Выселение. Приватизация. Перепланировка. Ипотека. ИСЖ

Согласно действующей редакции федерального конституционного закона от 21 июля 1994 года "О Конституционном Суде Российской Федерации", Конституционный Суд Российской Федерации (КС РФ) - судебный орган конституционного контроля, самостоятельно и независимо осуществляющий судебную власть посредством конституционного судопроизводства.

Полномочия, порядок образования и деятельности Конституционного Суда Российской Федерации определяются Конституцией Российской Федерации и Федеральным конституционным законом "О Конституционном Суде Российской Федерации".

В целях защиты основ конституционного строя, основных прав и свобод человека и гражданина, обеспечения верховенства и прямого действия Конституции Российской Федерации на всей территории Российской Федерации Конституционный Суд:

1. Разрешает дела о соответствии Конституции РФ:

Федеральных законов, нормативных актов Президента РФ, Совета Федерации, Государственной Думы, Правительства РФ;

Конституций республик, уставов, а также законов и иных нормативных актов субъектов РФ, изданных по вопросам, относящимся к ведению органов государственной власти РФ и совместному ведению органов государственной власти РФ и органов государственной власти субъектов РФ;

Договоров между органами государственной власти РФ и органами государственной власти субъектов РФ, договоров между органами государственной власти субъектов РФ;

Не вступивших в силу международных договоров РФ.

2. Разрешает споры о компетенции:

Между федеральными органами государственной власти;

Между органами государственной власти РФ и органами государственной власти субъектов РФ;

Между высшими государственными органами субъектов РФ.

3. По жалобам на нарушение конституционных прав и свобод граждан и по запросам судов проверяет конституционность закона, примененного или подлежащего применению в конкретном деле.

4. Дает толкование Конституции РФ.

5. Дает заключение о соблюдении установленного порядка выдвижения обвинения Президента РФ в государственной измене или совершении иного тяжкого преступления.

6. Выступает с законодательной инициативой по вопросам своего ведения.

7. Осуществляет иные полномочия, предоставляемые ему Конституцией Российской Федерации и законодательством.

Конституционный Суд решает исключительно вопросы права.

КС РФ состоит из 19 судей, назначаемых на должность Советом Федерации по представлению Президента РФ.

Председатель КС назначается на должность Советом Федерации по представлению Президента РФ сроком на шесть лет из числа судей Конституционного Суда.

КС рассматривает и разрешает дела в пленарных заседаниях и заседаниях палат.

Конституционный Суд состоит из двух палат, включающих в себя соответственно 10 и девять судей КС РФ. Персональный состав палат определяется путем жеребьевки, порядок проведения которой устанавливается Регламентом КС РФ.

В пленарных заседаниях участвуют все судьи Конституционного Суда Российской Федерации, в заседаниях палат - судьи, входящие в состав соответствующей палаты.

Председатель и заместители Председателя Конституционного Суда РФ не могут входить в состав одной и той же палаты.

Очередность исполнения судьями, входящими в состав палаты, полномочий председательствующего в ее заседаниях определяется на заседании палаты.

Решения Конституционного Суда Российской Федерации обязательны на всей территории Российской Федерации .

История Конституционного Суда

Идею создания специализированного органа, ответственного за соблюдение Основного закона страны, приписывают Михаилу Горбачеву. Именно он предложил создать Комитет конституционного надзора СССР.

Законодательно эта идея была воплощена 1 декабря 1988 года, когда в статью 125 Конституции СССР были внесены изменения и дополнения. Устанавливалось, что Комитет конституционного надзора (ККН СССР) будет состоять из 23 высококвалифицированных специалистов - юристов и политологов; что в его состав будут входить представители от каждой из 15 союзных республик; и что избираться ККН СССР будет Съездом народных депутатов СССР.

21-23 декабря 1989 года II Съезд народных депутатов СССР принял закон "О конституционном надзоре в СССР" и избрал председателя ККН и его заместителя, соответственно Сергея Алексеева и Бориса Лазарева.

Остальных 25 членов комитета (по сравнению с первоначальными планами численность ККН была увеличена) съезд поручил избрать Верховному Совету.

Комитет Конституционного надзора СССР должен был проверять конституционность не только законов СССР, но и законопроектов, а также акты Генерального прокурора СССР, Главного государственного арбитра СССР и еще ряд других нормативных актов.

В декабре 1991 года Комитет конституционного надзора СССР по собственной инициативе прекратил свое существование.

