Выселение. Приватизация. Перепланировка. Ипотека. ИСЖ

Время действия нормативно - правового акта является основным параметром, без которого остальные роли не играют.

Время действия акта определяется двумя моментами:

  1. Вступление акта в силу;
  2. Утрата актом юридической силы;

Нормативный акт считается действующим от момента вступления в юридическую силу и до момента утраты им юридической силы.

Вступление нормативно - правового акта в силу определяется либо в самом акте, либо в специальном документе, касающемся этого акта, либо же, если этого не сделано, действуют общие правила вступления акта в силу.

Вступление нормативного акта в силу определяется следующими способами:

  1. Указанием на точную дату;
  2. Увязывается с каким-либо фактом, с наступлением каких-либо событий;
  3. Увязывается с моментом официального опубликования, либо с момента опубликования, либо по истечении какого-то времени с момента опубликования;
  4. В случае, если никакой из вышеназванных способов не был использован, действуют общие правила вступления нормативных актов в силу;

Общие правила вступления нормативных актов в силу зависят от того, к какому виду актов относится данный документ. Эти правила регламентированы законодательством.

Федеральные конституционные законы, федеральные законы, акты палат Федерального Собрания вступают в силу одновременно на всей территории РФ по истечении 10 дней после дня их официального опубликования, если самими актами не установлен иной порядок вступления в силу.

Указы Президента, имеющие нормативный характер, вступают в силу одновременно на всей территории РФ по истечении 7 дней после дня их первого официального опубликования.

Акты Правительства РФ, затрагивающие права, свободы и обязанности человека и гражданина, устанавливающие правовой статус федеральных органов исполнительной власти, а также организаций, вступают в силу одновременно на всей территории РФ по истечении 7 дней после дня их первого официального опубликования.

Иные акты Правительства РФ вступают в силу со дня их официального подписания.

Нормативные акты федеральных органов исполнительной власти, затрагивающие права, свободы и обязанности человека и гражданина, устанавливающие правовой статус организаций или имеющие межведомственный характер подлежат обязательной государственной регистрации в Министерстве Юстиции РФ и официальному опубликованию.

Без выполнения этих условий указанные акты не вступают в юридическую силу.

Общие правила вступления в силу нормативных актов всегда связаны с моментом официального опубликования.

Официальными изданиями, источниками официального опубликования являются:

  1. Для федеральных конституционных законов, федеральных законов, актов палат Федерального Собрания, актов Президента РФ и Правительства РФ – «Российская газета» и Собрание законодательства РФ;
  2. Для нормативных правовых актов федеральных органов исполнительной власти, затрагивающих права и обязанности граждан – «Российская газета» и Бюллетень нормативных актов федеральных органов исполнительной власти;
  3. Для отдельных видов нормативных актов законодательно могут предусматриваться особые источники официального опубликования, например, «Вестник Центробанка РФ2 для актов Центробанка РФ;
Прекращение действия нормативно-правовых актов (утрата актами юридической силы) осуществляется следующими способами:
  1. Прямая отмена НПА (издается документ, который официально отменяет действие одного или ряда актов);
  2. Фактическая отмена (по тем же вопросам принимаются новые правила регулирования, хотя формально предыдущие акты и не отменялись);
  3. Истечение срока действия нормативно - правового акта (действует в отношении нормативных актов временного действия);

Придание источникам права формы официального документа означает лишь то, что такие источники созданы. Их "жизнь" начинается в определенных параметрах и охватывает гак называемую среду права - время, пространство и круг лиц.

В связи с этим необходимо изучение того, каковы временные пределы действия правовых норм, на какую территорию, на какие виды отношений и на каких их участников распространяется действие тех или иных норм права. Это важная проблема юриспруденции, обозначаемая как действие нормативных правовых актов во времени, в пространстве и по кругу лиц.

Действие нормативных правовых актов во времени есть не что иное, как временные рамки распространения его на отношения, являющиеся предметом регулирования. Эти рамки определяются установлением:

  • а) точного момента вступления нормативного правового акта в силу;
  • б) наличия или отсутствия его "обратной" или "переживающей" силы;
  • в) конкретного момента прекращения его действия.

В каждой стране существует определенный порядок вступления нормативных правовых актов в силу. При этом обычно решающее значение имеют официальное опубликование закона и срок. В соответствии с этим нормативные правовые акты, как правило, подлежат официальному опубликованию, после чего немедленно или через тот или иной отрезок времени начинают действовать.

В Российской Федерации законы подлежат официальному опубликованию. Неопубликованные законы не применяются. Любые нормативные правовые акты, затрагивающие права, свободы и обязанности человека и гражданина, не могут применяться, если они не опубликованы официально для всеобщего сведения (ч. 3 ст. 15 Конституции РФ).

Официальное опубликование - это даваемое государством свидетельство достоверности и точности содержания нормативного акта. Законы могут быть опубликованы в иных печатных изданиях, а также доведены до всеобщего сведения (обнародованы) по телевидению и радио, разосланы адресатам, переданы но каналам связи, распространены в машиночитаемой форме, но это все не является официальной публикацией и не влечет никаких правовых последствий.

Момент вступления в силу - по истечении 10 дней после дня официального опубликования (общий порядок), если иное не предусмотрено в самом законе или специальном постановлении о порядке введения нормативного правового акта в действие.

