«Порядок увольнения сотрудников органов внутренних дел Российской Федерации»
Федеральный закон от 30 ноября 2011 г. N 342-ФЗ "О службе в органах внутренних дел Российской Федерации и внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации" (далее - Закон О службе) принят на смену Положению о службе в органах внутренних дел Российской Федерации, утвержденному Постановлением Верховного Совета РФ от 23 декабря 1992 г. N 4202-1 "Об утверждении Положения о службе в органах внутренних дел Российской Федерации и текста Присяги сотрудника органов внутренних дел Российской Федерации" (далее - Положение), нормы которого не отвечали требованиям, предъявляемым к такого рода актам о системе государственной службы, прежде всего - Федеральным законом от 27 мая 2003 г. N 58-ФЗ "О системе государственной службы Российской Федерации" (далее - Закон о системе госслужбы).
Принятие Закона явилось логичным шагом федерального законодателя после издания Федерального закона от 7 февраля 2011 г. N 3-ФЗ "О полиции" (далее - Закон о полиции) и Федерального закона от 19 июля 2011 г. N 247-ФЗ "О социальных гарантиях сотрудникам органов внутренних дел Российской Федерации и внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации" (далее - Закон о соцгарантиях). Таким образом, Закон о полиции, Закон о соцгарантиях сотрудникам ОВД и Закон на текущий момент составляют единую законодательную базу деятельности федерального органа исполнительной власти в сфере внутренних дел.
I. Общие положения
Закон О службе регулирует правоотношения, связанные с поступлением на службу в органы внутренних дел, ее прохождением и прекращением, а также с определением правового положения (статуса) сотрудника органов внутренних дел, при этом определяет нормативные правовые акты, регулирующие данные правоотношения, это:
1) Конституция Российской Федерации;
2) Закон О службе;
3) Закон о полиции, Закон о социальных гарантиях и другими федеральными законами, регламентирующими правоотношения, связанные со службой в органах внутренних дел;
4) нормативные правовые акты Президента Российской Федерации;
5) нормативные правовые акты Правительства Российской Федерации;
6) нормативные правовые акты федерального органа исполнительной власти в сфере внутренних дел.
В случаях, не урегулированных нормативными правовыми актами Российской Федерации, указанными выше, к правоотношениям, связанным со службой в органах внутренних дел, применяются нормы трудового законодательства.
Если международным договором Российской Федерации, ратифицированным в порядке, установленном законодательством Российской Федерации, установлены иные правила, чем те, которые предусмотрены Законом, применяются правила международного договора Российской Федерации.
Порядок увольнения со службы в органах внутренних дел Российской Федерации также регулируется приказом МВД России от 30 ноября 2012 года № 1065 "О некоторых вопросах назначения на должности в органах внутренних дел РФ и увольнения со службы сотрудников органов внутренних дел РФ", который вступает в силу с 05 февраля 2013 года. данным приказом определены:
1. Номенклатура должностей, назначение и увольнение с которых осуществляется соответствующими должностными лицами;
Увольнение со службы в органах внутренних дел Российской Федерации производится по основаниям, предусмотренным ст. 82 Закона О службе. Для законного и обоснованного увольнения из органов внутренних дел Российской Федерации необходимо:
1. Наличие основания для увольнения (рапорт сотрудника, заключение по результатам служебной проверки, аттестация сотрудника и т.п.);
2. Предупредить в письменной форме сотрудника о предстоящем увольнении в установленные ч. 2 ст. 85 Закона о службе сроки;
3. Провести беседу с сотрудником, подлежащим увольнению из органов внутренних дел, в ходе которой ознакомить сотрудника с личным делом, выслугой лет, основанием к увольнению и датой увольнения и т.д.
4. Подготовить представление к увольнению из органов внутренних дел Российской Федерации, содержащем сведения, указанные в ч. 5 ст. 89 Закона о службе, подписать данное представление у уполномоченных лиц и ознакомить с ним сотрудника, подлежащего увольнению.
5. Издать приказ об увольнении со службы в органах внутренних дел Российской Федерации.
