Выселение. Приватизация. Перепланировка. Ипотека. ИСЖ

На сегодняшний для честного соперничества в предпринимательской среде действуют положения Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции» (далее - Закон № 135-ФЗ). На основании данного нормативного акта осуществляет свою деятельность Федеральная антимонопольная служба (ФАС), основной целью которой является проверка компаний на предмет соблюдения законодательства о конкуренции.

ФАС по результатам проведенной проверки имеет законные основания вынести :

  • решение о нарушении антимонопольного законодательства;
  • назначить меру административного взыскания;
  • вынести предписание об устранении всех выявленных нарушений.

Оформляется данное решение в письменном виде.

В соответствии со ст. 52 Закона № 135-ФЗ вердикт комиссии ФАС может быть обжалован на протяжении трехмесячного срока со дня принятия данного решения или выдачи предписания.

Обратите внимание!

Оспаривание вынесенного решения антимонопольного органа относится к подсудности Арбитражного суда РФ. Руководствоваться для определения подсудности следует: п. 2 ч.1 ст. 29, ч. 1 ст. ст. 34, 35 и ч.1 ст. 198 АПК РФ.

Лицо, в отношении которого было вынесено предписание либо решение ФАС, вправе обжаловать действия/бездействие антимонопольного органа, их должностных лиц и решений, принятых/осуществляемых ими в ходе исполнения государственной функции, в досудебном порядке.

Как правильно подготовить заявление об оспаривании вынесенного решения ФАС рассмотрим подробнее в представленном материале.

Необходимые документы для обжалования решения ФАС

Заявление об оспаривании вынесенного вердикта должно быть подано в судебную инстанции в течении трех месяцев с того момента, когда стало известно о нарушении прав и интересов заявителя. При наличии уважительных причин о пропуске срока, отведенного для подачи, он может быть восстановлен судебной инстанцией при подаче заявителем соответствующего ходатайства.

Данное заявление оформляется в соответствии со ст. 199 АПК РФ, то есть по правилам, предъявляемым к исковому заявлению.

Заявление должно содержать и отражать следующую информацию:

  • полное наименование антимонопольного органа, принявшего опротестуемый акт, вердикт, заключение, решение, оспариваемые действия или бездействия, с указанием номера, даты и времени совершения таких действий;
  • какие по мнению заявителя были нарушены права и законные интересы;
  • законы и другие нормативные правовые акты, которым, по мнению заявителя, не соответствуют оспариваемый акт, решение или действие/бездействие антимонопольного органа;
  • требование заявителя о признании ненормативного правового акта недействительным, решений и действий/бездействия незаконными.

Основываясь на ст. 126 АПК РФ, обязательно совместно с заявлением необходимо направить документы и сам текст оспариваемого решения.

Кроме того, с целью минимизации правовых рисков, рекомендуется указать в заявлении требование о приостановке действия оспариваемого решения ФАС.

В том случае, если вынесенное решение антимонопольного органа оспаривается через судебную инстанцию, то его исполнение подлежит приостановлению до того момента, когда решение суда вступит в законную силу.

Стоимость обжалования решения

Обжалование решения антимонопольного органа очень непростой, сложный и включающий множество нюансов, исходя из конкретного дела, процесс. Он занимает довольно продолжительный отрезок времени и требует много сил. Поэтому лучше сразу обратиться за помощью к квалифицированному юристу.

На формирование стоимости обжалования подобных решений влияет множество факторов: тип сопровождения, квалификация и опыт представляющего вас юриста, территориальное расположение (учитывая, что ценовая категория на подобные услуги в крупных городах, как Москва, зачастую имеет высокую ставку), период оказания услуг, сложность дела и т.д.

Альтернативой очному обращению к юристу может послужить онлайн-консультация. Наши специалисты детально изучат вашу ситуацию и оценят ее с точки зрения действующего законодательства, разработают стратегию дальнейших действий по оспариванию решений ФАС.

Если ФАС провела проверку закупочной процедуры и выявила в ее проведении нарушения, по итогам которых выдала предписание об устранении, заказчик имеет право обжаловать решение ФАС.

Для этого ему необходимо обратиться в суд с соответствующим заявлением. Рассмотрим порядок обжалования постановлений ФАС и приведем образец заявления на обжалование.

Срок обжалования решений ФАС

В соответствии со ст. 53 Закона № 135-ФЗ о защите конкуренции, любое принятое антимонопольным органом решение или предписание, может быть обжаловано в течение трех месяцев с момента принятия решения (выдачи предписания). Когда заказчик подает заявление на обжалование предписания ФАС в суд, исполнение этого предписания по закону приостанавливается до момента, когда суд вынесет решение по заявлению, и решение вступит в законную силу. Датой принятия решения считается дата его изготовления в полном объеме, которая не может превышать срок в 10 рабочих дней с момента оглашения резолютивной части.

