"Об утверждении Межотраслевых нормативов численности работников службы охраны труда в организациях"
Редакция от 12.02.2014 — Действует с 12.02.2014
Показать изменения
Министерство труда и социального развития Российской Федерации постановляет:
1. Утвердить Межотраслевые нормативы численности работников службы охраны труда в организациях, разработанные Центральным бюро нормативов по труду Минтруда России, согласно приложению.
2. Установить, что Межотраслевые нормативы численности работников службы охраны труда в организациях рекомендуются для применения во всех организациях независимо от форм собственности и организационно-правовых форм.
3. Признать утратившим силу постановление Министерства труда Российской Федерации от 10 марта 1995 г. N 13 "Об утверждении Межотраслевых нормативов численности работников службы охраны труда на предприятии ".
4. Центральному бюро нормативов по труду Минтруда России обеспечить издание необходимого количества указанных Межотраслевых нормативов численности в соответствии с заявками организаций.
Министр труда и социального развития
Российской Федерации
А.ПОЧИНОК
Приложение
УТВЕРЖДЕНЫ
Постановлением
Министерства труда
и социального развития
Российской Федерации
от 22 января 2001 г. N 10
Межотраслевые нормативы численности работников службы охраны труда в организациях утверждены Постановлением Министерства труда и социального развития Российской Федерации от 22 января 2001 г. N 10 с учетом мнения Федерации Независимых Профсоюзов России и рекомендуются для применения в организациях независимо от форм собственности и организационно - правовых форм.
Межотраслевые нормативы численности работников службы охраны труда в организациях разработаны Центральным бюро нормативов по труду Министерства труда и социального развития Российской Федерации при участии Департамента условий и охраны труда Минтруда России.
Межотраслевые нормативы численности работников службы охраны труда в организациях предназначены для определения и обоснования необходимой численности работников этой службы, установления должностных обязанностей, распределения работы между исполнителями.
1.1. Нормативы численности предназначены для определения и обоснования необходимой численности работников службы охраны труда, установления должностных обязанностей, распределения работы между исполнителями и рекомендуются для применения в организациях независимо от форм собственности и организационно - правовых форм.
1.2. Сборник содержит нормативы численности работников службы охраны труда и условия формирования организационной структуры службы (специалист, бюро, отдел).
1.3. Нормативы численности охватывают следующие направления деятельности работников службы охраны труда:
управление охраной труда;
организация работы по предупреждению производственного травматизма, профессиональных и производственно обусловленных заболеваний в организации;
организация и участие в проведении специальной оценки условий труда (в ред. Приказа Минтруда РФ от 12.02.2014 г. N 96)
организация пропаганды по охране труда;
проведение вводного инструктажа;
организация проведения инструктажей, обучения, проверки знаний требований охраны труда работников организации;
планирование мероприятий по охране труда, составление отчетности по установленным формам, ведение документации по охране труда в организации;
оперативный контроль за состоянием охраны труда в организации и подразделениях;
контроль за соблюдением законодательных и иных нормативных правовых актов по охране труда;
участие в реконструкции производства и организации мероприятий, направленных на улучшение условий труда в организации;
расследование и учет несчастных случаев в организации.
1.4. В основу разработки нормативов численности работников службы охраны труда положены:
данные оперативного учета и отчетности;
материалы изучения существующей организации труда и рекомендации по ее совершенствованию.
1.5. утратил силу. (в ред. Приказа Минтруда РФ от 12.02.2014 г. N 96)
1.6. Наименования должностей установлены в соответствии с тарифно - квалификационными характеристиками (требованиями) по общеотраслевым должностям служащих, утвержденными Постановлением Министерства труда Российской Федерации от 6 июня 1996 г. N 32 .
1.7. Нормативами охвачены следующие должности: начальник отдела (бюро), специалисты всех категорий.
1.8. Штатная численность работников санитарно - промышленных лабораторий и санитарных врачей данными нормативами не предусмотрена.
1.9. Приведенные в сборнике числовые значения нормативов с указанием "до" следует понимать включительно.
1.10. В тех случаях, когда отдельные производственные подразделения удалены друг от друга на расстояние от 0,5 км до 1,5 км, к рассчитанной по нормативам численности следует устанавливать коэффициент 1,2, а на расстоянии от 1,5 км и более - коэффициент 1,4.
1.11. В обособленных производственных структурах численностью от 400 человек и свыше, численность работников службы охраны труда рассчитывается отдельно для каждой единицы. Обособленной производственной структурой следует считать предприятия, цехи, управления автомобильного транспорта и жилищно - коммунального хозяйства, входящие в структуру организации, расположенные на разных производственных площадках и имеющие законченный производственный цикл.
Работники службы охраны труда в своей деятельности руководствуются законодательными и иными нормативными правовыми актами по охране труда Российской Федерации, коллективным договором и соглашением по охране труда организации, нормативной документацией организации и осуществляют свою деятельность во взаимодействии с другими службами организации, а также совместным комитетом (комиссией) по охране труда, уполномоченными (доверенными) лицами по охране труда профессиональных союзов или трудового коллектива, органами государственного управления охраной труда, надзора и контроля за охраной труда.
Организация труда работников службы охраны труда предусматривает строгую регламентацию их должностных обязанностей и закрепление за каждым из них определенных структурных подразделений или направлений работы.
Рабочее место работника службы охраны труда рекомендуется оборудовать столом, стулом, книжным шкафом для хранения документов; обеспечить ПЭВМ, телефонной связью и необходимыми канцелярскими принадлежностями, а также нормативно - справочной литературой, приборами оперативного контроля опасных и вредных производственных факторов, необходимыми для данного вида производства с учетом специфики работ.
3.1. Создание службы охраны труда
3.1.1. Условия формирования службы охраны труда
Служба охраны труда находится непосредственно в подчинении работодателя. В организациях со среднесписочной численностью работников (при отсутствии рабочих, занятых на тяжелых и связанных с вредными и опасными условиями труда работах) до 700 человек эти функции могут выполнять отдельные специалисты по охране труда. В организациях с большей численностью создается бюро охраны труда при штатной численности работников 3 - 5 единиц (включая начальника) или отдел - при штатной численности работников от 6 единиц.
3.1.2. Руководитель службы охраны труда
Состав работ:
Осуществляет руководство службой охраны труда, планирует и организует ее работу, разрабатывает должностные инструкции работников, несет персональную ответственность за эффективное и качественное выполнение возложенных на службу задач и функций, отвечает за представление отчетности. Координирует работу уполномоченных по охране труда.
Обеспечивает своевременное рассмотрение представляемых документов, писем, предложений, заявлений по вопросам, входящим в компетенцию службы.
Представляет работодателю предложения по вопросам подбора и расстановки кадров в службе охраны труда, о поощрении отличившихся работников или о применении дисциплинарных взысканий к работникам за ненадлежащее исполнение своих обязанностей.
Обеспечивает систематическое повышение квалификации работников службы охраны труда.
3.2. Основная деятельность работников службы охраны труда
3.2.1. Организация работы по предупреждению производственного травматизма, профессиональных и производственно - обусловленных заболеваний в организации
Состав работ:
Изучение и анализ причин аварий и производственного травматизма, профессиональных и производственно обусловленных заболеваний. Участие в расследовании аварий и несчастных случаев на производстве и разработке мероприятий по предупреждению и устранению причин производственного травматизма, а также в подготовке документов на выплату возмещения вреда, причиненного здоровью работника в результате несчастного случая на производстве или профзаболевания. Контроль за выполнением мероприятий по устранению причин производственного травматизма.
