Выселение. Приватизация. Перепланировка. Ипотека. ИСЖ

Нравственные основы оперативно-розыскной деятельности, их связь с принципом уважения и соблюдения прав и свобод человека и гражданина, как одно из условий допустимости доказательств. НАУЧНЫЙ АСПЕКТ № 4-2012 – Самара: Изд-во ООО «Аспект», 2012. Т.1-2. С. 25-26. 27. Собрание законодательства Российской Федерации. 1995. № 33. С.3349; 1997. № 29. Ст. 3502; 1999. № 2 . Ст. 233; 2000. № 1. Ст. 8; 2003. № 2. Ст. 167 и др. 28. Субкультура (лат. sub - под и cultura - культура; подкультура) понятие (термин) в социологии, антропологии и культурологии - обозначающий часть культуры общества, отличающейся своим поведением от общепринятого. 29. Толковый словарь русского языка: В 4 т. Т.4/ Под ред. Д. Ушакова. М., 1996. С. 351,408. 30. Томин В.Т., Попов А.П. Эффективное уголовное судопроизводство: управленческие, социальные и правовые аспекты. С.19. 31. ФЗ « О государственной тайне» от 21.07.1993 г.(ред.

Основная обязанность специалиста - использование своих специальных знаний для оказания помощи оперативным сотрудникам в обнаружении и закреплении оперативно-значимой информации.

Прокурор занимает особое место среди субъектов ОРД в связи с тем, что по его требованию руководители органов, осуществляющих ОРД, предоставляют ему документы, которые включают в себя ДОУ, материалы проведения ОРМ с использованием оперативно-технических средств, а также учетно-регистрационную документацию и ведомственные нормативные правовые акты, регламентирующие порядок проведения ОРМ.

Полномочия судьи в сфере ОРД выражаются в осуществлении судебного контроля при рассмотрении материалов об ограничении конституционных прав граждан при проведении ОРМ (ст.

— использование конфиденциального сотрудничества для сокрытия преступной деятельности;

— утрата конфидентом возможности оказывать содействие органам, осуществляющим оперативно-розыскную деятельность;

— неудовлетворительное состояние здоровья и другие нарушения условий контракта лицом, содействовавшим подразделениям, осуществляющим оперативно-розыскную деятельность.

В случае временной невозможности конфидента выполнять свои обязательства допускается приостановление работы по контракту на срок до шести месяцев.

Отмечая добровольность изъявления согласия гражданина на конфиденциальное сотрудничество с подразделениями ОВД, осуществляющими оперативно-розыскную деятельность, как форму реализации своего права на защиту от преступных посягательств, закон (см.

К агентурной работе не должны привлекаться лица страдающие

Второй вид содействия граждан органам, осуществляющим оперативно-розыскную деятельность, предусматривает непосредственное их участие в проведении оперативно-розыскных мероприятий, направленных на решение конкретных задач оперативно-розыскной деятельности. Например, оперативное внедрение в криминальные сообщества и участие в их разработке.

Во-вторых, конфиденциальное сотрудничество может быть кратковременным или длительным (устойчивым), что означает вступление в отношения сотрудничества для достижения одной конкретной, разовой недлительной по времени задачи либо достаточно устойчивое по времени содействие в подготовке или проведении ряда оперативно-розыскных мероприятий, обеспечивающих осуществление долговременных оперативных задач.

Конфиденциальное сотрудничество отдельных (частных) лиц с органами внутренних дел различается и по форме.

Внимание

Определяющими характеристиками профессиональной непригодности объекта к использованию являются следующие: богатое воображение, склонность придумывать события, не соответствующие действительности или давать собственное толкование сложившейся оперативной обстановке.

Только досконально изучив конкретного человека, можно подобрать к нему ключи. В любом случае действовать необходимо очень деликатно, ненавязчиво, не лезть, что называется, в душу с расспросами, искать общие точки соприкосновения и общие интересы, внимательно присматриваться к объекту разработки, выявлять его жизненные ценности и приоритеты, а главное, слабые и уязвимые места, используя которые, можно на него эффективно влиять. Никогда не форсируйте события. В искусстве вербовки большое значение имеет ораторское искусство, помноженное на знание психологии.


Здесь, как в любви — насильно мил не будешь.

При этом законодатель подчеркнул, что привлекаться к нему могут отдельные лица, исключив тем самым групповую (коллективную) форму конфиденциального содействия. Это необходимо и в целях конспирации, и для индивидуализации правового статуса субъекта.

Конфиденциальное содействие может быть установлено: а) по инициативе сотрудника оперативного подразделения путем предложения лицу из тактических соображений оказать добровольную помощь в борьбе с преступностью; б) в случае индивидуального волеизъявления лица, выступающего инициатором данного содействия и располагающего соответствующей информацией о противоправной деятельности.

Основным элементом конфиденциального содействия является умение оперативного сотрудника привлечь гражданина к содействию (вербовка).

Вид негласной деятельности, которая осуществляется субъекта осуществляющими ОРД в отношении заключенного под стражу лица в целях быстрейшего раскрытия преступления, всестороннего, полного и объективного исследования обстоятельств дела, а также получения данных оперативного характера. 13. См., например, Горянинов К.К., Кваша Ю.Ф., Сурков К.В. Федеральный закон «Об оперативно- розыскной деятеьности»: Комментарий.М., 1997.
С. 516. 14. Дронов М.Н. Талант общения, М., 1998. 15. Карпец И.И. Сыск (записки начальника уголовного розыска). М., 1994. С.84. 16. Кон И.С. Социология личности. М., 1967.
С.62. 17. Контракт- договор между органом, осуществляющим оперативно- розыскную деятельность(в лице начальника органа), и отдельным лицом, фиксирующий в письменной форме взаимные обязательства и права сторон. 18. Кукридж Е.Х. Тайны английской секретной службы. М., 1989. С.20-28. 19. Леббок Д.
Эта деятельность направлена на формирование стабильного, количественно небольшого аппарата негласных сотрудников, способных оказывать помощь в решении общих и частных задач ОРД.

Основными элементами руководства конфиденциальными сотрудниками являются: а) деятельность оперативных работников но организации качественного использования негласных сотрудников для решения оперативно-розыскных задач; 6) воспитание негласных сотрудников; в) обучение их приемам оперативно-розыскной работы.

