Выселение. Приватизация. Перепланировка. Ипотека. ИСЖ

О прозрачности деятельности УК говорят давно, за это время многие недобросовестные организации успели обогатиться и уйти. Много также заявлений о необходимости совершенствовать пути управления и обслуживания жилого фонда. Однако и эта работа движется медленно. Хотя можно возразить: не медленно, а поэтапно. В ЖКХ, действительно, спешка ни к чему. А вот оперативность управляющих компаний, например, в устранении аварийных ситуаций, необходима. Не только жильцам. Если быстрой реакции не будет или возникнут другие претензии собственников, то рейтинг управляющих компаний России этого не скроет.

Необходимость и польза

Рейтинг управляющих компаний ЖКХ должен быть народным. Так считают общественники и жилинспекторы. Тогда он будет объективным. Станет результативным методом отслеживания качества работы по обслуживанию домов и прилегающей территории.

У общественных контролеров жилищно-коммунальных хозяйств часто спрашивают, какую управляющую компанию выбрать, на какую лучше поменять прежнюю и так далее. Однако общественные советы ЖКХ не могут давать рекомендации.

Рейтинг управляющих компаний в сфере ЖКХ - это показатель удовлетворенности населения услугой, довольны ли жители своей компанией. То есть люди сами голосуют. Механизм простой: обмен мнениями, опытом сотрудничества с определенной компанией и субъективными оценками.

Систему рейтингования некоторые управляющие компании встретили настороженно, опасаясь необъективности, взяточничества и бюрократии. Но нет одной оценки, определенной кем-то, есть комплекс критериев, по которым оценивается работа управляющей компании. К их разработке приглашены УК и жители. Например, оперативность устранения аварий, как с вами общаются, насколько осведомлены жильцы о работе УК, насколько доступна информация, отчитываются ли УК и т. д.

Каждый критерий будет сопровождаться определенным баллом. Так можно отследить лучшие и худшие компании как в общем, так и по конкретным показателям.

УК, которые заинтересованы в том, чтобы дома у них только прибывали, будут смотреть, по каким критериям их работа неудовлетворительна и вовремя исправлять ситуацию. Также можно узнать, какой дом поставил низкую оценку. Это позволит понять, конкретные проблемы, возникающие на объектах жилого фонда. Рейтинг управляющих компаний - это инструмент руководителя для оценки работы своих сотрудников на доме.

Какие критерии оценки УК

Система критериев помогает почти безошибочно определить, насколько качественно и добросовестно работает организация, справляется ли она с тем жилым фондом, который находится в управлении, получается ли у компании не копить долги и вести эффективную финансовую деятельность. Эту оценку дает общественность. Что получают управляющие компании? Если участники рейтинга объективны, то организация сможет легко понять свои ошибки и выявить нарушения. Это пойдет на пользу и УК, и собственникам, поможет в дальнейшем повысить рейтинговый балл.

Как правило, УК оцениваются по шести основным критериям:

  1. Просроченные платежи УК ресурсоснабжающим организациям или долги перед ними.
  2. Состоятельность и действительность жалоб жителей.
  3. Игнорирование предписаний Госжилинспекции.
  4. Штрафы, выписанные административной комиссией за различные нарушения при содержании дома.
  5. Оформление единой коммунальной квитанции.
  6. Публикация отчетов о деятельности УК на своем сайте и на других ресурсах, предложенных для размещения.

Кто выбирает критерии

Их вводят по согласованию с общественными инспекторами и жильцами. Этот список может дополняться. Например, в Туле в этом году внесли новый оценочный параметр - «финансовая устойчивость УК». Он позволяет отделить компании с опытом работы и положительной хозяйственно-экономической репутацией от фирм, не способных вести долгую и результативную деятельность или мотивированных только на быстрый доход в ущерб интересам людей.

В числе новых критериев - наличие двойных квитанций.

Система критериев должна обсуждаться всенародно, считают общественники. Так можно добиться большей объективности, вырабатывая показатели. Их нужно обсуждать с экспертами и УК, органами местного самоуправления и государственной жилищной инспекцией.

Все компании - по группам

  • зеленая - хорошо работающие УК, заслужившие высокую оценку собственников и не имеющие претензий со стороны контролирующих организаций;
  • желтая - средние УК;
  • красная - худшие УК, которые могут прекратить работу на рынке жилищно-коммунальных услуг, если не скорректируют свою деятельность.

Каждой группе предложены мотивирующие предложения. Для хорошо работающих УК - содействие, для компаний, работающих удовлетворительно - стимулирование, для неудовлетворительно действующих - рекомендации устранить недостатки.

