Дорожная полиция подвела итоги прошлого года и сообщила, что на дорогах России за этот период погибло 22 978 человек. Что на 3500 меньше, чем годом ранее. Спад смертности составил рекордные 14,7%. Для сравнения скажем, что сопоставимое снижение числа погибших наблюдался лишь в 2008 году - 10%. Но тогда смертей на дорогах страны насчитали без малого 30 000. В дальнейшем пошло гораздо медленнее: на 3,9% в 2010 году, на 5,2% - в 2011, на 3,5% - в 2013. А в 2012 и 2014 годах показатель смертности даже слегка подрастал - на 0,1% и 0,2% соответственно. По данным ГИБДД, в 2015 году общее количество ДТП уменьшилось на 8,2%: всего было зарегистрировано 184 000 аварий с пострадавшими. При этом количество раненых сократилось не столь радикально как погибших: всего на 8,6% - до почти 232 человек.
Заметно участились в России . Они стали попадать в дорожные неприятности на 7% чаще. За 2015 год было зарегистрировано 5454 подобных инцидентов.
Статистика зафиксировала очередной по вине дорожников. С недавних пор такого рода происшествия толерантно именуются полицией как «ДТП, которым сопутствовали неудовлетворительные условия содержания и обустройства улично-дорожной сети», что не меняет сути дела. Так, в 2015 году дорожники «приложили лопату и каток» к 63 093 авариям. Это на 5,3% больше, чем в годом ранее. Получается, что сейчас больше трети всех ДТП с пострадавшими -34% - остается .
Старение автопарка страны тоже потихоньку дает о себе знать. ГИБДД зафиксировала 2553 аварии (на 30% больше), произошедшие из-за эксплуатации неисправного транспорта. Но на общую картину это обстоятельство не особо влияет: доля таких ДТП едва превышает 1% от общего количества. Не обошлось и без снижения . За 2015 год таких инцидентов произошло около 16 000. В общей сложности их стало меньше на 1,9%. Любопытно, что среди водителей легкового транспорта снижение оказалось заметно более существенным - на 2,3%. К сожалению, уменьшение количества «пьяных ДТП» не сказалось на их «качестве». В такого рода авариях за прошедший год погибло на 16% больше граждан - почти 4000! Хорошо, хоть раненых тут стало меньше на 3,9% - 22 500 человек.
В снижении аварийности ГИБДД, как это заведено в подобных случаях в любом ведомстве, традиционно старается найти свою решающую заслугу. Но по мнению экспертов, в данном случае мы видим эффект от наложения воздействия сразу нескольких факторов.
Так за счет чего мы добились столь впечатляющих результатов? Во-первых, в автопарке России стали доминировать не древние «Жигули», а иномарки, хотя и не новые в массе своей. То есть пассивная безопасность водителей и пассажиров заметно выросла в последнее время. С другой стороны, федеральные трассы сейчас и уже не столь опасны даже по сравнению с состоянием двух- трехлетней давности. Совпадение резкого спада экономики России и смертности на дорогах тоже не случайно. Люди банально стали меньше ездить - машина потихоньку начинает превращаться в роскошь. А падение числа «пьяных» ДТП отлично согласуется с тем обстоятельством, что россияне стали просто меньше пить: в 2014 году на душу населения приходилось 13,5 литров спирта в год, а в 2015 — уже 11,5 литра. В свете вышеизложенного рассказы о том, что аварийность в стране снижается благодаря пропагандистским полицейским акциям типа «Слет юных инспекторов движения», ничего, кроме снисходительной улыбки, вызвать не могут.
Из всех видов транспортных средств именно автотранспорт считается самым опасным. Об этом говорит статистика аварий , которая базируется на количестве человеческих жертв. Автомобильный транспорт является самый распространенным средством передвижения, поэтому все больше граждан России и других государств приобретают личный автомобиль, реже мотоцикл или скутер.