Указы и распоряжения Президента РФ, имеющие нормативный характер, и нормативные постановления (распоряжения) Правительства РФ официально публикуются в течение 10 дней после дня их подписания. Акты Президента РФ, имеющие нормативный характер, вступают в силу одновременно на всей территории РФ по истечении семи дней после дня их первого официального опубликования, если в его тексте не указан иной срок. Иные акты Президента РФ, в том числе акты, содержащие сведения, составляющие государственную тайну, или сведения конфиденциального характера, вступают в силу со дня их подписания.

Акты Правительства РФ, затрагивающие права, свободы и обязанности человека и гражданина, устанавливающие правовой статус федеральных органов исполнительной власти, а также организаций, вступают в силу со дня их подписания.

Иные акты Правительства РФ, в том числе акты, содержащие сведения, составляющие государственную тайну, или сведения конфиденциального характера, вступают в силу со дня подписания.

Нормативные правовые акты федеральных органов исполнительных власти, затрагивающие права, свободы и обязанности человека и гражданина, устанавливающие правовой статус организаций или имеющие межведомственный характер, прошедшие государственную регистрацию в Минюсте России, подлежат обязательному официальному опубликованию, кроме актов или отдельных их положений, содержащих сведения, составляющие государственную тайну, или сведения конфиденциального характера.

Нормативные правовые акты министерств и федеральных служб и агентств подлежат официальному опубликованию в течение десяти дней после дня их регистрации. Они вступают в силу одновременно на всей территории РФ но истечении десяти дней после дня их официального опубликования, если самими актами не установлен другой порядок вступления их в силу.

Нормативные правовые акты федеральных органов исполнительной власти, кроме актов и отдельных их положений, содержащих сведения, составляющие государственную тайну, или сведения конфиденциального характера, не прошедшие государственную регистрацию, а также зарегистрированные, но не опубликованные в установленном порядке, не влекут правовых последствий, как не вступившие в силу, и не могут служить основанием для регулирования соответствующих правоотношений, применения санкций к гражданам, должностным лицам и организациям за невыполнение содержащихся в них предписаний. На указанные акты нельзя ссылаться при разрешении споров.

Нормативные правовые акты федеральных органов исполнительной власти вступают в силу одновременно на всей территории РФ по истечении десяти дней после дня их официального опубликования, если самими актами не установлен другой порядок вступления их в силу.

Нормативные правовые акты федеральных актов исполнительной власти, содержащие сведения, составляющие государственную тайну, или сведения конфиденциального характера и не подлежащие в связи с этим официальному опубликованию, прошедшие государственную регистрацию в Минюсте России, вступают в силу со дня государственной регистрации и присвоения номера, если самими актами не установлен более поздний срок их вступления в силу.

Порядок вступления в силу законов и иных нормативных актов субъектов РФ, их органов на местах существенно не отличается от общероссийского порядка.

В принципе законы и подзаконные нормативные правовые акты обратной силы не имеют, т.е. их действие распространяется только на регулируемые отношения, имевшие место после введения их в силу. Речь идет о распространении действия нормативного правового акта на все случаи только "вперед", все, что было до дня вступления его в действие, под него не подпадает.

Однако в уголовном праве издавна существует принцип, гласящий, что норма, отменяющая наказуемость деяния или смягчающая за него ответственность, имеет обратную силу, т.е. распространяется на деяния, совершенные до введения ее в действие. В отдельных случаях обратная сила может быть придана и нормам других отраслей права, если это особо оговаривается самим законодателем. При этом должны строго соблюдаться положения Конституции РФ:

  • - закон, устанавливающий или отягчающий ответственность, обратной силы не имеет;
  • - законы, устанавливающие новые налоги или ухудшающие положение налогоплательщиков, обратной силы не имеют;
  • - никто не может нести ответственность за деяние, которое в момент его совершения не признавалось правонарушением;
  • - если после совершения правонарушения ответственность за него устранена или смягчена, применяется новый закон (ст. 54, 57 Конституции РФ).

Федеральным законом от 30.11.1994 № 52-ФЗ "О введение в действие первой части Гражданского кодекса Российской Федерации" такая сила придана так называемой приобретательской давности, которая распространена и на случаи, когда владение имуществом начато до введения Кодекса в действие (ст. 11).

В юридической литературе возможность нормативного правового акта иметь обратную силу называется ретроактивностью.

"Переживание" нормативного правового акта означает, что он продолжает применяться после утраты своей силы. По общему правилу, нормативный правовой акт, прекративший свое действие, не применяется к отношениям, возникшим после момента прекращения такого действия. Исключение из него может быть лишь по специальному указанию правотворческого органа, решившего в связи с какими-либо сложными ситуациями разрешить применение той или иной нормы к отношениям, возникшим после прекращения ее действия. Таким образом, "переживание" закона имеет место, когда закон, утративший свою юридическую силу, по специальному указанию нового закона продолжает действовать по отдельным вопросам. Например, если новый закон влечет усиление ответственности, то по всем правоотношениям, возникшим до его издания, применяется старый, отмененный закон. Закон в этом случае как бы продляет свою "жизнь". Такое его свойство называется ультраактивностью.