Рейтинг УК составляется для соблюдения интересов жильцов - потребителей услуг ЖКХ. Обычно области и регионы учитывают опыт друг друга, чтобы структура оценки работы УК, которая будет в публичной форме, разрабатывалась и реализовывалась эффективно. Также привлекается мнение общественных инспекторов сектора ЖКХ, муниципалитета, УК и организаций, осуществляющих контроль за ними.

Кого не станут оценивать

  • УК с «нулевыми лицензиями»;
  • обслуживают жилой фонд меньше трех месяцев;
  • осуществляют процедуру банкротства на любом этапе процесса;
  • УК, к хозяйственной деятельности которых у правоохранителей возникли вопросы, например, проводятся следственные мероприятия, чтобы выяснить нарушения в обслуживании многоквартирным домом.

Очень важна при оценке УК платежеспособная дисциплина.

Единый региональный стандарт услуг ЖКХ должен быть принят всеми участниками рынка за основу деятельности.

Открытость - важный критерий

Условиям информационной открытости и общественному контролю уделяют особое внимание. Это те инструменты, которые позволяют контролировать, корректировать, осуществлять преобразования в секторе ЖКХ.

Усилия направлены на то, чтобы был не только социальный и экономический эффект, но и привлекательность рынка жилищно-коммунального комплекса других компаний.

Нарушения

Российское законодательство требует от управляющих компаний открытости и прозрачности. Но исполнение этого критерия остается на низком уровне. Введены стандарты раскрытия информации, но им следуют не все компании.

Деятельность управляющих компаний должны регулировать региональные и муниципальные власти. И лишь некоторым городам удалось добиться хороших результатов в открытости информации УК, но большинство остаются непрозрачными. Общественные контролеры часто встречаются с публикацией управляющей компанией устаревших сведений, отсутствием необходимых пунктов о деятельности или указание неточных параметров.

Часто сайты УК заполнены минимально и ничего с выполнением требования законодательства об открытости не имеют.

Причем скрывают в основном маленькие управляющие организации. Крупные УК с большим жилищным фондом, как правило, демонстрируют большую открытость данных о своей работе.

Однако иногда «скрытность» небольших УК связывают с тем, что этим организациям проще общаться с жителями напрямую и не тратить ресурсы на заполнение сайта.

Также в качестве площадки для раскрытия информации управляющие компании используют федеральный портал «Реформа ЖКХ».

Как узнать рейтинг своей УК

Вообще, регионы и области стараются сами размещать результаты оценки управляющих компаний, которые работают на их территории. Но если вы не нашли его на сайте Государственной жилищной инспекции вашей области, областного министерства ЖКХ или муниципальных порталах, то можно посмотреть результаты оценки эффективности работы вашей УК на МинЖКХ.

Рейтинг управляющих компаний ЖКХ 2017 также представлен на сайте. Он удобен в использовании. Компании можно искать по регионам или городам. Также можно воспользоваться «Поиском информации», вводя в окошки названия необходимого региона или города. Впрочем, если поисковик интернет-браузера вашего компьютера настроен по геолокации, то портал сам предложит вам управляющие компании вашего города или столицы региона.

Сегодня в базе МинЖКХ 42 тысячи управляющих компаний и ТСЖ, 15 тысяч населенных пунктов, 82 региона и 987 тысяч домов.

Проект создан, чтобы помочь собственникам квартир добиться большей открытости от своей УК, от системы ЖКХ и муниципальных органов. Через систематизацию и информирование организаторы проекта надеются повысить осведомленность граждан в том, как функционирует управляющая компания, насколько успешно оптимизирует свои расходы и прозрачна ли подотчетность.

МинЖКХ, кстати, некоммерческий общественный проект, и включиться в его работу может любой собственник. Чтобы сотрудничать с проектом, достаточно оставить сообщение на сайте, указав свой электронный адрес.

Рейтинг управляющих компаний Москвы

В столице работает 469 управляющих компаний. Рейтинг возглавляет компания «Гужф». В управлении компании почти семь с половиной тысяч домов. Организация работает не только в Москве, создано 36 филиалов и 354 абонентских пункта в разных регионах страны.

Первая шестерка управляющих компаний не имеет долгов, судя по таблице рейтинга. Впрочем, они не единственные работают без задолженности, но в систему оценки попали и должники. Кстати, многие из них не в числе отстающих.

На шестнадцатой строчке рейтинга УК «Жилищник района Кузьминки», долг 142 103 000, следом - УК «Жилищник района Фили-Давыдково», задолженность 173 546 000. Двадцать девятое место у УК «Жилищник района Хамовники», долг 2 386 450 000.

Рейтинг управляющих компаний 2017 г. на портале МинЖКХ составлялась с учетом информации о количестве домов, которые в управлении организаций, численности сотрудников по штату, а также финансовые показатели: доходы, расходы и задолженность.

