Выселение. Приватизация. Перепланировка. Ипотека. ИСЖ

Возникновение отношений по всем видам обязательного социального страхования у застрахованных лиц в силу пункта 4 статьи 9 Федерального закона от 16.07.99 № 165-ФЗ «Об основах обязательного социального страхования» происходит с момента заключения трудового договора с работодателем. При наличии таких отношений при наступлении страхового случая застрахованному лицу полагается соответствующая выплата.

Страховыми случаями по обязательному социальному страхованию на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством признаются (п. 2 ст. 1.3 закона № 255-ФЗ «Об обязательном социальном страховании на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством»):

  • временная нетрудоспособность застрахованного лица вследствие заболевания или травмы;
  • беременность и роды;
  • рождение ребёнка (детей);
  • уход за ребёнком до достижения им возраста полутора лет;
  • смерть застрахованного лица или несовершеннолетнего члена его семьи.

Видами страхового обеспечения по рассматриваемому виду обязательного социального страхования являются следующие выплаты (ст. 1.4 закона № 255-ФЗ):

  • пособие по временной нетрудоспособности;
  • социальное пособие на погребение.

Условия, размеры и порядок выплаты указанного страхового обеспечения определяются законом № 255-ФЗ, а также федеральными законами:

  • от 19.05.95 № 81-ФЗ «О государственных пособиях гражданам, имеющим детей» и
  • от 12.01.96 № 8-ФЗ «О погребении и похоронном деле».

Законом № 81-ФЗ установлены следующие виды государственных пособий гражданам, имеющим детей (ст. 3):

  • пособие по беременности и родам;
  • единовременное пособие женщинам, вставшим на учёт в медицинских организациях в ранние сроки беременности;
  • единовременное пособие при рождении ребёнка;
  • ежемесячное пособие по уходу за ребёнком;
  • ежемесячное пособие на ребёнка;
  • единовременное пособие при передаче ребёнка на воспитание в семью;
  • единовременное пособие беременной жене военнослужащего, проходящего военную службу по призыву;
  • ежемесячное пособие на ребёнка военнослужащего, проходящего военную службу по призыву.

Пунктом 2 статьи 9 Федерального закона от 02.12.13 № 349-ФЗ «О федеральном бюджете на 2014 год и на плановый период 2015 и 2016 годов» установлен размер индексации пособий, предусмотренных упомянутой статьёй 4.2 закона № 81-ФЗ, 1,05 (прогнозируемый уровень инфляции на 2014 год согласно пункту 1 статьи 1 закона № 349-ФЗ составляет 5 %).

В связи с этим с 1 января 2014 года размеры следующих видов пособий увеличиваются на коэффициент 1,05:

  • единовременного пособия женщинам, вставшим на учёт в медицинских учреждениях в ранние сроки беременности;
  • единовременного пособия при рождении ребёнка;
  • пособия по беременности и родам, выплачиваемого женщинам:

в связи с прекращением:

статуса адвоката;

деятельности, которая в соответствии с федеральными законами подлежит государственной регистрации и (или) лицензированию;

ежемесячного пособия по уходу за ребёнком, выплачиваемого лицам, не подлежащим обязательному социальному страхованию на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством (в том числе лицам, обучающимся по очной форме обучения в образовательных учреждениях).

Увеличиваются также в 1,05 раза:

  • минимальный размер ежемесячного пособия по уходу за ребёнком, выплачиваемого лицам, подлежащим обязательному социальному страхованию на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством;
  • минимальный и максимальный размеры ежемесячного пособия по уходу за ребёнком, выплачиваемого лицам:

уволенным в период отпуска по беременности и родам в связи с ликвидацией организаций;

прекратившим деятельность в качестве индивидуальных предпринимателей;

в связи с прекращением:

полномочий нотариуса, занимающегося частной практикой;

статуса адвоката;

деятельности, которая в соответствии с федеральными законами подлежит государственной регистрации и (или) лицензированию

Единовременное пособие женщинам

Право на единовременное пособие дополнительно к пособию по беременности и родам имеют женщины, вставшие на учёт в медицинских организациях в ранние сроки беременности (до двенадцати недель) (ст. 9 закона № 81-ФЗ).

Размер такого единовременного пособия женщинам установлен статьёй 10 закона № 81-ФЗ в сумме 300 руб. начиная с 2002 года.

Упомянутая статья 4.2 закона № 81-ФЗ по индексации пособий вступила в силу с 3 марта 2008 года. При этом её действие было распространено на правоотношения, возникшие с 1 января 2008 года (п. 1 ст. 4, п. 2, 4 ст. 11 Федерального закона от 01.03.08 № 18-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в целях повышения размеров отдельных видов социальных выплат и стоимости набора социальных услуг»).

За прошедшие шесть лет индексация единовременного пособия осуществлялась восемь раз. Напомним, что пунктом 2.1 статьи 11 Федерального закона от 24.07.07 № 198-ФЗ «О федеральном бюджете на 2008 год и на плановый период 2009 и 2010 годов» предусматривалась индексация государственных пособий гражданам, имеющим детей, предусмотренных статьёй 4.2 закона № 81-ФЗ, с 1 января 2008 года в 1,085 раза, а с 1 июля 2008 года - ещё в 1,0185 раза. В дальнейшем же индексация пособий осуществлялась один раз в год с 1 января. В таблице 1 приведены значения коэффициентов индексации по годам, установленные законами о федеральном бюджете соответствующего года.

Перемножив исходные 300 руб. на произведение коэффициентов индексации, получаем сумму единовременного пособия женщинам, вставшим на учёт в медицинских учреждениях в ранние сроки беременности. В 2013 году таковой было 490,79 руб. (300 руб. × 1,085 × 1,0185 × 1,13 × 1,10 × 1,065 × 1,06 × 1,055), в текущем году его сумма достигла 515,33 руб. (490,79 руб. × 1,05).

Руководство ФСС России в своё время разъяснило, что округление суммы пособий до полного рубля не предусмотрено (письмо ФСС России от 28.12.11 № 14-03-18/05-16244).

Согласно Порядку и условиям назначения и выплаты государственных пособий гражданам, имеющим детей (утв. приказом Минздравсоцразвития России от 23.12.09 № 1012н) рассматриваемое пособие назначается и выплачивается по месту назначения и выплаты пособия по беременности и родам. Единовременное пособие назначается и выплачивается (п. 14, 15, 21 порядка):

  • по месту работы - работающим женщинам;
  • по месту службы - женщинам, проходящим службу;
  • по месту учёбы - женщинам, обучающимся по очной форме обучения в образовательных учреждениях;
  • органами социальной защиты населения по месту жительства (месту пребывания, месту фактического проживания) - женщинам:

уволенным в связи с ликвидацией организаций;

прекратившим деятельность в качестве индивидуальных предпринимателей;

в связи с прекращением:

полномочий нотариуса, занимающегося частной практикой;

статуса адвоката;

в течение двенадцати месяцев, предшествовавших дню признания их в установленном порядке безработными.

Основанием для назначения рассматриваемого пособия является справка, подтверждающая постановку на учёт женщины в ранние сроки беременности (п. 22 порядка). Утверждённой формы такой справки не существует, поэтому она оформляется в произвольной форме женской консультацией либо другой медицинской организацией, поставившей женщину на учёт.

Единовременное пособие выплачивается одновременно с пособием по беременности и родам, если справка о постановке на учёт в ранние сроки беременности представляется одновременно с документами, необходимыми для назначения и выплаты пособия по беременности и родам. Если же данная справка представлена работодателю или в образовательное учреждение женщиной позже, то выплата должна быть произведена в течение 10 дней со дня её представления.

При выплате единовременного пособия органами социальной защиты населения его назначение должно быть осуществлено не позднее 10 дней с даты приёма соответствующего заявления и справки. Выплату же надлежит произвести не позднее 26-го числа месяца, следующего за месяцем приёма указанных документов (п. 18, 24 порядка).

Вполне возможно, что вместе с заявлением о предоставлении отпуска по беременности и родам и листком нетрудоспособности, датированными текущем годом, работница представит ещё и упомянутую справку о постановке её на учёт в 2013 году. И возникает вопрос: в какой сумме выплатить пособие? В той, что установлена:

  • на прошлый год (490,79 руб.), на который приходится дата постановки на учёт в женской консультации или
  • на текущий год (515,33 руб.), на который приходится дата начала декретного отпуска.

Вставание на учёт в медицинских организациях в ранние сроки беременности не является отдельным страховым случаем. У единовременного пособия за раннюю постановку на учёт страховой случай - «беременность и роды». Выплачивается оно, как было сказано выше, вместе с пособием по беременности и родам или позже (если справка представлена позже), но никак не раньше. Исходя из этого размер пособия женщинам, вставшим в ранние сроки беременности на учёт, определяется на дату начала отпуска по беременности и родам и не зависит ни от даты самой постановки на учёт, ни от даты выдачи указанной справки.

