Выселение. Приватизация. Перепланировка. Ипотека. ИСЖ

Цели классного часа:
1) Дать детям представление о роли леса в жизни человека.
2) Объяснить причины и последствия лесных пожаров.
3) Сформировать модель поведения с соблюдением правил пожарной безопасности и умением вести себя при обнаружении очага лесного пожара.

Ход урока

Отгадав мою загадку, вы сможете узнать, какая тема нашего урока.

Шипит и злится, воды боится,

С языком, а не лает,

Без зубов, а не кусает.

Накормишь - живет,

Напоишь – умрет. (огонь)

Учитель прикрепляет рисунок огня.Прослушайте сказку об огне.

    Знакомство с новым материалом.

    Сказка об огне

Жил-был огонь. Был он очень опасным и задиристым. Гулял, где хотел, никого не щадил, сжигал всё подряд и был злейшим врагом всего живого. Повстречал огонь человека:
- Слушай, человек, давай померимся силой.
Тот согласился, вот начался бой. Человек заманил его к реке и сам прыгнул в воду, огонь за ним. Схватил человек мокрой рукой язык пламени и хотел затушить. Взмолился огонь:
- Не туши меня, верой и правдой буду тебе служить.
Пожалел его человек. Вот так и начал служить огонь людям, стал другом. Но когда попадает он в руки маленьких детей или взрослых, которые обращаются с ним небрежно и невнимательны к нему, то он показывает свой характер: старается убежать от них и гулять по лесам, по лугам, по деревьям. Недаром есть пословица «Дерево с огнём не дружит». Несли небрежно обращаться с огнём- может прийти беда!
- А какая беда может прийти? (Пожар).
- А что мы называем пожаром? (Ответы детей)

Заполняем таблицу ЗУХ

Хочу узнать

Учитель: послушайте стихотворение

Девочка:
Ростом спичка – невеличка.
Не смотрите, что мала,
Может сделать много зла.
Крепко помните, друзья.
Что с огнем шутить нельзя!

Мальчик:
Сережка дома был один,
Нашел он где-то спички.
Решил устроить он костер,
Да только плохо вышло.

Девочка:
Сгорела кукла и кровать,
Сережка дымом отравился.
Зачем же спички в руки брать?
Костер в квартире разжигать?
Да лучше книгу почитать
И маме сказку рассказать.

Учитель – Огонь издавна был другом человека. Сила у огня большая-пребольшая. Но если с этой силой обращаться неумно и неосторожно, то огонь может стать страшным, коварным врагом. Он уносит человеческие жизни, стирает с лица Земли и большие города, и маленькие деревни. Сегодня на нашей планете возникает около пяти с половиной миллионов пожаров в год. Каждые пять секунд – новый пожар. Горят предприятия и больницы, поезда и самолёты, леса, поля и дома. В России в пожарах ежегодно гибнут 14 тысяч человек и почти столько же получают травмы.

Учитель: прослушайте ещё одно стихотворение

Забывчивый охотник на привале

Не разметал, не растоптал костра.

Он ушел, а ветки догорали

И нехотя чадили до утра.

А утром ветер разогнал туманы,

И ожил потухающий костер.

И, сыпля искры посреди поляны,

Багровые лохмотья распростер.

–О чем предупреждает это стихотворение? Что вы можете сказать о поведении охотника?

Лесные пожары – страшное бедствие. Ежегодно они наносят огромный ущерб нашему народу.

Как же поступит ответственный человек, любящий и берегущий природу?

Не оставляй в лесу непотушенный костер.

1.Беседа о роли леса в жизни человека .
Вместе с детьми обсудить роль леса в жизни людей.
Выяснить вместе с детьми, что произойдет, если в нашем районе исчезнут леса.
Обобщить ответы детей о роли леса в жизни людей.
2. Причины и последствия лесных пожаров
Если где-то задымится,
Если где-то загорится,
По тревоге как один
Позвоним мы «01».
Мы ближайшему району
Сообщим по телефону -
Где горит и что горит
И кто об этом говорит!

Ребята, оказывается, пожары бывают разными. Кто из вас знает, какие именно? Получите новую газету. Узнайте какие бывают пожары.

