Выселение. Приватизация. Перепланировка. Ипотека. ИСЖ

Оформление допуска к государственной тайне - ответственная процедура. Узнайте, как правильно провести проверку в отношении работника, и в каких случаях стоит отозвать выданный допуск.

Из статьи вы узнаете:

Государственная тайна

Понятие государственной тайны в нашей стране установлено Законом Российской Федерации «О государственной тайне » от 21 июля 1993 г. № 5485-1.

Согласно этому документу, основной характеристикой информации, составляющей государственную тайну , является тот факт, что ее разглашение и распространение может нанести серьезный ущерб тем или иным интересам государства. В свою очередь, сведения, составляющие такую тайну, могут относиться к различным профессиональным областям, включая:

военную деятельность;

экономические операции;

разведывательную и контрразведывательную работу;

оперативно-розыскную деятельность.

При этом, однако, произвольная трактовка содержания указанных сведений не допускается: исчерпывающий перечень конкретных типов данных, которые составляют понятие гостайны, приведен в ст. 5 Закона № 5485-1.

Обратите внимание! В ст.7 Закона № 5485-1 приводится список сведений, которые не подлежат засекречиванию ни при каких условиях и, соответственно, не могут рассматриваться в качестве данных, составляющих государственную тайну.

В свою очередь, в случае, если та или иная должностная позиция предполагает, что процесс выполнения трудовых обязанностей в ее рамках требует ознакомления с данными, составляющими гостайну, к работнику, претендующему на то, чтобы занять эту должность, применяется специальный порядок осуществления допуска.

Скачайте документы по теме:

Уровни секретности

При работе с гостайной необходимо принимать во внимание положения ст. 8 Закона № 5485-1, которая устанавливает, что различные типы сведений, относящихся к государственной тайне, дифференцируются в зависимости от уровня их секретности. В зависимости от характера такой информации и потенциального ущерба, который может быть причинен государственным интересам вследствие ее распространения, устанавливаются три таких уровня - «особой важности», «совершенно секретно» и «секретно». Порядок определения принадлежности конкретных сведений к соответствующему уровню установлен Постановлением Правительства РФ от 04.09.1995 N 870.

Обратите внимание! Применение таких обозначений для данных, не относящихся к государственной тайне, запрещено.

Допуск к государственной тайне

Общие правила допуска сотрудников к работе с секретными сведениями зафиксирован в статьях 21-26 Закона № 5485-1. Однако указанный вопрос является слишком важным, чтобы при его урегулировании было достаточно обобщенных правил, допускающих различные трактовки. Именно поэтому в целях уточнения процедуры допуска к работе на должностях, предусматривающих ознакомление со сведениями, относящимися к гостайне, было принято специальное Постановление Правительства РФ от 6 февраля 2010 г. N 63, которое в том числе утвердило четкую инструкцию по осуществлению допуска к таким видам работ.

Указанная инструкция представляет собой весьма объемный документ, в котором описывается не только сама процедура получения и оформления соответствующего допуска, но и приводится обширный список специальных форм, используемых для подготовки необходимых документов. Поэтому для того, чтобы получить представление об основных положениях этой инструкции, советуем вам прочитать нашу , в которой эксперт кратко подытоживает ключевые моменты этого документа.

Формы допуска

Согласно постановлению № 63 о допуске к государственной тайне, выбор требуемой формы допуска работника к секретным сведениям, зависит от уровня секретности данных, с которыми ему придется работать. Соответственно, для этих целей выделяются три типа форм:

  • допуск по первой форме оформляется для сотрудников, которым предоставляется доступ к данным, отнесенным к категории сведений особой важности;
  • допуск по второй форме предоставляется сотрудникам, которые получают доступ к информации, отнесенной к категории совершенно секретных сведений;
  • допуск по третьей форме оформляется для работников, которым предоставляется доступ к сведениям, отнесенным к категории секретных.

Обратите внимание! В случае, если сотрудник имеет доступ к данным с более высоким уровнем секретности, допуск к менее секретным сведениям ему предоставляется автоматически.

