Выселение. Приватизация. Перепланировка. Ипотека. ИСЖ

В уголовном праве используется такое понятие, как свидетельский иммунитет. Любой гражданин, привлекаемый к производству по уголовному делу, вправе не давать показания против себя, близких родственников и супруга/супруги. Соответствующее положение закрепляется в 51 статье Конституции РФ .

В этой же норме предусмотрено, что федеральным законом может устанавливаться и иные случаи освобождения субъекта от дачи показаний.

Международное право

Конституции РФ основывается на ст. 14 Международного пакта о политических и гражданских правах. В этой норме предусмотрен запрет на принуждение лица давать показания против себя при рассмотрении любых предъявляемых ему обвинений.

В Европейской конвенции, регламентирующей защиту свобод и прав человека, не содержит прямого указания на такую гарантию. Однако ЕСПЧ при анализе права на молчание исходит из того, что запрет на принуждение давать показания против себя либо родственников или признавать свою виновность являются общепризнанными нормами и лежат в основе принципа справедливости судебного разбирательства.

Значение права

Юридическая возможность, предусмотренная в 51 статье Конституции , обеспечивает защиту обвиняемого от злонамеренного принуждения со стороны властных структур. Применение нормы позволяет предотвратить и реализовать цели судопроизводства.

Реализация положений 51 статьи Конституции способствует, в частности, соблюдению порядка добывания доказательств. Норма исключает возможность получения сведений путем давления на гражданина. Право, гарантированное 51 статьей , имеет тесную связь с презумпцией невиновности.

Нюансы

Как указывает ЕСПЧ, возможность не давать показания против себя не может ограничиваться только лишь запретом на принуждение гражданина к признанию в посягательстве либо предоставлению сведений, обладающих прямо инкриминирующим характером.

Субъектный состав

Основного Закона считается бланкетной (отсылочной) нормой. В ней указывается, что перечень субъектов, против которых может не свидетельствовать гражданин, устанавливается федеральным законом.

В УПК, в частности, к таким лицам относят:

  • Супруга/супругу.
  • Сестер/братьев.
  • Детей/родителей.
  • Дедушек/бабушек/внуков.
  • Усыновителей/усыновленных.

Важный момент

УПК (хотя и для других целей) содержит указание на категорию лиц, состоящих в свойстве со свидетелем/потерпевшим, а также граждан, благополучие, здоровье, жизнь которых дороги субъекту, дающему показания, ввиду личных отношений, сложившихся между ними.

Указанные субъекты не обладают свидетельским иммунитетом по букве закона. Однако представляется, что перед ними, как и перед близкими родственниками, может встать проблема ложного выбора между моральными чувствами и лжесвидетельством. Кроме того, значение имеют и традиционные представления, осуждающие предательство и доносительство.

Основания свидетельского иммунитета

Положения 51 статьи Основного Закона базируются в первую очередь на моральных чувствах. Однако это далеко не единственное основание

Обращение с личностью как с объектом чьей-либо воли не допускается. Законодательство гарантирует неприкосновенности личности, защиту частной жизни, семейной/личной тайны, т. е. сведений, которые родственники доверяют друг другу конфиденциально.

Свидетельствование: отличительные черты

Понятие "свидетельствовать" подразумевает не только непосредственно дачу показаний в качестве свидетеля, подтверждение, удостоверение какого-либо события, очевидцем которого стал гражданин.

Этот термин означает и предоставление какой-либо информации, доказывающей факт/обстоятельство, указание ее источника. В этом случае свидетельство рассматривается как улика.

Как пояснил Конституционный суд, возможность не свидетельствовать против себя предполагает, что субъект вправе отказаться не только давать показания, но и передавать уполномоченным органам другие доказательства, подтверждающие его причастность к преступлению.

Такая ситуация, к примеру, имела место при совершении лицом ДТП. Гражданин должен был оставаться на месте происшествия до приезда сотрудников дорожной инспекции и сохранить обстановку, принудительно, таким образом, разоблачая себя. Такое предписание содержалось в утратившей силу ст. 265 УК РФ. 51 статье не должны противоречить специальные нормы права.

Между тем, УК предусматривает ряд обстоятельств, смягчающих ответственность. К примеру, согласно п. "и", 1 части 61 статьи Кодекса, лицо может добровольно признать вину или явиться с повинной. Ключевым условием зачета этого обстоятельства является добровольность совершаемых действий.

Перед или лицо, подозреваемое/обвиняемое в деянии, предупреждается о своем праве, закрепленном 51 статьей . Если уполномоченный служащий (следователь/дознаватель) не ознакомит гражданина с процессуальным порядком, доказательства, добытые в ходе допроса, могут быть расценены как недопустимые.

Выводы

Дача показаний является процессуальной обязанностью лиц, участвующих в деле. Однако закон не допускает привлечение к ответственности субъектов, отказавшихся свидетельствовать против себя, супруга, родственников.

Получение информации путем шантажа, угроз, иных противоправных действий квалифицируется как преступление против правосудия.

51 статья Градостроительного кодекса

Продолжая тему конституционных прав, коротко рассмотрим особенности реализации права на жилище.

Жилье, несомненно, должно быть у каждого. Приобрести его в собственность можно, купив объект или построив его. В первом случае все более-менее ясно: нужно найти продавца и иметь соответствующую сумму денег.

Что касается строительства собственного жилья, то этот процесс сопровождается рядом сложностей. В первую очередь лицо, желающее построить дом, должно получить на это разрешение. Именно о нем и говорится в ГрК, в 51 статье.