После прочтения газеты заполняем колонку таблицы узнал

Пожар в лесу чаще всего возникает по вине человека – это и неосторожное обращение с огнем, и непогашенный костер, и брошенная спичка или сигарета, и детская шалость. Иногда причиной возникновения пожара может служить молния, но такие случаи довольно редки. Что же необходимо знать, если вам все же придется столкнуться в лесу с огненной стихией? Как не допустить лесного пожара? Что делать, если все-таки пожар уже возник?
Как постараться не допустить пожара в лесу.
При разведении костра в лесу необходимо очень строго соблюдать все меры предосторожности. К таковым мерам относится все, что связано с огнем вообще. Костер ни в коем случае нельзя разводить под деревьями, особенно под теми, у которых нижние ветви крон находятся на небольшой высоте. Нельзя разводить костер там, где много сухой травы или близко расположены сухие пни. Место для костра необходимо заранее подготовить или постараться использовать попавшееся старое кострище.
Подготовка места для будущего костра.
Хитрого и сложного в этой процедуре ничего нет. Необходимо выбрать место на некотором удалении от деревьев. Площадку под кострище расчистить от травы, лопатой выкопать небольшое углубление. Вокруг кострища оборвать траву в радиусе полуметра-метра. Углубление можно сделать и снятием дерна, при этом вы не повредите верхний, плодородный слой земли. Снимаясь со стоянки и затушив костер, этими же кусками дерна нужно прикрыть место бывшего костра.
Во время стоянки.
Золотое правило номер один: никогда нельзя оставлять костер без присмотра! Не разводите очень высокий костер, если того не требует какая-либо особая необходимость (сигнальный костер, например). Следите за тем, чтобы костер давал как можно меньше искр, особенно в ветреную погоду. Во время разведения огня при наличии ветра учитывайте его силу и направление, так как улетевшие искры могут вызвать возгорание травы или листьев деревьев. Старайтесь не использовать в виде топлива ветки с сухой листвой (горит, как порох), потому что от костра будут разлетаться не просто искры, а целые тлеющие листья. Запаситесь водой, если поблизости есть водоем, а у вас есть подходящая емкость.
Уходя со стоянки, костер нужно тщательно затушить, залить водой и присыпать землей. Если снимали дерн, то прикройте кострище кусками дерна. Снимаясь окончательно, убедитесь, что костер погас и не воспламенится через некоторое время после вашего ухода. За собой оставьте порядок.
Встреча с лесным пожаром.
В случае если вы вовремя заметили зарождающийся пожар, и очаг возгорания имеет незначительную площадь, вы можете принять решение самостоятельно его локализовать и потушить. Постарайтесь правильно оценить сложившуюся ситуацию. Не переоценивайте свои силы. При наличии поблизости водоема заливайте огонь водой, можно сбивать пламя мокрой материей. Горящую траву можно потушить, используя «веник» из сломанных веток. При этом нужно наносить удары скользящими движениями, как бы подметая, в сторону основного огня. «Веник» необходимо после каждых нескольких ударов проворачивать в руках, чтобы он сам не загорелся, а его нагревшаяся сторона успевала немного остыть. Оптимальным будет изыскать возможность скорейшего уведомления специальных служб. Таковыми могут быть службы МЧС (телефон «01»), егеря, лесничие.
Осторожно, горит торфяник!
Явление очень страшное и очень опасное. Едкий дым врезается в глаза, очень трудно дышать. Уходить из зоны бедствия нужно по направлению ветра, чтобы дым и огонь оставались позади вас. Горячая земля под ногами означает только одно: вы в большой опасности. Во время горения торфа, огонь часто уходит под землю, где выжигает целые участки, образуя пустоты. Провалиться в такое пекло проще простого, последствия обычно плачевные. Двигаясь в таких условиях, прощупывайте перед собой дорогу длинным шестом. Это будет выглядеть почти так же, как при перемещении по болоту.
Выйдя из зоны пожара.
Выйдя из зоны пожара, необходимо в максимально короткие сроки сообщить о бедствии. Во время передачи тревожного сообщения расскажите об известных координатах пожара, времени, когда вы его заметили, и предполагаемой причине возникновения (даже если этой причиной были вы сами).
3. Игра "Представь себя деревом".
Игру разработал американский эколог и педагог Джозеф Корнелл. Смысл игры в ощущении чувства сопричастности со всем живым в природе и представлении каждым ребенком себя деревом. Дети, расположившись поудобнее, закрывают глаза, а учитель медленно произносит текст.
"Закройте глаза... Деревья играют очень важную роль в жизни Земли. Они создают половину кислорода, содержащегося в нашей атмосфере. Они закрепляют почву и предотвращают эрозию почв. Они дают пищу и убежище бесчисленному множеству животных. Зимой они нагревают воздух вокруг себя, а летом охлаждают его. Деревья пробуждают в нас мысли о красоте, благородстве, силе и спокойствии.
Представьте себе, не открывая глаз, что вы идете через лес и вышли на лесную полянку. Остановитесь, повернитесь лицом к солнцу и почувствуйте, как вы превращаетесь в лесное дерево - кто-то в небольшую пушистую елочку, кто-то в красивую сосну, кто-то в могучий кедр. Представьте, что от вас вниз уходит прочный стержневой корень. Он прорастает сквозь мягкий верхний слой почвы и уходит все дальше вниз, глубоко в землю.
Теперь направьте во всех подземных направлениях свои боковые корни. Пусть они протянутся влево... вправо... вперед... назад. Они простираются все дальше и дальше от ствола на несколько метров. Осторожно покачайтесь вперед и назад. Почувствуйте, как прочно вы вросли в землю (Пауза). Окиньте мысленным взором свой ствол и убедитесь, какой он прочный и круглый (Пауза). Ваша кора гладкая или шершавая? Она темная или светлая? (Пауза).
Теперь окиньте взглядом свой ствол до самых верхних ветвей. Пройдите мысленно вдоль них, наблюдая, как они становятся все тоньше и тоньше, как они тянутся к небу. Жизнь прекрасна. Солнышко пригревает. Легкий ветерок покачивает ваши ветви. Почувствуйте, как ваши корни удерживают вас. Какие у вас иголочки? Как они качаются на ветру?
Впитывайте энергию теплых солнечных лучей, посылая ее в хвоинки, вырабатывайте пищу, используя для этого солнечный свет, воздух и воду, которую вы добываете из земли. Теперь отправьте пищу вниз по веткам к стволу. Почувствуйте, как она движется вниз к корням. Запасите ее здесь. Глубоко под землей в корнях питательные вещества запасаются до следующей весны.
Зима только начинается. Налетает ветер, его порывы подхватывают ветви и грубо раскачивают их. Словно корабль в штормовом море вас бросает вперед и назад, но мощный стержневой корень и многочисленные боковые отростки удерживают вас и не дают упасть.
Ветер стихает. И снова в лесу покой. Ваш застывший силуэт выделяется на фоне хмурого серого зимнего неба. Температура падает, и, наконец, летит снег. Почувствуйте холод снега накапливающегося на ваших ветвях. Многие животные покинули лес, но часть осталась зимовать. Птицы садятся на ваши ветви. Белочки прыгают с ветки на ветку. Вверх и вниз по стволу бегает полосатый проворный бурундучок. Возле вас прыгают зайцы, пасутся олени. Иногда пробегает лиса.
Животные находят для себя корм на ваших ветвях и стволе. Вы даете им убежище. Протяните ваши ветви ко всем живым существам в лесу, словно защищая их и даря свою любовь. Почувствуйте, что все вы живете одной общей жизнью, полной красоты и гармонии!"
Обобщить полученный детьми опыт сопереживания с деревом, как с живым существом. Еще раз напомнить, сколько деревьев уничтожают лесные пожары.
- Ребята, существует целая наука, изучающая лесные пожары. Она называется ПИРОЛОГИЯ