Доведение приказов, писем вышестоящих организаций по предупреждению производственного травматизма до коллективов цехов; подготовка проектов приказов, предписаний, писем по вопросам охраны труда (по организации).
Таблица 1
N п/п | |||||||
до 100 | 101 - 350 | 351 - 500 | 501 - 1000 | 1001 - 3500 | 5000 и свыше | ||
1 | до 500 | 0,13 | 0,14 | 0,16 | |||
2 | 501 - 750 | 0,14 | 0,16 | 0,17 | |||
3 | 751 - 1000 | 0,16 | 0,17 | 0,19 | |||
4 | 1001 - 1500 | 0,19 | 0,21 | 0,24 | 0,27 | ||
5 | 1501 - 3000 | 0,28 | 0,31 | 0,34 | 0,37 | ||
6 | 3001 - 5000 | 0,40 | 0,43 | 0,46 | 0,51 | 0,56 | |
7 | 5001 - 7500 | 0,55 | 0,58 | 0,63 | 0,68 | 0,74 | 0,81 |
8 | 7501 - 10000 | 0,70 | 0,75 | 0,80 | 0,86 | 0,93 | 1,02 |
9 | 10001 - 20000 | 1,30 | 1,35 | 1,41 | 1,48 | 1,57 | 1,68 |
10 | 20001 и свыше | 1,60 | 1,65 | 1,71 | 1,79 | 1,88 | 1,99 |
инд. | а | б | в | г | д | е | ж |
3.2.2. Организация и участие в проведении специальной оценки условий труда
Состав работ:
Организационное обеспечение работ по проведению специальной оценки условий труда.
Формирование необходимой нормативно-правовой базы для проведения специальной оценки условий труда и ее изучение.
Учет рабочих мест и классификация работ по категориям работников, наименованию профессий (должностей), их количеству и виду работ (подвижные, сезонные, периодического использования и другие) с целью выявления наиболее травмоопасных участков, работ, оборудования и приспособлений.
Участие в работе комиссии по проведению специальной оценки условий труда.
Доведение информации о результатах проведения специальной оценки условий труда до сведения работников.
Разработка предложений с учетом результатов проведения специальной оценки условий труда о мероприятиях по улучшению условий труда.
Таблица 2
N п/п | Среднесписочная численность работников в организации | Численность рабочих, занятых на тяжелых и связанных с вредными условиями труда работах | |||||
до 100 | 101 - 350 | 351 - 500 | 501 - 1000 | 1001 - 3500 | 3501 и свыше | ||
Нормативная численность, человек | |||||||
1 | до 500 | 0,13 | 0,15 | 0,17 | |||
2 | 501 - 750 | 0,15 | 0,17 | 0,19 | |||
3 | 751 - 1000 | 0,16 | 0,18 | 0,20 | |||
4 | 1001 - 1500 | 0,19 | 0,22 | 0,25 | 0,29 | ||
5 | 1501 - 3000 | 0,28 | 0,32 | 0,35 | 0,38 | 0,40 | |
6 | 3001 - 5000 | 0,40 | 0,44 | 0,48 | 0,50 | 0,53 | |
7 | 5001 и свыше | 0,57 | 0,61 | 0,64 | 0,67 | 0,71 | 0,77 |
8 | до 500 | 0,15 | 0,16 | ||||
9 | 501 - 750 | 0,16 | 0,18 | ||||
10 | 751 - 1000 | 0,18 | 0,21 | ||||
11 | 1001 - 1500 | 0,21 | 0,23 | 0,26 | 0,29 | ||
12 | 1501 - 3000 | 0,29 | 0,33 | 0,36 | 0,39 | ||
13 | 3001 - 5000 | 0,42 | 0,45 | 0,49 | 0,53 | ||
14 | 5001 - 7500 | 0,57 | 0,61 | 0,64 | 0,67 | 0,71 | 0,77 |
15 | 7501 - 10000 | 0,72 | 0,76 | 0,81 | 0,84 | 0,87 | 0,92 |
16 | 10001 и свыше | 0,73 | 0,81 | 0,89 | 0,95 | 1,07 | 1,27 |
17 | от 500 | 0,20 | 0,22 | ||||
18 | 501 - 750 | 0,23 | 0,27 | 0,31 | |||
19 | 751 - 1000 | 0,27 | 0,31 | 0,37 | 0,43 | ||
20 | 1001 - 1500 | 0,31 | 0,37 | 0,43 | 0,47 | 0,51 | |
21 | 1501 - 3000 | 0,37 | 0,43 | 0,47 | 0,52 | 0,62 | |
22 | 3001 - 5000 | 0,43 | 0,46 | 0,51 | 0,66 | 0,77 | 0,93 |
23 | 5001 - 7500 | 0,51 | 0,60 | 0,71 | 0,79 | 0,92 | 1,02 |
24 | 7501 - 10000 | 0,60 | 0,69 | 0,79 | 0,88 | 0,94 | 1,10 |
25 | 10001 - 20000 | 0,75 | 0,83 | 0,90 | 0,96 | 1,08 | 1,29 |
26 | 20001 и свыше | 0,90 | 0,95 | 1,03 | 1,10 | 1,25 | 1,50 |
27 | до 750 | 0,20 | 0,22 | ||||
28 | 751 - 1000 | 0,27 | 0,33 | 0,39 | |||
29 | 1001 - 1500 | 0,33 | 0,39 | 0,49 | 0,58 | ||
30 | 1501 - 3000 | 0,39 | 0,49 | 0,69 | 0,73 | 0,26 | |
31 | 3001 - 5000 | 0,49 | 0,69 | 0,74 | 0,86 | 0,95 | |
32 | 5001 - 7500 | 0,60 | 0,74 | 0,86 | 0,94 | 1,01 | 1,08 |
33 | 7501 - 10000 | 0,73 | 0,85 | 0,95 | 1,01 | 1,08 | 1,2 |
34 | 10001 - 20000 | 0,91 | 1,01 | 1,01 | 1,20 | 1,36 | 1,56 |
35 | 20001 и свыше | 0,95 | 1,03 | 1,10 | 1,25 | 1,38 | 1,58 |
36 | до 1000 | 0,31 | 0,36 | 0,45 | 0,55 | 0,67 | |
37 | 1001 - 1500 | 0,37 | 0,45 | 0,56 | 0,69 | 0,78 | |
38 | 1501 - 3000 | 0,46 | 0,55 | 0,67 | 0,78 | 0,86 | |
39 | 3001 - 5000 | 0,56 | 0,67 | 0,78 | 0,85 | 1,04 | 1,21 |
40 | 5001 - 7500 | 0,69 | 0,77 | 0,86 | 1,01 | 1,19 | 1,29 |
41 | 7501 - 10000 | 0,85 | 1,01 | 1,19 | 1,28 | 1,47 | 1,57 |
42 | 10001 - 20000 | 1,04 | 1,05 | 1,28 | 1,47 | 1,57 | 1,84 |
43 | 20001 и свыше | 1,05 | 1,08 | 1,30 | 1,53 | 1,60 | 1,90 |
инд. | а | б | в | г | д | е | ж |
Примечание. Под структурными подразделениями в организации следует понимать отделы, цехи, бюро, службы и другие самостоятельные подразделения.
