Выселение. Приватизация. Перепланировка. Ипотека. ИСЖ

Используя в повседневной жизни и в быту многие полезные изобретения, мы даже не задумываемся о том, как бы мы без них жили. И при этом совершенно не представляем, что многие из них были придуманы совершенно случайным образом.

Так, например, большинство из нас, застегивая по дороге на работу молнию юбки или брюк, куртки или сумки, совершенно не в курсе, что этот удобный тип застежки мог бы так и остаться неизвестным.

А, между тем, история изобретения застежки молнии достаточно интересна.

Все началось в 1851 году. Именно тогда изобретатель швейной машинки знаменитый портной Элиас Хоуи сконструировал новую застежку, представляющую собой две металлические цепочки, снабженные крючками и дырочками, которые должны были соединяться между собой при помощи специального «ключа», по форме напоминающего скрепку. Внешне первая молния мало походила на современные варианты, была очень громоздкой, неудобной. Неудивительно, что никто не заинтересовался этим изобретением. Тогда Хоуи махнул рукой на свое открытие и продолжил заниматься пошивом костюмов, благополучно забыв о своем детище.


Прошло почти двадцать лет. Однажды в Чикаго случился страшный пожар. Разрушения после него были признаны одними из самых катастрофических последствий в истории США. На тушение огня были брошены все пожарные расчеты. В тушении принимали участие и добровольцы из местных жителей. Спасая из пылающего дома маленькую девочку, скромный чертежник Стайл, выпрыгнул с нею на руках из окна второго этажа. Девочка была спасена, но Стайл при падении повредил себе спину. Лечение было малоэффективным, чертежнику было трудно даже наклоняться, чтобы завязать шнурки на обуви. В отчаянии он обратился к своему другу Уиткомбу Л. Джадсону. Надо ли говорить, что Джадсон по профессии был инженером-изобретателем и на тот момент был уже автором 12 патентов. К проблеме друга он отнесся с должным пониманием и всерьез задумался над новым типом застежки, которая бы позволяла тратить меньше времени и усилий.

Спустя некоторое время 7-го ноября 1891-го года в патентном бюро было зарегистрировано очередное изобретение Джадсона под номером 504038. Новая застежка также состояла из двух цепочек, одна из которых была снабжена крючочками, а другая петлями. Соединялось все это также специальным ключом, который получил название «claps locker».Для того, чтобы расстегнуть изделие, его надо было перевернуть. Через два года патент вступил в силу. При этом Джадсон вряд ли был знаком с творением своего предшественника Элиаса Хоуи, несмотря на то, что в конечном итоге их идеи были очень похожи.


Основав собственную компанию «Universal Fastener» Джадсон занялся производством изобретенной им застежки. Но дела шли не очень. Люди не лишком доверяли новинке. Причина была до банальности проста - никто не знал, как ею пользоваться. Чтобы устранить эту проблему, было решено выпустить подробную инструкцию, которая заняла целых два листа. Но даже это не помогло стимулировать спрос. Единственным крупным успехом был заказ на двадцать застежек для почтовой службы. Не помогли и усовершенствования, в числе которых было то, что теперь крючки и петли располагались теперь на отдельных матерчатых лентах, благодаря чему застежка пришивалась к изделию, а не крепилась, как раньше.

В 1905 году в компанию пришел инженер Гидеон Сундбэк. До этого он работал в компании, занимающейся электрическими технологиями. Но любовь к дочери одного из менеджеров «Universal Fastener» заставила его сменить род деятельности. Впрочем, он убедил своих будущих боссов, что всерьез поверил в успех изобретения Джадсона.

Взявшись за работу Сундбэк внес несколько изменений в конструкцию застежки. Так он существенно модернизировал изобретение Джадсона, создав новую модель, которую назвал «Hookless N1», что означает «Безкрючковая N1». Она была более тонкой, в ней было увеличено количество зубцов, а также Сундбэк упростил процесс, придумав станок для изготовления молний. Но, к сожалению, «Hookless N1» была недолговечной – ее хватало буквально на несколько раз. Тогда Сундбэк придумал другую модель «Hookless N2», в которой форма зубцов была изменена.

Но достаточно долгое время и эти новинки не пользовались спросом. С большим трудом в 1914 году удалось продать первые четыре штуки застежек. Цена при этом была более чем символической – один доллар за единицу товара. Впрочем, как показала практика, этот маркетинговый ход удался. В 1917 году США вступили в Первую мировую войну. Изобретением заинтересовалось военное министерство. Особенно удобство новой застежки было оценено летчиками. И продажи наконец-то сдвинулись с мертвой точки. Вскоре молнии использовались во многих видах обмундирования и военной амуниции. В этом же году производство застежек было запатентовано. Молния была заслуженно признана во всем мире.


Но Уиткомб Джадсон так и не дожил до триумфа своего изобретения. Он скончался раньше в 1909 году.

По окончании войны застежки перекочевали и на гражданскую одежду. Поначалу особый упор делался на детскую одежду, поскольку, снабженная молнией, она легко снималась и одевалась.

Кстати, название застежки в английском варианте «zipper» было придумано в 1923 году Бертрамом Роком – президентом компании «B.F. Goodrich», производящей резиновые сапоги и галоши. Эта компания одной из первых стала применять новую застежку для своей продукции. А название «зиппер» возникло из-за звука, которое издавала застежка - «zzzip», что созвучно нашему «вжжик».

Долгое время молнию не не использовали при пошиве женской одежды. Считалось, что это показывает падение нравственных устоев, так как символизирует доступность женщины, поскольку застежка расстегивалась очень быстро. Но в 1930 году владелица парижского Дома моды мадам Шапарель нарушила этот негласный запрет в своей новой коллекции. А вскоре женская одежда с молниями была представлена и на выставке в Нью-Йорке.

В 1937 году парижский модельер Жан Клод разместил молнию на мужских брюках, что произвело настоящий фурор. Среди тех, кто оценил достоинство нововведения был даже герцог Виндзорский. Но по-настоящему популярной во всем мире стала после выхода фильма «Дикарь», где манипуляции с молнией героя Марлона Брандо вызвали шквал эмоций.

Продолжая своей триумфальное шествие застежка со временем меняла свой внешний вид, приспосабливаясь под различные виды одежды. Разработчиками было придумано и внедрено достаточно большое количество видов застежки молнии, которые сегодня принято классифицировать по нескольким признакам.

Так, например, в зависимости от материала, из которого изготавливаются зубцы, их подразделяют на пластиковые и .


По способу крепления пластиковые молнии подразделяются на или витые, и или литые.


По способу расстегивания молнии бывают:

  • неразъемные;
  • разъемные - те, которые расстегиваются только сверху;
  • двухзамковые, расстегивающиеся и сверху и снизу.

По ширине застежки в закрытом виде молнии бывают от 3 до 10 мм. (тип 3 и тип 10, соответственно). Чем молния шире, тем большие нагрузки на разрыв и растяжение она выдерживает.

Также молнии классифицируются по типу замка:

  • автомат (auto/lock, A/L) – расположенный внутри бегунка механизм, закрепляет зубья молнии, не позволяя ей расходиться при любом положении язычка бегунка;
  • полуавтомат (pin/lock, P/L) или молния со стопором, который надежно закрепляет зубья и не дает молнии расходиться только при опущенном положении язычка;
  • галантерейный (non/lock, N/L) или бегунок без механизма-автомата и стопора, обеспечивает свободное движение по молнии без закрепления.

А еще молнии бывают как фиксированной длины, так и производимые в промышленных масштабах .

Таким образом, пройдя достаточно долгий путь застежка молния, она же «зиппер», стала неотъемлемым элементом не только в одежде, но и во многих других направлениях легкой промышленности.

Сегодня без застежки-молнии не обходятся ни одежда, ни обувь, ни сумки, ни чемоданы, ни различные чехлы - для мебели, технических и музыкальных инструментов и т.п.. На молнии есть головные уборы, игрушки, постельное белье. Принцип молнии используется даже архитекторами и ландшафтными дизайнерами, не говоря уже о художниках. Трудно себе представить, что когда-то мы обходились без такой удобной вещи.


Предыстория изобретения такова: К Джадсену за помощью обратился друг, некто Стайл. Стайл работал чертежником в небольшой мастерской. В один далеко не прекрасный день в октябре 1871 года Стайл стал свидетелем грандиозного пожара в Чикаго, вошедшего в историю США как одного из самых разрушительных. В огне гибла девочка. Спасая ее, Стайл прыгнул со второго этажа и повредил себе спину. Он долго лечился, из-за травмы ему было очень трудно наклоняться, чтобы зашнуровать обувь. Тогда он и пришел к своему другу Уиткомбу, инженеру-изобретателю, чтобы тот придумал какую-нибудь застежку для обуви, которая позволяла бы не наклоняться надолго и застегивать обувь по возможности одной рукой. Джадсон думал-думал и придумал то, что впоследствии - 7 ноября 1891 года запатентовал как "Застежку для обуви" (патент за номером 504038). Прамолния выглядела как две цепочки, на одной был ряд крючков, на другой - петелек, которые зацеплялись при помощи специального направляющего ключа-язычка (clasp locker). Чтобы их расцепить, ключ надо было перевернуть. Изобретение Джадсона значительно ускоряло процесс застегивания сапог. Новая застежка получила название «молния».

Несмотря на достоинства застежки, она долгое время не имела успеха. Люди никак не могли научиться пользоваться «молнией». К новинке даже прилагалась инструкция на двух страницах! И к тому же производство застежки было очень дорогим: часто цена в два раза превышала стоимость юбки или пары брюк.

Джадсон к тому времени был достаточно известным инженером и весьма плодовитым изобретателем - на его счету было уже двенадцать патентов. Самой большой его мечтой было создание пневматической уличной железной дороги. Но у него был один недостаток: будучи человеком талантливым, он был начисто лишен коммерческой жилки и умения донести свою мысль до аудитории. К нему частенько заглядывали друзья-журналисты, чтобы узнать о последних чудесах инженерии. Но едва заслышав монотонную речь своего товарища, они только что не засыпали от скуки. А ведь его идеи и творения были очень интересны.

Есть версия, что изобретение Джадсону подсказала сама природа: застежка-молния напоминает строение птичьего пера. Если посмотреть на перо внимательно, то можно увидеть, что "волоски" пера скрепляются между собой похожим способом. Именно с того момента и началась история молнии. Однако от патента до внедрения изобретения в жизнь прошел не один год.


Впрочем, надо отдать справедливость все-таки другому человеку, хотя Джадсон и является общепризнанным изобретателем молнии. Молнию на самом деле изобрели в 1851 году. Сделал это Элайя Хоу - создатель швейной машины. Хоу назвал изобретение "автоматическая, непрерывная застежка для одежды". К сожалению, изобретение не получило народного признания, так как намного опередило время и было слишком революционным для середины XIX века. Да и сам Хоу не слишком озаботился проблемой рекламы новинки, потому что всерьез ее не воспринял.

Но вернемся к Джадсону. Он был честным изобретателем и ничего не знал об изобретении Хоу и не крал его идею. Видимо, идеи витали в воздухе. В 1894 году Джадсону удалось найти инвесторов, и он основал компанию "Universal Fastener" по производству новомодных застежек. Если углубиться в историю техники тех лет, то случай с Джадсоном трудно объяснить: почему серьезный инженер, занимающийся пневматикой и имеющий десяток сложных изобретений (типа пневматической сельхозмашины, лодочного мотора особой модификации и оригинальной системы тормозов для поезда) решил посвятить себя такому пустяку, как застежка? Ведь в те времена был настоящий индустриальный бум, в Чикаго шла Международная выставка технологий, где демонстрировались устройства с глобальным предназначением. А тут какая-то застежка: Впрочем, в истории застежки-молнии есть и более невероятные факты:

Глава компании Льюис Уокер и партнер Джадсона Гарри Эрл были уверены в успехе изобретения Джадсона, но дела шли неблестяще: то, что Джадсон придумал, было хоть и революционным, но в работе ненадежным, да и сложным в изготовлении. Поэтому успехом изобретение не пользовалось. Был и еще один момент, препятствующий широкому проникновению застежки в массы: в это трудно поверить, но тогда люди просто не умели пользоваться этим хитроумным изобретением. К застежке прилагалась длинная, на двух страницах инструкция. К тому же ее производство было очень дорогим, цена одной молнии часто превышала стоимость юбки или пары ботинок. Поэтому за десять лет самым крупным заказом стала закупка американской почтовой службой двадцати застежек для сумок. По мелким же заказам было много рекламаций, и Джадсон пришел практически к банкротству.

Однако он был уверен, что изобрел очень нужную вещь и даже выставил застежку на Международной выставке технологий, но надо признать, что в то время изобретение было еще недостаточно технологично. Тогда в 1904 году Джадсон внес в конструкцию изменения, закрепив крючки и петли на матерчатых лентах, чтобы можно было застежку к обуви не прикреплять, а пришивать. Это был удачный шаг, который, впрочем, положения не спас. В 1905-м компания была реорганизована и переехала из Чикаго в Хобокен, штат Нью-Джерси. Но покупателей все равно было очень мало, и тогда Льюис Уокер привлек к работам другого американского инженера, шведа по происхождению - Гидеона Сундбэка. Двадцатишестилетний Сундбэк покинул Швецию, а заодно и знаменитую компанию Westinghouse, разрабатывавшей новые технологии в области электричества (теперь Westinghouse уже столетие славится как передовая фирма по разработке и производству высокотехнологичного оборудования для нужд ядерной промышленности). Электричество в то время - передний край науки и техники, а Сундбэк приложил все свои силы для усовершенствования новомодной застежки. Казалось бы, совершенно нелогичный шаг - квалифицированному инженеру бросить процветающую компанию ради сомнительной фирмы, выпускающей одно-единственное изделие, да к тому же находящейся в глубоком кризисе на грани банкротства. Однако правильно говорят французы - "шерше ля фам". Долго искать женщину в данном случае не придется - швед был без ума влюблен в дочь менеджера компании Universal Fastener Питера Аронсона Эльвиру, на которой благополучно женился в 1909 году.

Гидеон Сундбэк

Как показала история, Сундбэк не зря ввязался в эту авантюру - не с женитьбой, конечно - с переходом в другую фирму. Он оправдал все возложенные на него надежды и в 1912 году предложил совершенно новую конструкцию, названную Hookless N1 - "Бескрючковая N1". В новом варианте металлические зубья располагались на матерчатой ленте. Сундбэк существенно упростил изготовление застежки, увеличил количество зубцов, скрепил их пружинкой и придал застежке гибкость. Очень революционная идея, если б не один недостаток: эта застежка тоже изнашивалась всего за несколько "вжиков" туда-обратно. Тогда Сундбэк решил заменить крючки элементами другой формы - так в 1913 году родилась Hookless N2. Эта "бескрючковая" напоминала уже современную застежку-"молнию". Так пожар помог "молнии" родиться, а любовь - усовершенствовать обличье и приблизить его его к тому, с чем мы с вами знакомы с детства. Через два года, 29 апреля 2013 года мы отметим столетний юбилей "молнии".


Внедрение этого последнего варианта застежки было более долгим и мучительным, чем сама разработка - из-за недоверия со стороны фабрикантов, помнивших первый неудачный опыт компании. Первые четыре застежки были проданы 28 октября 1914 года по одному доллару за штуку. Успех пришел лишь через четыре года, в 1918-м, когда компания продала двадцать четыре тысячи (!) застежек для "денежных поясов", популярных у отправляющихся в Европу военных моряков.

Потом руководство американского военного флота закупило еще десять тысяч таких застежек для одежды, обуви и брезентовых чехлов. Так военное ведомство снова сыграло положительную роль в распространении новшеств в одежде - как это было, например, с футболками. Гражданские тоже быстро поняли преимущество этой застежки, и она стала необыкновенно популярной во всем мире. Молния молниеносно - как ей и полагается! - начала приносить деньги. Поступил огромный заказ от американской почтовой службы, затем армия снова приобрела застежки для обмундирования.