Обжалование решения и предписания ФАС

Так, в заявлении на обжалование следует подробно указать все фактические обстоятельства дела (только фактические и только те, которые имеют прямое отношение к сути рассматриваемого вопроса). Никакой оценки действий должностных лиц, за исключением аргументированного предположения их юридической неправоты, в заявлении присутствовать не должно.

Также заказчику необходимо четко определить и указать в своем заявлении, во-первых, какие именно его права каким образом были нарушены решением (предписанием) ФАС, и как его отмена их восстановит. Во-вторых заказчику при обжаловании решения УФАС следует указать, в чем именно действия антимонопольного органа не соответствуют закону (и приложить ссылки на конкретные нормы законодательства, подтверждающие правоту заказчика).

Таковыми незаконными действиями могут быть нарушения, которые контролеры допустили в ходе проверки, либо несоответствие требований выданного предписания полномочиям ФАС, и так далее, вплоть до того, что предписание было подписано не уполномоченным на это должностным лицом. Следует, однако, принять во внимание, что нарушения, на которые указал заказчик в своем заявлении, должны носить характер существенных, иначе они не будут приняты судом во внимание, как не влияющие на суть рассматриваемого вопроса.

Обжалование предписаний ФАС: образец

В части контактов заказчик указывает Арбитражный суд, в который он подает заявление, с его полным наименованием и адресом. Указываются заявитель (с полным наименованием и адресом) и заинтересованные лица (соответственно, УФАС, с полным наименованием отделения антимонопольного органа и его адресом).

В тексте самого заявления заказчик просит признать незаконным такое-то предписание за таким-то номером от такого-то числа, выданное таким-то отделением антимонопольного органа. Указывается краткое содержание предписания , какой законодательный акт, по мнению ФАС, оно нарушает, и какие обязанности оно накладывает на заказчика.

Далее заказчик в заявлении об обжаловании предписания ФАС формулирует свое несогласие с возложением на него данных обязанностей и заявляет, что он считает, что обязанности по исполнению предписания возложены на него незаконно. Перечисляются основания, по которым, как считает заказчик, УФАС вынесло незаконное решение, и далее в заявлении заказчик просит признать незаконным и отменить предписание (сведения о котором, номер и дата повторяются).

К заявлению также необходимо приложить документы, подтверждающие обстоятельства, к которым заказчик апеллирует в качестве доказательства своей правоты.

Ответы на любые рабочие вопросы вы найдете в журнале «Госзаказ в вопросах и ответах»

А вот приказ руководителя антимонопольного органа о проведении проверки, напротив, может стать предметом обжалования. Поводом к такому решению послужило решение о проверке правильности наложения обеспечительных мер судебным приставом. ВС РФ счел, что антимонопольная служба превысила свои полномочия, назначив такую проверку, – ведь действия сотрудников ФССП России регламентированы законом и не могут влиять на состояние конкуренции.

Обжаловать можно и предупреждение антимонопольного органа о прекращении действий (бездействия) предпринимателя, которые содержат признаки нарушения законодательства. Такое предупреждение Суд признал ненормативным правовым актом.

ВС РФ дал пояснения и по подведомственности некоторых дел. К примеру, граждане, которые решили обжаловать решение или предписание по делу о нарушении антимонопольного законодательства, должны обращаться не в суд общей юрисдикции, а в арбитражный суд. Ключевым здесь будет не субъектный состав дела, а круг споров, которые могут разрешать арбитражные суды. К ним относятся в том числе возникающие из административных и иных публичных правоотношений экономические споры и иные дела, если федеральным законом их рассмотрение отнесено к компетенции арбитражного суда (). Дела о защите конкуренции как раз включены в последнюю категорию (ч. 1 ст. 52 Федерального закона от 26 июля 2006 г. № 135-ФЗ " "; далее – закон о защите конкуренции).

Важной для тех, кто допустил нарушение антимонопольного законодательства, будет позиция ВС РФ об определении дохода, который подлежит изъятию в бюджет (). В одном из дел было зафиксировано установление предпринимателем, реализовывавшим молочную продукцию, монопольно высоких цен. ФАС России посчитала, что нарушителя следует лишить всего дохода, полученного от продажи такой продукции. Однако ВС РФ с этим не согласился. Он указал, что перечислению в бюджет подлежит доход общества, полученный им только от неправомерных действий (бездействия), а не вся полученная от реализации такой продукции выручка.