Использование конфидентов для решения задач ОРД предполагает ориентирование данных лиц на сбор оперативно-розыскной информации.

Чаще всего сотрудничество, закрепленное в письменной форме, является долговременным и предполагает ведение лицом активной разведывательно-поисковой деятельности в криминальной среде.

В контракте о долговременном сотрудничестве находят отражение: данные о сторонах, предмет контракта, права и обязанности сторон, срок контракта, условия возможного продления срока договора или его досрочного расторжения, сумма или характер вознаграждения конфиденту, а также особые условия (гарантии безопасности, порядок разрешения споров, соблюдения конфиденциальности и др.).

Контракт от имени оперативно-розыскного органа составляется в одном экземпляре, и его подписывают соответствующие руководители, перечень которых определяется ведомственными нормативными актами.

В соответствии со ст.60 Конституции РФ гражданин получает такие права и обязанности с 18-летнего возраста. С этого возраста гражданин своими действиями не только приобретает права, но и создает юридические обязанности, а равно способен нести ответственность за последствия своих действий.

Следовательно, органы, осуществляющие оперативно-розыскную деятельность, вступают с отдельными гражданами в специфические гражданско-правовые и трудовые отношения. Поэтому контракт как разновидность договора имеет определенные правовые последствия для обеих сторон и должен отвечать юридически значимым требованиям.

Структура контракта должна содержать следующие элементы.

1.
Правовая основа сотрудничества отдельного (частного) лица с подразделением ОВД, осуществляющим оперативно-розыскную деятельность.

Допустимыми ФЗ об ОРД (п. 4 ст. 16) признает и такие действия, при которых негласный сотрудник при защите жизни и гдоровъя граждан, их конституционных прав и законных интересов, а также для обеспечения безопасности общества и государства от преступных посягательств вынужденно причиняет какой-либо вред обществу. Несомненно, основное воспитательное значение имеют правильный выбор и использование выработанных практикой приемов воспитания, обусловленные наличием улица, оказывающего содействие, определенных положительных и отрицательных черт характера, его ролью в среде, где он выполняет задание ОРО. Черты характера таких лиц (врожденные или приобретенные), как правило, известны оперативнику. При отсутствии у лица, содействующего ОРО, необходимых качеств оперативник должен стремиться воспитать их.

Приказа о том, какие подразделения ведомства смогут заниматься агентурной работой.

В известной песне "Наша служба и опасна, и трудна" есть маленькая недоговоренность. В строчке: "и на первый взгляд как-будто не видна" замалчивается важный нюанс: некоторые грани полицейской работы и не должны быть видны - ни на первый взгляд, ни на третий, ни на любой другой.

Сколько агентов оперативники внедрили в преступные группировки? Какие телефоны стоят на прослушке? За кем установлена слежка? Все это важная государственная тайна. Но все мы знаем, что полиция занимается такой работой. Без оперативно-розыскных полномочий служба правоохранителей была бы не только опасна и трудна, но и во многом безнадежна. Зачастую именно тайные методы часто позволяют вывести преступника на чистую воду, хотя, конечно, и работать в открытую - гласными методами - правоохранители тоже должны уметь.

Далеко не все сотрудники МВД имеют право заниматься секретной работой. Допустим, участковый уполномоченный не может внедрять в банду местных алкоголиков своего человека. Если и сделает это, то не в рамках закона об оперативно-розыскной деятельности.

Не вправе приставить "хвоста" к гражданам и начальник паспортного стола - даже при всем желании. Следователь, между прочим, тоже не внедряется в банды, он как раз занимается процессуальной работой. Поэтому в министерстве внутренних дел есть масса сотрудников и подразделений, чья работа проходит вне конспиративных квартир.

Перечень подразделений, имеющих право на секретную работу, в соответствующих ведомствах существовал всегда. Но в МВД сейчас заканчивается реформа, многие структуры изменились, да и в целом сейчас перерабатывается вся нормативная база ведомства. Поэтому министерство разработало приказ, четко определяющий список подразделений и должностных лиц, правомочных осуществлять оперативно-розыскную деятельность.

В подготовленном перечне 13 подразделений. При этом у одних из них есть право заниматься оперативной работой в полном объеме, установленном соответствующим законом, у других четко обговорены конкретные формы работы.

Например, в центрах и отрядах спецназа полиции должны быть специально выделенные сотрудники, занимающиеся оперативной работой. Они вправе проводить следующие оперативно-розыскные мероприятия: "опрос", "наведение справок", "наблюдение", "отожествление личности", "обследование помещений, зданий, сооружений, участков местности и транспортных средств"; использование конфиденциального содействия граждан. Нетрудно догадаться, что таким способом оперативники из подразделений спецназа смогут выделять, скажем, зачинщиков во время беспорядков. Кстати, многие машины спецотрядов, включая автомобили-водометы, оснащены видеокамерами и микрофонами. Они записывают все, что творится вокруг. Потом эти данные могут стать доказательством при суде. И пока одни спецназовцы будут силой успокаивать разбушевавшуюся толпу (например, разгоряченных футбольных болельщиков), другие будут вычислять вожаков и самых рьяных. Мало получить фото, надо еще узнать имя человека.

В списке есть хорошо известные названия - угрозыск, службы собственной безопасности, национальное бюро Интерпола. В полном объеме секретной работой могут заниматься подразделения по обеспечению безопасности лиц, подлежащих государственной защите. Нет в приказе, и это ожидаемо, ГИБДД, лицензионно-разрешительных подразделений. Они никогда не входили в подобные перечни, у них гласная работа.