Таким образом, если отпуск по беременности и родам оформляется в 2014 году, то при представлении женщиной рассматриваемой справки, независимо от даты постановки её на учёт, пособие должно быть назначено и выплачено в размере, установленном на текущий год.

Индексация иных видов пособий

В абсолютных суммах законом № 81-ФЗ установлены также:

  • единовременное пособие при рождении ребёнка - 8000 руб. (ст. 12 закона № 81-ФЗ);
  • единовременное пособие при передаче ребёнка на воспитание в семью - также 8000 руб. (ст. 12.2 закона № 81-ФЗ);
  • единовременное пособие беременной жене военнослужащего, проходящего военную службу по призыву, - 14 000 руб. (ст. 12.4 закона № 81-ФЗ);
  • ежемесячное пособие на ребёнка военнослужащего, проходящего военную службу по призыву, - 6000 руб. на каждого ребёнка военнослужащего, проходящего военную службу по призыву (ст. 12.7 закона № 81-ФЗ).

Индексация первых двух пособий, как и единовременного пособия женщинам, вставшим на учёт в медицинских учреждениях в ранние сроки беременности, осуществлялась также на все приведённые коэффициенты. Поэтому размер пособия в 2013 году составлял 13 087,61 руб. (8000 руб. × 1,085 × 1,0185 × 1,13 × 1,10 × 1,065 × 1,06 × 1,055).

Отметим, что последовательное перемножение базового размера пособия на все коэффициенты индексации даёт 13 087,59 руб. Руководство ФСС России практически каждый год уточняет размер рассматриваемого пособия, определяя его сумму исходя из величины пособия предыдущего года. Так, в письме ФСС России от 28.12.11 № 14-03-18/05-16244 приведено следующее. Единовременное пособие при рождении ребёнка на 1 января 2011 года составляло 11 703,13 руб. Размер данного пособия на 1 января 2012 года находится перемножением этой суммы и коэффициента 1,06. Искомая величина - 12 405,32 руб. (11 703,13 руб. × 1,06).

Повторён такой порядок определения размера пособия на начало прошлого года в письме ФСС России от 19.12.12 № 15-03-11/12-17008. И на 1 января 2013 года размер единовременного пособия при рождении ребёнка возрос до 13 087,61 руб. (12 405,32 руб. × 1,055).

Воспользовавшись приведённым алгоритмом, находим размер единовременного пособия при рождении ребёнка на 1 января 2014 года - 13 741,99 руб. (13 087,61 руб. × 1,05).

Выплата единовременного пособия при рождении ребёнка в этой сумме в текущем году производится в случае рождения ребёнка 1 января 2014 года и позднее (письмо ФСС России от 25.07.08 № 02-10/07-7293). В случае же рождения ребёнка в прошлом году, а представления необходимых документов для выплаты рассматриваемого пособия - в текущем году работодателю надлежит начислить единовременное пособие в размере, который действовал в 2013 году, не позднее 10 дней с даты приёма (регистрации) заявления со всеми необходимыми документами (п. 30 порядка).

Перечень документов, необходимых для выплаты рассматриваемого пособия, приведён в пункте 28 порядка.

Индексация:

  • единовременного пособия беременной жене военнослужащего, проходящего военную службу по призыву;
  • ежемесячного пособия на ребёнка военнослужащего, проходящего военную службу по призыву, -

в силу пункта 3 статьи 11 закона № 18-ФЗ начала осуществляться с 1 января 2009 года. Вследствие этого при определении размеров этих пособий в прошлом году использовалось пять коэффициентов индексации. Искомые величины составили 20 725,60 руб. (14 000 руб. × 1,13 × 1,10 × 1,065 × 1,06 × 1,055) и 8882,40 руб. (6000 руб. × 1,13 × 1,10 × 1,065 × 1,06 × 1,055) соответственно.

В текущем же году размер:

Ежемесячное пособие по уходу за ребёнком

Ежемесячное пособие по уходу за ребёнком выплачивается застрахованным лицам (матери, отцу, другим родственникам, опекунам), фактически осуществляющим уход за ребёнком и находящимся в отпуске по уходу за ребёнком. Указанное пособие выплачивается со дня предоставления отпуска по уходу за ребёнком до достижения ребёнком возраста полутора лет (п. 1 ст. 11.1 закона № 255-ФЗ).

Ежемесячное пособие по уходу за ребёнком выплачивается в размере 40 % среднего заработка работника (с учётом предельной величины базы), но не менее минимального размера этого пособия, установленного законом № 81-ФЗ (п. 1 ст. 11.2, п. 3.2 ст. 14 закона № 255-ФЗ).

Напомним, что ежемесячное пособие по уходу за ребёнком исчисляется исходя из среднего заработка застрахованного лица, рассчитанного за два календарных года, предшествующих году наступления отпуска по уходу за ребёнком, в том числе за время работы (службы, иной деятельности) у другого страхователя (других страхователей).

В случае если в двух календарных годах, непосредственно предшествующих году наступления указанного страхового случая, либо в одном из указанных годов застрахованное лицо находилось в отпуске по беременности и родам и (или) в отпуске по уходу за ребёнком, соответствующие календарные годы (календарный год) по заявлению застрахованного лица могут быть заменены в целях расчёта среднего заработка предшествующими календарными годами (календарным годом) при условии, что это приведёт к увеличению размера пособия.

Средний дневной заработок для исчисления ежемесячного пособия по уходу за ребёнком определяется путём деления суммы начисленного заработка за указанные два календарных года на число календарных дней в этом периоде, за исключением календарных дней, приходящихся на следующие периоды:

  • периоды временной нетрудоспособности, отпуска по беременности и родам, отпуска по уходу за ребёнком;
  • период освобождения работника от работы с полным или частичным сохранением заработной платы в соответствии с законодательством РФ, если на сохраняемую заработную плату за этот период страховые взносы в ФСС России в соответствии с Федеральным законом от 24.07.09 № 212-ФЗ «О страховых взносах в Пенсионный фонд Российской Федерации, Фонд социального страхования Российской Федерации, Федеральный фонд обязательного медицинского страхования» не начислялись.

Средний заработок, исходя из которого исчисляется ежемесячное пособие по уходу за ребёнком, учитывается за каждый календарный год в сумме, не превышающей установленную в соответствии с законом № 212-ФЗ на соответствующий календарный год предельную величину базы для начисления страховых взносов в ФСС России (п. 1, 3.1, 3.2 ст. 14 закона № 255-ФЗ).

Предельная величина базы для начисления страховых взносов установлена пунктом 4 статьи 8 закона № 212-ФЗ в сумме 415 000 руб. Эта величина в силу пункта 5 статьи 8 закона № 212-ФЗ ежегодно индексируется. В связи с чем её размер:

  • в 2011 году - 463 000 руб. (постановление Правительства РФ от 27.11.10 № 933);
  • в 2012 году - 512 000 руб. (постановление Правительства РФ от 24.11.11 № 974);
  • в 2013 году - 568 000 руб. (постановление Правительства РФ от 10.12.12 № 1276);
  • в 2014 году - 624 000 руб. (постановление Правительства РФ от 30.11.13 № 1101).

Следовательно, величина среднего заработка, исходя из которого исчисляется ежемесячное пособие по уходу за ребёнком в текущем году, не может превышать 1 080 000 руб. (512 000 + 568 000). В прошлом же году она не могла превышать 975 000 руб. (463 000 + 512 000).

Средний дневной заработок для исчисления ежемесячного пособия по уходу за ребёнком при этом не может превышать величину, определяемую путём деления на 730 совокупности предельных величин базы для начисления страховых взносов в ФСС России, установленных в соответствии с законом № 212-ФЗ на два календарных года, предшествующих году наступления отпуска по уходу за ребёнком (п. 3.3 ст. 14 закона № 255-ФЗ). Исходя из этого при исчислении рассматриваемого пособия в текущем году максимальная величина:

  • среднего дневного заработка равна 1479,45 руб/дн. ((512 000 руб. + 568 000 руб.) : 730 дн.);
  • пособия - 17 990,11 руб. (1479,45 руб/дн. × 30,4 дн. × 40 %), где 30,4 - среднее число дней в месяце (п. 5.1 закона № 255-ФЗ).

В 2013 году максимальная величина среднего дневного заработка равнялась 1335,62 руб/дн. ((463 000 руб. + 512 000 руб.) / 730 дн.), а максимальный размер ежемесячного пособия по уходу за ребёнком - 16 241,14 руб. (1335,62 руб/дн. × 30,4 дн. × 40 %).

Отметим, что возрастание максимальной величины среднего дневного заработка в текущем году не приводит к пересчёту ежемесячного пособия по уходу за детьми, если отпуск по уходу был оформлен в 2013 году.

