Государственная служба – это достаточно жесткая дисциплина. Просто так уволиться с нее нельзя. Необходимо подтверждать причину увольнения, а также аргументировать с помощью законодательной базы.
Дорогие читатели! Статья рассказывает о типовых способах решения юридических вопросов, но каждый случай индивидуален. Если вы хотите узнать, как решить именно Вашу проблему - обращайтесь к консультанту:
ЗАЯВКИ И ЗВОНКИ ПРИНИМАЮТСЯ КРУГЛОСУТОЧНО и БЕЗ ВЫХОДНЫХ ДНЕЙ .
Это быстро и БЕСПЛАТНО !
Необходимо помнить, что всем сотрудникам положены определенные выплаты. И госсужащие – не исключение.
Для увольнения такого сотрудника должны иметься веские . То есть причина для увольнения должна быть только уважительной, которая указана в действующем законодательстве.
Сотрудник вправе уйти с рабочего места, расторгнув трудовой договор, по собственной инициативе. В этом случае расторжение трудовых отношений производится по стандартной схеме.
Основаниями являются:
К последнему стоит отнести:
Уважительной причиной в этом случае становится и судимость.
Увольнение с государственной службы регламентируется следующими правовыми актами:
В первом случае можно ознакомиться с возможностью увольнения сотрудника и основания для этого. В следующей статье оговорены различия между увольнением работника и освобождения от должности.
Дополнительно стоит отметитьТрудовой кодекс России. Также в 2013 году разрабатывался новый законопроект. Теперь существует памятка госслужащему при увольнении на основании постановления Правительства России №70 от 8 сентября 2010 года.
Увольнение с госслужбы в 2019 году возможно только по уважительным причинам. Допускается увольнение госслужащего по собственному желанию.
Но каждое отдельное основание имеет определенные особенности при оформлении.
То есть человек самостоятельно уведомляет своего работодателя о желании уйти. Заявление подается за 14 дней до прекращения рабочей деятельности.
Но в этот период гражданин вправе отозвать собственное заявление. Особенно если об этом попросит руководство по причине отсутствия иного сотрудника на замену.
Сотрудники также вправе уволиться по собственному желанию. Это оговаривается статьей 34 Федерального закона.
Для расторжения потребуется написать заявление установленного образца и подписать договор с руководством.
Если обстоятельство не зависит ни от одной, ни от другой стороны, то контракт расторгается без предложения иного места в соответствии со статьей 39 Трудового кодекса.
Например, возможно увольнение по причине инвалидности сотрудника, если его деятельность может нанести ущерб иным гражданам или интересам компании.
Действующее законодательство оговаривает возможность перевода сотрудника в иные организации.
Это может происходить по инициативе работодателя или государственного служащего. Например, по причине сокращения штата или при ухудшении здоровья работника.
Такой человек может рассчитывать на получение льготы и пособий, пенсии. Естественно, все выплаты будут высчитываться исходя из выслуги лет. И чем больше гражданин работал в организации, тем больше пенсия.
В этом случае очень важна причина увольнения. Корректные сведения позволят гражданину получать пенсию повышенного вида.
Причиной для автоматического увольнения становится смерть работника или если его признали пропавшим без вести. В этом случае делается пометка в трудовой книжке, после этого работник исключается из штата.
Можно уйти с рабочего места и во время больничного. Достаточно прийти к работодателю, написать заявление установленного образца и подписать его.
При выходе с больничного человек либо отрабатывает оставшееся время, либо получает полный расчет и трудовую книжку.
Оформление ничем не отличается от стандартной процедуры. То есть гражданин:
При прекращении служебного контракта и освобождении от занимаемой должности основаниям производится увольнение гражданского служащего с гражданской службы. Вместе с тем следует отметить, что прекращение служебного контракта и освобождение от занимаемой должности по одному из этих оснований не влечет увольнения с гражданской службы. Так, если перевод гражданского служащего по его просьбе или с его согласия в другой государственный орган не связан с переходом на государственную службу иного вида (военную или правоохранительную службу), то в этом случае гражданский служащий остается на гражданской службе. Следовательно, расторжение служебного контракта и освобождение гражданского служащего от занимаемой должности влекут увольнение его из государственного органа, но не сопровождаются увольнением с гражданской службы.