Чтобы сузить результаты поисковой выдачи, можно уточнить запрос, указав поля, по которым производить поиск. Список полей представлен выше. Например:

Можно искать по нескольким полям одновременно:

Логически операторы

По умолчанию используется оператор AND .
Оператор AND означает, что документ должен соответствовать всем элементам в группе:

исследование разработка

Оператор OR означает, что документ должен соответствовать одному из значений в группе:

исследование OR разработка

Оператор NOT исключает документы, содержащие данный элемент:

исследование NOT разработка

Тип поиска

При написании запроса можно указывать способ, по которому фраза будет искаться. Поддерживается четыре метода: поиск с учетом морфологии, без морфологии, поиск префикса, поиск фразы.
По-умолчанию, поиск производится с учетом морфологии.
Для поиска без морфологии, перед словами в фразе достаточно поставить знак "доллар":

$ исследование $ развития

Для поиска префикса нужно поставить звездочку после запроса:

исследование*

Для поиска фразы нужно заключить запрос в двойные кавычки:

" исследование и разработка"

Поиск по синонимам

Для включения в результаты поиска синонимов слова нужно поставить решётку "# " перед словом или перед выражением в скобках.
В применении к одному слову для него будет найдено до трёх синонимов.
В применении к выражению в скобках к каждому слову будет добавлен синоним, если он был найден.
Не сочетается с поиском без морфологии, поиском по префиксу или поиском по фразе.

# исследование

Группировка

Для того, чтобы сгруппировать поисковые фразы нужно использовать скобки. Это позволяет управлять булевой логикой запроса.
Например, нужно составить запрос: найти документы у которых автор Иванов или Петров, и заглавие содержит слова исследование или разработка:

Приблизительный поиск слова

Для приблизительного поиска нужно поставить тильду "~ " в конце слова из фразы. Например:

бром~

При поиске будут найдены такие слова, как "бром", "ром", "пром" и т.д.
Можно дополнительно указать максимальное количество возможных правок: 0, 1 или 2. Например:

бром~1

По умолчанию допускается 2 правки.

Критерий близости

Для поиска по критерию близости, нужно поставить тильду "~ " в конце фразы. Например, для того, чтобы найти документы со словами исследование и разработка в пределах 2 слов, используйте следующий запрос:

" исследование разработка"~2

Релевантность выражений

Для изменения релевантности отдельных выражений в поиске используйте знак "^ " в конце выражения, после чего укажите уровень релевантности этого выражения по отношению к остальным.
Чем выше уровень, тем более релевантно данное выражение.
Например, в данном выражении слово "исследование" в четыре раза релевантнее слова "разработка":

исследование^4 разработка

По умолчанию, уровень равен 1. Допустимые значения - положительное вещественное число.

Поиск в интервале

Для указания интервала, в котором должно находиться значение какого-то поля, следует указать в скобках граничные значения, разделенные оператором TO .
Будет произведена лексикографическая сортировка.

Такой запрос вернёт результаты с автором, начиная от Иванова и заканчивая Петровым, но Иванов и Петров не будут включены в результат.
Для того, чтобы включить значение в интервал, используйте квадратные скобки. Для исключения значения используйте фигурные скобки.

Совершенно секретно
Экз. № 213 0

П Р И К А З

ПРЕДСЕДАТЕЛЯ КОМИТЕТА
ГОСУДАРСТВЕННОЙ БЕЗОПАСНОСТИ СССР

О введении в действие Положения об агентурном аппарате и доверенных лицах органов государственной безопасности

Комитет государственной безопасности СССР, руководствуясь указаниями Коммунистической партии, ее Центрального

Комитета по надежному обеспечению безопасности страны, неуклонно повышает боеспособность органов КГБ в борьбе с

усилившейся разведывательно-подрывной деятельностью классового противника. Укрепляются чекистские кадры.

Последовательно проводится в жизнь ленинский принцип прочной опоры на трудящихся, их помощь и поддержку. Важнейшее

значение в решении разведывательных и контрразведывательных задач придается совершенствованию агентурного аппарата,

эффективному использованию агентуры как основного чекистского средства. Улучшается работа с доверенными лицами.

Вместе с тем осложнение международной обстановки, возрастание агрессивности империализма, активизация тайной

подрывной деятельности противника требуют дальнейших действенных мер по повышению боеспособности и мобилизационной

готовности органов КГБ, укреплению" их оперативных сил и средств. Особое значение приобретают задачи качественного

укрепления агентурного аппарата, совершенствования всей работы с агентурой и доверенными лицами.

ПРИКАЗЫВАЮ:

1. Ввести в действие одобренное ЦК КПСС и утвержденное Коллегией Комитета государственной безопасности СССР

Положение об агентурном аппарате и доверенных лицах органов государственной безопасности СССР (прилагается).

2. Руководителям подразделении центрального аппарата Комитета государственной безопасности СССР, органов КГБ на

местах, командованию войск пограничных округов, пограничных отрядов и ОКПП обеспечить глубокое знание оперативным

составом Положения об агентурном аппарате и доверенных лицах органов государственной безопасности СССР,

неукоснительное исполнение его требований в агентурно - оперативной деятельности.

3. Оперативно-техническому управлению КГБ СССР совместно с заинтересованными подразделениями центрального

аппарата КГБ СССР в шестимесячный срок подготовить Инструкцию о порядке использования агентуры и доверенных лиц при

проведении оперативно-технических мероприятий.

Следственному отделу КГБ СССР совместно с заинтересованными подразделениями центрального аппарата КГБ СССР в

трехмесячный срок внести необходимые дополнения и изменения в ныне действующую Инструкцию о порядке организации и

проведения в органах и войсках КГБ внутри - камерной разработки лиц, содержащихся под стражей, вытекающие из

Положения об агентурном аппарате и доверенных лицах органов государственной безопасности СССР.

С приказом и Положением ознакомить руководящий и оперативный состав подразделений центрального аппарата КГБ

СССР, органов КГБ на местах, разведаппаратов пограничных войск КГБ СССР, а также преподавательский состав

специальных кафедр разведывательного и контрразведывательного профиля учебных (кроме военно-учебных) заведений КГБ.

Председатель Комитета В. Чебриков

Тематические индексы: 3-18-1, 4-1, 7-1, 7-00, 9-1, 9-2, 9-3, 9-4, 9-5-0, 9-6-0, 9-7-0, 9-8-0, 13-1-3, 13-3, 16-

2, 17-2, 17-3-1, 19-7, 20-2-2, 40-2, 40-3, 40-4, 40-5, 40-6, 40-7, 40-8, 40-9, 40-10, 40-11.

Совершенно секретно
ПРИЛОЖЕНИЕ
к приказу Председателя КГБ СССР
от 4 июля 1983 года № 00140

ПОЛОЖЕНИЕ
об агентурном аппарате и доверенных лицах
органов государственной безопасности СССР

1. Общие положения

1.1. Органы государственной безопасности, созданные ленинской партией для защиты революционных завоеваний

Великой Октябрьской социалистической революции, действуют в интересах Советского государства и советского общества.