За время своего существования - с мая 1990 года по декабрь 1991 года - ККН СССР принял 23 решения. Среди наиболее известных решений - признания неконституционности разрешительного порядка прописки и порядка применения неопубликованных нормативных актов.

15 декабря 1990 года в Конституции РСФСР впервые появилось упоминание о Конституционном Суде. В поправке, которая была одобрена II Съездом народных депутатов РСФСР, говорилось о том, что Конституционный Суд РСФСР должен избираться Съездом РСФСР, и что порядок его деятельности должен быть установлен отдельным законом.

Закон о Конституционном Суде РФ был утвержден V Съездом народных депутатов РСФСР 12 июля 1991 года.

30 октября 1991 года состоялось первое рабочее совещание Конституционного Суда РСФСР, а 14 января 1992 года - первое заседание.

На первом заседании Конституционный Суд рассмотрел дело о проверке конституционности Указа Президента РСФСР "Об образовании Министерства безопасности и внутренних дел РСФСР", которым он объединил в один орган министерства государственной безопасности и внутренних дел.

Конституционный Суд признал этот Указ не соответствующим Конституции. Суд указал на то, что Президент, подписав этот Указ, превысил свои полномочия. Также в постановлении Конституционного Суда говорилось о том, что деятельность правоохранительных органов связана с реальными ограничениями прав и свобод граждан, в том числе права на неприкосновенность личности, личной жизни, жилища, тайны переписки, телефонных переговоров. Разделение и взаимное сдерживание служб государственной безопасности и внутренних дел призвано обеспечить демократический строй и является одной из гарантий против узурпации власти.

Одним из самых долгих дел за всю историю Конституционного Суда, слушания которого длились почти полгода, и самым громким и массовым стало дело о проверке конституционности указов Президента РФ, которыми он в августе 1991 года приостановил, а затем и прекратил деятельность Коммунистической партии и фактически объявил ее вне закона. В рамках этого же дела Конституционный Суд проверял конституционность самих партий - КПСС и КП РСФСР.

Конституционный Суд принял миротворческое решение. Он признал, что сращивание партийных структур с государственной властью недопустимо, однако вывел из-под удара рядовых членов партии. Конституционный Суд указал на то, что запрета на идеологию в демократическом государстве быть не может, соответственно невозможен и запрет на объединение в организацию людям с теми или иными убеждениями.

22 сентября 1993 года Конституционный суд принял решение, повлекшее за собой драматические последствия: Суд признал противоречащим Конституции Указ Президента Бориса Ельцина № 1400 о роспуске Съезда народных депутатов.

После событий 3-4 октября 1993 года Президент РФ Борис Ельцин приостановил деятельность Конституционного Суда.

24 июня 1994 года Государственная Дума приняла новый закон о Конституционном Суде - федеральный конституционный закон "О Конституционном Суде Российской Федерации". 12 июля за предложенную редакцию проголосовал Совет Федерации. 21 июля закон был подписан Президентом РФ, а 23 июля - опубликован.

В феврале 1995 года Суд был полностью укомплектован.

2000-е годы стали временем непрерывного совершенствования законодательной основы и практических механизмов работы КС. В январе 2001 года срок полномочий судей, назначенных на должность Советом Федерации, был продлен с двенадцати до пятнадцати лет. В марте 2005 года в Федеральный Конституционный закон "О Конституционном Суде Российской Федерации" были внесены поправки, которые установили, что полномочия судьи КС перестали быть ограничены определенным сроком.

5 февраля 2007 года вступили в силу изменения, согласно которым местом постоянного пребывания Конституционного Суда стал Санкт-Петербург.

С 21 мая 2008 года конституционное судопроизводство стало осуществляться в комплексе исторических зданий Сената в центре Санкт-Петербурга.

В июне 2009 года был изменен порядок назначения на должность Председателя Конституционного Суда и его заместителей. Отныне и Председатель, и два его заместителя назначаются на свои должности Советом Федерации по представлению Президента Российской Федерации. Срок их полномочий составляет шесть лет, но по истечении этого срока они вновь могут быть назначены на занимаемые должности.

ТАСС-ДОСЬЕ. 31 января 2018 года. Совет Федерации РФ назначил Валерия Зорькина председателем Конституционного суда (КС) на новый шестилетний срок.

Конституционный суд РФ - высший, "самостоятельный и независимый", судебный орган конституционного контроля. Со времени его учреждения в 1991 году пост председателя КС занимали четыре человека.

Редакция ТАСС-ДОСЬЕ подготовила справку о председателях Конституционного суда.