Статьёй 15 закона № 81-ФЗ установлен минимальный размер ежемесячного пособия по уходу за ребёнком. Он не может быть менее:

  • 1500 руб. - по уходу за первым ребёнком и
  • 3 000 руб. - по уходу за вторым ребёнком и последующими детьми.

Указанные суммы в силу статьи 4.2 закона № 81-ФЗ индексируются начиная с 2008 года. Поэтому минимальные размеры ежемесячного пособия по уходу за ребёнком в прошлом году составляли:

  • 2453,93 руб. (1500 руб. × 1,085 × 1,0185 × 1,13 × 1,10 × 1,065 × 1,06 × 1,055) - по уходу за первым ребёнком и
  • 4907,85 руб. (3000 руб. × 1,085 × 1,0185 × 1,13 × 1,10 × 1,065 × 1,06 × 1,055) - по уходу за вторым и последующими детьми.

Соответственно, минимальный размер ежемесячного пособия по уходу за первым ребёнком до достижения им возраста полутора лет в 2014 году возрос до 2576,63 руб. (2453,93 × 1,05), а за вторым ребёнком и последующими детьми - до 5153,24 руб. (4907,85 × 1,05).

Применение коэффициента индексации к ежемесячному пособию по уходу за ребёнком, исчисленного из заработной платы в размере 40 % среднего заработка, законом № 81-ФЗ не предусмотрено.

В то же время если при индексации минимального размера ежемесячного пособия по уходу за ребёнком сумма пособия, исчисленная в процентном выражении от среднего заработка (дохода, денежного довольствия), не достигает проиндексированного минимума, то она подлежит перерасчёту до минимального размера ежемесячного пособия по уходу за ребёнком, проиндексированного в соответствии с частью 1 статьи 4.2 закона № 81-ФЗ (п. 2 ст. 4.2 закона № 81-ФЗ).

С начала текущего года пересчёт ежемесячного пособия по уходу за детьми работодателю надлежало осуществить, если в 2013 году сумма из расчёта 40 % от среднего заработка застрахованного лица, которому выплачивалось рассматриваемое пособие (далее - расчётная сумма), была меньше минимального размера пособия, установленного на тот период.

Пример 1

Сотрудницы Лингер и Шац получают ежемесячное пособие по уходу за детьми с середины 2013 года, первая - за первым ребёнком, вторая - за вторым ребёнком. Суммы из расчёта у Лингер - 2418,61 руб., у Шац - 4896,17 руб.

Поскольку указанные суммы не превосходили установленные на тот момент минимальный размер пособия по уходу за первым ребёнком (2418,61 < 2453,93 руб.) и за вторым (4896,17 < 4907,85 руб.), то каждая из работниц получала пособие в минимальных размерах: Лингер - 2453,93 руб., Шац - 4907,85 руб.

После индексации с 1 января 2014 года минимальных размеров ежемесячного пособия по уходу за детьми расчётные суммы у Лингер и Шац вновь оказались меньше проиндексированного минимального размера пособия, установленного на 2014 год: 2418,61 < 2576,63 и 4896,17 < < 5153,24. Поэтому и в текущем году пособие за полный календарный месяц им надлежит выплачивать также в минимальном размере, но только проиндексированном: Лингер - в сумме 2576,63 руб., Шац - 5153,24 руб.

Пример 2

Несколько изменим условие примера 1: расчётные суммы у Лингер - 2489,38 руб., у Шац - 5047,48 руб.

Так как указанные суммы превосходили установленный на тот момент минимальный размер пособия по уходу за первым ребёнком (2489,38 > 2453,93) и за вторым (5047,48 > 4907,85), то каждая из работниц получала пособие в расчётных суммах: Лингер - 2489,38 руб., Шац - 5047,48 руб.

После индексации с 1 января 2014 года минимальных размеров ежемесячного пособия по уходу за детьми расчётные суммы у Лингер и Шац оказались меньше проиндексированного минимального размера пособия, установленного на 2014 год: 2489,38 < 2576,63 и 5047,48 < 5153,24. Поэтому в текущем году пособие по уходу за ребёнком до полутора лет им следует выплачивать в проиндексированном минимальном размере: Лингер - 2576,63 руб., Шац - 5153,24 руб.

Если же ежемесячное пособие по уходу за ребёнком в возрасте до 1,5 лет, назначенное в 2013 году, выплачивается в размере выше минимального, установленного на 2014 год, то такое пособие ни индексировать, ни пересчитывать не нужно.

Для выплаты пособия по уходу за ребёнком до полутора лет, увеличенного в связи с индексацией, заявлений от работников не требуется.

При установлении порядка определения размера ежемесячного пособия по уходу за детьми, выплачиваемого:

  • матерям, проходящим военную службу по контракту, матерям либо отцам, проходящих службу в качестве лиц рядового и начальствующего состава органов внутренних дел, Государственной противопожарной службы, сотрудников учреждений и органов уголовно-исполнительной системы, органов по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ, таможенных органов и находящимся в отпуске по уходу за ребёнком;
  • матерям либо отцам, другим родственникам, опекунам, фактически осуществляющим уход за ребёнком, уволенным в период отпуска по уходу за ребёнком, матерям, уволенным в период отпуска по беременности и родам:

в связи с ликвидацией организаций;

прекратившим деятельность в качестве индивидуальных предпринимателей;

в связи с прекращением:

полномочий нотариуса, занимающегося частной практикой, статуса адвоката;

деятельности, которая в соответствии с федеральными законами подлежит государственной регистрации и (или) лицензированию, -

законодателем установлен максимальный его размер 6000 руб. (абз. 4 ст. 15 закона № 81-ФЗ).

Поскольку индексация этой суммы производится с 2008 года, то в прошлом году максимальный размер ежемесячного пособия по уходу для указанных лиц составлял 9815,71 руб. (6000 руб. × 1,085 × 1,0185 × 1,13 × 1,10 × 1,065 × 1,06 × 1,055), в текущем году он возрос до 10 306,50 (9815,71 руб. × 1,05).

При индексации максимального размера ежемесячного пособия по уходу за ребёнком данное пособие, исчисленное в процентном выражении от среднего заработка (дохода) и выплачиваемое приведённым выше лицам в максимальном размере (9815,71 руб. в 2013 году), с 1 января 2014 года подлежит перерасчёту в процентном выражении от среднего заработка (дохода). При этом расчётная сумма не может превосходить максимальный размер ежемесячного пособия по уходу за ребёнком, проиндексированного на коэффициент 1,05 (10 306,50 руб. в 2014 году).

Пример 3

Моррисен находится в отпуске по уходу за первым ребёнком с октября прошлого года. Она была уволена в период отпуска по беременности и родам. Сумма из расчёта 40 % от среднего её заработка за 2011 и 2012 годы, используемого при расчёте пособия по уходу за детьми, составила 10 289,53 руб.

Поскольку расчётная сумма превосходила максимальный размер рассматриваемого пособия, установленный на 2013 год (10 289,53 > 9815,71), то Моррисен в прошлом году выплачивалось пособие из максимальной его величины 9815,71 руб.

В текущем же году расчётная сумма меньше максимального размера пособия (10 289,53 < 10 306,50). Поэтому за каждый полный календарный месяц ухода за первым ребёнком Моррисен начисляется полученная при расчёте сумма 10 289,53 руб.

В случае ухода за двумя и более детьми до достижения ими возраста полутора лет размер пособия, исчисленный в соответствии со статьёй 15 закона № 81-ФЗ, суммируется. При этом совокупный размер пособия, исчисленный исходя из среднего заработка (дохода, денежного довольствия), не может превышать 100 % размера указанного заработка (дохода, денежного довольствия). При этом он не может быть менее суммированного минимального размера пособия (абз. 8 ст. 15 закона № 81-ФЗ, п. 2 ст. 11.2 закона № 255-ФЗ).

Пример 4

В июле 2013 году у Ковальчик родилась тройня. В 2011 и 2012 годах ей было начислено 138 276 и 154 158 руб. В 2011 году она находилась на больничном с 9 по 17 февраля, в 2012 году - с 3 по 10 октября и с 11 по 20 декабря.

При определении среднего дневного заработка для расчёта ежемесячного пособия по уходу за детьми из совокупности календарных дней расчётного периода 731 дн. (365 + 366) вычитаются периоды временной нетрудоспособности: в 2011 году Ковальчик была на больничном 10 дней, в 2012 - 18 дн. (8 + 10). Поэтому в знаменатель при расчёте среднего дневного заработка заносится 703 дн. (731 – (10 + 18)).

Тогда искомое значение среднего дневного заработка - 415,98 руб/дн. ((138 276 руб. + 154 158 руб.) : 703 дн.), а расчётная сумма пособия за полный календарный месяц - 5058,32 руб. (415,98 руб/дн. × 30,4 дн. × 40 %).

