Выселение. Приватизация. Перепланировка. Ипотека. ИСЖ

Пересечение границы Российского государства регулируется некоторыми правилами, которые, как оказалось, могут запретить не только въезд, но и выезд из него. Кроме того, что в этот черный список могут попасть недобросовестные по отношению к закону граждане, пополнить его могут еще и вполне законопослушные. В большинстве таких случаев речь идет о госслужащих, которым государство рекомендует воздержаться, а и то и вовсе отказаться от зарубежных визитов. Итак, мы попробуем выяснить, почему военным нельзя выезжать за границу.

В 2019 году главой МВД России Владимиром Колокольцевым утвержден перечень зарубежных стран, разрешающий поехать на отдых как полицейским, так и гражданским служащим. В список входит 13 государств: Вьетнам, Куба, Китай, Абхазия, Южная Осетия, Азербайджан, Узбекистан, Армения, Туркмения, Белоруссия, Таджикистан, Казахстан, Киргизия.

На кого распространяются ограничения

Занимаясь планированием путешествия, совершенно нелишним будет выяснить, а нет ли каких-либо запретов на выезд за рубеж. На сегодняшний день такие ограничения охватывают несколько категорий граждан:

Кроме того, необходимо помнить, что в прошлом году некоторые ограничения коснулись сотрудников ФСБ, ФМС, прокуратуры и судей. В частности, был введен запрет на выезд в некоторые государства. В список включены 150 стран.

Обратить внимание следует на то, что данный запрет является скорее рекомендацией, чем предписанием, а потому обозначенные лица могут сами решить, покидать им Россию или нет. Несмотря на рекомендательный характер данного ограничения, многие воздерживаются от зарубежных путешествий, боясь и вовсе потерять свое рабочее место.

Причины запрета

Как известно, воинская служба начинается еще в армии. Призыву подлежат все мужчины, в возрасте 18-27 лет, которые являются дееспособными. Военным запрещен выезд за границу уже сразу после получения повестки о призыве в армию. Это касается, в том числе, и альтернативной службы.

Кроме того, узнать есть ли у вас запрет на выезд , поможет проверенный и качественный сервис наших партнеров , который предоставит вам информацию о наличии задолженности по кредитам, штрафам, алиментам, услугам ЖКХ и прочему, а также оценит вероятность запрета вылета за границу.

Игнорировать запрет могут лишь некоторые категории военных:

  • контрактники, при условии согласования места выезда и периода пребывания в нем;
  • молодые люди, которые получили отсрочку или освобождены от призыва.

По истечении срока службы демобилизованные служащие могут вернуться к своему прежнему образу жизни. Те же, кто решил продолжить военную карьеру, по-прежнему остаются под действием запрета о выезде.

Причин таких ограничений на сегодняшний день две:

  1. Предотвратить распространение секретных сведений или тайны государственного порядка на иностранной территории.
  2. Попытка обезопасить военнослужащих от провокаций, которым они могут быть подвергнуты в рамках другого государства в связи с введенными против РФ санкциями.

Таким образом государство пытается свести к минимуму взаимодействие людей, которые находятся на государственных постах, с гражданами других стран.

Что означает государственная тайна

Ограничения выезда за пределы РФ для военных в большинстве своем связаны с их доступом к вопросам государственной важности. Отсюда вопрос, что же можно считать государственной тайной?

Ответ весьма прост. Такой тайной являются все сведения, которые защищает государство. Касаться данная информация при этом может совершенно разных сфер жизни страны – разведывательной области, военной, оперативно-разыскной, внешнеполитической, экономической.

Несложно предположить, что распространение информации такого порядка может нести угрозу безопасности самого государства, а также нанести урон его интересам.

Закон подразделяет все сведения из разряда секретных на три категории:

  • «особой важности» – выезд носителю такой информации закрыт;
  • «совершенно секретно» – допускает выезд на особых основаниях, рассматриваемых индивидуально;
  • «секретно» – пересечение границы разрешено по предварительному уведомлению.

Разрешение на выезд за границу военнослужащий может получить только по прошествии пятилетнего периода с момента его последнего контакта с секретной информацией. Срок этот может изменяться в сторону увеличения до 10 лет. Соответствующее решение, как правило, принимает специальная комиссия. Если ограничение устанавливается на меньший срок, это непременно должно быть прописано в трудовом контракте.