3.2.3. Организация пропаганды по охране труда
Состав работ:
Руководство работой кабинета (уголков) по охране труда, организация пропаганды и информации по вопросам охраны труда с использованием внутренней радиосвязи, телевидения, видео- и кинофильмов по безопасности труда, малотиражной печати организации, стенных газет, витрин и т.д.
Организация и проведение лекций, бесед; участие в подготовке экспонатов и наглядных пособий при организации учебных кабинетов; организация выставок, уголков, витрин, стендов, проведения конкурсов и общественных смотров по охране труда. Организация и обеспечение подразделений организации правилами, инструкциями, нормами, плакатами и другими наглядными пособиями по охране труда. Организация обмена передовым опытом по охране труда. Выезды в командировки, прием и ознакомление работников других организаций с практикой работы по охране труда.
Таблица 3
N п/п | Среднесписочная численность работников в организации | |||||
Нормативная численность, человек | ||||||
до 5 | 6 - 10 | 11 - 20 | 21 - 50 | 51 - 125 | ||
1 | до 500 | 0,16 | 0,18 | 0,21 | 0,24 | |
2 | 501 - 750 | 0,18 | 0,21 | 0,24 | 0,30 | |
3 | 751 - 1000 | 0,19 | 0,22 | 0,27 | 0,33 | |
4 | 1001 - 1500 | 0,23 | 0,26 | 0,32 | 0,40 | 0,51 |
5 | 1501 - 3000 | 0,34 | 0,40 | 0,44 | 0,59 | 0,75 |
6 | 3001 - 5000 | 0,56 | 0,67 | 0,83 | 1,07 | |
7 | 5001 - 7500 | 0,84 | 1,08 | 1,37 | ||
8 | 7501 - 10000 | 0,98 | 1,38 | 1,79 | ||
9 | 10001 - 20000 | 1,08 | 1,63 | 2,28 | ||
10 | 20001 и свыше | 1,35 | 1,89 | 2,40 | ||
инд. | а | б | в | г | д | е |
3.2.4. Организация проведения инструктажей, обучения, проверки знаний требований охраны труда работников организации
Состав работ:
Разработка программы проведения вводного инструктажа по охране труда.
Проведение вводного инструктажа по охране труда. Контроль за своевременным и качественным проведением обучения, проверки знаний и организации всех видов инструктажей по охране труда. Организация обучения безопасным методам и приемам выполнения работ и по оказанию первой помощи пострадавшим.
Проведение консультаций по вопросам охраны труда.
Участие в работе комиссий по проверке знаний по охране труда у работников организации.
Оказание методической помощи руководителям подразделений организации при разработке и пересмотре инструкций по охране труда для работников.
Таблица 4
N п/п | Среднесписочная численность работников в организации | Среднемесячная численность работников в организации | |||||
Нормативная численность, человек | |||||||
до 20 | 21 - 30 | 31 - 40 | 41 - 50 | 51 - 70 | 71 - 100 | ||
1 | до 500 | 0,38 | 0,40 | 0,43 | 0,46 | ||
2 | 501 - 750 | 0,42 | 0,45 | 0,48 | 0,52 | 0,57 | |
3 | 751 - 1000 | 0,47 | 0,50 | 0,54 | 0,59 | 0,64 | 0,70 |
4 | 1001 - 1500 | 0,55 | 0,59 | 0,65 | 0,75 | 0,83 | 0,91 |
5 | 1501 - 3000 | 0,81 | 0,86 | 0,92 | 1,00 | 1,08 | 1,17 |
6 | 3001 - 5000 | 1,16 | 1,24 | 1,32 | 1,41 | 1,54 | 1,72 |
7 | 5001 - 7500 | 1,60 | 1,68 | 1,77 | 1,90 | 2,08 | 2,21 |
8 | 7501 - 10000 | 2,12 | 2,24 | 2,43 | 2,56 | 2,76 | |
9 | 10001 - 20000 | 3,98 | 4,24 | 4,43 | 4,78 | ||
10 | 20001 и свыше | 4,64 | 4,80 | 5,00 | 5,30 | ||
инд. | а | б | в | г | д | е | ж |
3.2.5. Планирование мероприятий по охране труда; составление отчетности по установленным формам, ведение документации по охране труда в организации
Состав работ:
Разработка совместно с руководителями подразделений и другими службами организации плана мероприятий по улучшению и оздоровлению условий труда и приведению их в соответствие с требованиями нормативных правовых актов по охране труда, с учетом мероприятий по улучшению техники и технологии, применению средств индивидуальной и коллективной защиты. Анализ и обобщение предложений по расходованию средств на мероприятия по улучшению условий и охраны труда с указанием сроков их исполнения. Составление отчетности по охране труда по установленным формам и в соответствующие сроки.
Составление (при участии руководителей подразделений и соответствующих служб организации) перечней профессий и видов работ, на которые должны быть разработаны инструкции по охране труда.
Согласование проектов инструкций по охране труда для работников, перечней профессий и должностей работников, освобожденных от первичного инструктажа на рабочем месте, программ первичного инструктажа на рабочем месте.
Составление совместно с руководителями структурных подразделений организации списков профессий и должностей, в соответствии с которыми работники должны проходить обязательные предварительные (при поступлении на работу) и периодические (в течение трудовой деятельности) медицинские осмотры, а также списков профессий и должностей, в соответствии с которыми, на основании действующего законодательства, работникам предоставляются гарантии и компенсации за, вредные или опасные условия труда. (в ред. Приказа Минтруда РФ от 12.02.2014 г. N 96)
Организация хранения документации (актов, формы Н-1 и других документов по расследованию несчастных случаев на производстве, отчета о проведении специальной оценки условий труда) в соответствии со сроками, установленными законодательными и иными нормативными правовыми актами. (в ред. Приказа Минтруда РФ от 12.02.2014 г. N 96)
Участие в составлении раздела "Охрана труда" коллективного договора, соглашения по охране труда, в организации лечебно - профилактического обслуживания работников.
Определение основных направлений совершенствования условий труда.
Таблица 5
N п/п | Среднесписочная численность работников в организации | Количество самостоятельных производственных структурных подразделений в организации | ||||
Нормативная численность, человек | ||||||
до 5 | 6 - 10 | 11 - 20 | 21 - 50 | 51 - 125 | ||
1 | до 500 | 0,13 | 0,15 | 0,19 | 0,21 | |
2 | 501 - 750 | 0,15 | 0,17 | 0,20 | 0,24 | |
3 | 751 - 1000 | 0,16 | 0,18 | 0,25 | 0,28 | |
4 | 1001 - 1500 | 0,19 | 0,22 | 0,26 | 0,33 | 0,43 |
5 | 1501 - 3000 | 0,28 | 0,32 | 0,39 | 0,48 | 0,61 |
6 | 3001 - 5000 | 0,47 | 0,56 | 0,69 | 0,88 | |
7 | 5001 - 7500 | 0,68 | 0,88 | 1,12 | ||
8 | 7501 - 10000 | 0,82 | 0,89 | 1,38 | ||
9 | 10001 - 20000 | 0,91 | 1,53 | 2,11 | ||
10 | 20001 и свыше | 1,23 | 1,60 | 2,20 | ||
инд. | а | б | в | г | д | е |
3.2.6. Оперативный контроль за состоянием охраны труда в организации и подразделениях
Состав работ:
правильной организацией рабочих мест, технологических процессов;
эксплуатацией и соблюдением установленных сроков выдачи средств индивидуальной защиты;
техническим состоянием машин и оборудования;
эксплуатацией и надлежащим содержанием вентиляционных устройств, систем отопления и кондиционирования, устройств питьевого водоснабжения.