Таким образом, увольнение гражданских служащих с гражданской службы производится при прекращении служебного контракта с гражданским служащим и освобождении его от замещаемой должности по общим основаниям законодательства России.
В законах субъектов РФ должна быть указана возможность увольнения гражданских служащих только по основаниям, предусмотренным федеральными законами.
Прекращение служебного контракта с гражданским служащим, освобождение его от замещаемой должности и увольнение с гражданской службы оформляются правовым актом государственного органа.
Закон не содержит специальной статьи о порядке прекращения служебного контракта с гражданским служащим, освобождения его от замещаемой должности гражданской службы и увольнения с гражданской службы, данные вопросы могут регулироваться нормами ТК.
В соответствии с этими нормами гражданский служащий должен быть ознакомлен под роспись с правовым актом государственного органа об увольнении его с гражданской службы (приказом, распоряжением). По требованию гражданского служащего представитель нанимателя обязан выдать ему надлежащим образом заверенную копию указанного акта (приказа, распоряжения). В случае, когда этот акт (приказ, распоряжение) об увольнении гражданского служащего невозможно довести до его сведения или он отказывается ознакомиться с ним под роспись, на этом акте (приказе, распоряжении) производится соответствующая запись.
При увольнении гражданского служащего с гражданской службы в трудовой книжке этого гражданского служащего производится запись об увольнении с указанием основания увольнения и со ссылкой на соответствующую норму Федерального закона «О государственной гражданской службе», а в некоторых случаях - Трудового кодекса или иного федерального закона.
Статья 19. Основания для расторжения трудового договора с муниципальным служащим
1. Помимо оснований для расторжения трудового договора, предусмотренных Трудовым кодексом Российской Федерации, трудовой договор с муниципальным служащим может быть также расторгнут по инициативе представителя нанимателя (работодателя) в случае:
1) достижения предельного возраста, установленного для замещения должности муниципальной службы;
2) прекращения гражданства Российской Федерации, прекращения гражданства иностранного государства - участника международного договора Российской Федерации, в соответствии с которым иностранный гражданин имеет право находиться на муниципальной службе, приобретения им гражданства иностранного государства либо получения им вида на жительство или иного документа, подтверждающего право на постоянное проживание гражданина Российской Федерации на территории иностранного государства, не являющегося участником международного договора Российской Федерации, в соответствии с которым гражданин Российской Федерации, имеющий гражданство иностранного государства, имеет право находиться на муниципальной службе;
3) несоблюдения ограничений и запретов, связанных с муниципальной службой и установленных статьями 13 и 14 настоящего Федерального закона;
4) применения административного наказания в виде дисквалификации.
2. Допускается продление срока нахождения на муниципальной службе муниципальных служащих, достигших предельного возраста, установленного для замещения должности муниципальной службы. Однократное продление срока нахождения на муниципальной службе муниципального служащего допускается не более чем на один год.
Государственные служащие точно так, как и все остальные работающие граждане, могут быть уволены с рабочего места. Все особенности расторжения трудового контракта для таких сотрудников, включая порядок расчёта и документального оформления, регулируются специальными законодательными нормами .
Согласно этим нормам определяются основания для прекращения служебной деятельности, производится оформление документов и начисление всех, положенных по закону выплат.
Отдельный Федеральный закон предусматривает все нюансы прекращения трудовой деятельности для лиц, занятых на государственной службе.
Основания для возможного увольнения указаны в 37-й статье этого закона. А статья под номером 39 позволяет чётко разграничить процесс увольнения и освобождение от служебных обязанностей (должности).
Также к служащим применяются некоторые положения 81-й статьи Трудового кодекса, но в основном при расторжении трудовых контрактов работодатели ориентируются на федеральное законодательство.