Валерий Зорькин (1991-1993, 2003 - настоящее время)

Валерий Зорькин (род. в 1943 году), юрист, выпускник МГУ им. Ломоносова, в 1990-1991 годы руководил группой экспертов Конституционной комиссии Съезда народных депутатов РСФСР и участвовал в подготовке проекта новой российской конституции. В октябре 1991 года вошел в первый состав судей Конституционного суда РСФСР. 1 ноября 1991 года на первом заседании КС тайным голосованием был избран председателем суда на неограниченный срок. В декабре 1992 года во время конфликта между парламентом и президентом РФ Борисом Ельциным был инициатором соглашения "О стабилизации конституционного строя Российской Федерации".

Документ предполагал замораживание поправок к Конституции, изменяющих баланс исполнительной и законодательной властей, а также принятие решения о проведении референдума об основах нового основного закона. В марте 1993 года Зорькин осудил заявление Ельцина о введении "особого порядка управления до преодоления кризиса власти". 21 сентября 1993 года КС во главе с Зорькиным признал неконституционным указ президента №1400 о роспуске Съезда народных депутатов и Верховного совета РФ и постановил считать нарушение основного закона основанием для прекращения полномочий Ельцина.

6 октября 1993 года, после штурма войсками здания парламента, Зорькин ушел в отставку, при этом он остался членом КС. 7 октября 1993 года указом президента РФ деятельность КС была временно приостановлена "до принятия новой Конституции Российской Федерации".

После отставки с поста председателя КС Зорькин продолжал оставаться одним из его судей. 21 февраля 2003 года он был вновь избран председателем суда на трехлетний срок. 21 февраля 2006 года и 20 февраля 2009 года Зорькин переизбирался главой КС на новые трехлетние сроки. 2 июня 2009 года были приняты изменения в федеральный конституционный закон "О Конституционном Суде Российской Федерации", в соответствии с которыми председатель КС и его заместители стали назначаться на должность Советом Федерации по представлению главы государства. Кроме того, срок полномочий председателя КС был увеличен с трех до шести лет. 22 февраля 2012 года Зорькин стал председателем КС в пятый раз, назначение впервые прошло по новой процедуре.

Николай Витрук (и. о. председателя, 1993-1995)

Николай Витрук (род. в 1937 году), окончил юридический факультет Томского государственного университета им. В. В. Куйбышева. Возглавлял кафедру государственно-правовых дисциплин Высшей юридической заочной школы МВД СССР, был одним из разработчиков конституции СССР 1977 года. 29 октября 1991 гоа был избран судьей Конституционного суда РФ, 1 ноября 1991 года - заместителем председателя суда. С 1992 года - ассоциированный член (от России) Европейской комиссии за демократию через право (Венецианской комиссии Совета Европы).

21 сентября 1993 года голосовал против постановления КС, которым указ президента РФ №1400 был признан основанием для отрешения Ельцина от должности. 28 сентября 1993 года призвал Зорькина уйти в отставку. С 6 октября 1993 года по 13 февраля 1995 года исполнял обязанности председателя КС. В 1993-1994 ггодахучаствовал в подготовке проекта нового федерального конституционного закона "О Конституционном Суде Российской Федерации" и представлял его в Госдуме.

С 13 февраля 1995 года по 12 февраля 2003 года - судья КС. После отставки с должности члена КС работал завкафедрой конституционного права Российской академии правосудия Верховного и Высшего Арбитражного судов РФ. Скончался 9 августа 2012 года в Москве.

Владимир Туманов (1995-1997)

Владимир Туманов (род. в 1926 году), выпускник юридического факультета Института внешней торговли Министерства внешней торговли СССР. С 1959 по 1994 год работал в Институте государства и права Академии наук. В 1992 году выступал экспертом на процессе по делу КПСС в Конституционном суде. В мае-июне 1993 года указами Ельцина был включен в оперативную группу по подготовке проекта конституции, а затем стал одним из 25 представителей президента в Конституционном совещании. 12 декабря 1993 года был избран депутатом Госдумы I созыва по списку Партии российского единства и согласия Сергея Шахрая.

25 октября 1994 года был избран судьей Конституционного суда, в связи с чем сложил депутатские полномочия. 13 февраля 1995 года Туманов возглавил КС, за его кандидатуру проголосовали 11 из 19 судей. 9 августа 1996 года во время церемонии инаугурации Ельцина привел его к президентской присяге. 31 октября 1996 года срок полномочий Туманова в качестве судьи КС истек в связи с достижением им 70-летнего возраста.