Могут лишить лицензии

Рейтинг управляющих компаний Московской области замыкают организации из Химок, Балашихи и Красногорска. Химкинская «УК РВ-Сервис», балашихинский «Люкс Инжиринг Групп» и «КЭУ Красногорское». На эти компании больше всего поступает жалоб, заключили в Госжилинспекции Московской области. Хотя в «красной» группе рейтинга эти организации не единственные. Впрочем, за полугодие их количество сократилось до 14 с 26 компаний.

Если организации не смогут выйти из группы, то может начаться процесс по лишению их лицензии. Однако когда компании уйдут с рынка жилищно-коммунальных услуг, на их место придут другие, эффективные, надеются областная Госжилинспекция.

В области уже есть такой пример. В 2016 г. лицензии лишилась одна подмосковная управляющая компания «Жилищно-коммунальный сервис П» из Красногорска. Такая же ситуация может случиться с одной компанией Орехово-Зуево и одной их Химок.

Всего в Подмосковье зарегистрировано 896 УК. Кстати, интересна смена претензий: в 2016 г. собственники квартир чаще были жалобы из-за неудовлетворительно организованной уборки территорий, а также потому что УК вовремя не меняли лампочки в подъездах, в 2017 г. - недовольство в основном из-за начисления платежей.

Рейтинг управляющих компаний Санкт-Петербурга

Жилищный фонд города - более восемнадцати тысяч домов, их обслуживают 284 организации.

Наиболее эффективно работает УК «ЖКС № 3 Центрального района». Лицензия выдана в 2015 г. Государственной жилищной инспекцией Санкт-Петербурга. Компания обслуживает 820 домов.

УК «ЖКС № 1 Адмиралтейского района» - на третьей строчке. Жилой фонд - 725 домов, лицензия - с 2015 г.

  • УК «ЖКС № 1 Невского района»;
  • УК «ЖКС № 1 Кировского района»;
  • УК «ЖКС 1 ЦР»;
  • УК «ЖКС № 2 Петроградского района»;
  • УК «Жилкомсервис № 3 Калининского района»;
  • УК «ЖКС № 1 Красногвардейского района»;
  • УК «ЖКС № 2 Невского района».

Менять или не менять

Сложно найти дом, собственники квартир в котором были бы совершенно удовлетворены работой своей управляющей компании. Однако жалобы и предложения поменять УК встречаются часто. Но решаются на этот шаг не все. Часто от него отказываются от собрания собственников, посвященного этой теме, на котором не набирается необходимое количество голосов для начала процедуры смены управляющей организации.

Когда жильцы не могут мириться с неэффективной работой УК или ее пренебрежением к своим обязанностям, процесс отказа от компании должен быть оформлен юридически.

Но до этого собственникам и управляющей компании обычно советуют найти путь конструктивного сотрудничества. Если эта попытка окажется безуспешной, то можно искать другую компанию или создавать ТСЖ.

ТСЖ - это более высокая форма самоорганизации и не на каждом доме она может работать. Жители должны понимать, что они полностью берут на себя ответственность за свой дом. Пенять будет не на кого, кроме как на самих жильцов. Должно быть выбрано правление ТСЖ и председатель правления, который будет работать. Но в ТСЖ нет профессиональных специалистов, и это мешает эффективно решать некоторые вопросы, связанные с обслуживанием.

Жильцы современных многоквартирных домов не всегда задумываются о полном спектре обязанностей в сфере ЖКХ, возлагаемых на управляющую компанию.

Стандартно используемая формулировка “услуги по содержанию, ремонту жилых помещений» фактически включает в себя весьма обширный перечень услуг и работ.

Знание обязанностей УК – это необходимый багаж знаний практически для каждого жильца многоквартирного дома, позволяющий в полной мере реализовывать свои права и отстаивать интересы при некачественном оказании услуг.

Именно неосведомленность собственников жилья, как правило, становится причиной неполного или некачественного выполнения недобросовестными управляющими компаниями своих обязательств. Поэтому сегодня нередки ситуации, когда между жильцами и УК возникают правовые конфликты из-за недопонимания собственников жилья, куда же тратятся их финансы, регулярно перечисляемые в адрес организации, которая осуществляет управление их домом.

Во избежание подобных вопросов и конфликтов собственникам жилья желательно чётко понимать, что конкретно включается в термин “управление домом” и понятие “содержание жилья”. Также не лишними буду знания о том, каким образом возможно проконтролировать исполнение обязательств УК в сфере ЖКХ.

Правовое регулирование

Деятельность управляющих организаций регламентируется, прежде всего, российским Жилищным кодексом. Кроме того, в рассматриваемой нормативной сфере действуют Федеральный закон, посвященный основам регулирования тарифов компаний коммунального комплекса, а также различные подзаконные нормативные акты Правительства РФ и полномочных госструктур.