А в 2013 году на основании правительственного постановления под номером 700, принятого в сентябре 2010 года, была дополнительно разработана отдельная памятка. Цель этого документа заключается в помощи служащим при расторжении контрактов и получении окончательного расчёта.
В настоящее время существует несколько примеров такой памятки. Например, документ, изданный Министерством труда, Федеральным казначейством и Министерством природных ресурсов.
Как было сказано выше, причина или основание для ухода у сотрудника государственных структур должна быть уважительной , то есть, предусмотренной законодательством.
Служащий имеет право уйти . Порядок действий в этом случае мало чем отличается от общепринятых норм. Работник письменно уведомляет своего руководителя и просит расторгнуть с ним контракт в указанный день. Такое заявление можно отозвать в течение четырнадцати дней с момента подачи документа, если на освобождающуюся должность руководством не был найден другой сотрудник.
Медицинские предписания (показания) также являются уважительной причиной для получения другого рабочего места либо окончательного расчёта.
Сотрудник обязан представить медицинское заключение, на основании которого будет произведено увольнение. Причём работодатель обязан предложить , если таковая имеется в этой организации. В случае отказа занять предложенное место, полученного от работника в письменном виде, руководитель инициирует процесс увольнения на основании 73-й статьи ТК и статей Закона о государственной службе.
Если обстоятельства , контракт с работником можно расторгнуть без предложения другого рабочего места (39-я статья упомянутого ФЗ). Например, сотрудник получил инвалидность, и его неполноценная трудовая деятельность может нанести вред другим служащим или интересам организации.
Законодательством допускается . В таких случаях инициатива может быть проявлена как самим работником, так и его работодателями. Например, близится сокращение рабочего штата либо перевод связан с повышением в должности. Также причиной может послужить ухудшение самочувствия и потребность служащего в более комфортных условиях труда.
Достижение пенсионного возраста - одна из самых распространённых причин для прекращения служебной деятельности.
Таким гражданам полагаются особые льготы, а пенсионные выплаты начисляются с учётом выслуги. Чем больше времени было проведено на государственной службе, тем выше пенсионные начисления. В таком случае крайне важно, чтобы в трудовой книге была правильно указана причина расторжения трудового контракта. Правильная отметка, указанная сотрудниками кадрового отдела, позволит пенсионеру получать пенсионные выплаты в полном объёме.
Служащие не лишены возможности ухода . На эту возможность прямо указывает ФЗ под номером 79 (34-я статья). Для расторжения трудового контракта в этом случае сотруднику необходимо подписать специальный договор с руководством организации, в котором будут оговорены сроки расторжения контракта и начисление выплат при расчёте.
В трудовую книгу такого работника вносится соответствующая пометка, после чего он исключается из штата служащих.
Расторжение трудового контракта может основываться на дисциплинарных взысканиях, обусловленных недобросовестным исполнением сотрудником своих обязанностей. Ряд грубых нарушений может привести к немедленному расторжению трудового контракта. Например, к таким нарушениям относят без уважительных причин, появление на работе в , нарушение норм профессиональной деятельности (в том числе угрозу безопасности других работников), организации и так далее.
К уважительным основаниям относится также расторжение контракта по причине судимости (так называемое увольнение по статье, например, за хищение или нанесение вреда здоровью граждан).
Также сотрудник может лишиться . Такое наблюдается, если служащему поручено хранение неких материальных ценностей или денежных средств. На доверие работодателя могут повлиять, в том числе, и ложные данные (например, подача поддельной документации, скрытие доходов и так далее).
Сокращение или - ещё одна весомая причина для ухода с государственной службы в конкретной организации. В обоих случаях работнику предлагается свободное рабочее место. Либо осуществляется его направление на курсы с целью повышения квалификации. Только после отказа, полученного от сотрудника, руководитель имеет право расторгнуть с ним трудовой контракт.
Основанием может являться достижение определённого возраста (допустимый максимум составляет шестьдесят лет), не прохождение испытания (оно может занимать период от трёх месяцев до года), окончание срока действия контракта.