24 декабря 1996 года он подал заявление об отставке с председательского поста, которое было удовлетворено 20 февраля 1997 года. Туманов продолжал исполнять судейские обязанности до 11 июня 1997 года, когда был назначен и приведен к присяге новый судья. В 1997-1998 годах - судья Европейского суда по правам человека в Страсбурге. Также в 1997-2011 годах являлся председателем Совета при президенте РФ по вопросам совершенствования правосудия. Скончался 9 июня 2011 года в Москве.

Марат Баглай (1997-2003)

Марат Баглай (род. в 1931 году), юрист, выпускник Ростовского государственного университета. С 1977 по 1995 год работал проректором, заведующим кафедрой публичного права Высшей школы профсоюзного движения ВЦСПС им. Н. М. Шверника (с 1990 года - Академия труда и социальных отношений). Избран судьей Конституционного суда 7 февраля 1995 года. После отставки Туманова 20 февраля 1997 года был избран председателем КС первом туре 12 голосами из 19. 21 февраля 2000 года переизбран на этот пост ("за" - 18, против - один).

В июле 1999 года суд под председательством Баглая принял постановление о конституционности федерального закона "О культурных ценностях, перемещенных в СССР в результате Второй мировой войны и находящихся на территории Российской Федерации". Согласно этому решению, ценности, вывезенные с территории "бывших неприятельских государств", признавались российскими. В декабре 1999 года суд подтвердил правоту Ельцина, отстранившего от должности генпрокурора Юрия Скуратова.

По мнению суда, отстранение генпрокурора на время расследования возбужденного против него уголовного дела не относится к компетенции Совета Федерации. 21 февраля 2003 г. во втором туре голосования по выборам председателя КС Марат Баглай проиграл Валерию Зорькину с результатом 9 голосов против 10. Тогда же были прекращены его судейские полномочия. В настоящее время является профессором кафедры конституционного права МГИМО МИД России. 0скт/стк/снб.

Председатель Конституционного Суда. Во главе Конституционного Суда стоит Пред-седатель. Вопрос избрания Председателя составляет прерогативу самого суда и решается на его закрытом пленарном заседании. Первые выборы после принятия Закона "О Конституционном Суде" допускались при наличии полного состава Суда, а последующие проводятся не позднее двух месяцев со дня, когда должность стала вакантной.

Председатель избирается из судей Конституционного Суда. Кандидатуры выявляются рейтинговым голосованием. Ими признаются не менее трех судей, набравших при тайном голосовании наибольшее число голосов. Они включаются в бюллетень для тайного голосования в алфавитном порядке. Избранным на должность считается судья, за которого подано не менее десяти голосов.

Председатель Конституционного Суда РФ избирается сроком на три года. По истечении срока полномочий Председатель Конституционного Суда может быть избран на новый срок.

Возможно досрочное прекращение полномочий Председателя Конституционного Суда. Это происходит тогда, когда прекращаются его полномочия как судьи (по основаниям, названным вст. 18 Закона "О Конституционном Суде"), а также по специальным основаниям (ст. 23):

1) по личному письменному заявлению о сложении с себя этих полномочий;

2) по инициативе не менее пяти судей, считающих, что он недобросовестно исполняет свои обязанности либо злоупотребляет своими правами.

В первом случае сложение полномочий констатируется решением Конституционного Суда, а во втором – инициатива рассматривается Судом, и решение об освобождении Председателя от должности считается принятым, если за него проголосует не менее двух третей от общего числа судей Конституционного Суда.

Председатель Конституционного Суда является органом судебной администрации. Он не подменяет Суд, не руководит судьями в ходе судопроизводства, а обладает компетенцией внутриорганизационного характера.

В соответствии с Законом (ст. 24) Председатель Конституционного Суда, сохраняя все свои полномочия как судья, одновременно:

– руководит подготовкой пленарных заседаний Конституционного Суда, созывает их и председательствует на них;

– вносит на обсуждение Конституционного Суда вопросы, подлежащие рассмотрению в пленарных заседаниях и заседаниях палат;

– представляет Конституционный Суд в отношениях с государственными органами и организациями, по уполномочию Конституционного Суда выступает с заявлениями от его имени;

– осуществляет общее руководство аппаратом Конституционного Суда РФ, представляет на утверждение Конституционного Суда кандидатуры руководителей Секретариата Суда и других подразделений аппарата, иных служб, а также Положение о Секретариате Конституционного Суда РФ и штатное расписание аппарата.

Правовой формой реализации полномочий Председателя Конституционного Суда являются приказы и распоряжения.

Заместитель Председателя Конституционного Суда – должностное лицо, статус которого в общем виде определен Законом "О Конституционном Суде". Порядок обретения им полномочий, их срок и прекращение аналогичны тому, что действует применительно к Председателю Конституционного Суда. Заместитель Председателя, наряду с временным исполнением обязанностей Председателя Конституционного Суда, по уполномочию Председателя Суда осуществляет отдельные его функции, а также выполняет свои обязанности, возложенные на него Конституционным Судом. Он не наделяется распорядительными полномочиями; не может быть в составе палаты Суда, в которой находится Председатель Конституционного Суда.

Судья-секретарь Конституционного Суда входит в состав руководителей Конституционного Суда. Он избирается на три года в том же порядке, что и Председатель и заместитель Председателя Конституционного Суда; общими являются и основания досрочного прекращения полномочий.

Судья-секретарь, как и другие руководители Суда, несет обязанности судьи. Дополнительно он наделяется специальными правомочиями. В отличие от положения заместителя Председателя, они достаточно четко называются в Законе(ст. 27). В частности, судья-секретарь:

1) осуществляет непосредственное руководство работой аппарата Конституционного Суда;

2) организационно обеспечивает подготовку и проведение заседаний Суда;

3) доводит до сведения соответствующих органов, организаций и лиц решения, принятые Конституционным Судом, и информирует об их исполнении;

4) организует информационное обеспечение судей.

Аппарат Конституционного Суда. Деятельность Конституционного Суда обеспечивает его аппарат. Он создается в соответствии с Федеральным конституционным законом “О судебной системе РФ” (ст. 30, 32) и Федеральным конституционным законом “О Конституционном Суде РФ” (ст.111). Он представляет собой определенным образом opганизованную административную структуру. Ее устройство находится в компетенции Конституционного Суда. При этом, однако, его решение в указанном отношении предопределяется функциями Конституционного Суда, объемом выполняемой работы и государственным финансовым ассигнованием. Оптимальность и стабильность последнего гарантируется законом (путем закрепления отдельной строкой в федеральном бюджете необходимых средств, невозможности их уменьшения в сравнении с предыдущим финансовым годом и т.п.), что составляет основу нормального функционирования аппарата.

Аппарат Конституционного Суда состоит из:

1) Секретариата Конституционного Суда;

2) секретариатов руководителей Конституционного Суда;

3) аппарата каждого из судей;

4) а также иных подразделений.

Конституционный Суд в пределах своей сметы расходов устанавливает численность, структуру и штатное расписание аппарата; утверждает Положение о Секретариате Конституционного Суда, а также определяет правовой статус других звеньев аппарата.

Секретариат Конституционного Суда РФ согласно закону:

– осуществляет организационное, научно-аналитическое, информационно-справочное и иное обеспечение Конституционного Суда, проводит прием посетителей;

– рассматривает обращения в адрес Конституционного Суда Российской Федерации в предварительном порядке и в случаях, когда они не затрагивают вопросов, требующих изучения судьями Конституционного Суда;

– содействует судьям в подготовке дел и иных вопросов к рассмотрению в заседаниях и на совещаниях;

– изучает и обобщает деятельность государственных органовпо обеспечению исполнения решений Конституционного Суда. Реализация этих функций возложена на управления, отделы и службы Секретариата.

Секретариат Конституционного Суда возглавляет его руководитель. Он назначается на должность решением Суда по представлению Председателя Конституционного Суда; также назначаются на должность начальники управлений, отделов и служб Секретариата Суда.

Аппараты судей. Самостоятельной частью аппарата Суда, не входящей в его Секретариат, являются секретариаты Председателя Суда, его заместителя и судьи-секретаря, а также аппараты судей, каждый из которых состоит из трех человек. Особенность этих подразделений заключается в том, что они направлены преимущественно на информационно-аналитическое и организационно-техническое обеспечение должностных лиц и судей.

Научно-аналитический центр. В Конституционном Суде образован Научно-аналитический центр конституционного правосудия (на правах управления). Он возник в результате трансформации ранее действовавшей группы советников Конституционного Суда. Центр работает под непосредственным руководством Председателя Конституционного Суда и не входит в состав Секретариата Суда. Основными задачами являются: проведение научных исследований, проблемы конституционной юстиции, обобщение практики и выработка соответствующих рекомендаций, а также выполнение требующих научной подготовки поручений суда и судей в связи с деятельностью Конституционного Суда.

