Выселение. Приватизация. Перепланировка. Ипотека. ИСЖ

ЗАКОН РЕСПУБЛИКИ ТАДЖИКИСТАН "О МИГРАЦИИ"

Настоящий закон регулирует отношения в области миграции населения, определяет правовые, экономические и социальные основы миграционных процессов, а также создание необходимых условий жизни на новом месте для лиц и семей, возвращающихся на свою историческую Родину.

Статья 1. Основные понятия, используемые в настоящем Законе

В настоящем Законе используются следующие основные понятия: Исключено. (Закон №31 от 10.05.02г.)
внешняя трудовая миграция - добровольный выезд на законном основании граждан, постоянно проживающих на территории Республики Таджикистан за границу, а также въезд иностранных граждан и лиц без гражданства, постоянно проживающих вне пределов Республики Таджикистан, на ее территорию для оплачиваемой работы по трудовому договору (контракту);
приграничная трудовая миграция - ежедневный или один раз в неделю выезд граждан Республики Таджикистан на территорию сопредельного государства и ежедневный или один раз в неделю въезд граждан сопредельного государства на территорию Республики Таджикистан в целях получения оплачиваемой работы по трудовому договору (контракту) при условии постоянного проживания на территории государства выезда;
трудящийся мигрант - лицо, которое занималось, занимается или будет заниматься оплачиваемой трудовой деятельностью в государстве, в котором не проживает постоянно и гражданином которого оно не является;
приграничный трудящийся - трудящийся мигрант, сохраняющий свое обычное местожительство в сопредельном государстве, в которое он возвращается каждый день или один раз в неделю;
государство выезда - государство, на территории которого трудящийся мигрант проживает постоянно и выезжает для получения оплачиваемой работы в другое государство;
государство трудоустройства - государство, в котором трудящийся мигрант занимался, занимается или будет заниматься оплачиваемой трудовой деятельностью. (Закон №31 от 10.05.02г.)
трудовая миграция - миграция физических лиц из одной страны в другую с целью найма на работу;
внутренняя миграция - безвозвратное, временное, а также сезонное перемещение физических лиц внутри Республики Таджикистан;
иммигрант - иностранный гражданин или лицо без гражданства, прибывшее в Республику Таджикистан для временного или постоянного проживания;
иммиграция - въезд иностранных граждан или лиц без гражданства в Республику Таджикистан для временного или постоянного проживания;
семейная иммиграция - въезд в Республику Таджикистан группы родственников для временного или постоянного проживания; коллективная иммиграция - организованное переселение в Республику Таджикистан иностранных граждан и лиц без гражданства;
нелегальные иммигранты - иностранные граждане или лица без гражданства, прибывшие на территорию Республики Таджикистан самостоятельно, без соответствующего разрешения уполномоченного органа пли получившие его обманным путем, а также въехавшие на территорию Республики Таджикистан на основе соответствующего разрешения, но не покинувшие ее по истечении срока пребывания;
переселенцы - лица, добровольно покинувшие государство своего постоянного проживания и переезжающие на постоянное место жительства на территорию Республики Таджикистан:
1) с целью воссоединения с семьей, проживающей на территории Республики Таджикистан;
2) с целью возвращения на прежнее место жительства;
3) с целью возвращения на свою историческую Родину (репатрианты);
4) в связи с вступлением в брак с лицом, являющимся гражданином Республики Таджикистан;
вынужденные переселенцы - лица, являющиеся гражданами Республики Таджикистан, вынужденно покинувшие место своего постоянного жительства, находящиеся на территории другого государства в силу совершения над ними насилия и преследования, либо реальной опасности подвергнуться преследованию не только в отношении самого себя, но против членов своей семьи по признакам расовой национальной принадлежности, вероисповедания, языка, политических убеждений, принадлежности к определенной социальной группе, а также если существует связь между совершением насилия или преследования и реальной опасностью подвергнуться преследованию в вооруженных и межнациональных конфликтах;
временное местожительство переселенцев - населенный пункт на территории Республики Таджикистан, определенный центральным исполнительным органом по согласованию с местными исполнительными и другими компетентными органами, на котором находятся жилые помещения, пригодные для размещения и временного проживания репатриантов, реэмигрантов, вынужденных переселенцев и беженцев;
репатриация - возвращение на родину военнопленных, перемещенных лиц, беженцев, эмигрантов;
репатрианты - физические лица, возвращающиеся по репатриации;
эмиграция - безвозвратный или временный выезд физических лиц из Республики Таджикистан в другую страну;
реэмигранты - лица, находившиеся в эмиграции и возвращающиеся на Родину;
эмигранты - физические лица, совершающие эмиграцию;
экологические мигранты - лица, вынужденные оставить свои жилища из-за экологических катастроф.

Статья 2. Основные принципы регулирования миграции

Миграция основывается на следующих принципах:
- обеспечение прав человека на свободный выбор места проживания, свободу труда, свободный выбор рода деятельности и профессии, свободу выезда, свободу передвижения;
- недопустимость какой-либо дискриминации по мотивам национальности, расы, пола, языка, вероисповедания, политических убеждений, образования, социального и имущественного положения;
- участие соответствующих государственных органов в организации упорядочения процессов миграции;
- личном участии мигрантов в обустройстве на новом месте проживания при адресной государственной поддержке инициативы и самодеятельности каждого, в первую очередь - переселенцев из зон экологических и стихийного бедствия;
- запрещение высылки или принудительного возвращения мигрантов в страны, откуда они прибыли;
- сотрудничество с другими странами.