Градостроительный регламент , проект межевания/планировки, - ключевые нормативные акты в сфере строительства. Разрешение, выданное застройщику, подтверждает соответствие проектных документов положениям этих бумаг. Кроме того, оно удостоверяет допустимость размещения объекта на участке согласно его разрешенному использованию и ограничениям, предусмотренным земельным или другим законодательством.

Разрешение позволяет застройщику вести строительные работы, мероприятия по реконструкции или ремонту объекта капстроительства, кроме случаев, установленных в ГрК.

статья 51

Еще одно конституционное право гражданина - право на труд. Каждый человек может использовать свои знания и умения и получать от того доход. В законодательстве предусмотрено несколько форм реализации права на труд. К примеру, человек может устроиться на работу в качестве наемного сотрудника. Кроме того, гражданин вправе открыть свое дело.

Предпринимательством можно заниматься в статусе ИП или юрлица. Однако в любом случае субъект должен быть зарегистрирован в установленном порядке. О госрегистрации юрлиц говорится в 51 статье ГК РФ.

В п. 1 указанной нормы установлена обязательность постановки на учет в уполномоченном контрольном органе - ИФНС.

Сведения о госрегистрации, согласно 2 пункту статьи, вносятся в ЕГРЮЛ (единый госреестр юрлиц). Этот реестр является открытым для неграниченного круга лиц. Т. е. со сведениями может ознакомиться любое заинтересованное лицо.

Субъект, основывающий свои действия на информации, взятой из ЕГРП, может исходить из того, что она соответствует реальному положению дел. Акт госрегистрации подтверждает свидетельство, выдаваемое представителю организации. Как правило, его получает один из учредителей.

Вы думате, что вы русский? Родились в СССР и думаете, что вы русский, украинец, белорус? Нет. Это не так.

Вы на самом деле русский, украинец или белорус. Но думате вы, что вы еврей.

Дичь? Неправильное слово. Правильное слово “импринтинг”.

Новорожденный ассоциирует себя с теми чертами лица, которые наблюдает сразу после рождения. Этот природный механизм свойственен большинству живых существ, обладающих зрением.

Новорожденные в СССР несколько первых дней видели мать минимум времени кормления, а большую часть времени видели лица персонала роддома. По странному стечению обстоятельств они были (и остаются до сих пор) по большей части еврейскими. Прием дикий по своей сути и эффективности.

Все детство вы недоумевали, почему живете в окружении неродных людей. Редкие евреи на вашем пути могли делать с вами все что угодно, ведь вы к ним тянулись, а других отталкивали. Да и сейчас могут.

Исправить это вы не сможете – импринтинг одноразовый и на всю жизнь. Понять это сложно, инстинкт оформился, когда вам было еще очень далеко до способности формулировать. С того момента не сохранилось ни слов, ни подробностей. Остались только черты лиц в глубине памяти. Те черты, которые вы считаете своими родными.

3 комментария

Система и наблюдатель

Определим систему, как объект, существование которого не вызывает сомнений.

Наблюдатель системы - объект не являющийся частью наблюдаемой им системы, то есть определяющий свое существование в том числе и через независящие от системы факторы.

Наблюдатель с точки зрения системы является источником хаоса - как управляющих воздействий, так и последствий наблюдательных измерений, не имеющих причинно-следственной связи с системой.

Внутренний наблюдатель - потенциально достижимый для системы объект в отношении которого возможна инверсия каналов наблюдения и управляющего воздействия.

Внешний наблюдатель - даже потенциально недостижимый для системы объект, находящийся за горизонтом событий системы (пространственным и временным).

Гипотеза №1. Всевидящее око

Предположим, что наша вселенная является системой и у нее есть внешний наблюдатель. Тогда наблюдательные измерения могут происходить например с помощью «гравитационного излучения» пронизывающего вселенную со всех сторон извне. Сечение захвата «гравитационного излучения» пропорционально массе объекта, и проекция «тени» от этого захвата на другой объект воспринимается как сила притяжения. Она будет пропорциональна произведению масс объектов и обратно пропорциональна расстоянию между ними, определяющим плотность «тени».

Захват «гравитационного излучения» объектом увеличивает его хаотичность и воспринимается нами как течение времени. Объект непрозрачный для «гравитационного излучения», сечение захвата которого больше геометрического размера, внутри вселенной выглядит как черная дыра.

Гипотеза №2. Внутренний наблюдатель

Возможно, что наша вселенная наблюдает за собой сама. Например с помощью пар квантово запутанных частиц разнесенных в пространстве в качестве эталонов. Тогда пространство между ними насыщено вероятностью существования породившего эти частицы процесса, достигающей максимальной плотности на пересечении траекторий этих частиц. Существование этих частиц также означает отсутствие на траекториях объектов достаточно великого сечения захвата, способного поглотить эти частицы. Остальные предположения остаются такими же как и для первой гипотезы, кроме:

Течение времени

Стороннее наблюдение объекта, приближающегося к горизонту событий черной дыры, если определяющим фактором времени во вселенной является «внешний наблюдатель», будет замедляться ровно в два раза - тень от черной дыры перекроет ровно половину возможных траекторий «гравитационного излучения». Если же определяющим фактором является «внутренний наблюдатель», то тень перекроет всю траекторию взаимодействия и течение времени у падающего в черную дыру объекта полностью остановится для взгляда со стороны.