Таблица 6
N п/п | Среднесписочная численность работников в организации | Численность рабочих, занятых на тяжелых и связанных с вредными условиями труда работах | |||||
до 100 | 101 - 350 | 351 - 500 | 501 - 1000 | 1001 - 3500 | 3501 и свыше | ||
Нормативная численность, человек | |||||||
при количестве самостоятельных производственных структурных подразделений в организации до 5 | |||||||
1 | до 500 | 0,26 | 0,29 | 0,33 | |||
2 | 501 - 750 | 0,29 | 0,33 | 0,37 | |||
3 | 751 - 1000 | 0,32 | 0,36 | 0,40 | |||
4 | 1001 - 1500 | 0,38 | 0,43 | 0,50 | 0,57 | ||
5 | 1501 - 3000 | 0,56 | 0,63 | 0,70 | 0,75 | 0,79 | |
6 | 3001 - 5000 | 0,80 | 0,87 | 0,96 | 0,99 | 1,05 | |
7 | 5001 и свыше | 1,13 | 1,21 | 1,28 | 1,34 | 1,41 | 1,54 |
при количестве самостоятельных производственных структурных подразделений в организации от 6 до 10 | |||||||
8 | до 500 | 0,29 | 0,32 | ||||
9 | 501 - 750 | 0,32 | 0,36 | ||||
10 | 751 - 1000 | 0,35 | 0,42 | ||||
11 | 1001 - 1500 | 0,41 | 0,45 | 0,51 | 0,57 | ||
12 | 1501 - 3000 | 0,59 | 0,65 | 0,71 | 0,79 | ||
13 | 3001 - 5000 | 0,83 | 0,89 | 0,97 | 1,05 | ||
14 | 5001 - 7500 | 1,13 | 1,21 | 1,28 | 1,34 | 1,41 | 1,54 |
15 | 7501 - 10000 | 1,43 | 1,51 | 1,61 | 1,68 | 1,74 | 1,84 |
16 | 10001 и свыше | 1,45 | 1,62 | 1,78 | 1,89 | 2,14 | 2,53 |
при количестве самостоятельных производственных структурных подразделений в организации от 11 до 20 | |||||||
17 | от 500 | 0,40 | 0,44 | ||||
18 | 501 - 750 | 0,45 | 0,53 | 0,62 | |||
19 | 751 - 1000 | 0,53 | 0,62 | 0,73 | 0,86 | ||
20 | 1001 - 1500 | 0,62 | 0,73 | 0,86 | 0,94 | 1,02 | |
21 | 1501 - 3000 | 0,73 | 0,86 | 0,94 | 1,04 | 1,24 | |
22 | 3001 - 5000 | 0,86 | 0,91 | 1,02 | 1,32 | 1,53 | 1,85 |
23 | 5001 - 7500 | 1,02 | 1,20 | 1,42 | 1,58 | 1,83 | 2,04 |
24 | 7501 - 10000 | 1,20 | 1,38 | 1,59 | 1,76 | 1,87 | 2,19 |
25 | 10001 - 20000 | 1,50 | 1,65 | 1,80 | 1,91 | 2,16 | 2,59 |
26 | 20001 и свыше | 1,80 | 1,90 | 2,05 | 2,20 | 2,50 | 3,00 |
при количестве самостоятельных производственных структурных подразделений в организации от 21 до 50 | |||||||
27 | до 750 | 0,40 | 0,44 | ||||
28 | 751 - 1000 | 0,53 | 0,66 | 0,78 | |||
29 | 1001 - 1500 | 0,65 | 0,79 | 0,98 | 1,16 | ||
30 | 1501 - 3000 | 0,79 | 0,97 | 1,38 | 1,46 | 1,72 | |
31 | 3001 - 5000 | 0,97 | 1,38 | 1,47 | 1,72 | 1,89 | |
32 | 5001 - 7500 | 1,19 | 1,47 | 1,72 | 1,88 | 2,01 | 2,16 |
33 | 7501 - 10000 | 1,46 | 1,70 | 1,89 | 2,01 | 2,16 | 2,40 |
34 | 10001 - 20000 | 1,81 | 2,01 | 2,16 | 2,40 | 2,71 | 3,12 |
35 | 20001 и свыше | 1,90 | 2,05 | 2,20 | 2,50 | 2,75 | 3,15 |
при количестве самостоятельных производственных структурных подразделений в организации от 51 до 125 | |||||||
36 | до 1000 | 0,61 | 0,72 | 0,89 | 1,09 | 1,34 | |
37 | 1001 - 1500 | 0,74 | 0,89 | 1,11 | 1,38 | 1,56 | |
38 | 1501 - 3000 | 0,91 | 1,09 | 1,34 | 1,56 | 1,71 | |
39 | 3001 - 5000 | 1,11 | 1,34 | 1,56 | 1,70 | 2,08 | 2,41 |
40 | 5001 - 7500 | 1,38 | 1,54 | 1,71 | 2,01 | 2,38 | 2,58 |
41 | 7501 - 10000 | 1,70 | 2,01 | 2,38 | 2,55 | 2,93 | 3,14 |
42 | 10001 - 20000 | 2,08 | 2,10 | 2,55 | 2,93 | 3,14 | 3,68 |
43 | 20001 и свыше | 2,10 | 2,15 | 2,60 | 3,06 | 3,20 | 3,80 |
инд. | а | б | в | г | д | е | ж |
3.2.7. Контроль за соблюдением законов и иных нормативных правовых актов по охране труда
Состав работ.
Осуществление контроля за:
соблюдением законов и иных нормативных правовых актов по охране труда;
правильным расходованием в подразделениях организации средств, выделенных на выполнение мероприятий по охране труда;
наличием в подразделениях инструкций по охране труда для работников согласно перечню профессий и видов работ, на которые должны быть разработаны инструкции по охране труда, своевременным их пересмотром;
доведением до сведения работников подразделений организации вводимых в действие новых законов и иных нормативных правовых актов по охране труда.
Таблица 7
N п/п | Среднесписочная численность работников в организации | Численность рабочих, занятых на тяжелых, горячих и связанных с вредными условиями труда работах | ||||||
до 100 | 101 - 350 | 351 - 500 | 501 - 1000 | 1001 - 3500 | 3501 и свыше | |||
Нормативная численность, человек | ||||||||
1 | до 500 | 0,06 | 0,07 | 0,08 | ||||
2 | 501 - 750 | 0,07 | 0,08 | 0,09 | ||||
3 | 751 - 1000 | 0,08 | 0,09 | 0,10 | ||||
4 | 1001 - 1500 | 0,10 | 0,12 | 0,14 | 0,17 | |||
5 | 1501 - 3000 | 0,14 | 0,17 | 0,20 | 0,24 | 0,28 | ||
6 | 3001 - 5000 | 0,20 | 0,24 | 0,29 | 0,35 | 0,42 | 0,48 | |
7 | 5001 - 7500 | 0,28 | 0,32 | 0,38 | 0,45 | 0,56 | 0,70 | |
8 | 7501 - 10000 | а | б | в | г | д | е | ж |
3.2.8. Участие в реконструкции производства и организации мероприятий, направленных на улучшение условий труда в организации
Состав работ:
Работа в составе комиссий по приемке в эксплуатацию законченных строительством или реконструированных объектов производственного назначения, а также в работе комиссий по приемке из ремонта установок, агрегатов, станков и другого оборудования в части соблюдения требований нормативных правовых актов по охране труда.