Согласно нормам права, базовая деятельность управляющих организаций состоит:

  • в оказании услуг по управлению многоквартирными жилыми домами;
  • в организации бесперебойного получения домовладениями необходимых ресурсов;
  • в поддержании надлежащего уровня санитарного и технического состояния дома.

Обязанности управляющей организации

Все обязательства управляющих организаций по содержанию многоквартирного жилья возможно поделить на две категории:

  1. Услуги, касающиеся эксплуатации дома и осуществления требуемых ремонтных работ;
  2. Организационно-управленческие услуги.
  • обеспечение требований и норм пожарной и общей безопасности граждан, проживающих в многоквартирном доме;
  • регулярная проверка общедомовых имущественных ценностей в целях выявления их повреждений и необходимости ремонта. Как привило, полный осмотр общедомового имущества выполняется дважды в год и предполагает комплексный осмотр здания, начиная от фундамента дома и заканчивая его крышей. Чаще всего УК проводят подобную профилактическая проверку перед началом и после завершения ежегодного отопительного сезона;
  • работы по выполнению текущих ремонтных мероприятий в отношении самого дома и общедомового имущества в целях поддержания их надлежащего состояния;
  • проведение ремонтных мероприятий по улучшению параметров и эксплуатационных характеристик здания (по мере необходимости);
  • подготовительные мероприятия, требуемые для подготовки жилого дома к холодному периоду;
  • ликвидация разноплановых аварийных ситуаций в доме и устранение их последствий;
  • поддержание бесперебойного состояния всех существующих сетей и коммуникационных систем внутри дома;
  • обеспечение чистоты в домовых подъездах, проведение их регулярной уборки и санитарной обработки;
  • благоустройство придомовых территорий, включая работы по их озеленению;
  • своевременный вывоз мусора и прочих ТБО;
  • обеспечение монтажа общедомовых учётных приборов и их корректной эксплуатации;
  • принятие мер для наиболее рационального и эффективного расходования энергоресурсов и понижения трат жильцов на коммунальные услуги.

Услуги УК организационно-управленческого характера включают:

  • обеспечение и контроль своевременной оплаты жильцами дома всех начисляемых жилищно-коммунальных платежей;
  • выявление в рамках контролирующих мероприятий недобросовестных жильцов либо злостных неплательщиков, либо граждан, использующих поставляемые ресурсы (воду, электричество и др.) в обход устанавливаемых учетных приспособлений;
  • взаимодействие с компаниями, отвечающими за предоставление коммунальных услуг, а также контроль должного качества данных услуг;
  • сохранение технической и другой документации многоквартирного домовладения в целях обеспечения её целостности;
  • учёт жильцов дома, включая граждан, живущих в квартирах на основании соглашения найма жилых помещений;
  • организация общедомовых собраний жильцов с предоставлением управляющей компанией отчёта о проделанной работе. Подобные общедомовые собрания должны организовываться не реже раза в год;
  • оперативное доведение до собственников жилья новых тарифов на коммунально-эксплуатационные услуги.

Права управляющей организации

В свою очередь, организация, осуществляющая управление многоквартирным домовладением, вправе:

  1. Требовать от собственников жилья своевременной, полной оплаты всех предоставленных эксплуатационно-коммунальных услуг, и при нарушении плательщиками сроков платежей выставлять пени;
  2. Потребовать от жильцов в заранее обговорённое время предоставить доступ в квартиру специалистам аварийных или эксплуатационных служб в целях осмотра и проверки коммуникационных систем и, при необходимости, осуществления их ремонта;
  3. Проверять не реже раза в полугодие корректность и достоверность передаваемых жильцами показаний, снимаемых с приборов учёта разных ресурсов;
  4. В ситуациях, не противоречащих российскому законодательству, ограничивать проживающих в доме граждан в коммунальных услугах и предоставляемых ресурсах;
  5. Руководствуясь Законом о защите персональных данных граждан, привлекать для выполнения расчётов коммунальных платежей, распечатки квитанций и их доставки до конечных потребителей сотрудников из сторонних компаний;
  6. Реализовывать другие права в рамках действующего законодательства.

Организация работы управляющей организации

На практике управляющими компаниями применяются сегодня два основных варианта организации деятельности по обслуживанию многоквартирного жилья и его управлению.

УК, избравшие первый организационные вариант, фактически состоят из руководства и группы менеджеров, решающих организационно-управленческие вопросы и текущие проблемы. Другие работы (ремонтные работы, уборка общедомовых помещений, обслуживание имущества дома и т. п.) выполняют сторонние организации, привлекаемые на договорной основе. При этом перед жильцами дома за перечисленные оказанные услуги эксплуатационно-коммунального характера и выполненные работы отвечает сама управляющая компания.