Пожароопасный сезон в лесу начинается, когда сходит снежный покров, и длится он до наступления осенней дождливой погоды.
Приведу пример 1990 года. В тот год первый пожар был обнаружен в январе на юге страны, а последний удалось потушить в конце ноября в Новосибирской области. Всего за тот год произошло около 32 тысяч лесных пожаров. Районы, в которых свирепствуют лесные пожары, обычно объявляют зоной бедствия.

Заполняем колонку Хочу узнать
























Назад Вперёд

Внимание! Предварительный просмотр слайдов используется исключительно в ознакомительных целях и может не давать представления о всех возможностях презентации. Если вас заинтересовала данная работа, пожалуйста, загрузите полную версию.

Одной из главных задач в предупреждении возникновения и распространения лесных пожаров является работа по проведению лесопожарной профилактики и особенно лесопожарной пропаганды среди населения. Уже несколько лет подряд сотрудники лаборатории охраны и защиты лесов организуют проведение комплекса мероприятий по противопожарной пропаганде в школах города Бийска и Бийского района. Комплекс данных мероприятий носит характер проводимых декад, или своеобразных месячников и включает разные методы и приемы.

К одному из приемов можно отнести проведение бесед, как одного из главных звеньев массово-разъяснительной и воспитательной работы.

В данной статье представлен сценарий проведения одной из бесед, которую можно проводить не только, как внеклассное мероприятие, но и как форму проведения учебного занятия.

Тематика предлагаемой беседы рассчитана на школьников 8-11 классов. В качестве ведущих могут выступать как сами учащиеся, так и их педагоги.

Для повышения эффективности данного вида лесопожарной пропаганды ее желательно сопровождать демонстрацией слайдов, видеороликов, видеофильмов или их фрагментов. Мы практикуем использование студенческих видеоклипов и видеороликов, авторских видеофильмов. Применяем и профессиональные видеофильмы.

Если вблизи школы находится лесохозяйственное предприятие, то для проведения беседы можно пригласить сотрудников лесничества. В нашем случае к проведению беседы привлекались студенты и преподаватели Бийского лесхоза-техникума.

Сценарий беседы о профилактике лесных пожаров.

Тема: «Условия возникновения и развития лесных пожаров».

Цели и задачи беседы:

  • Сформировать представление о важности бережного отношения к природе.
  • Осознать опасность и последствия от лесных пожаров.
  • Предвидеть и предупредить возможность возникновения лесного пожара.

Ведущий (Педагог): Здравствуйте! Сегодня мы продолжаем цикл бесед о лесных пожарах. Но прежде чем мы приступим к разговору, я предлагаю посмотреть небольшой видеосюжет о лесном пожаре в селе Николаевка, Михайловского района Алтайского края.

Демонстрируется видеосюжет из видеофильма «Огненный сентябрь».Просмотр видеосюжета создаст в аудитории проблемную ситуацию, повысит мотивацию.
После просмотра и обсуждения видеосюжета ведущий обращается к слушателям аудитории :

Можете ли вы ответить на вопрос: Как звали у древних славян бога молнии, огня и грома? (Древние славяне поклонялись богу - Перуну. От имени бога Перуна произошло название науки о пожарах -пирология.)

Как вы думаете, какое название получила наука, изучающая лесные пожары? (Наука, занимающаяся изучением лесных пожаров называется «Лесная пирология»).

Слайды 3-4

В разговоре дается четкое определение понятия лесного пожара «Лесной пожар – это неуправляемое (стихийное) распространение огня по лесной площади (территории)». При демонстрации слайда 4 обсуждаются причины возникновения лесных пожаров.