При увольнении со службы необходимо также выполнить требования ч. 7 ст. 89 Закона О службе - сотрудник органов внутренних дел, увольняемый со службы в органах внутренних дел, обязан сдать закрепленное за ним оружие, иное имущество и документы в соответствующее подразделение федерального органа исполнительной власти в сфере внутренних дел, его территориального органа, подразделения, а служебное удостоверение и жетон с личным номером в соответствующее кадровое подразделение. При выдаче обходного листа необходимо осуществлять контроль за сдачей до увольнения вышеуказанных ценностей и документов.
Анализ поступающих исковых заявлений к УМВД России по Хабаровскому краю, подчиненным территориальным органам МВД России с требованиями о признании незаконными приказов об увольнении со службы и восстановлении в должности показывает, что сотрудники обращаются в суд по вопросам обжалования приказов об увольнении со службы не только в связи с грубым нарушением служебной дисциплины или в связи с совершением проступка, порочащего честь сотрудника органов внутренних дел, а и по обжалованию приказов об увольнении по инициативе сотрудника.
II. Увольнение по инициативе сотрудника
Увольнение по инициативе сотрудника органов внутренних дел Российской Федерации производится в порядке, предусмотренном ст. 84 Закона О службе. в которой указано, что сотрудник имеет право расторгнуть контракт и уволиться со службы в органах внутренних дел по собственной инициативе до истечения срока действия контракта, подав в установленном порядке рапорт об этом за один месяц до даты увольнения.
Таким образом, данная норма предписывает сотруднику в рапорте об увольнении указывать конкретную дату расторжения контракта и увольнения из органов внутренних дел.
С согласия уполномоченного руководителя контракт может быть расторгнут и сотрудник органов внутренних дел может быть уволен со службы в органах внутренних дел до истечения срока предупреждения о расторжении контракта и об увольнении со службы, но не ранее выполнения сотрудником требований, предусмотренных частью 7 статьи 89 Закона О службе.
До истечения срока предупреждения об увольнении, которым является период времени с момента подачи рапорта об увольнении до даты увольнения, сотрудник вправе в любое время в письменной форме отозвать свой рапорт. В этом случае контракт с сотрудником не расторгается и увольнение со службы не производится, если на замещаемую этим сотрудником должность в органах внутренних дел не приглашен другой сотрудник или гражданин и (или) имеются законные основания для отказа такому сотруднику или гражданину в назначении на данную должность.
В случае если по истечении срока предупреждения о расторжении контракта и об увольнении со службы в органах внутренних дел контракт не расторгнут и сотрудник органов внутренних дел не настаивает на увольнении, действие контракта продолжается на прежних условиях.
Наиболее часто встречающиеся основания для подачи исковых заявлений о восстановлении на службе являются указание сотрудников на:
1. Оказание давления;
2. Неправильное определение даты увольнения (нереализация рапорта об увольнении);
3. Неосуществление окончательного расчета в день увольнения.
Таким образом, необходимо исходить из того, что увольнение по инициативе сотрудника производится только на основании его добровольного волеизъявления, при этом желательно устанавливать причину принятия такого решения, никогда не оказывать давление на сотрудника, поскольку в случае признания судом факта оказания на сотрудника давления он будет восстановлен в замещаемой им до увольнения должности.
Обращаю ваше внимание на тот факт, что сотрудника необходимо ставить в известность (ознакомление под роспись) о дате увольнения, как при согласии уполномоченного руководителя при увольнении до истечения срока предупреждения об увольнении, так и в иных случаях.
Также необходимо соблюдать сроки осуществления окончательного расчета с сотрудником, следовательно, при принятии решения о согласии уволить сотрудника по собственному желанию до истечения срока предупреждения об увольнении следует учитывать возможности финансовых подразделений осуществить окончательный расчет с сотрудником в день его увольнения.