ДТП (дорожное происшествие) – ситуация, возникшая во время движения транспорта или с его непосредственным участием, во время которой есть пострадавшие или погибшие, причинен ущерб самому транспорту, грузам, дорожным сооружениям (Википедия). С 2000 по 2016 год в Российской Федерации произошло 3 391 591 случаев ДТП, где погибло 499 791 человек, были травмированы 4 182 183 человека.
В 1896 году, 30 мая в Нью-Йорке произошло первое ДТП с участием авто: столкновение велосипеда с электромобилем, в результате которого велосипедист получил перелом ноги. Поражающие факторы при дорожных происшествиях:
Классификация: наезд на: неподвижный транспорт, пешехода, велосипедиста, или препятствие:
Факторы, провоцирующие происшествия на автомобильном транспорте:
Для сравнения российской дорожной ситуации с мировой, следует рассмотреть данные по ДТП в ряде стран ближнего и дальнего зарубежья.
Общая статистика аварий в России в 2015 году:
Происшествия | Погибло чел. | Травмировано чел. | |
Общее число | 184 000 | 23 114 | 231 197 |
С участием пешеходов | 58 221 | 7 138 | 53 718 |
С детьми | 24 794 | 1 028 | 26 838 |
Российская статистика аварий за 2016 год далее:
ДТП | Погибшие | Травмировано | |
Общее количество | 173 694 | 20 308 | 221 140 |
С участием пешеходов | 53 420 | 5 931 | 49 979 |
С пострадавшими-детьми | 24 034 | 933 | 26 060 |
Российская статистика аварий женщин и мужчин в 2015 году:
Пол | Количество | Погибшие | Раненые |
Виновник – мужчина | 127 573 | 16 805 | 170 144 |
Виновник – женщина | 21 206 | 1 407 | 28 314 |
Российская статистика аварий женщин и мужчин, кто чаще становиться участником автомобильных аварий (статистика ГИБДД за 2016 год):
Статистика аварий (Москва) по годам:
Год | Количество | Погибшие | Раненые |
2015 | 10 396 | 673 | 11 903 |
2016 | 9 045 | 561 | 10 326 |
Январь-март 2017 | 1 132 | 68 | 1 291 |
Марка | Число столкновений | Число погибших |
Kia Rio | 96 | 149 |
Nissan Tiida | 44 | 130 |
Hyundai Solaris | 65 | 120 |
Chevrolet Aveo | 65 | 99 |
Hyundai Accent | 43 | 86 |
В мире статистика аварий на транспорте за 2015 год показывает, что ежегодно в дорожных происшествиях гибнет до 1,25 млн человек:
Показательная статистика аварий в США за 2015 год:
Европейская статистика аварий на транспорте за 2016 год :
2016 – статистика аварій в Україні (в Украине):
Опираясь на официальные статистические данные 2015 года в государстве Беларусь:
Вся статистика аварий на дорогах разнится в зависимости от вида транспортного средства, бывшего участником ее.