Теперь усовершенствованная Сундбэком застежка выглядела более изящно, не ломалась через несколько циклов открывания-закрывания, стоила приемлемо и мир, наконец-то, понял, что перед ним нечто совершенно новое и до ужаса удобное.

Патент на современный вариант - "разделяющуюся застежку" - был выдан 20 марта 1917 года. "Люди посвятили двадцать с лишним лет, изобретая и совершенствуя застежку-молнию. Это кажется неразумным, бессмысленным. Застежка не работала, постоянно выходила из строя, изобретателям давно пора было выбросить ее на свалку", - писал Роберт Фридел в книге "Застежка-молния: исследование нового". Он был не прав - застежка пробила-таки себе дорогу в жизнь.


К сожалению, Уиткомб Джадсон не дожил до триумфа своего детища - скончался в тот год, когда счастливец-швед сочетался законным браком со своей обожаемой Эльвирой - в 1909 году. Он не узнал, что с легкой руки модельера Жана Клода, заменившего пуговицы на мужских брюках молниями, застежка станет героиней международных анекдотов, что журнал Esquire - главный современный "трендовед" мира - объявит молнию "самой модной концепцией в области мужской одежды", предохраняющей джентльмена "от непроизвольного конфуза в туалете". Он много чего не узнал, но, будем надеяться, все это подозревал. Иначе бы не вкладывал столько сил, времени и денег в разработку своей идеи.


Уиткомб был "отцом" молнии, а "крестным отцом" стал Бертрам Рок, президент обувной компании B.F. Goodrich. Ему очень полюбился звук, который застежка издавала при застегивании-расстегивании - тот самый "з-з--зип", и он в 1923 году выбрал эту застежку для резиновых калош. Модель назвали Zipper Boots, название стало нарицательным в английском языке и через два года послужило причиной названия для самой молнии. Так новая застежка постепенно становилась культурным явлением и знаком своего времени. К середине 20-х молнию активно применяли при пошиве уже любой одежды.

И лишь в 1930-х застежка-«молния» стала символом сексуальной активности. Новая технология позволяла снять одежды в разы быстрее! Однако, для женщины тех лет считалось неприличным носить наряды со «змейками» - это подчеркивало их доступность и легкомыслие.

Большую роль в распространении молнии сыграла вездесущая Эльза Скъяпарелли, один из ведущих дизайнеров ХХ века. Она обратила внимание, что маленьким детям трудно справляться не только с крючками и петлями, но и с пуговицами. В начале 30-х годов она начала экспериментировать с "молнией" на детских вещах и быстро поняла, что для неумелых детских пальчиков молния - идеальный вариант. С ее легкой руки в 1935 году производители "молний" запустили рекламную компанию под лозунгом "Ваши дети смогут одеваться сами!". "Молния" на детских вещах прижилась молниеносно - опять же как ей и положено, детишкам больше не приходилось мучиться с другими застежками.

Но самым молниеносным был прорыв молнии в нашу жизнь в 1937 году, когда вышеупомянутый французский модельер Жан Клод, поняв, что патент Сундбэка истек, решил использовать молнию в своих работах. Сначала - исключительно эпатажа ради. Он впервые поместил новую модную застежку на ширинку в мужских брюках. Публика пришла в экстаз. Его модели раскупались словно по мановению волшебной палочки.

Жирную точку в деле завоевания молнии крепких позиций в одежде поставил герцог Виндзорский, когда в том же 1937 году выбрал ее в качестве застежки для брюк. Вторая "точка" принадлежала Марлону Брандо. В 1953 году этот красавчик снялся в скандальном - по тем временам - фильме "Дикарь", том самом, который послужил трибуной пропаганды футболок. В фильме герой Брандо эффектно расстегал и застегивал молнии во всех мыслимых и не мыслимых местах. Картина имела дикий успех. Молния превратилась в настоящий символ сексуальной революции и свободы - ведь новая технология позволяла снять одежды несравнимо быстрее! Для женщины в те годы считалось неприличным носить наряды с такими застежками - ведь это подчеркивало ее доступность и легкомыслие. Молния прочно обосновалась на дамских платьях только в середине XX века. После "Дикаря" борцы за нравственность негодовали, а байкеры и другие свободные личности возвели фильм в культ. Энди Уорхолл выбрал ее центром концепции при разработке обложки диска Rolling Stones. Звуку "з-з-зип!" подражали музыканты. На этом звуковом эффекте основывается самый сильный эротический эпизод в фильме Анджея Вайды "Охота на мух". Не остались в стороне и писатели. Олдос Хаксли в своем романе-антиутопии "О, дивный новый мир" сделал молнию символом технократического будущего человечества. Знаменитый же путешественник Амундсен из- за "молнии" чуть не погиб: отправляясь в очередную северную экспедицию, он приобрел снаряжение, сделанное по последнему слову инженерной мысли. В числе прочего у него была новомодная палатка, застегивающаяся на "зиппер". После первой же полярной ночевки застежка покрылась толстым слоем инея, и палатку пришлось вспарывать ножом.