Иные подразделения. В аппарат Конституционного Суда входят и другие подразделения, осуществляющие материально-техническое, социально-бытовое и иное обеспечение его деятельности. Эти задачи возлагаются на Управление делами Конституционного Суда, финансовый отдел, отдел кадров и др.

Конституционный суд составляет основу правовой системы государства и выступает как орган контроля, который руководствуется основополагающими началами его функционирования, такими как независимость, осуществление деятельности коллегиально, информативность, построение процесса судопроизводства при равных правах сторон и возможности их состязательности.

Когда был создан Конституционный суд РФ?

До 1989 года роль такой организации исполнял Съезд народных депутатов и Конституционный народный комитет. 1991 год ознаменовался формированием Конституционного суда, который с тех пор, претерпевая различные изменения, осуществлял контроль над исполнением законодательства в стране.

Кто имеет право стать судьей Конституционного суда РФ?

Им может стать гражданин России, достигший сорокалетнего возрастного ценза, обладающий незапятнанной репутацией, имеющий высшее специальное образование и опыт профессиональной деятельности не меньше пятнадцати лет. Также кандидат должен быть признан квалифицированным обладателем знаний в области права.

Состав Конституционного суда Рф

Представляет собой действующий аппарат, который состоит из его секретариата и отделов, обеспечивающих его функционирование.

Секретариат представляет собой следующую структуру.

1. Отраслевые управления. Сюда входят:

  • управдение, осуществляющее информационно-отраслевое обеспечение;
  • организация судебных заседаний;
  • управление, связанное с издательской деятельностью;
  • международная практика конституционного контроля;
  • управление законодательного информирования.

2. Делопроизводство.

3. Приемная.

В состав аппарата суда входит судебный пристав с обеспечивающей службой. В его функции входит участие в заседаниях и оказание помощи председательствующему в поддержании порядка, требовании исполнения дисциплины, принятие соответствующих мер для устранению нарушений. Отказ от выполнения его требований может повлечь наложение санкций на нарушителя.

Другие подразделения обеспечивают восполнение кадрового состава, материально-техническое оснащение и социально-бытовое обеспечение. Сюда можно отнести пресс-службу суда, отдел работы с кадрами, управление финансами, а также управление делами.

Численный состав Конституционного суда РФ - 19 человек.

Структура:

  • Председатель - Зорькин Валерий Дмитриевич – назначается СФ РФ по представлению главы страны на шесть лет.
  • Первый заместитель – Хохрякова Ольга.
  • Второй заместитель - Сергей Маврин.
  • Судьи Конституционного суда.

Как происходят выборы и назначение кандидатов на должность Конституционного судьи?

Процесс подбора кандидатов в состав Конституционного суда РФ начинается с подготовки конкретных кадровых предложений для президента страны. Представлять такие кандидатуры на рассмотрение имеет право довольно обширный список лиц, уполномоченных выносить такие предложения, в том числе представители верхней и нижней палат Федерального Собрания, в субъектах это могут быть законодательные, судебные органы высшего уровня, ведомства и сообщества юристов страны, научные юридические заведения.

Претенденты предлагаются руководителем страны Совету Федерации, решение выносится в течение четырнадцати дней. Регламент суда устанавливает порядок предварительного обсуждения кандидатов и принятия по ним решения. Итог подводится на пленарном заседании СФ после тайного голосования по каждому индивидуально. Набравший наибольшее количество голосов депутатов кандидат считается утвержденным на должность. Такое лицо присягает стране и президенту и считается назначенным судьей в состав Конституционного суда РФ. Его статусность устанавливается федеральным законодательством. Полномочия судьи не ограничиваются каким-либо периодом, но устанавливается предельный возраст пребывания. Он составляет семьдесят лет.

Статус судей и их ограничения

Конституционный судья независим, что закреплено законодательно. Его статус характеризуется несменяемостью, неприкосновенностью и гарантией прав. Он не может занимать какие-либо ещё государственные и общественные должности, осуществлять предпринимательскую и коммерческую деятельность, за исключением преподавания, науки и другого творчества. Также исключается его принадлежность к политическим партиям и движениям, материальная поддержка, принятие участия в политических акциях и избирательных кампаниях, к тому же он не может публично высказываться по вопросам, которые являются предметом рассмотрения суда.

В каких случаях полномочия судьи Конституционного суда РФ могут быть прекращены?