Статья 3. Законодательство Республики Таджикистан о миграции

Законодательство Республики Таджикистан о миграции основывается на Конституции Республики Таджикистан и состоит из настоящего Закона, других законов Республики Таджикистан и международных договоров, признанных Республикой Таджикистан.

Статья 4. Субъекты миграции

Лица, переселяющиеся на законных основаниях на постоянное жительство сроком свыше шести месяцев в Республику Таджикистан из других государств, приобретают статус иммигрантов.
Лица, переселяющиеся на законных основаниях на постоянное жительство сроком свыше шести месяцев из Республики Таджикистан в другие государства, приобретают статус эмигрантов (кроме сотрудников посольств и представительств Республики Таджикистан в зарубежных странах, граждан Республики Таджикистан, осуществляющих в зарубежных странах временную трудовую деятельность, военнослужащих, выполняющих миротворческий долг, а также лиц, находящихся на учебе, лечении, в туристической поездке и служебной командировке).
Лица, вынужденно переселившиеся внутри Республики Таджикистан сроком свыше шести месяцев, приобретают статус внутренних мигрантов.
Лицо, совершившее преступление против мира, человечества, не может быть признано иммигрантом или реэмигрантом.

Статья 5. Порядок осуществления внутренней миграции и экологических мигрантов

Порядок осуществления внутренней миграции и экологических мигрантов определяется Правительством Республики Таджикистан.

Статья 6. Уполномоченный орган по управлению миграционными процессами в Республике Таджикистан

Управление миграционными процессами в Республике Таджикистан осуществляется уполномоченным Правительством Республики Таджикистан государственным органом (далее уполномоченный орган).
Положение об уполномоченном органе утверждается Правительством Республики Таджикистан.

Статья 7. Полномочия уполномоченного органа

Уполномоченный орган имеет следующие полномочия:
1) координировать в Республике Таджикистан работу по вопросам миграции;
2) давать соответствующее разрешение иностранным гражданам и лицам без гражданства на осуществление трудовой деятельности;
3) анализировать и прогнозировать миграционные процессы в стране и информировать об этом Правительство Республики Таджикистан и местные органы исполнительной власти;
4) вносить на рассмотрение Правительства Республики Таджикистан предложения по формированию квоты иммиграции;
5) организовывать в пределах утвержденной квоты переселение, прием и обустройство репатриантов, реэмигрантов и вынужденных переселенцев;
6) осуществлять регистрацию, учет прибывших репатриантов, реэмигрантов и вынужденных переселенцев;
7) принимать письменные ходатайства лиц, желающих получить политическое убежище в Республике Таджикистан, и оформлять необходимые документы.
Уполномоченный орган осуществляет иные полномочия, определяемые настоящим Законом и другими законами Республики Таджикистан.

Государство содействует направлению трудящихся мигрантов граждан Республики Таджикистан в организованном порядке с их согласии только в те страны, где их права защищены.
Гарантией защиты прав трудящихся мигрантов за рубежом для государства служат следующие обстоятельства:
- наличие в государстве трудоустройства трудового и социального законодательства, защищающего права трудящихся мигрантов;
- участие государства трудоустройства в международных конвенциях, декларациях и резолюциях, касающихся защиты прав трудящихся мигрантов;
- наличие двусторонних или многосторонних договоров государства трудоустройства с Республикой Таджикистан о защите прав трудящихся мигрантов за рубежом;
- принятие государством трудоустройства позитивных практических мер по защите прав трудящихся мигрантов. (Закон №31 от 10.05.02г.)

Статья 8.1. Порядок направления и привлечения рабочей силы

Осуществление субъектами хозяйствования Республики Таджикистан деятельности, связанной с трудоустройством граждан Республики Таджикистан за границей и привлечением в Республику Таджикистан иностранной рабочей силы, производится ни основании разрешения (лицензия), выдаваемого уполномоченным органом Республики Таджикистан в порядке, установленном Правительством Республики Таджикистан. (Закон №31 от 10.05.02г.)

Статья 8.2. Порядок выезда и въезда трудящихся мигрантов

Граждане Республики Таджикистан, выезжающие за границу для получения оплачиваемой работы, должны иметь трудовой договор (контракт), заключенный с работодателем, загранпаспорт оформленный в органах внутренних дел в установленном порядке, и при необходимости, визу государства трудоустройства, выданную его дипломатическим представительством или консульским управлением.
Порядок привлечения трудящихся мигрантов, возрастные и иные требования к ним устанавливаются в соответствии с законодательством государства трудоустройства и международными договорами Республики Таджикистан.
Трудящиеся мигранты въезжают для трудоустройства в Республику Таджикистан по визе, выданной в установленном порядке дипломатическими представительствами или консульскими учреждениями Республики Таджикистан за границей.
Виза может быть продлена в случаях представления документов, подтверждающих уважительность причины ее неиспользования (болезнь, стихийное бедствие и др.) и сохранения рабочего места, согласно заключенному с работодателем трудовому договору (контракту) уполномоченным органом Республики Таджикистан. Порядок продления визы определяется Министерством иностранных дел Республики Таджикистан.
Трудящиеся мигранты, прибывшие в Республику Таджикистан, подлежат регистрации в установленном порядке в органах внутренних дел по месту их временного проживания на основании письменного ходатайства уполномоченного органа.
Трудящиеся мигранты и члены их семей имеют право свободно покидать Республику Таджикистан и возвращаться в нее.
По истечении срока действия трудового договора (контракта) трудящиеся мигранты и члены их семей обязаны покинуть государство трудоустройства. (Закон №31 от 10.05.02г.)