Понятное дело, что после всего этого молния не могла не придти и в женскую одежду. Именно в женской одежде "молния" обрела и чисто декоративные функции. "Молния" позволяет дамам не только сделать силуэт одежды более элегантным, подчеркнуть фигуру и носить облегающие вещи как вторую кожу (т.н. платья-футляры), но и самим моделировать одежду "под себя". Например, вертикальная "молния" по всей длине юбки от Jil Sander позволяет даме самой регулировать разрез. Глубина его ограничивается лишь смелостью владелицы юбки. "Молнии" многие модельеры используют в таких местах, где раньше и присниться не могло. Например, в коллекции Moschino "молнии" появилась даже на прозрачной вуалетке. А чисто декоративная "молния" на сапогах от Etro расположена не на внутренней стороне обуви, где ее привычное место, а на внешней. В модели от Paul Smith молния позволяет увеличить асимметрию подола, в модели от Helmut Lang помогает уменьшить или увеличить глубину декольте на блузке, в модели от Burbery позволяет превратить обычные брюки в "бермуды" или микро-шорты. Сразу вспоминается фильм "Бриллиантовая рука". Гайдай, выражаясь современным языком, просто прикололся, а Burbery через несколько десятков лет занялись этим всерьез.

Молния становится и самостоятельным элементом, точнее, материалом, из которого шьются платья. Представьте себе длиннющую - несколько метров - молнию, которая обвивает фигуру, словно змея, создавая при этом платье. Но традиционно работающие модельеры используют молнии более скромно. Так, несколько лет назад классические маленькие черные платья от Гуччи были лишь украшены многочисленными металлическими молниями разной длины, создав совершенно новый силуэт. Большинство же модельеров, натешившись и наигравшись с техническим новшеством, ограничили применения "зиппер" исключительно утилитарными функциями. Такая застежка редко выходила на самые верхние строчки в хит-параде актуальных деталей.

Сегодня молния является непременным элементом любой одежды, войдя в тройку наиболее популярных массовых изобретений ХХ века. Да что там одежды! На молнию застегивают края разреза хирурги, если нужно проводить санацию брюшной полости после перитонита, при помощи молнии "уменьшают пузо" парусов яхтсмены, на молнию застегивают свои разборные конструкции новаторы-мебельщики из Тайваня. В виде молнии оформлены края пруда с лотосами недалеко от города Тайбэй на Тайване, в Музее современного искусства им. Джу Минга. Архитектор этого удивительного творения, тайваньский скульптор Джу Чун, так поясняет свою идею: "Я лишь хотел показать, насколько уязвима, хрупка живая природа перед натиском цивилизации. Цивилизация за секунду может уничтожить то, что природа создавала миллионы лет. Одно движение рукой, и исчезнут пруды, леса, горы, целые виды животных. Задачей же нынешнего поколения является защита того, что осталось. Даже если это островки зелени среди бетонных джунглей мегаполисов".

Современной промышленностью молнии предлагаются в огромном ассортименте. Они бывают металлическими, "тракторными", спиральными - по типу и материалу изготовления, даже водогазонепроницаемыми - при необходимости герметичных соединений.

Сегодня более половины «молний» на планете производит фирма YKK, основанная в 1934 году в Японии. Также мировыми центрами по изготовлению «зипперов» считаются Бангладеш, Индия и Китай.

Кстати, самую большую застежку-молнию сделали в Нидерландах в 1989 году. Длина этого «зиппера» составила 2851 метр.

Казалось бы, ничего нового в качестве застежки человечество уже не в состоянии придумать. Однако придумали! "Липучку". По-научному она называется "велькро" - "бархатный крючок" (от французских слов velours - "бархат" и croch - "крючковатый"). Идею создания этого принципа застегивания одежды подсказала собака. Однажды - это случилось в 1941 году - швейцарский инженер Жорж де Местраль гулял со своим четвероногим другом по альпийским лугам и попал в репейник. Замучившись отчищать свою одежду, но более всего шерсть собаки от репьев (недаром же говорят - прилипчивый, словно репей), он задумался, а нельзя ли применить этот способ - крючки по принципу репейника с одной стороны и ворсинки-петельки с другой - в качестве застежки для одежды. Он внимательно рассмотрел творение природы - репей - и придумал оригинальную застежку. Однако запатентовал изобретение лишь через четырнадцать лет. "Липучку" оценили быстро и она успешно завоевала весь мир, потеснив кое-где и молнию, и пуговицы, и крючки с петлями. Она побывала даже на Луне: на одежде американских астронавтов. По ее подобию теперь изготовляют множество соединений не только в одежде: ее применяют для крепления деталей в машиностроении, микросхем к печатным платам, штор к карнизам и т.п. Однако изобретатель скончался в 1990 году в возрасте восьмидесяти двух лет, так и не разбогатев, а его изобретением воспользовались ловкие дельцы. Печальная, но такая стандартная история.

«Вжик!» - застегнули джинсы. «Вжик!» - застегнули свитер. «Вжик-вжжжик!» - застегнули куртку (молния длинная, заело, однако). «Вжик!» - застегнули обувь. Застегнули так же сумку, одежду ребенка, рюкзак ребенка и побежали на работу. Сэкономлено время, сэкономлены нервы. А все благодаря изобретению, которое сначала не было признано потребителями.

«Люди посвятили двадцать с лишним лет, изобретая и совершенствуя застежку-молнию. Это кажется неразумным, бессмысленным. Застежка не работала, постоянно выходила из строя, изобретателям давно пора было выбросить ее на свалку», - писал Роберт Фридел в книге «Застежка-молния: исследование нового». Какое счастье, что не он был причастен к ее изобретению…

Признание застежки-молнии молниеносным не назовешь. Да и как он мог быть таким, если сам изобретатель не придавал ему значения и посчитал простой случайностью! Имя этого гения – Элайя Хоу. Человек, создавший также и швейную машинку, назвал свое новое изобретение «автоматической непрерывной застежкой». Это было в середине ХIХ века, в 1851 году.

