Последовательность действий в рамках процедуры:
1) прием заявления о выдаче разрешения на размещение объектов (на использование земель или земельного участка для иных целей) с приложениями;
2) рассмотрение заявления (7 календарных дней для целей размещения объектов, 25 дней для иных целей), включая направление межведомственных запросов в случае размещения для целей, не связанных с размещением объекта;
3) принятие решения о выдаче или об отказе в выдаче разрешения;
5) направление решения в Управление Росреестра (10 календарных дней) в случаях, не связанных с размещением объекта.
Шаг 1. Прием заявления о выдаче разрешения на размещение объектов (на использование земель или земельного участка для иных целей) с приложениями.
Заявление о выдаче разрешения на размещение объектов (на использование земель или земельного участка для иных целей) (далее – заявление) подается в местную Администрацию, если заявитель планирует использовать земли неразграниченной государственной собственности.
В заявлении указываются:
Фамилия, имя и (при наличии) отчество, место жительства заявителя и реквизиты документа, удостоверяющего его личность, - в случае если заявление подается физическим лицом;
Наименование, место нахождения, организационно-правовая форма и сведения о государственной регистрации заявителя в Едином государственном реестре юридических лиц - в случае если заявление подается юридическим лицом;
Фамилия, имя и (при наличии) отчество представителя заявителя и реквизиты документа, подтверждающего его полномочия, и документа, удостоверяющего личность, - в случае если заявление подается представителем заявителя;
Почтовый адрес, адрес электронной почты, номер телефона для связи с заявителем или представителем заявителя;
Виды объектов, предполагаемых к размещению, иные предполагаемые цели использования;
Кадастровый номер земельного участка указывается при его наличии в случаях, если планируется использование образованного земельного участка или его части;
Кадастровый номер квартала указывается в случае, если планируется размещение объекта на землях, кадастровый учет которых в установленном порядке не произведен;
Способ получения разрешения или отказа в выдаче разрешения;
Срок использования земель или земельного участка (для использования участка в целях, не связанных с размещением объектов).
К заявлению прилагаются:
Копия документа, подтверждающего полномочия представителя заявителя, копия паспорта или иного документа, удостоверяющего личность в соответствии с законодательством Российской Федерации заявителя или его представителя;
Схема границ земель или части земельного участка на кадастровом плане территории, на которых планируется размещение объектов, с указанием координат характерных точек границ территории (далее - Схема границ), кроме случаев, когда планируется использовать сформированный земельный участок.
Схема границ представляет собой документ, в котором в текстовой и графической форме отражены сведения о земельном участке, необходимые для размещения объекта без предоставления земельного участка и установления сервитута.
Схема границ составляется в соответствии с типовой формой согласно установленной форме (см. приложение) и содержит:
Описание границ (смежные землепользователи, обеспеченность подъездными путями, наличие охраняемых объектов: природных, культурных и т.д.);
Характеристики поворотных точек, дирекционных углов, длин линий; характеристики и расположение существующих инженерных сетей, коммуникаций и сооружений;
Охранные (для размещений линейных объектов), санитарно-защитные (при наличии) и иные зоны (в том числе проектируемые);
Принятые условные обозначения.
Схема границ составляется в системе координат МСК-50 с использованием материалов инженерно-геодезических изысканий в масштабе 1:500 и сведений государственного кадастра недвижимости.
Применительно к иным целям использования, не связанным с размещением объекта, к заявлению могут быть приложены:
а) кадастровая выписка о земельном участке или кадастровый паспорт земельного участка;
б) выписка из Единого государственного реестра прав на недвижимое имущество и сделок с ним;
в) копия лицензии, удостоверяющей право проведения работ по геологическому изучению недр или иные документы, подтверждающие основания для использования земель или земельного участка в заявленных целях.
Если данные документы не были приложены, то ОМСУ запрашивает их в порядке межведомственного информационного взаимодействия.
Шаг 2. Рассмотрение заявления
Срок рассмотрения заявления о выдаче разрешения для размещения объекта составляет 7 календарных дней, в то время как заявления о выдаче разрешения для использования земельного участка в иных целях – 25 дней.