Также не исключена возможность комбинации этих гипотез в той или иной пропорции.

Весь сайт Законодательство Типовые бланки Судебная практика Разъяснения Фактура Архив

Постановление Тринадцатого арбитражного апелляционного суда от 09.10.2008 по делу n А26-3338/2008 В соответствии с пунктом 4 части 17 статьи 51 Градостроительного кодекса РФ выдача разрешения на строительство не требуется в случае изменения объектов капитального строительства или их частей, если такие изменения не затрагивают конструктивные и другие характеристики их надежности и безопасности, не превышающие предельные параметры разрешенного строительства, реконструкции, установленные градостроительным регламентом.Суд первой инстанции Арбитражный суд Республики Карелия

ТРИНАДЦАТЫЙ АРБИТРАЖНЫЙ АПЕЛЛЯЦИОННЫЙ СУД
ПОСТАНОВЛЕНИЕ
от 9 октября 2008 г. по делу N А26-3338/2008
Резолютивная часть постановления объявлена 02 октября 2008 года
Постановление изготовлено в полном объеме 09 октября 2008 года
Тринадцатый арбитражный апелляционный суд
в составе:
председательствующего А.Б.Семеновой
судей Л.В.Зотеевой, Т.И.Петренко
при ведении протокола судебного заседания: Т.Н.Светловой
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу (регистрационный номер 13АП-8063/2008) ООО "ТД "Универсам Ритм" на решение Арбитражного суда Республики Карелия от 11.07.2008 по делу N А26-3338/2008 (судья Р.Б.Таратунин), принятое
по иску (заявлению) Инспекции государственного строительного надзора, включая инспекции городов и районов Республики Карелия Министерства строительства Республики Карелия
к ООО "Торговый дом Универсам Ритм"
о привлечении к административной ответственности по части 1 статьи 9.5 КоАП РФ
при участии:
от истца (заявителя): представителя П.В.Банковского (доверенность от 22.08.07 б/н), А.С.Сомина (доверенность от 18.01.08 б/н)
от ответчика (должника): представителя О.В.Барановой (доверенность от 03.03.08 б/н)
установил:
Инспекция государственного строительного надзора, включая инспекции городов и районов Республики Карелия Министерства строительства Республики Карелия (далее - Инспекция, административный орган) обратилась в Арбитражный суд Республики Карелия с заявлением о привлечении к административной ответственности Общества с ограниченной ответственностью "Торговый дом "Универсам "Ритм" (далее - Общество) по части 1 статьи 9.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (КоАП РФ). Заявление мотивировано тем, что Обществом произведена реконструкция здания Универсама "Ритм" в отсутствие разрешения на реконструкцию, что является нарушением требования пункта 2 статьи 51 Градостроительного кодекса Российской Федерации (ГрК РФ).
Решением от 11 июля 2008 года суд удовлетворил заявленное Инспекцией требование, привлек Общество к административной ответственности по части 1 статьи 9.5 КоАП РФ в виде наложения административного штрафа в размере 500000 рублей.
Не согласившись с решением суда первой инстанции, Общество обжаловало его в апелляционном порядке. По мнению подателя жалобы, суд пришел к ошибочному выводу о том, что любая реконструкция здания требует получения разрешения на строительство, независимо от того, затрагивает ли она конструктивные и другие характеристики надежности и безопасности здания. Суд неправомерно не применил положение пункта 4 части 17 статьи 51 ГрК РФ, предусматривающее исключения, не требующие получения разрешения на строительство. Также податель жалобы указывает на то обстоятельство, что административным органом было допущено нарушение процедуры привлечения Общества к административной ответственности, выразившееся в рассмотрении административного дела 09.06.2008 в отсутствие представителя Общества при наличии ходатайства об отложении рассмотрения дела до 10.06.2008, что является нарушением положения пункта 4 статьи 25.4 и статьи 28.2 КоАП РФ.
В судебном заседании представитель Общества доводы апелляционной жалобы поддержал.
Представители Инспекции возражали против удовлетворения апелляционной жалобы по основаниям, изложенным в отзыве на нее.
Законность принятого по делу судебного акта проверена в апелляционном порядке.
Из материалов дела следует, что на основании договора от 11.02.2002 N 40, заключенного с Администрацией г. Петрозаводска на срок до 31.12.2016, Общество арендует нежилое здание общей площадью 5321,80 кв. м, расположенное по адресу: г. Петрозаводск, ул. Ровио, дом 15, для размещения торгового центра (т. 1 л.д. 54 -57). Дополнительным соглашением к данному договору от 28.11.2007 N 693 предмет договора определен, как нежилое здание общей площадью 5104,30 кв. м (т. 1 л.д. 58).
Согласно техническому паспорту общая площадь здания торгового центра составляет 5369,2 кв. м (т. 1 л.д. 138 - 148).
Во исполнение требования прокуратуры города Петрозаводска от 16.05.2008 N 540*-08 должностными лицами Инспекции проведена проверка соблюдения требований градостроительного законодательства в отношении указанного объекта.
По результатам проверки составлен акт N 39/08 от 23.05.2008, в котором отражено, что в результате проверки установлено выполнение следующих работ: демонтированы перегородки подсобного помещения 6 в зале 45 (по экспликации); заложен проем в несущей стене между помещениями 45 и 44 (по экспликации); со стороны главного входа выполнена наружная стена из металлического каркаса, на фундаменте, с заполнением светопрозрачными конструкциями (т. 1 л.д. 15). По мнению инспекции, выполнение перечисленных работ повлекло изменение параметров объекта капитального строительства (площади), что является реконструкцией, реконструкция объекта осуществляется на основании разрешения на строительство.
09.06.2008 административным органом в отношении Общества составлен протокол N 8/08 об административном правонарушении в области строительства, ответственность за которое предусмотрена частью 1 статьи 9.5 КоАП РФ (т. 1 л.д. 21 - 24).
Протокол совместно с другими материалами дела в порядке части 2 статьи 23.1 КоАП РФ направлен административным органом в суд с заявлением о привлечении Общества к административной ответственности по части 1 статьи 9.5 КоАП РФ.
Выслушав представителей сторон, изучив материалы дела и обсудив доводы апелляционной жалобы, апелляционный суд приходит к выводу о том, что суд первой инстанции необоснованно привлек Общество к административной ответственности, в связи с чем принятый по делу судебный акт подлежит отмене, как принятый с неправильным применением норм материального права.
Частью 1 статьи 9.5 КоАП РФ предусмотрена административная ответственность за строительство, реконструкцию, капитальный ремонт объектов капитального строительства без разрешения на строительство в случае, если для осуществления строительства, реконструкции, капитального ремонта объектов капитального строительства предусмотрено получение разрешений на строительство.
В соответствии с пунктом 14 статьи 1 ГрК РФ реконструкция - изменение параметров объектов капитального строительства, их частей (высоты, количества этажей (далее - этажность), площади, показателей производственной мощности, объема) и качества инженерно-технического обеспечения.