Прекращение действия закона означает и утрату им юридической силы. Это последствие наступает при наличии одного из следующих обстоятельств:

  • 1) истечение срока, на который принят закон (например, закон о бюджете);
  • 2) отмена закона (в постановлении законодательного органа о порядке введения в действие закона, как правило, указываются акты, которые утрачивают юридическую силу);
  • 3) фактическая замена данного закона другим, регулирующим те же самые вопросы (это наименее приемлемый способ прекращения действия нормативного акта, он порождает неопределенность, создает трудности на практике);
  • 4) изменение условий и обстоятельств, обусловивших принятие данного закона (например, отмена чрезвычайного положения, на время действия которого он был рассчитан). Чрезвычайное положение может вводиться лишь в установленном законом порядке; если оно связано с отдельными ограничениями прав и свобод личности, то с обязательным указанием срока действий таких ограничений (ст. 56 Конституции РФ);
  • 5) признание Конституционным Судом РФ закона неконституционным. Акты или их отдельные положения в этом случае утрачивают силу. Решение Конституционного Суда РФ окончательно, оно не подлежит обжалованию и вступает в силу немедленно после его провозглашения.

Судам, иным правоприменительным органам иногда приходится оценивать правомерность фактов и ситуаций, которые происходили в прошлом. Поскольку применительно к указанным фактическим обстоятельствам не предусмотрена обратная сила действующего на данный момент закона, то суду, иному юрисдикционному органу следует при такой оценке руководствоваться законом, который действовал в то время, когда происходили соответствующие события.

Пределы действия закона в пространстве очерчены территорией государства и государственным суверенитетом. Территория РФ включает в себя территорию ее субъектов, внутренние воды и территориальное море, воздушное пространство над ними. Россия обладает суверенными правами и осуществляет юрисдикцию на континентальном шельфе и в своей исключительной экономической зоне в порядке, определяемом федеральным законом и нормами международного права (ст. 67 Конституции РФ).

Территория РФ устанавливается ее государственной границей. Государственная граница есть линия и проходящая но этой линии вертикальная поверхность, определяющие пределы государственной территории РФ (суши, вод, недр и воздушного пространства), т.е. пространственный предел действия государственного суверенитета.

Таким образом, в состав государственной территории входят:

  • - сухопутная территория, т.е. суша в пределах границ государства;
  • - водная территория, которая включает в себя как внутренние (национальные) воды (например, воды заливов, бухт, морей, проливов, исторически принадлежащих Российской Федерации; воды рек, озер и иных водоемов, берега которых принадлежат России, и т.д.), так и территориальные воды, прибрежные морские воды шириной 12 морских миль;
  • - недра, находящиеся под сухопутной и водной территорией государства, без каких-либо ограничений по глубине;
  • - воздушная территория, которая составляет все воздушное пространство, находящееся в пределах его сухопутных и водных границ. В настоящее время высотный предел каким-либо договорно-правовым либо нормативным актом не установлен, но обычно-правовой нормой признается правило, согласно которому спутники с минимально низкими орбитами находятся за пределами воздушной территории государства.

Уголовную юрисдикцию Российская Федерация осуществляет также в отношении лиц, совершивших преступления на любых территориях и объектах, принадлежащих России и находящихся в открытом море или ином указанном пространстве. Сюда относятся континентальный шельф - выровненная часть подводной окраины материков, прилегающая к берегам суши и характеризующаяся общим с ней геологическим строением, а также 200-мильная экономическая зона. Они находятся за пределами государственной границы и поэтому не входят в состав государственной территории. Но прибрежные государства имеют право на их биологические и минеральные ресурсы, а также на все виды деятельности, связанные с разведкой, разработкой и сохранением этих ресурсов. Правоотношения, которые возникают в связи с этим, регулируются законодательством РФ. В УК РФ предусмотрена уголовная ответственность за нарушение законодательства

о континентальном шельфе (ст. 253). Свою юрисдикцию Россия осуществляет и в отношении объектов, находящихся в его экономической морской зоне (искусственные острова, установки, сооружения). В остальном на континентальном шельфе и в морской экономической зоне действуют принципы и нормы международного права.

При совершении преступления на борту воздушных и морских судов вне государственной территории РФ уголовная юрисдикция Российской Федерации осуществляется в зависимости от назначения судна. Военные морские корабли и военно-воздушные суда обладают экстерриториальностью. Это означает, что независимо от их местонахождения они подпадают под действие уголовного закона России. На гражданских морских и воздушных судах уголовный закон России действует лишь в том случае, если они находятся на территории РФ, а также в международном воздушном пространстве или в международных водах.

Порядок, в соответствии с которым законы не распространяются на то или иное пространство или лиц, называется экстерриториальностью.

В соответствии с началами государственного суверенитета иностранное законодательство может применяться на территории данного государства лишь постольку, поскольку это допускается его законами и определено межгосударственным соглашением с иностранным государством.

Согласно Конституции РФ определяется и непосредственное действие на территории страны международного права, в том числе общепризнанных норм о правах и свободах человека. Общепризнанные принципы и нормы международного права и международные договоры РФ являются составной частью ее правовой системы. Если международным договором

установлены иные правила, чем предусмотренные законом, то применяются правила международного договора (ст. 15).

В соответствии с федеративным государственным устройством действует принцип приоритета федерального законодательства, осуществляемого в рамках общефедеральной компетенции общефедеральными органами, над республиканскими, региональными и местными муниципальными нормативными актами. Как гласит ст. 76 Конституции РФ, по предметам ведения Российской Федерации принимаются федеральные конституционные законы и федеральные законы, имеющие прямое действие на всей территории РФ. Нормативные акты субъектов РФ действуют только на их собственной территории, нормативные акты местных муниципальных органов - на управляемой ими территории.

