Выселение. Приватизация. Перепланировка. Ипотека. ИСЖ

В Российской Федерации одной из проблем остается энергосбережение. Главной задачей для нашей страны является уменьшение потребления энергоресурсов и более рациональное их использование. В связи с возникновением данной проблемы был создан ФЗ «Об энергосбережении и о повышении энергетической эффективности и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации».

Федеральный Закон №261 об энергосбережении был принят работниками Государственной Думы 11 ноября 2009 года. Одобрен закон Советом Федерации 18 ноября 2009 года. Краткое содержание и название закона целиком вступили в законную силу 23 ноября того же года.

Федеральный Закон «Об энергосбережении и о повышении энергетической эффективности и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» состоит из 10 глав и 50 статей:

  • Глава 1 (ст. 1 — 5) — отражает общие положения законодательного акта об энергосбережении;
  • Глава 2 — (ст. 6 — 8) — в трех статьях данной части ФЗ об энергосбережении описываются полномочия государственных органов власти в сфере энергосбережения;
  • Глава 3 — (ст. 9 -14) — содержит порядок и методы государственного регулирования в сфере повышения энергетической эффективности;
  • Глава 4 — (ст. 15 — 18) — описывает каким образом проводится сбор и анализ данных энергетических паспортов, также содержит сведения о саморегулируемых организациях работающих в данной области;
  • Глава 5 — (ст. 19 — 21) — эта часть ФЗ об энергосбережении устанавливает процедуру и условия заключения сделок и контрактов — купли-продажи, поставки, передачи энергетических ресурсов и так далее;
  • Глава 6 — (ст. 22 — 23) — регламентируется информационное обеспечение для проведения процедур по энергосбережению;
  • Гл. 7 — (ст. 24 — 26) — указывается каким образом должно проводится обеспечение энергосбережения и повышение эффективности использования ресурсов;
  • Гл. 8 — (ст. 27) — эта часть закона об энергосбережении указывает как проводится государственная поддержка для эффективного использования энергоресурсов;
  • Гл. 9 — (28 — 29) — важная часть закона №261, указывает как государственный контроль проводит надзор за соблюдением настоящего закона, также содержит меры ответственности за несоблюдение законодательства;
  • Гл. 10 — (30-50) — отражает заключительные положения закона.

С момента вступления в действие Федерального Закона РФ №261 об энергосбережении неоднократно были внесены изменения, поправки и дополнения. Последняя редакция закона приходится на 3 июля 2016 года.

Последняя редакция закона о гражданской обороне под номером 28

Скачать

По ФЗ №261 об энергосбережении можно отметить основные меры, направленные на эффективное использование ресурсов:

  • улучшение производства, путем внедрения энергоэффективного оборудования и технологий;
  • увеличение энергоэффективности зданий;
  • проведение мероприятий, направленных на стимулирование потребителей оптимально использовать электроэнергию.

Для ознакомления со всеми аспектами ФЗ «Об энергосбережении и о повышении энергетической эффективности и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» можно его скачать по

Последние изменения ФЗ об энергосбережении

С течением времени законодательные акты требуют пересмотра. Пересмотр документа необходим, чтобы он был актуален в настоящее время. Уполномоченные лица, после пересмотра очередного законопроекта, вносят в него изменения, дополнения и поправки. Корректировке может подвергаться как одна конкретная статья закона, так и весь документ. ФЗ №261 об энергосбережении последний раз был изменен 3 июля 2016 года.

261 ФЗ 13 статья

Она гласит о процедуре обеспечения учета энергоресурсов и об использовании приборов для учета. По закону, производимые и потребляемые ресурсы обязательно подлежат учету. Расчеты за потребленные ресурсы рассчитываются на основании количественных данных. Изменения претерпела ч 12 ст 13 261 ФЗ. Для организаций изменился срок установления специализированных приборов для учета:

  • ранее срок указывался до 1 января 2016 года;
  • после внесения изменений срок — до 1 января 2019 года.

П 9 ст 13 261 ФЗ об энергосбережении

9 пункт указывает, что организации, которые предоставляют в пользование — газ, воду, тепловую энергию, электричество по сетям инженерно-технического обеспечения с 1 июля 2010 обязаны устанавливать, заменять приборы учета по тем ресурсам, которые они предоставляют. Указанные организации не вправе отказывать обратившимся гражданам с просьбой об установке или замене счетчика.