Процесс расторжения трудового контракта инициируется по двум схемам:
Заявление составляется по общепринятой форме. Специального бланка заполнять не нужно. Служащий просит расторгнуть трудовой контракт и указывает в документе основания для этого. Например, если идёт речь о заболевании, необходимо сослаться на медицинское заключение.
Приказ руководство оформляет по унифицированной форме (бланк Т-8). Указываются причины расторжения контракта и документальные основания.
Сотрудник обязательно прочитывает готовый документ и ставит на нём свою подпись.
После чего в личную карту и трудовую книгу вносятся соответствующие пометки. Вносится причина и отсылка на законодательные нормы, а также локальные документы (приказы, акты).
На руки бывший сотрудник государственной организации получает:
Увольнение с госслужбы не имеет особых отличий от прекращения профессионального сотрудничества с другими категориями работающих.
Каждый человек имеет возможность претендовать на должности в тех или иных инстанциях, такие специалисты обычно имеют особый статус. Тем не менее даже в их деятельности могут возникнуть обстоятельства, которые вызывают необходимость прекращения профессионального сотрудничества. Действующими нормами определены четкие поводы для окончания деятельности госслужащего.
Поводы для прекращения профессионального сотрудничества с государственным (муниципальным) служащим особо не отличаются от общих установленных. Прежде всего, увольнение госслужащего в любой момент может произойти .
Руководитель может уволить бюджетного сотрудника по личной инициативе. Действующими нормами определен перечень причин для этого. Согласно Федеральному закону от 27 июля 2004 года № 79-ФЗ «О государственной гражданской службе РФ» к таковым отнесены:
Наступление обстоятельств, которые не зависели от намерения сторон, также будут поводом для прекращения трудовых отношений. К ним относятся:
Также профессиональное сотрудничество прекращается, если были нарушены правила назначения на госбюджетную должность, а именно:
Госслужащий может уволиться из организации по собственному желанию.
Чтобы реализовать такое намерение, прежде всего заинтересованный труженик должен проинформировать руководителя о своем намерении не позднее чем за две недели до планируемого ухода.
Если поводом для ухода стали обстоятельства, которые объективно затрудняют дальнейшую работу, то увольнение должно состояться в день, который указан в обращении человека. Примерами таких обстоятельств являются: уход на заслуженный отдых, назначение на другую должность, нарушение руководителем взятых на себя обязательств.
Человек может аннулировать свое обращение и остаться на своем месте. Но это необходимо сделать, пока не истек срок предварительного уведомления начальника. Если период предупреждения истек, труженик имеет полное право не исполнять свои обязанности.
Работающий имеет возможность уйти из организации раньше, чем истечет период предупреждения. Однако это возможно только по согласованию с руководителем. Дни положенного ежегодного отпуска могут быть использованы служащим по назначению до ухода из структуры.
При увольнении человека исключают из специального учетного перечня, а материалы его личного дела передаются на хранение в архив.
Освобождение от занимаемой должности в связи с утратой доверительного отношения к труженику реализуется несколько иначе. Прежде всего, следует отметить, что в большинстве случаев такое касается тех, кто обслуживает и денежные средства, а также имеет доступ к информации ограниченного доступа.
В данном случае прекратить сотрудничество с человеком на основании одного лишь подозрения нельзя.
Для этого сначала необходимо выявить факт проступка. Чаще всего такое происходит в момент проведения плановой проверки. Все факты должны быть задокументированы специальной проверочной комиссией. По результатам проверки составляется акт соответствующего содержания и руководителю организации вносятся предложения о применении мер воздействия к виновным.
Если факт нарушения был подтвержден, необходимо истребовать у нарушителя письменные пояснения, после чего издается распоряжение, с которым виновный должен быть ознакомлен под подпись.
Увольнение сотрудника по причинам его несоответствия занимаемой должности может произойти по намерению руководителя.