Неудивительно, что молния не нашла своего покупателя – слишком уж новым, революционным изобретением она стала для того времени. К тому же сам автор не озаботился вопросом рекламы, не восприняв изобретение всерьез. Поэтому имя его оказалось несколько забыто…

Спустя 20 лет в Чикаго случился огромный по своим масштабам пожар, который вошел в историю США как один самых разрушительных. В бушующем пламени оказалась маленькая девочка. Она бы погибла, если бы рядом не оказался скромный герой – некий чертежник Стайл, который спас ей жизнь и повредил себе спину, неудачно прыгнув со второго этажа. Стайл прошел лечение, но ему было трудно наклоняться, чтобы зашнуровать обувь. В этой трудной ситуации Стайл поступил так, как обычно поступают все: обратился к своему другу, который мог помочь. Уиткомб Л. Джадсон был инженером-изобретателем и имел на своем счету 12 патентов. Стайл поделился своей проблемой и попросил изобретателя создать какую-нибудь застежку, которая позволяла бы не наклоняться надолго и застегивать обувь по возможности одной рукой. Так Стайл подтолкнул Джадсона к изобретению застежки-молнии.

Не стоит думать, что Джадсон украл идею Хоу. Джадсон – честный изобретатель, и разработал идею вполне самостоятельно. Видимо, необходимость в подобном изобретении нарастала, а Джадсон «выхватил» идею из воздуха.

7 ноября 1891 года патентом под номером 504038 была зарегистрирована «застежка для обуви». Она представляла собой две цепочки: на одной – крючки, на другой – петельки, и сцеплялись они с помощью ключа-язычка (“claps locker”). А если его перевернуть, то изделие расстегивалось.

В 1894 году Джадсон смог привлечь инвесторов и основал свою компанию «Universal Fastener», которая занималась выпуском только одного изделия – изобретенной застежки. Глава компании Льюис Уокер и партнер Джадсона Гарри Эрл твердо верили в успех застежки. Их ожидания долго не оправдывались: людям трудно было принять новое, революционное изобретение, которое, к тому же, не было надежным. Была еще одна причина, по которой изобретение не «прижилось» сразу: люди… просто не умели пользоваться этой застежкой. Сейчас это может показаться смешным, но в конце XIX века Джадсону смеяться явно не хотелось. Чтобы научить людей пользоваться новой застежкой, к ней прилагали инструкцию на двух страницах.

Но даже «обучение» не решило проблем. Возможно, молния и нашла бы своего покупателя – если бы не стоила дороже самой обуви или сумки. Высокая цена была вынужденной мерой: производство молнии стоило немалых денег. Поэтому за время «черной полосы» в истории компании самым крупным заказом можно считать 20 застежек для американской почтовой службы. Джадсон был близок к банкротству.

Нужно было что-то предпринимать, причем срочно. В 1904 году Джадсон усовершенствовал конструкцию, расположив крючки и петли на матерчатых лентах. Теперь застежка не прикреплялась к обуви, а пришивалась. К сожалению, этот по-настоящему удачный ход не принес удачи компании. Положение оставалось бедственным.

В 1905 году компанию реорганизовали и перевели из Чикаго в Хобокен, штат Нью-Джерси. Количество покупателей по-прежнему оставалось критически малым, и Льюис Уокер решил привлечь к работе американского инженера шведского происхождения – Гидеона Сундбэка. Гидеон ради оставил прежнюю работу в знаменитой компании “Westinghouse”, которая занималась разработкам новых технологий в области электричества. В то время электричество было гребнем волны прогресса, и оставить работу в перспективной процветающей фирме ради разоряющейся компании, которая не выпускает ничего, кроме застежки, не пользующейся спросом – верх абсурда. Тем не менее, 26-летний Гидеон сделал именно так. Утверждать, что он поверил в гений Джадсона и его изобретение, означало бы покривить душой (причем сильно покривить).

Причиной «передислокации» инженера стало великое чувство, подталкивающее людей и не к такому безрассудству – любовь к дочери менеджера компании “Universal Fastener” Питера Аронсона Эльвире. Молодые люди стали семейной парой в 1909 году.

В том же году скончался Уиткомб Джадсон. Он так и не увидел успеха своего детища. Но он всегда верил в него, и ожидания оправдались, пусть и после смерти изобретателя.

Сундбэк также оправдал надежды своих работодателей. Он модернизировал застежку, создав практически новую конструкцию под названием “Hookless N1”, что означает «Бескрючковая N1». Изготовление застежки было упрощено, количество металлических зубьев – увеличено, к тому же теперь они были скреплены пружинкой. Однако «мытарства» застежки-молнии на этом не закончились. Новая конструкция хоть и была привлекательной, но надежностью не отличалась: несколько «рейсов» туда-сюда – и все, можно выбрасывать.

Следующая «версия» появилась через год. “Hookless N2” отличалась элементами другой формы и напоминала уже привычную для нас застежку-молнию.

Однако внедрить новинку в производство оказалось делом не из легких. Фабриканты еще помнили первый почти провал, поэтому отнеслись к усовершенствованию с вполне понятным недоверием. Поэтому первые четыре застежки были проданы только в конце 1914 года за символическую цену – по доллару за штуку. Вскоре ситуация кардинально поменялась.