Решение об отказе в выдаче разрешения принимается в случае, если:
Заявление подано с нарушением требований, установленных к форме и содержанию заявления, а также приложенных к нему документов;
В заявлении указаны цели, объекты или иные цели использования, не предусмотренные данной процедурой;
Земельный участок, на использование которого испрашивается разрешение, предоставлен физическому или юридическому лицу.
Выдача разрешения осуществляется без взимания платы с заявителя.
Шаги 3-5. Принятие решения о выдаче или об отказе в выдаче разрешения, направление его заявителю и в уполномоченные органы.
Решение о выдаче или об отказе в выдаче разрешения (далее – решение) принимается органом местного самоуправления муниципального образования в течение 7 календарных дней со дня поступления заявления и прилагаемых документов.
Разрешение на использование земель выдается на срок:
1) в целях проведения инженерных изысканий либо капитального или текущего ремонта линейного объекта на срок не более одного года;
2) в целях строительства временных или вспомогательных сооружений (включая ограждения, бытовки, навесы), складирования строительных и иных материалов, техники для обеспечения строительства, реконструкции линейных объектов федерального, регионального или местного значения на срок их строительства, реконструкции;
3) в целях осуществления геологического изучения недр на срок действия соответствующей лицензии.
Законом не предусмотрен какой-либо срок действия разрешений для размещения объектов.
Решение о выдаче разрешения должно содержать:
а) указание об обязанности лиц, получивших разрешение, выполнить необходимые работы по рекультивации, приведению земель в пригодное состояние в случае, если использование земель привело к порче или уничтожению плодородного слоя почвы;
б) указание о возможности досрочного прекращения действия разрешения со дня предоставления земельного участка физическому или юридическому лицу и сроки направления уполномоченным органом заявителю уведомления о предоставлении земельного участка таким лицам.
В решении об отказе в выдаче разрешения указывается мотивированное обоснование причин отказа.
Решение в течение 3 календарных дней с даты его принятия направляется заявителю заказным письмом с приложением представленных им документов или выдается нарочно заявителю или уполномоченному представителю заявителя - в зависимости от того, какой способ получения документов был указан в заявлении.
В течение 10 рабочих дней со дня выдачи разрешения для использования участка в целях, не связанных с размещением объекта, Администрация направляет копию этого разрешения с приложением схемы границ в соответствующий отдел Управления Росреестра по месту нахождения земельного участка.
Земля, находящаяся в собственности государства и субъектов РФ, может быть передана гражданам и организациям. Существует порядок передачи земель: платно и бесплатно. Оплата участка находится в зависимости от получателя, а также от задач по ее использованию.
Алгоритм выдачи разрешения регулируется высшим органом, относящимся к исполнительной ветви власти, - это Правительство РФ. В частности, Правительство РФ сформировало Постановление №1244, которое раскрывает понятие разрешения, а также определяет его содержание.
Разрешение на использование земельного участка дает право получателю на использование земель. Документ выдается в письменной форме.
Для его получения нужно аргументировать цели использования земли. Целями использования по ст. 39.34 ЗК РФ являются:
В бессрочном порядке разрешение получают коренные жители северных территорий, Дальнего Востока, Сибири при условии того, что их земли относятся к местам их традиционного проживания. В остальных ситуациях разрешение имеет ограниченный законом срок.
Разрешение на использование земли выполняет несколько функций:
Разрешение создается на листе формата А4 на компьютере. В разрешении обязательно должны быть отражены контакты уполномоченного органа, который его выдавал. Информация о земельном участке также отражается в документе: месторасположение, объекты, которые находятся на нем.
Кроме того, в разрешении указываются работы, которые будут проводиться на участке. Документ содержит в себе санкционную часть за действия, приводящие к использованию участка земли не по его назначению, а также за нарушение сроков выдачи разрешения.
Разрешение на использование земли, которая находится на балансе государственных или муниципальных органов, прекращается с момента предоставления участка гражданину или юридическому лицу.