Частью 2 статьи 51 ГрК РФ предусмотрено, что строительство, реконструкция объектов капитального строительства, а также их капитальный ремонт, если при его проведении затрагиваются конструктивные и другие характеристики надежности и безопасности таких объектов, осуществляется на основании разрешения на строительство, за исключением случаев, предусмотренных настоящей статьей.
Пунктом 4 части 17 статьи 51 ГрК РФ предусмотрено, что выдача разрешения на строительство не требуется в случае изменения объектов капитального строительства и (или) их частей, если такие изменения не затрагивают конструктивные и другие характеристики их надежности и безопасности и не превышают предельные параметры разрешенного строительства, реконструкции, установленные градостроительным регламентом.
Проанализировав данные нормы градостроительного законодательства, апелляционная коллегия приходит к выводу о том, что вывод суда первой инстанции о том, что любая реконструкция здания требует получения разрешения на строительство, независимо то того, затрагивает ли она конструктивные или иные характеристики надежности и безопасности здания, является ошибочным, поскольку статьей 51 ГрК РФ прямо предусмотрены исключения, когда в случае реконструкции получение разрешения не требуется.
Существенным для всестороннего и правильного рассмотрения дела является установление того факта, что произведенная Обществом реконструкция затрагивает конструктивные и другие характеристики надежности и безопасности здания, превышает предельные параметры разрешенного строительства.
Доказательства данного факта административным органом суду представлены не были. Между тем пунктом 5 статьи 200 АПК РФ обязанность доказывания соответствия оспариваемого ненормативного правового акта закону или иному нормативному правовому акту, законности принятия оспариваемого решения, совершения оспариваемых действий (бездействия), наличия у органа или лица надлежащих полномочий на принятие оспариваемого акта, решения, совершение оспариваемых действий (бездействия), а также обстоятельств, послуживших основанием для принятия оспариваемого акта, решения, совершения оспариваемых действий (бездействия), возложена на органы, которые приняли акт, решение или совершили действия (бездействие).
Административный орган не представил суду согласованный проект спорного объекта, на основании которого осуществлялось первоначальное строительство здания универсама "Ритм". Анализ данной документации мог бы послужить основанием для установления изменения конструктивных и других характеристик надежности и безопасности здания в результате проведенных Обществом работ.
В судебном заседании суда апелляционной инстанции представители административного органа пояснили, что документация, на основании которой производилось первоначальное строительство здания, в настоящий момент утрачена.
При таких обстоятельствах административный орган был лишен возможности установить факт изменения конструктивных и других характеристик надежности и безопасности здания, поскольку отсутствуют документы, позволяющие установить изначальные конструктивные и иные характеристики надежности и безопасности здания.
Также суд апелляционной инстанции учитывает тот факт, что в протоколе от 09.06.2008 N 8/08 указано, что произведенные Обществом работы повлекли изменение параметров объекта капитального строительства, а именно, его площади. При этом в протоколе отсутствуют какие-либо данные о том, какой площадь были изначально (в материалах дела имеются данные о различной площади объекта), насколько она была увеличена.
При таких обстоятельствах, апелляционная коллегия приходит к выводу о том, что административным органом не доказано наличие в действиях Общества события вменяемого административного правонарушения, поскольку не доказана необходимость получения разрешения на строительство на проведенные Обществом работы.
Дополнительно представленные Инспекцией суду апелляционной инстанции документы: ответ ГУ РК "Карелгосэкспертиза" от 11.09.2008 N 02-02/188 на запрос Инспекции, акт проверки соблюдения Обществом требований пожарной безопасности от 11.06.2008 N 81/3, составленный ОГПН г. Петрозаводска УГПН ГУ МЧС России по Республике Карелия, предписание от 11.06.2008 N 81/3 по устранению нарушений требований пожарной безопасности не свидетельствуют о совершении Обществом административного правонарушения, предусмотренного частью 1 статьи 9.5 КоАП РФ.
Ответ ГУ РК "Карелгосэкспертиза" содержит неопределенный ответ о том, что произведенные Обществом изменения "возможно затрагивают конструктивные характеристики надежности объекта". Акт и предписание ОГПН г. Петрозаводска касаются соблюдения требований пожарной безопасности, не могут являться доказательством совершения Обществом правонарушения в сфере установленного порядка реконструкции объекта капитального строительства. Из акта N 81/3 следует, что на его основании составлен административный материал N 118/3 от 11.06.2008 по статье 19.5.1 КоАП РФ в отношении должностного лица - технического директора Общества Гущина И.И. Таким образом, акт и предписание ОГПН г. Петрозаводска являются доказательствами по иному административному делу.
Апелляционная коллегия считает обоснованным вывод суда первой инстанции об отсутствии процессуальных нарушений при производстве по делу об административном правонарушении, которые носят существенный характер и самостоятельно влекут отказ в удовлетворении заявленного административным органом требования. Однако, данный правомерный вывод суда первой инстанции не повлек вынесение законного судебного акта.
Обжалуемое решение суда первой инстанции подлежит отмене. В удовлетворении заявления административному органу о привлечении Общества к административной ответственности по части 1 статьи 9.5 КоАП РФ апелляционный суд считает необходимым отказать в связи с отсутствием доказательств совершения Обществом данного правонарушения.
На основании изложенного и руководствуясь пунктом 2 статьи 269, пунктами 1, 4 части 1 статьи 270, статьей 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Тринадцатый арбитражный апелляционный суд
постановил:
решение Арбитражного суда Республики Карелия от 11 июля 2008 года по делу N А26-3338/2008 отменить.
В удовлетворении заявления Инспекции государственного строительного надзора, включая инспекции городов и районов Республики Карелия Министерства строительства Республики Карелия, о привлечении к административной ответственности ООО "Торговый дом "Универсам Ритм" (место нахождения: г. Петрозаводск, ул. Ровио, д. 15, основной государственный регистрационный номер 1021000515140) по части 1 статьи 9.5 КоАП РФ отказать.
Постановление может быть обжаловано в Федеральный арбитражный суд Северо-Западного округа в течение двух месяцев со дня изготовления постановления в полном объеме.
Председательствующий
СЕМЕНОВА А.Б.
Судьи
ЗОТЕЕВА Л.В.
ПЕТРЕНКО Т.И.