Исполнение обязанностей судьи приостанавливаются в случае получения судебного решения на лишение его свободы, при заведении на него уголовного дела, а также ввиду его нездоровья и невозможности в связи с этим выполнять обязанности. Полномочия судьи могут быть прекращены при нарушении процедуры, которая производится при назначении на должность, при наступлении предельного возраста семидесяти лет, самостоятельного заявления об отставке, если теряется гражданство страны, при наличии обвинения в совершении уголовного деяния и вынесении в отношении него обвинительного приговора, совершении действий, которые влекут за собой ущерб достоинству и чести лица, при осуществлении занятий, которые недопустимы с занимаемой должностью, отсутствии на заседаниях. Судья лишается своих прав, если не участвует более двух раз подряд в голосовании без уважительных на то причин, становится недееспособным, объявляется умершим или безвестно отсутствующим. При наступлении одного из вышеперечисленных условий президенту страны направляется принятое Конституционным судом представление, служащее уведомлением о наличии освободившейся вакансии.

Полномочия председателя Конституционного суда РФ

Текущий контроль за деятельностью суда производится председателем (это глава Конституционного суда), его заместителем и секретарем-судьей. Он избирается на пленарном заседании и исполняет соответствующие обязанности в течение трех лет. Председатель суда руководит подготовкой и сбором собраний и возглавляет их, озвучивает необходимые к рассмотрению проблемы, по которым необходимы решения, является представительным лицом при осуществлении взаимного обмена информацией и решения других вопросов с органами государственной власти и организациями, общественными объединениями, излагает позицию суда по различным вопросам от его имени, контролирует выполнение обязанностей составом суда. В случае наступления ситуации невозможности выполнения им этих функций, их исполнение ложится на его заместителя.

На данный момент председателем Конституционного суда России является Зорькин Валерий Дмитриевич.

Занимает данный пост с 1991 года с десятилетним перерывом с 1993 по 2003 год. В 2012 переизбран на этот пост в пятый раз. Одним из его заместителей является Сергей Маврин – заслуженный юрист и деятель науки РФ, вторым – Хохрякова Ольга Сергеевна.

Должностные обязанности секретаря

Они заключаются в следующем:

  • осуществление руководства составом суда;
  • организация собраний;
  • информирование заинтересованных организаций и лиц о принятых решениях и об их исполнении;
  • обеспечение должностного состава суда необходимой информацией.

Процесс судопроизводства Конституционного суда РФ

Рассмотрение судом дел проводится посредством пленарных заседаний или заседаний палат. В первом случае присутствует весь состав Конституционного суда РФ под руководством председателя. Распределение судей по палатам производится посредством жеребьевки, осуществляемой раз в три года. Жеребьевка регламентируется внутренними документами. Отсутствие на заседаниях возможно только по очень уважительной причине.

Участниками одной палаты не могут быть одновременно председатель и его заместитель. Очередность исполнения обязанностей председательствующего определяется избранием его в заседании из должностных лиц палаты.

Решения на пленарных заседаниях по делам принимаются по итогам голосования присутствующих лиц, численность которых должна составлять более двух третей голосов от судебного состава суда, не учитывая тех, полномочия которых приостановлены в установленных законодательством случаях.

При возникновении ситуации, когда появляются сомнения в заинтересованности судьи в исходе дела по семейным, родственным и другим отношениям с участниками дела, может быть рассмотрен вопрос о его отстранении от участия в собрании большинством его участников.

Какова компетенция суда?

Учитывая, что это орган конституционного контроля, власть им осуществляется посредством самостоятельного и независимого судопроизводства, а его сотрудники реализуют его выполнением представленных полномочий.

Дела, относящихся к исключительным полномочиям заседаний пленумов:

  • избрание руководства суда;
  • внесение законодательных предложений;
  • послания суда;
  • подготовка разъяснений по применению главного закона страны;
  • рекомендации по подготовке законов и нормативных актов субъектов федерации, международных договоров России;
  • разграничение компетенции органов государственной власти различных уровней;
  • проверка злоупотреблений в отношении конституционных прав и свобод граждан;
  • проверка нормативно-правовых актов на соответствие Конституции РФ;
  • подготовка заключения о соблюдении установленного порядка выдвижения обвинения президенту РФ в государственной измене или совершении иного тяжкого преступления;
  • приостановление или прекращение деятельности судей;
  • досрочное освобождения от занимаемых должностей;
  • распределение состава по палатам;
  • утверждение регламента и внесение дополнений;
  • определение графика рассматриваемых дел.

Другие вопросы, не затрагивающие полномочий пленарных заседаний, выносятся на собрания палат.

Адрес: Адрес: 190000, г. Санкт-Петербург, Сенатская площадь, дом 1, Адрес представительства Конституционного суда в Москве: 103132, Москва, ул. Ильинка, д.21, зона "Г".