Все вы и на уроках физики и химии и в быту сталкивались с процессом горения. Можете ли вы объяснить, как происходит процесс горения, что для этого необходимо?
(После ответов) Верно. Горение представляет собой совокупность явлений, которыми сопровождается реакция, проходящая под воздействием высокой температуры, кислорода воздуха и горючих материалов.

Что нужно сделать, чтобы прекратить процесс горения, а значит предотвратить лесной пожар?» (Исключить один из элементов процесса горения: кислород, горючий материал, огонь).

Ведущий (Педагог): Скажите, какой из трёх элементов процесса горения можно условно отнести к инородному в лесу? (Источник огня) .

После ответов ведущий просит назвать источники огня в лесу (Варианты правильных ответов: горящие спички , непотушенные окурки, незатушенный костер и д.р.)

Ведущий (Педагог): В лес источники огня попадают с деятельностью человека. Но существуют и естественные источники огня, самым распространённым из них являются молнии, возникающие при сухих грозах. Что может загореться в лесу в первую очередь, при каких условиях?»

После ответов учащимся предлагается посмотреть на слайды 7, 8, где представлены пни, сухое дерево, растущее дерево, сухая и зеленая трава.

Ведущий (Педагог): Как вы думаете, одинаково ли в процессе горения поведут себя эти горючие материалы?

Демонстрация слайдов 7, 8. По данным слайдам слушателям даётся возможность провести сравнение разных горючих материалов представленных на слайдах.
После обсуждения учащиеся приходят к выводу, что от характеристики состояния горючего материала (например: влажности, равномерности распределения по территории, времени года) зависит вид лесного пожара, особенность его распространения.

Ведущий (Педагог): Сейчас мы с вами поговорим о лесных горючих материалах и их роли в развитии лесных пожаров.

Слайды 9-10

Обычно с этой группы горючих материалов чаще всего и начинаются лесные пожары. Поэтому их называют проводниками огня. Почему это происходит? Влажность данного вида растительности изменчивая. Она непосредственно связана с влажностью воздуха, которая меняется в течение суток.
Травы и кустарнички самостоятельно гореть не могут,так как у них достаточно устойчивая (постоянная) влажность.Высыхает данная группа горючих материалов за счет присутствия в них лишайника,или мха.
Эта группа горючих материалов поддерживает процесс горения.

Слайды 11-14

Большой запас естественной захламленности в лесу усиливает процесс горения и даже способствует возникновению верхового пожара. Данную группу горючих материалов относят к проводникам огня. При горения пней, бурелома могут сохраняться очаги горения. Как вы думаете, почему это происходит?

(Идет обсуждение, в результате которого выясняется, что вода не сразу проникает в горящие толстые ветви, пни, бурелом. Для этого необходимо длительное время или наличие особых веществ в огнетушащих растворах)

Хвоя, охвоенные ветви и сучья в пологе древостоя горят лишь при верховых пожарах. (Слайд 15)
Стволы, ветви растущих деревьев сгорают при верховых пожарах редко.Данный горючий материал относят к группе поддерживающих процесс горения

Демонстрируя слайд №16 ведущий задает вопрос: «Как вы думаете почему сами деревья не включают ни в одну из групп горючих материалов?»

(При обсуждении данного вопроса учащиеся вспоминают о плотности древесины, о том что древесина живых деревьях насыщена влагой,что необходимо очень длительное время для ее высыхания).

Весь горючий материал специалисты - пирологии объединили в три класса.
Проводники горения - мхи и лишайники с мелким опадом; лесная подстилка и торф; валежник и пни;
Поддерживающие горение - травы и кустарнички; подрост и подлесок; хвоя, охвоенные ветви и мелкие сучья;
Задерживающие распространение горения некоторые кустарнички и травы (люпин многолетний, бадан), кустарники (сахалинская гречиха, серая ольха, многие виды спиреи) и деревья (липа, осина).

Ведущий (Педагог): Как вы думаете, для чего работникам лесного хозяйства, необходимо знать группы и классы лесных горючих материалов?

Обсуждая вопрос учащиеся приходят к выводу, что знание характеристики лесных горючих материалов позволит предсказать развитие лесного пожара, а значит вовремя предпринять меры по его ликвидации. Растения, относящиеся к классу горючих материалов задерживающих процесс горения, можно использовать для создания некоторых видов противопожарных барьеров, например противопожарных опушек.
Далее можно провести небольшое закрепление выданного материала.
На доске (или при помощи слайдов) ведущий предлагает : «Напишите слова: липа, лишайник, пни. Из предложенных объектов уберите лишний и обоснуйте свой ответ».
(Учащийся должен зачеркнуть лишний объект и пояснить, почему он его выбрал. Липа относится к классу задерживающих процесс горения, а два других объекта к проводникам огня).
Ведущий приглашает учащегося к доске и предлагает: «Напишите слова: лесная подстилка, подрост, древостой. Расставьте стрелками направление распространения огня и поясните свой выбор».
(Учащийся направляет стрелки от лесной подстилки к подросту, а от подроста к древостою, объясняя это тем, что возникший огонь по лесной подстилке может перейти на подрост, а затем при благоприятных условиях подняться в кроны деревьев. В результате может возникнуть и верховой пожар).