III . Увольнение со службы в связи с совершением грубого нарушения служебной дисциплины либо в связи с совершением проступка, пророчащего честь сотрудника органов внутренних дел
Увольнение со службы в связи с совершением грубого нарушения служебной дисциплины производится по инициативе уполномоченного руководителя на основании заключения по результатам служебной проверки. Данное требование следует из п. 3 Инструкции о порядке организации и проведения служебных проверок в органах, подразделениях и учреждениях системы Министерства внутренних дел Российской Федерации, утвержденной приказом МВД России от 24.12.2008 года № 1140, которым определено, что служебные проверки проводятся по факту совершения сотрудником грубого нарушения служебной дисциплины.
Обращаю Ваше внимание на то, что дисциплинарное взыскание - увольнение из органов внутренних дел Российской Федерации, является крайней мерой дисциплинарного взыскания. Дисциплинарное взыскание должно соответствовать тяжести совершенного проступка и степени вины. При определении вида и меры взыскания принимаются во внимание: характер проступка, обстоятельства, при которых он был допущен, прежнее поведение сотрудника, допустившего проступок, признание им своей вины, его отношение к службе, знание правил ее несения и другое.
В заключении по результатам служебной проверки должно быть объективно, полно и всесторонне установлено (подтверждено материалами служебной проверки), что сотрудником совершено грубое нарушение служебной дисциплины.
Исчерпывающий перечень грубых нарушений служебной дисциплины предусмотрен ч. 2 ст. 49 Закона О службе.
В резолютивной части заключения по результатам служебной проверки должно быть указано какой проступок совершен сотрудником и вид дисциплинарного взыскания (увольнение со службы в органах внутренних дел по п. 6 ч. 2 ст. 82 Закона О службе (в связи с грубым нарушением служебной дисциплины).
В соответствии с требованиями ст. 51 Закона О службе дисциплинарное взыскание может быть наложено на сотрудника в период его нахождения на службе. В случае временной нетрудоспособности сотрудника, нахождения его в отпуске или в командировке приказ о наложении на него дисциплинарного взыскания издается после его выздоровления, выхода из отпуска или возвращения из командировки. Сотрудник считается привлеченным к дисциплинарной ответственности со дня издания приказа о наложении на него дисциплинарного взыскания либо со дня публичного объявления ему замечания или выговора в устной форме.
Дисциплинарное взыскание должно быть наложено не позднее чем через один месяц со дня утверждения заключения по результатам служебной проверки. В указанные сроки не включаются периоды временной нетрудоспособности сотрудника, нахождения его в отпуске или в командировке.
Исполнение дисциплинарного взыскания в виде увольнения из органов внутренних дел производится не позднее чем через два месяца со дня издания приказа об их наложении. В указанный срок не включаются периоды временной нетрудоспособности сотрудника органов внутренних дел, нахождения его в отпуске или в командировке. При этом необходимо обратить особое внимание на то, что ст. 85 Закона О службе установлен запрет на увольнение по инициативе уполномоченного руководителя в период временной нетрудоспособности сотрудника органов внутренних дел либо в период его пребывания в отпуске или в командировке.
Увольнение со службы в связи с совершением проступка, порочащего честь сотрудника органов внутренних дел производится уполномоченным руководителем на основании материалов служебной проверки по факту происшествия с участием сотрудника органов внутренних дел Российской Федерации. Данное увольнение производится по независящим от воли сторон обстоятельствам, поскольку в ч. 3 ст. 82 Закона О службе указано, что контракт подлежит расторжению, а сотрудник органов внутренних дел увольнению со службы в органах внутренних дел в связи с совершением проступка, порочащего честь сотрудника органов внутренних дел. Данная императивная норма не дает право выбора уполномоченному руководителю, сотрудник в обязательном порядке подлежит увольнению.
Правовой отдел
УМВД России по Хабаровскому краю
Правильно написать рапорт на увольнение из полиции смогут далеко не все сотрудники МВД. Оформление этого документа всегда зависит от обстоятельств, которые привели к решению уйти. С какими трудностями можно столкнуться при заполнении заявления, если инициатором выступает полицейский?
Обстоятельства, повлекшие решение расторгнуть контракт с Министерством внутренних дел, могут быть различными. Однако в любом случае действовать необходимо по общеустановленным правилам. Наибольшие проблемы возникают по поводу того, как написать рапорт на увольнение из МВД по собственному желанию . Дело в том, что из органов даже по собственной инициативе уволиться довольно сложно, если служба проходит по контракту, а срок его действия еще не закончен.
Необходимо указать вескую причину для ухода из МВД. В противном случае, если полицейский будет настаивать на прекращении службы, в его трудовой книжке может быть сделана запись о несоблюдении условий действующего контракта.
Могут уволить беспрепятственно по следующим обстоятельствам:
Возможны и другие причины, которые могут привести к решению больше не служить в органах. Не исключается, например, уход из рядов МВД по соглашению сторон.
Для того чтобы процесс увольнения начался, необходимо просить расторжения контракта у непосредственного начальника не позднее чем за месяц до желаемого срока увольнения.
Для того чтобы уйти из полиции по собственному желанию, прошение на увольнение следует правильно оформить. Образец рапорта на увольнение из МВД по собственному желанию не установлен, каких-либо определенных стилистических норм не имеет. Однако следует внимательно следовать этим правилам:
Можно перечислить документы, которые могут понадобиться сотруднику в дальнейшем (справка о доходах и прочие). Кроме этого, некоторые юристы советуют предоставлять доказательства уважительной причины увольнения, дать списком документы, подтверждающие их, например подойдет решение аттестационной или врачебной комиссии.
Пример ходатайства.
За время, которое установлено законодательством для поиска замены сотруднику, полицейский вправе изменить решение. Увольнение может не состояться, если руководство не против, а также если на место не успели пригласить нового работника.
Образец рапорта на увольнение из полиции по выслуге лет пишется также, как и большинство подобных ходатайств, то есть в произвольной форме.
Необходимо просить руководство рассмотреть ходатайство сотрудника о прекращении контракта по выслуге лет. При этом юристы советуют в заявлении обращаться к законам, поскольку, как показывает практика, некоторые представители командования не спешат расставаться с ценными кадрами. Таким образом, сотрудник МВД даст понять, что юридически он подкован и знает собственные права.
Ходатайство на увольнение по выслуге лет.
В этом заявлении рекомендуется также дать списком периоды и место службы. Служба в определенных горячих точках или прохождение службы в засекреченных областях может послужить льготой, позволяющей на определенный период сократить нормированный срок выхода на пенсию.
Рапорт об увольнении – первая и наиболее ответственная ступень, которая при разумном оформлении поможет избежать проблем и недопониманий с начальством. Возможно, дальнейшие действия начальства могут мешать успешному расторжению контракта, однако у сотрудника ОВД будут определенные доказательства того, что его права нарушены.
Увольнение из органов внутренних дел может быть осуществлено как по собственному желанию сотрудника, так и по инициативе МВД.
Дорогие читатели! Статья рассказывает о типовых способах решения юридических вопросов, но каждый случай индивидуален. Если вы хотите узнать, как решить именно Вашу проблему - обращайтесь к консультанту:
ЗАЯВКИ И ЗВОНКИ ПРИНИМАЮТСЯ КРУГЛОСУТОЧНО и БЕЗ ВЫХОДНЫХ ДНЕЙ .
Это быстро и БЕСПЛАТНО !
Перед оформлением приказа на уход с работы необходимо проходить комплекс мероприятий, чтобы в дальнейшем факт разрыва контракта не мог быть оспорен в зале суда. Рапорт на увольнение из МВД является основанием для начала процесса прекращения действия трудовых отношений по инициативе полицейского.
Увольняются граждане не только с обычных работ, но и с полицейских постов. Для осуществления разрыва контракта необходимо иметь вескую причину.
С должности при МВД России могут попросить из-за нарушений дисциплинарных норм, из-за невыполнения обязательств, по причине утери доверия.
Каждый этап и заполнение документов по поводу увольнения из ОВД регламентированы на законодательном уровне.
МВД – министерство внутренних дел.
ОВД – органы внутренних дел.
Рапорт – заявление, написанное военнообязанным человеком.
Процесс увольнения из МВД регламентирован такими источниками права, как:
Чтобы уйти из полиции необходимо иметь основания, предусмотренные Федеральным законом.
Основными причинами для увольнения со службы из правоохранительных органов является:
Об инициативе сотрудника МВД расторгнуть трудовые отношения можно:
Порой оформление увольнения по собственному желанию является лишь прикрытием для оглашения реальной причины расторжения контракта на службу.
Когда сотрудник МВД нарушает дисциплинарный устав неоднократно, но, тем не менее, является неплохим специалистом в своей отрасли. Ему могут пойти на встречу и не портить трудовую книжку увольнением по негативной статье, предложив написать заявление по собственной инициативе.
На заслуженный отдых сотрудник из МВД может уйти если:
Если по итогам службы сотрудник правоохранительных органов достиг определенного чина, соответствующего среднему или высшему званию офицерского состава, то после выхода на пенсию он сохраняет право одевать форму, в соответствии со званием.
Форма сотрудника МВД, даже после его увольнения – это показатель патриотизма, верности Отечеству и уважения к тем, кто несет ответственность за обеспечение безопасности в стране.
Пенсионеры МВДшники имеют ряд льгот и бонусов, предусмотренных российским законодательством.
Процесс увольнения с должности, которая относится к Министерству внутренних дел России, должен соблюдаться в строгости по букве закона. Каждое слово, изменение формулировки имеет значение и может привести к наложению ответственности на виновных.
Процесс увольнения состоит из нескольких этапов:
Рапорт на увольнение – это документ очень похожий на заявление об уходе с места работы, но отличием является:
Рапорт пишется на имя начальника ОВД, за которым закреплен полицейский.
К документу с прошением расторгнуть контракт на службу могут быть приложены дополнительные бумаги, доказывающие уважительность причины на уход.
Сдача рапорта производится в отделении внутренних дел. Необходимо лично передать бумагу секретарю и проконтролировать его регистрацию.
О том, как пишется рапорт на увольнение можно узнать из .
К документам, которые сопровождают процесс увольнения сотрудника МВД, относятся:
Дополнительные бумаги могут служить приложением к рапорту, например, приглашение на постоянное место жительства в другую страну, заключение врачей, поставивших диагноз, не совместимый с занимаемым постом.
После того как контракт с сотрудником МВД разорван в отделе кадров ОВД ему обязаны выдать такие документы, как:
Отработка полицейских составляет два месяца. Т.е. с момента получения уведомление о планируемом увольнении сотрудника.
Без отработки могут уйти сотрудники МВД при:
Период отработанных месяцев после подачи рапорта об увольнении включается в общий стаж службы.
Увольнение сотрудника из МВД оканчивается произведением расчетов с бывшим сотрудником.
В расчет входит:
Увольнение из ОВД должно быть осуществлено по правилам, описанным нормативными документами. При нарушении любого этапа разрыва контракта с полицейским, указание даты, неправильно изложенной формулировки, лишенный работы сотрудник имеет право обратиться в суд и требовать восстановления на рабочем месте.
Если служитель правопорядка устал от выполнения своих, порой опасных, обязанностей, то ему предоставляется возможность оформить увольнение из МВД по собственному желанию.
Важнейшие нюансы службы в органах внутренних дел, в том числе и увольнение с неё, регулируются принятым в 2011 году Федеральным законом № 342, на который мы и будем опираться. Если что-то этим законом не оговаривается, значит, данный вопрос должен решаться в соответствии с .
Причин, по которым может произойти увольнение, немало, а перечисляются они в статье 82 Федерального закона № 342. Это:
Расторжение контракта:
Помимо перечисленных, наиболее важных, в статье указывается также множество других причин. Их вы можете найти непосредственно в законе.
Помимо причины, должно иметься также основание для увольнения, то есть некий вещественный документ, основываясь на котором и запускается сама процедура. В этой роли могут выступать:
Порядок, в котором выполняется увольнение по инициативе служащего, указывается в статье 84 ФЗ № 342.
Согласно ей, полицейский имеет право уволиться прежде, чем истечёт его контракт, для чего должен подать рапорт за месяц до даты увольнения. Впрочем, если ему удастся получить согласие начальства, расторгнуть соглашение можно, не дожидаясь истечения месяца.