Статья 8.3 Трудовой договор (контракт)

Трудовые отношения трудящегося мигранта с работодателем оформляются трудовым договором (контрактом), который должен содержать данные:
о сроке его действия, характере и место оплачиваемой работы, условиях труда и его оплате, в том числе за работу в ночное время, выходные и праздничные дни;
о размере премий, надбавок и удержания с заработной платы;
о правах, обязанностях, ответственности сторон, порядке и условиях расторжения или продления трудового договора (контракта);
об организации переезда, питания, проживания, медицинского обслуживания трудящеюся мигранта и членов его семьи;
о порядке и условиях социального страхования трудящегося мигранта;
о порядке возмещения вреда, причиненного здоровью трудящегося мигранта в процессе его оплачиваемой трудовой деятельности и о других социальных гарантиях.
Работодатель Республики Таджикистан обязан зарегистрировать заключенный трудовой договор (контракт) в территориальном органе по миграции.
Один экземпляр трудового договора (контракта) вручается трудящемуся мигранту до его выезда в государство трудоустройства. (Закон №31 от 10.05.02г.)

Статья 9. Установление квот иммиграции и привлечения иностранной рабочей силы

Квота на иммиграцию и привлечение иностранной рабочей силы в Республику Таджикистан на каждый календарный год устанавливается Президентом Республики Таджикистан по представлению Правительства Республики Таджикистан. (Закон №31 от 10.05.02г.)

Статья 9.1. Статистическая отчетность и информация о миграции

Для объективной оценки состояния внешней трудовой миграции и сферы миграции устанавливается государственная статистическая отчетность.
Уполномоченный орган обменивается на безвозмездной основе заинтересованными государственными органами отчетной документацией и сведениями, необходимыми им для выполнения своих функций.

Уполномоченный орган обеспечивает публикацию статистических данных и информационных материалов о состоянии внешней трудовой миграции и миграции, спросе и предложении внешней трудовой миграции, возможностях трудоустройства, профессиональной ориентации. (Закон №31 от 10.05.02г.)

Статья 9.2. Перевод денежных средств

Трудящиеся мигранты, занимающиеся оплачиваемой трудовой деятельностью в Республике Таджикистан, могут осуществлять перевод заработанных средств и сбережений в государство выезда в соответствии с законодательством Республики Таджикистан и международными договорами Республики Таджикистан. (Закон №31 от 10.05.02г.)

Статья 10. Права и обязанности иммигрантов

Лицо, признанное иммигрантом и получившее вид на жительство, пользуется в Республике Таджикистан всеми правами и свободами, а также несет обязанности, предусмотренные законами или международными договорами Республики Таджикистан.

Статья 11. Лица, не являющиеся иммигрантами

Статус иммигрантов не предоставляется иностранным гражданам и лицам без гражданства, находящимся на территории Республики Таджикистан, если они:
- состоят на воинской службе в войсковых частях, расположенных на территории Республики Таджикистан;
- входят в состав дипломатических миссий и международных организаций;
- находятся на учебе или на производственной практике в Республике Таджикистан;
- осуществляют трудовую деятельность в соответствии с международными соглашениями;
- туристы, командированные, временные трудовые мигранты (включая спортсменов, спортивные команды, артистов), проезжающие транзитом, торговцы и вкладчики-инвесторы;
- являются представителями иностранных средств массовой информации, радио и телевидения, аккредитованных в Республике Таджикистан;
- осуществляют профессиональную деятельность в религиозных объединениях, официально зарегистрированных в Республике Таджикистан;
- прибыли в Республику Таджикистан с целью оказания благотворительной и гуманитарной помощи;
- являются членами экипажей морских и речных судов, воздушного, железнодорожного и автомобильного транспорта.
Правовой статус лиц, указанных в части первой настоящей статьи, определяется законами Республики Таджикистан и международными договорами Республики Таджикистан.

Статья 12. Порядок обращения и рассмотрения ходатайства лица о признании его иммигрантом, переселенцем

Ходатайство о признании лица иммигрантом, переселенцем подается им лично или через уполномоченного на то представителя в дипломатическое представительство Республики Таджикистан за рубежом или в уполномоченный орган.
Уполномоченный орган рассматривает ходатайство о признании лица иммигрантом, переселенцем и принимает по нему решение в соответствии с установленной квотой иммиграции в двухмесячный срок со дня регистрации ходатайства.
Органы внутренних дел в случае признания лица иммигрантом, переселенцем выдают ему документ установленного образца - вид на жительство в Республике Таджикистан в 15-дневный срок с момента обращения.
Документ, удостоверяющий вид на жительство иммигранта, переселенца является основанием для трудоустройства и оформления на учет в органах внутренних дел, а уполномоченный орган и его соответствующие региональные структуры обязаны ознакомить лицо, получившее статус иммигранта, переселенца с его правами и обязанностями, вытекающими из настоящего Закона, создавать условия для их реализации и контролировать их выполнение.