Проведение совместно с соответствующими службами организации и с участием уполномоченных (доверенных) лиц по охране труда профессиональных союзов или трудового коллектива проверок, обследований (или участие в проверках, обследованиях) технического состояния зданий, сооружений, оборудования, машин и механизмов на соответствие их нормативным правовым актам по охране труда, эффективности работы вентиляционных систем, состояния санитарно - технических устройств, санитарно - бытовых помещений, средств коллективной и индивидуальной защиты работников.
3.2.9. Расследование и учет несчастных случаев в организации
Состав работ:
Организация оказания первой медицинской помощи пострадавшему, содействие, при необходимости, доставки его в медицинское учреждение; принятии неотложных мер по предотвращению развития аварийной ситуации и воздействия травмирующего фактора на других лиц.
Организация сообщения о происшедшем несчастном случае.
Работа в комиссии по расследованию несчастного случая:
определение мер по устранению причин и предупреждению несчастных случаев на производстве;
выдача предписаний руководителям подразделений;
участие в составлении и организации направления акта по форме Н-1 в соответствующие органы.
Норма времени на участие в работе комиссии по расследованию несчастного случая в организации - 24 ч. и 120 ч. (при расследовании тяжелого несчастного случая на производстве, несчастного случая со смертельным исходом и группового несчастного случая на производстве).
Нормативная численность работников службы охраны труда (Чн) в организациях определяется суммированием численности по таблицам в зависимости от факторов, установленных по данным статистической и оперативной отчетности.
N п/пЧсп = 3,27 x 1,1 = 3,597 ~= 3,6 чел., где 1,1 - коэффициент, учитывающий планируемые невыходы работников во время отпуска, болезни и т.п. (принят условно).
За состоянием охраны труда в организации и ее структурных подразделениях;
20 001 и свыше
3.2.9. Расследование и учет несчастных случаев в организации, включающие:
Обеспечение соблюдения Положения о расследовании и учете несчастных случаев на производстве, утвержденного Постановлением Правительства Российской Федерации 11 марта 1999 г. N 279;
Организацию оказания первой медицинской помощи пострадавшему, содействие, при необходимости, доставки его в медицинское учреждение; принятие неотложных мер по предотвращению развития аварийной ситуации и воздействия травмирующего фактора на других лиц;
Организацию сообщения о происшедшем несчастном случае;
Работу в комиссии по расследованию несчастного случая, предусматривающую определение мер по предупреждению и устранению причин несчастных случаев на производстве; выдачу предписаний руководителям структурных подразделений; участие в составлении и организацию направления акта по форме Н-1 в соответствующие органы.
Норма времени на участие в работе комиссии по расследованию несчастного случая в организации - 24 часа и 120 часов (при расследовании тяжелого несчастного случая со смертельным исходом и группового несчастного случая).
РАБОТНИКОВ СЛУЖБЫ ОХРАНЫ ТРУДА В ОРГАНИЗАЦИИ
Нормативная численность работников службы охраны труда (Чн) в организациях определяется суммированием численности работников по данным таблиц 1 - 8 пункта 3.2 настоящих нормативов численности, в зависимости от факторов, установленных по данным статистической и оперативной отчетности.
Приложение 2. Форма приходно-расходной книги по учету бланков трудовой книжки и вкладыша в нее Приложение 3. Форма книги учета движения трудовых книжек и вкладышей в нихПостановление Минтруда РФ от 10 октября 2003 г. N 69
"Об утверждении Инструкции по заполнению трудовых книжек"
форму приходно-расходной книги по учету бланков трудовой книжки и вкладыша в нее согласно приложению N 2 ;
форму книги учета движения трудовых книжек и вкладышей в них согласно приложению N 3 .
2. Признать не действующими на территории Российской Федерации:
постановление Госкомтруда от 20 июня 1974 г. N 162 "Об утверждении Инструкции о порядке ведения трудовых книжек на предприятиях, в учреждениях и организациях";
постановление Госкомтруда СССР от 2 августа 1985 г. N 252 "О внесении изменений и дополнений в Инструкцию о порядке ведения трудовых книжек на предприятиях, в учреждениях и организациях, утвержденную постановлением Госкомтруда от 20 июня 1974 г. N 162";
постановление Госкомтруда СССР от 31 марта 1987 г. N 201 "О внесении дополнений в Инструкцию о порядке ведения трудовых книжек на предприятиях, в учреждениях, организациях";
пункт 2 постановления Госкомтруда СССР от 15 августа 1990 г. N 332 "О признании утратившими силу и внесении изменений в постановления Госкомтруда по вопросам совместительства";
постановление Госкомтруда СССР от 19 октября 1990 г. N 412 "О внесении изменений в Инструкцию о порядке ведения трудовых книжек на предприятиях, в учреждениях и организациях, утвержденную постановлением Госкомтруда от 20 июня 1974 г. N 162 (в редакции постановления Госкомтруда СССР от 2 августа 1985 г. N 252)".
Регистрационный N 5219
"Об утверждении Межотраслевых нормативов численности работников службы охраны труда в организациях"
Министерство труда и социального развития Российской Федерации постановляет:
1. Утвердить Межотраслевые нормативы численности работников службы охраны труда в организациях, разработанные Центральным бюро нормативов по труду Минтруда России, согласно приложению.
2. Установить, что Межотраслевые нормативы численности работников службы охраны труда в организациях рекомендуются для применения во всех организациях независимо от форм собственности и организационно-правовых форм.
3. Признать утратившим силу постановление Министерства труда Российской Федерации от 10 марта 1995 г. N 13 "Об утверждении Межотраслевых нормативов численности работников службы охраны труда на предприятии ".
4. Центральному бюро нормативов по труду Минтруда России обеспечить издание необходимого количества указанных Межотраслевых нормативов численности в соответствии с заявками организаций.
Министр труда и социального
развития Российской Федерации А. Починок
Межотраслевые нормативы численности работников службы охраны труда в организациях
Межотраслевые нормативы численности работников службы охраны труда в организациях утверждены постановлением Министерства труда и социального развития Российской Федерации от 22 января 2001 г. N 10 с учетом мнения Федерации Независимых Профсоюзов России и рекомендуются для применения в организациях независимо от форм собственности и организационно-правовых форм.
Межотраслевые нормативы численности работников службы охраны труда в организациях разработаны Центральным бюро нормативов по труду Министерства труда и социального развития Российской Федерации при участии Департамента условий и охраны труда Минтруда России.