Собрав комплект документов для получения разрешения на использование земельного участка, необходимо обратиться в уполномоченный орган. В каждом из регионов работает государственный орган, решающий вопросы, связанные с порядком предоставления земли в пользование. Передать документы можно одним из нескольких способов:
Заявление может быть составлено в произвольном виде или написано на бланке, который можно получить в уполномоченном органе. Кроме того, допускается электронный вид заявления. К заявлению прикладываются следующие документы:
Заявление рассматривается в течение 25 дней. После того как уполномоченный орган примет решение, ему законом отводится 3 дня на то, чтобы поставить в известность заявителя. Возможно несколько вариантов по итогам рассмотрения заявления:
1. Получение разрешения. Разрешение дает право на использование земли в течение определенного срока. В разрешении должны указываться следующие данные:
Правила выдачи разрешения на использование земель устанавливают, что отказ в выдаче разрешения должен быть мотивированным. Для этого закон устанавливает следующие обстоятельства:
Разрешенный вид использования земли можно изменить. После отказа уполномоченного органа в выдаче разрешения на основании того, что цели использования земли не подходят под ее разрешенный вид, необходимо собрать разрешения от собственников соседних участков, составить заявление в уполномоченный орган о возможности изменить вид разрешенного землепользования.
Документы подаются под расписку, лично. Если существует необходимость отправить документы по почтовому каналу, то необходимо сделать это заказным письмом.
Заявитель должен удостовериться, что документы приняты уполномоченным органом. Для этого на почте необходимо заказать уведомление о вручении документов. Результата о рассмотрении данного вопроса следует ожидать примерно 45 дней. В течение этого времени гражданин получает отказ или решение в свою пользу.
В случае положительного ответа гражданин должен оформить документы и зарегистрировать новый статус земли в управлении кадастра и картографии, работающем по месту нахождения земли.
2. Отказ в выдаче разрешения в письменной форме. Об отказе выносится постановление.
Предусмотрен судебный и досудебный порядок обжалования отказа в выдачи разрешения. В досудебной процедуре отказ оспорить можно на основании того, что положения для выдачи отказа не содержатся в законодательстве РФ.
Для этого подается заявителем жалоба в орган, принявший решение. Жалоба подается несколькими способами:
Судебный порядок состоит в том, что заявитель обращается в орган с исковым заявлением в суд районного уровня. К иску прилагается копия отказа и иные документы, затребованные судом В зале суда необходимо доказать, что отказ является неправомерным, что законные основания для отказа отсутствуют.
Уполномоченный орган в десятидневный срок должен отослать копию документа со схемой о границах участка в орган исполнительной ветви власти, который уполномочен осуществлять государственный контроль.
Под государственным земельным надзором понимается работа уполномоченных органов исполнительной ветви власти, которая направлена на предупреждение и пресечение нарушений требований законов.
Контроль со стороны органов земельного надзора осуществляется в форме проверок ИП, компаний, граждан, а также сюда включена работа по регулярному наблюдению за субъектами земельных правоотношений в отношении соблюдения требований, которые содержатся в правовых нормах.
Спросить юриста
Здравствуйте, у меня такой вопрос. Мой участок официально оформлен по красным линиям, но когда мы строились нам давали красную линию по газовой трубе. Теперь выясняется что красная линия заходит на мой участок на 1,5 метра. У соседей рядом с двух сторон все оформленно по границам участков и они выходят за красную линию. Мне не дают такое разрешение, хотя заборы все ровно. Что делать, как оформить эту землю в собственность или брать разрешение на использование земли? Коммуникации городские за мой забор не заходят. Спасибо
Оксана 10.12.2018 21:25
Здравствуйте! Для качественной консультации необходимо знать на каком основании красная линия теперь проходит на другом месте. Приглашаем Вас в офис на консультацию, где наши специалисты более подробно ответят на все вопросы. Для скидки 50 процентов на консультацию - Промокод - «МИП».
Леонов Владислав Юрьевич 11.12.2018 11:02
Задать дополнительный вопрос
Приходите на консультацию, мы Вам поможем.