Если же он продолжает службу в течение этого месяца, то имеет право отозвать в любой момент, пока время не истекло полностью. И даже по его истечении, если ни одна из сторон не проявила заинтересованности в расторжении договора, сотрудник может продолжать службу. Однако, после того, как он отработает хотя бы день после того, как прошёл указанный им в рапорте срок, если он решит всё же уволиться, то придётся подавать новый рапорт и вновь ждать месяц.
Поскольку увольняется сотрудник по своей инициативе, значит и делать он это должен исключительно по своей воле. Чтобы затем у него не было никаких оснований подать в суд на начальство, следует обойтись без какого бы то ни было давления на него, при этом желательно выявить , и оформить всё в точном соответствии с установленными процедурами.
Чаще всего иски уволенными работниками полиции подаются по следующим причинам:
Важно в точности соблюдать все процедуры, например, поставить в известность (и сделать это под подпись) сотрудника о том, на какую дату намечено увольнение. В частности, это необходимо, если было дано согласие на то, чтобы сотрудник обошёлся без полной отработки.
Расчёт также обязательно проводить в срок, и прежде чем давать согласие на увольнение без отработки, следует согласовать с финансовым подразделением, возможен ли будет расчёт в намеченный день, или потребуется время на подготовку к нему, и необходимо всё же оставить хотя бы часть отработки.
Законодательство подробно описывает процедуру, в соответствии с которой следует , чтобы затем не возникало возможности успешно опротестовать его, поскольку, даже несмотря на то, что выполняется оно по желанию самого служащего, случаи бывают самые разные, и иногда затем подаётся иск о восстановлении в должности.
Обычно от подачи рапорта до самого увольнения проходит месяц, но по согласованию с руководством этот срок может быть уменьшен.
В любом случае порядок предписывает сдать оружие, обмундирование, служебную одежду и документы, заполнить обходной. На выполнение этих действий отводится пять дней.
Изучим подробнее два этапа процедуры: составление рапорта и вынесение приказа.
Важное отличие увольнения из органов министерства внутренних дел от обычного – подавать для этого нужно не заявление, а рапорт. Впрочем, от названия суть меняется мало, хотя свои нюансы при его подаче есть. Разберём их.
Подавать рапорт на увольнение из органов МВД по собственному желанию нужно не менее чем за месяц до момента увольнения. Форма свободная, но, естественно, имеются и определённые сведения, которые должны в нём содержаться, а именно:
Образец рапорта прилагается, в нём всё изложено максимально подробно. Стоит лишь отметить, что обычно необязательно упоминать о расчёте, и о том, какие документы должны быть выданы, как и об ответственности за отсутствие или невыдачу документов.
Приказ об увольнении выносится на основании поданного рапорта. После чего сотрудник должен быть ознакомлен с приказом. Затем делается запись в трудовой об увольнении сотрудника, в которой указываются номера приказов о приёме и увольнении.
Выполняется расчёт, трудовая книжка выдаётся на руки – после этого процедуру увольнения можно считать оконченной.
В расчёт входят следующие выплаты:
Размер этого пособия будет таким:
Когда увольнение происходит по иным причинам (но не из-за виновных действий самого сотрудника), он должен получить 40% от рассчитанной исходя из его суммы, то есть, к примеру, при стаже от 10 до 15 лет это будет 4 оклада.
Если сотрудник был награждён советскими или российскими орденами, то сумма единовременного пособия должна быть удвоена.
Вам это будет интересно
Служба в полиции накладывает на человека определенные обязательства не только в процессе выполнения своих должностных обязанностей. Соответствовать занимаемой должности сотрудник органов должен в любое время дня и ночи. В свою очередь, основания и процедура увольнения полицейского имеют значительные отличия от .
Расчет и увольнение сотрудника полиции может быть осуществлено на следующих основаниях:
В каждом случае последствия увольнения будут отличаться. В любой ситуации, увольнение сотрудника полиции значительно отличается от с простым работником.