Столкновение (коллизия) актов в связи с их действием на той или иной территории, а также в связи с компетенцией правотворческих органов и временем издания актов регулируется коллизионными нормами, которые содержатся в Конституции РФ (ст. 76) и в отраслевых законодательных актах.

Порядок действия закона по лицам является производным от порядка его действия по территории и по предмету. Общее правило здесь таково: закон действует в отношении всех лиц, находящихся на территории его действия и являющихся субъектами отношений, на которые он распространяется.

Все лица - это граждане государства (в том числе лица с двойным гражданством), иностранцы, лица без гражданства, а также все внутригосударственные, совместные, иностранные, международные организации, не пользующиеся правом экстерриториальности. Вместе с тем существуют и определенные особенности в действии законов по лицам.

Ряд законов, прежде всего уголовные законы, распространяется на граждан данного государства независимо от места их нахождения, если в отношении этих лиц по данному преступлению не имеется решения суда иностранного государства (ст. 12 УК РФ).

В то же время главы государств и правительств, сотрудники дипломатических и консульских представительств, некоторые другие иностранные 1раждане наделены дипломатическим иммунитетом и пользуются правом экстерриториальности. Это значит, что к ним не могут быть применены меры ответственности и иные меры государственного принуждения за нарушение уголовного и административного законодательства.

И еще одна особенность. Иностранные граждане и лица без гражданства в соответствии с законом не могут быть субъектами ряда отношений (в частности, быть судьями, состоять на службе в вооруженных силах).

  • Кроме актов или отдельных их положений, содержащих сведения, составляющие государственную тайну, или сведения конфиденциального характера.
  • См. Указ Президента РФ от 23.05.1996 № 763 "О порядке опубликования и вступления в силу актов Президента Российской Федерации, Правительства Российской Федерации и нормативных правовых актов федеральных органов исполнительной власти".
  • Теория юриспруденции: учеб. пособие / отв. ред. Р. В. Шагиева. Калуга. 2007. С. 254.

Нормативные акты имеют временные, пространственные и субъектные пределы своего функционирования.

Действие нормативных правовых актов во времени

Действие нормативного акта во времени обусловлено:

    • вступлением его в силу и
    • утратой силы.

Можно выделить несколько вариантов вступления нормативных правовых актов в действие :

    1. истечение определенного срока после его официального опубликования;
    2. момент их принятия или официального опубликования;
    3. указание на время вступления нормативного акта в действие в самом акте (в специально принятом по этому поводу акте);
    4. нормативные акты, которые не публикуются, а рассылаются в соответствующие ведомства и учреждения, вступают в действие с момента их получения этими органами.

Подробнее

Во-первых, наиболее распространенным моментом начала действия нормативного акта являются истечение определенного срока после его официального опубликования. Так, согласно ст. 6 Федерального закона "О порядке опубликования и вступления в силу федеральных конституционных законов, федеральных законов, актов палат Федерального Собрания", "федеральные конституционные законы, федеральные законы, акты палат Федерального Собрания вступают в силу одновременно на всей территории Российской Федерации по истечении 10 дней после дня их официального опубликования , если самими законами или актами палат не установлен другой порядок вступления их в силу", а акты Президента РФ, имеющие нормативный характер, – по истечении 7 дней после их первого официального опубликования. Также по истечении семи дней после опубликования вступают в силу и акты Правительства РФ, затрагивающие права , свободы и обязанности человека и гражданина , устанавливающие правовой статус федеральных органов исполнительной власти , а также организаций. Иные акты Правительства РФ вступают в силу со дня их подписания.

Во-вторых, начало действия некоторых актов определяется моментом их принятия или официального опубликования. Так, например, акты глав местной администрации вступают в силу с момента их опубликования, если иное не определено самим актом.

В-третьих, время вступления нормативного акта в действие может быть указано в нем самом в специально принятом по этому поводу акте. Например, ныне действующий ГК РФ или принятый Государственной Думой УК РФ, который вступил в силу с 1 января 1997 г.

В-четвертых, те нормативные акты, которые не публикуются, а рассылаются в соответствующие ведомства и учреждения, вступают в действие с момента их получения этими органами, если в самих актах не указан иной срок введения их в действие.

Прекращение действия нормативных актов :

    • по истечении срока действия акта, на который он был принят;
    • в связи с изданием нового акта, заменившего ранее действующий (косвенная отмена);
    • на основании прямого указания конкретного органа об отмене данного акта (прямая отмена).

Вновь принятый нормативный акт, как правило, распространяет свое действие на те общественные отношения, которые возникли после его принятия. Закон обратной силы не имеет. Однако из этого правила есть исключения:

    1. когда в самом нормативном акте указано, что его предписания распространяются на общественные отношения, возникшие до его принятия;
    2. если нормативный акт смягчает или вовсе устраняет ответственность.

О действии правовой нормы в утратившем силу законодательном акте см. ФНС России от 19.01.2018 N СА-4-7/860@ "О направлении для сведения Постановления Конституционного Суда Российской Федерации от 17.01.2018 N 3-П"

Действие нормативных правовых актов в пространстве

Действие нормативных актов в пространстве осуществляется на основе двух принципов:

    • территориального;
    • экстерриториального.