Еще один важный вопрос: запрещено ли военнослужащим иметь недвижимость за границей. Ответ однозначен: да, запрещено. Более того, согласно новому указу, до 1 октября текущего года все военнослужащие, которые имеют в своем распоряжении такую собственность, должны были избавиться от нее. Если недвижимость была приобретена еще до вступления в силу закона, на отчуждение им дается ровно год. В случае неподчинения данному распоряжению военных представителей ждет увольнение.

Как узнать, есть ли запрет на выезд за границу для россиян: видео

И, наконец, самое интересное – ограничение выезда за границу должникам. Именно о статусе должника проще всего «забыть», собираясь в очередной заграничный отпуск. Причиной могут быть просроченные кредиты , неоплаченные квитанции ЖКХ, алименты или штрафы из ГИБДД. Любая из этих задолженностей может грозить ограничением выезда за границу в 2017 году, узнать информацию о наличии задолженности рекомендуем с помощью проверенного сервиса невылет.рф

Розыск граждан, вручение повесток которым невозможно. Согласно п. 2 ст. 31 ФЗ «О воинской обязанности и военной службе», в случае невозможности вручения повесток гражданам, подлежащим призыву на военную службу, обеспечение их прибытия на мероприятия, связанные с призывом на военную службу, возлагается на соответствующие органы внутренних дел на основании письменного обращения военного комиссариата. Данное положение закона детализировано нормами Инструкции об организации взаимодействия военных комиссариатов, органов внутренних дел и территориальных органов Федеральной миграционной службы в работе по обеспечению исполнения гражданами РФ воинской обязанности, утверждённой Приказом Министра обороны РФ № 366, МВД РФ № 789, ФМС РФ № 197 от 10 сентября 2007 года (далее по тексту – Инструкция от 10 сентября 2007 года).

Основанием для объявления гражданина в розыск является невозможность вручить гражданину повестку военного комиссариата в установленном порядке.
Основанием для проведения розыскных мероприятий является соответствующее обращение военного комиссара13 в орган внутренних дел. Ежегодно, до 15 января, военные комиссары направляют в горрайорган внутренних дел и в военный комиссариат субъекта РФ списки граждан, которым повестки военного комиссариата о явке на мероприятия, связанные с призывом на военную службу, не представилось возможным вручить в установленном порядке. Не реже двух раз в месяц эти списки уточняются. Списки носят преимущественно информационный характер и ни к чему не обязывают должностных лиц, в адрес которых они направляются. Обязанность по проведению розыскных мероприятий возникает у органа внутренних дел по факту получения не списков, а письменных обращений об установлении местонахождения гражданина, которому не представилось возможным вручить повестку для явки в военный комиссариат на мероприятия, связанные с призывом на военную службу, и обеспечении его прибытия на указанные мероприятия (далее по тексту – письменные обращения военного комиссариата). Такие обращения направляются в ходе призыва. К письменному обращению военного комиссариата должны быть приложены повестки, подлежащие вручению указанным в обращении гражданам.
Содержание розыскных мероприятий в отношении рассматриваемой категории граждан раскрывается в п. 5 Инструкции от 10 сентября 2007 года. Получение письменного обращения военного комиссариата обязывает сотрудников полиции:
установить фактическое местонахождение гражданина;
вручить ему повестку военного комиссариата;
направить в военный комиссариат корешок повестки с росписью14 гражданина.
Иных полномочий у сотрудников полиции в отношении граждан, включённых в письменное обращение военного комиссариата, нет. В частности, задержание этих граждан, их привод или доставление куда бы то ни было, незаконны. Действия сотрудников полиции, совершённые за рамками полномочий, могут быть оспорены в суде и обжалованы в административном порядке.
Розыск призывников, не являющихся по повесткам военного комиссариата. Согласно п. 3 ст. 4 ФЗ «О воинской обязанности и военной службе», органы внутренних дел обязаны производить розыск и при наличии законных оснований осуществлять задержание граждан, уклоняющихся от воинского учёта, призыва на военную службу или военные сборы, прохождения военной службы или военных сборов. Заметим, что уклонение от призыва на военную службу как частный случай уклонения от военной службы есть ни что иное, как неявка без уважительных причин по повестке военного комиссариата на мероприятия, связанные с призывом на военную службу.
П. 10 Положения о призыве на военную службу граждан РФ наделяет органы внутренних дел полномочиями по приводу в военный комиссариат лиц, не исполняющих воинскую обязанность. Порядок осуществления привода как меры обеспечения по делу об административном правонарушении определяется Кодексом РФ об административных правонарушениях (далее по тексту – КоАП РФ) и Инструкцией о порядке осуществления привода, утверждённой Приказом МВД РФ от 21 июня 2003 года № 438 (далее по тексту – Инструкция от 21 июня 2003 года).
Согласно ст. 27.15 КоАП, привод осуществляется в отношении физического лица либо законного представителя юридического лица, в отношении которых ведётся дело об административном правонарушении, законного представителя несовершеннолетнего лица, привлекаемого к административной ответственности, а также свидетеля. Привод осуществляется полицией на основании определения органа или лица, в производстве которого находится дело об административном правонарушении. Определение о приводе выносится в случае, если рассмотрение дела об административном правонарушении отложено в связи с неявкой без уважительной причины указанных выше лиц, и их отсутствие препятствует всестороннему, полному, объективному и своевременному выяснению обстоятельств дела и разрешению его в соответствии с законом.
Таким образом, основанием для вынесения в отношении призывника военным комиссариатом определения о приводе является совокупность обстоятельств:
а) в производстве должностного лица военного комиссариата находится дело об административном правонарушении, отнесённое ст. 23.11 КоАП РФ к компетенции соответствующего должностного лица;
б) призывник проходит по данному делу в качестве лица, привлекаемого к административной ответственности или свидетеля;
в) призывник вызывался военным комиссариатом для рассмотрения дела об административном правонарушении;
г) рассмотрение дела об административном правонарушении было отложено в связи с неявкой призывника.
Определение о приводе, вынесенное при отсутствии указанных оснований, можно оспорить в суде15.
Основанием совершения привода, как сказано выше, является определение должностного лица военного комиссариата. Привод призывника в военкомат, совершённый без вынесенного определения о приводе, незаконен и может быть оспорен в суде.
Определение должно содержать фамилию, имя, отчество, год рождения и место нахождения лица, подлежащего приводу. Определение, не содержащее указанных сведений, исполнению не подлежит.
Целью привода, согласно ч. 3 ст. 29.4 КоАП РФ, является всестороннее, полное, объективное и своевременное выяснение обстоятельств дела об административном правонарушении и разрешение его в соответствии с законом. Иных целей привод преследовать не может. Совершение привода в иных целях (медицинское освидетельствование призывника, заседание призывной комиссии и пр.) незаконно. Определение о приводе, вынесенное не для достижения установленных КоАП РФ целей, можно оспорить в суде. Равно незаконно и осуществление по итогам привода каких-либо мероприятий, отличных от рассмотрения дела об административном правонарушении.
Осуществление привода в ночное время (с 22 до 6 часов по местному времени) запрещено п. 4 Инструкции от 21 июня 2003 года.
Поступившее в органы внутренних дел определение о приводе рассматривает начальник соответствующего органа или лицо, исполняющее его обязанности. Он обязан организовать проверку указанных в определении сведений о лице, подлежащем приводу, а также принять меры к установлению его фактического местонахождения.
В том случае, когда лицо, указанное в определении о приводе, находится на территории обслуживания другого органа внутренних дел, руководитель, которому поручено осуществление привода, по согласованию с военным комиссаром может принять решение:
о направлении для исполнения определения о приводе по территориальности;
об обращении в вышестоящий орган внутренних дел с целью получения разрешения на самостоятельное осуществление привода на территории обслуживания другого органа внутренних дел, с предварительным его уведомлением.
Непосредственное осуществление привода возлагается начальником соответствующего органа внутренних дел на сотрудника или группу (наряд) сотрудников полиции. Исполняющим определение о приводе сотруднику полиции или старшему группы (наряда) вручается определение о приводе. Для оказания помощи сотрудникам милиции в осуществлении привода на добровольной основе могут привлекаться члены общественных формирований по охране правопорядка, должностные лица органов исполнительной власти, представители администрации предприятий, организаций, учреждений по месту работы или учёбы лица, подлежащего приводу.
По установлению лица, подлежащего приводу, сотрудник полиции либо старший группы (наряда) сотрудников полиции объявляет ему под расписку определение о приводе. В случае отказа от подписи лица, подлежащего приводу, сотрудником полиции либо старшим группы (наряда) сотрудников полиции, исполняющим привод, в определении о приводе делается соответствующая запись.
Военный комиссар по факту осуществления привода призывника в военный комиссариат обязан вручить сотруднику полиции, осуществившему привод, расписку с указанием времени исполнения определения. О результатах осуществления привода сотрудник полиции, которому поручено исполнение определения о приводе, докладывает рапортом руководителю с приложением расписки о приводе.
Подводя итог вышесказанному, резюмируем. Проведение розыска в отношении призывника путём вынесения определения о приводе требует не только неявки гражданина по повесткам военного комиссариата на мероприятия, связанные с призывом, но и неявки по вызовам военного комиссара для рассмотрения дела об административном правонарушении. Привод оформляется определением о приводе и осуществляется сотрудниками полиции в помещение военного комиссариата.