Ведущий (Педагог): Вот и подошел к концу наш разговор. Сегодня мы с вами познакомились с условиями, необходимыми для возникновения и распространения лесных пожаров, узнали о горючих материалах и их роли в развитии лесных пожаров.

На фоне слайда №22 ведущий задает вопрос: Ответьте пожалуйста на вопрос: «Для чего всё, о чем мы сегодня говорили необходимо знать?»
(После ответов)
Действительно, знание всех, рассмотренных нами вопросов необходимо для прогнозирования пожара. Это знание позволяет вовремя предупредить распространение пожара, подготовиться к борьбе, правильно разработать тактику тушения пожара.
Для разработки тактики тушения лесного пожара необходимо знать способы борьбы.Этому вопросу будет посвящена наша следующая встреча.
Для того, чтобы наша следующая беседа прошла успешно,подумайте дома над вопросом «Что общего между военными сражениями и сражениями с лесным пожаром?» (Слова сопровождаются слайдом №23)

До новой встречи!

Если осталось достаточно времени, можно продемонстрировать фрагменты видеофильма о лесных пожарах.
(В нашем случае демонстрировался видеофильм «Когда Перун сердится».)

Список используемой литературы:

1. Е.А. Щетинский «Охрана лесов» ВНИИЛМ 2001 г.
2. М.Г.Червонный «Охрана лесов» Москва «Лесная промышленность» 1981 год.
3. Интернет ресурсы: официальный сайт Рослесхоза www.rosleshoz.gov.ru , официальный сайт Авиолесоохрана

Цель:

1) Дать детям представление о роли леса в жизни человека;

2) Объяснить причины и последствия лесных пожаров;

3) Сформировать модель поведения с соблюдением правил пожарной безопасности и умением вести себя при обнаружении очага лесного пожара.

Ход беседы:

I. Сообщение темы.

Мы часто с вами говорим о правилах поведения в школе, в столовой, о культуре общения , о правилах вежливости .

Сегодня поговорим о правилах поведения в природе. Такие слова как «Сохранить природу – сохранить жизнь» - это и есть тема нашей беседы.

II .Основная часть.

Беседа:

- Попытайтесь ответить на вопросы: Что такое природа? Почему мы дружим с лесом, для чего он нужен людям?

(Примерные ответы учащихся:

1.Лес – наше богатство, зелёный наряд нашей Земли, чистый воздух, дом зверей и птиц.

2.Без леса, природы человек не может жить, всё взаимосвязано.

3.Лес – дом для зверей и птиц, а также для растений).

-Лес – это дом многих живых существ. А можно ли навредить природе, всему живому? (Да) .

-Большой вред природе наносят пожары.

-Что является основной причиной возникновения лесных пожаров?

· брошена горящая спичка, окурок;

· механизатор оставил в лесу промасленный обтирочный материал, заправлял технику без соблюдения правил техники безопасности , курил рядом с заправляемой машиной и т. д.;

· люди разводили костер в местах с подсохшей травой, под кронами деревьев, в старых горельниках;

· люди выжигали траву на лесных полянах, прогалинах или стерню на поле около леса;

· осколок стекла, брошенного на солнечном месте, сфокусировал солнечные лучи как зажигательная линза;

· хозяйственные работы в лесу (корчевка взрывами, сжигание мусора, строительство дорог) велись людьми с нарушениями правил ТБ;

· охотник выстрелил, пыж начал тлеть или загорелся;

· такое явление природы, как молния;

· самовозгорание сухой растительности и торфа.

-Кто чаще всего виноват в возникновении лесных пожаров?

(Человек)

Учитель: И это действительно так. На сегодняшний день доля естественных пожаров (от молний) составляет около 7% - 8%, то есть возникновение большей части лесных пожаров связано с деятельностью человека.

Что такое пожар знает каждый. Но, уходя из леса, оставляя костры, бросая непогашенные сигареты, пустую стеклянную посуду, люди совсем не задумываются о том, к каким последствиям всё это может привести.

-Ребята, а что может произойти вследствие такой халатной деятельности человека?

(Лесные пожары уничтожают все живое. Если даже после них остаются живые ослабленные древостои, они зачастую заселяются вредителями леса. Такие леса перестают быть объектом отдыха; они требуют длительных лесоводственных мер по восстановлению. Также пожар наносит огромный вред и здоровью человека.)

-Как же нужно вести себя в лесу, чтобы не навредить природе, уберечь от пожара?

(1.Никогда не поджигайте сухую траву на полях или полянах в лесу. Если вы увидите, как это делают другие, постарайтесь остановить их и объяснить, какую опасность это представляет;

2.Прежде чем развести костер, сгребите лесную подстилку с кострища и вокруг нее в радиусе одного метра;

3. Хорошо залейте костер перед уходом. После этого разгребите золу и убедитесь, что под ней нет тлеющих углей, если сохранились – залейте ещё раз.

4.Постарайтесь объяснить вашим друзьям и знакомым, что их неосторожность может послужить причиной пожаров)

-Как бы вы поступили, если б увидели зарождающийся пожар?