1. Разрешение на строительство представляет собой документ, подтверждающий соответствие проектной документации требованиям градостроительного плана земельного участка и дающий застройщику право осуществлять строительство, реконструкцию объектов капитального строительства, а также их капитальный ремонт, за исключением случаев, предусмотренных настоящим Кодексом.

2. Строительство, реконструкция объектов капитального строительства, а также их капитальный ремонт, если при его проведении затрагиваются конструктивные и другие характеристики надежности и безопасности таких объектов, осуществляется на основании разрешения на строительство, за исключением случаев, предусмотренных настоящей статьей.

Часть 3 статьи 51 вводится в действие с 31 декабря 2012 года (статья 3 Федерального закона от 29.12.2004 N 191-ФЗ (ред. от 20.03.2011)).

3. Не допускается выдача разрешений на строительство при отсутствии правил землепользования и застройки, за исключением строительства, реконструкции, капитального ремонта объектов капитального строительства на земельных участках, на которые не распространяется действие градостроительных регламентов или для которых не устанавливаются градостроительные регламенты, и в иных предусмотренных федеральными законами случаях.
4. Разрешение на строительство на земельном участке, не указанном в части 5 настоящей статьи, выдается органом местного самоуправления по месту нахождения такого земельного участка.
5. Разрешение на строительство на земельном участке, на который не распространяется действие градостроительного регламента или для которого не устанавливается градостроительный регламент, выдается федеральным органом исполнительной власти, органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации или органом местного самоуправления в соответствии с их компетенцией.
6. Разрешение на строительство выдается уполномоченными федеральным органом исполнительной власти, органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации или органом местного самоуправления для строительства, реконструкции, капитального ремонта объектов капитального строительства федерального, регионального или местного значения, при размещении которых допускается изъятие, в том числе путем выкупа, земельных участков.
7. В целях строительства, реконструкции, капитального ремонта объекта капитального строительства застройщик направляет в уполномоченные на выдачу разрешений на строительство в соответствии с частями 4 - 6 настоящей статьи федеральный орган исполнительной власти, орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации или орган местного самоуправления заявление о выдаче разрешения на строительство. К указанному заявлению прилагаются следующие документы:


3) материалы, содержащиеся в проектной документации:
а) пояснительная записка;
б) схема планировочной организации земельного участка, выполненная в соответствии с градостроительным планом земельного участка, с обозначением места размещения объекта капитального строительства, подъездов и проходов к нему, границ зон действия публичных сервитутов, объектов археологического наследия;
в) схема планировочной организации земельного участка, подтверждающая расположение линейного объекта в пределах красных линий, утвержденных в составе документации по планировке территории применительно к линейным объектам;
г) схемы, отображающие архитектурные решения;
д) сведения об инженерном оборудовании, сводный план сетей инженерно-технического обеспечения с обозначением мест подключения проектируемого объекта капитального строительства к сетям инженерно-технического обеспечения;
е) проект организации строительства объекта капитального строительства;
ж) проект организации работ по сносу или демонтажу объектов капитального строительства, их частей;
4) положительное заключение государственной экспертизы проектной документации (применительно к проектной документации объектов, предусмотренных статьей 49 настоящего Кодекса), положительное заключение государственной экологической экспертизы проектной документации в случаях, предусмотренных частью 6 статьи 49 настоящего Кодекса;
(в ред. Федерального закона от 18.12.2006 N 232-ФЗ)
5) разрешение на отклонение от предельных параметров разрешенного строительства, реконструкции (в случае, если застройщику было предоставлено такое разрешение в соответствии со статьей 40 настоящего Кодекса);
6) согласие всех правообладателей объекта капитального строительства в случае реконструкции такого объекта.
8. К заявлению, указанному в части 7 настоящей статьи, может прилагаться положительное заключение негосударственной экспертизы проектной документации.
9. В целях строительства, реконструкции, капитального ремонта объекта индивидуального жилищного строительства застройщик направляет в уполномоченные на выдачу разрешений на строительство в соответствии с частями 4 - 6 настоящей статьи федеральный орган исполнительной власти, орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации или орган местного самоуправления заявление о выдаче разрешения на строительство. К указанному заявлению прилагаются следующие документы:
1) правоустанавливающие документы на земельный участок;
2) градостроительный план земельного участка;
3) схема планировочной организации земельного участка с обозначением места размещения объекта индивидуального жилищного строительства.
10. Не допускается требовать иные документы для получения разрешения на строительство, за исключением указанных в частях 7 и 9 настоящей статьи документов.
11. Уполномоченные на выдачу разрешений на строительство федеральный орган исполнительной власти, орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации или орган местного самоуправления в течение десяти дней со дня получения заявления о выдаче разрешения на строительство:
1) проводят проверку наличия документов, прилагаемых к заявлению;
2) проводят проверку соответствия проектной документации или схемы планировочной организации земельного участка с обозначением места размещения объекта индивидуального жилищного строительства требованиям градостроительного плана земельного участка, красным линиям. В случае выдачи лицу разрешения на отклонение от предельных параметров разрешенного строительства, реконструкции проводится проверка проектной документации или указанной схемы планировочной организации земельного участка на соответствие требованиям, установленным в разрешении на отклонение от предельных параметров разрешенного строительства, реконструкции;

3) выдают разрешение на строительство или отказывают в выдаче такого разрешения с указанием причин отказа.
12. Уполномоченные на выдачу разрешений на строительство федеральный орган исполнительной власти, орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации или орган местного самоуправления по заявлению застройщика могут выдать разрешение на отдельные этапы строительства, реконструкции.
13. Уполномоченные на выдачу разрешений на строительство федеральный орган исполнительной власти, орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации или орган местного самоуправления отказывают в выдаче разрешения на строительство при отсутствии документов, предусмотренных частями 7 и 9 настоящей статьи, или несоответствии представленных документов требованиям градостроительного плана земельного участка, а также требованиям, установленным в разрешении на отклонение от предельных параметров разрешенного строительства, реконструкции.
(в ред. Федерального закона от 31.12.2005 N 210-ФЗ)
14. Отказ в выдаче разрешения на строительство может быть оспорен застройщиком в судебном порядке.
15. Выдача разрешения на строительство осуществляется уполномоченными на выдачу разрешения на строительство федеральным органом исполнительной власти, органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации или органом местного самоуправления без взимания платы. В течение трех дней со дня выдачи разрешения на строительство указанные органы направляют копию такого разрешения в федеральный орган исполнительной власти, уполномоченный на осуществление государственного строительного надзора, в случае, если выдано разрешение на строительство объектов капитального строительства, указанных в части 3 статьи 54 настоящего Кодекса, или в орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации, уполномоченный на осуществление государственного строительного надзора, в случае, если выдано разрешение на строительство иных объектов капитального строительства.
(часть пятнадцатая в ред. Федерального закона от 31.12.2005 N 210-ФЗ)

Приказом Минрегиона РФ от 19.10.2006 N 120 утверждена Инструкция о порядке заполнения формы разрешения на строительство.

В соответствии с Постановлением Правительства РФ от 26.01.2005 N 40 (ред. от 29.12.2008) форму разрешения на строительство устанавливает Министерство регионального развития Российской Федерации.

О форме разрешения на строительство см. Постановление Правительства РФ от 24.11.2005 N 698.

16. Форма разрешения на строительство устанавливается уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти.
(в ред. Федерального закона от 23.07.2008 N 160-ФЗ)

Положения части 17 статьи 51 применяются также в отношении указанных в ней объектов, которые были построены, реконструированы или изменены до введения в действие Градостроительного кодекса РФ (Федеральный закон от 29.12.2004 N 191-ФЗ).