Статья 13. Права и обязанности лиц, обратившихся с ходатайством о признании их иммигрантами и переселенцами

При регистрации ходатайства о признании иммигрантом, переселенцем лицо, подавшее ходатайство и находящееся на территории Республики Таджикистан, получает направление на временное место жительства иммигрантов, переселенцев, в том числе и выбранное им самостоятельно, в обязательном порядке согласованное с соответствующей службой уполномоченного органа.
До решения вопроса о признании иммигрантом, переселенцем лицо, обратившееся с ходатайством и находящееся в период рассмотрения ходатайства на территории Республики Таджикистан, пользуется правами и несет обязанности, предусмотренные законами Республики Таджикистан для иностранных граждан и лиц без гражданства.
При отказе в признании лица иммигрантом, переселенцем ему в тридцатидневный срок со дня принятия решения вручается письменное уведомление. Если указанное лицо находится за пределами Республики Таджикистан, то ему направляется письменное уведомление с указанием причин в порядке обжалования принятого решения.
Решения об отказе в признании лица иммигрантом, переселенцем может быть обжаловано в вышестоящем уполномоченном органе или в судебном порядке в течение одного месяца со дня получения письменного уведомления. Вступившее в законную силу решение об отказе в признании лица иммигрантом, переселенцев направляется так же в соответствующий орган внутренних дел для организации выезда лица, получившего отказ с территории Республики Таджикистан.

Статья 14. Права и обязанности лиц, обратившихся с ходатайством о признании их репатриантами, вынужденными переселенцами и реэмигрантами

До решения вопроса о признании репатриантом, вынужденным переселенцем и реэмигрантом лицо, обратившееся с ходатайством и находящееся в период рассмотрения ходатайства на территории Республики Таджикистан, пользуется всеми правами и несет обязанности, предусмотренные законами Республики Таджикистан для иностранных граждан и лиц без гражданства.
Условия проживания в Республике Таджикистан лиц, обратившихся с ходатайством о признании их репатриантами, вынужденными переселенцами, реэмигрантами, в местах временного проживания переселенцев, порядок оплаты расходов за коммунальные услуги, оказываемую медицинскую помощь, предоставление других льгот и компенсаций, определяются Правительством Республики Таджикистан.
Лицо, подавшее ходатайство о признании его репатриантом, вынужденным переселенцем и реэмигрантом, находящееся на территории Республики Таджикистан, обязано:
- по получении направления на временное место жительства переселенцев отбыть туда в течение месяца, а если место жительства выбрано самостоятельно, то необходимо согласование с соответствующей службой уполномоченного органа по управлению миграционными процессами;
- соблюдать установленный порядок проживания в месте временного жительства переселенцев;
- проходить медицинский осмотр по требованию органов здравоохранения, получать прививки, лечение, а также выполнять предписания органов здравоохранения;
- сообщать соответствующим службам уполномоченного органа по управлению миграционными процессами сведения, необходимые для рассмотрения указанного ходатайства.

Статья 15. Порядок признания лиц репатриантами, вынужденными переселенцами, реэмигрантами

Решение о признании лица репатриантом, вынужденным переселенцем, реэмигрантом принимается соответствующими территориальными службами уполномоченного органа в течение тридцати дней со дня регистрации ходатайства о признании лица репатриантом, вынужденным переселенцем, реэмигрантом.
Лицу, признанному репатриантом, вынужденным переселенцем, реэмигрантом, выдается соответствующее удостоверение.
При отказе в признании лица репатриантом, вынужденным переселенцем, реэмигрантом, ему в тридцатидневный срок со дня принятия решения вручается письменное уведомление. Если указанное лицо находится за пределами Республики Таджикистан, то ему направляется письменное уведомление с указанием причин отказа и порядка обжалования принятого решения.
Решение об отказе в признании лица репатриантом, вынужденным переселенцем и реэмигрантом может быть обжаловано в вышестоящем уполномоченном органе или в судебном порядке в течение одного месяца со дня получения письменного уведомления.
Вступившее в законную силу решение об отказе в признании лица репатриантом, вынужденным переселенцем, реэмигрантом направляется также в соответствующий орган внутренних дел для организаций выезда лица, получившего отказ с территории Республики Таджикистан.

Статья 16. Семейная иммиграция

Лицами, составляющими семью иммигранта, являются супруг (супруга), их родители и находящиеся на его (ее) иждивении дети, в том числе усыновленные (удочеренные), а также несовершеннолетние братья, сестры, не имеющие родителей или опекунов, и другие нетрудоспособные родственники, находящиеся на его (ее) иждивении, обязанные содержать их по месту прежнего проживания.
Переселение в Республику Таджикистан детей до восемнадцатилетнего возраста решается по согласию их родителей и усыновителей (опекунов или попечителей). При этом на детей в возрасте от четырнадцати до восемнадцати лет предъявляется нотариально заверенное их согласие.

Статья 17. Коллективная иммиграция

Коллективная иммиграция осуществляется в соответствии с решением Правительства Республики Таджикистан об организованном переселении лиц, изъявивших желание в коллективном порядке вернуться на историческую Родину.

Статья 18. Порядок въезда иммигрантов в Республику Таджикистан

Порядок оформления въезда иммигрантов на территорию Республику Таджикистан определяется Правительством Республики Таджикистан.

Статья 19. Основания для отказа иностранному гражданину и лицу без гражданства во въезде в Республику Таджикистан

Въезд в Республику Таджикистан иностранному гражданину и лицу без гражданства может быть не разрешен в случаях:
1) если он совершил преступление против мира и безопасности человечества;
2) если он разжигает межгосударственную, межнациональную и религиозную вражду;
3) если он сознательно выступает против суверенитета и независимости Республики Таджикистан;
4) если он осужден за террористическую деятельность или имеет судимость за ранее совершенное тяжкое или особо тяжкое преступление;
5) если он при возбуждении ходатайства о въезде сообщил о себе ложные сведения или не представил необходимые документы;
6) если он ранее выдворялся из Республики Таджикистан;
7) если во время предыдущего пребывания в Республике Таджикистан были установлены факты нарушения им законодательства и других нормативно-правовых актов Республики Таджикистан;
8) если это необходимо для защиты прав и законных интересов граждан Республики Таджикистан.