Так как работница ухаживает за тремя детьми, размеры пособий суммируются - 15 174,96 руб. (5058,32 + 5058,32 + 5058,32). При этом суммированный размер пособия не может превышать 100 % среднего заработка работницы - 12 645,79 руб. (415,98 руб/дн. × 30,4 дн.).

В то же время он не может быть менее суммированного минимального размера пособия.

Совокупность минимальных размеров пособия по уходу за тремя детьми в 2013 году составляла 12 269,63 руб. (2453,93 + 4907,85 + 4907,85 руб.). Поскольку средний заработок Ковальчик больше данной совокупности (12 645,79 > > 12 269,63), то работнице за полный календарный месяц ухода за ребёнком в прошлом году начислялась расчётная сумма 12 645,79 руб.

В 2014 году совокупность минимальных размеров пособия по уходу за тремя детьми увеличилась до 12 883,11 руб. (2576,63 + 5153,24 + 5153,24). Эта сумма превышает средний заработок работницы (12 883,11 > 12 245,79). В связи с чем её и надлежит выплачивать работодателю Ковальчик в качестве ежемесячного пособия по уходу за тремя детьми.

Размеры пособий гражданам, имеющим детей, в районах и местностях, где установлены районные коэффициенты к заработной плате, определяются с применением этих коэффициентов в случае, если они не были учтены в составе заработной платы (ст. 5 закона № 81-ФЗ).

Следовательно, к пособиям, которые корректируются на районный коэффициент, относятся:

  • единовременное пособие женщинам, вставшим на учёт в ранние сроки беременности;
  • единовременное пособие при рождении ребёнка.

Корректировать на указанные коэффициенты также надлежит минимальные размеры пособий по уходу за первым, вторым ребёнком и последующими детьми.

Ежемесячное пособие, исчисленное исходя из 40 % от среднего заработка, на районные коэффициенты не увеличивается, поскольку они учтены при определении среднего заработка.

Выше приводились максимальные величины среднего дневного заработка, используемого при расчёте ежемесячного пособия по уходу за детьми, - 1335,62 руб/дн. в прошлом году и 1479,45 руб/дн. - в текущем. Эти же суммы являются предельными и при расчёте пособия по временной нетрудоспособности (п. 3, 3.2 ст. 14 закона № 255-ФЗ). Исходя из этого максимальный размер пособия по временной нетрудоспособности за день болезни при страховом стаже:

  • до 5 лет (60 % среднего заработка) в прошлом году составлял 801,37 руб. (1335,62 руб/дн. × 60 % × 1 дн.), в текущем - 887,67 руб. (1479,45 руб/дн. × 60 % × 1 дн.);
  • от 5 до 8 лет (80 % среднего заработка) - соответственно 1068,50 руб. (1335,62 руб/дн. × 80 % × 1 дн.) и 1183,56 руб. (1479,45 руб/дн. × 80 % × 1 дн.);
  • свыше 8 лет (100 % среднего заработка) - соответственно 1335,62 руб. (1335,62 руб/дн. × 100 % × 1 дн.) и 1479,45 руб. (1479,45 руб/дн. × 100 % × 1 дн.).

Если болезнь или отпуск по беременности и родам начались в прошлом году и продолжаются в текущем, то для расчёта пособий за период, попадающий на 2014 год, используется средний дневной заработок, который применялся при первоначальном расчёте. Ведь его расчёт осуществляется на дату страхового случая. Поэтому уже выплаченные переходящие пособия, например декретные, пересчёту за время после 1 января 2014 года не подлежат.

Если за два предшествующих календарных года у застрахованного лица не было заработка или средний заработок, рассчитанный за этот период, в расчёте за полный календарный месяц был ниже МРОТ, установленного Федеральным законом от 19.07.2000 № 82-ФЗ «О минимальном размере оплаты труда» на день наступления страхового случая, то средний заработок, исходя из которого исчисляются пособия по беременности и родам, принимается равным минимальному размеру оплаты труда (п. 1.1 ст. 14 закона № 255-ФЗ, п. 11 (1) Положения об особенностях порядка исчисления пособий по временной нетрудоспособности, по беременности и родам, ежемесячного пособия по уходу за ребёнком гражданам, подлежащим обязательному социальному страхованию на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством, утв. постановлением Правительства РФ от 15.06.07 № 375).

Средний дневной заработок для расчёта пособия по беременности и родам (Сдн. зар.) в таком случае определяется по формуле (п. 15 (3) положения): Сдн. зар. = МРОТ руб/мес. × 24 мес. : 730 дн.

Таким образом, величина среднего дневного заработка для расчёта пособия по беременности и родам для декретных отпусков, начавшихся:

  • в 2013 году, - 171,12 руб/дн. (5205 руб/мес. × 24 мес. : 730 дн.);
  • 2014 году, - 182,60 руб/дн. (5554 руб/мес. × 24 мес. : 730 дн.).

Если страховой стаж работницы меньше 6 месяцев, то размер её пособия по беременности и родам за полный календарный месяц не может превышать МРОТ, установленного на этот месяц (п. 3 ст. 11 закона № 255-ФЗ). Максимальная величина среднего дневного заработка для расчёта пособия таким работницам в месяцах:

  • с 31 календарным днём - 167,90 руб. (5205 руб/мес. / 31 дн/мес.) в 2013 году и 179,16 руб. (5554 руб/мес. / 31 дн/мес.) в 2014 году;
  • 30 календарными днями - 173,50 руб. (5205 руб/мес. / 30 дн/мес.) и 185,13 руб. (5554 руб/мес. : 30 дн.) соответственно;
  • 28 календарными днями - 185,89 руб. (5205 руб. : 28 дн.) и 198,36 руб. (5554 руб. : 28 дн.) соответственно.

Иные выплаты

Социальное пособие на погребение, как было сказано выше, является одним из видов страхового обеспечения по обязательному социальному страхованию на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством. Данное пособие довольно продолжительное время выплачивалось в размере, равном стоимости услуг, предоставляемых согласно гарантированному перечню услуг по погребению, указанному в пункте 1 статьи 9 закона № 8-ФЗ, но не превышающем 1000 руб. С 2009 года предельный размер пособия был увеличен до 4000 руб.

При этом была установлена норма (ст. 10 закона № 8-ФЗ в редакции Федерального закона от 03.12.08 № 238-ФЗ «О внесении изменений в статьи 9 и 10 Федерального закона „О погребении и похоронном деле“»), обязывающая осуществлять последующую его индексацию исходя из прогнозируемого уровня инфляции, установленного законом о федеральном бюджете на очередной финансовый год и плановый период. Правительству РФ же поручалось определение срока такой индексации.

В 2010 году индексации рассматриваемого пособия не было. Постановлением Правительства РФ от 12.10.10 № 813 предписано осуществлять индексацию предельного размера социального пособия на погребение ежегодно с 1 января начиная с 2011 года. Исходя из этого стоимость услуг, предоставляемых согласно гарантированному перечню услуг по погребению, и предельный размер социального пособия на погребение:

  • с 1 января 2011 года составляли 4260 руб. (4000 руб. × 1,065) (п. 1 ст. 1 Федерального закона от 13.12.10 № 357-ФЗ «О федеральном бюджете на 2011 год и на плановый период 2012 и 2013 годов»);
  • 1 января 2012 года - 4515,60 руб. (4260 руб. × 1,06) (п. 1 ст. 1 Федерального закона от 30.11.11 № 371-ФЗ «О федеральном бюджете на 2012 год и на плановый период 2013 и 2014 годов»);
  • 1 января 2013 года - 4763,96 руб. (4515,60 руб. × 1,055) (п. 1 ст. 1 Федерального закона от 03.03.12 № 216-ФЗ «О федеральном бюджете на 2013 год и на плановый период 2014 и 2015 годов»);
  • 1 января 2014 года - 5002,16 руб. (4763,96 руб. × 1,05) (п. 1 ст. 1 закона № 349-ФЗ).

В текущем году размер ежемесячной страховой выплаты по обязательному социальному страхованию от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний, назначенной до 1 января 2014 года, должен быть проиндексирован с применением коэффициента 1,05 (п. 11 ст. 12 Федерального закона от 24.07.98 № 125-ФЗ «Об обязательном социальном страховании от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний», п. 1 постановления Правительства РФ от 18.12.13 № 1179).

Родственники и иждивенцы работников, умерших в результате несчастного случая на производстве, с 2014 года будут получать единовременную страховую выплату в сумме 1 000 000 руб. Размер заработка работника, в том числе районные коэффициенты и процентные надбавки к зарплате, на величину этой выплаты никак не влияет (п. 2 ст. 7, п. 1, 2 ст. 11 закона № 125-ФЗ в редакции Федерального закона от 02.12.13 № 331-ФЗ «О внесении изменений в статью 11 Федерального закона „Об обязательном социальном страховании от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний“» (п. 2 ст. 1 закона № 331-ФЗ)). Раньше максимальная сумма одновременной выплаты ежегодно устанавливалась законом о бюджете Фонда социального страхования РФ. Так, в 2013 году размер выплаты составлял 76 699,80 руб. (подп. 1 п. 1 ст. 6 Федерального закона от 03.12.12 № 219-ФЗ «О бюджете Фонда социального страхования Российской Федерации на 2013 год и на плановый период 2014 и 2015 годов»).