Ст 11 261 ФЗ

Она гласит об обеспечении энергетической эффективности зданий и домов. По закону, требования по обеспечению энергетической эффективности включают:

  • коэффициент, указывающий на объем расхода ресурса;
  • требования к свойствам зданий и их отдельным деталям — устройствам и технологиям;
  • условия, включающиеся в документацию при строительстве здания. Условия позволяют обезопаситься от не рационального использования энергоресурсов при постройке здания и при его эксплуатации.

В 2016 году в 11 ст. настоящего закона изменения не вносились.

Ст 16 261 ФЗ

Содержит положения об обязательном энергетическом обследовании. По закону, обязательному обследованию подлежат:

  • государственные органы власти;
  • учреждения государственного и муниципального образования;
  • предприятия, работающие в регулируемых сферах деятельности;
  • учреждения, занимающиеся перевозкой или производством воды, газа, электричества, нефти, угля и т.д.;
  • учреждения, чьи совокупные затраты на потребление газа, дизеля, мазута или другого топлива превышают объем соответствующих энергетических ресурсов в стоимостном выражении (стоимостное выражение устанавливается Правительством);
  • учреждения, проводящие мероприятия в сфере энергосбережения и увеличения энергетической эффективности, финансируемые из бюджета.

Благодаря данному закону, многие организации стали более рационально использовать энергетические ресурсы.

Экономия природных ресурсов в РФ

О быстром истощении природных ресурсов говорится много. Энергосбережение – одна из возможностей продлить пользование природными энергетическими ресурсами, которые так необходимы человеку для хозяйственной деятельности. Поэтому в мире сейчас повсеместно внедряются специальные программы по сохранению энергетических ресурсов. Служит этому и «Об энергосбережении и о повышении энергетической эффективности» от 23 ноября 2009. Основная задача этого закона – создать условия для обеспечения экономии энергетических ресурсов Российской Федерации. Не только государства, но и каждого отдельного хозяина квартиры касаются некоторые нормы законодательства, которые указывают на то, что лучший способ научиться экономить – установить счетчики воды , тепла, электроэнергии, природного газа в наши квартиры. Опишем некоторые моменты законодательных актов, которые касаются охраны природных ресурсов.

Сроки установки счетчиков

Если раньше установка счетчиков по учету тепла и воды было делом абсолютно личным и добровольным, то сейчас этот вопрос взят под контроль государством. Согласно п.6 ст.11 ФЗ 261 теперь даже не допускается введение в эксплуатацию зданий, которые были построены, реконструированы, подвергнуты капитальному ремонту, без оснащения их приборами учета энергетических ресурсов. Начиная с 2012 года многоквартирные дома, вводимые в эксплуатацию, должны быть оснащены индивидуальными средствами теплового учета в каждой квартире при наличии технической возможности. П.5 ст.13 указывает на обязательное оснащение с 2012 года ТСЖ, управляющими компаниями, собственниками многоквартирных домов средствами учета энергетических ресурсов коллективными и индивидуальными. Срок, в течение которого должны быть установлены водосчетчики и другие приборы индивидуального учета несколько раз менялся. В последней редакции закона установлен срок – до 01.07 2013 года. Стоит ли бояться санкций за нарушение данной нормы?

Штрафы за отсутствие счетчика

Пока санкции коснуться только управляющих компаний и ТСЖ. Их черед уже пришел отвечать за неустановленные счетчики с июля этого года. И это немалые суммы. Бездействие должностного лица обойдется ему в 5-10 тысяч рублей, а подобные санкции юридическим лицам – 20-30 тысяч рублей.

Ответственность индивидуальных потребителей наступит с 2015 года. Тогда к гражданам, не установившим счетчики, будут применены штрафы. Не стоит рисковать своими деньгами, нарушая закон. Потом вам придется оплачивать еще и судебные издержки, которые неизбежны при подаче на вас в суд за нарушение законодательства. Цена счетчика воды начинается от 300 рублей. Это не настолько высокая стоимость, чтобы отсрочить установку. Тем более, что в первые же месяцы экономия с лихвой оправдает расходы.

Энергосбережению сейчас в нашей стране уделяется повышенное внимание, оно входит в первую пятерку самых важных направлений развития экономики. Но на данном поприще существовало немало «темных» пятен, возникала путаница, что, как, кто, когда и на каком уровне (федеральный, региональный, муниципальный) должен обследовать здания, сооружения, товары и технологические процессы на предмет энергоэффективности. То есть приоритетность энергосбережения была объявлена с самых высоких трибун, а разъяснить непонятные моменты призван специально изданный Закон об энергосбережении, который и дал ответы на многие вопросы.