Российская статистика транспортных аварий с участием микроавтобусов, осуществляющих пассажирские :
Сводная статистика аварий автобусов в России:
Российская статистика аварий автомобилей, грузовых и легковых, на бензине и на газовом топливе:
Основные причины аварий по статистике дорожно-транспортных происшествий в России в таблице (2016):
Неудовлетворительное качество дорожного покрытия | Порядка 14 тыс. происшествий |
, случайно выбежавшие на проезжую часть в неположенном месте | 8 507 случаев |
Увеличение дорожного трафика в выходные | Сб – 12 235; Вс – 12 464 аварийных ситуаций |
Нарушение правил движения (исключительно по вине водителя, как уточняет статистика автомобильных аварий ) | 68 412 происшествий |
Столкновение двух и более транспортных средств | 32 754 случаев |
Наезд на пешехода | 23 724 наезда |
Опрокидывание по какой-либо причине автомобиля | 7 096 ДТП |
Российская статистика аварий на мотоциклах, мопедах, скутерах:
Год | Число ДТП | Погибшие | Раненные |
2015 | 5 606 | 803 | 6 068 |
2016 | 4 699 | 607 | 5 137 |
До апреля 2017 | 26 | 5 | 24 |
Пик аварийных ситуации приходится на самый разгар мотосезона – май-сентябрь. Сборная статистика погибших в авариях утверждает, что самый опасный месяц для мотолюбителей – июль. Отечественная статистика аварий ГИБДД показывает, что 62% от всех дорожных происшествий, где фигурировала мототехника – это столкновения с автотранспортом или иными препятствиями. Остальные 38% случаев приходятся на наезды на пешеходов, падения мотоцикла и пр. В ДТП с участием мотоциклистов виновником является:
Самое небезопасное время поездки на мотоцикле и машинах – с 17.00 до 22.00, самое тихое – с 3.00 до 7.00. Как ни странно, но большинство происшествий с участием мототранспорта случалось в будние дни за последние пять лет. При мото-аварии – статистика с учетом наличия комплекта экипировки (2015):
Статистика жертв аварий и прочих факторов приводит к ряду выводов:
В 2015 году было проведено исследование на определение самого безопасного вида транспорта. Его итоги оказались следующими:
Приведенные здесь статистические данные аварий – еще один повод задуматься над безопасностью на дороге. За этими сухими цифрами стоят вполне реальные жизни , чье-то горе, неисправимые ошибки.
По результатам анализа статистики ДТП за первые шесть месяцев 2015 года, количество ДТП снизилось на 6,3% по отношению к первому полугодию 2014 года, а количество погибших и пострадавших – на 11,9% и 6,8% соответственно.
Одной из самых частых причин ДТП в России по-прежнему является неудовлетворительное состояние дорог. Так, с января по июнь 2015 года по этой причине произошло 40% всех ДТП или 30 667 аварий. Это на 4,1% меньше, чем за тот же период 2014 года.
Снизилось количество ДТП, совершенное водителями в состоянии алкогольного опьянения. Всего за указанный период произошло 5225 таких аварий или на 8,3% меньше, чем за первые шесть месяцев 2014 года.
Количество ДТП на пешеходных переходах, напротив, увеличилось. Всего произошло 7888 таких аварий с наездом на пешехода или на 1% больше, чем за январь-июнь 2014 года. Также выросло количество аварий из-за неудовлетворительного технического состояния автотранспорта - 945 или на целых 14,4% больше, чем за первые шесть месяцев 2014 года.
Самыми аварийными днями за прошедшие полгода оказались субботы и воскресенья, а самым опасным периодом – время с 17 до 18 часов.
№ п/п |
2014
г 1-е полугодие |
2015 г 1-е полугодие |
Примечание | |
1 | Произошло ДТП | 83 773 | 79 199 | снижение –6,3% |
2 | Погибло | 10 835 чел. | 9 712 чел. | снижение -11,9% |
3 | Ранено | 106 088 чел. | 99 740 чел. | снижение -6,8% |
4 | ДТП из-за плохих дорог |
27 865 ДТП | 30 667 ДТП | Повышение+ 10 % |
5 | По вине пьяных водителей |
5 851 ДТП погибло 959 ранено 8 426 |
6249 ДТП погибло 1 269 ранено 8 848 |
повышение +9,3 повышение -25% повышение — 5% |
6 | Пик числа аварий (дни недели) |
24 497 ДТП погибло 12713 |
Суббота - 12 235 ДТП воскресенье - 12 464 ДТП |
снижение-9,5%повышение+ 2 % |
7 | Время ДТП 17-18 часов |
5 300 ДТП | 5 166 ДТП | снижение — 2,6% |
8 | По вине водителей- мужчин |
61 005 ДТП | 55 968 ДТП | снижение -8,4% |
9 | По вине водителей- женщин |
8 745 ДТП | 9 062 ДТП | повышение +3,5% |
10 | С участием детей в возрасте до 16 лет |
8 759 ДТП погибло 297 ранено 9 243 |
8 507 погибло 305 ранено 8 990 |
снижение –3,4% повышение 2,6 % снижение — 3,2% |
11 | Столкновение | 35 112 ДТП погибло 52 682 ранено 3 116 |
32 754 ДТП погибло 2731 ранено 49700 |
снижение -7,2% снижение 6 %снижение -14,1% |
13 | Опрокидывание ТС |
9 075 ДТП погибло 1 476 ранено 11 564 |
7096 ДТП погибло 1 161 ранено 8 986 |
снижение -27,9% снижение -27,2% снижение -28,7% |
14 | На пешеходных переходах |
5273 ДТП погибло 336 ранено 6356 |
5707 ДТП погибло 343 ранено 5924 |
повышение +7,6% повышение +1,8% повышение +7,3 % |
15 | По вине технически неисправных ТС |
808 ДТП погибло 178 ранено 1 200 |
945 ДТП погибло 172 ранено 1 364 |
повышение +14,4% снижение -3,9%) повышение +12% |
16 | Неудовлетво- рительные условия содержания и обустройства улично- дорожной сети (НДУ) |
30 682 ДТП погибло 4268 ранено 40 652 |
30 667 ДТП погибло 3 873 ранено 38 754 |
снижение — 4,1 снижение –10,2% снижение –4,9% |
Данные статистики свидетельствуют о снижении по итогам прошедшего года всех основных показателей аварийности. Главным является то, что удалось сократить число погибших в дорожно-транспортных происшествиях на 14,7 %, - это означает, что были сохранены жизни свыше 3,8 тысяч участников дорожного движения. Всего в 2015 году на российских дорогах в автоавариях погибли 23 114 человек.
Количество ДТП с начинающими водителями в 2015 г. снизилось на 26,5%, с водителями мопедов - на 45,9%.
Общее количество ДТП уменьшилось на 8,2%, всего было зарегистрировано 184 тысячи автоаварий. Число раненых сократилось на 8,6%, всего в течение года травмы на дорогах получили более 231 тысячи человек. Снижение основных показателей аварийности стало результатом взаимодействия с органами власти различного уровня, анализа ситуации и разработки предложений по совершенствованию законодательства, внедрению новых форм и методов работы и информационно-пропагандистского воздействия на участников дорожного движения.
На 1,9% по итогам года уменьшилось количество происшествий с участием водителей, находящихся в состоянии опьянения, - всего произошло 16 тысяч таких ДТП. При снижении числа раненых на 3,9% (всего 22,5 тысячи человек) число погибших в таких ДТП увеличилось на 15,9% и составило 3 997 человек. Также снизилось на 17,3% количество происшествий с участием водителей, которые имели признаки опьянения, но отказались от прохождения медицинского освидетельствования, - всего за год было зарегистрировано 4,6 тысячи таких ДТП.
В последнее время была существенно усилена ответственность за нетрезвое вождение. Гражданское общество также проявляет все более ощутимую поддержку в этой работе, - активисты сообщают в полицию о нетрезвых водителях, Госавтоинспекция, в свою очередь, оперативно реагирует на такие сообщения. Получила широкое распространение практика массовых проверок, основная задача которых – максимально проинформировать общественность о мероприятия, мотивировать нетрезвых граждан отказаться от поездки за рулем. Работа в данном направлении будет продолжена, - в частности, в настоящее время имеется ряд законодательных инициатив в этой сфере.
Повысился уровень безопасности пешеходов. В прошедшем году снизилось как общее число погибших пешеходов на 3,9%, так и общее количество наездов на пешеходов на 0,4%. Незначительно - на 2% - увеличилось количество наездов на пешеходов на пешеходных переходах, при этом число погибших в таких ДТП уменьшилось на 0,2%.
Улучшается положение с детской дорожной аварийностью. Здесь также по итогам года зарегистрировано снижение всех основных показателей, - общее количество таких происшествий сократилось на 4,5%, число погибших – на 16,5%, раненых – на 3,5%. Вместе с тем, на 2,3% увеличилось количество ДТП с пострадавшими детьми-пешеходами, в том числе 3,8% - на пешеходных переходах.