Служба в органах внутренних дел предполагает охрану безопасности граждан и соблюдение/охрану норм законодательства. Современные законы не дают четкого понятия «чести и достоинству» сотрудника полиции. Под честью понимают личностные качества человека в нерабочее время и его поведение в процессе исполнения должностных обязанностей. Понятие чести еще можно раскрыть как отношение общества к личности, то есть, то, как окружающие видят и оценивают человека. В свою очередь, достоинство – это восприятие человеком самого себя. Утрата чести чаще всего сопровождается (или даже можно сказать, инициируется) потерей достоинства.
Если обратиться к Федеральному закону №342, принятому 30 ноября 2011 года (а точнее, к статье 113 вышеуказанного закона), можно ознакомиться с одним из основных требований к поведению полицейского на службе и вне ее пределов. Сотрудник ОВД/МВД обязан вести себя достойно, не пороча чести своей личной и органов внутренних дел в комплексе.
Недопустимо принятие решений и совершение поступков в целях получения личной выгоды. Каждый поступок должен сопровождаться объективным и справедливым осмыслением.
Совершение поступков, порочащих честь/достоинство сотрудника правоохранительных органов, приведет к неминуемому результату – увольнение по отрицательным мотивам. Все тот же 342 ФЗ, регулирующий службу сотрудников ОВД (ст. 82, ч. 3, п. 9), говорит нам о том, что в случае совершения порочащих честь и достоинство поступков неминуемо. Возможно одновременное применение административного наказания и дисциплинарной ответственности. Например, пойманный за рулем сотрудник полиции в нетрезвом виде, не просто повел себя отрицательно, что недопустимо для стражей правопорядка, но и нарушил нормы КоАП и ПДД.
Федеральное законодательство в области служебных взаимоотношений сотрудников правоохранительных органов не дает четкого понятия «утрата доверия». Более-менее «проливает свет» на данный аспект статья 82 часть 4 Закона о службе. Утрата доверия к сотруднику полиции происходит в следующих случаях:
Уволить на данном основании полицейского можно лишь при наличии умысла (то есть поступок был совершен целенаправленно) и при наличии судебного решения/результатов служебной проверки/расследования. После того как человеку придется «уволиться» по столь нелицеприятной причине, сведения о факте увольнения и совершенном проступке будут внесены в специальный реестр.
Полицейский может быть уволен на основании допущения дисциплинарного нарушения.
Порядок трудового поведения для действующих сотрудников полиции определяется не одним нормативно-правовым документом:
Законодательство содержит такое понятие, как грубое нарушение . К подобному деянию относят:
При грубых нарушениях дисциплины, полицейскому грозит единственная мера наказания – расторжение контракта с нелицеприятной отметкой в .
Степень вины и ответственности будет определена по результатам служебного расследования.
Под нарушениями контрактных обязательств полицейским необходимо понимать нарушение должностных инструкций, злоупотребление предоставленными правами, невыполнение (или выполнение неполностью) наложенных обязанностей. Распрощаться с подчиненным руководство МВД/ОВД может, если в момент оформления были нарушены законы:
Следует понимать, что нарушение условий контракта может быть допущено не только со стороны работника, но и со стороны работодателя.
Уволить по этой причине должны в обязательном порядке сразу же после обнаружения факта предоставления сотрудником полиции фальшивых документов. Что это может быть – школьный аттестат, диплом высшего учебного заведения, и т.п. За предоставление ложных бумаг при трудоустройстве может грозить уголовная ответственность.
Если сотрудник полиции совершил преступление он, однозначно, будет уволен.
Основная мотивация для расторжения трудовых отношений – это вынесенное судом решение, по прошествии установленных сроков для его обжалования. При условии, что до вынесения подобного решения о виновности полицейский был заключен под стражу, датой расторжения с ним трудовых отношений будет дата его ареста.
Распрощаться с полицейским можно по следующим причинам:
Помимо этого, расторжение контракта допускается:
Если существует одновременно несколько причин для того, чтобы расстаться с подчиненным, запись в трудовую книжку делается по его выбору. Чтобы «оставить» без работы полицейского из-за того, что у него ухудшилось состояние здоровья, необходимо получить заключение военно-медицинской комиссии.