г. Санкт-Петербург, Сенатская площадь, дом 1

Конституционный суд состоит из двух палат, включающих в себя соответственно десять и девять судей. Персональный состав палат определяется путем жеребьевки, порядок проведения которой устанавливается Регламентом КС РФ. В пленарных заседаниях участвуют все судьи Конституционного Суда Российской Федерации, в заседаниях палат - судьи, входящие в состав соответствующей палаты .

Также при суде работает Научно-консультативный совет, состав, функции и порядок деятельности которого утверждаются Конституционным Судом.

Полномочия, порядок образования и деятельности Конституционного Суда РФ определяются Конституцией Российской Федерации, Федеральным конституционным законом "О Конституционном суде Российской Федерации" и другими нормативными актами.

История

Идею создания специализированного органа, ответственного за соблюдение Основного закона страны, приписывают М.С. Горбачеву. Именно он предложил создать Комитет конституционного надзора СССР.
Законодательно эта идея была воплощена 1 декабря 1988 года, когда в статью 125 Конституции СССР были внесены изменения и дополнения. Комитет конституционного должен был проверять конституционность не только законов СССР, но и законопроектов, а также акты генерального прокурора, главного государственного арбитра и еще ряд других нормативных актов. В декабре 1991 года Комитет конституционного надзора СССР по собственной инициативе прекратил свое существование.

15 декабря 1990 года в Конституции РСФСР впервые появилось упоминание о Конституционном суде. В поправке, которая была одобрена Вторым Съездом народных депутатов РСФСР, говорилось о том, что Конституционный суд РСФСР должен избираться Съездом РСФСР, и что порядок его деятельности должен быть установлен отдельным законом. Закон был утвержден пятым Съездом 12 июля 1991 года.

29-30 октября 1991 года по представлению вновь избранного Председателя Верховного Совета Руслана Хасбулатова были выбраны 13 из 15 судей Конституционного суда. 30 октября состоялось первое рабочее совещание, а 14 января 1992 года - первое заседание, на котором было рассмотрено дело о проверке конституционности Указа Президента РСФСР "Об образовании Министерства безопасности и внутренних дел РСФСР", которым он объединил в один орган министерства государственной безопасности и внутренних дел. Суд признал этот Указ не соответствующим Конституции, указав на то, что президент, подписав документ, превысил свои полномочия.

2 декабря 1993 года на всенародном референдуме была принята новая Конституция РФ. Статья 125 новой Конституции заложила новые правовые основы деятельности Конституционного суда. 24 июня 1994 года Государственная Дума приняла закон "О Конституционном Суде Российской Федерации" и почти через три недели за предложенную редакцию проголосовал Совет Федерации. Еще через несколько дней закон был подписан Президентом РФ, опубликован и в феврале 1995 года суд был полностью укомплектован.

Его председателем тогда был избран Владимир Александрович Туманов, в 1997 году новым председателем стал Марат Викторович Баглай, а в 2003 году снова был избран Валерий Дмитриевич Зорькин.

5 февраля 2007 года Президент РФ подписал ФКЗ, принятый ранее Госдумой и одобренный Советом Федерации, об изменении места постоянного пребывания Конституционного Суда с Москвы на Санкт-Петербург. Суд с 1 февраля по 20 мая 2008 года перебирался в здание Сената и Синода на Сенатской площади в Санкт-Петербурге.

Политическое же решение о переезде Суда было принято еще раньше - с таким предложением в октябре 2005 года выступил председатель Совета Федерации Сергей Миронов. Несколько позже Управляющий делами Президента РФ Владимир Кожин также не исключил возможности переезда, а 24 декабря 2005 года эту идею поддержал занимавший тогда пост президента РФ Владимир Путин. 22 марта 2006 года Госдума приняла в первом чтении закон "о переезде". В дальнейшем закон прошел все три чтения в Госдуме, но был отклонен СФ РФ, поскольку принятый вариант запрещал суду проводить выездные заседания. В 2007 году закон был отредактирован, принят и подписан.

Статистика

За первые девять месяцев 2009 года в Конституционный суд поступило 15749 обращений (за весь 2008 год их было 16592, из них: обращений граждан и их объединений - 16561; обращений судов общей юрисдикции и арбитражных судов, а также государственных органов РФ и субъектов РФ - 31).



Если заметили ошибку, выделите фрагмент текста и нажмите Ctrl+Enter
ПОДЕЛИТЬСЯ:
Выселение. Приватизация. Перепланировка. Ипотека. ИСЖ