Выселение. Приватизация. Перепланировка. Ипотека. ИСЖ

Термин «гражданство» имеет три основных значения:

  • одно из суверенных прав государства;
  • публично-правовое состояние индивидов;
  • конституционно-правовой институт.

В качестве суверенного права государства гражданство означает возможность государства в одностороннем порядке регулировать отношения гражданства. Само государство слагается из территории, государственного аппарата, материальных и природных ресурсов, населения. Население состоит из лиц, постоянно проживающих или временно пребывающих на территории государства. Население неоднородно и не все его группы оценивают государство как свое. Тем более не все из них видят своим долгом и интересом защиту государственной безопасности в случаях вооруженных конфликтов, войн.

Понимая это, государство заботится о своей прочности, для чего стремится к формально-правовому, а также идеологическому, духовному выделению той части своего населения, на которую оно вправе опереться при решении любых задач, которой оно, наконец, доверяет полное участие в своих делах. Это и есть граждане или, в некоторых странах, подданные. Государство заинтересовано, чтобы его граждане составляли решающее большинство, определяющее общую линию поведения населения в целом. Остальные группы населения (иностранцы, лица без гражданства) полезны государству, но ему не принадлежат.

Формально-правовое обособление гражданской части населения осуществляется путем: одностороннего установления государством условий и порядка признания, приобретения, прекращения гражданства, рассмотрения органами государственной власти конкретных вопросов признания, приобретения гражданства и его прекращения; заключения органами государственной власти международных соглашений по вопросам гражданства с другими странами.

Гражданство как публично-правовое состояние индивидов представляет собой их устойчивую правовую связь с государством в целом, выражающуюся в состоянии «принадлежности» индивидов своему государству. Данная связь является устойчивой и носит первичный характер по отношению к иным правовым связям индивидов и государства (индивидов и органов государственной власти). Устойчивость гражданства выражается в его бессрочности и неизменности. Гражданство может быть прекращено только в прямо закрепленных законом случаях, при этом ни государственные органы, ни гражданин не вправе менять правовое содержание гражданства по сравнению с тем, как оно зафиксировано в законе. Первичность гражданства заключается в том, что именно состояние гражданства (безгражданства, иностранного гражданства) определяет содержание правового статуса индивида, набор его основных и прочих прав, свобод, обязанностей. В силу гражданского статуса на индивида в полном объеме распространяется суверенная воля государства, и в то же время он пользуется защитой и покровительством со стороны государства, где бы ни проживал.

Гражданству как правовому состоянию близко подданство — тоже состояние принадлежности индивида своему государству. Однако между ними имеется и существенное различие, заключающееся в степени и характере принадлежности. Подданство как институт, присущий государствам с монархической формой правления, означает крайнюю степень принадлежности. Подданный наделяется определенным объемом прав, свобод, обязанностей, но не является субъектом власти в своей стране. Гражданство же представляет собой состояние взаимной принадлежности: не только индивид принадлежит государству, но и государство принадлежит гражданам. Граждане, если пользоваться цивилистической терминологией, являются «сособственниками» своего государства. Коллектив граждан — первичный субъект верховной власти, и гражданство определяет круг лип, составляющих данный коллектив.

Различение гражданства и подданства по критерию первичного субъекта власти в государстве более правильно, чем по критерию формы правления (республиканской и монархической). Дело в том, что гражданство вводится не только в государствах с республиканской формой правления, но и в некоторых конституционных монархиях. Так, ст. 1 Конституции Японии гласит, что император является символом государства и единства народа, его статус определяется волей народа, которому принадлежит суверенная власть. В развитие этого принципа ст. 10 Конституции Японии устанавливает институт гражданства.

Таким образом, главная отличительная особенность гражданства как индивидуального правового состояния — наличие у лица статуса субъекта верховной власти в составе народа (коллектива граждан).