Инициировать процедуру расторжения контракта/увольнения полицейского можно при наличии одного из условий:
То есть, независимо от причины увольнения, должен быть подготовлен документ, подтверждающий основание расторжения контракта с полицейским в зависимости от сложившейся ситуации.
Вкратце процедура увольнения полицейского выглядит так:
При условии отказа от работы по собственному желанию, рапорт должен быть написан за месяц до планируемой даты увольнения. Независимо от причины расторжения контракта, оружие и закрепленное за служащим государственное имущество должно быть сдано. В том числе, документы, подтверждающие полномочия полицейского и его личный жетон. Закон отмеряет пять дней на прохождение обходного листа. В течение месяца, полицейский может изменить свое решение и отозвать рапорт, что автоматически оставляет его на службе. По согласованию с руководством выполнение служебных обязанностей может быть прекращено раньше, чем через месяц со дня подачи рапорта. Если полицейский увольняется раньше, чем , расходы на получение образования должны быть возмещены. Нельзя добровольно отказаться от работы в полиции, если в этот момент сотрудник проходит службу в особых условиях.
Предупреждение об увольнении делается за два месяца:
Предупреждение об увольнении необходимо сделать за две недели, если:
Предупреждение об увольнении должно быть озвучено не позднее полугода, если сотрудник уходит на пенсию, и не позднее недели, если заканчивается срок контракта.
При условии нахождения подчиненного в отпуске, на больничном или в командировке, в одностороннем порядке уволить его нельзя. В любом случае уведомление о прекращении выполнения должностных обязанностей составляется на двух документах (идентичных). Одна бумага передается подчиненному, другая вкладывается в его личное дело.
В последний день работы подчиненного под подпись ознакамливают с приказом, выдают трудовую книжку и производят все .
Если человек несогласен с решением руководства и считает, что его уволили незаконно, у него есть право обратиться с исковым заявлением в судебные органы в течение одного месяца. Трудовое законодательство дает возможность и досудебного урегулирования конфликта между работодателем и подчиненными. Для этого необходимо изложить свои требования на бумаге в двух вариантах и передать их руководству соблюдая правила документооборота организации. Один экземпляр с датой принятия и входящим номером останется у подчиненного.
Частой ошибкой руководителей при расторжении контракта по инициативе одной стороны (со стороны руководства) является нарушение сроков проведения служебного расследования. Еще одна проблема – невозможность вовремя определить, какой вид должен быть применен к провинившемуся сотруднику. Обязательно соблюдать следующие требования к служебной проверке:
Если сроки издания руководителем документации о дисциплинарном наказании в виде увольнения из органов нарушены, такое наказание в судебном порядке будет признано недействительным.
Стоит учитывать, что сроки привлечения к дисциплинарному наказанию в зависимости от совершенного проступка могут значительно отличаться. К примеру, если полицейский совершил деяние, опорочив свою честь и достоинство, но при этом в момент совершения правонарушения не находился при исполнении, то наказать его можно в течение года. Отсчет сроков начинается с того дня, когда руководство узнало о недостойном поведении своего подчиненного.
Кроме того, нельзя привлечь человека к ответственности за должностной проступок, если он находится в отпуске или .
Хотя сроки временной нетрудоспособности не включаются в период, отведенный на оформление документов по наложению дисциплинарного взыскания.
Обжаловать незаконное расторжение контракта полицейский может в течение месяца со дня получения приказа на руки. Писать исковое заявление необходимо с учетом подсудности и подведомственности судов. В данной ситуации обращаться нужно в суд в соответствии с территориальным расположением работодателя. Для правильного заполнения искового заявления лучше ознакомиться с образцом.
На основании судебного решения, вынесенного Советским районным судом в городе Улан-Удэ, можно сделать вывод, что если нарушений в ходе служебной проверки не выявлено и имеются доказательства, что проступок, порочащий честь и достоинство имел место, обращаться в судебные органы за восстановлением своих прав бесполезно. Суд может помочь только в случаях