Статья 20. Документы на право постоянного проживания иностранных граждан и лиц без гражданства в Республике Таджикистан

Иностранным гражданам и лицам без гражданства, получившим разрешение уполномоченного органа на постоянное проживание в Республике Таджикистан, органами внутренних дел выдается вид на жительство (документ) иностранного гражданства в Республике Таджикистан, а лицам без гражданства - удостоверение лица без гражданства, образцы, которых определяются Правительством Республики Таджикистан.

Статья 21. Основания для отказа в выдаче вида на жительство в Республике Таджикистан и удостоверения лица без гражданства

В выдаче вида на жительство в Республике Таджикистан и удостоверения лица без гражданства может быть отказано:
1) нелегальным иммигрантам;
2) лицам, освободившимся из мест лишения свободы, постоянное место жительства которых до совершения преступления было за пределами Республики Таджикистан;
3) лицам, совершившим преступление против человечества;
4) лицам, имеющим заболевание, которое может причиной эпидемии на территории Республики Таджикистан.
5) лицам, нарушившим законодательство о правовом положении иностранных граждан в Республике Таджикистан на основании мотивированного решения уполномоченного органа, органов внутренних дел и Министерства безопасности Республики Таджикистан в порядке, установленном Правительством Республики Таджикистан.
Отказ в выдаче вида на жительство иностранного гражданина и удостоверения лица без гражданства может быть обжалован в вышестоящий уполномоченный орган или в суд.

Статья 22. Лица, являющиеся репатриантами

Статус репатрианта предоставляется категориям лиц коренной национальности, являющихся жертвами массовых политических репрессий, а также их родственникам и потомкам.
Родственниками и потомками репатриантов признаются:
- дети (в том числе усыновленные), супруг (супруга) репатрианта;
- братья и сестры репатрианта;
- внуки и правнуки репатрианта;
- семьи, образованные совершеннолетними детьми, внуками и правнуками репатрианта.
Решение о признании лица репатриантом принимается уполномоченным органом в течение тридцати дней со дня регистрации ходатайства о признании лица репатриантом.

Статья 23. Льготы и компенсации, предоставляемые репатриантами

Государство создает льготные условия для репатриации физических лиц на историческую родину, их расселения, адаптации и обеспечивает:
1) бесплатный проезд и бесплатный провоз имущества к временному месту жительства переселенцев или постоянному месту жительства;
2) государственную охрану перевода денежных средств в Республику Таджикистан и право их наследования;
3) оказание помощи в трудоустройстве, получении пособия по безработице в случае невозможности трудоустройства, независимо от срока проживания;
4) выплату пенсий и пособий в соответствии с законами Республики Таджикистан;
5) выплату единовременных пособий, выделение земельных участков и льготных долгосрочных ссуд для строительства жилья и организации хозяйства в порядке, определяемом Правительством Республики Таджикистан;
6) предоставление других льгот в соответствии с законами Республики Таджикистан.

Статья 24. Порядок оформления и финансирования выезда эмигрантов

Порядок оформления выезда эмигрантов определяется Правительством Республики Таджикистан.
Финансирование расходов, связанных с выездом из Республики Таджикистан граждан на постоянное место жительство в другие государства, осуществляется за счет собственных средств эмигрантов, а также может осуществляться из других источников, если это не противоречит законам Республики Таджикистан.
Граждане Республики Таджикистан, выезжающие из Республики Таджикистан на постоянное место жительства в другие государства, вправе вывозить за свой счет принадлежащие им и членам их семей на праве собственности имущество в соответствии с законодательством Республики Таджикистан.
Вывоз гражданами предметов, представляющих культурную, историческую или иную ценность для государства, за пределы Республики Таджикистан регулируется соответствующим законодательством Республики Таджикистан и межгосударственными договорами.

Статья 25. Основания для отказа в выезде из Республики Таджикистан

Гражданину Республики Таджикистан может быть отказано в выезде из Республики Таджикистан в случаях, если он:
1) обладает сведениями, составляющими государственную или иную охраняемую законом тайну;
2) задержан по подозрению в совершении преступления либо привлечен в качестве обвиняемого - до вынесения решения по делу или вступления в законную силу приговора суда;
3) осужден за совершение преступление - до отбытия наказания;
4) проходит действительную срочную воинскую службу - до завершения этой службы;
5) сообщил о себе заведомо ложные сведения при оформлении документов для выезда из Республики Таджикистан - до решения этого вопроса, но не более одного месяца, органом, оформляющим такие документы;
6) уклоняется от исполнения обязательств, наложенных на него судом, - до исполнения обязательств;
7) если к нему предъявлен гражданский иск в суде, - до окончания производства по делу.

Статья 26. Ответственность за незаконный въезд на территорию Республики Таджикистан и незаконный выезд из Республики Таджикистан

Ответственность за незаконный въезд иностранцев и лиц без гражданства на территорию Республики Таджикистан или за незаконный выезд граждан Республики Таджикистан из Республики Таджикистан определяется законодательством Республики Таджикистан.

Статья 27. Ответственность за нарушение настоящего Закона

За нарушение настоящего Закона виновные лица привлекаются к ответственности в соответствии с законодательством Республики Таджикистан.

Президент Республики Таджикистан Э. РАХМОНОВ
г. Душанбе, 11 декабря 1999 года № 881
АМОРТ, № 12, 1999 года

Позиция в списке:

Некоторое время назад таджикским мигрантам в России пришлось несладко. Речь, правда, не обо всех мигрантах, а только о тех, что работали в России нелегально, не единожды попадая в поле зрения властей по этому поводу. Весной 2017 года в отношении 120 тысяч из 280 тысяч мигрантов, которым был запрещен въезд в страну, была запущена амнистия, и эти люди вновь получили право работать в Российской Федерации. Разумеется, при условии получения разрешения. Власти Таджикистана, между тем, продолжают работать над тем, чтобы легальные трудовые мигранты могли бы претендовать на российскую пенсию. Будет ли принят новый закон для мигрантов из Таджикистана в 2018 году, получат ли мигранты право на российскую пенсию и на каких условиях.

Что происходит с таджикскими мигрантами, попавшими в российские черные списки

Не секрет, что далеко не все мигранты из Таджикистана, которые работали в России в последние годы, делали это легально. Не имея на родине практически никакой возможности зарабатывать на жизнь, сотни тысяч мигрантов отправлялись в Россию и были согласны на любые условия работы и проживания. Многим работодателям было выгодно, чтобы работники были нелегалами, не могла эта схема работать и без “крышевания” в силовых органах, прежде всего — в полиции.

В какой-то момент государство решило всерьез взяться за проблему нелегальной миграции из Таджикистана — все-таки бюджет страны недополучает достаточно серьезные суммы из-за того, что за мигрантов не платятся налоги, социальные взносы, не приобретается разрешение на работу и т.д.

В итоге в черные списки попало около 280 тысяч мигрантов из Таджикистана, которые попались на нарушениях российского миграционного закона.

Весной 2017 года Россия провела амнистию в отношении примерно 100-120 тысяч из них. Под амнистию попали мигранты, которые не были замечены в злостных нарушениях закона. По информации министра труда Таджикистана, в данный момент в черных списках остается 181 тысяча граждан его страны, въезд в Россию им запрещен.

На родине смогли найти работу всего 4 тысячи человек, остальные (а 80% из них — мужчины, основные кормильцы своих семей) остаются без работы.

Новый закон для мигрантов из Таджикистана может быть принят в 2018 году

Еще в 2017 году появились новости о том, что в России готовится закон для таджикских мигрантов, который позволит им получать в старости российскую пенсию.

У российских граждан может возникнуть естественное и понятное недовольство таким законом. Действительно, иностранные граждане будут претендовать на получение пенсий из российского Пенсионного фонда, которого не хватает самим россиянам. В то время как в России обсуждается вопрос о том, что в стране нужно повышать пенсионный возраст, поскольку денег на пенсии не хватает, потенциальными получателями выплат из фонда могут стать сотни тысяч иностранцев.

С одной стороны, это так. С другой стороны, новый закон в отношении мигрантов из Таджикистана, если он будет принят, несет и множество положительных моментов для России и российской казны:

  • увеличатся отчисления в социальные фонды, и бюджет того же Пенсионного фонда будет пополняться активнее, чем сегодня;
  • таджикские мигранты получат дополнительный стимул к легализации, а это — налоги и оплата разрешения на работу в пользу бюджета.

Чтобы понять, насколько выгодным окажется новый закон для таджикских мигрантов, если таковой вообще появится в 2018 году, нужно ознакомиться с его текстом.

Очевидно, что мигранту еще предстоит заработать на пенсию. Просто так обеспечивать его деньгами только за достижение пенсионного возраста российская казна не будет. Для этого действительно есть Республика Таджикистан, и безусловно обеспечивать своих граждан должна тамошняя власть.

Мигранту нужен будет тот или иной трудовой стаж. Каким он будет для того, чтобы мигрант мог претендовать на пенсию из ПФР — один из ключевых вопросов. Очевидно, что легально работающих граждан Таджикистана в России не так много, поэтому в 2018 году, если закон будет принят, для основной части мигрантов только наступит отсчет необходимых лет трудового стажа. Все эти годы мигранты будут пополнять казну налогами и социальными взносами, так что на первых порах новый закон может быть выгоден России даже больше, чем приехавшим работать таджикам. Что будет дальше — так далеко российская власть, увы, заглядывает редко. Как правило, конкретные чиновники исходят из того, что к тому времени сами они работать на своей должности не будут, и не им решать эти проблемы.

Как сообщается, в том числе в на данный момент проект нового закона существует и находится на стадии изучения. Если в нем нет противоречия с законодательством России в принципе, внесения его в Госдуму можно ожидать в любой момент, вероятнее всего — после выборов президента, поскольку далеко не все россияне воспримут новость о пенсиях для мигрантов с большим восторгом.

Обновление: Комментарий Федерации мигрантов России

После публикации материала с нами связались представители Федерации мигрантов России , которые дали свой компетентный комментарий на тему статьи:

«К сожалению, на сегодняшний день не принято и не подписано ни одного нормативно-правового акта, т.е. соглашения между странами-исхода (гражданами которых являются трудовые мигранты) и принимающей стороной (Российской Федерацией) по поводу денежных перечислений в пенсионные фонды тех государств, откуда прибывают мигранты.

Данный закон действительно необходим для трудовых мигрантов из различных стран, в том числе из стран СНГ, но только для тех, кто осуществляет свою трудовую деятельность на территории России легально, и работодатели которых ежемесячно оплачивают соответствующие взносы. На остальных же – нелегальных мигрантов и недобросовестных работодателей – такой закон никак не повлияет.