Следует отметить, что реализовать такой повод можно, только если нет возможности предложить человеку альтернативную должность. Обязательным условием для такого перевода является согласие труженика.
Сам факт неудовлетворительного самочувствия должен быть подтвержден официальным медицинским заключением.
Только при наличии указанного документа и подходящих вакансий, человек может быть освобожден от занимаемой должности и исключен из штата организации.
Госслужба прерывается и в случае, когда период действия подписанного истек. О предстоящем освобождении от должности, служащий должен быть проинформирован не позднее чем за семь фактических суток.
Не только наступление оговоренной сторонами даты будет поводом для окончания сотрудничества. Определенные обстоятельства также могут послужить причиной для этого.
Например, если договоренность подписывалась для выполнения определенного объема работы, то она прекращает свое действие, когда указанный объем будет выполнен. Это касается и случаев, когда работающий заменяет человека, который временно отсутствует по уважительным причинам, то есть труженик будет уволен, когда на работу выйдет основной специалист.
Ещё одним поводом для прекращения трудовых отношений является . По действующим общим правилам предельный возрастной барьер нахождения на бюджетной должности составляет шестьдесят пять лет. Если человек достиг указанного возраста, но срок действия трудовой договоренности не истек, работающий, по согласованию с руководителем, может быть оставлен на своем месте, до истечения периода действия соглашения.
Некоторые исключения установлены для руководителей высшего звена. Для такой категории максимальный возраст нахождения на должности составляет семьдесят лет.
По согласованию между сторонами, человека могут оставить в структуре и по достижению пенсионного возраста на должности, которая не предусматривает исполнения обязанностей по гражданской службе.
Общий порядок прекращения профессионального сотрудничества предусматривает оформление необходимой документации.
Заинтересованная сторона должна проинформировать другую о своем намерении прекратить трудовые отношения.
Если инициатива исходит от сотрудника, то он обязан направить руководителю . В свою очередь, начальник направляет уведомление о своем намерении прекратить взаимодействие либо об обстоятельствах, которые препятствуют дальнейшему сотрудничеству.
После информирования необходимо оформить и подписать распоряжение, с которым под подпись нужно ознакомить увольняемого. В тексте такого документа необходимо указать:
В последний трудовой день человеку должна быть выдана на руки , а также выплачены положенные ему денежные средства. По просьбе увольняемого ему могут быть выданы и другие документы, которые имеют отношение к его профессиональной деятельности, например, копии приказов о приеме и увольнении.
Выплата заработанных денежных средств является одним из обязательных этапов прекращения профессионального сотрудничества с любым работающим, независимо от занимаемой должности и специфики профессиональной деятельности. Такое правило распространяется и на госслужащих. Следует отметить, что выплаты указанной категории имеют свои особенности.
Прежде всего, должен быть выплачен заработок, в который включаются следующие суммы:
Далее должен быть компенсирован период для отдыха и восстановления, который не был использован по назначению. Сюда включается не только оплата положенных дней, но и невыплаченная финансовая помощь, в пределах трех окладов по должности. Указанные суммы выплачиваются в полном объеме тем, кто проработал в госбюджетной структуре более одиннадцати месяцев.
В полном объеме денежные средства получат и те, кто проработал в структуре от пяти с половиной до одиннадцати месяцев, при условии, если прекращение профессионального сотрудничества произошло по причине:
Финансовая помощь к отпуску не будет выплачена тем, кто уволен по отрицательным мотивам, например, прогул или .
Выходное пособие выплачивается только в случае ликвидации или сокращения. Его размер будет равен усредненному месячному заработку.
Если по указанным основаниям увольняются труженики, которые работали в условиях Крайнего Севера или приравненной к нему местности, то указанная выплата будет равна четырем усредненным заработкам за месяц. Такая же сумма будет выплачена тому работающему, который уходит или переводится на другое место в связи с нарушением здоровья либо нахождением на излечении более четырех месяцев подряд.
Заработок за две недели получат те, кто увольняется в связи с:
Вам это будет интересно
Увольнение с госслужбы представляет собой процедуру освобождения от занимаемой должности человека, который трудится в бюджетной структуре.