Контроль за соблюдением норм законодательства в антимонопольной сфере, в области государственных закупок, а также недобросовестной конкуренции, осуществляет Федеральная антимонопольная служба(ФАС). При выявлении нарушений указанные органы могут выносить предписание участникам рынка или решение о привлечении к ответственности, а обжалование указанных актов ФАС возможно в досудебном или судебном порядке.

Обжалование предупреждения ФАС - заявление

Основания для проведения проверок и вынесения различных санкций учреждением ФАС регламентированы Федеральным законом от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции», а в сфере государственных и муниципальных тендеров - Федеральным законом 05.04.2013 № 44-ФЗ. При этом предметом проверки антимонопольного органа могут являться любые действия участников рынка, а также факты, изложенные в обращениях граждан и юридических лиц.

К наиболее распространенным случаям можно отнести:

  • действия субъектов предпринимательства, а также государственных учреждений, направленные на неправомерное ограничение конкуренции;
  • сговор между участниками рынка с целью регулирования цен или условий реализации товаров, работ и услуг;
  • нарушения в сфере закупочной деятельности, а также при исполнении контрактов, заключенных по результатам конкурсных процедур;
  • нарушение требований об обязательном раскрытии информации или несоблюдение принципов открытости и прозрачности в сфере конкуренции.

При выявлении данных обстоятельств орган ФАС имеет право проводить плановые и внеплановые проверки, по итогам которых может составляться акт о выявленных нарушениях. В этом случае происходит возбуждение административного дела, могут применяться различные санкции к виновным лицам.

Участникам административного дела предоставлено право на обжалование предупреждения или решения ФАС путем подачи заявления в суд или в вышестоящий антимонопольный орган. Указанное заявление можно подать в срок не позднее трех месяцев со дня принятия оспариваемых решений.

  • наименование органа, в который направляется документ;
  • данные юрлица или предпринимателя, оспаривающее решение уполномоченного органа;
  • основания для подачи - факты нарушения законодательства либо доводы, свидетельствующие о неправомерном привлечении к ответственности;
  • требования - отмена неправомерного акта и освобождение от ответственности.

Если по результатам рассмотрения вышестоящая инстанция не отменила решение, возникает право обжалования через арбитражный суд.

Обжалование решения ФАС - цена

Чтобы обжаловать в суде неправомерное решение органа ФАС, необходимо соблюсти досудебный порядок урегулирования спора. После этого подается заявление в арбитражный суд по месту нахождения органа УФАС. С заявлением могут обратиться юридические лица и предприниматели, признанные виновными в нарушении антимонопольного законодательства.

Обжалование решения ФАС в суде также осуществляется на основании поданного заявления. При этом в содержании нужно указать не только исходные основания для оспаривания, но и доводы, указанные вышестоящим антимонопольным органом при рассмотрении жалобы.

Обратите внимание!

В случае, если обжалование акта ФАС осуществляется в судебном порядке, действие предписания или решения приостанавливается на весь период рассмотрения дела.

Ввиду крайне существенных штрафов и тяжести иных санкций по итогам привлечения к ответственности, целесообразно осуществлять обжалование при сопровождении опытного юриста. В этом случае все необходимые документы будут подготовлены в строгом соответствии с законодательством, а интересы клиента будут представлены на всех досудебных и судебных стадиях рассмотрения жалобы.

Цена юридических услуг за обжалование решения ФАС будет включать в себя:

  • устное и письменное консультирование по всем вопросам в сфере антимонопольного законодательства;
  • подготовка всех документов для оспаривания предписаний и решений ФАС;
  • защита интересов предприятия в судебном процессе или при рассмотрении жалобы в вышестоящем органе ФАС.

Обращение к юристу целесообразно уже на начальной стадии возбуждения дела о нарушении антимонопольного законодательства. Поскольку с момента принятия решения ФАС начинается исчисление срока для подачи жалобы, только своевременная правовая поддержка специалиста поможет соблюсти процессуальный срок для подачи документов в суд.

Если вам необходима помощь или консультация опытного юриста, советуем вам воспользоваться помощью наших специалистов в Санкт-Петербурге. Мы гарантируем оформление всех документов в кратчайшие сроки, а сопровождение квалифицированных юристов позволит выиграть процесс любой сложности. Позвоните по телефонам, указанным на нашем сайте, и проконсультируйтесь по любым вопросам, связанным с обжалованием решений антимонопольного органа.