Шарабарова Ирина Павловна 12.12.2018 12:18
Задать дополнительный вопрос
Здравствуйте. Я Сергей. У меня приватизированный земельный участок. Рядом с моим участком находился участок общего пользования. На границе этих участков на ходился мой гараж. В последствии я сделал реконструкцию гаража, заменив его стены на кирпичные. После завершения этих работ я узнаю, что у этого участка появился новый хозяин, который стал утверждать что в процессе реконструкции мой гараж выступил на 20 см на его территорию и потребовал убраться с его территории. Кто давал разрешение на захват территории общего пользования смежной с моим участком? Необходимо ли моё согласие при получении данного разрешения? В данный момент сосед проводит межевание. Параллельно с ним межевание провожу и я. Граница межи проходит ровно по стенке моего гаража. Акта согласия в данный момент не подписаны. Почему при межевании не отступили 1 м от моего гаража (мой гараж появился намного раньше новых соседей), или я теперь должен переносить гараж на 1 м (согласно нормам отступа) ? Потому что возникает новый спор: почему дождевая вода с моего гаража будет попадать на соседний участок? Этого бы спора не было, если бы при выдаче разрешения на выделение земельного участка, при межевании земельных участков были соблюдены нормы отступа от имеющихся строений. Помогите пожалуйста разобраться в данной ситуации.
Сергей 07.11.2018 20:31
Дубровина Светлана Борисовна 08.11.2018 17:21
Задать дополнительный вопрос
Согласна с коллегой.
Захарова Елена Александровна 09.11.2018 10:00
Задать дополнительный вопрос
Добрый день! Как поступить, если нужно продлить время предоставления зу
олег 27.07.2018 16:03
Добрый день! Продлить время предоставления земельного участка могут арендаторы, получившие землю для сельскохозяйственного производства; собственники объектов незавершенного строительства; арендаторы, получившие участок без торгов или на аукционе для ведения садоводства или дачного хозяйства. В зависимости от того, к какой категории Вы относитесь, существуют разные способы продления предоставления земли. Например при отсутствии неустранимых нарушений при использовании земельного участка можно подать заявление о продление аренды нужно до истечения срока действия предыдущего договора. Если Вы первоначально получили землю на торгах, Вы можете продлить аренду без аукциона, если участок предназначен для садоводства и дачного хозяйства, соблюдая определенные условия, такие как заявление о заключении нового договора должно быть подано до истечения срока действия предыдущего договора. Никто другой кроме Вас не имеет исключительного права на приобретение данного земельного участка. П редыдущий договор аренды не был расторгнут по Вашей инициативе или по требованию арендодателя.Н а момент заключения нового договора у арендатора имеются основания для получения земли без торгов. Если у Вас на участке имеется объект незавершенного строительства, то может продлить аренду только, если власти не обратились в суд с иском об изъятии объекта и продажи его с публичных торгов, тогда собственник объекта через 6 месяцев после истечения срока действия предыдущего договора аренды получает право на возобновление договора.
Федорова Любовь Петровна 27.09.2018 09:21
Задать дополнительный вопрос
Согласен с коллегой в данном вопросе
Выдача разрешения на использование земель или земельных участков, находящихся в собственности города Москвы, земель или земельных участков, государственная собственность на которые не разграничена
Физические лица
В качестве заявителей могут выступать физические лица, в том числе зарегистрированные в качестве индивидуальных предпринимателей.
Юридические лица
Бесплатно
Запрос (заявление) на предоставление государственной услуги (оригинал, 1 шт.)
Запрос оформляется согласно приложению 4 к настоящему Регламенту в случае, если государственная услуга предоставляется в отношении земель или земельных участков, находящихся в собственности города Москвы, земель или земельных участков, государственная собственность на которые не разграничена, на которых в целях реализации решения о реновации жилищного фонда в городе Москве планируется строительство, реконструкция линейных объектов инженерной инфраструктуры и иных технологически связанных с ними объектов капитального строительства, указанных в пункте 5(2) приложения 1 к постановлению Правительства Москвы от 13 ноября 2012 г. N 636-ПП "О размещении и установке на территории города Москвы объектов, не являющихся объектами капитального строительства, и объектов, размещение которых осуществляется без предоставления земельных участков и установления сервитутов".
Документ, удостоверяющий личность заявителя (оригинал, 1 шт.)