Некоторые категории работников обладают определенным статусом, в силу специфики осуществляемой ими профессиональной деятельности. В связи с этим большинство вопросов, касающихся их работы, регулируются не только Трудовым кодексом, но и специальными нормативными правовыми актами. Такое правило касается и государственных служащих.
Освобождение от должности такой категории имеет свои особенности. Это обусловлено спецификой возлагаемых на человека должностных обязанностей, поскольку его профессиональная деятельность затрагивает интересы других людей. Поэтому кандидат должен соответствовать определенным требованиям, которые он обязан соблюдать и в процессе работы.
На государственных служащих распространяется в полном объеме действие Трудового кодекса. Это основной законодательный акт, регулирующий деятельность всех без исключения работников. Однако в силу специфики деятельности некоторых категорий в ряде статей сделаны ссылки на специальные нормы. Одной из таких является Федеральный закон «О государственной гражданской службе Российской Федерации» от 27 июля 2004 года № 79-ФЗ. Он регулирует все особенности, связанные бюджетным трудом.
Следует отметить, что и в локальных нормативных актах каждой организации могут быть оговорены отдельные нюансы. Примером может служить коллективный договор, который заключается практически в каждой инстанции. Главным условием его подписания является то, что он не должен противоречить общим правилам.
Специальными нормами предусмотрены случаи, когда трудовые отношения с муниципальным служащим могут быть прекращены. К таким отнесены:
Следует отметить, что такой перечень является исчерпывающим, то есть содержит в себе все поводы для увольнения человека.
Причиной прекращения трудовых отношений может быть инициатива руководителей. К таким обстоятельствам относятся:
Увольнение по состоянию здоровья или в связи с низким уровнем квалификации допускается только в случаях, если невозможно предложить работнику альтернативный вариант труда.
Госслужащий может прекратить профессиональное сотрудничество по личному желанию. Причины подобного решения действующим законодательством не определены. Чаще всего такое происходит в следующих случаях:
Независимо от повода увольнения, человек обязан предварительно проинформировать нанимателя о своем решении. При этом причину ухода он объяснять не обязан.
Чтобы уволиться по собственному желанию, работник должен направить руководителю обращение соответствующего содержания. Такой документ необходимо составить, соблюдая требования действующего законодательства, и направить его в установленный срок.
Заявление составляется в письменной форме собственноручно или с использованием технических устройств. Обязательным условием является личная подпись инициатора.
В тексте необходимо указать:
Обращение можно передать лично в руки начальнику, его помощнику, направить по почте, через доверенное лицо либо с использованием информационных ресурсов интернета.
Составленное ходатайство по сути своей является уведомлением другой стороны о намерении уволиться. Оно должно состояться не позднее чем за две недели до запланированного ухода. В данном случае имеет место предварительная отработка.
По взаимному согласию между работником и нанимателем, освобождение от должности может состояться и раньше указанного срока. Дату увольнения назначает и сам труженик в случае ухода на заслуженный отдых, поступления в учреждение образования, переезда к новому месту жительства, нарушения руководителем взятых на себя обязательств.
Оформление приказа об освобождении от службы является документом, который непременно должен быть оформлен.
Составление такой бумаги регулируется общими правилами. В тексте, помимо обязательных сведений о сторонах сотрудничества, необходимо указать дату и причину освобождения от занимаемой должности, а также данные о выплатах, причитающихся работнику. Ссылка в таком случае делается на статью специального закона.
Нормативными актами не оговорен срок ознакомления госслужащего с распоряжением. На практике это происходит в день подписания приказа руководителем организации. Отказ от прочтения должен быть зафиксирован путем составления акта.
Порядок увольнения госслужащего предусматривает выплату денежных средств, которые человек не успел получить к моменту ухода.
К таковым отнесены:
Причитающиеся денежные средства передаются на руки труженику под подпись в платежной ведомости или зачисляются на личный банковский счет.
Вам это будет интересно