Нормативы численности охватывают следующие направления деятельности работников службы охраны труда в организации: управление охраной труда; организация работы по предупреждению производственного травматизма, профессиональных и производственно-обусловленных заболеваний; проведение аттестации рабочих мест на соответствие их требованиям условий и охраны труда; организация пропаганды по охране труда; проведение вводного инструктажа; организация проведения инструктажей, обучения, проверки знаний требований охраны труда работников организации; планирование мероприятий по охране труда, составление отчетности по установленным формам, ведение документации по охране труда; оперативный контроль за состоянием охраны труда в организации и подразделениях; контроль за соблюдением законодательных и иных нормативных правовых актов по охране труда; участие в реконструкции производства и организации мероприятий, направленных на улучшение условий труда; расследование и учет несчастных случаев в организации.
Межотраслевые нормативы численности работников службы охраны труда в организациях предназначены для определения и обоснования необходимой численности работников этой службы, установления должностных обязанностей, распределением работы между исполнителями.
В целях определения тиража заявки следует направлять по адресу: 105043, г.Москва, 4-ая Парковая ул., д.29, Центральное бюро нормативов по труду (ЦБНТ) Минтруда России.
МИНИСТЕРСТВО ТРУДА И СОЦИАЛЬНОГО РАЗВИТИЯ
РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
ПОСТАНОВЛЕНИЕ
Об утверждении межотраслевых нормативов
численности работников службы охраны
труда в организациях
_______________________________________________________________________________
Документ не нуждается в госрегистрации Министерством юстиции Российской Федерации
Письмо Минюста Российской Федерации от 05.09.2001 N 07/8865-ЮД.
______________________________________________________________________________
Министерство труда и социального развития Российской Федерации
постановляет:
1. Утвердить Межотраслевые нормативы численности работников службы охраны труда в организациях, разработанные Центральным бюро нормативов по труду Минтруда России, согласно приложению.
2. Установить, что Межотраслевые нормативы численности работников службы охраны труда в организациях рекомендуются для применения во всех организациях независимо от форм собственности и организационно-правовых форм.
3. Признать утратившим силу постановление Министерства труда Российской Федерации от 10 марта 1995 года N 13 "Об утверждении Межотраслевых нормативов численности работников службы охраны труда на предприятии".
4. Центральному бюро нормативов по труду Минтруда России обеспечить издание необходимого количества указанных Межотраслевых нормативов численности в соответствии с заявками организаций.
Министр труда и социального развития
Российской Федерации
А.Починок
МЕЖОТРАСЛЕВЫЕ НОРМАТИВЫ
численности работников службы охраны труда
в организациях
1. Общая часть
1.1. Межотраслевые нормативы численности работников службы охраны труда в организациях (далее - нормативы численности) предназначены для определения и обоснования необходимой численности работников службы охраны труда, установления должностных обязанностей, распределения работы между работниками и рекомендуются для применения в организациях независимо от форм собственности и организационно-правовых форм.
1.2. Нормативы численности предусматривают также и условия формирования организационной структуры службы охраны труда в организации (специалист, бюро, отдел).
1.3. Нормативы численности охватывают следующие направления деятельности работников службы охраны труда в организации:
управление охраной труда;
Организация работы по предупреждению производственного травматизма, профессиональных и производственно обусловленных заболеваний;
Организация работы по проведению аттестации рабочих мест на соответствие их требованиям условий и охраны труда;
Организация пропаганды по охране труда;
Проведение вводного инструктажа;
Организация проведения инструктажа, обучения, проверки знаний требований охраны труда работников;
Планирование мероприятий по охране труда, составление статистической отчетности по установленным формам, ведение документации по охране труда;
Оперативный контроль за состоянием охраны труда в организации и ее структурных подразделениях;
Контроль за соблюдением законов и иных нормативных правовых актов по охране труда;
Участие в реконструкции производства и организации мероприятий, направленных на улучшение условий труда работников организации;
Расследование и учет несчастных случаев.
1.4. В основу разработки нормативов численности положены:
Данные оперативного учета и статистической отчетности служб охраны труда;
Материалы изучения существующей организации труда в структурных подразделениях.
1.5. Нормативы численности разработаны в соответствии с Законом Российской Федерации "Об основах охраны труда в Российской Федерации" (Собрание законодательства Российской Федерации, 1999, N 29, ст.3702), Положением о расследовании и учете несчастных случаев на производстве, утвержденным постановлением Правительства Российской Федерации от 11 марта 1999 года N 279 (Собрание законодательства Российской Федерации, 1999, N 13, ст.1595), Рекомендациями по организации работы службы охраны труда в организации , утвержденными постановлением Минтруда России от 8 февраля 2000 года N 14 .
1.6. Наименования должностей работников службы охраны труда установлены в соответствии с тарифно-квалификационными характеристиками (требованиями) по общеотраслевым должностям служащих, утвержденными постановлением Минтруда России от 6 июня 1996 года N 32.
1.7. Нормативы численности предусмотрены для должностей начальника отдела (бюро) и специалистов всех категорий.
1.8. санитарно-промышленных лабораторий и санитарных врачей данными нормативами численности не предусмотрена.
1.9. Указанные в нормативах численности числовые значения с указанием "до" следует понимать включительно.
1.10. В тех случаях, когда отдельные производственные подразделения организации удалены друг от друга на расстояние от 0,5 до 1,5 км, к численности работников службы охраны труда, рассчитанной по нормативам численности, следует устанавливать коэффициент 1,2, а на расстоянии от 1,5 км и более - коэффициент 1,4.
1.11. В обособленных производственных структурах численностью от 400 человек и свыше число работников службы охраны труда рассчитывается отдельно для каждой структуры. Под обособленной производственной структурой в нормативах численности следует считать предприятия, цехи, управления автомобильного транспорта и жилищно-коммунального хозяйства, входящие в структуру организации, расположенные на разных производственных площадках и имеющие законченный производственный цикл.
2. Организация труда
Работники службы охраны труда в своей деятельности руководствуются законами и иными нормативными правовыми актами по охране труда Российской Федерации, коллективным договором и соглашением по охране труда организации, нормативной документацией организации и осуществляют свою деятельность во взаимодействии с другими службами организации, а также совместным комитетом (комиссией) по охране труда, уполномоченными (доверенными) лицами по охране труда профессиональных союзов или трудового коллектива, органами государственного управления охраной труда, надзора и контроля за охраной труда.
Организация труда работников службы охраны труда предусматривает строгую регламентацию их должностных обязанностей и закрепление за каждым из них определенных структурных подразделений или направлений работы.
Рабочее место работника службы охраны труда рекомендуется оборудовать столом, стулом, книжным шкафом для хранения документов, персональной электронно-вычислительной машиной (ПЭВМ). Работник должен быть обеспечен телефонной связью и необходимыми канцелярскими принадлежностями, нормативно-справочной литературой, приборами оперативного контроля опасных и вредных производственных факторов, необходимыми для соответствующего вида производства с учетом специфики работ.
3. Нормативная часть
3.1. Создание службы охраны труда
3.1.1. Служба охраны труда находится непосредственно в подчинении работодателя. В организациях со среднесписочной численностью до 700 работников (при отсутствии рабочих, занятых на тяжелых и связанных с вредными и опасными условиями труда работах) функции службы охраны труда могут выполнять отдельные специалисты по охране труда. В организациях с большей численностью работников функции службы охраны труда выполняют бюро охраны труда с штатной численностью работников 3-5 единиц (включая должность начальника бюро) или отдел охраны труда с штатной численностью работников от 6 единиц и более.