Источником силы чекистских органов является повседневное руководство и контроль со стороны КПСС, ее Центрального

Комитета. Органы КГБ неукоснительно соблюдают положения Конституции СССР и советские законы. В их деятельности

неуклонно осуществляется ленинский принцип связи с трудящимися, опоры па массы. Патриотизм советских людей, их

активная жизненная позиция в обеспечении безопасности социалистического государства - неисчерпаемый резерв

дальнейшего повышения боеспособности органов КГБ.

1.2. В обеспечении безопасности Советского государства п общества органы КГБ используют весь арсенал имеющихся в

их распоряжении средств, но всегда выделяли и выделяют 1-агентуру, поскольку она была и остается основным средством

чекистской деятельности.

Агентурная работа строится в полном соответствии с внешней и внутренней политикой Коммунистической партии,

подчинена целям и задачам, которые она ставит перед органами КГБ в конкретных исторических условиях, неуклонно

осуществляется с партийных, классовых позиций. Она требует от чекистов глубокого понимания интересов Советского

государства и советского общества, высоких политических, деловых и моральных качеств.

Исходя из внутриполитического положения в пашен стране сфера применения такого острого чекистского средства, как

агентура, уже сейчас могла бы быть сужена. Но поскольку империализм не отказывается и никогда не откажется от

ведения тайной подрывной деятельности против СССР, советские органы госбезопасности обойтись без агентуры не могут.

Более того, в условиях активизации агрессивных сил империализма, шпионских и иных подрывных зарубежных центров ее

значение возрастает. С помощью агентуры чекисты действуют наступательно, проникают в политические, экономические и

военные органы империалистических и недружественных государств, их спецслужбы и враждебную среду. Агенты

непосредственно участвуют в других активных операциях органов КГБ, в их мероприятиях по выявлению и пресечению

подрывных акций противника, вскрытию государственных преступлений, в предупредительно-профилактической работе.

1.3. Основу агентурного аппарата органов КГБ составляют преданные делу коммунизма и социалистической Родине

советские граждане. В силу специфических особенностей борьбы с тайной подрывной деятельностью противника органы КГБ

приобретают агентов также из числа иностранных граждан, лиц без гражданства и враждебных элементов.

1.4. Агентурный аппарат органов КГБ должен быть качественно высоким, а количественно небольшим. Иметь агентов

необходимо столько, сколько требуется для решения конкретной задачи на конкретном участке оперативной деятельности.

1.5. Одним из важнейших условий успешной работы с агентурой является строжайшее соблюдение конспирации.

1.6. В решении задач по обеспечению государственной безопасности страны органы КГБ активно используют помощь

советских граждан на доверительной основе.

1.7. Агентурная работа и работа с доверенными лицами осуществляется в строгом соответствии с Положением о

Комитете государственной безопасности СССР, нормативными актами КГБ СССР, данным Положением.

1.8. Агентурная работа и работа с доверенными лицами - дело творческое, сложное. Она должна опираться на

глубокое знание форм и методов подрывной деятельности противника, его устремлении, на объективный анализ и

прогнозирование оперативной обстановки, имеющийся опыт, строгий учет требований разведки и контрразведки.

Обеспечение успешной работы с агентурой и доверенными лицами требует от руководящего и оперативного состава

организационных навыков, профессиональной компетентности, умения воспитывать, обучать, эффективно использовать

агентурный аппарат и доверенных лиц в борьбе с подрывной деятельностью противника и враждебных элементов.

2. Основные задачи, решаемые с помощью агентуры

Осуществление активных мероприятий по борьбе с разведывательно-подрывной деятельностью противника.
Добывание политической, экономической, научно-технической, военной и иной разведывательной информации.
Разработка разведывательных органов, их резидентур, иных специальных служб, центров и организаций, действующих

против Советского Союза, проникновение в них; выявление, предупреждение и пресечение подрывной деятельности

разведчиков и агентов противника; розыск шпионов, террористов, диверсантов, а также скрывающихся от уголовного

преследования других лиц, совершивших особо опасные и иные государственные преступления.
Выявление, проверка и разработка лиц, установивших (намеревающихся установить) преступные связи со спецслужбами

противника; предупреждение становления отдельных политически неустойчивых советских граждан на путь измены Родине.
Ограждение советских граждан от подрывных акций противника.
Контрразведывательное обеспечение объектов и работ оборонного и военного назначения, сохранности государственной и

военной тайны; предотвращение утечки секретов к противнику, оперативное расследование фактов утечки таких сведении,

утраты документов и специзделий; участие в противодействии технической разведке противника; оперативное обеспечение

безопасности литерных и специальных перевозок; дезинформация противника.
Содействие командованию и политическим органам в укреплении боевой готовности и боеспособности Вооруженных Сил СССР.
Контрразведывательное обеспечение Министерства внутренних дел СССР, его органов и внутренних войск.
Защита экономики страны от подрывной деятельности противника и враждебных элементов; предотвращение актов диверсии и

вредительства; расследование чрезвычайных происшествии на объектах народного хозяйства, выявление лиц, умышленно

создающих предпосылки к таким происшествиям, а также инспираторов и подстрекателей, антиобщественных проявлении;

борьба с контрабандой и незаконными валютными операциями
Борьба с подрывной деятельностью зарубежных антисоветских идеологических центров и организаций, предотвращение и

срыв их акций; разработка нелегальных антисоветских группирований; предупреждение массовых и групповых

антиобщественных проявлений, эмиграционных и иных негативных процессов, которые могут возникнуть под воздействием

идеологической диверсии противника, враждебных элементов или в силу других обстоятельств, нейтрализация этих

процессов; предупреждение и пресечение распространения заведомо ложных измышлений, порочащих советский

государственный и общественный строи; розыск авторов антисоветских анонимных документов, листовок и надписей.
Предотвращение террористических акций.
Оперативное обеспечение охранных мероприятий.
Оперативное обеспечение охраны государственной границы СССР.
Охрана иностранных представительств на территории СССР.
Создание условий для конспиративного внедрения и применения оперативно-технических средств, проведения установок и

других специальных мероприятий.
Содействие полному и всестороннему раскрытию особо опасных и иных государственных преступлений, расследованию

уголовных дел.
Обеспечение оперативно-мобилизационной готовности.
Участие в необходимых случаях в выявлении хищений и расхитителей социалистической собственности, взяточничества и

спекуляции в особо крупных размерах.