Законодательное определение гражданства воспроизводит именно это значение. Гражданство РФ определяется в ст. 3 Федерального закона от 31 мая 2002 г. № 62-ФЗ «О гражданстве Российской Федерации» (с последующими изменениями) (далее — Закон о гражданстве) как устойчивая правовая связь лица с Российской Федерацией, выражающаяся в совокупности их взаимных прав и обязанностей.

Гражданство в качестве конституционно-правового института — совокупность конституционных и обычных норм, регулирующих отношения между государством, с одной стороны, и гражданами, иностранцами, лицами без гражданства — с другой. Нормы этого института устанавливают:

  • круг лиц, признаваемых российскими гражданами;
  • основания и порядок приобретения и прекращения гражданства;
  • двойное и множественное гражданство;
  • порядок рассмотрения и решения дел по вопросам гражданства.

К правилам гражданства близки институты правового положения иностранцев, лиц без гражданства, беженцев и вынужденных переселенцев, въезда в Российскую Федерацию и выезда из нее.

Нормы института гражданства содержатся в Конституции РФ (ст. 6, 61-63), Законе о гражданстве, Положении о порядке рассмотрения вопросов гражданства Российской Федерации, утвержденном Указом Президента РФ от 14 ноября 2002 г. № 1325, ряде иных нормативных актов, а также в международных договорах (например, в договорах с Казахстаном и Киргизией об упрощенном порядке приобретения гражданства Российской Федерации, Казахстана, Киргизии гражданами стран — участниц названных договоров), в том числе заключенных еще Союзом ССР (например, в Конвенции о гражданстве замужней женщины от 29 января 1957 г.).

Принципы гражданства РФ

Российское гражданство основывается на положениях, общих для всех элементов конституционного положения личности, конкретизированных в ряде особых принципов.

Принцип единого гражданства

Прежний российский закон о гражданстве предусматривал наряду с общероссийским гражданство республик в составе Федерации, что вытекало из характеристики республик как государств (ст. 5 Конституции РФ). В тех условиях принцип единого гражданства означал, что республиканское гражданство не обособлено от общероссийского и эффекта двойного гражданства не порождает.

Кроме того, в силу данного принципа нельзя было иметь гражданство республики в составе Федерации, не имея российского гражданства. Для приобретения республиканского гражданства достаточно было факта постоянного или преимущественного проживания российского гражданина на территории соответствующей республики. Республики не имели права принимать решения о прекращении своего гражданства. Действующий ныне Закон о гражданстве вслед за Конституцией РФ 1993 г. не предусматривает республиканского гражданства, хотя прямо и не отрицает его. В новых условиях единое гражданство, видимо, должно пониматься как определение гражданства Российской Федерации в качестве единственного в стране.

Принцип допущения двойного гражданства

Законодательство о гражданстве Союза ССР устанавливало жесткое правило об отрицании двойного гражданства. Статья 8 Закона Союза ССР от I декабря 1978 г. «О гражданстве СССР» гласила, что за лицом, являющимся гражданином СССР, не признается принадлежность к гражданству иностранного государства. Современное российское законодательство допускает возможность двойного гражданства. В ч. 1 ст. 62 Конституции РФ записано, что гражданин РФ может иметь гражданство иностранного государства (двойное гражданство) в соответствии с федеральным законом или международным договором Российской Федерации. Формулировка Закона о гражданстве такова: «Гражданин Российской Федерации, имеющий также иное гражданство, рассматривается Российской Федерацией только как гражданин Российской Федерации, за исключением случаев, предусмотренных международным договором Российской Федерации или федеральным законом» (ст. 6). То есть по общему правилу в России двойное гражданство отрицается, но из этого правила возможны исключения.