17. Выдача разрешения на строительство не требуется в случае:
1) строительства гаража на земельном участке, предоставленном физическому лицу для целей, не связанных с осуществлением предпринимательской деятельности, или строительства на земельном участке, предоставленном для ведения садоводства, дачного хозяйства;
(в ред. Федерального закона от 31.12.2005 N 210-ФЗ)
2) строительства, реконструкции объектов, не являющихся объектами капитального строительства (киосков, навесов и других);
3) строительства на земельном участке строений и сооружений вспомогательного использования;
4) изменения объектов капитального строительства и (или) их частей, если такие изменения не затрагивают конструктивные и другие характеристики их надежности и безопасности и не превышают предельные параметры разрешенного строительства, реконструкции, установленные градостроительным регламентом;
(в ред. Федерального закона от 31.12.2005 N 210-ФЗ)
5) иных случаях, если в соответствии с настоящим Кодексом, законодательством субъектов Российской Федерации о градостроительной деятельности получение разрешения на строительство не требуется.
18. Застройщик в течение десяти дней со дня получения разрешения на строительство обязан безвозмездно передать в федеральный орган исполнительной власти, орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации или орган местного самоуправления, выдавшие разрешение на строительство, сведения о площади, о высоте и об этажности планируемого объекта капитального строительства, о сетях инженерно-технического обеспечения, один экземпляр копии результатов инженерных изысканий и по одному экземпляру копий разделов проектной документации, предусмотренных пунктами 2, 8 - 10 и 11.1 части 12 статьи 48 настоящего Кодекса, или один экземпляр копии схемы планировочной организации земельного участка с обозначением места размещения объекта индивидуального жилищного строительства для размещения в информационной системе обеспечения градостроительной деятельности.
(в ред. Федеральных законов от 31.12.2005 N 210-ФЗ, от 23.11.2009 N 261-ФЗ)
19. Разрешение на строительство выдается на срок, предусмотренный проектом организации строительства объекта капитального строительства. Разрешение на индивидуальное жилищное строительство выдается на десять лет.
20. Срок действия разрешения на строительство может быть продлен федеральным органом исполнительной власти, органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации или органом местного самоуправления, выдавшими разрешение на строительство, по заявлению застройщика, поданному не менее чем за шестьдесят дней до истечения срока действия такого разрешения. В продлении срока действия разрешения на строительство должно быть отказано в случае, если строительство, реконструкция, капитальный ремонт объекта капитального строительства не начаты до истечения срока подачи такого заявления.
21. Срок действия разрешения на строительство при переходе права на земельный участок и объекты капитального строительства сохраняется.
22. Порядок выдачи разрешений на строительство на земельных участках, на которые не распространяется действие градостроительных регламентов или для которых не устанавливаются градостроительные регламенты, может определяться Правительством Российской Федерации и органами государственной власти субъектов Российской Федерации.
23. Выдача разрешений на строительство объектов капитального строительства, сведения о которых составляют государственную тайну, осуществляется в соответствии с требованиями законодательства Российской Федерации о государственной тайне.


оглавление | вперед >>

Статья 51. Выдача разрешений на строительство

1. Разрешение на строительство представляет собой документ, подтверждающий соответствие проектной документации требованиям градостроительного плана земельного участка и дающий застройщику право осуществлять строительство, реконструкцию объектов капитального строительства, а также их капитальный ремонт, за исключением случаев, предусмотренных настоящим Кодексом.

2. Строительство, реконструкция объектов капитального строительства, а также их капитальный ремонт, если при его проведении затрагиваются конструктивные и другие характеристики надежности и безопасности таких объектов, осуществляется на основании разрешения на строительство, за исключением случаев, предусмотренных настоящей статьей.

Часть 3 статьи 51 вводится в действие с 1 января 2010 года (статья 3 Федерального закона от 29.12.2004 N 191-ФЗ).

3. Не допускается выдача разрешений на строительство при отсутствии правил землепользования и застройки, за исключением строительства, реконструкции, капитального ремонта объектов капитального строительства на земельных участках, на которые не распространяется действие градостроительных регламентов или для которых не устанавливаются градостроительные регламенты, и в иных предусмотренных федеральными законами случаях.

4. Разрешение на строительство на земельном участке, не указанном в части 5 настоящей статьи, выдается органом местного самоуправления по месту нахождения такого земельного участка.

5. Разрешение на строительство на земельном участке, на который не распространяется действие градостроительного регламента или для которого не устанавливается градостроительный регламент, выдается федеральным органом исполнительной власти, органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации или органом местного самоуправления в соответствии с их компетенцией.

6. Разрешение на строительство выдается уполномоченными федеральным органом исполнительной власти, органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации или органом местного самоуправления для строительства, реконструкции, капитального ремонта объектов капитального строительства федерального, регионального или местного значения, при размещении которых допускается изъятие, в том числе путем выкупа, земельных участков.

7. В целях строительства, реконструкции, капитального ремонта объекта капитального строительства застройщик направляет в уполномоченные на выдачу разрешений на строительство в соответствии с частями 4 - 6 настоящей статьи федеральный орган исполнительной власти, орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации или орган местного самоуправления заявление о выдаче разрешения на строительство. К указанному заявлению прилагаются следующие документы:

3) материалы, содержащиеся в проектной документации:

а) пояснительная записка;

б) схема планировочной организации земельного участка, выполненная в соответствии с градостроительным планом земельного участка, с обозначением места размещения объекта капитального строительства, подъездов и проходов к нему, границ зон действия публичных сервитутов, объектов археологического наследия;

в) схема планировочной организации земельного участка, подтверждающая расположение линейного объекта в пределах красных линий, утвержденных в составе документации по планировке территории применительно к линейным объектам;

г) схемы, отображающие архитектурные решения;

д) сведения об инженерном оборудовании, сводный план сетей инженерно-технического обеспечения с обозначением мест подключения проектируемого объекта капитального строительства к сетям инженерно-технического обеспечения;

е) проект организации строительства объекта капитального строительства;

ж) проект организации работ по сносу или демонтажу объектов капитального строительства, их частей;

4) положительное заключение государственной экспертизы проектной документации (применительно к проектной документации объектов, предусмотренных статьей 49 настоящего Кодекса);

5) разрешение на отклонение от предельных параметров разрешенного строительства, реконструкции (в случае, если застройщику было предоставлено такое разрешение в соответствии со статьей 40 настоящего Кодекса);

6) согласие всех правообладателей объекта капитального строительства в случае реконструкции такого объекта.