3. Агентурный аппарат

3.1. Агентурный аппарат органов КГБ состоит из агентов, резидентов, содержателей явочных квартир и не состоящих

в негласном штате органов госбезопасности содержателей конспиративных квартир.

Агент - советский гражданин, иностранный гражданин (подданный) либо лицо без гражданства, негласно

сотрудничающий с органами КГБ и выполняющий их задания по обеспечению безопасности СССР.

Резидент - советский гражданин, завербованный органами КГБ па идейно-политической основе и осуществляющий

руководство переданными ему на связь агентами или доверенными лицами.

советский гражданин, предоставляющий жилое помещение органам госбезопасности для работы с агентами и резидентами и

обеспечивающий при этом необходимые условия конспирации.

политической основе советский гражданин, обеспечивающий условия для агентурной и другой оперативной работы в

помещении, находящемся в распоряжении органов госбезопасности.

3.2. На каждом участке, направлении, объекте работы органов госбезопасности создается агентурный аппарат,

способный в любых условиях надежно контролировать оперативную обстановку, влиять на ее развитие в нужном

направлении, активно участвовать в борьбе со шпионажем, идеологической диверсией, иной подрывной деятельностью

противника и враждебных элементов.

3.3. Выполнение требования о том, что агентурный аппарат должен быть качественно высоким, а количественно

небольшим, обеспечивается: вербовкой работоспособных, перспективных агентов, правильной их расстановкой и

воспитанием, квалифицированной работой с каждым агентом, полным использованием его возможностей, постоянной заботой

о стабильности агентурного аппарата.

3.4. Формирование агентурного аппарата осуществляется по линейно-объектовому принципу на основе постоянного

изучения оперативной обстановки на конкретных участках чекистской деятельности, знания ее тенденций и возникающих

оперативных задач. Первостепенное внимание уделяется созданию агентурных позиций па участках и направлениях наиболее

острой борьбы с подрывной деятельностью противника, сосредоточения особо важных государственных и военных секретов.

Оперативный сотрудник своевременно осуществляет подбор и изучение кандидатов па вербовку, планомерно укрепляет

агентурный аппарат.

3.5. В агентурный аппарат контрразведки вербуются главным образом советские граждане - патриоты нашей Родины,

обладающие высоким чувством ответственности за безопасность Советского государства, способные по своим личным и

деловым качествам, занимаемому положению и другим возможностям успешно выполнять задания органов КГБ. Они

приобретаются на идейно-политической основе, при соблюдении принципа добровольности.

В необходимых случаях для решения конкретных оперативных задач разрешается вербовать агентов из числа членов и

кандидатов в члены КПСС.

3.6. Там, где требуется, агенты приобретаются из числа лиц, подпавших под влияние антисоветской пропаганды,

вынашивавших намерение совершить преступные действия, судимых в прошлом за участие в антисоветской деятельности, из

числа националистических, реакционных церковно-сектантских и иных враждебных элементов.

При их вербовке могут использоваться компрометирующие материалы, материальная и иная личная заинтересованность.

Разрешается вербовать лиц, совершивших государственные или иные преступления. Вербовка не освобождает их от

уголовной ответственности. При возникновении особой необходимости и наличии смягчающих обстоятельств может решаться

вопрос об освобождении агента от уголовной ответственности в установленном заколом порядке. Вербовка органами КГБ

лиц, отбывающих наказание в исправительно-трудовых учреждениях МВД, осуществляется в установленном КГБ СССР порядке.

При подготовке, проведении вербовок и последующей работе с агентами из перечисленных выше категории лиц

осуществляется их политическое и нравственное перевоспитание.

3.7. Агенты из числа иностранных граждан и лиц без гражданства приобретаются и используются для своевременного

выявления и срыва, враждебных Советскому Союзу планов спецслужб противника по подрыву политической и экономической

основы, обороноспособности Советского государства, проводимых в этих же целях акций идеологической диверсии. К

сотрудничеству с органами КГБ привлекаются главным образом лица, лояльно относящиеся к Советскому Союзу. При

вербовке агентов из числа иностранных граждан и лиц без гражданства, работе с такими агентами постоянно учитываются

их социально-классовая принадлежность, мировоззрение, национально-психологические особенности. В вербовочных

мероприятиях в отношении таких лиц используются материальная и иная личная заинтересованность, компрометирующие

материалы.

3.8. Важная задача оперативного состава - повседневный, целенаправленный поиск лиц, из числа которых могут быть

завербованы и в процессе активной деятельности, воспитания и обучения подготовлены ценные и особо цепные агенты. К

Из числа советских граждан - лица, принимающие эффективное участие в предупреждении и пресечении особо опасных

государственных преступлений, разоблачении агентуры н эмиссаров противника, получающие сведения о планах и замыслах

спецслужб противника и зарубежных антисоветских центров, активно участвующие в компрометации и разложении враждебных

формировании, а также добывающие информацию, имеющую существенное значение для обеспечения сохранности важных

государственных и военных секретов, укрепления обороноспособности страны, повышения боевой готовности Вооруженных

Сил и улучшения охраны государственной границы СССР;

Из числа иностранных граждан и лиц без гражданства - политические и государственные деятели, высокопоставленные

чиновники, дипломаты США, ФРГ, Англии, Франции, Японии, Канады, Израиля, других капиталистических и недружественных

государств, руководящие работники международных организаций и другие иностранные граждане, представляющие

документальную и иную информацию о внешней и внутренней политике своих государств, стран главного противника и

других недружественных государств, об их планах в отношении Советского Союза, социалистического содружества, а также

способные оказывать влияние на формирование внешнеполитического курса своих правительств; кадровые сотрудники и

агенты разведывательных н контрразведывательных органов, руководящие работники военных ведомств и генеральных штабов

капиталистических и развивающихся стран и другие лица, добывающие достоверные сведения о планах, замыслах и

конкретных акциях спецслужб противника, военно-экономическом потенциале, оперативных и мобилизационных планах США,

их союзников по военно-политическим блокам, других недружественных государств, а также иную важную информацию по

оперативным и военным вопросам; сотрудники шифровальных служб капиталистических и развивающихся стран; ученые и

специалисты, передающие документальные и другие данные о научно-техническом потенциале, военных достижениях и

новейших видах вооружения, важных научных проблемах и разработках, ведущихся в капиталистических государствах, и

иную ценную научно-техническую информацию; крупные промышленники, финансисты и коммерсанты капиталистических стран,

оказывающие выгодное для Советского Союза влияние на формирование экономической политики своих государств;

антисоветских зарубежных организаций, а также их эмиссары, активно сотрудничающие с органами КГБ.