Документ, подтверждающий полномочия представителя действовать от имени заявителя (оригинал, 1 шт.)
Схема границ земель или земельных участкoв (оригинал, 1 шт.)
Договор подключения (технологического присоединения) объектов капитального строительства (копия, 1 шт.)
Договор (соглашение) о перекладке (переустройстве) линейного объекта инженерной инфраструктуры и иного технологически связанного с ним объекта капитального строительства (копия, 1 шт.)
10 рабочих дней
Срок приостановки: 5 рабочих дней
Основаниями для приостановления предоставления государственной услуги являются:
1. Направление на согласование в Комитет по архитектуре и градостроительству города Москвы схемы.
2. Направление на согласование в Департамент природопользования и охраны окружающей среды города Москвы схемы (в случае размещения объектов в границах особо охраняемой природной территории) .
Выдается:
Сведения о конечных результатах предоставления государственной услуги вносятся в состав сведений Базового регистра.
Через законного представителя
Основаниями для отказа в предоставлении государственной услуги являются:
1. Наличие зарегистрированных прав третьих лиц на земельный участок, на использование которого испрашивается разрешение, и (или) наличие в границах земельного участка, на использование которого испрашивается разрешение, зданий, строений, сооружений, на которые зарегистрированы права третьих лиц
2. Земельный участок, на использование которого испрашивается разрешение, является предметом аукциона.
3. Размещение объекта не соответствует градостроительному развитию территории либо нормативным требованиям к взаимному расположению проектируемых и существующих объектов.
4. В запросе указаны объекты, не предусмотренные пунктом 5(1) приложения 1 к постановлению Правительства Москвы от 13 ноября 2012 г. N 636-ПП "О размещении и установке на территории города Москвы объектов, не являющихся объектами капитального строительства, и объектов, размещение которых осуществляется без предоставления земельных участков и установления сервитутов", и (или) не соответствующие параметрам и характеристикам объектов, установленным пунктом 1 постановления Правительства Москвы от 27 августа 2012 г. N 432-ПП "0 перечне случаев, при которых получение разрешения на строительство не требуется".
5. В запросе указаны объекты, не предусмотренные пунктом 5(2) приложения 1 к постановлению Правительства Москвы от 13 ноября 2012 г. N 636-ПП "О размещении и установке на территории города Москвы объектов, не являющихся объектами капитального строительства, и объектов, размещение которых осуществляется без предоставления земельных участков и установления сервитутов" (в случае если государственная услуга предоставляется в отношении земель, земельных участков, использование которых предусматривается для реновации).
6. Земельный участок, испрашиваемый для размещения объектов, не находится в собственности города Москвы, или не относится к земельным участкам, государственная собственность на которые не разграничена.
7. Размещение объектов на испрашиваемом земельном участке приводит к невозможности его использования в соответствии с видом его разрешенного использования, предельными параметрами разрешенного строительства, реконструкции объектов капитального строительства, установленными правилами землепользования и застройки города Москвы.
8. Размещение объектов на земельном участке, на использование которого испрашивается разрешение, приведет к нарушению требований законодательства Российской Федерации и города Москвы в области охраны окружающей среды, в том числе в области организации, охраны и использования особо охраняемых природных территории.
9. Представление запроса и иных документов, необходимых для предоставления государственной услуги, не соответствующих требованиям, установленным правовыми актами Российской Федерации, правовыми актами города Москвы, если указанные обстоятельства были установлены в процессе обработки документов и информации, необходимых для предоставления государственной услуг.
10. Наличие в представленных документах противоречивых либо недостоверных сведений, если указанные обстоятельства были установлены в процессе обработки документов и информации, необходимых для предоставления государственной услуг.
Основаниями для отказа в приеме документов, необходимых для предоставления государственной услуги, являются:
1. Представленные запрос и иные документы, необходимые для предоставления государственной услуги, не соответствуют требованиям, установленным правовыми актами Российской Федерации, правовыми актами города Москвы, Единым требованиям, Административному регламенту предоставления услуги.
2. Утрата силы представленных документов.