3.1.2. Руководство службой охраны труда осуществляет начальник отдела (бюро) охраны труда, который:
Планирует и организует работу отдела (бюро), разрабатывает должностные инструкции работников, несет персональную ответственность за эффективное и качественное выполнение возложенных на отдел (бюро) задач и функций, отвечает за представление отчетности, координирует работу уполномоченных (доверенных) лиц по охране труда профессиональных союзов или трудового коллектива;
Обеспечивает своевременное рассмотрение представляемых документов, писем, предложений, заявлений по вопросам, входящим в компетенцию отдела (бюро);
Представляет работодателю предложения по вопросам подбора и расстановки кадров, поощрения отличившихся работников или применения дисциплинарных взысканий к работникам за ненадлежащее исполнение своих обязанностей;
Обеспечивает систематическое повышение квалификации работников отдела (бюро).
3.2. Основные направления деятельности работников
службы охраны труда
В состав основных направлений деятельности работников службы охраны труда организации входят:
3.2.1. Организация работы по предупреждению производственного травматизма, профессиональных и производственно обусловленных заболеваний, состоящая из:
Изучения и анализа причин аварий и производственного травматизма, профессиональных и производственно обусловленных заболеваний; участия в расследовании аварий и несчастных случаев на производстве и разработке мероприятий по предупреждению и устранению причин производственного травматизма, а также в подготовке документов на выплату возмещения вреда, причиненного здоровью работника в результате несчастного случая на производстве или профзаболевания; контроля за выполнением мероприятий по устранению причин производственного травматизма;
Доведения приказов и других руководящих документов вышестоящих организаций по предупреждению производственного травматизма до сведения работников организации; подготовки проектов приказов руководства организации, предписаний и других документов по вопросам, касающимся охраны труда организации.
Таблица 1
N |
Среднесписоч- |
|
|||||
ность работни- |
101- |
351- |
501- |
1001- |
3501 и свыше |
||
|
|||||||
10001-20000 |
|||||||
20001 и свыше |
|||||||
3.2.2. Организация работы по проведению аттестации рабочих мест на соответствие их требованиям условий и охраны труда в организации, включающая:
Организационное и методическое руководство работой по аттестации и рационализации рабочих мест в части соответствия рабочих мест требованиям условий охраны труда;
Формирование необходимой нормативно-правовой базы для проведения аттестации рабочих мест и организацию ее изучения;
Учет рабочих мест и классификацию работ по категориям работников, наименованию профессий и должностей, их количеству и виду работ (подвижные, сезонные, периодического использования и др.) с целью выявления наиболее травмоопасных участков, работ, оборудования и приспособлений;
Оценку рабочих мест по условиям труда: соответствие санитарно-гигиеническим нормативам и требованиям охраны труда; составление перечня опасных и вредных факторов производственной среды, показателей тяжести и напряженности трудового процесса; кодирование производств, цехов, участков, рабочих мест для проведения автоматизированной обработки результатов; обеспеченность работников спецодеждой и спецобувью и другими средствами индивидуальной защиты и их соответствие стандартам безопасности труда и установленным нормам; проведение оценки условий труда инструментальными, лабораторными и эргономическими методами исследований;
Организацию оформления документов о результатах аттестации рабочих мест (протокол аттестации рабочих мест, карты аттестации, ведомости рабочих мест, формы которых должны соответствовать требованиям машинной обработки);
Доведение информации о результатах аттестации рабочих мест до сведения работодателя;
Разработку предложений с учетом результатов аттестации рабочих мест по условиям труда о порядке подготовки организации к сертификации работ по охране труда и определение мероприятий, конкретизирующих содержание подготовки.
Таблица 2
N |
Среднесписоч- |
Численность рабочих, занятых на тяжелых и связанных |
|||||||
ность работ- |
1001- |
3501 и |
|||||||
низации |
Нормативная численность работников службы охраны труда, человек |
||||||||
|
|||||||||
5001 и свыше |
|||||||||
Производственных |
|||||||||
10001 и свыше |
|||||||||
При количестве самостоятельных производственных |
|||||||||
10001-20000 |
|||||||||
20001 и свыше |
|||||||||
При количестве самостоятельных производственных |
|||||||||
10001-20000 |
|||||||||
20001 и свыше |
|||||||||
При количестве самостоятельных производственных |
|||||||||
10001-20000 |
|||||||||
20001 и свыше |
|||||||||
Примечание. Под структурными подразделениями в организации следует понимать отделы, цехи, бюро, службы и другие самостоятельные подразделения.
3.2.3. Организация пропаганды по охране труда, предусматривающая:
Руководство работой кабинета (уголков) по охране труда, организацию пропаганды и информации по вопросам охраны труда с использованием внутренней радиосвязи, телевидения, видеокинофильмов по безопасности труда, малотиражной печати, стенных газет, витрин и т.п.;
Организацию и проведение лекций, бесед; участие в подготовке экспонатов и наглядных пособий при организации учебных кабинетов; организацию выставок, уголков, витрин, стендов; проведение конкурсов и общественных смотров по охране труда; организацию и обеспечение подразделений организации правилами, инструкциями, нормами, плакатами и другими наглядными пособиями по охране труда; организацию обмена передовым опытом по охране труда, выезды в командировки, прием и ознакомление работников других организаций с практикой работы по охране труда.
Таблица 3
N |
Среднесписочная |
Количество самостоятельных |
||||
организации |
Нормативная численность работников |
|||||
10001-20000 |
||||||
20001 и свыше |
||||||
3.2.4. Организация проведения инструктажа, обучения, проверки знаний требований охраны труда работников организации, состоящая из:
Разработки программы проведения вводного инструктажа по охране труда;
Проведения вводного инструктажа по охране труда;
Контроля за своевременным и качественным проведением обучения, проверки знаний и организации всех видов инструктажа по охране труда, организации обучения безопасным методам и приемам выполнения работ и методам оказания первой помощи пострадавшим;
Проведения консультаций по вопросам охраны труда;
Участия в работе комиссий по проверке знаний по охране труда работников организации;
Оказания методической помощи руководителям структурных подразделений организации при разработке и пересмотре инструкций по охране труда.
Таблица 4
Среднесписочная |
Среднемесячная численность работников в организации |
||||||
численность |
Нормативная численность работников |
||||||
работников |
|||||||
10001-20000 |
|||||||
20001 и свыше |
|||||||
3.2.5. Планирование мероприятий по охране труда, составление статистической отчетности по установленным формам, ведение документации по охране труда, включающие:
Разработку совместно с другими структурными подразделениями плана мероприятий по улучшению и оздоровлению условий труда, приведению их в соответствие с требованиями нормативных правовых актов по охране труда с учетом мероприятий по улучшению техники и технологии, применению средств индивидуальной и коллективной защиты; анализ и обобщение предложений по расходованию средств на мероприятия по улучшению условий и охраны труда с указанием сроков их исполнения; составление статистической отчетности по охране труда по установленным формам и в соответствующие сроки;
Составление (при участии других структурных подразделений организации) перечней профессий, должностей и видов работ, на которые должны быть разработаны инструкции по охране труда;
Согласование проектов инструкций по охране труда работников, перечней профессий и должностей работников, освобожденных от первичного инструктажа на рабочем месте, программ первичного инструктажа на рабочем месте;
Составление совместно с другими структурными подразделениями организации списков профессий и должностей, в соответствии с которыми работники должны проходить обязательные предварительные (при поступлении на работу) и периодические (в течение трудовой деятельности) медицинские осмотры, а также списков профессий и должностей, в соответствии с которыми на основании действующего законодательства работникам предоставляются компенсации за тяжелые, вредные или опасные условия труда;
Организацию хранения документации (актов по форме Н-1 и других документов по расследованию несчастных случаев на производстве, протоколов замеров параметров вредных и опасных производственных факторов, документов, касающихся аттестации рабочих мест и др.) в соответствии со сроками, установленными законами и иными нормативными правовыми актами;
Участие в составлении раздела "Охрана труда" коллективного договора, соглашения по охране труда, в организации лечебно-профилактического обслуживания работников организации;
Определение основных направлений совершенствования условий труда.