(Если очаг возгорания имеет незначительную площадь, вы можете принять решение самостоятельно его локализовать и потушить. Постарайтесь правильно оценить сложившуюся ситуацию. Не переоценивайте свои силы. При наличии поблизости водоема заливайте огонь водой, можно сбивать пламя мокрой материей. Горящую траву можно потушить, используя «веник » из сломанных веток. При этом нужно наносить удары скользящими движениями, как бы подметая, в сторону основного огня. «Веник» необходимо после каждых нескольких ударов проворачивать в руках, чтобы он сам не загорелся, а его нагревшаяся сторона успевала немного остыть. Оптимальным будет изыскать возможность скорейшего уведомления специальных служб. Таковыми могут быть службы МЧС (телефон «01»), егеря, лесничие)

-А что нужно делать, если вы всё же оказались в опасной зоне пожара?

(Выходите из опасной зоны быстро, перпендикулярно направлению движения огня; если невозможно уйти от пожара, войдите в водоём или накройтесь мокрой одеждой; оказавшись на открытом пространстве или поляне, дышите, пригнувшись к земле, – там воздух менее задымлён, рот и нос при этом прикройте ватно-марлевой повязкой или тканью; после выхода из зоны пожара сообщите о его месте, размерах и характере в противопожарную службу, администрацию населённого пункта, лесничество)

Учитель: Вмешательство человека в жизнь леса нельзя остановить. Оно неизбежно будет продолжаться и дальше. Но всем надо стремиться к тому, чтобы причинять лесу наименьший вред, чтобы лес как можно меньше страдал от нашего вмешательства в его жизнь. Уничтожение леса вызывает уменьшение кислорода в воздухе, шумовое загрязнение, ухудшение микроклимата и ландшафта, уменьшение урожая, эрозию и потерю плодородия почв, обмеление и загрязнение рек, озер, болот, загрязнению атмосферы пылью и болезнетворными бактериями, ухудшение здоровья и сокращение продолжительности жизни человека. Народная мудрость гласит: «Много леса – не губи, мало леса – береги, нет леса – посади!»

Я думаю, что на нашей планете жизнь без леса не возможна! Уважаемый человек, не руби и не сжигай дерево, на котором ты сидишь!

Мы рубим лес, устраиваем свалки,

Но кто же под защиту всё возьмёт?

Пусты ручьи, в лесу одни лишь палки.

Пора бы человечеству понять,

Богатство у Природы, отбирая,

Что Землю нужно тоже охранять:

Она, как мы, такая же – живая!

План проведения беседы со школьниками:

1. Лесные пожары как следствие неосторожного обращения с огнем, халатного отношения к лесу.

2. Примеры нарушения правил пожарной безопасности в лесах.

3. Причины загораний и лесных пожаров.

Основное внимание в беседе рекомендуется обратить на то, что 70-90 % лесных пожаров возникает от неосторожного, преступно-халатного обращения с огнем или в результате нарушения требований пожарной безопасности, а не от природных факторов (сухих гроз, самовозгорания лесного хлама и т.п.).

Уместно привести оценку леса, данную Д. И. Менделеевым более 100 лет назад: "...Лес как естественный продукт солнца и почвы, возобновляющийся с приложением малого количества труда, навсегда будет драгоценным пособием жизни людей, доставляющим, кроме прямых, много косвенных видов пользы, например, крепление берегам и сыпучим пескам, покров почве, охрану её влаге, защиту от ветров, тень при зное и ничем не заменимую красоту и оживление местности".

В то же время ученый с горечью отмечал, что народ, родившийся и живущий среди бескрайних лесов, привык смотреть на лес как на нечто даровое, годное для топлива, поэтому не привык беречь лес, охотно истребляет и мало заботится о его разведении.

В наше время массовыми становятся вспышки лесных пожаров в периоды, когда в лесу появляется черемша, грибы, ягоды, орехи и люди устремляются за дарами леса, при этом неблагодарно относятся к дарящему. В выходные дни количество загораний в лесу достигает 40 % от общего числа их за неделю, а в 10-километровой зоне вокруг населенных пунктов, наиболее посещаемой населением, возникает до 93 % всех загораний. Подавляющее большинство лесных пожаров возникает от костров, которые раскладываются для обогрева, приготовления пищи, отпугивания комаров, а иногда даже из баловства.

В излюбленных местах отдыха работники лесной охраны в выходные дни тушат множество брошенных без присмотра костров и загораний в лесу.

Многочисленной армией поджигателей стала в последние годы отдыхающая на природе молодежь, зачастую пускающая огонь просто ради удовольствия

По сведениям работников Апшеронского лесхоза, до 30 процентов нарушителей составляют компании молодежи, выехавшей порезвиться на природе.

Большое количество лесных пожаров возникает от сельхозпалов. Существует так называемая вековая народная мудрость, утверждающая, что после пала трава лучше растет. Безуспешная борьба с "мудростью" ведется уже на протяжении четырех веков, хотя наука давно доказала вредность последствия палов даже в том случае, если не возник лесной пожар. Гибнут от огня смена спелому древостою (подрост и всходы деревьев), грибница, семена и корневища ценных лесных растений (лилейных, бобовых), муравьи - санитары леса, бабочки - опылители цветов, черви и прочие необходимые для жизни леса организмы. Деревья заселяются вредителями, в составе трав начинают преобладать осоки, вейники, грубостебельные дудки. Огромный вред наносится глухарям, тетеревам, рябчикам, куропаткам, жаворонкам, откладывающим яйца прямо на земле.