Территориальный принцип предполагает действие нормативного правового акта в пределах государственных или административных территориальных границ деятельности правотворческого органа (обычно такая территория вытекает из уровня субъекта правотворчества).

В федеративных государствах регулирование отношений осуществляется на основе приоритета общефедерального законодательства. Акты общефедеральных органов действуют в пределах территориальных границ федерации в целом. Акты субъектов федерации регулируют отношения в рамках их территориальных границ. Нормативные акты органов местного самоуправления действуют в пределах административных границ каждого из этих органов.

Вместе с тем федеральные законы могут специально устанавливать территорию, на которую они распространяются (например, законы о Крайнем Севере).

Экстерриториальность действия нормативных актов означает распространение правовых актов данного субъекта правотворчества за пределы территории его юрисдикции. Например, при рассмотрении судом определенных внешнеторговых сделок, по некоторым делам о наследстве допускается использование иностранного законодательства.

Кроме того, в соответствии с законодательством Российской Федерации при рассмотрении вещных гражданских споров суд или иной орган, управомоченный на разрешение возникшего конфликта, должны применять правовые акты тех государственных органов, на территории которых находится оспариваемое имущество.

Таким образом, действие нормативных актов в пространстве зависит:

    1. от уровня государственного органа, принявшего данный акт;
    2. от юридической силы акта.

Нормативные акты распространяют свое действие:

    • на территорию своей страны (как правило, федеральные конституционные законы, федеральные законы, иные акты высших органов государственной власти и управления);
    • на территорию субъекта Федерации (акты органов государственной власти и управления субъекта РФ, которые не могут отменять или приостанавливать на своей территории действие законов общефедеральных органов);
    • на территорию, указанную в самом нормативном акте;
    • на локальную территорию (предприятия, учреждения, организации).

Действие нормативных правовых актов по кругу лиц

Действие нормативных актов по кругу лиц зависит от двух факторов.

  • 9. Форма государства: понятие, элементы, факторы, влияющие на форму государства
  • 10. Форма правления: понятие, виды
  • 3. Смешанная республика (Польша, Португалия, Россия, Болгария):
  • 11. Политико-территориальная организация государства: понятие, виды.
  • 4 Способа размежевания компетенции:
  • 12. Государственно-правовой режим государства: понятие, виды
  • 13. Межгосударственные объединения: конфедерация, содружества, союзы.
  • 14. Функции государства: понятие и классификация. Влияние процессов глобализации на функции государства
  • 15. Механизм государства и его роль в выполнении функций государства
  • 16. Органы государства: понятие, виды, принципы организации и деятельности
  • 17. Государственная служба, государственные служащие
  • 18. Государство и гражданское общество: соотношение и сферы сотрудничества
  • 19. Понятие и структура политической системы общества (псо). Место государства в псо
  • 20. Понятие и признаки правового государства. Предпосылки его формирования
  • 21. Роль партий в политической системе общества. Формы сотрудничества с государством и иными элементами политической системы.
  • 22. Государство и общественные объединения. Государство и церковь
  • 23. Социальное государство: понятие, признаки, функции. Современные модели социального государства
  • 24. Государство и личность: сущность взаимоотношений. Права человека, их классификация, внутригосударственная и международная системы их защиты
  • 25. Социальные нормы и место права в системе социального регулирования общественных отношений
  • 26. Технико-правовые категории: правовые аксиомы, презумпции, юридические фикции, преюдиции
  • 27. Социальное назначение права и его функции. Ценность права.
  • 28. Право как нормативный регулятор общественных отношений. Признаки и сущность права
  • 29. Проблемы правопонимания в современной юридической науке
  • 3 Основных типа правопонимания:
  • 30. Государство, право и экономика: их соотношение и взаимовлияние
  • 31. Форма права: понятие, виды, общая характеристика
  • 32. Правоотношение: понятие, структура, виды. Характеристика правоотношения как формы реализации права
  • 33. Субъекты-участники правоотношений. Правосубъектность, правоспособность, дееспособность, деликтоспособность, правовой статус
  • 34. Теории происхождения права: теологическая, естественно-правовая, историческая школа права,
  • 35. Составы правоотношений. Юридические факты как основание возникновения правоотношений
  • 36. Нормы права: понятие, признаки, структура, классификация
  • 1. По субъектам правотворчества (сфере действия):
  • 2. По выполняемым функциям
  • 3. По социальному назначению и роли в правовой системе:
  • 5. По методу правового регулирования:
  • 6. По средствам, используемым для регулирования общественных отношений:
  • 9. Специализированные нормы:
  • 11. По степени определенности.
  • 37. Нормативный правовой акт (нпа): понятие, признаки, виды
  • 1. По юридической силе законы могут быть:
  • 2. По предметам ведения, которые в них могут затрагиваться:
  • 3. По территориальному признаку:
  • 4. По возможности применения в отношении их отлагательного вето Президентом рф
  • 38. Законы: понятие, признаки, виды
  • 39. Пределы действия нпа во времени, пространстве и по кругу лиц, предметное действие
  • 40. Система права: понятие, структурные элементы. Система права и система законодательства
  • 41. Отрасль права (оп). Предмет и метод правового регулирования. Характеристика основных оп
  • 43. Право и политика
  • 44. Правотворческий процесс. Порядок опубликования и вступления в юридическую силу нпа
  • 45. Правосознание: понятие, структура, виды, уровни. Правосознание юристов
  • 46. Правовая культура: понятие, структура, виды
  • 47. Понятие и формы реализации права
  • 48. Правоприменение (понятие, особенности, субъекты, стадии). Правоприменительные акты
  • 49. Систематизация нпа
  • 50. Толкование права. Понятие, приёмы, способы толкования
  • 51. Виды и объем толкования права. Акты толкования
  • 53. Юридические коллизии: понятие, виды, причины возникновения, способы разрешения и предупреждения
  • 54. Правопорядок: понятие, признаки. Соотношение законности, правопорядка и общественного порядка. Международный правопорядок
  • 55. Понятие и признаки законности, еѐ значение в жизни общества и в функционировании государства. Гарантии законности и способы еѐ обеспечения в современных условиях
  • 56. Правомерное поведение: понятие, объективная и субъективная стороны, типология.
  • 68. Виды и причины правонарушений
  • 59. Государство и право: современные представления об их соотношении
  • 60. Юо: понятие, признаки, цели, основания и принципы применения
  • 61. Виды и меры юридической ответственности (юо). Основания освобождения от юо
  • 62. Юридические ошибки: понятие, виды, объективные и субъективные причины их появления
  • 61. Механизм правового регулирования: понятие, структура, стадии. Соотношение правового регулирования и правового воздействия
  • 64. Понятие и виды юридической техники, еѐ значение в юридической деятельности
  • 65. Понятие и классификация современных национально-правовых систем
  • 66. Романо-германская правовая семья и семья общего прецедентного права: общая характеристика
  • 67. Религиозные правовые семьи: общая характеристика
  • 68. Влияние процессов глобализма на унификации правовых систем.
  • 39. Пределы действия нпа во времени, пространстве и по кругу лиц, предметное действие

    Нормативный правовой акт действует в трех сферах:

    1. Во времени (с момента вступления в силу до момента ее утраты).

    Момент вступления в силу: (указывается в сопутствующем документе; датой опубликования; поэтапно; с

    момента принятия; с момента подписания; с момента регистрации; с момента получения адресатом; по истечении

    Прекращает действовать: (по истечении сроков; в случае официальной отмены его действия; с изменением

    обстоятельств, на которые он был рассчитан; вследствие издания нового акта той же или высшей юридической

    силы, противоречащего старому акту).

    Обратная сила (может ли распространяться действие нормативного правового акта на прошедшее время) - закон

    не имеет обратной силы. Два исключения:

      если специально предусматривается применение норм к отношением, возникшим до вступления закона в силу;

      если имеют обратную силу законы, устраняющие или смягчающие ответственность за преступления или административные проступки.

    Действие актов во времени означает порядок опубликования и вступления в силу различных по своей силе нормативных правовых актов и ограничение их действия утратой юридической силы. Нормативные правовые акты вступают в действие:

      с момента, указанного в самом акте;

      по правилам, установленным действующим зак-вом. Так, ФЗ вступают в силу по истечении 10 дней после их официального опубликования; указы Президента РФ и правительственные акты - по истечении 7 дней после официального опубликования; акты исполнительных органов власти - при наличии 2 условий:

      после регистрации в Министерстве юстиции РФ, если имеют межведомственный характер и затрагивают права, свободы и обязанности граждан,

      после опубликования по истечении 10 дней после регистрации. При этом источниками официального опубликования ведомственных актов являются газета «Российские вести» и «Бюллетень нормативных актов федеральных органов власти».

    Прекращает свое действие нормативный правовой акт после:

    истечения срока, на который был принят; официальной отмены или признания утратившим силу;

    принятия нового акта, которому противоречит ранее действовавший акт. Новый акт, по общему правилу, перекрывает действие предыдущего, если это акты одинаковой юридической силы;

    вступления в силу международного договора, которому противоречат акты внутригосударственного значения или их части; признания акта неконституционным;

    приостановления действия акта правомочным органом. Например, Президент РФ вправе приостановить

    действие актов органов исполнительной власти субъектов РФ в случае противоречия их Конституции РФ, ФЗ, международным обязательствам России или нарушения прав и свобод человека и гражданина до решения этого вопроса соответствующим судом (ч.2 ст. 85 КРФ). Например, Президент РФ вправе приостановить действие актов органов исполнительной власти субъектов РФ в случае противоречия их Конституции РФ, федеральным законам, международным обязательствам России или нарушения прав и свобод человека и гражданина до решения этого вопроса соответствующим судом. К действию НПА во времени относится и вопрос об обратной силе закона. В принципе каждый НПА распространяет свое действие на будущие общественные отношения, те, которые возникнут после вступления в силу данного акта. Вместе с тем в уголовном и административном праве установлено, что устраняющие ответственность или смягчающие наказание акты имеют обратную силу. Нормы же, устанавливающие наказуе­мость деяния или усиливающие меры ответственности, обратной силы не имеют. Но чаще всего в самом законе должно содержаться указание на его обратную силу, если законодатель предполагает распространить действие закона на отношения, существовавшие ранее, до издания данного акта.

    2. В пространстве (действие может распространяться на всю территорию государства (НПА общего действия) и на территорию отдельных субъектов).

    Территория государства: (суша с недрами и континентальный шельф; воды; воздушное пространство;

    территория, занимаемая посольствами и представительствами за рубежом; кабели, трубопроводы; морские,

    речные, воздушные и космические корабли и суда под флагом или знаком страны).

