только к выплатам для работающих лиц, получающих пособие у работодателя. Для безработных и ИП, которые оформляют пособие через ФСС, минимальный размер в 2018г. определяется на основе базового пособия, т.е. 3142,33 руб. – на первого ребенка и 6284,65 руб. – на второго и последующих.
Говоря о «детских» выплатах, следует упомянуть и о пособии, выплачиваемом до возраста трех лет. Эта выплата была введена указом Президента РФ от 30.05.1994 № 110 и с тех пор ни разу не индексировалась. На сегодняшний день его суммы – 50 рублей в месяц во многих регионах недостаточно даже для оплаты проезда в общественном транспорте.
В начале апреля 2018 г. премьер-министр РФ Д. Медведев, выступая перед Госдумой, отметил, что эта размер этой выплаты необходимо пересмотреть. Конкретной информации о том, как это будет реализовываться на практике (в частности, будет ли измененное пособие привязано к МРОТ), на сегодня пока нет.Новые пособия по уходу за ребенком введены федеральным законом от 28.12.2017 № 418-ФЗ «О ежемесячных выплатах семьям, имеющим детей».
Получить эти пособия могут только малообеспеченные семьи, средний доход на человека в которых не превышает 1,5 прожиточного минимума для трудоспособного населения.
Продолжительность выплаты – до достижения ребенком возраста полутора лет.
Пособие на первого ребенка выплачивается из средств федерального бюджета, а на второго – из материнского капитала.
Размер выплаты соответствует установленному в регионе прожиточному минимуму для детей на второй квартал года, предшествующего году начисления (п. 5 ст.1 закона № 418-ФЗ).
Увеличение МРОТ с 01.05.2018 года окажет влияние только на минимальный размер пособия по беременности и родам и по уходу за детьми до полутора лет для работающих лиц. Все остальные выплаты, связанные с материнством и уходом за детьми, рассчитываются по другим критериям и не зависят от МРОТ.
Вид пособия | Размер с 1 мая 2018 года |
Единовременное пособие за постановку на учет в ранние сроки беременности | 628,47 руб. |
Единовременное пособие при рождении ребенка | 16 759,09 руб |
Максимальное пособие по беременности и родам | 282 493, 15 руб. – общий случай;
314 778,08 руб. – осложненные роды; 391 454,79 руб. – многоплодные роды. |
Минимальное пособие по беременности и родам | 51 380,38 руб. – общий случай;
57 252 руб.; – осложненные роды; 71 199 руб. – многоплодные роды. |
Максимальное пособие по уходу за ребенком до 1,5 лет | 24 536,57 руб. |
Минимальное пособие по уходу за ребенком до 1,5 лет | 4 465,20 руб. – по уходу за одним ребенком;
6 284, 65 руб. – по уходу за вторым и последующими детьми |