Обращение составляется в письменной или электронной форме. Обязательные элементы:

  • данные о подразделении ФАС (должность и ФИО руководителя);
  • информацию об обжалуемом документе;
  • информацию о предприятии (наименование, адрес, номер телефона, электронную почту) и представителе, подающем жалобу (должность, ФИО);
  • описание сути (нарушения, ссылки на законы, примеры ранее принятых решений);
  • просьбу признать действия (бездействие) или решение недействительным, откорректировать или отменить их;
  • список прилагаемой документации.

В зависимости от причины меняется раздел «существо». Кроме законодательных актов и регламента желательно указать материалы из практики ФАС и судов. Реквизитов принятых решений недостаточно, нужно разместить в тексте цитаты или распечатать тексты и приложить к жалобе. Если документ составляет и подает представитель предприятия, обязателен документ, удостоверяющий его полномочия.

Документ на бумаге передается в канцелярию при личном визите или отправляется по почте заказным письмом. При личной подаче должны быть 2 экземпляра, на одном из них ставится метка о принятии. Объявление о поступлении обращения размещается на сайте ведомства.

На принятие решения закон предоставляет сотрудникам ФАС месяц. Срок может быть продлен, если требуется проверка или запрашивается дополнительная информация. Большинство обращений рассматривают Апелляционные коллегии, Президиум занимается только самыми важными вопросами. Коллегии работают постоянно, Президиум – периодически.

После передачи обращения коллегия принимается решение о принятии жалобы к рассмотрению или отказе в рассмотрении. Дата рассмотрения так же публикуется на сайте. Требования истца удовлетворяются частично (полностью) или ему отказывают. О решении истец оповещается письменно в течение 3-х дней, документ публикуется на сайте.

Если действия (бездействие), принятое постановление, предписание признается не соответствующим законодательству, к виновным применяются дисциплинарные взыскания. В отделение посылается служебная записка, в которой излагается суть нарушения и указывается сотрудник, допустивший его. Назначается служебная проверка.

Чаще всего коллегия оценивает доказательства и соответствие единообразию трактовки положений антимонопольного законодательства. Ситуация сравнивается с решениями, которые ранее были приняты в ФАС и судах. Решение (предписание) отменяется, если трактовка не соответствует примененной ранее. При отсутствии дел, пригодных для сравнения, коллегия оценивает ситуацию и мотивирует вердикт. Чаще всего это несоответствие разъяснениям законодательных актов.

В суде

Исковое заявление в суд должно содержать:

  • данные о предприятии, которое подает жалобу (информацию о регистрации и представителе);
  • полное название суда;
  • информацию о постановлении (предписании) ФАС (номер, число выдачи, название)/сотруднике, допустившем нарушение;
  • описание обстоятельств (суть нарушения, перечень нарушенных прав, ссылки на законы);
  • определение требований (отменить решение частично или полностью, отменить );
  • список документов в приложении согласно ст. 126 АПК (копию решения, регистрационную документацию, документы, удостоверяющие правоту истца).

Перед подачей искового заявления нужно оплатить госпошлину 3000 руб.

Иск должен быть рассмотрен в течение 90 дней. Суд учитывает аргументы и мнения сторон, содержание всех предоставленных документов. Неправомерные действия отменяются частично или полностью или в удовлетворении иска отказывают. Если вердикт суда отрицательный для истца, его можно обжаловать.

Судебная практика

  • ФАС особое внимание обращает на дела по тарифам. «Крымтеплоэлектроцентраль» подала иск по отношению установленных антимонополистами цен на электроэнергию. Предприятие считало, что установленные тарифы снизят ее прибыль. Верховный суд отказал истцу, так как цены были установлены в соответствии с требованиями законодательства.
  • «Газпром межрегионгаз Белгород» попытался вытеснить из рынка ООО «Газсервис», объявив, что последний продает приборы учета, не соответствующие требованиям по точности измерений. ФАС выдало предписание по путем распространения недостоверной информации о конкуренте. «Газпром межрегионгаз Белгород» оспорил решение в суде, исполнение предписания приостановлено.

Большинство предприятий получает отрицательный вердикт суда по причине подачи иска лицом, не уполномоченным на это действие. Поэтому для составления заявления и подготовки документации желательно привлечь юриста (если нет штатного). Только квалифицированный специалист, знающий антимонопольное законодательство, способен учесть все детали.

В Видео ниже ФАС расскажет, куда обращаться, если вы стали свидетелем необоснованного завышения цен:



Если заметили ошибку, выделите фрагмент текста и нажмите Ctrl+Enter
ПОДЕЛИТЬСЯ:
Выселение. Приватизация. Перепланировка. Ипотека. ИСЖ