    Действие актов в пространстве предполагает распространение действия акта на территорию данного гос-ва. К

    ней относятся земная территория, в том числе недра и континентальный шельф (подводная часть материка),

    внутренние и территориальные воды (в пределах 12 морских миль), воздушное пространство над земной и

    водной территорией и не входящее в состав другого государства, речные и морские суда под флагом своего

    государства, если они находятся в водах своего гос-ва или в нейтральных водах. Территорией данного

    государства условно считаются кабели и трубопроводы, продолженные в открытом море.

    Иностранное законодательство допускается к применению на территории другого государства, если об этом

    имеется соответствующее соглашение между государствами.

    3. По кругу лиц:

      НПА общего характера (распространяется на всех граждан государства);

      НПА специального характера (распространяется на отдельные категории граждан).

    НПА распространяются на определенные общественные отношения, т.е. имеют предметное действие;

    ограничены временными границами (действуют во времени); им присущи территориальные ограничения

    (действие в пространстве); относятся ко всем или конкретным субъектам (действие по кругу лиц).

    Действие актов по кругу лиц предполагает распространение их действия, по общему правилу, на всех, кто

    находится на территории данного гос-ва независимо от того, временное это пребывание или постоянное.

    Лица, пользующиеся дипломатическим иммунитетом, также подчиняются законам страны пребывания, но

    привлечение их к ответственности регулируется правилами международного права. На иностранцев и лиц без

    гражданства не распространяются некоторые положения зак-ва, например политические права и свободы

    предоставляются только гражданам своего гос-ва, как и возложение некоторых обязанностей, например воинской

    обязанности.

    Адресатами ряда актов выступают не все лица, а лишь определенные социальные группы (пенсионеры,

    военнослужащие, государственные служащие) или жители определенных регионов - Крайнего Севера, районов,

    где объявлено чрезвычайное положение, и др.

    Все нормативные правовые акты имеют определенные пределы действия. Они распространяются на

    определенные общественные отношения, т.е. имеют предметное действие; ограничены временными границами

    (действуют во времени); им присущи территориальные ограничения (действие в пространстве); относятся ко всем

    или конкретным субъектам (действие по кругу лиц).

    Предметное действие НПА состоит в том, что они регулируют различные виды общественных отношений.

    Акты, регулирующие имущественные или личные неимущественные отношения, охватывают своим действием

    частных и юридических лиц и не распространяются на отношения между государственными органами,

    основанные на властном подчинении. Нормы одной отрасли, как правило, не распространяют свое действие на

    отношения, регламентируемые нормами других отраслей права.

    Правовые иммунитеты есть особые льготы и привилегии, пре­имущественно связанные с освобождением конкретно установленных в нормах международного права, Конституции и законах лиц от определенных обязанностей и ответственности, призванные обеспечивать выполнение ими соответствующих функций. Имму­нитеты - особый вид привилегий. Привилегии же в свою очередь, как отмечено выше, есть специфическая разновидность льгот, юридических изъятий. По сути это подтверждается и содержани­ем международных договоров. В частности, в разд. 19 ст. V Кон­венции о привилегиях и иммунитетах ООН от 13 февраля 1946 г. привилегии и иммунитеты соответственно называются «изъятия­ми и льготами, предоставляемыми, согласно международному праву, дипломатическим представителям». Иммунитеты, выступая специфическими разновидностями льгот и привилегий, естественно, имеют с ними следующие общие черты. Во-первых, все они создают особый юридический режим, позво­ляют облегчать положение соответствующих субъектов, расширя­ют возможности по удовлетворению тех или иных интересов. Действительно, на это направлены не только льготы и привилегии, но и иммунитеты. В частности, дипломатический и депутатский им­мунитеты также выполняют данную роль. Во-вторых, призваны быть правостимулирующими средства­ми, побуждающими к определенному поведению и обозначающи­ми собой положительную правовую мотивацию. В-третьих, являются гарантиями социально полезной деятель­ности, способствуют осуществлению тех или иных обязанностей. В-четвертых, названные средства выступают своеобразными изъятиями, правомерными исключениями для конкретных лиц, установленными в специальных юридических нормах. В-пятых, представляют собой формы проявления дифферен­циации юридического упорядочения социальных связей. Вместе с тем, иммунитеты имеют свои сугубо специфические признаки, позволяющие выделить их в системе льгот и привиле­гий, говорить об их самостоятельной юридической природе. Во-первых, если привилегии в большей мере воплощаются в преимуществах, в так называемых положительных льготах, то им­мунитеты, наоборот, в большей мере проявляются в виде отрица­тельных льгот (освобождений от выполнения отдельных обязан­ностей, - уплаты налогов, пошлин, свидетельский иммунитет и т.п., освобождений от ответственности). Во-вторых, целью иммунитетов является обеспечение выполне­ния международных, государственных и общественных функций, служебных официальных обязанностей. В-третьих, круг лиц, на который распространен иммунитет, должен быть четко определен в нормах международного права, Конституциях и законах. К числу подобных лиц законодательство относит дипломатический и консульский корпус, Президента РФ, депутатов, зарегистрированных кандидатов в депутаты, Уполно­моченного по правам человека в РФ, членов избирательных комис­сий с правом решающего голоса, членов комиссий по проведению референдума с правом решающего голоса, Председателя Счетной палаты РФ, его заместителя, аудиторов и инспекторов Счетной палаты РФ, судей, народных, присяжных и арбитражных заседа­телей, прокуроров, следователей прокуратуры и других. Носители же иных льгот и привилегий далеко не всегда так конкретно определены и обозначены в соответствующем законода­тельстве. Правовые иммунитеты весьма многообразны. Их можно клас­сифицировать по различным критериям. Так, в зависимости от природы реализуемых ими функций правовые иммунитеты под­разделяются на международные, государственные и обществен­ные; в зависимости от сферы их осуществления - на межгосудар­ственные и внутригосударственные; в зависимости от их характе­ра - на материально-правовые (например, освобождение долж­ностных лиц Совета Европы от обложения налогами окладов и вознаграждений, выплачиваемых Советом Европы; право беспошлинного ввоза личного имущества при первоначальном занятии должности, так называемые фискальные иммунитеты и другие) и процессуально-правовые (неприкосновенность депутатов, имму­нитет судей, должностных лиц правоохранительных и контроли­рующих органов и т.п.); в зависимости от того, какие объекты обеспечивает иммунитет - на личную неприкосновенность, не­прикосновенность служебных и жилых помещений, неприкосно­венность имущества, служебной переписки, архивов и иных доку­ментов, судебно-процессуальный и свидетельский иммунитет и т.д.