Суть принципа допущения двойного гражданства не в том, что Российская Федерация разрешает в определенных случаях своим гражданам приобретать иностранное гражданство и не разрешает этого делать тогда, когда приобретение второго (третьего и т. д.) гражданства не предусмотрено ее законами или международными договорами. Допущение двойного гражданства (при наличии закона, международного договора) означает, что Российская Федерация признает те юридические последствия, которые вытекают для нее из состояния ее граждан в гражданстве иностранных государств. Однако Российская Федерация не признает подобных последствий, если второе (третье и т. д.) гражданство у российских граждан не основано на ее законах или международных договорах. В любом случае приобретение российским гражданином иного гражданства само по себе не влечет за собой прекращение у него российского гражданства.

Таким образом, допускается или отрицается не само второе гражданство, а его юридические последствия. Дело в том, что второе гражданство может появиться у гражданина России помимо его воли или воли иных лиц, органов. Часто второе (множественное) гражданство становится следствием коллизий законодательства о гражданстве разных стран.

Процедуры приобретения гражданства порождению в одних государствах основываются на праве почвы, а в других — на праве крови. Право почвы означает, что все дети, родившиеся на территории государства, исповедующего право почвы, становятся его гражданами независимо от гражданства их родителей. Право крови исходит из того, что дети граждан конкретной страны, закрепившей право крови, становятся ее гражданами независимо от места рождения. В Дании, России, Афганистане как основное используется право крови, а в США, Бразилии, Аргентине, на Кубе — право почвы. Теперь предположим, что семья граждан России переезжает на постоянное место жительства в США на законных основаниях, не утрачивая российского гражданства, и там у них рождается ребенок. Согласно российскому законодательству он будет рассматриваться как российский гражданин, однако в силу американского законодательства становится и гражданином США.

Стоит упомянуть, что согласно Венским конвенциям о дипломатических и консульских сношениях «право почвы» не распространяется лишь на детей иностранных дипломатов и консулов.

Двойное гражданство возникает и независимо от места рождения ребенка от смешанного по гражданству брака, если законодательство страны гражданства и отца, и матери содержит правило, согласно которому «право крови» действует и тогда, когда лишь один из родителей обладает гражданством данного государства. Если такой ребенок рождается на территории третьего государства, исповедующего «право почвы», то он в силу рождения одновременно приобретает и третье гражданство.

Двойное гражданство появляется у женщины при се вступлении в брак с иностранцем, если законодательство ее страны сохраняет за ней свое гражданство, а законодательство страны супруга предоставляет ей гражданство мужа. Статья 10 Закона о гражданстве Итальянской Республики гласит, например, что иностранка, выходя замуж за итальянского гражданина, приобретает итальянское гражданство.

Двойное гражданство должно быть скорее исключением, чем правилом. Оно не только расширяет возможности граждан, но и порождает для них, да и для государств, проблемы (где и как платить налоги, отбывать воинскую обязанность; как быть, если государства того и другого гражданства оказываются в ситуации военного конфликта).

Русский государствовед А. Градовский, выражая широко распространенную позицию, настаивал на исключительности отношений подданства (гражданства), поскольку в силу этих отношений индивид вместе со своим государством становится в резкую противоположность к иным государствам и их подданным. «Государство не может полагаться на защиту таких лиц, для которых благо данной страны есть нечто постороннее. Действуя исключительно под влиянием национальных интересов, верховная власть страны, естественно, может прийти в столкновение с интересами других народностей. В силу этого различия верховная впасть определенной страны должна быть поставлена совершенно независимо от отношений своих подданных ко всем верховным властям других государств. Отсюда прямо следует, что и политические права могут принадлежать в данном государстве только таким лицам, которые по своим интересам, по своему политическому миросозерцанию способны руководствоваться в управлении интересами своего отечества». Необдуманное использование государством практики двойного (множественного) гражданства, таким образом, чревато ослаблением его самостоятельности и безопасности.