3. Отсутствие полного комплекта документов, необходимых для предоставления государственной услуги, подлежащих представлению заявителем.
4. Противоречие документов или сведений, полученных с использованием межведомственного информационного взаимодействия, включая использование Базового регистра, поданным заявителем документам или сведениям.
5. Наличие в представленных документах недостоверных и (или) противоречивых сведений.
6. Обращение заявителя за получением государственной услуги, предоставление которой не осуществляется Департаментом.
7. Подача запроса от имени заявителя не уполномоченным на то лицом.
Ведомство.
В соответствии с земельным законодательством РФ, участки, которые находятся в собственности государства и его отдельных субъектов, могут передаваться в пользование гражданам и организациям. Передача может происходить как на возмездной (купля-продажа, аренда), так и на безвозмездной основе. Необходимость оплаты зависит от получателей земли, а также от целей, в которых она будет использоваться.
Бесплатное предоставление земельных участков допускается только в случаях, предусмотренных законодательством. Для использования земли на безвозмездной основе нужно собрать определенные документы, обратиться с ними в уполномоченный государственный орган и получить соответствующее разрешение.
Разрешение на использование земельного участка – это документ, который дает его получателю право на совершение определенных действий на территории участков, находящихся в государственной и муниципальной собственности. Чтобы получить этот документ, нужно обосновать, для чего именно нужен участок и в каких целях он будет использоваться. В соответствии с законодательством, допустимыми являются действия, при которых заявитель собирается:
Также разрешение выдается бессрочно представителям малочисленных коренных народов Севера, Сибири и Дальнего Востока РФ, если земли относятся к местам их исторического или традиционного проживания. Во всех остальных случаях действие документа имеет ограниченные сроки, в течение которых земельный участок может законно использоваться заявителем. может быть подвергнут изменениям.
Для получения разрешения нужно подготовить комплект документов и обратиться с ними в уполномоченный орган. В каждом регионе существует свой местный орган исполнительной власти, который вправе заниматься рассмотрением вопросов, связанных с землей. Документы можно принести как лично, так и через своего законного представителя. Также заявитель может подать их и с помощью других способов:
Заявление, в котором должны быть указаны такие данные:
Заявление может быть написано в произвольной форме или на бланке, который можно получить в уполномоченном органе, а также в электронной форме.
Обязательно должна иметься личная подпись или печать (для гражданина и организации соответственно).Еще потребуется:
Срок рассмотрения поданной заявки – до 25 дней. Услуга предоставляется бесплатно. После этого принятое решение должно быть доведено до заявителя в течение 3 дней. После рассмотрения возможны два результата:
Получение разрешения, которое дает право на целевое использование земельного участка в течение срока, установленного в документе. В нем должны содержаться такие сведения:
Письменный отказ в получении разрешения, обоснованный в соответствии с положениями законодательства.
Последнее решение заявитель вправе обжаловать в порядке, установленном действующим законодательством.Перечень случаев, в которых заявитель может получить отказ в предоставлении услуги, установлен законодательством. К основаниям для отказа относятся такие ситуации:
В постановлении об отказе в предоставлении услуги обязательно должно быть указано, на каком основании принимается такое решение.
В досудебном порядке оспорить отказ на выдачу разрешения можно только в том случае, если основание для него не предусмотрено законодательством РФ. Происходит это путем подачи жалобы в орган, который принял подобное решение. Жалобу можно подать лично, отправить по почте, подать через МФЦ или отправить в электронном виде.
Кроме этого, предусмотрен и судебный порядок оспаривания принятого решения. В этом случае необходимо обратиться с иском в районный суд и предоставить копию отказа, а также другие необходимые документы. В ходе судебного слушания нужно будет доказать, что отказ был неправомерным и законных оснований не имеет.
В зависимости от категории, к которой принадлежит земельный участок, для него существует перечень допустимых действий и видов разрешенного использования. В общих случаях (для основных видов использования) собственнику не нужно получать разрешений или каких-либо согласований от соответствующих органов. В некоторых случаях разрешенное использование земельного участка является условным – это значит, что для выбора одного из его допустимых видов необходимо обязательно получить соответствующее разрешение. В том числе и .