Таким образом, семьи погибших на производстве приблизили к семьям погибших в результате стихийных бедствий, чрезвычайных ситуаций и террористических актов.

Увеличены максимальные размеры выплат работникам, пострадавшим от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний. По страховым случаям, наступившим в 2014 году (п. 1 ст. 6 Федерального закона от 02.12.13 № 322-ФЗ «О бюджете Фонда социального страхования Российской Федерации на 2014 год и на плановый период 2015 и 2016 годов»):

  • максимальный размер единовременной выплаты составит 80 534,8 руб. (эта выплата назначается пострадавшему работнику, если в результате производственной травмы он утратит профессиональную трудоспособность (полностью или частично). При определении её размера, как и раньше, учитываются районный коэффициент и процентные надбавки);
  • максимальный размер ежемесячной страховой выплаты таким работникам увеличен до 61 920 руб.

Увеличился также и максимальный размер пособия по временной нетрудоспособности в связи с несчастным случаем на производстве. Величина этого пособия за полный календарный месяц не должна быть больше четырёх максимальных размеров ежемесячной страховой выплаты (п. 12 ст. 12 закона № 125-ФЗ). Следовательно, максимальный размер пособия по производственной травме, выплачиваемого работодателем за счёт взносов на травматизм, теперь составляет 247 680 руб. (61 920 руб. × 4) (п. 2 ст. 9 закона № 125-ФЗ).

В связи с этим переходящие с прошлого года на текущий пособия по производственной травме выплачиваются исходя из заработка работника:

  • до 1 января 2014 года - в пределах максимума прошлого года, то есть 235 880 руб/мес. (58 970 руб/мес. x 4);
  • с 1 января - в пределах максимума текущего года, то есть 247 680 руб/мес.

Приведённый выше коэффициент индексации 1,05 применяется для социальных выплат, предусмотренных законодательством РФ лицам, подвергшимся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС, аварии на ПО «Маяк» и сбросов в реку Теча, а также вследствие ядерных испытаний на Семипалатинском полигоне.

Материнский капитал предоставляется при рождении второго или последующих детей только один раз (ст. 3 Федерального закона от 29.12.06 № 256-ФЗ «О дополнительных мерах государственной поддержки семей, имеющих детей»). Изначально (в 2007 году) размер материнского (семейного) капитала составлял 250 000 руб. Сумма материнского капитала ежегодно пересматривается с учётом темпов роста инфляции и устанавливается законом о федеральном бюджете на соответствующий финансовый год и на плановый период.

Так, размер материнского (семейного) капитала равнялся:

Отметим, что возможность получения материнского капитала ограничена по времени: второй ребёнок должен родиться не позднее 31.12.16 (п. 1 ст. 13 закона от № 256-ФЗ).

Размеры пособий, выплачиваемых застрахованным лицам, приведены в таблице 2.


Статьёй 4.2 закона № 81-ФЗ определён порядок индексации и перерасчёта государственных пособий гражданам, имеющим детей. При этом в данной норме приведён перечень пособий, подлежащих ежегодной индексации в размере и в сроки, которые предусмотрены законом о федеральном бюджете.

Право на единовременное пособие дополнительно к пособию по беременности и родам имеют женщины, вставшие на учёт в медицинских организациях в ранние сроки беременности (до двенадцати недель).

Единовременное пособие назначается, если застрахованное лицо обратилось за ним не позднее шести месяцев со дня окончания отпуска по беременности и родам (ст. 17.2 закона № 81-ФЗ).

Если отпуск по беременности и родам оформляется в 2014 году, то при представлении женщиной рассматриваемой справки, независимо от даты постановки на учёт, пособие должно быть назначено и выплачено в размере, установленном на текущий год.

В текущем году размер:

  • единовременного пособия беременной жене военнослужащего, проходящего военную службу по призыву, возрос до 21 793,38 руб. (20 725,60 руб. × 1,05),
  • а ежемесячного пособия на ребёнка военнослужащего, проходящего военную службу по призыву, - до 9326,52 руб. (8882,40 руб. × 1,05).

Предельная величина базы для начисления страховых взносов установлена пунктом 4 статьи 8 закона № 212-ФЗ в сумме 415 000 руб. Эта величина в силу пункта 5 статьи 8 закона № 212-ФЗ ежегодно индексируется.

Возрастание максимальной величины среднего дневного заработка в текущем году не приводит к пересчёту ежемесячного пособия по уходу за детьми, если отпуск по уходу был оформлен в 2013 году.

Работодателю следует увеличить сумму выплачиваемого пособия также в случае, когда расчётная сумма превосходила минимальный размер пособия, установленный в 2013 году, но оказалась меньше минимального размера пособия в текущем году.

Совокупный размер пособия, исчисленный исходя из среднего заработка (дохода, денежного довольствия), не может превышать 100 % размера указанного заработка (дохода, денежного довольствия).

С 1 января 2014 года увеличен минимальный размер оплаты труда с 5205 до 5554 руб. (ст. 1 Федерального закона от 02.12.13 № 336-ФЗ ФЗ «О внесении изменения в статью 1 Федерального закона „О минимальном размере оплаты труда“»). И в некоторых случаях величина МРОТ используется при расчёте пособий.

Если страховой стаж работницы меньше 6 месяцев, то размер её пособия по беременности и родам за полный календарный месяц не может превышать МРОТ, установленного на этот месяц (п. 3 ст. 11 закона № 255-ФЗ).

Максимальный размер пособия по производственной травме, выплачиваемого работодателем за счёт взносов на травматизм, теперь составляет 247 680 руб. (61 920 руб. × × 4) (п. 2 ст. 9 закона № 125-ФЗ).

Размер материнского (семейного) капитала равнялся:

  • 408 960,50 руб. - в 2013 году (п. 1 ст. 10 закона № 216-ФЗ);
  • 429 408,50 руб. - в 2014 году (п. 1 ст. 9 закона № 349-ФЗ).

Леонид ИОФФЕ, аудитор

Правительство планомерно продолжает воплощать в жизнь программы поддержки семей с детьми. Делается это не только для того, чтобы материально поддержать россиян, воспитывающих подрастающее поколение. Одной из основных целей такой социальной политики является восстановление уровня рождаемости в стране.

Как показывают исследования, благодаря реализации таких программ, как Материнский капитал и Молодая семья, во многих регионах демографическая ситуация стала улучшаться. Пока рано говорить об окончательном решении проблемы, но положительная динамика ощущается явно.

Порядок назначения и условия выплаты федеральных детских пособий в России регулируется несколькими законодательными актами, но прежде всего это Закон «О пособиях гражданам, имеющим детей» и «О дополнительных мерах государственной поддержки семей с детьми» , а также Указ Президента «О мерах по реализации демографической политики РФ» . Кроме этого в каждом субъекте федерации для урегулирования порядка предоставления муниципальной помощи местными органами законодательной власти издаются региональные нормативно-правовые документы.

В соответствии с этими документами в 2014 году выплачиваются следующие виды федеральных единоразовых пособий на детей:

  • Беременным женщинам, при постановке на медицинский учет на сроке до 12 недель;
  • По беременности и родам;
  • Беременной жене военнослужащего, находящегося на срочной службе;
  • При рождении, или передаче на воспитание ребенка;
  • Материнский капитал.

Кроме этого, начисляются следующие ежемесячные выплаты:

  • По уходу за ребенком до 1,5 лет (прекратит существование с 01 января 2014 года);
  • По уходу до 3-х лет;
  • На ребенка военнослужащего–срочника.

Кроме этого, практически во всех субъектах России действуют следующие региональные программы:

  • Материнский капитал;
  • Молодая семья;
  • Дополнительные выплаты за третьего и последующих детей, порядок назначения которых в каждом регионе свой.

Размер и индексация в 2014 году

В основе ежегодных расчетов размера пособий лежат базовые суммы, установленные законами. Эти начальные значения ежегодно увеличиваются на коэффициент, который определяется Федеральным Законом «О государственном бюджете Российской Федерации» на каждый год, в том числе и на 2014-й.

Изначально такой механизм индексации был введен для того, чтобы сумма денежной помощи из года в год не обесценивалась из-за инфляции, которую до конца еще не побороли. Однако в последние два года федеральное правительство, используя коэффициент индексации, не только обеспечивает инфляционный рост, но и проводит политику постепенного увеличения размера поддержки семей с детьми.