    НПА – правовые акты, устанавливающие правовые нормы (правила поведения), обязательные для неопределенного круга лиц, рассчитанные на неоднократное применение и действующие независимо от того, возникли или прекратились конкретные правоотношения, предусмотренные правовыми актами.

    Порядок действия нормативных актов - определенные в нормативных ак­тах общие правила их вступления в силу, распространения на территорию и находящихся на ней лиц, прекращения действия.

    1.Во времени: - означает период t в течении кот-го дей-ует его предприсание.

    По общему правилу, нормативно-правовые акты применя­ются к отношениям, имевшим место в период от введения их в действие до утраты ими силы.

    Говоря о пределах действия нормативного акта во време­ни, имеют в виду три существенных обстоятельства: момент вступления его в законную силу; прекращение его действия и применение установленных нормативным актом юридических норм к отношениям, возникшим до его вступления в законную силу (так называемая обратная сила закона).

    НПА всту­пают в силу одним из следующих способов:

    1) с момента или истечении определенного срока после его офиц-оного опубликования .

    (По этим общим правилам законы, другие НПА высших представительных органов вступают в силу на всей территории РФ по истечении 10 дней со дня их официального опубликования.

    НПА Президента РФ по истечении 7 дней после их официального опубликования, а акты Правитель­ства РФ - со дня их подписания, акты ФОИВ вступа­ют в силу с момента опубликования)

    2) срок предусмотренный самим НПА

    3) срок предусмотренный др.актом о введении его в действие.

    Прекращение действия нормативного акта происходит в ре­зультате:

    1) истечения срока, на который был принят юридический до­кумент;

    2) принятия управомоченным органом нового акта равной или большей юридической силы, регулирующего тот же круг обще­ственных отношений;

    3) объявление об утрате юр-кой силы НПА (прямое указание на отмену, кот-ое может содержаться в акте более высокой юр.силы или в акте того же уровня)

    4) устаревания юридического документа в связи с исчезнове­нием обстоятельств, которые подлежали регулированию (пример, утратили свою актуальность, а потому и прекратили свое действие НПА регламентирующие правовой статус советов народны депутатов т.к. исчезли эти органы).

    Вопрос о действии нормативных актов во времени имеет еще два аспекта.

    1) Нормативно-правовой акт не имеет обратной силы Исключение составляет уголовное право, в котором по гуманным мотивам действует правило: «уголовный закон имеет обратную силу, если им смягчается или устраняется наказуемость деяние».

    2) нормативно-правовой акт может утратить силу, но отдельные его положения, нормы права могут применяться к фактам, имевшим место во время его действия (так называемое переживание закона).

    2. В пространстве - это тер­риториальные ограничения их действия, когда нормативный акт применяется на той территории, на которую распространяется суверенитет государства или компетенция соответствующих органов.

    Экстерриториальность – пространство нах-ся за пределами гос-ва, но на кот-ые распространяются Н.А.этого гос-ва.

    К территории государства приравниваются морские, речные и воздушные суда, находящиеся под флагом государства. По правилам международного права военные суда приравниваются к территории государства без исключений, а гражданские мор­ские и воздушные суда - в водах и воздушном пространстве своего государства и открытом море и воздушном пространстве.

    3. По кругу лиц обус­ловлено следующим обстоятельством: все граждане, лица без гражданства, иностранцы и юридические лица, находящиеся на территории государства, находятся в сфере действия законода­тельства государства, в котором они пребывают. Принцип экстерриториальности (определенные части территории государства - здания иностранных посольств, мис­сий или их средства транспорта, а также дипломатические пред­ставители иностранных государств признаются не находящими­ся на территории государства, где они реально пребывают, а юридически считаются находящимися на территории того го­сударства, чье посольство помещается в данном здании или чьими представителями они являются).



    Если заметили ошибку, выделите фрагмент текста и нажмите Ctrl+Enter
    ПОДЕЛИТЬСЯ:
    Выселение. Приватизация. Перепланировка. Ипотека. ИСЖ