Однако дозированное применение двойного гражданства в отношениях между странами, тесно связанными или стремящимися к установлению близких, доверительных отношений, полезно. Переход от жесткого отрицания двойного гражданства к его допущению позволяет расширить правовые возможности граждан по отношению к иным странам. Это важно, например, для представителей национальных, религиозных, языковых меньшинств, рассматривающих себя частью государства проживания и одновременно отождествляющих себя с теми странами, в которых национальная, религиозная, языковая культура их тяготения считается основной. Двойное гражданство крайне необходимо для граждан самостоятельных стран, составлявших ранее единое государство, по каким-то причинам позднее распавшееся. Отрицание двойного гражданства в этих вновь образовавшихся странах становится искусственным барьером между людьми, еще недавно составлявшими единое целое, затрудняет их общение, нарушает культурные, духовные, семейные связи.

Именно таково положение дел в государствах — бывших союзных республиках Союза ССР. Допущение двойного гражданства этими странами путем заключения двусторонних и многосторонних договоров стало бы серьезным объединительным началом в рамках Содружества Независимых Государств. Пока же большинство этих стран отрицательно относятся к двойному гражданству. Договоры о допущении двойного гражданства между ними редки (примером подобного договора является договор между Россией и Таджикистаном).

Принцип сохранения гражданства Российской Федерации лицами, проживающими или пребывающими за рубежом (принцип экстерриториальности гражданства — ч. 3 ст. 4 Закона о гражданстве).

Этот принцип означает, что обладание российским гражданством не обусловливается обязательным проживанием в Российской Федерации. Выезд российского гражданина на постоянное место жительства за рубеж не влечет автоматического прекращения гражданства. Напротив, гражданин может выйти из российского гражданства, не выезжая из страны.

Противоположное решение вопроса о связи гражданства и места проживания лица содержалось в Указе Президиума Верховною Совета СССР от 17 февраля 1967 г. «О выходе из гражданства СССР лиц, переселяющихся из СССР в Израиль». Текст Указа официально опубликован для сведения в соответствии с Заключением Комитета конституционного надзора СССР от 29 ноября 1990 г. Указ устанавливал, что лица, переселявшиеся в соответствии с выраженным ими желанием из СССР в Израиль на постоянное жительство, считались выбывшими из советского гражданства с момента их выезда из СССР. Указ связывал утрату гражданства не с волеизъявлением гражданина на предмет его выхода из союзного гражданства, а с его желанием выехать из СССР на постоянное место жительства в другое государство.

Принцип защиты и покровительства российским гражданам, находящимся за пределами Российской Федерации (ст. 7 Закона о гражданстве)

К данному правилу примыкают предписания ст. 4 Закона о недопустимости выдачи гражданина России иностранному государству и о недопустимости его высылки за пределы Российской Федерации.

В настоящее время за рубежом постоянно проживает или временно пребывает значительное число российских граждан. Само нахождение за границей не может рассматриваться как основание для ограничения их конституционного положения. Они остаются равноправными гражданами. Формальным основанием для осуществления защиты и покровительства российскому гражданину за рубежом является документ, подтверждающий его российское гражданство: общегражданский заграничный паспорт, дипломатический паспорт, служебный паспорт, паспорт моряка (удостоверение личности моряка). В государстве своего проживания или пребывания гражданин становится на консульский учет в дипломатические представительства или консульские учреждения, и с этого момента должностные лица названных органов обязаны охранять его интересы и оказывать ему необходимую помощь.

Принцип невосприимчивости гражданства к изменениям семейного статуса (ст. 8, 9 Закона о гражданстве)

Российское государство исходит из того, что не только изменение места жительства, но и изменение семейного статуса лица автоматически не влияют на его положение как гражданина РФ. Во-первых, заключение или расторжение брака гражданином России с лицом, не принадлежащим к российскому гражданству, не влечет за собой изменение их гражданства. Во-вторых, изменение гражданства одним из супругов не влечет за собой изменения гражданства другого супруга. В-третьих, расторжение брака не влечет за собой изменения гражданства родившихся в этом браке или усыновленных (удочеренных) супругами детей. В-четвертых, гражданство ребенка не изменяется при изменении гражданства его родителей, лишенных родительских прав.

