Принятый в 2014 году закон №79-ФЗ, последнюю редакцию которого от 14.12.2015 можно скачать бесплатно по ссылке ниже, задуман был авторами как некая основа для формирования качественно иного подхода к функционированию государственной службы в целом. В нём нашли отражение такие постулаты, как открытость и прозрачность доходов, доступность поступления на службу, минимизация коррупционных поползновений, формирование системы социальных гарантий и пр.
С момента вступления этого закона в законную силу он подвергался корректировке тридцать один раз. Только в 2015 году было внесено четыре законопроекта, касавшиеся различных аспектов деятельности государственных служащих, ряд из них начал действовать с началом нового 2019 года. Так, в середине прошлого года был уточнён порядок аттестации госслужащих, в октябре – возможность владения акциями и понятие «конфликт интересов», за два дня до наступления нового года – порядок исчисления стажа и предоставления отпусков. Не существует отныне понятия «правоохранительная служба».
Закон №395-ФЗ от 29.12.2015 посвящён изменениям, связанным с исчислением стажа госслужбы и понятием «правоохранительные органы». В предыдущей редакции закон №79-ФЗ содержал закрытый перечень периодов замещения должностей, которые засчитывались в стаж государственному служащему. Новая редакция позволяет Президенту РФ расширять и дополнять этот список, допускают парламентарии и возможность его изменения посредством принятия иных федеральных законов.
В новой редакции термин «правоохранительная служба» трансформирован в «федеральную государственную службу». Отныне работники органов юстиции и прокуратуры будут получать классные чины.
Принятый 30.12.2015 закон №418-ФЗ внёс ещё ряд поправок в закон №79-ФЗ в части определения дней отпуска, его продолжительности и возможности замены. Согласно новой редакции правом претендовать на дополнительные дни отпуска могут служащие с ненормированным служебным днём, а не рабочим, как это было указано в предыдущем варианте.
Установлена минимальная продолжительность ежегодного отпуска для госслужащих в размере 28 календарных дней. При этом допустимо его разделение на части, продолжительность каждой из которых составит не меньше двух недель. Если в текущем календарном году служащему не представится возможности отгулять дополнительные дни отпуска (сверх 28), то они могут быть по его заявлению присоединены к следующему отпускному периоду либо заменены денежной компенсацией.
Таким образом, ключевые изменения в 2015 году заключались в упразднении правоохранительной службы и введении классных чинов для органов юстиции и прокуратуры. Был расширен перечень периодов замещения ряда должностей, включаемых в общий стаж государственной службы. Пересмотру подвергся и порядок предоставления ежегодных отпусков. Остальные нормы закона остались неизменными с момента предыдущей редакции.
На сегодняшний день федеральный закон о госслужбе 79-фз последняя редакция включает в себя семнадцать глав и 74 статьи. Этот ФЗ был призван регулировать отношения, которые непосредственно связаны с государственной гражданской службой. Прохождение и окончание госслужбы и положение служащих устанавливается в соответствии с этим законом.
Текст этого ФЗ традиционно для российских законов начинается с общих положений. Далее определяются должности гражданской службы, их классификация, реестры, классные чины и требования по квалификация. Определяется и правовое положение этих служащих.
В нормативном акте устанавливается порядок, в соответствии с которым человек может замещать должность. Отдельное внимание уделяется служебному контракту. В ФЗ утверждено, что регулярно проводится аттестация служащих и квалификационный экзамен. За выслугу лет этим лицам предусмотрена доплата к окладу. Причем надбавка начинает накапливаться уже после первого года работы. А через 15 лет она и вовсе достигнет 30-процентного размера от оклада. А если условия признаны особыми, то надбавка может составлять и 200% от зарплаты.
Определены в тексте и нижеприведенные понятия:
Все утвержденные положения создают целую систему государственной гражданской службы, которая действует по всей территории Российской Федерации – в городе Москва, в Красноярском крае, Республике Башкортостан и других регионах.
В первых статьях опубликованы основы этого федерального закона о госслужбе в Российской Федерации. Начинается все с определения основных понятий. Например, государственными должностями названы такие должности, которые принимаются российскими законодательными актами с целью исполнения обязанностей госорганов. Во второй статье выделяется конкретный предмет регулирования. Им выбраны отношения, которые непосредственно связаны с государственной гражданской службы. Правовое положение служащих и поступление на госслужбе – это все тоже является предметом для этого ФЗ.
Система госслужбы делится на два направления – федеральная и региональная (в отдельных республиках, краях, городах). Также этим федеральным законом утвержден список главных принципов госслужбы, среди которых есть стабильность, доступность информации, взаимодействие с гражданами, а также профессионализм служащих.