Закон № 261 «Об энергосбережении и повышении энергетической эффективности и внесении изменений в отдельные законодательные акты РФ» от 23 ноября 2009 года подвел правовую базу под различные аспекты федеральной политики в области энергоэффективности. Основная цель нового ФЗ кроется в его, собственно говоря, названии: повысить энергоэффективность и внести ряд нормативных указаний для достижения данной цели.

Но мы начнем с некоторой статистки, которая показывает, что энергосбережение само по себе далеко не всегда очень дорогой и сложный процесс. Опыт показывает, что около 10 % энергосберегающих мероприятий вообще не требуют особых финансовых затрат. Где-то 60% относятся к мало затратным, а оставшиеся 20% — 30% — это реально высоко затратные и долго окупаемые проекты, рассчитанные чаще всего на участие федерального финансирования и федерального же контроля. Закон №261 от 29 апреля 2009 года вводит ряд новшеств и понятий, которые требуют разъяснения.

Класс энергоэффективности

Теперь, с принятием нового 261 закона, изменились требования к ряду товаров, реализуемым на территории Российской Федерации, а также к продукции, что ввозится на нашу территорию через нашу федеральную границу. Список товаров имеется в ФЗ об энергосбережении. Данные товары должны нормативно теперь иметь на маркировке или упаковке информацию о Классе Энергоэффективности. Закон требует, чтобы эта информация была доступна в сопроводительной документации, в соответствующих инструкциях, на этикетках.

Правительство РФ издало 10 декабря 2010 года Постановление, которое дало отсрочку на обязательное указание информации по энергоэффективности товара на более поздний срок (с 1 декабря 2012 года). Но после этой даты все товары, внесенные в перечень данного Постановления, обязаны быть маркированы согласно критериям энергоэффективности. В Постановление федерального Правительства вошли в основном приборы домашнего пользования: микроволновые печи, кухонные плиты, телевизоры, водонагреватели и проч. Класс энергоэффективности в ФЗ — это первое новшество.

Во-вторых, 261 ФЗ и его статья 11 прямо говорит о том, что теперь здания и сооружения по-новому будут рассматриваться и строится с учетом требований по энергоэффективности. Данная статья закона напрямую касается большинства населения РФ, потому что речь идет об обязательности учета потребляемых энергетических ресурсов собственниками многоквартирных домов. Все дома в обязательном порядке должны быть оборудованы приборами учета.

Третье: нормативно вводится 261 законом так называемый класс энергоэффективности капитального строения. ФЗ гласит, что на многоквартирном доме, на фасаде здания, при сдаче его в эксплуатацию теперь обязательно должна быть указана информация о классе энергоэффективности данного объекта.

Впоследствии, если в процессе эксплуатации здания меняется его класс энергоэффективности, то уже сами собственники многоквартирного дома за свой счет должны сменить устаревшую маркировку на новую, соответствующую действительности. Как часто должна согласно ФЗ 261 происходить переоценка капитального строения на предмет выяснения его энергоэффективности? Не реже чем раз в 5 лет, говорит нам закон.

Исключения

Не все здания, согласно правовой базе ФЗ, должны быть переаттестованы с указанной периодичностью. Закон делает исключение для культовых строений, и для временных зданий. Избавлены от этой процедуры и индивидуальные дома высотой не более трех этажей, предназначенные для проживания семьи на землях ИЖС, на знаменитых дачных 6 сотках, на дачных наделах иной площади. Нормативно указано, что и деревянные, даже капитальные строения типа деревенский сарай, гараж, теплица, туалет, также не подпадают под это требование – регулярный мониторинг класса энергоэффективности. Закон требует, чтобы данное сооружение было отдельно стоящим и имело площадь не более 50 метров кв. С годами сельский деревянный туалет вряд ли повышает свою энергоэффективность, поэтому указанные исключения вполне разумны.

Приборы учета

Рассматривая правовую базу 261 ФЗ, нас интересует статья 13, потому что она касается использования приборов учета, которые должны быть установлены в зданиях сооружениях, подключенных к центральному отоплению, электроснабжению, газоснабжению, водоснабжению.

Федеральный Закон подчеркивает, что аварийные объекты, здания подлежащие сносу, ветхие строения и имеющие НЕ централизованного снабжения теплом, водой, электричеством приборами учета оснащены быть не обязаны. Если объект потребляет мощность менее 5 КВТ, то и тут, как говорит нам ФЗ, необязательно установление приборов учета.

Рассматриваемый закон гласит, что новые правила по установке приборов учет вступили в действие в силу для муниципальных властей с 1-го января 2011-го года, а для собственников многоквартирных и жилых домов после капитального ремонта с 1-го января 2012-го года. Пока закон обязывает устанавливать приборы учета только на воду, тепло, электричество, но с 2015-го года потребуется установка приборов учета и на газ.

Кто в ответе?

Федеральный Закон предусматривает целую шкалу наказаний ответственных должностных лиц, собственников зданий и сооружений, частных лиц, если они не установили указанные приборы учета или препятствуют их установке намеренно, не выполняют требования 261 закона. Штрафы составляют для физических лиц в среднем 12 000- 15 000 рублей, для должностных лиц примерно 25 000 в среднем, а вот для юридических лиц до 600 000 рублей за неисполнение требований данного ФЗ. Причем 261 закон и его правовая база проводит разделение ответственности согласно, так сказать, чину. Предусмотрена административная ответственность для руководителей организаций и юридических лиц, просто для «государевых людей», то есть чиновников, и для физических лиц. С последними федеральный закон мягче, ситуация лучше, штрафы намного меньше, но все это тоже «не сахар».

Кто же и как будет осуществлять контроль над воплощением норм ФЗ закона в жизнь? Проще говоря, кто окажется «крайним» в случае провала большого начинания федерального значения? Надзор за исполнением ФЗ 261 и его исполнением его нормативной базы распластан как бы на два уровня: первый – это Федеральный Центр, второй – региональные власти субъектов РФ. Соответственно, контроль будет осуществляться за счёт проведения плановых проверок, как со стороны уполномоченных региональных надзорных структур, так и федеральных.

Энергосбережение на настоящий момент крайне актуальная тема в России, без этого нам не сделать экономику конкурентоспособной. Дело это — общероссийское, и халатное к нему отношение не приветствуется. ФЗ 261 вводит как гражданскую (возмещение убытков, статья 393 ГК РФ или нанесение вреда, статья 1064 ГК РФ), так и административную (разработана целая шкала штрафов), и дисциплинарную ответственность (речь идет о замечаниях в личном деле, выговоре, вплоть до лишения должности) за ненадлежащее исполнение требований Закона об энергосбережении.

Электроаудит

Аудит бывает финансовый, бывает экологический, есть и технический. ФЗ закон 261 вводит еще одно важное понятие в плане контроля над состоянием энергоэффективности наших фондов: так называемый электроаудит. В чем здесь суть? Это регулярные энергетические обследования, причем не важно, какой формы собственности будет обследуемое предприятие. Частная, государственная, кооперативная, ведомственная…

Кто имеет право на столь ответственное действие? Нормативная база закона дает ответ: как физические, так и юридические лица, которые являются членами энергоаудиторских специализированных компаний (на местном уровне «Ростехнадзор», например). Иными словами, согласно ФЗ только специалисты в области энергоаудита могут проводить подобные проверки, по результатам которой делается так называемый энергетический паспорт, выдаваемый на имя конкретной организации или учреждения. Уже существует его конкретная форма (утверждена приказом Министерства Энергетики РФ за № 182). Общий контроль на федеральном уровне за соблюдением требований 261 закона осуществляет Министерство Энергетики РФ.

ФЗ 261 обязывает, что каждые 5 лет в обязательном порядке должны пройти энергетическое обследование различные инстанции. С кого начать? Конечно, с самих государственных учреждений и организаций. В первую очередь, это муниципальные предприятия, государственные предприятия (больницы, суды, школы, детские сады, Министерства, а также организации производящие и транспортирующие топливно-энергетические ресурсы). Федеральный закон нормативно устанавливает сумму, на которую нужно ориентироваться чтобы определить, нужно ли проходить энергетическую проверку сейчас или время ждет. Если организация тратит на топливно-энергетические ресурсы более 10 млн. рублей в год, причем включая все платежи на топливно-энергетическое потребление (налоги, различные иные траты на топливные ресурсы: бензин, газ и проч), то тогда она обязана проходить регулярный энергетический аудит.