Принцип сокращения числа лиц без гражданства (ч. 6 ст. 4 Закона о гражданстве)

Государственная поддержка и предоставление широкого набора политических, социально-экономических, культурных, личных прав — надежная жизненная опора для индивида, однако государство оказывает такую поддержку в полном объеме лишь своим гражданам. В отличие от граждан и иностранцев, пользующихся поддержкой своих государств, в невыгодном положении оказываются лица без гражданства. Поэтому Российская Федерация проводит политику, направленную на сокращение этой категории своего населения. Данная политика основывается на поощрении приобретения российского гражданства лицами без гражданства.

Кроме того, законодатель вводит ряд правил, предотвращающих рост числа лиц без гражданства. Так, не может быть прекращено российское гражданство ребенка, если в результате этого он станет лицом без гражданства.

Принцип равного гражданства (ч. 2 ст. 4 Закона о гражданстве)

В рамках отношений гражданства принцип равного статуса индивидов независимо от социальной, расовой, национальной, языковой, религиозной принадлежности дополняется установкой, согласно которой все граждане РФ равны между собой независимо от времени состояния в российском гражданстве и основания его приобретения.

Принцип недопустимости лишения гражданства (ч. 4 ст. 4 Закона о гражданстве)

Российское законодательство о гражданстве отказалось от лишения гражданства, известного законодательству Союза ССР. Лишение гражданства — одностороннее, основанное на произвольном усмотрении прекращение государством гражданства отдельных лиц независимо от их желания. Право государства на определение круга своих граждан и процедур приобретения, прекращения гражданства не означает его права на лишение гражданства, например, в качестве меры ответственности лица. Однако государство вправе отменить ранее принятое им решение о предоставлении гражданства, если оно было приобретено лицом на основании подложных документов или заведомо ложных сведений.

Принципы российского гражданства

Конституция РФ и Закон о гражданстве устанавливают прежде всего те общие основы, которые определяют сущностные черты отношений гражданства. Среди них надо выделить следующие.

1. Гражданство Российской Федерации является единым. В силу федеративного устройства России этот принцип - один из важнейших и закрепляется в Конституции (ст. 6).

Единое гражданство в федеративном государстве - необходимое условие его суверенного статуса, сохранения целостности.

2. Гражданство Российской Федерации является равным независимо от оснований приобретения.

3. Гражданство Российской Федерации имеет открытый и свободный характер. Во-первых, каждый человек имеет право на гражданство; Во-вторых, свободный характер гражданства Российской Федерации выражается в том, что Конституция и Закон закрепляют право гражданина изменить гражданство.

4. Гражданин Российской Федерации не может быть лишен своего гражданства. Лишение гражданства - это расторжение гражданских связей по инициативе государства, в одностороннем порядке, не предусматривающее в качестве условия согласие гражданина.

права человека на гражданство, двустороннего характера связи между человеком и государством, что предполагает расторжение этой связи как той, так и другой стороной только по взаимному согласию.

5. Гражданин Российской Федерации может иметь гражданство иностранного государства (двойное гражданство).ст. 62 Конституции РФ).

В Законе указывается, что за лицом, состоящим в гражданстве Российской Федерации, не признается принадлежность к гражданству другого государства, если иное не предусмотрено международным договором Российской Федерации. Приобретение гражданином РФ иного гражданства не влечет прекращения его российского гражданства.

Граждане РФ, имеющие также иное гражданство, не могут на этом основании быть ограничены в правах, уклоняться от выполнения обязанностей или освобождаться от ответственности, вытекающих из гражданства Российской Федерации.

6. Российское законодательство исходит из принципа сохранения гражданства Российской Федерации лицами, проживающими за ее пределами. ст. 27 Конституции.