Законодательно установлены следующие базовые показатели детских выплат:

В течение последних пяти лет происходило постепенное повышение выплат, и в итоге, в 2014 году их размер составит:

По сравнению с 2013 годом индексация размера выплат составила 5%. На пособиях, сумма которых невелика, этот увеличение может быть ощущается и не очень сильно, зато, например, размер материнского капитала увеличился на целых 27 000 р. А это совсем немаленькая сумма. Если же сравнить величину помощи в натуральном денежном выражении, которая оказывалась семьям в 2008 году, ту, которую начнут выплачивать с 1 января 2014 г., то ее рост очевиден.

Изменения и новости

Кроме чисто математической индексации размеров выплат, федеральное правительство постоянно оптимизирует сами механизмы их финансирования и принципы назначения. Ярким примером стал Федеральный Закон, принятый и подписанный президентом в июне. Согласно его положениям, финансирование детских пособий теперь будет осуществляться не из средств Фонда Социального Страхования, как это было ранее, а за счет Федерального бюджета.

Это с одной стороны снимет огромную финансовую нагрузку с активов государственного фонда, что, безусловно, необходимо при внедрении накопительной пенсионной системы. А с другой стороны, позволит государству напрямую регулировать финансирование этих начислений. Теперь выделение средств на оплату пособий, будет происходить из государственной казны в пользу местных бюджетов путем назначения субвенций соответствующих размеров.

Кроме этого, депутаты Государственной Думы планируют существенно увеличить Минимальный размер оплаты труда. Он повышается ежегодно и от его значения сильно зависит размер ежемесячной помощи по уходу за ребенком.

Но, пожалуй, самым ощутимым нововведением станет повышение до 3-х лет возраста малышей, до достижения которого выплачивается ежемесячное пособие по уходу за ними, на всей территории страны. Дело в том, что на протяжении многих лет этот вид поддержки выплачивался только до 1,5 летнего возраста.

С 2012 года началось планомерное введение нового порядка в отдельных субъектах Федерации. Так в 2012 году эта новация была реализована в 21-м регионе, в 2013-м охватила еще 24, а с 1 января 2014 начнет действовать в оставшихся 37.

Таким образом, новый год уравняет в правах и возможностях абсолютно всех мамочек страны в части получения ежемесячной помощи по уходу за детьми. Единственное в чем останется разница, так это в применении региональных коэффициентов при определении ее размера, но этот механизм используется для хоть какой-то компенсации за жизнь в сложных климатических условиях Крайнего Севера и Дальнего Востока, и в его справедливости практически никто не сомневается.

Право на получение соответствующих денежных сумм получат родители абсолютно всех детей до 3-х лет, в независимости от того, были остановлены им до этого начисления по достижению ребенком 1,5 летнего возраста, или нет.

Новости в регионах

Изменения в сфере детских пособий коснутся и регионов. Ни для кого не секрет, что во многих субъектах федерации местные власти совершенно по-разному подходят к вопросам социальной поддержки семей с детьми. В одних областях программы регионального Материнского капитала и материальная помощь многодетным семьям работают на полную мощность, оказывая реальную поддержку людям.

В других регионах по разным причинам этому вопросу уделяется гораздо меньше внимания, и это несмотря на программы, принимаемые на федеральном уровне.

К счастью в 2014 году ситуация начнет меняться в лучшую сторону. По крайней мере, как минимум еще в 53 регионах были приняты нормативные акты, которые вводят дополнительные меры поддержки семьям с тремя и более детьми.

В большинстве регионов им будут выплачиваться дополнительные денежные средства, а в некоторых бесплатно или на льготных условиях оказываться медицинские и образовательные услуги.

С января 2014 года во многих регионах значительно увеличивается помощь по программе региональный материнский капитал. А также начнут работать проекты, стимулирующие усыновление детей. Положительными примерами может послужить Башкирия и Сахалин, в которых местные власти готовы выделять семьям-усыновителям помощь из местного бюджета в размере от 500 тысяч до 1 миллиона рублей.

Таким образом, государственная бюджетная политика на деле становится социально-ориентированной не только на уровне федерального правительства, но также и на региональном. А это вселяет оптимизм в отношении нашего завтрашнего дня.

Федеральным законом о бюджете на 2019 год внесены изменения в начисление детских пособий.

Дорогие читатели! Статья рассказывает о типовых способах решения юридических вопросов, но каждый случай индивидуален. Если вы хотите узнать, как решить именно Вашу проблему - обращайтесь к консультанту:

ЗАЯВКИ И ЗВОНКИ ПРИНИМАЮТСЯ КРУГЛОСУТОЧНО и БЕЗ ВЫХОДНЫХ ДНЕЙ .

Это быстро и БЕСПЛАТНО !

С 1 января коэффициент для расчета детского пособия вырос до 1,05. На практике это означает, что по сравнению с 2013 годом детские выплаты увеличатся на 5%. Конечно, ежегодное повышение социальных пособий на детей не может не радовать. В этой статье мы рассмотрим, какие детские пособия будут выплачиваться государством и что конкретно нужно, чтобы оформить их получение.

Базовые понятия

МРОТ – минимальный размер оплаты труда.
ФСС – фонд социального страхования.
Единовременное пособие – пособие,которое выплачивается один раз.
Ежемесячное пособие – пособие, выплачиваемое каждый месяц.
ЖК женская консультация, где наблюдается женщина по поводу беременности.

Сумма единовременных выплат

Прежде всего, детское пособие в 2019 году включает в себя различные единовременные выплаты – как во время беременности женщины, так и при рождении малыша. Все они фиксированы, то есть одинаковая сумма платится мамочке вне зависимости от места работы (или наличия работы вообще).

Важно помнить, что эти деньги налогами не облагаются. Более того, с них не берутся отчисления на социальное страхование.

Декретные

Декретные средства – это единовременное пособие по беременности и родам. Женщина получает эти деньги один раз в течение декретного отпуска.И тут важны , предусмотренные трудовым законодательством нашей страны.

Они зависят от особенностей беременности (одноплодная или многоплодная), а также возникших осложнениях при родах. А поскольку пособие предусмотрено только для официально оформленных женщин, получить его можно, соответственно, только у своего работодателя.

По общему правилу, это пособие составляет полный средний доход женщины из расчета за один месяц.

Однако если женщина отработала менее установленного законодательно срока в шесть месяцев на момент расчета этого пособия, то размер его не превысит прожиточный минимум.

Поскольку все документы, удостоверяющие личность женщины по месту работы уже присутствуют, остается донести больничный лист, полученный в ЖК. Женщины, трудящихся на двух и более работах, нужно представить основному работодателю документ, подтверждающий, что на работе по совместительству пособие не начислялось.

Пособие беременной жене военнослужащего

Военнослужащие имеют особый статус в нашем государстве. Потому и для беременных жен такой категории граждан предусмотрены дополнительные меры поддержки.

А именно, если:

  • срок беременности супруги свыше двадцати шести недель;
  • супруг проходит срочную военную службу в рядах нашей армии.

Таким образом, женщина может рассчитывать на материальную помощь в размере 21 761 руб. 25 коп.

Рассмотрением и выдачей этого пособия занимается управление социальной защиты населения по месту постоянного проживания. Представители этого органа в течение десяти дней рассмотрят документы и примут решения о предоставлении пособия.

Пособие женщинам, вставшим на учёт на ранних сроках беременности

В большинстве случаев здоровье беременной женщины и ее ребенка зависит от того, на каком сроке она обратилась в ЖК для наблюдения. Поэтому государство стимулирует раннюю постановку на учет выплатой денег в виде поощрения тем женщинам, которые стали на учет по беременности на сроке до двенадцати недель. Эта сумма небольшая и в текущем году составляет 515 рублей .

Получить деньги можно по месту основной работы или учебы. Для этого в бухгалтерию нужно представить справку, подтверждающую факт постановки на учет, после чего будут произведены выплаты.

При рождении (при передаче на воспитание)

Сразу после рождения малыша родители могут получить единовременное пособие в размере 13 742 рубля . Право на его получение сохраняется до достижения ребенком шести месяцев.Если родители трудоустроены, то оформить пособие можно по месту работы любого из родителей. Безработным же необходимо обратиться в органы социальной защиты населения.

Опекуны, принявшие в семью на воспитание ребенка, лишившегося родителей, так же имеют право на получение этого пособия. Сроки исполнения те же – с рождения и до исполнения ребенку шести месяцев.

По истечении десяти дней с момента подачи полного пакета документов вам будет назначена эта выплата.

Материнский капитал

Материнский капитал ежегодно увеличивается. И на 2019 год составляет 429 408,5 рублей. А федеральный закон перечисляет четкий список лиц, имеющих право на получение такой формы поддержки от государства.

Начиная 2007 года это:

  • женщины, родившие или усыновившие второго, третьего ребенка и последующего;
  • мужчины, единственные усыновители второго и последующих детей.