В свете внешнеполитических отношений России с некоторыми западными государствами и на выезд из страны в отношении лиц, проходящих службу в силовых и правоохранительных органах, все чаще звучит вопрос о том, можно ли военным выезжать за границу, в какие страны им можно совершить путешествие, каким образом это сделать. Для того чтобы на службе не возникло проблем, а заграничное путешествие оставило только приятные эмоции и впечатления, необходимо не просто соблюдать установленные запреты, но и грамотно оформить выезд в разрешенные для этого страны.

При поступлении гражданина на военную службу, он предоставляет свое согласие на действие в отношении него некоторых ограничений, связанных с необходимостью охраны государственной тайны и интересов страны. Одним из таких ограничений является особый порядок выезда из страны за рубеж, предполагающий соблюдение определенной процедуры при путешествии в какую-либо страну, а также соблюдение установленного запрета на въезд в недружественные России государства.

Кого касаются ограничения

Ограничения, касающиеся необходимости соблюдения запрета на выезд в ряд зарубежных государств или же особой процедуры выезда, действуют в отношении целого ряда категорий служащих. К их числу относится запрет свободно покидать страну:

  • Военнослужащим, проходящим срочную службу.
  • Военнослужащим-профессионалам, осуществляющим свою службу за плату на основании специального контракта.
  • Служащим органов власти, работа в которых приравнена к воинской службе.

За последние годы в отношении данных категорий служащих существенно ужесточились правила выезда из страны, начиная от получения заграничного паспорта и до непосредственно пересечения российской границы в направлении иностранного государства. Однако, это не означает, что право выезда утрачено ими вовсе, он лишь обременен некоторыми ограничениями.

Причины ограничения

Получив ответ на вопрос, можно ли военным выезжать за границу, часто, особенно рядовые граждане или члены семей военнослужащих, не вполне понимают, с чем связаны какие-либо ограничения на передвижение, ведь это нарушает их право на свободу передвижения.

Прежде всего, гражданин, проходящий воинскую и приравненную к ней службу, дал добровольное согласие на действие такого ограничения в отношении него. К тому же, существуют объективные факторы, являющие основанием действия таких ограничений:

  • Не со всеми странами у нашего государства имеются соответствующие договоры об экстрадиции, так что Россия не может получить преступника (в том числе военного) для назначения ему наказания на родине.
  • Ряд государств осуществляет недружественную, с точки зрения нашего правительства, политику в отношении России, так что нахождение в них является небезопасным для самих военнослужащих.
  • Необходимость соблюдения охраняемой законом и государством тайны, носителями которой (того или иного уровня секретности) являются практически все военные.
  • Зарубежное государство состоит в качестве члена или кандидата в члены недружественного военного блока (в настоящее время таковым признано НАТО).

Так или иначе, государственный запрет устанавливается исключительно в интересах государства и не имеет целью каким-либо образом ущемить интересы указанной категории российских граждан.

Гипотетически военнослужащий, как и всякий гражданин, имеет право беспрепятственно выехать за пределы страны, но за такой поездкой могут последовать довольно неприятные последствия, вплоть до увольнения со службы или даже возбуждения в отношении него уголовного дела.

Для того чтобы не столкнуться с подобными санкциями рекомендуется посещать лишь те страны, которые осуществляют по отношении к нашему государству дружественную политику. Перечень таких страны устанавливается министерством иностранных дел и регулярно видоизменяется . В настоящее время он содержит достаточно внушительный перечень. Из популярных среди туристов направлений можно выделить следующие разрешенные для посещения российскими военными страны:

  • Доминиканская республика.
  • Вьетнам.
  • Тунис.
  • Страны ЕврАзЭС.
  • Таиланд.
  • Арабские Эмираты и др.