7. Гражданство Российской Федерации основано на отрицании автоматического его изменения при заключении или расторжении брака гражданином Российской Федерации с лицом, не принадлежащим к ее гражданству, а также при изменении гражданства другим супругом. Этот отражает сущность гражданства как индивидуальной, персональной связи лица с государством, недопустимость автоматического прекращения гражданства, без волеизъявления лица и соблюдения установленного порядка.

8. Российская Федерация гарантирует своим гражданам защиту и покровительство за ее пределами. Этот принцип закреплен в Конституции РФ (ст. 61) и в Законе о гражданстве. Конституция устанавливает, что гражданин Российской Федерации не может быть выслан за ее пределы или выдан другому государству. За преступления, совершенные российским гражданином за границей, он подлежит уголовной ответственности по законам своей страны.

Состав основных принципов гражданства РФ указан в статье 4 ФЗ «О гражданстве РФ ». В законе сказано, что принципы гражданства РФ и правила, которые регулируют вопросы данной сферы, не должны иметь положения, ограничивающие права лица по признакам расовой, национальной, социальной, языковой или религиозной принадлежности.

Конституция и ФЗ «О гражданстве РФ» формируют общие основы, которые закладывают сущностные принципы данных отношений. Выделяют следующие основные принципы гражданства РФ .

Во-первых, гражданство России является единым (принцип единства) . По причине федеративного устройства России данный принцип крайне важен, и поэтому закреплен в Конституции. Единое гражданство в федеративном государстве представляет собой необходимое условие для сохранения суверенитета и целостности.

Во-вторых, гражданство РФ является равным вне зависимости от оснований его приобретения (принцип равенства) . Закон не предусматривает каких-либо особенностей в правовом статусе лиц, ставших гражданами России по разным основаниям: по рождению, в связи с принятием либо восстановлением в нём и т.д.

В-третьих, гражданство РФ обладает открытым и свободным характером (принцип открытости) . Данный принцип выражается в том, что согласно Закону РФ каждый человек имеет право на получение гражданства и на его изменение.

В-четвертых, гражданин РФ не может быть лишен гражданства (принцип взаимности) . Запрет в Конституции и в ФЗ «О гражданстве РФ» на лишение человека гражданства вытекает из двусторонней связи между человеком и государством, что предполагает разрыв данной связи только при взаимном согласии.

В-пятых, гражданин РФ может иметь гражданство иностранного государства (принцип двойного гражданства) . Подобная возможность предоставляется согласно федеральному закону или международному договору России.

Согласно данному принципу приобретение гражданином РФ иного гражданства не приводит к прекращению его российского подданства. Граждане РФ при наличии иного подданства не могут по этой причине быть ущемлены в правах, уклоняться от выполнения обязанностей или освобождаться от ответственности, которая связана с подданством РФ.

В-шестых, законодательство России содержит принципа сохранения гражданства РФ для лиц, которые проживают за её пределами . Данный принцип происходит из естественного права человека на выбор места жительства, свободный выезд за пределы России и беспрепятственный возврат в страну.

В-седьмых, гражданство РФ базируется на принципе отрицании автоматического его изменения при заключении либо расторжении брака гражданином России с иностранцем или лицом без подданства, а также при изменении гражданства одним из супругов. Данный принцип раскрывает его сущность как индивидуальной связи человека с государством.

В-восьмых, Россия гарантирует своим гражданам защиту и покровительство за её пределами . Этот принцип отражен в Конституции и ФЗ «О гражданстве РФ».

Органы государственной власти РФ, дипломатические представительства и их должностные лица обязаны способствовать гражданам РФ в обеспечении возможности пользоваться всеми законными правами и защищать их.

Согласно Конституции гражданин РФ не может быть выслан за её пределы либо выдан другому государству . За преступления, которые совершены гражданином России на территории других государств, он подлежит уголовной ответственности по законам РФ.



Если заметили ошибку, выделите фрагмент текста и нажмите Ctrl+Enter
ПОДЕЛИТЬСЯ:
Выселение. Приватизация. Перепланировка. Ипотека. ИСЖ