Определение принадлежности к ценным и особо цепным агентам осуществляется с учетом добываемой ими информации и

перспектив их использования по мотивированным заключениям, утверждаемым соответственно начальниками Второго и

Третьего главных, Четвертого, Пятого и Шестого управлений, Главного управления пограничных войск КГБ СССР, по

представлениям председателей КГБ союзных республик и КГБ автономных республик РСФСР, начальников КГБ СССР по краям и

областям, начальников войск пограничных округов, управлений особых отделов КГБ СССР особых отделов КГБ СССР по

группам войск, округам, илотам, объединениям центрального подчинения. Утверждение заключение на агента приобщается к

его личному делу.

3.9. Вербовка агента, как правило, разрешается после проверки и всестороннего изучения кандидата, получения

полных данных о его надежности, личных качествах и реальных возможностях, необходимых для успешного выполнения

заданий органов КГБ. Выводы о пригодности кандидата к негласному сотрудничеству с органами КГБ должны опираться па

конкретные, убедительные данные. В этих целях используются официальные источники, оперативный учет, агентура и

доверенные лица, наружное наблюдение, оперативная установка, информационно-поисковые системы органов КГБ, а при

необходимости и другие оперативные и оперативно - технические средства. Во всех случаях выясняются возможные

препятствия к привлечению данного лица к сотрудничеству с органами КГБ (душевный и физический недуг, низкие

моральные качества, болтливость, замкнутость, предвзятость, трусость и т. п.).

Наиболее тщательно проверяются и изучаются кандидаты на вербовку из числа иностранных граждан, лиц без

гражданства, советских граждан, постоянно проживающих за границей, враждебных элементов, а также лиц, вербуемых для

участия в особо сложных контрразведывательных мероприятиях и операциях (внедрение в спецслужбы противника, его

подрывные идеологические центры и организации, разработка иностранных разведчиков, враждебных группирований, других

объектов дел оперативного учета).

3.10. В целях изучения кандидата на вербовку из числа советских граждан, проверки его па конкретных поручениях,

получения объективных характеризующих данных с ним может устанавливаться личный оперативный контакт. Для

установления личного оперативного контакта избирается соответствующий предлог и необходимая основа. Принимаются меры

к сохранению кандидатом в тайне контакта с оперативным сотрудником. Поручения кандидату на вербовку должны иметь

отношение к компетенции органов госбезопасности, соответствовать возможностям кандидата, способствовать более

полному изучению его личных качеств. Не допускается расшифровка перед кандидатом объектов заинтересованности органов

Продолжительность поддержания личного оперативного контакта с кандидатом па.вербовку определяется

дифференцированно в зависимости от личности кандидата, полноты и достоверности уже имеющихся о нем сведений, цели

вербовки, характера и важности задач, для решения которых имеется в виду использовать будущего агента.

3.11. Вербовка агентов проводится как путем постепенного привлечения, вербуемого к выполнению заданий органов

КГБ, так и путем прямого вербовочного предложения.

Вербовка агента может быть закреплена письменным обязательством (подпиской), получением от агента оперативной

информации, распиской о получении денежного или иного вознаграждения, негласной документацией процесса вербовки и т.

п. По завершении вербовки в целях конспирации, как правило, совместно с агентом избирается его псевдоним.

3.12. В качестве резидентов вербуются в основном члены КПСС, способные по своим политическим, моральным, деловым

данным и возможностям обеспечивать успешное руководство группой агентов или доверенных лиц и эффективное их

использование в интересах решения контрразведывательных задач.

При изучении кандидатов на вербовку в качестве резидентов исходить из того, что резидент должен быть преданным

делу Коммунистической партии и Советского государства, политически грамотным, обладать волевыми качествами,

способностью убеждать людей, оказывать на них нужное влияние. Важными чертами резидента являются душевная теплота,

доброжелательность, умение добиваться глубокого взаимопонимания с людьми. При необходимости с кандидатом на вербовку

в качестве резидента может быть установлен личный оперативный контакт.

Вербовка резидентов осуществляется при строгом соблюдении принципа добровольности. Она завершается отбором

подписки о негласном сотрудничестве с органами КГБ.

политическом и моральном отношении, малосемейных, добровольно и с желанием дающих согласие оказывать помощь органам

госбезопасности. Они должны сохранять в тайне использование жилплощади в интересах органов КГБ, создавать

необходимые условия для встреч с агентами, способствовать обеспечению конспирации.

3.14. Резерв кандидатов на вербовку для формирования агентурного аппарата в особый период готовится в плановом

порядке из числа невоеннообязанных и лиц, должности которых на военное время бронируются. В органах военной

контрразведки - в основном из числа военнослужащих (офицеров, прапорщиков, мичманов) и военнообязанных Вооруженных

Сил СССР приписного состава.

Систематически ведется изучение кандидатов на вербовку в особый период, при необходимости с ними устанавливается

личный оперативный контакт для ознакомления и проверки на выполнении отдельных поручений (особенно во время

проведения войсковых учений, расследования чрезвычайных происшествий и т. п.).

3.15. Членов КПСС и ВЛКСМ, избранных в партийные и комсомольские комитеты (бюро), секретарей первичных партийных

н комсомольских организаций, ответственных и технических работников партийного, комсомольского аппаратов,

политических органов Вооруженных Сил СССР, депутатов Верховного Совета СССР, Верховных Советов союзных и автономных

республик и местных Советов народных депутатов, работников профсоюзных органов, суда и прокуратуры использовать в

качестве агентов, резидентов, содержателен конспиративных и явочных квартир не разрешается.

Агентурный метод - это совокупность приемов и способов легендированного поведения негласных сотрудников (агентов) и оперативных сотрудников правоохранительных органов и спецслужб по выведыванию оперативно значимой информации и документированию противоправных действий путем установления или развития доверительных отношений с ее обладателями.

Суть агентурного метода составляет непосредственное функционирование различных категорий конфидентов в криминальной среде. Это обусловлено замкнутостью такой среды, блокированием ею каналов утечки информации о преступной деятельности, строгой внутригрупповой дисциплиной и конспирацией действий преступников. Благодаря агентурному методу становятся возможными получение сведений о «противнике», достижение целей выявления, предотвращения и раскрытия преступлений, документирования преступных действий. Без такого участия и такой помощи немыслимы успешная борьба с преступностью, обеспечение безопасности личности, государства и общества.

Вполне очевидно и объективно необходимо, чтобы лица, проверку или разработку которых осуществляют ОРО, по меньшей мере не знали их агентов и других конфидентов. Это жизненно важно как с позиций обеспечения безопасности этих лиц, так и для исключения противодействия им, а следовательно, и результативности проводимых ОРМ. Ведь успех работы конфидентов напрямую зависит от того, что о них не знает и не должен знать широкий круг лиц, а тем более разрабатываемые и проверяемые. В связи с этим действие конфидентов предполагает применение преимущественно негласных средств и методов ОРД.

Практика показывает, что ОРМ, о проведении которых становится известно в криминальной среде, утрачивают эффективность и становятся просто бессмысленными. Поэтому проведение ОРМ допускается лишь в тех пределах, при которых может быть обеспечена зашифровка как ОРМ, так и их участников.

Необходимость обеспечения конфиденциальности и применения иных мер защиты обусловливается характером преступлении, для выявления, предупреждения и раскрытия которых требуется сбор оперативной информации. Это главным образом тяжкие и особо тяжкие преступления, совершаемые группами (нередко организованными), члены которых тщательно скрывают свои намерения и действия, отличаются исключительной дерзостью и особой жестокостью, высокой степенью маскировки.

Известно, что ОПГ, организованные преступные сообщества, банды, экстремистские террористические организации нередко осуществляют свою контрразведку, для чего создают специальные «службы безопасности» или подбирают отдельных профессионалов, в том числе бывших сотрудников правоохранительных органов и спецслужб; главная их цель - выявить агентов и иных конфидентов ОРО. Это обусловливает жесткое противоборство ОРО и ОПГ с применением одних и тех же средств и методов. Преступники при этом имеют более выгодные условия, поскольку не связаны нормами права, бюрократическими процедурами, используют помощь коррумпированных должностных лиц в правоохранительных органах и спецслужбах, нередко имеют более высокую техническую оснащенность и опытные кадры для ведения такого противоборства, нередко из числа бывших оперативников.

Все это объективно обусловливает использование помощи граждан преимущественно на конфиденциальной основе, необходимость закрепления их сотрудничества на законодательном уровне .

В основе агентурного метода лежит содействие граждан ОРО, под которым следует понимать осознанное волевое поведение лиц, заключающееся в получении оперативно значимой информации и передаче ее представителю ОРО, или осуществление конкретных действий по решению оперативно-розыскных задач борьбы с преступностью по инициативе ОРО при условии доверительности и при необходимости конспиративности отношений.

Содействие можно определить также как помощь или деятельное участие лиц в подготовке и осуществлении ОРМ при условии неразглашения сведений о личности и характере их действий.

По смыслу ст. 17 ФЗ об ОРД конфиденты обязаны предоставлять информацию ОРО, в том числе сообщать о всех известных случаях совершения преступлений, т. е. ориентированы законодателем исключительно на получение оперативной информации. Вместе с тем не исключается и их непосредственное участие в предотвращении преступлений, в том числе тяжких и особо тяжких. Следует учитывать, что на основе оперативной информации о готовящихся, замышляемых посягательствах либо уже совершенных противоправных деяниях, лицах, их совершивших, обстоятельствах происшедшего в конечном счете становятся возможными поиск доказательств и раскрытие преступлений.

Содействие включает сбор и получение оперативно-розыскной информации, действия по использованию добытых сведений для подготовки ОРМ, их реализации в уголовном судопроизводстве и в целях предупреждения преступлений.

Содействие представляет собой процесс получения оперативно-розыскной информации, имеющей отношение к возможному совершению, приготовлению к преступлению или уже совершенному уголовно наказуемому деянию. Такие сведения конфиденты могут получать как путем визуальной фиксации действий субъектов преступлений, их окружения, лиц, которые были свидетелями преступления, так и путем бесед с ними. Возможность информировать ОРО о предметах и документах, которые могут служить доказательствами по делу, представлять сведения о противодействии преступников может быть связана с профессиональной деятельностью лиц, привлекаемых к содействию.

Содействие ОРО может заключаться в практической реализации полученной оперативно-розыскной информации и связано с осуществлением мероприятий, направленных непосредственно (или опосредованно) на решение задач по предотвращению и раскрытию преступлений. Содействие может быть использовано при предотвращении преступлений путем непосредственного устранения условий, способствующих их совершению, или создания условий, при которых совершение преступления невозможно или затруднительно, а также путем склонения к отказу от совершения преступления. Содействие лиц может быть использовано для целей документирования преступных действий разрабатываемых.

Исходя из содержания ст. 17 ФЗ об ОРД, содействующие лица должны ориентироваться на получение оперативной информации, поскольку они обязаны представлять информацию ОРО, в том числе сообщать о всех известных случаях совершения преступлений. Это связано с тем, что не все лица, привлекаемые к сотрудничеству, могут непосредственно соприкасаться с актами преступных действий, которые можно предотвратить посредством личного вмешательства, а тем более ликвидировать причины и условия совершения преступления. Далеко не все лица в состоянии активно воздействовать на складывающуюся ситуацию, поскольку они либо не имеют возможности ее изменить, либо не в состоянии влиять на конкретных лиц в целях склонения их к отказу от задуманного. Вместе с тем негласные сотрудники в состоянии информировать оперативников о готовящихся, замышляемых посягательствах либо сообщить им об уже совершенных противоправных деяниях, лицах, их совершивших, обстоятельствах происшедшего, что в конечном счете способствует поиску доказательств по делу и раскрытию преступления.