Пятой статьей сформирован целый список законодательных актов, которые могут регулировать подобные отношения. Это и указы Президента, и нормативные акты республик, и, конечно, Конституция.
Также в ФЗ проведены параллели между гражданской и муниципальной службой. Сказано, что они взаимосвязаны за счет единства квалификационных требований, учета стажа, единства ограничений, а также соотносительности существенных условий по оплате труда и соцгарантиям.
С начала 2003 года инициаторы этого федерального закона работали над основами его проекта. Первая редакция была принята Госдумой 7 июля 2004-го года. Буквально через неделю его текст одобрили в Совете Федерации. В 71-ой статье сказано, что в действие настоящий ФЗ о госслужбе вступил ровно через шесть месяцев после опубликования.
Ежегодно в силу вступают новые федеральные законы, которые своими положениями вносят изменения в этот ФЗ о госслужбе.
Согласно закону, чтобы начать работать на государственные органы, гражданину России должно исполниться 18 лет. Он также должен свободно владеть русским языком и иметь соответствующие квалификационные навыки. Все эти требования прописаны в Федеральном законе 79. Рассмотрим его назначение более подробно.
Правовые нормы настоящего Федерального закона ФЗ-79 регулируют принятие/увольнение гражданина, который устраивается на работу в государственную службу. Согласно правовым аспектам также определяется текущий статус гражданского служащего РФ.
Во время активной деятельности в государственных органах выделяются следующие принципы:
ФЗ-79 о государственной гражданской службе Российской Федерации был принят 7 июля 2004 и одобрен 15 числа того же месяца. Последняя редакция закона была в 2016 году. Рассмотрим изменения и дополнения.
Закон ФЗ-79 в 2016 претерпел ряд изменений. Теперь требования к квалифицированным навыкам высокие не только для государственных, но и муниципальных служащих.
Чтобы занять должность руководителя, советника, специалиста основной или высшей группы, необходимо иметь высшее образование уровня магистратуры или выше. Закон не распространяется на лиц, которые поступили на государственную службу до вступления этой поправки. Также он не распространяется на лиц, профессиональное образование которых получено до 29 августа 1996 года.
Квалификационные требования должны соответствовать занимаемой должности. Сотрудник должен быть подготовлен, обучен и обладать знаниями, которые понадобятся для качественного выполнения своих обязанностей согласно ФЗ-79.
Приоритет при приеме на работу имеют гражданские служащие, специально подготовленные для конкретной должности в государственных органах.
Законом ФЗ-79 был установлен минимальный период оплачиваемого отпуска — 28 календарных дней. Уйти в отпуск можно минимум на 14 дней.
Перенос отдыха на следующий год рассматривается в индивидуальном порядке после подачи заявления. Кроме того, в новой редакции изменению/доработке подверглись следующие статьи:
Статья 7
В пункте 1 статьи 7 Федерального закона 79 была заменена фраза “к должностям гражданской службы и должностям муниципальной службы” на фразу «для замещения должностей гражданской службы и должностей муниципальной службы».
Статья 12
В ст 12 ФЗ 79 внесены следующие поправки :
Чтобы занять должность в государственных органах, образование, стаж и направление подготовки должны быть соответствующими. В зависимости от выбранной категории должностных лиц, устанавливаются квалифицированные условия для замещения государственных должностей.
Статья 16
Первая часть ст 16 федерального закона 79 дополнена пунктом 12. Он гласит, что информацию, которая требуется к представлению согласно статье 20 текущего Федерального закона, можно не указывать.
Статья 17
В части 1.1. ст 17 закона говорится, что если лицо занимает должность в органах государственной власти, ему запрещается открывать счета и вклады в иностранных банках. Это же касается членов его семьи.
Статья 20
Изменения коснулись и главы 3 ст 20 ФЗ-79. В ней говорится, что каждый гражданский служащий может воспользоваться интернетом для того, чтобы передать личные данные для последующей идентификации. Это может сделать:
Согласно закону представитель нанимателя может с вовлечением гражданских или уполномоченных органов обработать общедоступную информацию, которая размещена потенциальными кандидатами на должность гражданской службы. Работники также проверяют полноту представленной информации на основании ст 1 ФЗ-79.
Статья 22
В первой части ст 22 ФЗ-79 фраза “к должности гражданской службы” была заменена на “для замещения должности гражданской службы”. В пятой части были заменены слова с “профессионального образования” на “его специальности, направления подготовки”.