Препятствий не возникнет и при посещении Белоруссии, т.к. юридически мы создали с данной страной единое государство.

Нерекомендованные для посещения страны осуществляют санкционную политику в отношении России либо входят в недружественные блоки. К ним относятся практически все страны западной и центральной европы, США, Канада и ряд других.

Как оформить поездку

После того, как военнослужащий выбрал страну для посещения, разрешенную властями, ему необходимо соблюсти процедуру, оформив данную поездку надлежащим образом по месту несения службы.

Для этого ему необходимо в первую очередь составить и подать рапорт на имя командира части или иного подразделения, где гражданин проходит службу. В данном документе необходимо отразить:

  • Наименование государства, в которое планируется совершить поездку.
  • Цель совершения визита (будь то просто туризм, посещение родственников или прохождения лечебных или оздоровительных процедур).
  • Период времени, в течение которого планируется находиться на территории данного зарубежного государства.

На основании данного рапорта министерством обороны предоставляется разрешение на совершение поездки либо о запрете таковой. Помимо прочего свое согласование на зарубежную поездку военнослужащему должна предоставить и служба безопасности лишь после того, как будет уверена в безопасности такой поездки, как для военного, так и для интересов государства.

Процедура выезда за последние годы все более усложняется. В то же время, как показывает практика, в дружественные государства российские военные выезжают без проблем, довольно спокойно, без каких-либо проволочек. При этом практически все наиболее популярные страны с точки зрения пляжного отдыха у российских туристов в данный перечень дружественных стран входят, что позволяет военнослужащим не отказываться от зарубежного отдыха и приятного сервиса и обслуживания.

Лето - пора отпусков. Поэтому призывников, которые хотят провести отпуск или каникулы за границей, волнует вопрос: можно ли выехать за пределы Российской Федерации, если вопрос с армией еще не решен? Специально для них - моя новая публикация. Давайте разбираться вместе.

Оформление загранпаспорта

Прежде чем выезжать за границу, гражданину Российской Федерации нужно оформить заграничный паспорт. О том, как это сделать без военного билета, я писать в отдельной , не поленитесь и прочитайте. В целом, проблем возникнуть не должно.

Обратите внимание! Согласно ФЗ "О воинской обязанности и военной службе" при выезде за пределы РФ на срок более 6 месяцев гражданин обязан сняться с воинского учета.

Проблемы на границе

Могут ли человека, который не проходил службу в армии, хотя законных отсрочек от призыва у него нет, остановить при выезде за пределы РФ, например, в аэропорту?
Практика показывает, что, как правило, проблем с пересечением границы у призывников не возникает, даже если они давно не наведывались в военкомат.

Однако, в том случае, если призывник подписал повестку на явку на мероприятия по призыву (медицинская комиссия, призывная комиссия), и не явился в военкомат, его могут объявить в розыск по линии полиции. И местные правоохранители начнут искать его.

Но даже в этом случае, чтобы призывника остановили на границе, он должен быть в федеральном розыске. Попасть туда можно за действительно серьезные преступления, к которым уклонение от службы в армии не относится. Так что случае остановки уклонистов на границе достаточно редки

Выезда за границу после 27 лет

Большую волну негодования вызвала попытка депутатов Гос. Думы законодательно запретить гражданам, не служившим в армии и не имевшим на то законных оснований, выезжать за границу РФ в течение 5 лет.

Спешу успокоить всех: данный законопроект был отклонен, поскольку противоречит Конституционному праву граждан РФ на свободу перемещений. Привожу официальный комментарий правительства по этому законопроекту:

«Предлагаемое временное ограничение права на выезд из России для граждан, признанных не прошедшими военную службу по призыву, не имея на то законных оснований, на основании заключения призывной комиссии ограничивает конституционное право гражданина свободно выезжать за пределы России и не направлено на обеспечение обороны страны и безопасности».

Надеюсь, эта публикация помогла вам разобраться в этом вопросе. Хорошего отдыха!