В 1917 году Америка присоединилась к воюющему миру, вступив в Первую мировую войну. Обмундирование солдат «сверкало молниями»: на летных комбинезонах, карманах мундиров, даже на брезенте, которыми накрывались самолеты – везде использовалась застежка Уиткомба Джадсона. Солдаты оценили удобство нового замка. После демобилизации они продолжали использовать молнии на обуви, в спортивной одежде, кожаных изделиях. Очень скоро преимущество такой застежки было по достоинству оценено и гражданскими. В том же переломном 1917 году была запатентована разделяющаяся застежка. Молния наконец-то получила признание потребителей.

Название «зиппер» принадлежит Бертраму Року, президенту обувной компании “B.F. Goodrich”. Ему очень нравился звук молнии: “zzzip!” (по-русски «вжик!»). В 1923 году Рок выбрал молнию в качестве застежки для резиновых калош. Модель окрестили “Zipper Boots”. В вопросе об авторстве слова «зиппер» (которое, кстати, само по себе ничего не означает, а является звукоподражанием) также упоминается имя английского писателя Гильберта Франкау, сделавшего «зиппер» именем нарицательным и обозначающим именно застежку-молнию. Что, в общем-то, способствовало превращению молнии из новинки в реалию повседневной жизни. В 20-ых годах молния окончательно свое право на существование и активно использовалась при пошиве одежды.

Примечательно то, что застежка-молния довольно долго не использовалась при пошиве женской одежды. Общество того времени считало безнравственным показывать доступность женщины (а застежка открывалась быстро), поэтому только в 1930 году мадам Шапарель, владелица парижского Дома моды, решилась на сей отчаянный шаг. А в следующем году попрали законы нравственности и Дома моды Нью-Йорка. Застежка твердо обосновалась на пьедестале и принесла Уолкеру и Сундбэку миллионы дохода. Но окончательно на женской одежде молния закрепилась только к середине века.

С удачного почина мадам Шапарель началось продвижение молнии не изобретателями, а дизайнерами, актерами и даже герцогом Виндзорским. Эльза Скиапарелли, одна из великих дизайнеров ХХ века, обратила свой взгляд к детям и поняла, что им довольно трудно справляться с крючочками-шнурочками. Поэкспериментировав с одеждой для маленьких детей, она поняла, что молния как нельзя лучше подходит для неловких детских пальчиков. Эльза «подкинула» идею производителям, и в 1935 году на свет появился гениальный слоган рекламной кампании: «Ваши дети смогут одеваться сами!». Стоит ли говорить, что детская одежда с молнией сразу завоевала популярность…

По-настоящему «прорывным» годом для молнии стал 1937-ой. Французский модельер Жан Клод эпатажу ради решил разместить застежку на ширинке мужских брюк. В великом и могучем русском языке нет такого слова, которое в полной мере отразило бы реакцию публики… Фурор! Успех! Экстаз! Бомба! Брюки с застежкой расходились со скоростью света. Тенденцию поддержал и герцог Виндзорский, отдав предпочтение новой модели брюк.

Символом сексуальной революции молнию сделал Марлон Брандо. В 1953 году он снялся в фильме «Дикарь», где его «игра» с молнией возмутила борцов за нравственность, зато привела в восторг тех, кто пропагандировал свободу поведения.

Если даже в свободной Америке молния расколола общество, что уж говорить о Советском Союзе, где подобные штучки могли расценить как подрыв моральной основы социализма. Тем не менее, люди состоятельные могли позволить себе брюки и платья на молнии. Вплоть до 60-ых годов наличие одежды с молнией в гардеробе считалось признаком роскошной жизни.

Нынешний день предлагает нам молнии самых разных видов – и металлические, и «тракторные», и спиральные. Разработаны даже молнии для костюмов космонавтов: они отличаются абсолютной герметизацией замка. Японская фирма “YKK” на сегодняшний день производит более половины молний на планете. Бангладеш, Индия и Китай также считаются центрами по производству молний.

Пусть зиппер не сразу получил признание: зато теперь его лавров не отнимешь!

Состоит из двух текстильных лент, на которых закреплены идущие в шахматном порядке пластмассовые или металлические звенья (в виде раздельных зубцов или колец сплошной спирали, образующих звенья). Соединение или разъединение половинок выполняется при помощи замка (слайдера, «собачки», бегунка), скользящего по лентам, при этом каждое звено фиксируется между парой звеньев с противоположной стороны.

Внешне похожа на «молнию» так называемая застёжка-змейка . Последняя несколько проще по конструкции и не имеет зубцов, но и обеспечивает не столь надёжное соединение, поэтому она применяется не в одежде, а в упаковке или в канцелярских конвертах и файлах .

История

Конструкция застёжек-молний

Выделяют три распространённые конструкции «молний»:

  • Спиральная, или витая застёжка - изготавливается из завёрнутого в спираль синтетического волокна , которое либо намотано на тесьму , либо пришито к ней. Волокно формуется таким образом, чтобы оно образовывало выступы, которые зацепляются за такие же выступы на противоположной стороне.
  • Тракторная застёжка по форме отдалённо напоминает гусеницу трактора . В отличие от спиральной застёжки она состоит из отдельных пластиковых зубьев, закреплённых на тесьме. Зубья чаще всего имеют форму характерного «грибка» с канавкой, обеспечивающие надёжное зацепление, хотя могут применяться зубья и других форм. Такая «молния» износостойка, но менее прочна [ ] , чем металлическая или спиральная и применяется в основном на верхней одежде.
  • Металлическая застёжка по устройству похожа на тракторную, но зубья сделаны из металла - обычно из латуни или никеля . Заготовкой является толстая плоская проволока . У металлических «молний» зубья чаще всего асимметричной формы: каждый зуб имеет выступ с одной стороны и углубление с другой. Такая «молния» очень прочна, но иногда может «заедать».

Существуют потайные «молнии», зубья которых прикрыты тесьмой и практически не видны. Более сложную конструкцию имеют «молнии» для герметичного соединения, используемые, к примеру, в водонепроницаемых и защитных костюмах, такая «молния» требует тщательного обслуживания, иначе она быстро приходит в негодность.

Выделяют разъёмные и неразъёмные «молнии»: вторые проще по конструкции и имеют с двух сторон ограничители простой конструкции. У разъёмной «молнии» на одной тесьме у нижнего (узкого) края бегунка ограничитель имеет гнездо, в которое входит штифт на другой тесьме. Штифт свободно проходит сквозь отверстие бегунка и, будучи вставленным в гнездо, соединяет нижние края тесёмок. Нагрузка на нижние края тесёмок разъёмной «молнии» больше, чем на всю остальную тесьму, поэтому они должны быть укреплены.

Существуют варианты конструкции бегунков с защитой от самопроизвольного расстёгивания, как правило, использующие шипы, которые входят между звеньями «молнии» и тем самым препятствуют перемещению бегунка. В одном из таких вариантов шипы располагаются на брелоке бегунка и входят в контакт с застёжкой при его опускании. В другом варианте находящиеся внутри самого бегунка шипы подпружинены , и выходят из зацепления с зубцами застёжки, когда к брелоку прикладывают тянущее усилие.

Патенты

Примечания

Ссылки

Многие полезные и нужные изобретения, которыми мы с вами сейчас пользуемся в обычной жизни, были придуманы случайно. И, если сейчас, вдруг, они исчезнут, нам будет очень тяжело без них обойтись. Например, без чего невозможно представить себе портфель или сумку, пенал или штаны? Что общего между ними? Правильно, общая - застежка-молния. А представьте, что ее не было бы. Как бы мы тогда портфель застегивали? А брюки? А хотите знать, кого мы должны поблагодарить за такую нужную деталь одежды? Ну что же, запоминайте.

Портной изобрел швейную машинку и застежку-молнию

Совершенно случайные изобретения - часто оказываются самыми нужными. История эта началась еще более 150 лет тому назад, когда была изобретена швейная машинка. Однажды ее изобретатель, портной , в далеком 1851 году придумал новую застежку, которая мало чем напоминала нашу современную застежку-молнию. Она была похожа на две цепочки с крючочками и дырочками, которые цеплялись друг за дружку при помощи подвижного металлического «язычка» в форме скрепки. Внешний вид первой застежки был не очень удачный, и никому она не понравилась. Поэтому портной продолжил шить дальше одежду, а о затее с новым изобретением забыл.

Элиас Хоуи - американский портной. Один из изобретателей приспособлений для сшивания тканей - первых швейных машин и "прадедушка" современной застежки-молнии.

Застежка для обуви

Через 44 года этим изобретением, и тоже, совершенно случайно, заинтересовался Уиткомб Джадсон, американский изобретатель . Ему захотелось помочь своему другу, у которого, после того, как он спас ребенка во время пожара и неудачно выпрыгнул в окно, очень болела спина. Из-за больной спины друг Джадсона не мог наклоняться, чтобы зашнуровать свою обувь. Вот так появилась застежка для обуви. Но и она, как и изобретение портного Хоуи, людям не очень понравилась - была неудобной, заедала, ломалась. Все-таки, Джадсон заявил свои права на это изобретение в 1891 году, но оно ему успеха и богатства не принесло.

Гидеон Сундбэк - шведско-американский инженер и изобретатель запатентовавший первую застежку молнию, которую стали использовать при производстве одежды.

И через 15 лет удача с этими застежками-молниями «улыбнулась» бывшему компаньону Джадсона. Это был , которому удалось превратить старую неудобную застежку в новый, более удобный вариант «молнии». Она уже была похожа на ту застежку, которую сейчас вы видите на своих куртках, портфелях и брюках, поэтому постепенно становилась все популярнее. Первыми ими стали пользоваться маленькие дети (отлично подходили для того, чтобы было удобно надевать и снимать одежду) и военные летчики (им тоже понравилось быстро одеваться).

«Шутка» модельера подарила застежке мировое признание

Но самой необходимой и модной деталью одежды современного мужчины застежка-молния стала в 1937 году благодаря модельеру Жану Клоду. Он, ради шутки, решил использовать молнию вместо пуговиц на мужских брюках. Но мужской части населения так понравилось мгновенно застегивать и расстегивать брюки, что с той поры их застегивают только на «молнию».

Вот так, почти через 100 лет, люди, наконец-то, поняли, какое это нужное изобретение - застежка-молния !

Сегодня молнии вдохновляют даже дизайнеров ландшафта. Пруд на молнии был создан скульптором Чжу Чуном в Тайбэй (Тайвань). Водоем выполнен в виде гигантской застёжки-молнии из камня.



Если заметили ошибку, выделите фрагмент текста и нажмите Ctrl+Enter
ПОДЕЛИТЬСЯ:
Выселение. Приватизация. Перепланировка. Ипотека. ИСЖ