Обратите внимание! В большинстве случаев проверка для допуска к гостайне проводится органами безопасности в соответствии с территориальным расположением организации.

По итогам проведенной проверки решение о том, стоит ли допускать данного сотрудника к работе со сведениями, составляющими государственную тайну, принимается лично руководителем организации, и оформляется в письменной форме в виде .

Ограничения в правах при получении допуска к гостайне

Ст. 24 Закона № 5485-1 требует, чтобы работник, претендующий на оформление ему допуска к сведениям, составляющим государственную тайну, выразил свое согласие на временное ограничение в правах. В частности, их перечень включает в себя:

  1. ограничение права выезда за пределы Российской Федерации на период, зафиксированный в трудовом договоре;
  2. ограничение права на распространение и использование секретных сведений, включая их применение в изобретениях и открытиях любого рода;
  3. ограничение права на неприкосновенность личной жизни в части необходимости проведения проверок в ходе оформления доступа к сведениям, составляющим государственную тайну.

Работник кадровой службы, оформляющий допуск к гостайне, должен ознакомить работника со всеми этими ограничениями. Узнайте, как правильно это сделать, из нашей статьи .

Документы для оформления допуска

Процедура оформления допуска к секретным сведения, регламентированная Постановлением Правительства РФ от 06.02.2010 № 63, предполагает, что сотрудник, которые претендует на получение такого доступа, должен предоставить ряд документов, подтверждающих его благонадежность. В их число входят:

анкета установленного образца, заполненная работником собственноручно;

документ, используемый для удостоверения личности претендента на допуск к государственной тайне;

полный перечень документов, требующихся для подтверждения сведений, приведенных в заполненной анкете, включая паспорт, свидетельство о рождении и заключении либо расторжении брака, военный билет, документ, подтверждающий факт получения соответствующего уровня образования и проч.;

справка требуемой формы, подтверждающая отсутствие противопоказаний медицинского характера для работы с секретными сведениями.

Обратите внимание! Бланк справки , необходимый для этих целей, утвержден приказом Минздравсоцразвития России от 26 августа 2011 г. № 989н.

После принятия руководителем решения о допуске работника к государственной тайне сотрудник кадровой службы должен оформить на него личную карточку по форме 1, утвержденной Постановлением Правительства № 63 от 06.02.2010. если сотрудник переходит на работу в другую организацию, заведенная карточка пересылается по новому месту его работы.

Переоформление допуска

По истечении определенного промежутка времени работникам, допущенным к государственной тайне, потребуется произвести переоформление ранее выданного допуска. При этом длительность такого временного промежутка будет зависеть от категории секретности сведений, к которым ему предоставлен доступ:

для работников, имеющих доступ к гостайне по первой форме, переоформление производится через 10 лет с момента первоначального предоставления доступа;

для сотрудников, имеющих доступ к государственной тайне по второй или третьей формам, переоформление допуска производится через 15 лет.

Обратите внимание! В случае, если с момента предоставления доступа к гостайне сотрудник не менял место работы, переоформлять допуск не требуется.

Кроме того, в некоторых случаях необходимость переоформить допуск может возникнуть и до истечения установленного Постановлением Правительства № 63 промежутка времени. Ознакомьтесь с нашим материалом , чтобы получить информацию о том, в каких ситуациях это понадобится.

Отказ в предоставлении допуска к государственной тайне

Окончательное решение о том, будет ли конкретный сотрудник допущен к работе с информацией, относящейся к категории государственной тайны, принимает непосредственно руководитель организации, в которой работает или принимается на работу этот сотрудник. Таким образом, на него возлагается полная ответственность за последствия такого решения, включая ситуации нарушения работником принятых на себя обязательств.

Иногда может возникнуть ситуация, когда конкретный претендент кажется руководителю неблагонадежным или он по тем или иным причинам сомневается в его готовности к такой работе. В этом случае ему следует проконсультироваться с перечнем причин, по которым он может отказать такому работнику в оформлении допуска.