В последнее время, в связи с бурным развитием садоводства, участились случаи загорания лесов по вине владельцев садовых участков.

Немало пожаров возникает по вине курильщиков, бросающих в лесу незатушенные спички и окурки. В стране ежегодно пылают тысячи лесных пожаров, поэтому трудно недооценить ущерб, который наносит лесу беспорядочное курение.

Лесные пожары могут возникнуть и от других причин, например, от тлеющего ружейного пыжа, выброшенных из окон поездов непотушенных окурков, от искр из выхлопных труб двигателей и т.п. Находясь в лесу, необходимо помнить, что вполне реальна опасность возникновения лесного пожара от незначительного источника огня, особенно в сухое, теплое, ветреное время.

Цель: расширять представление детей о пользе леса в жизни человека. Формирование экологической грамотности, бережного отношения к природе. Углубить и систематизировать знания о причинах возникновения пожаров в лесу. Подвести к пониманию вероятных последствий детских шалостей, формировать чувство повышенной опасности огня.

Задачи:

  1. Воспитательные задачи: воспитывать чувство любви к окружающим нас природным богатствам, чуткости, пониманию многообразных тайн, скрытых в природе и бережному отношению к ним.
  2. Развивающие задачи: развивать познавательный интерес, наблюдательность, умение делать выводы, расширять словарный запас детей по теме пожарная безопасность
  3. Обучающие задачи: сформировать представление детей о значении леса в природе и в жизни каждого человека и о необходимости бережного отношения к лесным богатствам. закрепить знания детей об опасных ситуациях, причинах возникновения пожара и правилах поведения при пожаре.

Интеграция образовательных областей: "Познание", "Коммуникация", "Чтение художественной литературы"

Методы: поисковые, наглядные, словесные, игровые.

Оборудование:

  • технические средства обучения: ноутбук;
  • плакаты «береги лес!» ;

Предварительная работа:

  • ознакомление с правилами противопожарной безопасности
  • беседа на тему: «Будь осторожен с огнем»
  • чтение художественной литературы: К. Чуковский «Путаница» , С. Михалков «Дядя Степа» (отрывок, Л. Толстой «Пожарные собаки» , А. Найденов «Мыши и спички»
  • отгадывание загадок
  • рассматривание картинок, плакатов о пожарной безопасности.

Ход занятия:

Воспитатель: Ребята, угадайте мою загадку.

Дом со всех сторон открыт.
Он резною крышей крыт.
Заходи в зеленый дом –
Чудеса увидишь в нем!

(Лес)

Воспитатель: Правильно, лес! Молодцы! Сегодня мы поговорим о нашем зелёном друге – лесе, о значении леса в природе и в жизни каждого человека и о бережном отношении к нему. Нет на свете человека, чья бы жизнь не была связана с лесом. Однако с каждым днём леса всё больше нуждаются в защите. Тема нашего занятия “Берегите лес”.

Воспитатель: Для этого отправимся в путешествие. Закройте глазки и представьте, что вы в лесу. В лесу всё прекрасно. Лес украшает землю, а потому и жизнь человека, но не одной красотой славится лес. Лес задерживает влагу, помогая человеку выращивать человеку хороший урожай.

А как легко и свободно дышится в лесу! Лес – огромная фабрика кислорода, необходимая всему живому на земле. Лес – это дом для зверей и птиц, удивительная кладовая неисчерпаемых богатств. Древесина – главный дар леса. Она используется для строительства жилищ, в судостроении, для изготовления мебели. Лес является наиболее здоровым местом для отдыха людей.

Воспитатель: Мы в лесу гости, а чтобы быть хорошими гостями, нужно соблюдать правила поведения (обсуждение ситуаций, проговаривание, что не так, а затем вывод правила) .

Воспитатель: Люди любят ходить в лес гулять, собирать ягоды, грибы, шишки. Но не все понимают важность природы и лесов. Приходит весна и люди выезжают на природу, разжигают костры, которые приводят к пожарам. Самый страшный враг леса – это пожар. Причины возникновения пожаров в лесу – костры.

Воспитатель: Ребята, когда я шла в детский сад, ко мне подошли обеспокоенные лесные зверюшки. Я спросила у них, что случилось. Они мне поведали:

Лесные жители встревожены ужасно,
В лесу горит костер, а это так опасно.
Здесь ребята суп варили,
А костер не потушили.

Скорей спешим сюда,
В лесу пожар, нужна вода.
Воспитатель: Кто же нам поможет?
(ответы детей)

Воспитатель: Ну вот, сейчас пожарные им помогут. Сегодня мы поговорим с вами о таком страшном бедствии, как лесной пожар. Страшное зрелище – лесной пожар. Большие беды происходят в лесу во время пожара: гибнут животные и растения, мертвеет почва, воздух наполняется едким, отравляющим дымом! Все живое не успевает спастись и гибнет в море огня. И хотя в нашей стране имеется наземная и воздушная служба охраны лесов от пожаров, но любой пожар легче предупредить, чем тушить. Эту беду в лес приносит человек. Люди разводят костер в лесу. Это могут быть туристы или охотники. Они знают, что прежде, чем разжечь костер, нужно выбрать безопасное место подальше от деревьев и кустарников, убрать слой травы вместе с корнями и землей (дерн) . А потом костер следует затушить: залить водой или засыпать землей. Кострище можно закрыть дерном, а можно оставить для других туристов. Бывает, дети приходят в лес одни и играют там с огнем. Ребята, расскажите, чем это может закончиться. Чтобы такого не случилось, лесничие вывешивают у дороги в лес специальные знаки – запрещающие въезд, запрещающие разводить костры, призывающие беречь лес.