Таблица 5
N |
Среднесписочная |
Количество самостоятельных производственных структурных подразделений в организации |
||||
работников |
Нормативная численность работников |
|||||
организации |
||||||
10001-20000 |
||||||
20001 и свыше |
||||||
3.2.6. Оперативный контроль за состоянием охраны труда в организации и ее структурных подразделениях, в состав которого входит:
Контроль за: выполнением работниками в структурных подразделениях организации требований инструкций по охране труда; содержанием производственных и вспомогательных помещений; безопасной эксплуатацией оборудования, инструмента, приспособлений, инвентаря, транспортных средств, предохранительных и оградительных устройств; правильной организацией рабочих мест, проведением технологических процессов; использованием и соблюдением установленных сроков выдачи средств индивидуальной защиты; техническим состоянием машин и оборудования; эксплуатацией и надлежащим содержанием вентиляционных устройств, систем отопления и кондиционирования, устройств питьевого водоснабжения.
Таблица 6
N |
Среднесписочная численность |
Численность рабочих, занятых на тяжелых |
||||||||||||
работников |
101- |
351- |
501- |
1001- |
3501 и |
|||||||||
Нормативная численность работников службы охраны труда, человек |
||||||||||||||
При количестве самостоятельных |
||||||||||||||
5001 и свыше |
||||||||||||||
При количестве самостоятельных |
||||||||||||||
10001 и свыше |
||||||||||||||
При количестве самостоятельных |
||||||||||||||
10001-20000 |
||||||||||||||
20001 и свыше |
||||||||||||||
При количестве самостоятельных |
||||||||||||||
10001-20000 |
||||||||||||||
20001 и свыше |
||||||||||||||
При количестве самостоятельных |
||||||||||||||
10001-20000 |
||||||||||||||
20001 и свыше |
||||||||||||||
3.2.7. Контроль за соблюдением законов и иных нормативных правовых актов по охране труда, включающий также:
Контроль за:
Правильным расходованием в подразделениях организации средств, выделенных на выполнение мероприятий по охране труда;
Наличием в структурных подразделениях организации инструкций по охране труда согласно перечню профессий, должностей и видов работ, на которые они должны быть разработаны, своевременным их пересмотром;
Доведением до сведения работников структурных подразделений организации вводимых в действие новых законов и иных нормативных правовых актов по охране труда.
Таблица 7
N |
Среднесписочная численность |
Численность рабочих, занятых на тяжелых и связанных с вредными условиями труда работах |
|||||
работников |
Нормативная численность работников |
||||||
организации |
|||||||
10001-20000 |
|||||||
20001 и свыше |
|||||||
3.2.8. Участие в реконструкции производства и организации мероприятий, направленных на улучшение условий труда работников организации, предусматривающее:
Работу в составе комиссий по приемке в эксплуатацию законченных строительством или реконструированных объектов производственного назначения, а также в работе комиссий по приемке из ремонта установок, агрегатов, станков и другого оборудования в части соблюдения требований нормативных правовых актов по охране труда;
Проведение совместно с соответствующими подразделениями организации и с участием уполномоченных (доверенных) лиц по охране труда профессиональных союзов или трудового коллектива проверок, обследований (или участие в проверках, обследованиях) технического состояния зданий, сооружений, оборудования, машин и механизмов на соответствие их нормативным правовым актам по охране труда, эффективности работы вентиляционных систем, состояния санитарно-технических устройств, санитарно-бытовых помещений, средств коллективной и индивидуальной защиты работников;
Согласование разрабатываемой в организации проектной документации в части соблюдения в ней требований по охране труда.
Таблица 8
N |
Среднесписочная |
Количество самостоятельных производственных |
||||
работников |
||||||
организации |
Нормативная численность работников |
|||||
10001-20000 |
||||||
20001 и свыше |
||||||
3.2.9. Расследование и учет несчастных случаев в организации, включающие:
Обеспечение соблюдения Положения о расследовании и учете несчастных случаев на производстве, утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 11 марта 1999 года N 279;
Организацию оказания первой медицинской помощи пострадавшему, содействие, при необходимости, доставки его в медицинское учреждение; принятие неотложных мер по предотвращению развития аварийной ситуации и воздействия травмирующего фактора на других лиц;
Организацию сообщения о происшедшем несчастном случае;
Работу в комиссии по расследованию несчастного случая, предусматривающую определение мер по предупреждению и устранению причин несчастных случаев на производстве; выдачу предписаний руководителям структурных подразделений; участие в составлении и организацию направления акта по форме Н-1 в соответствующие органы.
Норма времени на участие в работе комиссии по расследованию несчастного случая в организации - 24 часа и 120 часов (при расследовании тяжелого несчастного случая со смертельным исходом и группового несчастного случая).
Нормативная численность работников службы охраны труда (Ч) в организации определяется суммированием численности работников по данным таблиц 1-8 пункта 3.2 настоящих нормативов численности, в зависимости от факторов, установленных по данным статистической и оперативной отчетности.
Приложение
к Межотраслевым нормативам численности
работников службы охраны труда в организациях,
утвержденным постановлением Минтруда России
от 22 января 2001 года N 10
ПРИМЕР РАСЧЕТА
нормативной численности работников службы
охраны труда в организации
N |
Наименование видов работ |
Наименование факторов |
Еди- |
Число- |
Номер |
Норма- |
||
Организация |
Среднесписочная |
|||||||
профессиональных |
Численность |
|||||||
Организация |
Среднесписочная |
|||||||
соответствие их |
Численность рабочих, занятых на тяжелых и связанных с вредными условиями труда работах |
|||||||
Количество |
еди- |
|||||||
Организация |
Среднесписочная |
|||||||
Количество |
еди- |
|||||||
Организация |
Среднесписочная |
|||||||
требований охраны |
Среднемесячная |
|||||||
Планирование |
Среднесписочная |
|||||||
отчетности по |
Количество |
еди- |
||||||
Оперативный |
Среднесписочная |
|||||||
структурных |
Численность |
|||||||
Количество |
еди- |
|||||||
Контроль за |
Среднесписочная |
|||||||
по охране труда |
Численность |
|||||||
Участие в |
Среднесписочная |
|||||||
направленных на |
Количество |
еди- |
||||||
Расследование |
Количество |
еди- |
Текст постановления сверен по:
N 2, 2001 год
Текст приложения сверен по:
"Бюллетень Минтруда России",
N 4, 2001 год