Получаемый в итоге проверок энергетический паспорт подлежит регистрации в саморегулируемой организации, откуда каждые три месяца копия паспорта отправляется в Федеральное Министерство Энергетики РФ для каталогизации, учета, систематизации и статистических целей. Впоследствии планируется создание федеральной электронной базы энергетических паспортов.

Указанный ФЗ об энергосбережении, его правовая база разрешает весьма интересную вещь: проводить энергоаудит самого себя! Что это означает на практике? Различные организации, в том числе предприниматели без образования юридического лица, сами могут проводить энергоаудит своих фондов, которые числятся на их балансе. Хорошо это или плохо? Пока ответить трудно. Для частных предпринимателей и иных юридических лиц это хорошо, только вот когда сам себя проверяешь, то далеко не всегда относишься к своим недочетам, проблемам, достаточно критично и объективно.

Убрать путаницу

У обсуждаемого ФЗ 261 есть большой плюс: он убирает некоторый сумбур в голове руководителей юридических лиц, да и в умах собственников жилых помещений, руководителей ТСЖ, у муниципальных чиновников. Ведь сейчас многие ошибочно полагают, что энергоаудит должен проводится в отношении конкретного здания, расположенного по такому то адресу с таким-то почтовым индексом и кадастровым номером. Но это заблуждение!

Закон чётко формулирует объекты электроаудита: он проводится в отношении юридического лица, конкретного товара или целого производственного процесса. Так что сейчас пока в подавляющем большинстве случаев энергетический паспорт оформляется на различные юридические лица и их продукцию.

ФЗ № 261 от 29 апреля 2009 ввел нормативно понятные правила игры в области федеральной политики повышения энергоэффективности и в этом его основная ценность, как мне представляется.

Михаил Берсенев, Москва, 21/12/13 г.

В этом видео рассказано о том, кто должен провести энергетическое обследование и сделать энергопаспорт:

  • Можно ли привлечь к ответственности учредителя доверительного управления?
  • Может ли лицо, которому закон запрещает участвовать в коммерческих организациях, передать долю в ООО в доверительное управление?
  • Суд общей юрисдикции оставил иск без рассмотрения, поскольку истцом не соблюден досудебный порядок. Апелляция удовлетворила частную жалобу из-за процессуальных нарушений. Что будет с делом?
  • Один участник ООО передал второму участнику долю в доверительное управление. Как внести в ЕГРЮЛ сведения об этом?
  • Можно ли обжаловать «отказное определение» в порядке надзора?

Вопрос

В соответствии с п. 5 ст. 13 Федерального закона от 23.11.2009 N 261-ФЗ "Об энергосбережении и о повышении энергетической эффективности и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации": До 1 июля 2012 года собственники жилых домов, за исключением указанных в части 6 настоящей статьи, собственники помещений в многоквартирных домах, введенных в эксплуатацию на день вступления в силу настоящего Федерального закона, обязаны обеспечить оснащение таких домов приборами учета используемых воды, тепловой энергии, электрической энергии, а также ввод установленных приборов учета в эксплуатацию. При этом многоквартирные дома в указанный срок должны быть оснащены коллективными (общедомовыми) приборами учета используемых воды, тепловой энергии, электрической энергии, а также индивидуальными и общими (для коммунальной квартиры) приборами учета используемых воды, электрической энергии. В соответствии с положениями Постановления Правительства РФ от 06.05.2011 N 354 "О предоставлении коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов", учет потребления коммунальных услуг может производится как на основании индивидуальных приборов, так и на основании коллективных (общедомовых) приборов учета воды. Прошу пояснить - является ли в настоящий момент установка индивидуальных приборов учета воды обязательной для собственника квартиры в многоквартирном доме? Если да, то какие санкции предусмотрены за невыполнение этой обязанности?

Ответ

Несмотря на тот факт, что предельный срок исполнения обязанности по установке приборов учета, предусмотренный п. 5 ст. 13 Федерального закона от 23.11.2009 № 261-ФЗ «Об энергосбережении и о повышении энергетической эффективности и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» истек, обязанность собственников сохраняется. Связано это с тем, что в п. 1 той же ст. 13 установлена общая обязанность по учету потребления с применением приборов учета. В дальнейших статьях указанное требование конкретизируется по срокам.

Ответственность за нарушение указанной статьи предусмотрена ст. 9.16 КоАП. Однако среди составов административных правонарушений нет состава, предусматривающего ответственность собственников помещений за не установку индивидуальных приборов учета.

Обоснование данной позиции приведено ниже в материалах ЮСС «Система Юрист».

1. Производимые, передаваемые, потребляемые энергетические ресурсы подлежат обязательному учету с применением приборов учета используемых энергетических ресурсов. Требования настоящей статьи в части организации учета используемых энергетических ресурсов распространяются на объекты, подключенные к электрическим сетям централизованного электроснабжения, и (или) системам централизованного теплоснабжения, и (или) системам централизованного водоснабжения, и (или) системам централизованного газоснабжения, и (или) иным системам централизованного снабжения энергетическими ресурсами. Если иные требования к местам установки приборов учета используемых энергетических ресурсов не установлены настоящим Федеральным законом, другими федеральными законами, иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, исполнение требований настоящей статьи в части организации учета используемых энергетических ресурсов применительно к объектам, подключенным к системам централизованного снабжения соответствующим энергетическим ресурсом, должно обеспечивать учет используемых энергетических ресурсов в местах подключения указанных объектов к таким системам либо применительно к объектам, используемым для передачи энергетических ресурсов, в местах подключения смежных объектов, используемых для передачи энергетических ресурсов и принадлежащих на праве собственности или ином предусмотренном законодательством Российской Федерации основании разным лицам. Требования к характеристикам приборов учета используемых энергетических ресурсов определяются в соответствии с законодательством Российской Федерации. Требования настоящей статьи в части организации учета используемых энергетических ресурсов не распространяются на ветхие, аварийные объекты, объекты, подлежащие сносу или капитальному ремонту до 1 января 2013 года, а также объекты, мощность потребления электрической энергии которых составляет менее чем пять киловатт (в отношении организации учета используемой электрической энергии) или максимальный объем потребления тепловой энергии которых составляет менее чем две десятых гигакалории в час (в отношении организации учета используемой тепловой энергии)*."

«Об энергосбережении и повышении энергетической эффективности и о внесении изменений в отдельные законодательные акты. Российской Федерации»

Принят Государственной Думой 11 ноября 2009 г.
Одобрен Советом Федерации 18 ноября 2009 г.
Подписан Президентом Российской Федерации Д.А. Медведевым 23 ноября 2009 г.
Опубликован в «Российской газете» 27 ноября 2009 г. Вступает в силу со дня опубликования.

Основные положения:

1. Запрет на оборот энергорасточительных товаров

Возможность введения запретов или ограничения производства и оборота товаров, имеющих низкую энергетическую эффективность, при наличии достаточного предложения энергоэффективных товаров-заменителей.

2. Ограничения на оборот ламп накаливания

Вводится запрет на производство, импорт, продажу с 1 января 2011 года ламп накаливания мощностью 100 Вт и более.

Вводится запрет закупок для государственных и муниципальных нужд ламп накаливания всех типов для целей освещения с 1 января 2011 года.

Указывается ориентировочный срок возможного запрета на производство, импортирование, продажу - с 2013 года ламп накаливания мощностью 75 Вт и более, а с 2014 года - мощностью 25 Вт и более.

Правительство РФ до 1 марта 2010 г. должно установить требования к осветительным устройствам и электрическим лампам, принять правила утилизации использованных ламп, отходы которых могут нанести вред окружающей среде или здоровью, а также разработать государственную программу утилизации таких ламп, которая должна заработать уже с 1 января 2011 г.

3. Маркировка товаров по энергоэффективности

Вводится требование для производителей и импортеров маркировать продукцию по классам энергоэффективности:

с 2011 г. - все бытовые энергопотребляющие устройства;

с 2012 г. – компьютерную и оргтехнику;

4. Требования по переходу на расчеты за энергоресурсы по приборам учета.

До 1 января 2011 г. все юридические лица, госучреждения должны быть оснащены приборами учета энергетических ресурсов и не позднее, чем через месяц после их установки рассчитываться за потребленный ресурс на основании данных приборов учета.

До 1 января 2012 г. все собственники жилых домов и квартир в многоквартирных домах должны иметь приборы учета как для дома в целом, так и для каждой квартиры (кроме тепловой энергии) с правом обратиться в ресурсоснабжающую за установкой приборов учета на условиях рассрочки платежа на 5 лет.

Для всех ресурсоснабжающих организаций вводится требование об организации с 1 июля 2010 г. деятельности по установке и эксплуатации приборов учета поставляемого ими ресурса для обслуживаемых ими потребителей.

Если потребитель в срок не установил прибор учета, ресурсоснабжающая организация в течение года обязана установить такой прибор учета, а потребитель оплатить связанные с этим расходы равными долями в течение 5 лет.

5. Требования по энергоэффективности к новым зданиям, строениям, сооружениям

Все здания, строения, сооружения (кроме индивидуального строительства, культовых зданий и малых зданий), вводимые в эксплуатацию после нового строительства, должны соответствовать требованиям по энергоэффективности как в момент ввода в эксплуатацию, так и в процессе эксплуатации здания и быть оснащены приборами учета энергоресурсов.

Требования по энергоэффективности утверждаются федеральным органом исполнительной власти (Минрегионразвития России) в соответствии с Правилами, утверждаемыми Правительством Российской Федерации. В целях обеспечения скорейшего перехода к энергоэффективным технологиям Правительство Российской Федерации вправе установить первоочередные требования по энергоэффективности в самих Правилах.

В отношении новых многоквартирных домов вводится также требование определения класса его энергоэффективности и размещения информации о классе на фасаде многоквартирного дома.

6. Требования к содержанию общего имущества многоквартирных домов, рекомендации к садоводческим, огородническим и дачным объединениям граждан.

В Правила содержания общедомового имущества собственниками квартир в многоквартирном доме добавляются обязательные мероприятия по энергосбережению и энергоэффективности. Такие мероприятия утверждаются органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации на основании принципов, установленных Правительством Российской Федерации и могут включать, например: наличие двойной входной двери в подъезде, имеющей доводчик, наличие устройств, регулирующих освещение в подъезде, наличие уплотнителей на окнах, входных дверях.

Для общего имущества садоводческих, огороднических и дачных объединений граждан федеральный орган исполнительной власти – Минрегионразвития России устанавливает перечень рекомендуемых мероприятий, который может быть дополнен органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации.

7. Обязательные энергообследования.

Органы государственной власти и местного самоуправления, регулируемые организации, организации с не менее, чем контрольным участием государства или муниципального образования, предприятия ТЭК, организации, ежегодные затраты которых на потребление энергоресурсов составляют более десяти миллионов руб., обязаны до 2012 и далее не менее 1 раза в 5 лет проводить энергетические обследования.

Энергообследования проводятся специализированными организациями – членами СРО по энергообследованиям. Цели – сбор и обработка данных об использовании энергоресурсов, расчет потенциальной экономии и составление необходимых мероприятий по энергосбережению и энергоэффективности.

По результатам энергообследования специализированная организация предоставляет заказчику паспорт, а копию направляет в уполномоченный федеральный орган исполнительной власти (Минэнерго России), который устанавливает требования к паспорту. Информацию не указанную в паспорте, исполнитель передает заказчику энергообследования в форме отчета.

8. Бюджетные учреждения и закупки для государственных и муниципальных нужд (далее – госзакупки)

Вводится требование для всех бюджетных учреждений с 2010 года ежегодно в течение 5 лет сокращать на 3% по отношению к уровню 2009 г. потребляемые ими энергетические ресурсы.

С 1 января 2011 года запрещено для государственных и муниципальных нужд закупать лампы накаливания любой мощности, используемые в целях освещения.

Федеральный орган исполнительной власти утверждает список товаров, работ, услуг, при проведении госзакупок которых должны учитываться характеристики энергоэффективности.

В части госзакупок Правительство РФ должно утвердить минимальные требования по энергоэффективности к закупаемым товарам, работам, услугам (например, покупка бытовой и оргтехники классом энергоэффективности не ниже первого), а также требования к условиям заключаемых государственными и муниципальными заказчиками энергосервисных контрактов.

9. Программы по энергосбережению и повышению энергоэффективности

Программы по энергосбережению и повышению энергоэффективности составляются всеми государственными компаниями, бюджетными учреждениями и регулируемыми организациями, а также регионами и муниципалитетами.

Законом установлены минимальные требования к программам регионов и муниципалитетов.

В программах указываются целевые показатели повышения энергоэффективности и меры по их достижению.

10. Энергосервисные договора (контракты).

Закон описывает энергосервисные договора (контракты), позволяющие физическим и юридическим лицам достичь экономии энергоресурсов без вложения собственных средств, за счет средств энергосервисной компании. Оплата по энергосервисному контракту - часть стоимости сэкономленных ресурсов.

Допускается применение энергосервисных договоров (контрактов), совмещенных с договорами поставки энергоресурсов (для всех, кроме государственных и муниципальных заказчиков).

Закон устанавливает обязательные условия энергосервисных контрактов, Правительство Российской Федерации устанавливает требования к условиям энергосервисных контрактов для государственных и муниципальных нужд, уполномоченный федеральный орган исполнительной власти утверждает примерные условия энергосервисных контрактов, совмещенных с договорами поставки энергетических ресурсов.

Закон вводит обязательства для ресурсоснабжающих организаций и управляющих организаций предлагать населению меры по энергосбережению и энергоэффективности, в том числе путем реализации энергосервисных договоров (контрактов).

11.Переход к долгосрочному тарифному регулированию.

Одним из основных стимулов к повышению энергоэффективности естественных монополий, организаций коммунального комплекса является применение долгосрочных (на срок от 3х лет и далее) методов тарифного регулирования, включая в первую очередь метод доходности инвестированного капитала с одновременным закреплением обязательств компаний по качеству и развитию предоставляемых услуг.

При таком регулировании у компаний возникают стимулы сокращать затраты, в том числе на энергоресурсы, повышать эффективность использования ресурсов, так как полученная в результате экономия сохраняется у компании и может быть использована на любые цели.

Законом вводится возможность перехода на долгосрочное тарифное регулирование всех предприятий коммунального комплекса и предусматривается обязательный переход на долгосрочное регулирование в следующие сроки.

В электроэнергетике: для ФСК – с 1 января 2010 г., сетевых компаний холдинга МРСК – в течение 2010 г, но не позднее 1 января 2011 года.; для иных электросетевых компаний, а также в теплоснабжении - с 1 января 2012 года.

12. Создание единой (межведомственной) государственной информационной системы по энергоэффективности.

В целях методологической и информационно поддержки всего процесса повышения энергетической эффективности и энергосбережения создается Государственная информационная система. К ее задачам относится: систематизация сбора и обмена информацией о потреблении энергоресурсов с федерального, регионального и муниципального уровней, получение аналитических данных о потреблении энергоресурсов и потенциале энергосбережения, и информирование субъектов, населения о возможностях энергосбережения и лучших доступных практиках энергосбережения и повышения энергетической эффективности.

13. Формы государственной поддержки энергосбережения и повышения энергетической эффективности.

Закон предусматриваются такие формы господдержки, как налоговые льготы в виде возможности применения повышающих коэффициентов к норме амортизации, инвестиционного налогового кредита, а также возмещения процентов по кредитам на реализацию проектов в области энергосбережения и повышения энергетической эффективности.

14. Связь положений закона с техническим регулированием.

Закон устанавливает ряд требований, содержание которых относится к техническому регулированию (требования к зданиям, к обороту продукции, маркировка, утилизация). Для обеспечения связи с законодательством о техническом регулировании предусматривается схема, когда нормы закона, принятые в его исполнение подзаконные акты, а равно ранее принятые и не противоречащие закону ГОСТы, СНИПы действуют до момента принятия соответствующих технических регламентов.

При этом, если вступивший в силу технический регламент покрывает не все сферы, которые покрывал закон и подзаконные нормативные акты, то в указанных сферах действие норм закона и подзаконных актов в качестве обязательных сохраняется.

Это обеспечивает оперативность принятия требований, отработку их на практике и базу для разработки технических регламентов.


Федеральный закон от 23 ноября 2009 г. N 261-ФЗ Об энергосбережении и о повышении энергетической эффективности и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации.

С изменениями от 8 мая, 27 июля 2010 г., 11, 18 июля, 3, 6, 7, 12 декабря 2011 г., 25 июня, 10 июля, 25 декабря 2012 г., 5 апреля, 7 июня, 2 июля, 28 декабря 2013 г., 4 октября, 4 ноября, 29 декабря 2014 г., 29 июня, 13 июля, 29 декабря 2015 г..



Если заметили ошибку, выделите фрагмент текста и нажмите Ctrl+Enter
ПОДЕЛИТЬСЯ:
Выселение. Приватизация. Перепланировка. Ипотека. ИСЖ