Воспитатель: Если, всё же взрослые люди решили развести костёр в лесу, то необходимо расчистить место для костра от травы намного шире, чем будет сам костёр. День должен быть безветренным. Нельзя оставлять костёр без присмотра. Уходя, обязательно нужно потушить костёр, тщательно залив его водой.

Воспитатель: Как вы думаете, ребята, а может ли стать причиной пожара в лесу мусор, который нерадивые туристы не убрали после себя? (ответы детей.) Даже крошечное стеклышко может выжечь весь лес. Не знаете как? А очень просто: если на него попадет солнечный лучик, то он разогреет траву или ветки под стеклышком до такой степени, что они могут загореться. Мусор нужно сжечь на костре. А то, что не горит, собрать в пакеты и вынести за территорию леса

Воспитатель:. А еще случаются подземные пожары, когда горят торфяные болота. Такой пожар распространяется медленно, почти без доступа кислорода. Незатушенные пожары могут продолжаться даже зимой под толстым слоем снега.

Воспитатель: А знаете ли вы, почему нельзя жечь сухую траву? Сейчас таких любителей много появилось. Многие люди стараются жечь прошлогоднюю траву, так как думают, что от этого трава будет расти лучше. Но получается наоборот: корни трав выгорают, от этого трава становится реже, а в некоторых местах и вовсе не вырастает. При этом погибает масса насекомых и их куколок. В лесу, на месте, где был костер, трава не растет три года, а то и больше.

Воспитатель – При пожаре людям на помощь приходит пожарная охрана. С давних пор пожарные борются с огнем. Это люди мужественные, сильные, потому что их профессия очень опасна. А спешат они на помощь на пожарных машинах. Не только пожарные машины помогают тушить пожар. На помощь людям часто приходят пожарные вертолеты, самолеты.

Воспитатель: А кто знает, как человек может самостоятельно потушить огонь, если он не большой? (затоптать, накрыть одеждой, залить водой, засыпать землей) . Но помните, что это можно делать только взрослым.

Воспитатель: А если огонь большой и человек понимает, что не справится, как он должен поступить тогда? (ответы детей) . Правильно нужно позвонить в пожарную часть. Какой же у нее номер? Подскажите мне, ребята. (01) А что мы должны назвать по телефону? (Назвать свое имя и фамилию; сказать что случилось; указать место, где это произошло) .

Воспитатель: А можем ли мы с вами помочь лесу и предупредить лесные пожары? (ответы детей) .

Воспитатель: Конечно, во-первых мы должны сами соблюдать правила поведения в лесу (не разводить костры, не бросать зажженные спички, не оставлять стёкла, которые в солнечную погоду действуют как увеличительные стёкла и могут стать причиной пожара) .

Воспитатель: А во – вторых, мы можем рассказать об этом другим людям. Я предлагаю вам помочь лесу в предупреждении пожаров. У меня есть красочные плакаты, которые мы сможем развесить в лесу и люди, которые их увидят, вспомнят о правилах, и не будут их нарушать.

В небе – дым, над лесом – жар.
Вылетаю на пожар!
Весь огонь водой зальет
Мой пожарный самолет.

А вы, дети, никогда не разводите огонь сами, помните – спички не игрушка! А если заметили пожар в лесу, сообщите взрослым или позвоните в МЧС по телефону 112.

Физкультминутка

Ручки подняли и покачали,
Это деревья в лесу.
Ручки согнули, кисти встряхнули
Ветер сбивает росу.

В стороны руки, плавно помашем
Это к нам птицы летят.
Как они сядут, тоже покажем
Крылья сложили назад.

Заключение.

– Какую пользу приносит лес человеку?

– Что значит любить природу?

– Что для этого необходимо помнить и делать?

Лес нужно беречь, т.к. это наш дом, наше богатство. В лесу растёт много трав, деревьев, цветов, ягод, грибов. Лес приносит нам большую пользу. Мы должны бережно относиться к лесным богатствам, ко всему живому, что нас окружает.

Если вы сами будете помнить об этом и напоминать об этих правилах своим родным, близким и друзьям – вы будете молодцы! Хочется надеяться, что вы никогда не станете причиной гибели леса.

Берегите русский лес
Он источник всех чудес!
Чтобы не было пожаров
Не горели бы дома

Не берите, дети, спички
Вы без спросу никогда!
Хоть огонь нас согревает,
Но бывает и жесток

Очень быстро он сжигает
Осторожней с ним, дружок!
Даже малую бумажку
Никогда не поджигай

Береги деревья, пташек
Все вокруг оберегай!



Если заметили ошибку, выделите фрагмент текста и нажмите Ctrl+Enter
ПОДЕЛИТЬСЯ:
Выселение. Приватизация. Перепланировка. Ипотека. ИСЖ