8. К заявлению, указанному в части 7 настоящей статьи, может прилагаться положительное заключение негосударственной экспертизы проектной документации.

9. В целях строительства, реконструкции, капитального ремонта объекта индивидуального жилищного строительства застройщик направляет в уполномоченные на выдачу разрешений на строительство в соответствии с частями 4 - 6 настоящей статьи федеральный орган исполнительной власти, орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации или орган местного самоуправления заявление о выдаче разрешения на строительство. К указанному заявлению прилагаются следующие документы:

1) правоустанавливающие документы на земельный участок;

2) градостроительный план земельного участка;

3) схема планировочной организации земельного участка с обозначением места размещения объекта индивидуального жилищного строительства.

10. Не допускается требовать иные документы для получения разрешения на строительство, за исключением указанных в частях 7 и 9 настоящей статьи документов.

11. Уполномоченные на выдачу разрешений на строительство федеральный орган исполнительной власти, орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации или орган местного самоуправления в течение десяти дней со дня получения заявления о выдаче разрешения на строительство:

1) проводят проверку наличия документов, прилагаемых к заявлению;

2) проводят проверку соответствия проектной документации требованиям градостроительного плана земельного участка, красным линиям. В случае выдачи лицу разрешения на отклонение от предельных параметров разрешенного строительства, реконструкции проводится проверка проектной документации на соответствие требованиям, установленным в разрешении на отклонение от предельных параметров разрешенного строительства, реконструкции;

3) выдают разрешение на строительство или отказывают в выдаче такого разрешения с указанием причин отказа.

12. Уполномоченные на выдачу разрешений на строительство федеральный орган исполнительной власти, орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации или орган местного самоуправления по заявлению застройщика могут выдать разрешение на отдельные этапы строительства, реконструкции.

13. Уполномоченные на выдачу разрешений на строительство федеральный орган исполнительной власти, орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации или орган местного самоуправления могут отказать в выдаче разрешения на строительство при отсутствии документов, предусмотренных частями 7 и 9 настоящей статьи, или несоответствии представленных документов требованиям градостроительного плана земельного участка, а также требованиям, установленным в разрешении на отклонение от предельных параметров разрешенного строительства, реконструкции.

14. Отказ в выдаче разрешения на строительство может быть оспорен застройщиком в судебном порядке.

15. Выдача разрешения на строительство осуществляется без взимания платы.

16. Форма разрешения на строительство устанавливается Правительством Российской Федерации.

17. Выдача разрешения на строительство не требуется в случае:

1) строительства гаража на земельном участке, предоставленном физическому лицу, или строительства на земельном участке, предоставленном для ведения садоводства, дачного хозяйства;

2) строительства, реконструкции объектов, не являющихся объектами капитального строительства (киосков, навесов и других);

3) строительства на земельном участке строений и сооружений вспомогательного использования;

4) изменения объектов капитального строительства и (или) их частей, если такие изменения не затрагивают конструктивные и другие характеристики их надежности и безопасности, не нарушают права третьих лиц и не превышают предельные параметры разрешенного строительства, реконструкции, установленные градостроительным регламентом;

5) иных случаях, если в соответствии с настоящим Кодексом, законодательством субъектов Российской Федерации о градостроительной деятельности получение разрешения на строительство не требуется.

18. Застройщик в течение десяти дней со дня получения разрешения на строительство обязан безвозмездно передать в федеральный орган исполнительной власти, орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации или орган местного самоуправления, выдавшие разрешение на строительство, один экземпляр копий материалов инженерных изысканий, проектной документации для размещения в информационной системе обеспечения градостроительной деятельности.

19. Разрешение на строительство выдается на срок, предусмотренный проектом организации строительства объекта капитального строительства. Разрешение на индивидуальное жилищное строительство выдается на десять лет.

20. Срок действия разрешения на строительство может быть продлен федеральным органом исполнительной власти, органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации или органом местного самоуправления, выдавшими разрешение на строительство, по заявлению застройщика, поданному не менее чем за шестьдесят дней до истечения срока действия такого разрешения. В продлении срока действия разрешения на строительство должно быть отказано в случае, если строительство, реконструкция, капитальный ремонт объекта капитального строительства не начаты до истечения срока подачи такого заявления.

21. Срок действия разрешения на строительство при переходе права на земельный участок и объекты капитального строительства сохраняется.

22. Порядок выдачи разрешений на строительство на земельных участках, на которые не распространяется действие градостроительных регламентов или для которых не устанавливаются градостроительные регламенты, может определяться Правительством Российской Федерации и органами государственной власти субъектов Российской Федерации.

23. Выдача разрешений на строительство объектов капитального строительства, сведения о которых составляют государственную тайну, осуществляется в соответствии с требованиями законодательства Российской Федерации о государственной тайне.



Если заметили ошибку, выделите фрагмент текста и нажмите Ctrl+Enter
ПОДЕЛИТЬСЯ:
Выселение. Приватизация. Перепланировка. Ипотека. ИСЖ