Как известно, служба в армии накладывает на человека ряд существенных ограничений. По сути, военнослужащие существуют в системе, где все подчиняется приказам по вертикали власти. Таким образом может быть наложено любое ограничение, которое придется выполнять. Особенно, если служба связана с исполнением определенных обязанностей. Например, с доступом к секретным данным. В этом случае, приходится ограничивать себя во многом, например, в настоящее время невозможен выезд за границу при секретности.

Кому может быть временно ограничен выезд за пределы России?

Не смотря на то, что все граждане свободны в своих перемещениях, это не относится к военнослужащим. Им могут запретить выезд за границу, при определенных обстоятельствах. К примеру, с 2014 года сотрудникам силовых ведомств, к которым относится и вооруженные силы, вообще запрещено выезжать за рубеж. Однако некоторым военнослужащим этого делать и так было нельзя. Во всяком случае, без разрешения командования.

Итак, в соответствии с Законом РФ от 21 июля 1993 г. № 5485-I «О государственной тайне» и ведомственными приказами Министерства обороны, те военнослужащие, которые имеют доступ к секретным сведениям имеют ограничение по выезду из России. Однако такие ограничения являются неодинаковыми для всех. Ведь существует три степени секретности , для сведений, которые являются государственной тайной:

- «особая важность»;

- «совершенно секретно»;

- «секретно».

В соответствии с законом о государственной тайне выезд за границу запрещен только лицам, допущенным к сведениям особой важности. Однако ведомственные приказы создают определенные ограничения и для тех лиц, которые допущены к просто секретным сведениям. Хотя по закону само по себе это и не создает препятствий для выезда за границу. При этом у человека должен быть заключен контракт на прохождение военной службы и подписан допуск к секретным сведениям.

Каким образом ограничивается выезд за границу при секретности?

1. Для ограничения или полного запрета выезда за границу по секретности у лица должен быть , прежде всего, именно допуск к государственной тайне . Кроме того, этот допуск должен быть не просто формальным, а лицо должно дать подписку о неразглашении, и должны быть реальные доказательства осведомленности военнослужащего, допущенного к государственной тайне. При этом:

2. Заключение контракта на прохождение военной службы практически всегда предполагает временное ограничение права на выезд за границы Российской Федерации. За нарушение этого правила военнослужащий может быть уволен за нарушение условий контракта. Однако, существующая судебная практика эту норму таким образом, что сам по себе контракт не означает, что на военнослужащего не могут быть возложен и другие ограничения по секретности, предусмотренные российским законодательством.

3. Ограничение на выезд за границу по секретности действует только до окончания срока такого ограничения. Это значит, что в контракте или допуске должен быть указан срок ограничений после окончания работы с секретными сведениями. По общему правилу, такой срок может составлять пять лет с момента последнего ознакомления военнослужащего с документами, которые содержат совершенно секретные сведения или сведенья особой важности. Для просто секретных сведений могут быть установлены меньшие сроки, или вообще не предусмотрено ограничение по окончанию работы с секретными сведениями.

Однако, в отношении отдельных военнослужащих такой срок ограничения на выезд после окончания допуска к секретности может быть продлен на более длительное время. Такое решение принимает командование по решению Межведомственной комиссией по защите государственной тайны. Максимальное ограничение при это не может быть более десяти лет в общей сложности. Если гражданин не согласен с таким ограничением он может обжаловать это решение. Для этого нужно написать заявление и направить его в саму Комиссию. Кроме того, всегда остается право на обращение в суд, при этом перед подачей искового заявления и открытия судебного процесса обращаться в Комиссию нет необходимости.

Общие правила выезда за границу для военнослужащих

Подписывая контракт на прохождение воинской службы необходимо помнить, что он в любом случае накладывает ограничения. Даже если у военнослужащего нет допуска к секретным сведениям, он все равно должен ставить в известность командование о месте проведения отпуска. При допуске к обычным секретным сведениям необходимо подавать на выезд даже в страны ближнего зарубежья, такие как Казахстан или Республика Белоруссия. Только после одобрения командования и других служб, при необходимости, можно совершать такую поездку. При этом разрешение на выезд должно быть оформлено в соответствии с требованиями законодательства. Выезд в страны дальнего зарубежья военнослужащие осуществляют только по заграничным паспортам, как и остальные граждане РФ.



Если заметили ошибку, выделите фрагмент текста и нажмите Ctrl+Enter
ПОДЕЛИТЬСЯ:
Выселение. Приватизация. Перепланировка. Ипотека. ИСЖ