Вопросами оформления и выдачи сертификатов занимается пенсионный фонд по месту постоянного проживания. Здесь же можно получить перечень документов, необходимых для получения материнского капитала.

Размер ежемесячных детских пособий

Рассчитывать на помощь государства в виде ежемесячного пособия по уходу за ребенком может не только мать, но любой из членов семьи, ушедший в декретный отпуск и непосредственно ухаживающий за малышом. Размер и место его начисления зависит от наличия официальной работы у матери (или ухаживающего лица) и общего времени работы.

Пособие до 1,5 лет

Сразу по окончании декретного отпуска и до исполнения малышу полутора лет женщина вправе получать материальную помощь в виде государственного пособия.

  • Безработные. Права этой категории женщин на получение пособия реализуют органы социальной защиты населения. На первого малыша женщине будет назначена выплата в размере 2 576,63 рублей . На второго, третьего и последующего выплаты увеличатся до 5 153,24 рублей .
  • Трудоустроенные . Права этой категории женщин на получение пособия реализуют работодатель. Здесь вне зависимости от количества детей пособие назначается в размере сорока процентовот среднего заработка женщины за два года, которые предшествовали рождению ребенка.

Так же срок рассмотрения документов и назначения выплат равен десяти дням.

Пособие до 3-х лет

В период с полутора лет и до исполнения малышу трех лет, на него выплачивается небольшая компенсационная сумма — 50 рублей . На сегодняшний день существует законопроект, который предлагает продлить пособие, выплачиваемое по уходу за ребенком не до полутора лет, а до трех лет. И в некоторых регионах этот закон действительно принят и успешно реализуется.Однако большинство мамочек довольствуются компенсационными выплатами.

Кроме того, положена эта выплата только мамочкам в декретном отпуске и без сохранения заработной платы.

С документами по этой выплате можно обратиться, соответственно, либо по месту работы женщины, либо в органы социальной защиты населения. По истечении десяти дней соответствующие выплаты будут производиться ежемесячно.

После 3 лет выплата пособий на детей, не имеющих инвалидности, не предусмотрено.

Пособие жене военнослужащего по призыву

Государство, призывая молодых отцов на срочную службу, не забыло позаботиться об их женах и детях. Обратившись в органы социальной защиты населения, женщина может оформить ежемесячное пособие в размере 9 326 руб. 52 коп .

Основанием для прекращения выплаты этих денег является одно из следующих условий:

  1. возвращения домой отца, прошедшего срочную службу;
  2. исполнение ребенку три года.

Особенности начисления

Государством предусмотрены определенные нюансы начисления выплат по уходу за малышом в зависимости от последовательности рождения детей. Особенности начисления предусмотрены и для социально незащищенных категорий граждан нашей страны.

На первого ребёнка

На первого малыша размер пособия, на которое может рассчитывать женщина,составляет сорок процентов от среднего ежемесячного заработка молодой мамы, для расчета которого берется опять же период в два последних календарных года работы.

Второго и последующих детей

Пособие по рождению ребенка предусмотрено на каждого родившегося малыша. Для мам официально трудоустроенных и находящихся в декретном отпуске пособие идет в размере сорока процентов от среднего заработка вне зависимости от того, за каким по счету ребенком ухаживает женщина (первым, вторым или третьим).

При этом для безработных женщин на второго и последующего ребенка государство выделяет сумму в два раза выше, чем на первого малыша.

Многодетным семьям

Многодетной признается семья, имеющая минимум 3 ребенка. Помимо вышеуказанных выплат, для многодетных семей в 2019 году предусмотрено специальное пособие на третьего ребенка. Средний размер этого пособия составит около семи тысяч рублей. Его точная сума будет зависеть от региона и установленного прожиточного минимума.

Матери-одиночке

Женщина официально получает статус матери-одиночки на основании следующих критериев:

  • ребенок был рожден или усыновлен в момент, когда женщина не состояла в браке;
  • в случае отсутствия возможности установления отцовства в добровольном порядке;
  • в случае, когда в свидетельстве о рождении ребенка вписан супруг, отцовство которого было оспорено в судебном порядке.

Такой категории женщинам предоставляет больше льгот, по сравнению с полной семьей. Поблажки касаются особенностей увольнения таких лиц, предоставления им ежегодного отпуска, особенности при расчете дополнительных дней отпуска и многое другое.

Среди нюансов начисления детских пособий можно выделить следующие:

  1. Совместно с ежемесячным пособием до полутора лет, женщине выплачиваются дополнительные денежные средства.
  2. Все детские пособия выплачиваются в повышенном размере, относительно полных семей.
  3. Предусмотрено ежемесячное пособие на ребенка в возрасте до 16 лет. Ежегодно этот вид пособия пересматривается. Выплаты по нему прекращаются с момента, когда женщина вышла замуж.

Помимо основных пособий, в некоторых регионах власти активно поддерживают незащищенных граждан и матерям одиночкам предоставляют дополнительные виды пособия.

Детям-инвалидам

Для детей инвалидов 1 группы предусмотрено ежемесячное дополнительное пособие в виде пенсии по инвалидности. Оно выплачивается ребенку до 18 лет либо до момента снятия 1 группы инвалидности. Размер пенсии составляет 8704 рублей .

Эта пенсия предусмотрена только для безработных родителей, либо родителей, заработная плата которых ниже минимальных размеров установленного в регионе.

Размер этой социальной выплаты в регионах с повышенным районным коэффициентом составляет 9574 руб . Выплачивается она неработающим родителям детей инвалидов, либо работающим, если их средний месячный заработок меньше МРОТ для данного региона.

Выплаты пенсии останавливаются в случае снятия I группы инвалидности с ребенка, достижения им совершеннолетия.

Малообеспеченным, для неработающих

Для социально незащищенных граждан нашей страны, все пособия выплачиваются органами социальной защиты населения. Размер их рассматривается в каждом случае отдельно, учитывая все льготы, полагающиеся конкретному человеку.

Все пособия фиксированы и не могут быть меньше законодательно установленных норм.

Нюансы расчёта детских пособий в России в 2019 году

Ежегодно в России вносятся изменения и поправки в законодательство по расчету детских пособий. Текущий год не стал исключением.

Наиболее значимыми стали следующие изменения:

  1. Проиндексированы суммы детских пособий.
  2. Изменен предшествующий период для расчета выплат. Теперь два года фиксированные, а это значит и изменение в выплатах детских пособий.
  3. Изменен минимальный размер оплаты труда. Учитывать это необходимо, поскольку любое пособие должно как минимум соответствовать этой цифре.

Изменение законодательства

С начала текущего года вступили в силу важные поправки в законодательстве, касаемые начисления детских пособий.

А именно:

  • В соответствии с законодательством теперь все детские пособия начисляются из федерального бюджета. Раньше эта была обязанность ФСС.
  • Изменен расчетный коэффициент, который в текущем году составил 1,05.
  • Увеличен размер материнского капитала. В 2019 году он составит 429 408,5 руб ., по сравнению с 2013 годом в 408 960,5 рублей. Однако в условиях нестабильной российской экономики и высоких темпов инфляции покупательная способность этого вида пособия упала в среднем на пять процентов.

Индексация

Периодически законодатель пересматривает и индексирует суммы социальных выплат, в числе которых и детские пособия. Изменение расчетного коэффициента до цифры в 1,05 привело к увеличению размеров практически всех видов детских пособий в среднем на пять процентов. Что не может не радовать в условиях российской действительности.

Региональные отличия

Вопрос детских пособий не мог обойти регионы стороной. Не все регионы в равной степени уделяют достаточного внимания различным программам по оказанию помощи семьям с детьми.

Однако начиная с текущего года ситуация начинается меняться и уже в большинстве регионов приняты ряд законопроектов, которые в достаточной мере окажут помощь многодетным семьям.

Это касается как дополнительных денежных выплат, так и льготного медицинского обслуживания и возможности получения доступных образовательных услуг.

Во многих субъектах РФ уже не первый год действуют региональные коэффициенты, которые увеличивают сумму некоторых пособий. Единых рамок нет, в каждом регионе разработана своя система стимулирования материнства.

Где и как получить полагающиеся деньги?

Все пособия можно получить либо по месту работы одного из родителей ребенка либо в фонде социального страхования. По общему правилу для работающих женщин или женщин проходящих обучение в учебных заведениях выплаты осуществляется по месту работы или учебы соответственно. Для неработающих граждан необходимо обратиться в фонд социального страхования населения.

Однако есть и исключение. Например, за оформлением материнского капитала следует обратиться в пенсионный фонд по месту жительства. Выплаты женам супругов-«срочников» оформляются и выплачиваются в органах социальной защиты населения по месту проживания.

Для получения пособия необходимо предоставить соответствующий пакет документов. С его перечнем вы можете ознакомиться по месту получения данного пособия. Здесь же можно уточнить информацию о том, с какого числа и как будут выплачиваться причитающиеся вам деньги.