В 2004 году было разработано и подписано межправительственное соглашение между Таджикистаном и Российской Федерацией «О защите прав граждан Таджикистана на территории РФ и гражданами РФ на территории Таджикистана», в 6-ой статье которого говорилось, что пенсионные вопросы граждан этих стран будут регулироваться отдельным соглашением, однако прошло более 10 лет, а данное соглашение так и не было подписано, что делает невозможным в настоящий момент осуществление пенсионных переводов в страны-исходы (в данном случае в Таджикистан) трудовых мигрантов. Если говорить в целом, то такой закон нужен России, но для урегулирования пенсионного вопроса необходимы подготовка и подписание соответствующих нормативно-правовых актов с обеих сторон – Российской Федерации и Таджикистана.»

В течение года все задавались вопросами о том, будет ли амнистия для граждан Таджикистана в 2017 году и кто может на нее рассчитывать?

И наконец, 25 марта в России ступила в силу объявленная властями амнистия для мигрантов из Таджикистана 2017, действие которой продлится до 24 апреля 2017 года.

Амнистия для иностранных граждан из Таджикистана – это отличный шанс легализовать свой статус пребывания на территории Российской федерации и в некоторых случаях даже отменить запрет на въезд в РФ (имеется в виду амнистия для тех, кто находится в Таджикистане).

Однако амнистия для граждан Таджикистана в России доступна далеко не всем иностранцам, чтобы попасть под ее действие, иностранец должен соответствовать определенным критериям, о которых мы расскажем далее в нашей статье.

Помимо этого из нашей статьи вы также узнаете о том, какие граждане Таджикистана не попадут под амнистию, а также найдете ответы на наиболее распространенные вопросы об амнистии для таджиков в 2017 году.

Для более удобного перемещения по странице вы можете воспользоваться навигацией:

При этом данные иностранные граждане не были пойманы и осуждены судом за нарушение режима пребывания, им не было оформлено выдворение за пределы РФ, то есть они просто «остались в тени».

Амнистия таких мигрантов из Таджикистана, которые превысили допустимый срок пребывания и находятся в РФ более 90 дней без законных оснований, позволит легализовать свое пребывание в стране. При этом срок, на который гражданин Таджикистана превысил допустимый период пребывания в РФ, не имеет никакого значения.

Важно! Если у иностранца превышен срок пребывания в России, и он решил уехать до 24 апреля 2017 года, то ему нужно сперва легализоваться и только потом уезжать, поскольку если иностранный гражданин уедет, не воспользовавшись миграционной амнистией для таджиков, он автоматически получит запрет на въезд в РФ в электронной системе.

Амнистия для граждан Таджикистана в ФМС (ГУВМ МВД)

В первую очередь, для того чтобы попасть под амнистию гражданин Таджикистана должен обратиться в территориальное отделение ГУ МВД по месту пребывания с документом, удостоверяющим личность, где ему будет выдан бланк заявления установленной формы и образец заявления на амнистию для граждан Таджикистана.

Важно! Граждане Таджикистана должны обращаться именно в районное отделение ГУВМ МВД РФ, а не ОМВД, поскольку далеко не все сотрудники ОМВД в курсе объявленной амнистии граждан Таджикистана в марте 2017 года. В случае возникновения проблем необходимо обращаться по телефонам сотрудников, которые находятся в постоянном контакте с миграционными властями регионов. Их контакты будут представлены ниже.

После заполнения и подачи заявления, иностранного гражданина некоторое время проверяют сотрудники госорганов, в том числе не находится ли он в розыске.

После проверки иностранца выдадут новую миграционную карту, которая позволит легально пребывать в РФ следующие 90 дней.

Важно! Не стоит беспокоиться, если у иностранного гражданина на руках просроченная миграционная карта, поскольку благодаря амнистии для гр Таджикистана к административной ответственности иностранца привлекать не будут, так же как и не будут выдворять из страны.

Важно! Как только иностранец попадает под амнистию для граждан Таджикистана в 2017 г., сразу же после его легализации будет полностью обнулен предыдущий срок, в течение которого иностранный гражданин находился в России нелегально и иностранный гражданин сможет начать все с чистого листа: получить новую миграционную карту , с которой можно будет встать на миграционный учет и оформить патент на работу .

Амнистия запрета на въезд в РФ для граждан Таджикистана: кому могут отменить запрет на въезд по амнистии 2017 года

Также попадает под амнистию запрет на въезд в Россию гр Таджикистана, которые получили этот самый запрет на въезд из-за нарушения закона "О порядке выезда и въезда в РФ" .

Другими словами, мигрантам-нарушителям из Таджикистана объявили амнистию только если они получили запрет на въезд:

  • Из-за привлечения к административной ответственности более 2 раз в течение трех лет.
  • Из-за нарушения срока пребывания в РФ, поскольку не успели выехать за пределы РФ в отведенный период в 30 дней.
Таким образом, амнистия граждан Таджикистана автоматически снимает запрет на въезд в РФ, если запрет был поставлен по одной из указанных причин.

Важно! Амнистия не распространяется на граждан Таджикистана, которым был поставлен запрет на въезд в РФ за другие правонарушения (например, иностранец не имеет права въезжать в РФ, если у него есть неснятая или непогашенная судимость за совершение умышленного преступления на территории РФ и т.д.).
Другими словами, всем таджикам с запретом на въезд, которых могла охватить амнистия 2017 года, уже был автоматически открыт въезд в РФ.

Остальные же категории - лица, совершившие тяжкие преступления, уголовные правонарушения, злостные административные правонарушения - амнистированы не будут и им придется ждать окончания срока запрета на въезд в Россию.