Он включает в себя:

  1. предоставление претендентом недостоверных сведений в заполненной анкете;
  2. уклонение претендента от участия в установленных законом проверочных мероприятиях;
  3. наличие близких родственников, постоянно проживающих за границей или намеревающихся переехать туда на постоянное место жительства. Такое намерение может стать причиной отказа в оформлении документов только в том случае, если оно уже находится на стадии оформления необходимых документов. Аналогичным образом интерпретируются подобные обстоятельства, имеющие место в отношении самого претендента на получение допуска к гостайне;
  4. ограничение дееспособности претендента или признание его недееспособным, а также наличие у него противопоказаний медицинского характера к работе со сведениями, составляющими гостайну;
  5. признание гражданина рецидивистом, а также осуществление в отношении него судебных или следственных мероприятий за тяжкие преступления или преступления против государства. Аналогичным образом трактуются такие обстоятельства в случае наличия у претендента непогашенной судимости за преступления такого рода;
  6. выявление участия претендента в действиях, угрожающих безопасности государства, например, террористических актах.

Отзыв допуска к государственной тайне

Однажды выданное разрешение на получение доступа к информации, составляющей государственную тайну, не означает, что такое разрешение будет иметь бессрочный характер. В случае наступления определенных обстоятельств ранее выданный допуск может быть отозван. В частности, прекращение доступа разрешается в следующих ситуациях:

прекращение трудовых отношений с работником, в том числе по причинам организационного характера;

допущение им однократного нарушения принятых на себя обязательств по неразглашению секретных сведений;

возникновение причин, по которым гражданам может быть отказано в предоставлении допуска к государственной тайне.

В случае, если работник не согласен с принятым в отношении него решением о прекращении доступа к секретным сведениям, он может обжаловать его в установленном законом порядке. При этом инициирование им соответствующей процедуры не освобождает его от принятых обязательств по неразглашению доверенных ему сведений государственной важности. Прочитайте , чтобы узнать, кто будет принимать итоговое решение о возможности или невозможности восстановления допуска к гостайне для такого работника.

Обратите внимание! В случае, если условие о наличии допуска к гостайне является одним из пунктов трудового договора, последний может быть расторгнут при прекращении такого доступа.

Таким образом, по понятным причинам допуск к государственной тайне строго регламентирован Постановлением Правительства РФ от 06.02.2010 № 63 и другими нормативными документами. Поэтому оформляя такой допуск, организации необходимо строго следить за выполнением всех действующих требований с тем, чтобы ни работник, ни сама компания не нарушили ни одного из них и не были привлечены к установленной законом ответственности.

Приказ о прекращении трудового договора (увольнении) в связи с прекращением доступа к государственной тайне


Скачать в.doc


Скачать в.doc

ПРАВИТЕЛЬСТВО РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

ОБ УТВЕРЖДЕНИИ ИНСТРУКЦИИ

В соответствии с Законом Российской Федерации "О государственной тайне" Правительство Российской Федерации постановляет:
1. Утвердить прилагаемую Инструкцию о порядке допуска должностных лиц и граждан Российской Федерации к государственной тайне.
2. Установить, что допуск к государственной тайне, оформленный до вступления в силу настоящего Постановления, действителен до окончания срока действия допуска.
3. Предоставить Федеральной службе безопасности Российской Федерации право давать государственным органам, органам местного самоуправления и организациям разъяснения по вопросам применения Инструкции, утвержденной настоящим Постановлением.
4. Органам государственной власти Российской Федерации, органам государственной власти субъектов Российской Федерации, органам местного самоуправления и организациям привести свои акты в соответствие с Инструкцией, утвержденной настоящим Постановлением.
5. Признать утратившими силу:
Постановление Правительства Российской Федерации от 28 октября 1995 г. N 1050 "Об утверждении Инструкции о порядке допуска должностных лиц и граждан Российской Федерации к государственной тайне" (Собрание законодательства Российской Федерации, 1997, N 43, ст. 4987);
пункт 15 изменений и дополнений, которые вносятся в акты Правительства Российской Федерации по вопросам пожарной безопасности, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 18 августа 2003 г. N 475 "О внесении изменений и дополнений в некоторые акты Правительства Российской Федерации в связи с совершенствованием государственного управления в области пожарной безопасности" (Собрание законодательства Российской Федерации, 2003, N 33, ст. 3269);
Постановление Правительства Российской Федерации от 15 ноября 2004 г. N 637 "О внесении изменений в Инструкцию о порядке допуска должностных лиц и граждан Российской Федерации к государственной тайне" (Собрание законодательства Российской Федерации, 2004, N 47, ст. 4658);
Постановление Правительства Российской Федерации от 18 мая 2009 г. N 415 "О внесении изменений в Инструкцию о порядке допуска должностных лиц и граждан Российской Федерации к государственной тайне" (Собрание законодательства Российской Федерации, 2009, N 21, ст. 2565).
6. Настоящее Постановление вступает в силу с 1 мая 2010 г.

Председатель Правительства
Российской Федерации
В.ПУТИН

Утверждена
Постановлением Правительства
Российской Федерации
от 6 февраля 2010 г. N 63

ИНСТРУКЦИЯ
О ПОРЯДКЕ ДОПУСКА ДОЛЖНОСТНЫХ ЛИЦ И ГРАЖДАН
РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ К ГОСУДАРСТВЕННОЙ ТАЙНЕ

I. ОБЩИЕ ПОЛОЖЕНИЯ

1. Настоящая Инструкция, разработанная в соответствии с законодательством Российской Федерации о государственной тайне, определяет порядок допуска должностных лиц и граждан Российской Федерации (далее - граждане) к государственной тайне и формы учетной документации, необходимой для оформления такого допуска, согласно приложению.
Положения настоящей Инструкции обязательны для выполнения государственными органами, органами местного самоуправления и организациями, которые выполняют работы, связанные с использованием сведений, составляющих государственную тайну, либо намерены получить в установленном порядке лицензию на право проведения таких работ (далее - организации), гражданами, взявшими на себя обязательства либо обязанными по своему статусу исполнять законодательство Российской Федерации о государственной тайне.
2

Страницы: 1 ...

Вопрос: ...В Постановлении Правительства РФ от 06.02.2010 n 63 установлено, что допуск к государственной тайне, оформленный до вступления в силу данного Постановления (до 01.05.2010), действителен до окончания срока действия допуска. Как оформлять прекращение допуска к государственной тайне после 01.05.2010 - по старым или новым правилам? Следует ли переоформлять карточки на уже работающих и имеющих допуск к государственной тайне? (Консультация эксперта, 2010)

Вопрос: В Постановлении Правительства РФ от 06.02.2010 N 63 "Об утверждении Инструкции о порядке допуска должностных лиц и граждан Российской Федерации к государственной тайне" установлено, что допуск к государственной тайне, оформленный до вступления в силу настоящего Постановления (то есть до 01.05.2010), действителен до окончания срока действия допуска. В каком порядке оформлять прекращение допуска к государственной тайне после 01.05.2010 - по старым или новым правилам? Следует ли переоформлять карточки на уже работающих и имеющих допуск к государственной тайне?
Ответ: Как следует из п. 6 Постановления Правительства РФ от 06.02.2010 N 63 "Об утверждении Инструкции о порядке допуска должностных лиц и граждан Российской Федерации к государственной тайне", данное Постановление вступило в силу с 01.05.2010.
Так как правовое регулирование отношений в связи с допуском к государственной тайне, предусматриваемое утвержденной указанным Постановлением Правительства РФ Инструкцией о порядке допуска должностных лиц и граждан Российской Федерации к государственной тайне, вводится не впервые, а представляет собой изменение введенного в 1995 г. порядка допуска к государственной тайне, в Постановлении Правительства РФ N 63 был решен вопрос о правоотношениях, возникших и урегулированных в соответствии с положениями Инструкции о порядке допуска должностных лиц и граждан Российской Федерации к государственной тайне, утвержденной Постановлением Правительства РФ от 28.10.1995 N 1050. Так, п. 2 Постановления Правительства РФ N 63 установлено, что допуск к государственной тайне, оформленный до вступления в силу настоящего Постановления, действителен до окончания срока действия допуска. Данное положение, на наш взгляд, означает, что положения новой Инструкции не являются основанием для переоценки допуска гражданина к государственной тайне и его переоформления по новым правилам. Отсюда следует, что учетные документы, оформленные до 01.05.2010, по допуску к государственной тайне переоформлению не подлежат (карточки на граждан не переписываются, в трудовые договоры в срочном порядке не вносятся изменения, предусматривающие упразднение договора (контракта) об оформлении допуска к государственной тайне (старая форма 9), договоры (контракты) об оформлении допуска к государственной тайне не изымаются и не уничтожаются, новые анкеты не заполняются). Применительно к прекращению допуска к государственной тайне это означает, что отметки о прекращении допуска к государственной тайне вносятся в карточку (старая форма 3).
Что касается прекращения допуска к государственной тайне после отстранения работника от работы с государственной тайной, то, хотя новая Инструкция о порядке допуска должностных лиц и граждан Российской Федерации к государственной тайне не обязывает работников соответствующих подразделений составлять заключения об отстранении, она не исключает возможности оформления таковых. Поскольку в карточке (старая форма 3) не предусмотрены специальные графы для выражения решения о прекращении допуска к государственной тайне (как в новой форме 1), решение руководителя организации о прекращении допуска к государственной тайне может быть оформлено в специальном приказе. При этом на его основе в графе 8 карточки (старая форма 3) руководитель организации может по аналогии с отметкой о допуске к государственной тайне рукописно проставить отметку о прекращении допуска.
Новой Инструкцией о порядке допуска должностных лиц и граждан Российской Федерации к государственной тайне не изменен перечень оснований (условий) прекращения допуска к государственной тайне - он по-прежнему определяется в соответствии со ст. ст. 22 и 23 Закона РФ от 21.07.1993 N 5485-1 "О государственной тайне". При этом, однако, необходимо обратить внимание на то, что с 01.05.2010 вопросы прекращения действия допуска к государственной тайне решаются строго в соответствии с Инструкцией о порядке допуска должностных лиц и граждан Российской Федерации к государственной тайне, утвержденной Постановлением Правительства РФ N 63. Это, в частности, означает, что действие допуска к государственной тайне граждан, которые уволились из организации, переведены на должности, не предусматривающие наличие допуска к государственной тайне, закончили обучение в учебном заведении и т.п., в соответствии с п. 44 новой Инструкции, прекращается, если карточки на них (новая форма 1 или старая форма 3) не затребованы в течение 6 месяцев (до 01.05.2010 такой срок составлял 1 год - п. 34 Инструкции о порядке допуска должностных лиц и граждан Российской Федерации к государственной тайне, утвержденной Постановлением Правительства РФ N 1050). Еще одним существенным изменением является то, что "несоприкосновение" граждан со сведениями, составляющими государственную тайну, свыше 1 года после оформления им допуска по первой, второй или третьей форме с 01.05.2010 не является основанием для прекращения действия допуска к государственной тайне - положение, аналогичное п. 34 прежней Инструкции, в новой Инструкции отсутствует.
Также необходимо обратить внимание на то, что согласно п. 4 Постановления Правительства РФ N 63 органам государственной власти Российской Федерации, органам государственной власти субъектов Российской Федерации, органам местного самоуправления и организациям дано поручение привести свои акты в соответствие с новой Инструкцией о порядке допуска должностных лиц и граждан Российской Федерации к государственной тайне.
Л.В.Щур-Труханович
Консультационно-аналитический центр
по бухгалтерскому учету
и налогообложению
14.07.2010



Если заметили ошибку, выделите фрагмент текста и нажмите Ctrl+Enter
ПОДЕЛИТЬСЯ:
Выселение. Приватизация. Перепланировка. Ипотека. ИСЖ