чает обязательной реализации данного права во всех случаях изъявления лицами подобного желания. Для этого должно быть согласие ОРО на установление отношений сотрудничества с такими лицами, привлечение их к подготовке или проведению ОРМ. Решение данного вопроса - прерогатива соответствующих ОРО, которым ФЗ об ОРД (ст. 15) дано право устанавливать названные отношения.

Содействие лиц должно соответствовать практической целесообразности, поэтому принципиально важно, чтобы ОРО решали стоящие перед ними задачи, предусмотренные ФЗ об ОРД, при помощи содействующих им лиц, а не наоборот.

Если рассматривать результативность выполнения специальных заданий по выявлению, предупреждению, пресечению и раскрытию преступлений с точки зрения возможностей содействующих лиц, то обнаруживается ее прямая зависимость от работы ОРО. Конфиденциальное содействие достигает этих целей лишь в том случае, если результаты труда источников информации будут реализованы оперативниками в конкретных ОРМ и следственных действиях.

Как следует из прямого указания ст. 17 ФЗ об ОРД, отдельные лица могут привлекаться к подготовке или проведению ОРМ с их согласия. Соответственно они должны не только знать, что будут оказывать содействие ОРО, но и выразить на это согласие.

Поскольку сотрудничество в ряде случаев предполагает заключение контракта, то этим объективно закрепляется согласие на участие лица в подготовке и проведении ОРМ. Согласие при содействии лиц на бес-контрактной основе устанавливается: из личной беседы с сотрудником оперативного подразделения; выполнения официального задания, которое позволяет осознать его смысл и роль в нем соответствующего лица; многократного выполнения поручений или просьб, которые дают основания для вывода о характере выполняемых действий.

Такой подход позволяет отличать содействие граждан ОРО от представления информации, способствующей выявлению и раскрытию преступления. Например, опрос лица не является содействием ОРО.

На практике достаточно часто возникают ситуации, когда граждане обращаются в правоохранительные органы с заявлениями, не желая передавать данные о себе либо при условии сохранения в тайне факта их обращения в правоохранительные органы и спецслужбы, а также с информацией, которая, на их взгляд, значима для практических работников. Однако такую помощь нельзя назвать конфиденциальным содействием с позиций ФЗ об ОРД. Если рассматривать подобное участие в ОРД как содействие, тогда необходимо признать, что всякое лицо, обратившееся в правоохранительный орган с заявлением, может попасть в категорию содействующих лиц.

Данный подход представляется неверным ни с позиции ФЗ об ОРД, ни с практической точки зрения, поскольку: 1) информация, поступающая от лица, которая служит или может служить поводом к возбуждению уголовного дела, не может считаться информацией конфиденциального характера, а представившее ее лицо - конфиденциальным сотрудником; 2) лицо, представившее информацию, реализует цели, не связанные с ОРД; 3) направленность поиска информации в ОРД должна исходить по преимуществу от должностного лица ОРО, которое определяет ценность полученной информации и дает правовую оценку событий и действий, в противном случае инициатор информации объективно будет не способствовать осуществлению ОРД, а мешать ее осуществлению; 4) если информация конкретна и достоверна, то это еще не основание для причисления лица к числу лиц, оказывающих содействие ОРО.

Содействие граждан ОРО может выражаться в двух формах: контрактной и бесконтрактной.

Контрактная форма содействия предполагает обязательное заключение договора о сотрудничестве, в котором оговариваются специальные условия и требования сотрудничества, а также права и обязанности сторон.

Контрактная форма содействия, как правило, предполагает долгосрочное сотрудничество, ведение активной разведывательно-поисковой деятельности в криминальной среде, получение за это вознаграждений и других выплат. Срок такого контракта определяется соглашением сторон, а также возможностями лица оказывать результативное содействие ОРО. В случае утраты такой возможности контракт может быть расторгнут, например при расшифровке лица, привлеченного для участия в проведении ОРМ на негласной основе, в силу объективного изменения обстановки и др.

Конфиденциальное сотрудничество может осуществляться также на бесконтрактной основе и выражаться в представлении ОРО информации, принадлежащих ему служебных или жилых помещений для обеспечения осуществления ОРМ, в участии в ОРМ, оказании иных услуг.

Виды конфиденциального содействия, его условия, документальное оформление определяются ведомственными нормативными актами ОРО.

Как следует из прямого предписания ФЗ об ОРД, ОРО запрещается использовать конфиденциальное содействие по контракту депутатов, судей, прокуроров, адвокатов, священнослужителей и полномочных представителей официально зарегистрированных религиозных объединений.

Представляется, что данное положение связано с обеспечением свободы воли лица на участие в ОРД при наличии противоречий между профессиональными обязательствами и условиями контракта. Это, например, обеспечение независимости судей при принятии решения на проведение ОРМ, ограничивающих конституционные права граждан, сохранение адвокатской тайны и обеспечение подозреваемому, обвиняемому права на защиту.

Вместе с тем важно отметить, что конфиденциальное сотрудничество с перечисленными категориями лиц полностью не исключается. Федеральный закон об ОРД запрещает только контрактную форму содействия, что не исключает привлечения вышеназванных лиц для подготовки и проведения ОРМ на бесконтрактной основе. Например, для участия в проведении оперативного эксперимента для выявления и документирования факта коррупции, проведения ОРМ, направленных на обеспечение государственной безопасности, раскрытие похищения человека, угрозы убийством и других преступлений.

Содействие граждан ОРО допустимо только для решения задач ОРД, предусмотренных ст. 2 ФЗ об ОРД и входящих в компетенцию ОРО.

Содействие граждан ОРО - суть агентурного метода, а он, в свою очередь, составляет основное содержание ОРД.

Сотрудничество лиц с ОРО, как уже отмечалось, имеет исключительно добровольный характер. При этом мотивация такого сотрудничества может быть самой разной.

  • См.: Федоров А. В., Шахматов А. В. Правовое регулирование содействия граждан органам, осуществляющим оперативнорозыскную деятельность. СПб., 2005.


Если заметили ошибку, выделите фрагмент текста и нажмите Ctrl+Enter
ПОДЕЛИТЬСЯ:
Выселение. Приватизация. Перепланировка. Ипотека. ИСЖ