Второй вариант организации работы управляющей компании предполагает исполнение силами сотрудников УК в полном объёме всех обязательств по управленческой деятельности, обслуживанию и эксплуатации дома. В этих целях УК имеет расширенный, в сравнении с первым вариантом, штат сотрудников, а также обладает необходимыми для реализации эксплуатационно-коммунальных задач оборудованием и техникой. Таким образом, сама компания предоставляет все (или большую часть) требуемые услуги и контролирует качество и объём их представления.

Отчёт управляющей организации перед жильцами

Порядок отчётности управляющих организаций перед собственниками жилья чётко регламентируется положениями российского Жилищного кодекса. Так, согласно ЖК РФ, управляющий орган обладает ежегодным обязательством представлять отчёт собственникам квартир.

Нормативное время представления такой отчётности – до завершения первого квартала, который следует за отчётным годом.

В тоже время соглашением об управлении с конкретным многоквартирным домом может устанавливаться и иной, отличный от общепринятого, порядок отчётности и другие сроки её представления.

Отчёт УК должен быть полным и всесторонним. При этом отчётная документация должна отражать состояние всех базовых показателей деятельности УК по содержанию подведомственного многоквартирного жилья в течение периода отчетности (как правило, года, если договором с УК не предусмотрен иной период). Отчётный документ также должен включать план предстоящих работ по улучшению (поддержанию) условий проживания жильцов и благоустройству придомовых территорий на будущий год.

Ответственность управляющей организации

Как уже говорилось, управляющая компания должна проводить все возможные, а главное общедомовых имущественных ценностей многоквартирного жилья. В противном случае, организация, осуществляющая управление, может привлекаться к ответственности по причине её бездействия.

Надзорными органами, обязанными контролировать выполнение договорных и законных обязанностей российских управляющих организаций, выступают Государственная жилинспекция и прокуратура. Определённым объём полномочий в рассматриваемой сфере также имеют власти муниципалитета, органы пожарного надзора, Роспотребнадзор и территориальные правоохранительные органы.

Управляющая компания в сфере ЖКХ — это некоммерческая организация, основанная для выполнения хозяйственно-эксплуатационных функций, связанных с санитарно-техническим содержанием многоквартирных домов (МКД).

Следует отметить, что термин «управляющая компания ЖКХ» — это бытовое название, в жилищном законодательстве употребляется обозначение «управляющая организация» .

Эта путаница часто вызывает неправильное понимание сути УК и создаёт разночтения в ссылках на законодательные акты. Тем не менее, будем впредь использовать термин УК как более привычный.

По определению Жилищного кодекса, управляющая организация — это одна из форм управления жилым многоквартирным домом , такая же, как и ТСЖ или непосредственное управление.

Суть, цель и назначение

Вся деятельность УК подчинена одной цели — освободить жильцов многоквартирных домов от забот по обслуживанию, ремонту и содержанию дома, по уборке территории, вывозу ТБО и прочим необходимым постоянным действиям, выполняя все эти за определённую плату.

Без такой организации дом просто рискует остаться без обслуживания и понемногу будет разрушен , поскольку самоорганизоваться и обеспечить должный уход за жильём смогут далеко не все жильцы.

Тем более, что обеспечить законность в этом вопросе будет практически невозможно. Поэтому (ТСЖ, прочих видов управления) как ответственных исполнителей жизненно необходимо и установлено законодательно. Жильцы многоквартирного дома общим собранием и заключают с ней договор управления, на основании которого УК осуществляет свою деятельность.

Видео о том, что такое УК, как правильно ее выбрать и каковы ее основные цели:

Какие типы УК бывают?

По форме управления УК бывают:

  • Жилищные объединения.
  • Частные управляющие компании.
  • Государственные Унитарные Предприятия (ГУП), Дирекция Единого Заказчика (ДЕЗ).
  • Непосредственное управление собственниками.

При этом, УК могут иметь разную специализацию — только обслуживание, только управление, обе функции сразу либо какие-то другие варианты. Но чаще всего УК занимаются выполнением всех обязанностей, так как для заказчика услуг — в нашем случае, для жильцов — гораздо удобнее, когда все функции сосредоточены в едином центре.

Не знаете, какая именно УК обслуживает ваш дом? Читайте о том, как уточнить информацию в . А если хотите отказаться от своей управляющей компании, читайте о том, как это правильно сделать.

Виды деятельности

Принцип деятельности управляющей компании в сфере ЖКХ основан на управлении многоквартирным домом и включает следующие этапы:

  • Сбор информации об объекте управления;
  • Исследование полученных данных;
  • Деятельность, направленная на улучшение качества проживания собственников квартир.

Жильцам домов, использующих право на участие в управлении многоквартирным домом, необходимо владеть полной информацией о видах управления.

Вид Особенности На какое жилье рассчитан
Непосредственное Исключительная задача — сотрудничество с подрядчиком для выполнения текущих и срочно ремонтных работ. Решением административных вопросов занимается представитель, каждый собственник помещения заключает индивидуальный договор с ресурсоснабжающей организацией — исполнителем. Небольшие дома (до 40 квартир)
Гибридное Самостоятельность жильцов в решении вопросов эксплуатации и содержания дома без участия компании. Дом, количество квартир в котором не ограничено.
Эксплуатационное Жильцы создают товарищество собственников жилья, которое, опираясь на договор, выбирает управляющую компанию. Любой многоквартирный дом или несколько домов, соединенных одной коммуникационной системой.

Общие правила работы

В апреле 2018 года правительство Российской Федерации внесло изменения в проведение осмотров общедомового имущества, мелкого текущего и капитального ремонтов и отчетности перед собственниками жилых помещений. Рассмотрим подробнее.

Осмотр общего имущества должен осуществляться на предмет протечки, поломки два раза в год: весной и осенью.

  • Текущий осмотр выполняется в соответствии с технической документацией. Для каждого элемента свой срок и периодичность;
  • Сезонный осмотр осуществляется 1 раз в полгода. Весной проводят после отключения отопления, осенью — перед началом отопительного сезона. Собственники жилых помещений при желании могут принять участие в обходе общего имущества и составить список работ для текущего ремонта.
  • Внеочередной осмотр УК обязана провести в течение суток после чрезвычайного происшествия: урагана, аварии и др. Результаты всех осмотров хранятся с документами на дом, при желании можно с ними познакомиться, а предложения по текущему и сезонному осмотрам должны быть доведены до всех жильцов.
  • О тарифах на услуги. Сколько платить, решают собственники жилья на общем собрании (действительно в течение 1 года). УК предлагает тарифы на услуги. жильцы — принимают или отклоняют предложение. Изменения коснулись порядка уведомления новых предложений УК.

    Справка! Собственники многоквартирного дома получают информацию о смене тарифов за 30 дней с помощью специального сервиса на Госуслугах и оповещений на досках объявлений.

  • Контроль за УК стал проще. Информацию о себе (контактные данные, тарифы, нормативы, памятки и др.) компания должна разместить в доступном для жильцов месте.

Каким законами регулируется деятельность?

К законодательству, регулирующему и их стандарты, относятся следующие акты:

Кроме этих основных документов в рабочем процессе могут быть использованы различные нормативные акты, положения и решения местных административных органов.

Первенство принадлежит Жилищному кодексу как основополагающему документу, и любые несоответствия толкуются с его позиций. Все распоряжения или иные действия, противоречащие нормам законодательства в надзорных органах или оспорены в суде.

Устав

Устав является основным документом, определяющим цели, правила работы и условия деятельности УК, его правовой статус, распределение обязанностей. Документ подробно охватывает все направления работы, регулирует отношения между работниками, жильцами подведомственных домов и прочими лицами.

Также устав решает вопросы финансового плана, регулируя заработную плату наёмных рабочих, денежное вознаграждение ИТР и т.д. Все положения устава должны строго соответствовать действующему законодательству и нормативным актам.
Любое противоречие пунктов устава законным требованиям недопустимо и отменяет действие этих пунктов и разделов.

Кому подчиняются управляющие многоквартирными домами организации?

Кто же управляет управляющими компаниями ЖКХ? В УК есть свой управляющий, назначенный руководством. О его обязанностях мы рассказывали .

Однако в любом случае общему собранию собственников жилья многоквартирного дома. При этом, административного подчинения у УК нет . Собрание собственников может предъявить претензии, внести предложения и т.д.

Деятельность коммунальщиков часто вызывает нарекания и жалобы, иногда обоснованные, иногда — нет.

При появлении серьёзных нарушений со стороны УК жильцам правильнее обратиться непосредственно в УК, чтобы решить вопрос на месте. Согласно ЖК РФ, жалоба в УК должна быть рассмотрена в 3-х дневный срок .


Если решение не принимается или необоснованно затягивается, то жильцам следует обратиться в Жилинспекцию при городской администрации, которая является самой надёжной и эффективной инстанцией, существующей для решения подобных вопросов.

Есть и другие инстанции, обращение в которые помогает решить вопросы, например, прокуратура или городская администрация, но Жилинспекция среди них — самая надёжная.

Если не помогает ни один способ, остаётся только отстаивать свою точку зрения в суде. Это вариант, затратный по времени, нервам и требующий помощи юриста, но в случае успеха решение вопроса гарантировано. Надо иметь в виду, что УК после двух проигранных судов лишается права управления домом.

Жилищное законодательство позволяет успешно решать проблемы с жилым фондом. с помощью управляющих компаний — наиболее грамотный и профессиональный тип содержания и обслуживания жилья. Добиться успеха в этом направлении могут только люди, имеющие для этого занятия всё время, а не пару часов после работы.

Большое количество организационных, технических и правовых вопросов требуют работы целого коллектива специалистов, и УК — самый правильный выбор для этого.

МОСКВА, 18 апреля, РИА ФедералПресс. Специалисты «Ассоциации компаний, обслуживающих недвижимость» (АКОН) определили лучших игроков рынка среди управляющих компаний (УК) по итогам 2016 года. Результаты исследования, охватившего 5 тысяч предприятий, были обнародованы сегодня в ходе пресс-конференции в информационном агентстве «Интерфакс», передает корреспондент «ФедералПресс».

По словам главы попечительского совета АКОН Сергея Хрекова, отбор производился по 4 критериям - площадь обслуживаемых домов, количество сотрудников, средняя площадь обслуживаемого дома (портфель) и финансовые показатели. По каждому из критериев можно было получить по 250 баллов, максимум по сумме показателей - 1000. При этом в рейтинге не учитывались показатели товариществ собственников жилья (ТСЖ) и жилищно-строительных кооперативов (ЖСК), поскольку в их задачи не входит извлечение прибыли от своей деятельности, хотя, как отмечает Хреков, ТСЖ по экономическому потенциалу эффективнее управляющих компаний. В то же время он фиксирует рост числа отказов от такой формы объединения, поскольку это трудно и неинтересно.

Надо сказать, в основной рейтинг вошло 5 тыс. компаний, но полностью спикер его зачитывать не стал, а прошелся исключительно по лидерам, выведя общий показатель. По результатам исследования в ТОП-5 лучших УК попали компании ГБУ «Жилищник района Ясенево» (Москва), ООО «ПИК-Комфорт» (федеральная), ДС Эксплуатация (Москва), ГБУ ЭВАЖД (Москва), ООО «Эксплуатация ГС-Спб» (Санкт-Петербург). Они являются абсолютными лидерами рейтинга.

По показателю «Портфель» лидерами в ТОП-5 вошли три компании из Санкт-Петербурга и две из Москвы - ООО «Центральный РЭС ТСВ», ООО «Аврора-Восток», ООО «ИЭК ЖилСервис», ООО УК «Уютный дом» Коломяжский и ООО «ТСЖ Столица». Средняя площадь обслуживаемого дома у этих фирм варьируется от 74971 кв.м. до 141754 кв.м..

В списке лидеров по суммарной площади обслуживаемых домов по регионам ситуация более разнообразная. В данный рейтинг вошли две федеральные управляющие компании - ООО «ГУЖФ» и ООО «ПИК-Комфорт», а также фирмы из Красноярска, Краснодара и Нижнего Новгорода - ООО ГУК «ЖилФонд», ООО «ГУК-Краснодар» и ООО «Наш дом» соответственно. При этом абсолютным лидером является «ГУЖФ» - более 16 млн кв. метров обслуживаемого жилья (539-е место в общем рейтинге), на втором месте расположилась ГУК «ЖилФонд» - около 9 млн кв. метров жилья (294-е место в общем рейтинге) и замыкает тройку компания «ПИК-Комфорт» - более 7,5 млн кв. метров жилья (2-е место в общем рейтинге). «ГУК-Краснодар» и «ЖилФонд» обслуживают около 6,8 млн и около 5,5 млн кв. метров жилья соответственно.

По числу сотрудников первенство принадлежит 3 управляющим компаниям из Центрального федерального округа, одной общероссийской и одной компании из Северо-Западного федерального округа. Лидерами по числу работников являются ОАО «Жилищник» из Смоленска - 2481 сотрудник, ГБУ города Москвы «Жилищник района Митино» - 2341 работник, ООО «ГУЖФ» - 2174 человек, ГБУ ЭВАЖД из Москвы - 1860 человек и ООО «ЖКС№1 Невского района» из Санкт-Петербурга - 1694 работника. Из общего списка лидеров в данный ТОП-5 попала всего лишь одна компания.

Лидерами рейтинга по объемам выручки являются компании с самым большим объемом обслуживаемого жилого фонда. Абсолютными при этом являются компании «ГУЖФ» и «ПИК-Комфорт». Объем выручки первой - более 3,757 млрд рублей, второй - более 2,433 млрд рублей. Чуть меньше выручка у красноярского «ЖилФонда» - более 2,313 млрд рублей, значительно меньше у нижегородской фирмы «Наш Дом» - около 1,776 млрд рублей и замыкает пятерку «ГУК-Краснодар» с выручкой 1,747 млрд рублей.

По словам Сергея Хрекова, данный рейтинг составлен на основе открытых данных Росстата и информации, опубликованной на интернет-ресурсе «Реформа ЖКХ». Представитель АКОН отмечает, что рынок в настоящее время статичен во многих регионах России и конкурентная среда в сфере ЖКУ довольно слабая и общественник считает необходимым ее развивать. Для этого, считает он, необходимо ввести единую федеральную лицензию для регистрации управляющих компаний, чтобы они могли вести свою деятельность на территории других субъектов.

«Если барьер с лицензией снять, это будет способствовать развитию конкуренции. Пусть даже для этого предстоит оформить больше документов», - заявил Сергей Хреков, выразив надежду, что по итогам 2017 года компаний, вошедших в рейтинг, будет больше. Как сообщается в справке, приведенной АКОН, пока в рейтинг попали компании, на которые приходится около 50% всех многоквартирных жилых домов в России или 1 млрд 154 млн кв. метров жилья, которые обслуживают 250 тыс. человек. Годовая выручка управляющих компаний по статье «Содержание и эксплуатация» составляет около 300 млрд. рублей.

  • Эксплуататоры по профессии: коллективный портрет
    • Деньги коммуналки: скромный рост выручки при отрицательной рентабельности
    • Число объектов в управлении: дворцы, побежденные хижинами
  • Приложение 1. Методологические подходы к составлению рейтинга
  • Резюме

    Реформа ЖКХ побуждает пристально взглянуть на субъекты управления в отрасли – собственно управляющие компании. А здесь налицо парадокс: несмотря на декларируемое обилие открытой информации, основные игроки рынка остаются неизвестными. Составленный рейтинговым агентством «Эксперт РА» (RAEX) рейтинг 100 крупнейших управляющих компаний Москвы служит устранению этой очевидной лакуны и закладывает основу независимой системы оценки деятельности УК.

    Жилищно-коммунальное хозяйство – одна из крупнейших отраслей отечественной экономики с ежегодным оборотом около 4 трлн рублей и 60-процентной средней изношенностью основных фондов. С 2000 по 2013 год стоимость «коммуналки» для граждан в целом по России выросла в абсолютном выражении в 16,5 раз.

    На общероссийском фоне ЖКХ Москвы выглядит сравнительно благополучно. Если в целом по стране доля тепловых сетей, отслуживших больше 25 лет и нуждающихся в срочной замене, составляет почти 30%, то в Москве она вдвое меньше. Выручка компаний, занимающихся управлением жилым фондом, с 2005 года увеличилась по России в 4 с небольшим раза, а в столице – в 6 раз. Оборот московских УК составляет 16% от общероссийского показателя.

    Государство ужесточает контроль над управляющими компаниями ЖКХ – до мая 2015 года все УК должны пройти через лицензирование. Появится четко прописанный механизм отзыва лицензий, в том числе в связи с жалобами жильцов «подопечных» домов.

    Совокупная выручка 100 крупнейших управляющих компаний Москвы в 2013 году составила 93,4 млрд рублей – это 83% от общей выручки работающих в столице УК. По выручке компании из первой и последней десятки различаются всего в 3,6 раза – уровень концентрации намного ниже, чем в большинстве отраслей экономики.

    Абсолютное большинство – 86 из 100 крупнейших УК Москвы – это государственные компании в виде ГУПов, ГБУ или ОАО. По-настоящему частных компаний среди топ-100 всего 14, они управляют, как правило, жилищными комплексами повышенной комфортности, возведенными в постсоветское время. В топ-100 частные компании выделяются как динамикой по выручке (9,3% за 2013 год против 5,2% у госкомпаний), так и положительной рентабельностью (скромные 0,2% частников тем не менее выигрышно смотрятся на фоне средних по государственным компаниям минус 0,2%).

    Среднее количество управляемых площадей в десятке лидеров среди столичных УК составляет 2,7 млн кв. м – это сопоставимо с ежегодно вводимым в столице объемом жилья.

    Дисциплина расчетов столичных УК за поставки основных коммунальных ресурсов – тепла и горячей воды – в целом невысока. Самый большой по абсолютному размеру долг среди участников рейтинга на 1 октября 2014 года составлял почти 330 млн рублей.



    Если заметили ошибку, выделите фрагмент текста и нажмите Ctrl+Enter
    ПОДЕЛИТЬСЯ:
    Выселение. Приватизация. Перепланировка. Ипотека. ИСЖ