Важно! Мигранты, которые находятся в Таджикистане, смогут обратиться в представительства министерства труда, миграции и занятости населения в своем городе, но лучше всего проверить снят ли запрет на въезд в РФ можно на сайте ГУВМ МВД России по этой ссылке .

Есть ли амнистия осужденным таджикам? Кто не попадет под амнистию мигрантов из Таджикистана в РФ в 2017 году

Многих интересует амнистия депортированных граждан Таджикистана, так же как и то, будет ли амнистия для осужденных таджиков?

Миграция для граждан Таджикистана играет крайне важную роль как в экономическом, так и в социальном плане. Дело в том, что огромная часть населения выезжает на работу в соседние государства, преимущественно в Россию. Именно поэтому когда меняются или появляются новые законы, это напрямую влияет на эмигрантов и на их жизнь. В нашей статье мы расскажем, какие особенности в 2019 году подготовила ФМС и как таджикские мигранты смогут получить разрешение на работу, какие законы приняты или запланированы.

В последние годы законы в отношении граждан Таджикистана, желающих мигрировать, серьезно ужесточились. Это привело к тому, что тысячи людей не смогли получить работу, а денежные переводы из России уменьшились почти в 3 раза. Отслеживать законы и их изменения необходимо каждому, кто хочет покинуть Таджикистан и найти работу в России.

Особенности нового закона

Среди граждан Таджикистана хотят слухи о том, что в 2019 году будет принят закон о миграционной амнистии. Это было бы отлично для всех мигрантов, желающих получить работу в России.

Новый закон предусматривает амнистию мигрантов из Таджикистана, что позволит легализировать тысячи рабочих на территории России. Однако закон требует выполнения определенных действий каждому, кто подпадает под его силу:

  • Оформить трудовые отношения с помощью договора.
  • Получить ИНН и зарегистрироваться в налоговых органах.
  • Получить все необходимые документы, обновить просроченные или продлить действующие.

Подобные меры государства позволят узаконить большинство эмигрантов, которые осуществляют свою деятельность в РФ. Более того, это позволит увеличить поступления в бюджет за счет уплаты налогов. Помимо прочего, закон направлен на борьбу с коррупцией и уменьшение количества граждан Таджикистана, работающих без официального оформления. Как сообщает ФМС, это позволит также снизить уровень преступности, повысить безопасность труда. Таджикские мигранты будут иметь статус рабочего, а поэтому и обладать социальным обеспечением и другими правами.

В целом новый закон от 2019 года позволит как получить достаточный контроль ФМС, так и поднять уровень жизни.

Это очень интересный и перспективный закон, но есть один нюанс. Дело в том, что он еще не принят и когда он вступит в силу неизвестно. В некоторых источниках сообщается, что это произойдет в первом полугодии 2019 года, но ФМС этого не подтверждает. В любом случае он положительно скажется на количестве мигрантов в Россию и позволит им получить достойную работу с хорошим обеспечением и оплатой.

Другие изменения

Для граждан Таджикистана и других стран в 2019 году заработает новая система учета под названием «Мир». Она позволит урегулировать трудовые отношения и контролировать потоки эмигрантов в России. Более того, таким путем можно будет добиться снижения количества поддельных документов для удостоверения личности. Это система будет способствовать интеграции ФМС и других ведомств для более эффективного миграционного контроля и учета.

Авторы проекта утверждают, что система «Мир» даст возможность существенно повысить эффективность контроля над соблюдением миграционных законов со стороны граждан Таджикистана и других стран. Также это позволит получать актуальную информацию о движении людей по территории страны и своевременно оценивать миграционную ситуацию. Информация, полученная при пересечении мигрантами границы России, будет доступна многим ведомствам, в том числе ФМС. Усиление пограничного контроля в 2019 году актуально и необходимо. На данный момент неизвестно, будут ли заменены или ликвидированы такие документы, как патент, разрешение на работу и другие.

В 2019 году ФМС также планирует отметить закон, который обязывает работодателей сообщить о трудоустройстве иностранных работников. На сегодняшний день официальное оформление – это длительный процесс, требующий сбора и подачи в службу множества документов. Проблема, на которую указывали работодатели, заключалась в большом количестве повторяющихся функций. После того как закон начнет работать, информацию о трудоустройстве ФМС будет получить от налоговых органов.

Такое сообщение будет служить еще и основанием для продления патента, полученного мигрантами на определенный срок для трудоустройства. К слову, дата вступления этих норм в действие пока неизвестна, но граждане Таджикистана могут надеется на то, что она заработает в первой половине 2019 года.

Подведение итогов

В целом ситуация для граждан Таджикистана, которые хотят получить работу и переехать в России не очень хорошая. Хоть в 2019 году и не произошло существенных изменений, законы предыдущих лет и меры ФМС привели к тому, что количество эмигрантов существенно снизилось. Более того, большое количество людей было занесено в «черный» список и теперь въезжать в Российскую Федерацию им запрещено. Сегодня выдача патента возможна только после сдачи экзаменов на знание истории, права и русского языка. Если позитивные изменения произойдут и будет введен в силу закон об амнистии, то мигранты из Таджикистана смогут получить работу.

Внимание! В связи с последними изменениями в законодательстве, юридическая информация в данной статьей могла устареть!

Наш юрист может бесплатно Вас проконсультировать - напишите вопрос в форме ниже:




Если заметили ошибку, выделите фрагмент текста и нажмите Ctrl+Enter
ПОДЕЛИТЬСЯ:
Выселение. Приватизация. Перепланировка. Ипотека. ИСЖ