Причин задержки выплаты работодателем детских пособий может быть множество. Любая проволочка негативно сказывается на семейном бюджете. В результате может страдать ребенок, недополучая от родителей всего, что нужно.

В 2014 году изменится предельная сумма заработка, которую надо учитывать при расчете пособий. В этих целях надо будет брать максимум 512 000 руб. за 2012 год и 568 000 руб. за 2013 год. Сразу отметим, что и декретные, и детские, которые назначаются в конце 2013 года, рассчитывают исходя из заработка за 2011 и 2012 год.

Четыре главных изменения по расчету пособий в 2014 году

1. Расчетный период. Теперь это 2012 — 2013 годы. Значит, максимальный среднедневной заработок для расчета пособий в 2014 году равен 1479,45 руб. ((512 000 руб. + 568 000 руб.) : 730 дн.).

2. Новый МРОТ. МРОТ вырос с 5205 руб. до 5554 руб. Значит, минимальный среднедневной заработок для расчета пособий в 2014 году равен 182,60 руб. (5554 руб. х 24 мес. : 730).

3. Максимальные декретные и детские. Общая сумма декретных в 2014 году не может быть больше 207 123 руб. (1479,45 руб. × 140 дн.), а пособия по уходу — 17 990,11 руб. в месяц (1479,45 руб. × 30,4 дн. × 40%).

4. Минимальные детские. Минимальный размер пособия по уходу за первым ребенком равен — 2576,62 руб. А если ребенок второй, третий и т.д. — то минимум составляет 5153,24 руб. в месяц.

Пособие по беременности и родам

По общему правилу рассчитывать декретные нужно исходя из дохода работницы за два календарных года, предшествующих первому дню декретного отпуска. Предположим, по беременности и родам был выдан в декабре 2013 года. К примеру, 25- го декабря. Если она написала заявление на декретный отпуск с этого же дня, тогда расчетным периодом будут 2011 и 2012 годы. Пересчитывать в 2014 году ничего не надо.

Но предположим, что работница решила уйти в декрет с 1-го января 2014 года. Значит, расчетным периодом будут 2012 и 2013 годы. При расчете пособия в средний заработок можно включить не более 512 000 руб. за 2012 год и 568 000 руб. за 2013 год. Значит, средний дневной заработок будет не больше 1479,45 руб. ((512 000 руб. + 568 000 руб.) : 730 дн.). Это следует из части 3.3 статьи 14 Федерального закона от 29 декабря 2006 г. № 255-ФЗ. То есть общая сумма декретных в 2014 году не может быть больше 207 123 руб. (1479,45 руб. × 140 дн.). Это на 20 136,20 руб. больше нынешнего максимума (186 986,80 руб.).

Пример 1: Расчет пособия по беременности и родам, если сотрудница идет в декрет в начале 2014 года

Седова М. А. трудится в ЗАО «Мир» с сентября 2011 года. В декабре 2013 года она уходит в отпуск по беременности и родам. Седова принесла в бухгалтерию компании больничный лист сроком на 140 дней на период с 25 декабря. Но заявление на отпуск по беременности и родам написала с 1 января 2014 года. С 25 по 31 декабря 2013 года она продолжала работать.

В таком случае расчетным периодом будут 2012 — 2013 годы (731 календарный день). По данным бухгалтерии, в течение этого времени сотрудница болела 45 календарных дней.

Заработок Седовой за 2012 год составил 580 000 руб., а за 2013 год — 670 000 руб.

Обе эти суммы больше лимитов 2012 и 2013 годов - 512 000 руб. и 568 000 руб. соответственно. Поэтому сумма дневного заработка составит:

(512 000 руб. + 568 000 руб.) : (731 дн. — 45 дн.) = 1574,34 руб.

Полученная в результате расчетов величина больше верхнего предела в 1479,45 руб. Поскольку фактически Седова ушла в декрет с 1 января, оплатить ей нужно 133 дня (140 — 7). Значит, сумма пособия по беременности и родам составит такую величину:

1479,45 руб. × 133 дн. = 196 766,85 руб.

А за декабрь 2013 года Седова получит свою обычную зарплату.

В первом январском номере журнала «Главбух» вы также найдете подробные примеры расчета больничных в 2014 году . Успейте подписаться сейчас, чтобы гарантированно получить номер !

Пособие по уходу за ребенком

Если день, когда начинается отпуск по уходу за ребенком, приходится на 2014 год, то расчетный период — 2012 и 2013 годы. Посмотрим на примере.

Пример 2: Расчет пособия по уходу за ребенком в 2014 году

Сотрудница ООО «Сокол» Панова В. С. уходит в отпуск по уходу за первым ребенком с 10 января 2014 года. На тот момент пособие ей посчитали так.

Расчетный период теперь 2012—2013 годы (731 календарный день).

В 2012 году ей начислили 548 499,34 руб., а в 2013-м — 613 904,15 руб.

Суммы за каждый год больше годового лимита по взносам. Значит, за 2012 год можно взять 512 000 руб., а за 2013 — 568 000 руб. Число исключаемых дней составило 22. Бухгалтер рассчитал дневной заработок так:

(512 000 руб. + 568 000 руб.) : (731 дн. - 22) = 1 523, 27 руб.

Полученная в результате расчетов величина больше предела в 1479,45 руб. Таким образом, сумма пособия по уходу за ребенком за полный месяц составит:

1479,45 руб. × 30,4 дн. × 40% = 17 990,11 руб.

Минимальные размеры пособий можно посмотреть в таблице ниже.

Размеры детских пособий в 2013 и в 2014 годах

Пособие

2013 год

2014 год

Минимальный размер пособия по уходу за ребенком до полутора лет за полный календарный месяц, если ребенок — первый

Минимальный размер пособия по уходу за ребенком до полутора лет за полный календарный месяц, если ребенок — второй, третий и т. д.

Единовременное пособие при рождении ребенка

13 087,61 руб.

13 741,99 руб.

Единовременное пособие женщине, вставшей на учет в медицинских учреждениях в ранний срок беременности

Максимальный размер пособия по беременности и родам (если отпуск составляет 140 календарных дней)

186 986,80 руб.

Максимальный размер пособия по уходу за ребенком до полутора лет за полный календарный месяц

16 241,14 руб.

17 990,11 руб.

Все пособия, которые в нашей стране выплачиваются семьям с детьми за счет средств фонда Соцстраха, каждый год индексируются. Делается этого для того, чтобы в выплате была учтена официальная инфляция. На 2014 год инфляция предполагается равной пяти процентам, а значит, и пособия увеличены на эти 5 процентов. В 2014 году сумма пособия, выплачиваемого в связи с рождением малыша, равна 13741 рубль 97 копеек . Это пособие полагается всем. В районах, где начисляется районный коэффициент, сумма пособия увеличивается и на него.

Как получить пособие при рождении малыша

На выплату пособия не влияет, работает ли молодая мам, учится или является безработной. Получить пособие можно, обратившись:

  • к работодателю (работающим);
  • в собес (безработным и студентам);
  • в территориальное управление ФСС (если возникают проблемы с выплатой пособия работодателем).

Оформить и получить единовременную выплату в связи с появлением на свет малыша может не только мама, но и папа. Если оба молодых родителя официально трудоустроены, то папа должен предоставить документ с места работы мамы, подтверждающий, что она это пособие не получала. Если мама безработная или студентка, то такую справку можно получить в собесе.

Обратиться за назначением и выплатой пособия можно в любое время в течение полугода после появления ребенка на свет.

Суммы единовременного пособия одинаковы при рождении любого по счету малыша в семье. То есть за первенца полагается ровно столько же, сколько и за, скажем, пятого.

При рождении двойни пособие выплачивается на каждого ребенка отдельно, тройни – на каждого из троих и так далее.

В некоторых регионах установлены дополнительные выплаты при рождении ребенка. Как правило, они выплачиваются одновременно с общефедеральным пособием.

Документы для получения единовременного пособия

При обращении за выплатой пособия необходимо представить следующие документы:

  1. само заявление о назначении и выплате пособия;
  2. паспорта обоих родителей (возможно, потребуются копии);
  3. справка с места работы (учебы) другого родителя, подтверждающая, что там пособие ему не выплачивалось;
  4. справка, выдаваемая по форме Ф24 в органах ЗАГСа (это не свидетельство о рождении, а отдельный документ).

Указанные документы подаются в бухгалтерию организации, где работает мама или папа, либо в собес по месту проживания родителей. В десятидневный срок пособие будет выплачено по указанным в заявлении реквизитам.



Если заметили ошибку, выделите фрагмент текста и нажмите Ctrl+Enter
ПОДЕЛИТЬСЯ:
Выселение. Приватизация. Перепланировка. Ипотека. ИСЖ