В настоящее время статистика аварийности за прошедший год размещена на официальном сайте Госавтоинспекции; с имеющимися данными можно ознакомиться в разделе «
В 2015 году число погибших в ДТП сократилось на 14,7%. В авариях погибли 23,1 тыс. человек — на 3,8 тыс. меньше, чем в 2014-м. Снижение, пусть и не такое ощутимое, зафиксировано по количеству пострадавших в авариях: за год травмы получили около 231 тыс. человек, что на 8,6% меньше, чем годом ранее. Общее число ДТП с погибшими и пострадавшими снизилось по итогам 2015 года на 8,2%, до 184 тыс. случаев.
Прошлый год был ознаменован серьезными ужесточениями законодательства за пьяное вождение. В частности, за повторное управление транспортным средством в пьяном виде с 1 июля была введена уголовная ответственность. Пока эти меры не привели к заметному эффекту, хотя положительная динамика все же есть.
Так, по итогам года количество тяжелых аварий с участием водителей, находящихся в состоянии опьянения, снизилось менее чем на 2%, до 16 тыс. ДТП. Число раненых снизилось на 3,9% (всего 22,5 тыс. человек). Количество погибших при этом выросло на 15,9% и составило почти 4 тыс. человек.
Кроме того, на 17,3% уменьшилось количество происшествий с участием водителей, которые имели признаки опьянения, но отказались от прохождения медицинского освидетельствования, — за прошлый год было зарегистрировано 4,6 тыс. таких аварий.
Общее число погибших пешеходов в ДТП разного рода сократилось на 3,9%. Однако количество наездов на пешеходных переходах, наоборот, растет. Таких аварий произошло на 2% больше.
Повышение этих показателей обусловлено ростом ДТП с участием детей. За год зафиксирован рост числа ДТП с пострадавшими детьми-пешеходами на 2,3%, в том числе на 3,8% больше — на пешеходных переходах.
При этом в целом ситуация с детской аварийностью улучшилась. Общее количество аварий, в которых погибали и получали травмы дети, снизилось на 16,5 и 3,5% соответственно.
Депутат Лысаков считает, что снижение аварийности обусловлено рядом факторов. «Законодательные изменения, реконструкция дорог, рост количества камер фиксации скорости — все это вместе привело к положительной тенденции. Нельзя исключать и тот факт, что жизнь стала дороже и, как следствие, люди стали меньше передвигаться на личном транспорте», — поясняет он.
«Качественного прорыва в проблеме дорожной аварийности в прошлом году не случилось, это очевидно, — такой позиции придерживается лидер движения «Автомобилисты России» Виктор . —
Мы видим, что репрессии в отношении водителей продолжаются, но не дают желаемого эффекта. При этом других мер не предпринимается. Например, ГИБДД по-прежнему не делает упор на профилактику. Дороги в порядок не приводятся, хотя этот фактор мог бы снизить аварийность на треть».
Что касается общего снижения количества аварий с погибшими и пострадавшими, то собеседник уверен, что это в основном происходит из-за экономического кризиса. «Люди стали меньше покупать машины, меньше ездить, значительно сократилось число выпускников автошкол», — поясняет Похмелкин.
Помимо годовых показателей, в ГИБДД уже отчитались о ситуации с аварийностью в январе 2016-го. За этот период зафиксировано 11,4 тыс. аварий, в которых погибли почти 1,3 тыс. человек, еще 15,3 тыс. человек получили ранения.
Таким образом, общее количество аварий снизилось в сравнении с январем 2015 года на 8%, число погибших — на 19%, а пострадавших — на 8%.
По некоторым категориям ДТП в январе зафиксировано резкое снижение. Так, например, за прошлый месяц произошло почти на 43% меньше ДТП с участием пьяных водителей. Количество погибших в этих авариях снизилось на 36%, а пострадавших — на 40%.
Еще более наглядной картина оказалась в Москве, где количество «пьяных» ДТП с пострадавшими упало почти на 50%, число раненых — почти на 35%, а количество погибших сократилось сразу в четыре раза, снизившись на 75%.