а вы знаете какие изменения в ходе последней редакции претерпело ?
В 2004 году закон был одобрен Федеральными органами. Ему присвоили номер 79. Общее количество статей в федеральном законе 79 составляет 74. Они сгруппированы в 17 глав согласно тематике — финансово-экономические аспекты, организационные моменты и т.д.
Чтобы разрешить конфликтную ситуацию или иные вопросы, связанные с работой в государственных органах, изучите последнюю редакцию ФЗ-79 о государственной гражданской службе Российской Федерации. Здесь представлены все поправки, дополнения и изменения. Чтобы их просмотреть, перейдите по следующей .
Система государственной службы
Государственная служба - это профессиональная служебная деятельность граждан РФ по обеспечению исполнения полномочий госорганов.
ГС подразделяется на гражданскую службу (федеральную и субъектов РФ), военную и правоохранительную.
Госслужащий - это гражданин, осуществляющий деятельность на должности госслужбы и получающий за это вознаграждение из соответствующего бюджета (федерального или субъекта РФ).
Гос. должности - это должности, устанавливаемые для непосредственного исполнения полномочий госорганов.
Принципы госслужбы:
Классификация должностей государственной гражданской службы
Взаимосвязь:
Руководители, помощники, советники - высшие, главные, ведущие группы должностей
Специалисты - Высшие, главные, ведущие старшие группы должностей
Обеспечивающие специалисты - высшие, главные, ведущие, старшие, младшие группы должностей.
Квалификационные требования: высшее образование (обязательно для служащих высшей, главной, ведущей, старшей групп должностей или для руководителей, советников, специалистов и обеспечивающих специалистов главной и ведущей групп должностей).
Полностью квалификационные требования указаны в должностном регламенте.
Ограничения и запреты, связанные с государственной гражданской службой
Ограничения:
Блок «Коммерческая деятельность». Запрещается:
1. участвовать на платной основе в управлении коммерческой организацией;
2. вести предпринимательскую деятельность;
3. приобретать ценные бумаги, по которым может быть получен доход. А если у госслужащего уже есть ценные бумаги, доли в уставном капитале других организаций, и владение ими может привести к конфликту интересов, то он обязан передать их в доверительное управление.
Блок «Подарки-вознаграждение». Запрещается:
4. принимать вознаграждение от физических или юридических лиц (подарки, деньги, ссуды, услуги, развлечения, отдых, оплата транспортных расходов). Подарки считаются собственностью госоргана, в котором гражданин проходит службу. Передаются по акту. Если есть желание получить в личное пользование, их нужно выкупить.
5. выезжать в связи с исполнением должностных обязанностей за пределы РФ за счет средств юридических и физических лиц, за исключением случаев, предусмотренных специальными международными договорами.
Блок «Публичность». Запрещается:
6. разглашать сведения конфиденциального характера, служебную информацию не в целях, связанных с госслужбой;
7. допускать публичные высказывания, оценки, в т.ч.в СМИ, относительно госорганов, их руководителей, если это не входит в должностные обязанности.
Блок «Отношения с общественными организациями». Запрещается:
8.принимать без разрешения представителя нанимателя награды, специальные звания (за исключением научных) от других государств, международных организаций, партий, религиозных, общественных объединений, если в должностные обязанности входит взаимодействие с ними.
Блок «Отношения с международными организациями».Запрещается:
Блок, связанный с Выборами. Запрещается:
Блок «То, что не вошло в остальные». Запрещается:
Поступление на государственную гражданскую службу. Оформление поступления
Правом поступления на госслужбу обладают граждане РФ, владеющие государственным языком РФ. В возрасте 18-65 лет. Соответствующие квалификационным требованиям. Поступление осуществляется по результатам конкурса. Конкурс проводится с целью оценки профессионального уровня, соответствия квалификационным требованиям к должности.
Конкурс не проводится:
Срочный контракт (год-5 лет) заключается:
Конфликт интересов - когда личная заинтересованность госслужащего влияет на исполнение им должностных обязанностей или может возникнуть противоречие между личной заинтересованностью гражданина и интересами субъекта РФ, граждан и т.д.
Служебный контракт: соглашение между представителем нанимателя и гражданином, поступающим на госслужбу. Или ГС о прохождении ГС и замещении должности ГС.
Наименование должности
Дата начала исполнения обязанностей
Права и обязанности ГС, должностной регламент
Виды медицинского, социального страхования
Права и обязанности представителя нанимателя
Режим служебного времени и отдыха
Условия оплаты труда
Могут предусматриваться:
Испытательный срок (3 месяца - год) не устанавливается для: