Выселение. Приватизация. Перепланировка. Ипотека. ИСЖ

Целью Закона является создание условий для осуществления права граждан на свободный выбор способа удовлетворения потребностей в жилище, а также улучшения использования и сохранности жилищного фонда.

Вступление в права собственности на жилище дает гражданам возможность эффективно вкладывать свои средства, осуществлять накопление недвижимой собственности, выступать с ней на рынке недвижимости, свободно владеть, пользоваться и распоряжаться своим жилищем.

Раздел I. ОБЩИЕ ПОЛОЖЕНИЯ

Статья 1

Приватизация жилых помещений - бесплатная передача в собственность граждан Российской Федерации на добровольной основе занимаемых ими жилых помещений в государственном и муниципальном жилищном фонде, а для граждан Российской Федерации, забронировавших занимаемые жилые помещения, - по месту бронирования жилых помещений.

Статья 2

Граждане Российской Федерации, имеющие право пользования жилыми помещениями государственного или муниципального жилищного фонда на условиях социального найма, вправе приобрести их на условиях, предусмотренных настоящим Законом, иными нормативными правовыми актами Российской Федерации и нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации, в общую собственность либо в собственность одного лица, в том числе несовершеннолетнего, с согласия всех имеющих право на приватизацию данных жилых помещений совершеннолетних лиц и несовершеннолетних в возрасте от 14 до 18 лет.

Жилые помещения, в которых проживают исключительно несовершеннолетние в возрасте до 14 лет, передаются им в собственность по заявлению родителей (усыновителей), опекунов с предварительного разрешения органов опеки и попечительства либо по инициативе указанных органов. Жилые помещения, в которых проживают исключительно несовершеннолетние в возрасте от 14 до 18 лет, передаются им в собственность по их заявлению с согласия родителей (усыновителей), попечителей и органов опеки и попечительства.

В случае смерти родителей, а также в иных случаях утраты попечения родителей, если в жилом помещении остались проживать исключительно несовершеннолетние, органы опеки и попечительства, руководители учреждений для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, опекуны (попечители), приемные родители или иные законные представители несовершеннолетних в течение трех месяцев оформляют договор передачи жилого помещения в собственность детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей. Договоры передачи жилых помещений в собственность несовершеннолетним, не достигшим возраста 14 лет, оформляются по заявлениям их законных представителей с предварительного разрешения органов опеки и попечительства или при необходимости по инициативе таких органов. Указанные договоры несовершеннолетними, достигшими возраста 14 лет, оформляются самостоятельно с согласия их законных представителей и органов опеки и попечительства.

Оформление договора передачи в собственность жилых помещений, в которых проживают исключительно несовершеннолетние, проводится за счет средств собственников жилых помещений, осуществляющих их передачу.

Статья 3. Утратила силу

Статья 3.1

В случае смерти одного из участников совместной собственности на жилое помещение, приватизированное до 31 мая 2001 года, определяются доли участников общей собственности на данное жилое помещение, в том числе доля умершего. При этом указанные доли в праве общей собственности на данное жилое помещение признаются равными.

Правила настоящей статьи применяются постольку, поскольку для отдельных видов совместной собственности федеральными законами не установлено иное.

Статья 4

Не подлежат приватизации жилые помещения, находящиеся в аварийном состоянии, в общежитиях, в домах закрытых военных городков, а также служебные жилые помещения, за исключением жилищного фонда совхозов и других сельскохозяйственных предприятий, к ним приравненных, и находящийся в сельской местности жилищный фонд стационарных учреждений социальной защиты населения.

Собственники жилищного фонда или уполномоченные ими органы, а также предприятия, за которыми закреплен жилищный фонд на праве хозяйственного ведения, и учреждения, в оперативное управление которых передан жилищный фонд, с согласия собственников вправе принимать решения о приватизации служебных жилых помещений и находящегося в сельской местности жилищного фонда стационарных учреждений социальной защиты населения.

Статья 5. Исключена

Федеральный закон от 20.05.2002 N 55-ФЗ.

Статья 6

Передача жилых помещений в собственность граждан осуществляется уполномоченными собственниками указанных жилых помещений органами государственной власти, органами местного самоуправления, а также государственными или муниципальными унитарными предприятиями, за которыми закреплен жилищный фонд на праве хозяйственного ведения, государственными или муниципальными учреждениями, казенными предприятиями, в оперативное управление которых передан жилищный фонд.

Статья 7

Передача жилых помещений в собственность граждан оформляется договором передачи, заключаемым органами государственной власти или органами местного самоуправления поселений, предприятием, учреждением с гражданином, получающим жилое помещение в собственность в порядке, установленном законодательством. При этом нотариального удостоверения договора передачи не требуется и государственная пошлина не взимается.

В договор передачи жилого помещения в собственность включаются несовершеннолетние, имеющие право пользования данным жилым помещением и проживающие совместно с лицами, которым это жилое помещение передается в общую с несовершеннолетними собственность, или несовершеннолетние, проживающие отдельно от указанных лиц, но не утратившие право пользования данным жилым помещением.

Право собственности на приобретенное жилое помещение возникает с момента государственной регистрации права в Едином государственном реестре прав на недвижимое имущество и сделок с ним.

Статья 8

Решение вопроса о приватизации жилых помещений должно приниматься по заявлениям граждан в двухмесячный срок со дня подачи документов.

Должностные лица, виновные в нарушении требований части первой настоящей статьи, привлекаются к ответственности в установленном порядке.

В случае нарушения прав гражданина при решении вопросов приватизации жилых помещений он вправе обратиться в суд.

Статья 9. Утратила силу

Федеральный закон от 29.12.2004 N 189-ФЗ.

Статья 9.1

Граждане, приватизировавшие жилые помещения, являющиеся для них единственным местом постоянного проживания, вправе передать принадлежащие им на праве собственности и свободные от обязательств жилые помещения в государственную или муниципальную собственность, а соответствующие органы исполнительной власти, органы местного самоуправления или уполномоченные ими лица обязаны принять их в собственность и заключить договоры социального найма этих жилых помещений с этими гражданами в порядке, установленном законодательством Российской Федерации и законодательством субъектов Российской Федерации, нормативными правовыми актами органов местного самоуправления соответствующих муниципальных образований.

Статья 10. Утратила силу

Федеральный закон от 29.12.2004 N 189-ФЗ.

Раздел II. ОСНОВНЫЕ ПРИНЦИПЫ И УСЛОВИЯ

ПРИВАТИЗАЦИИ ЖИЛЫХ ПОМЕЩЕНИЙ

Статья 11

Каждый гражданин имеет право на приобретение в собственность бесплатно, в порядке приватизации, жилого помещения в государственном и муниципальном жилищном фонде социального использования один раз.

Несовершеннолетние, ставшие собственниками занимаемого жилого помещения в порядке его приватизации, сохраняют право на однократную бесплатную приватизацию жилого помещения в государственном или муниципальном жилищном фонде после достижения ими совершеннолетия.

Статьи 12 - 15. Утратили силу. - Закон РФ от 23.12.1992 N 4199-1.

Статья 16

Приватизация занимаемых гражданами жилых помещений в домах, требующих капитального ремонта, осуществляется в соответствии с настоящим Законом. При этом за бывшим наймодателем сохраняется обязанность производить капитальный ремонт дома в соответствии с нормами содержания, эксплуатации и ремонта жилищного фонда в порядке, установленном жилищным законодательством Российской Федерации.

Статья 17

Органы государственной власти или органы местного самоуправления, предприятия, учреждения вправе выкупать у граждан с их согласия жилые помещения, принадлежащие им на праве собственности, с целью более рационального их перераспределения.

Настоящий Закон устанавливает основные принципы осуществления приватизации государственного и муниципального жилищного фонда социального использования на территории Российской Федерации, определяет правовые, социальные и экономические основы преобразования отношений собственности на жилище.

Целью Закона является создание условий для осуществления права граждан на свободный выбор способа удовлетворения потребностей в жилище, а также улучшения использования и сохранности жилищного фонда.

Вступление в права собственности на жилище дает гражданам возможность эффективно вкладывать свои средства, осуществлять накопление недвижимой собственности, выступать с ней на рынке недвижимости, свободно владеть, пользоваться и распоряжаться своим жилищем.

Раздел I. ОБЩИЕ ПОЛОЖЕНИЯ

Статья 1. Приватизация жилых помещений - бесплатная передача в собственность граждан Российской Федерации на добровольной основе занимаемых ими жилых помещений в государственном и муниципальном жилищном фонде, а для граждан Российской Федерации, забронировавших занимаемые жилые помещения, - по месту бронирования жилых помещений.

Статья 2. Граждане Российской Федерации, имеющие право пользования жилыми помещениями государственного или муниципального жилищного фонда на условиях социального найма, вправе приобрести их на условиях, предусмотренных настоящим Законом, иными нормативными правовыми актами Российской Федерации и нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации, в общую собственность либо в собственность одного лица, в том числе несовершеннолетнего, с согласия всех имеющих право на приватизацию данных жилых помещений совершеннолетних лиц и несовершеннолетних в возрасте от 14 до 18 лет.

Жилые помещения, в которых проживают исключительно несовершеннолетние в возрасте до 14 лет, передаются им в собственность по заявлению родителей (усыновителей), опекунов с предварительного разрешения органов опеки и попечительства либо по инициативе указанных органов. Жилые помещения, в которых проживают исключительно несовершеннолетние в возрасте от 14 до 18 лет, передаются им в собственность по их заявлению с согласия родителей (усыновителей), попечителей и органов опеки и попечительства.

В случае смерти родителей, а также в иных случаях утраты попечения родителей, если в жилом помещении остались проживать исключительно несовершеннолетние, органы опеки и попечительства, руководители учреждений для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, опекуны (попечители), приемные родители или иные законные представители несовершеннолетних в течение трех месяцев оформляют договор передачи жилого помещения в собственность детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей. Договоры передачи жилых помещений в собственность несовершеннолетним, не достигшим возраста 14 лет, оформляются по заявлениям их законных представителей с предварительного разрешения органов опеки и попечительства или при необходимости по инициативе таких органов. Указанные договоры несовершеннолетними, достигшими возраста 14 лет, оформляются самостоятельно с согласия их законных представителей и органов опеки и попечительства.

Оформление договора передачи в собственность жилых помещений, в которых проживают исключительно несовершеннолетние, проводится за счет средств собственников жилых помещений, осуществляющих их передачу.

Статья 3. Утратила силу.

Статья 3.1. В случае смерти одного из участников совместной собственности на жилое помещение, приватизированное до 31 мая 2001 года, определяются доли участников общей собственности на данное жилое помещение, в том числе доля умершего. При этом указанные доли в праве общей собственности на данное жилое помещение признаются равными.

Правила настоящей статьи применяются постольку, поскольку для отдельных видов совместной собственности федеральными законами не установлено иное.

Статья 4. Не подлежат приватизации жилые помещения, находящиеся в аварийном состоянии, в общежитиях, в домах закрытых военных городков, а также служебные жилые помещения, за исключением жилищного фонда совхозов и других сельскохозяйственных предприятий, к ним приравненных, и находящийся в сельской местности жилищный фонд стационарных учреждений социальной защиты населения.

Собственники жилищного фонда или уполномоченные ими органы, а также предприятия, за которыми закреплен жилищный фонд на праве хозяйственного ведения, и учреждения, в оперативное управление которых передан жилищный фонд, с согласия собственников вправе принимать решения о приватизации служебных жилых помещений и находящегося в сельской местности жилищного фонда стационарных учреждений социальной защиты населения.

Статья 5. Исключена.

Статья 6. Передача жилых помещений в собственность граждан осуществляется уполномоченными собственниками указанных жилых помещений органами государственной власти, органами местного самоуправления, а также государственными или муниципальными унитарными предприятиями, за которыми закреплен жилищный фонд на праве хозяйственного ведения, государственными или муниципальными учреждениями, казенными предприятиями, в оперативное управление которых передан жилищный фонд.

Статья 7. Передача жилых помещений в собственность граждан оформляется договором передачи, заключаемым органами государственной власти или органами местного самоуправления поселений, предприятием, учреждением с гражданином, получающим жилое помещение в собственность в порядке, установленном законодательством. При этом нотариального удостоверения договора передачи не требуется и государственная пошлина не взимается.

В договор передачи жилого помещения в собственность включаются несовершеннолетние, имеющие право пользования данным жилым помещением и проживающие совместно с лицами, которым это жилое помещение передается в общую с несовершеннолетними собственность, или несовершеннолетние, проживающие отдельно от указанных лиц, но не утратившие право пользования данным жилым помещением.

Право собственности на приобретенное жилое помещение возникает с момента государственной регистрации права в Едином государственном реестре прав на недвижимое имущество и сделок с ним.

Статья 8. Решение вопроса о приватизации жилых помещений должно приниматься по заявлениям граждан в двухмесячный срок со дня подачи документов.

Должностные лица, виновные в нарушении требований части первой настоящей статьи, привлекаются к ответственности в установленном порядке.

В случае нарушения прав гражданина при решении вопросов приватизации жилых помещений он вправе обратиться в суд.

Статья 9. Утратила силу.

Статья 9.1. Граждане, приватизировавшие жилые помещения, являющиеся для них единственным местом постоянного проживания, вправе передать принадлежащие им на праве собственности и свободные от обязательств жилые помещения в государственную или муниципальную собственность, а соответствующие органы исполнительной власти, органы местного самоуправления или уполномоченные ими лица обязаны принять их в собственность и заключить договоры социального найма этих жилых помещений с этими гражданами в порядке, установленном законодательством Российской Федерации и законодательством субъектов Российской Федерации, нормативными правовыми актами органов местного самоуправления соответствующих муниципальных образований.

Статья 10. Утратила силу.

Раздел II. ОСНОВНЫЕ ПРИНЦИПЫ И УСЛОВИЯ ПРИВАТИЗАЦИИ ЖИЛЫХ ПОМЕЩЕНИЙ

Статья 11. Каждый гражданин имеет право на приобретение в собственность бесплатно, в порядке приватизации, жилого помещения в государственном и муниципальном жилищном фонде социального использования один раз.

Несовершеннолетние, ставшие собственниками занимаемого жилого помещения в порядке его приватизации, сохраняют право на однократную бесплатную приватизацию жилого помещения в государственном или муниципальном жилищном фонде после достижения ими совершеннолетия.

Статьи 12 - 15. Утратили силу.

Статья 16. Приватизация занимаемых гражданами жилых помещений в домах, требующих капитального ремонта, осуществляется в соответствии с настоящим Законом. При этом за бывшим наймодателем сохраняется обязанность производить капитальный ремонт дома в соответствии с нормами содержания, эксплуатации и ремонта жилищного фонда в порядке, установленном жилищным законодательством Российской Федерации.

Статья 17. Органы государственной власти или органы местного самоуправления, предприятия, учреждения вправе выкупать у граждан с их согласия жилые помещения, принадлежащие им на праве собственности, с целью более рационального их перераспределения.

Статья 18. При переходе государственных или муниципальных предприятий, учреждений в иную форму собственности либо при их ликвидации жилищный фонд, находящийся в хозяйственном ведении предприятий или оперативном управлении учреждений, должен быть передан в хозяйственное ведение или оперативное управление правопреемников этих предприятий, учреждений (если они определены) либо в ведение органов местного самоуправления поселений в установленном порядке с сохранением всех жилищных прав граждан, в том числе права на приватизацию жилых помещений.

Статьи 19 - 20. Утратили силу.

Каждый россиянин, проживающий в муниципальном жилье, может воспользоваться предоставленным ему законным правом и приватизировать квартиру. Данное право закреплено специально разработанным и принятым законом о приватизации. О том, что такая возможность предусмотрена в отношении жилищного фонда, принадлежащего государству, и в 2017 году имеют представление не все граждане.

Изучим данный вопрос всестороннее и познакомим читателей с тем, как регулируется процедура приватизации имущества в РФ и каким законодательным актом руководствуются при этом участники процедуры.

К сожалению, в России очень плохо поставлено информирование населения, поэтому многие граждане, зная о предоставленной возможности, совершенно не имеют представления о процедуре, через которую придется пройти, чтобы получить жилье в собственность.

Кроме того, россияне не знают, к какому законодательному акту обратиться в этом случае. Чтобы получить хотя бы общие сведения по вопросу, стоит заранее ознакомиться с последней редакцией ФЗ о приватизации.

Данный акт был разработан специально для урегулирования вопросов, связанных с переводом имущества в собственность граждан еще 04.07.1991 года. Согласно отдельным положениям этого акта, любой гражданин, удовлетворяющий требованиями закона, может обратиться с заявлением о приватизации имущества, которое подпадает под действие документа.

Изначально, еще до принятия закона, процедура приватизации не имела особых ограничений за исключением того, что в ней не могли принять участие иностранные граждане. Приватизировать можно было только имущество государственных или муниципальных ведомств. Сегодня закон продолжает действовать, но в несколько ином формате. Граждане могут принять участие в приватизации, если отвечают установленным требованиям.

Изменения в последней редакции закона

В текущем году ФЗ №54 претерпел некоторые изменения, которые коснулись в основном процедуры приватизации жилища. Речь идет о том, что теперь будут заранее обговариваться порядок доступа к имуществу в многоэтажках для жильцов с ограничениями по здоровью.

Начиная с января, вводятся ограничения по увеличению размеров сумм, которые должны вносить жильцы как оплату за коммунальные услуги. Статья 12 была дополнена положением о том, что лицам, которые выполнили приватизацию, предоставляет право оформления льготного кредита для проведения капитального ремонта строения.

Особые поправки были внесены в порядок проведения приватизации. Теперь лица, которые обращаются за услугой, должны будут подтвердить свой доход, а также заработок всех членов семьи. Это необходимо для того, чтобы семьи, особенно нуждающиеся в помощи, могли получить документы на собственность в первую очередь.

Существеннее моменты ФЗ «О приватизации»

Закон определяет те моменты, которые имеют большое значение в процессе приватизации госимущества.

Следует отметить, что процедура имеет следующие правовые признаки:

  1. Добровольная, поскольку проводится только по согласию гражданина.
  2. Разовая, так как для каждого человека такая возможность дается только раз в жизни.
  3. Бесплатная, потому что за услугу не требуется вносить плату.
Если кратко, то приватизацию можно назвать ответственной и непростой процедурой, которую гражданин может провести один раз в жизни. Чтобы принять в ней участие, потребуется соблюсти все условия и придерживаться существующих рекомендаций.

Актуальные статьи федерального закона

Сегодня процедура проводится строго в соответствие с действующим ФЗ №54, однако некоторые статьи акта сегодня уже не действуют. В частности, актуальными остаются следующие положения:

Ст. 4 Запрещала приватизацию аварийного жилья или служебных помещений, но ранее разрешала переводить в собственность имущество, расположенное в сельской местности.
Ст. 6 В ней указывается о предоставлении полномочий МУП и иным госпредприятиям по праву хозведения передавать в частную собственность государственное или муниципальное имущество.
Ст. 11 Гарантируется право несовершеннолетних детей на повторное участие в бесплатной приватизации, если они делали это ранее и становились собственником квартиры.
Ст. 16 Статья говорит о том, что приватизация в домах, которые требуют капитального ремонта, допускается, а собственник сохранит за собой обязанности по регулярному проведению ремонтных работ.
Ст. 17 Органы госвласти и муниципалитета могут выкупать жилье, находящееся у них на балансе, чтобы далее распределять их более рационально.
Ст. 18

При изменении формы муниципального или госведомства жилой фонд передается преемнику с сохранением прав на жилое имущество за каждым гражданином.

Все остальные пункты закона утратили свою силу в 2014 году и сегодня не имеют никакой юридической значимости.

Заключение

Федеральный закон «О приватизации» представляет собой основополагающий документ для проведения процедуры перевода госимущества в частную собственность. Законодательный акт регулирует все основные моменты и позволяет исключить ошибки и нарушения во время проведения мероприятия. Периодически в закон вносятся поправки, и сегодня актуальными остались всего лишь несколько положений.

с изменениями, внесенными Постановлением Конституционного суда от 15.06.2006 № 6-П

РОССИЙСКАЯ ФЕДЕРАЦИЯ

О ПРИВАТИЗАЦИИ ЖИЛИЩНОГО ФОНДА В РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

с изм., внесенными Постановлением Конституционного Суда РФ от 15.06.2006 N 6-П)

Настоящий Закон устанавливает основные принципы осуществления приватизации государственного и муниципального жилищного фонда социального использования на территории Российской Федерации, определяет правовые, социальные и экономические основы преобразования отношений собственности на жилище.

Целью Закона является создание условий для осуществления права граждан на свободный выбор способа удовлетворения потребностей в жилище, а также улучшения использования и сохранности жилищного фонда.

Вступление в права собственности на жилище дает гражданам возможность эффективно вкладывать свои средства, осуществлять накопление недвижимой собственности, выступать с ней на рынке недвижимости, свободно владеть, пользоваться и распоряжаться своим жилищем.

(в ред. Федерального закона от 20.05.2002 N 55-ФЗ)

Раздел I. ОБЩИЕ ПОЛОЖЕНИЯ

Статья 1 утрачивает силу с 1 января 2007 года (Федеральный закон от 29.12.2004 N 189-ФЗ (ред. от 26.12.2005)).

Федеральным законом от 30.06.2006 N 93-ФЗ в Федеральный закон от 29.12.2004 N 189-ФЗ внесены изменения, вступающие в силу с 1 сентября 2006 года, согласно которым статья 1 утрачивает силу с 1 марта 2010 года.

Положение подпункта 1 пункта 2 статьи 2 Федерального закона от 29.12.2004 N 189-ФЗ, в соответствии с которым статья 1 данного документа утрачивает силу с 1 января 2007 года, признано не противоречащим Конституции РФ (Постановление Конституционного Суда РФ от 15.06.2006 N 6-П).

Статья 1. Приватизация жилых помещений - бесплатная передача в собственность граждан Российской Федерации на добровольной основе занимаемых ими жилых помещений в государственном и муниципальном жилищном фонде, а для граждан Российской Федерации, забронировавших занимаемые жилые помещения, - по месту бронирования жилых помещений.

(в ред. Закона РФ от 23.12.1992 N 4199-1; Федеральных законов от 15.05.2001 N 54-ФЗ, от 20.05.2002 N 55-ФЗ)

Статья 2 утрачивает силу с 1 января 2007 года (Федеральный закон от 29.12.2004 N 189-ФЗ (ред. от 26.12.2005)).

Федеральным законом от 30.06.2006 N 93-ФЗ в Федеральный закон от 29.12.2004 N 189-ФЗ внесены изменения, вступающие в силу с 1 сентября 2006 года, согласно которым статья 2 утрачивает силу с 1 марта 2010 года.

Положение подпункта 1 пункта 2 статьи 2 Федерального закона от 19.12.2004 N 189-ФЗ, в соответствии с которым статья 2 данного документа утрачивает силу с 1 января 2007 года, признано не противоречащим Конституции РФ (Постановление Конституционного Суда РФ от 15.06.2006 N 6-П).

Статья 2. Граждане Российской Федерации, занимающие жилые помещения в государственном и муниципальном жилищном фонде, включая жилищный фонд, находящийся в хозяйственном ведении предприятий или оперативном управлении учреждений (ведомственный фонд), на условиях социального найма, вправе с согласия всех совместно проживающих совершеннолетних членов семьи, а также несовершеннолетних в возрасте от 14 до 18 лет приобрести эти помещения в собственность на условиях, предусмотренных настоящим Законом, иными нормативными актами Российской Федерации и субъектов Российской Федерации. Жилые помещения передаются в общую собственность либо в собственность одного из совместно проживающих лиц, в том числе несовершеннолетних.

(в ред. Закона РФ от 23.12.1992 N 4199-1; Федеральных законов от 11.08.1994 N 26-ФЗ, от 28.03.1998 N 50-ФЗ, от 15.05.2001 N 54-ФЗ, от 20.05.2002 N 55-ФЗ)

Жилые помещения, в которых проживают исключительно несовершеннолетние в возрасте до 14 лет, передаются им в собственность по заявлению родителей (усыновителей), опекунов с предварительного разрешения органов опеки и попечительства либо по инициативе указанных органов. Жилые помещения, в которых проживают исключительно несовершеннолетние в возрасте от 14 до 18 лет, передаются им в собственность по их заявлению с согласия родителей (усыновителей), попечителей и органов опеки и попечительства.

(часть вторая введена Федеральным законом от 11.08.1994 N 26-ФЗ; в ред. Федерального закона от 28.03.1998 N 50-ФЗ)

В случае смерти родителей, а также в иных случаях утраты попечения родителей, если в жилом помещении остались проживать исключительно несовершеннолетние, органы опеки и попечительства, руководители учреждений для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, опекуны (попечители), приемные родители или иные законные представители несовершеннолетних в течение трех месяцев оформляют договор передачи жилого помещения в собственность детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей. Договоры передачи жилых помещений в собственность несовершеннолетним, не достигшим возраста 14 лет, оформляются по заявлениям их законных представителей с предварительного разрешения органов опеки и попечительства или при необходимости по инициативе таких органов. Указанные договоры несовершеннолетними, достигшими возраста 14 лет, оформляются самостоятельно с согласия их законных представителей и органов опеки и попечительства.

(часть третья в ред. Федерального закона от 28.03.1998 N 50-ФЗ)

Оформление договора передачи в собственность жилых помещений, в которых проживают исключительно несовершеннолетние, проводится за счет средств собственников жилых помещений, осуществляющих их передачу.

(часть четвертая введена Федеральным законом от 11.08.1994 N 26-ФЗ, в ред. Федерального закона от 22.08.2004 N 122-ФЗ)

Статья 3. Утратила силу. - Федеральный закон от 29.12.2004 N 189-ФЗ.

Статья 3.1. В случае смерти одного из участников совместной собственности на жилое помещение, приватизированное до 31 мая 2001 года, определяются доли участников общей собственности на данное жилое помещение, в том числе доля умершего. При этом указанные доли в праве общей собственности на данное жилое помещение признаются равными.

Правила настоящей статьи применяются постольку, поскольку для отдельных видов совместной собственности федеральными законами не установлено иное.

(статья 3.1 введена Федеральным законом от 26.11.2002 N 153-ФЗ)

Положение части первой статьи 4, в силу которого не подлежат бесплатной приватизации (в пределах установленного законом общего срока действия норм о приватизации жилищного фонда) жилые помещения, предоставленные гражданам по договорам социального найма после 1 марта 2005 года, признано не соответствующим Конституции РФ Постановлением Конституционного Суда РФ от 15.06.2006 N 6-П.

В соответствии с частью 3 статьи 79 Федерального конституционного закона от 21.07.1994 N 1-ФКЗ акты или их отдельные положения, признанные неконституционными, утрачивают силу.

Статья 4 утрачивает силу с 1 января 2007 года (Федеральный закон от 29.12.2004 N 189-ФЗ (ред. от 26.12.2005)).

Федеральным законом от 30.06.2006 N 93-ФЗ в Федеральный закон от 29.12.2004 N 189-ФЗ внесены изменения, вступающие в силу с 1 сентября 2006 года, согласно которым статья 4 утрачивает силу с 1 марта 2010 года.

Положение подпункта 1 пункта 2 статьи 2 Федерального закона от 29.12.2004 N 189-ФЗ, в соответствии с которым статья 4 данного документа утрачивает силу с 1 января 2007 года, признано не противоречащим Конституции РФ (Постановление Конституционного Суда РФ от 15.06.2006 N 6-П).

Положение статьи 4, запрещающее приватизацию находящегося в сельской местности жилищного фонда стационарных учреждений социальной защиты населения, - в той мере, в какой оно распространяется на жилищный фонд, находящийся вне территорий соответствующих учреждений социальной защиты населения, - как аналогичное положениям, ранее признанным Конституционным Судом РФ не соответствующими Конституции РФ, не может применяться судами, другими органами и должностными лицами (Определение Конституционного Суда РФ от 10.12.2002 N 316-О).

Об отказе в принятии к рассмотрению запроса о проверке конституционности статьи 4 в части запрета на приватизацию жилых помещений, находящихся в общежитиях, см. Определение Конституционного Суда РФ от 02.11.2000 N 220-О; в части запрета на приватизацию аварийного жилого помещения см. Определение Конституционного Суда РФ от 05.11.2003 N 350-О; в части запрета на приватизацию служебных жилых помещений см. Определение Конституционного Суда РФ от 21.12.2004 N 441-О.

Статья 4. Не подлежат приватизации жилые помещения, предоставленные гражданам по договорам социального найма после 1 марта 2005 года, а также жилые помещения, находящиеся в аварийном состоянии, в общежитиях, в домах закрытых военных городков, а также служебные жилые помещения, за исключением жилищного фонда совхозов и других сельскохозяйственных предприятий, к ним приравненных, и находящийся в сельской местности жилищный фонд стационарных учреждений социальной защиты населения.

(в ред. Закона РФ от 23.12.1992 N 4199-1; Федеральных законов от 01.05.1999 N 88-ФЗ, от 20.05.2002 N 55-ФЗ, от 29.12.2004 N 189-ФЗ)

Собственники жилищного фонда или уполномоченные ими органы, а также предприятия, за которыми закреплен жилищный фонд на праве хозяйственного ведения, и учреждения, в оперативное управление которых передан жилищный фонд, с согласия собственников вправе принимать решения о приватизации служебных жилых помещений и находящегося в сельской местности жилищного фонда стационарных учреждений социальной защиты населения.

(в ред. Закона РФ от 23.12.1992 N 4199-1; Федеральных законов от 01.05.1999 N 88-ФЗ, от 20.05.2002 N 55-ФЗ)

Статья 5. Исключена. - Федеральный закон от 20.05.2002 N 55-ФЗ.

Статья 6 утрачивает силу с 1 января 2007 года (Федеральный закон от 29.12.2004 N 189-ФЗ (ред. от 26.12.2005)).

Федеральным законом от 30.06.2006 N 93-ФЗ в Федеральный закон от 29.12.2004 N 189-ФЗ внесены изменения, вступающие в силу с 1 сентября 2006 года, согласно которым статья 6 утрачивает силу с 1 марта 2010 года.

Положение подпункта 1 пункта 2 статьи 2 Федерального закона от 29.12.2004 N 189-ФЗ, в соответствии с которым статья 6 данного документа утрачивает силу с 1 января 2007 года, признано не противоречащим Конституции РФ (Постановление Конституционного Суда РФ от 15.06.2006 N 6-П).

Статья 6. Передача жилых помещений в собственность граждан осуществляется уполномоченными собственниками указанных жилых помещений органами государственной власти, органами местного самоуправления, а также государственными или муниципальными унитарными предприятиями, за которыми закреплен жилищный фонд на праве хозяйственного ведения, государственными или муниципальными учреждениями, казенными предприятиями, в оперативное управление которых передан жилищный фонд.

(статья 6 в ред. Федерального закона от 20.05.2002 N 55-ФЗ)

Статья 7 утрачивает силу с 1 января 2007 года (Федеральный закон от 29.12.2004 N 189-ФЗ (ред. от 26.12.2005)).

Федеральным законом от 30.06.2006 N 93-ФЗ в Федеральный закон от 29.12.2004 N 189-ФЗ внесены изменения, вступающие в силу с 1 сентября 2006 года, согласно которым статья 7 утрачивает силу с 1 марта 2010 года.

Положение подпункта 1 пункта 2 статьи 2 Федерального закона от 29.12.2004 N 189-ФЗ, в соответствии с которым статья 7 данного документа утрачивает силу с 1 января 2007 года, признано не противоречащим Конституции РФ (Постановление Конституционного Суда РФ от 15.06.2006 N 6-П).

Статья 7. Передача жилых помещений в собственность граждан оформляется договором передачи, заключаемым органами государственной власти или органами местного самоуправления поселений, предприятием, учреждением с гражданином, получающим жилое помещение в собственность в порядке, установленном законодательством. При этом нотариального удостоверения договора передачи не требуется и государственная пошлина не взимается.

В договор передачи жилого помещения в собственность включаются несовершеннолетние, имеющие право пользования данным жилым помещением и проживающие совместно с лицами, которым это жилое помещение передается в общую с несовершеннолетними собственность, или несовершеннолетние, проживающие отдельно от указанных лиц, но не утратившие право пользования данным жилым помещением.

Право собственности на приобретенное жилое помещение возникает с момента государственной регистрации права в Едином государственном реестре прав на недвижимое имущество и сделок с ним.

(в ред. Федеральных законов от 15.05.2001 N 54-ФЗ, от 20.05.2002 N 55-ФЗ, от 29.06.2004 N 58-ФЗ)

Статья 8 утрачивает силу с 1 января 2007 года (Федеральный закон от 29.12.2004 N 189-ФЗ (ред. от 26.12.2005)).

Федеральным законом от 30.06.2006 N 93-ФЗ в Федеральный закон от 29.12.2004 N 189-ФЗ внесены изменения, вступающие в силу с 1 сентября 2006 года, согласно которым статья 8 утрачивает силу с 1 марта 2010 года.

Положение подпункта 1 пункта 2 статьи 2 Федерального закона от 29.12.2004 N 189-ФЗ, в соответствии с которым статья 8 данного документа утрачивает силу с 1 января 2007 года, признано не противоречащим Конституции РФ (Постановление Конституционного Суда РФ от 15.06.2006 N 6-П).

Статья 8. Решение вопроса о приватизации жилых помещений должно приниматься по заявлениям граждан в двухмесячный срок со дня подачи документов.

(в ред. Федерального закона от 20.05.2002 N 55-ФЗ)

Должностные лица, виновные в нарушении требований части первой настоящей статьи, привлекаются к ответственности в установленном порядке.

В случае нарушения прав гражданина при решении вопросов приватизации жилых помещений он вправе обратиться в суд.

(в ред. Федерального закона от 20.05.2002 N 55-ФЗ)

Статья 9. Утратила силу. - Федеральный закон от 29.12.2004 N 189-ФЗ.

Об отказе в принятии к рассмотрению жалобы о признании неконституционными положений статьи 9.1 см. Определение Конституционного Суда РФ от 21.12.2004 N 425-О.

Статья 9.1 утрачивает силу с 1 января 2007 года (Федеральный закон от 29.12.2004 N 189-ФЗ (ред. от 26.12.2005)).

Федеральным законом от 30.06.2006 N 93-ФЗ в Федеральный закон от 29.12.2004 N 189-ФЗ внесены изменения, вступающие в силу с 1 сентября 2006 года, согласно которым статья 9.1 утрачивает силу с 1 марта 2010 года.

Положение подпункта 1 пункта 2 статьи 2 Федерального закона от 29.12.2004 N 189-ФЗ, в соответствии с которым статья 9.1 утрачивает силу с 1 января 2007 года, признано не противоречащим Конституции РФ (Постановление Конституционного Суда РФ от 15.06.2006 N 6-П).

Статья 9.1. Граждане, приватизировавшие жилые помещения, являющиеся для них единственным местом постоянного проживания, вправе передать принадлежащие им на праве собственности и свободные от обязательств жилые помещения в государственную или муниципальную собственность, а соответствующие органы исполнительной власти, органы местного самоуправления или уполномоченные ими лица обязаны принять их в собственность и заключить договоры социального найма этих жилых помещений с этими гражданами в порядке, установленном законодательством Российской Федерации и законодательством субъектов Российской Федерации, нормативными правовыми актами органов местного самоуправления соответствующих муниципальных образований.

(статья 9.1 введена Федеральным законом от 20.05.2002 N 55-ФЗ, в ред. Федерального закона от 22.08.2004 N 122-ФЗ)

Статья 10. Утратила силу. - Федеральный закон от 29.12.2004 N 189-ФЗ.

Раздел II утрачивает силу с 1 января 2007 года (Федеральный закон от 29.12.2004 N 189-ФЗ (ред от 26.12.2005)).

Федеральным законом от 30.06.2006 N 93-ФЗ в Федеральный закон от 29.12.2004 N 189-ФЗ внесены изменения, вступающие в силу с 1 сентября 2006 года, согласно которым раздел II утрачивает силу с 1 марта 2010 года.

Положение подпункта 1 пункта 2 статьи 2 Федерального закона от 29.12.2004 N 189-ФЗ, в соответствии с которым раздел II утрачивает силу с 1 января 2007 года, признано не противоречащим Конституции РФ (Постановление Конституционного Суда РФ от 18.06.2006 N 6-П).

Раздел II. ОСНОВНЫЕ ПРИНЦИПЫ И УСЛОВИЯ

ПРИВАТИЗАЦИИ ЖИЛЫХ ПОМЕЩЕНИЙ

(в ред. Федерального закона от 20.05.2002 N 55-ФЗ)

По вопросу, касающемуся бесплатной приватизации жилья гражданами, занимающими жилые помещения по договору найма или аренды, см. Постановление Пленума Верховного Суда РФ от 24.08.1993 N 8.

Статья 11. Каждый гражданин имеет право на приобретение в собственность бесплатно, в порядке приватизации, жилого помещения в государственном и муниципальном жилищном фонде социального использования один раз.

(в ред. Федерального закона от 20.05.2002 N 55-ФЗ)

Несовершеннолетние, ставшие собственниками занимаемого жилого помещения в порядке его приватизации, сохраняют право на однократную бесплатную приватизацию жилого помещения в домах государственного и муниципального жилищного фонда после достижения ими совершеннолетия.

(часть вторая введена Федеральным законом от 11.08.1994 N 26-ФЗ)

Статья 12. Утратила силу. - Закон РФ от 23.12.1992 N 4199-1.

Статья 13. Утратила силу. - Закон РФ от 23.12.1992 N 4199-1.

Статья 14. Утратила силу. - Закон РФ от 23.12.1992 N 4199-1.

Статья 15. Утратила силу. - Закон РФ от 23.12.1992 N 4199-1.

Статья 16. Приватизация занимаемых гражданами жилых помещений в домах, требующих капитального ремонта, осуществляется в соответствии с настоящим Законом. При этом за бывшим наймодателем сохраняется обязанность производить капитальный ремонт дома в соответствии с нормами содержания, эксплуатации и ремонта жилищного фонда.

(в ред. Закона РФ от 23.12.1992 N 4199-1; Федерального закона от 20.05.2002 N 55-ФЗ)

Статья 17. Органы государственной власти или органы местного самоуправления, предприятия, учреждения вправе выкупать у граждан с их согласия жилые помещения, принадлежащие им на праве собственности, с целью более рационального их перераспределения.

(в ред. Федерального закона от 20.05.2002 N 55-ФЗ)

О применении судами законодательства о праве граждан на бесплатную приватизацию жилья, находящегося в ведомственном жилищном фонде, см. Постановление Пленума Верховного Суда РФ от 24.08.1993 N 8.

Статья 18. При переходе государственных или муниципальных предприятий, учреждений в иную форму собственности либо при их ликвидации жилищный фонд, находящийся в хозяйственном ведении предприятий или оперативном управлении учреждений, должен быть передан в хозяйственное ведение или оперативное управление правопреемников этих предприятий, учреждений (если они определены) либо в ведение органов местного самоуправления поселений в установленном порядке с сохранением всех жилищных прав граждан, в том числе права на приватизацию жилых помещений.

(в ред. Закона РФ от 23.12.1992 N 4199-1; Федеральных законов от 20.05.2002 N 55-ФЗ, от 22.08.2004 N 122-ФЗ)

Статья 19. Утратила силу. - Закон РФ от 23.12.1992 N 4199-1.

Статья 20. Утратила силу. - Закон РФ от 23.12.1992 N 4199-1.

Раздел III. ОБСЛУЖИВАНИЕ И РЕМОНТ ПРИВАТИЗИРОВАННЫХ

ЖИЛЫХ ПОМЕЩЕНИЙ

Утратил силу. - Федеральный закон от 29.12.2004 N 189-ФЗ.

Председатель

Верховного Совета РСФСР

Москва, Дом Советов РСФСР


http://сайт/zakon/Privatization/Privatization_76.html Р-акон Р Р¤ РѕС‚ 4 июля 1991 Рі. N 1541-1 "Рћ приватизации жилищного фонда РІ Р РѕСЃСЃРёР№СЃРєРѕР№ Федерации" %C7%E0%EA%EE%ED+%D0%D4+%EE%F2+4+%E8%FE%EB%FF+1991+%E3..html

Приватизация представляет собой процедуру перехода права собственности на имущество и жилье от государственных структур человеку.

Такой процесс регулируется специальными нормативными правовыми актами. К ним отнесены: Федеральный закон от 21 декабря 2001 года № 178-ФЗ «О приватизации государственного и муниципального имущества» и Закон РФ от 4 июля 1991 года № 1541-1 «О приватизации жилищного фонда в Российской Федерации».

Закон РФ от 21 декабря 2001 года № 178-ФЗ является основным нормативным актом, который регулирует все вопросы, связанные с приватизацией имущества, принадлежащего муниципальным и государственным структурам. Он определяет сферу действия, круги участников процедуры, а также способы реализации.

Сфера действия

Закон регулирует отношения, связанные с приватизацией муниципального и государственного имущества. В то же время он делает определенные исключения.

Указанный нормативный акт обладает своими особенностями и не распространяется на следующие виды отчуждаемой собственности:

  1. Земельные участки. Исключением в данном случае являются отчужденные территории, на которых расположены постройки.
  2. Природные ресурсы.
  3. Жилищный фонд.
  4. Резервы.
  5. Муниципальная и государственная собственность, расположенная за пределами РФ.
  6. Материальные ценности, передаваемые безвозмездно в собственность религиозных организаций, а также объединений лиц с ограниченными возможностями.
  7. Имущество, которое вверяется некоммерческим организациям.
  8. Материальные ценности, которые передаются по решению судебной инстанции.
  9. Ценные бумаги акционерного общества.
  10. Имущество, которое передано центру исторического наследия Президента Российской Федерации, при прекращении полномочий последнего.
  11. Собственность, которая передается научному фонду.
  12. Движимое имущество. Исключением в этом случае являются акции и доли.
  13. Имущество, обмениваемое на объекты олимпийского назначения.

Приватизация также не затрагивает материальные ценности, которые являются объектом гражданских прав.

Круг покупателей

Имущество, принадлежащее государству, могут приобретать как юридические, так и физические лица.

Исключением в данном случае являются:

  1. Государственные унитарные предприятия и учреждения.
  2. Юридические лица, уставной капитал которых состоит более чем на двадцать пять процентов из доли РФ.
  3. Организации, которым предоставлен льготный налоговый режим, не предусматривающий раскрытия и представления информации при проведении финансовых операций.

Указанные ограничения не распространяются на собственников объектов недвижимости, не являющихся самовольными постройками и расположенных на государственных земельных участках.

Способы продажи

Также статьями Закона от 21 декабря 2001 года № 178 определены способы приватизации госимущества.

К ним, в частности, отнесены:

  1. Преобразование унитарного предприятия в акционерное общество или ООО.
  2. Реализация имущества и ценных бумаг на аукционе.
  3. Продажа бюджетных материальных ценностей по результатам конкурса.
  4. Реализация ценных бумаг за пределами РФ.
  5. Продажа путем публичного предложения.
  6. Реализация без сообщения стоимости.
  7. Передача материальных ценностей в качестве вклада в уставной капитал АО.
  8. Реализация акций по результатам доверительного управления.

Следует отметить, что указанный перечень является исчерпывающим. Другие способы приватизации государственных материальных ценностей не допускаются.

Закон о приватизации жилья

Основным нормативным правовым актом, который регулирует вопросы, связанные с приватизацией жилья, является Закон РФ от 4 июля 1991 года № 1541-1. Он по сути своей аналогичен Закону № 178, но имеет более узкую направленность. Закон № 1541-1 касается только лишь отдельного вида имущества.

В данном случае приватизация жилища представляет собой процедуру передачи помещений в собственность людям.

История принятия

Процесс приватизации начался ещё в 1992 году с принятием закона. Целью утверждения указанного положения являлась передача жилья в собственность лицам, занимающим жилье. Для реализации такой процедуры проживающие совместно лица, в том числе и не достигшие совершеннолетия, должны были прийти к взаимному согласию и обратиться в государственные инстанции с заявлением. К началу 2007 года этот процесс планировали завершить. Тем не менее сроки постоянно приходилось продлять. К сожалению, не все проживающие оформили приватизацию в отведенное время, этим и было обусловлено постоянное продление программы.

Последние изменения

С момента принятия в Закон было внесено много изменений. Последняя редакция коснулась периодов безвозмездной реализации. Теперь новая программа бессрочная, нет ограничений права на приватизацию. В то же время каждый человек сохраняет за собой право проживать в квартире, даже если он не оформил на нее право собственности. Применение жилья возможно лишь на условиях договора найма.

Передача жилья в собственность

Процедура передачи квартиры в собственность складывается из нескольких этапов. Она основывается на определенных принципах и реализуется при соблюдении некоторых условий. При этом российским законодательством установлен ряд ограничений.

Принципы

Процедура приватизации жилья строится на некоторых основных принципах.

Прежде всего, это безвозмездность. То есть процесс реализуется на бесплатной основе. Помещение может перейти не только к одному, но и к нескольким владельцам, в том числе и к тем, кто не достиг совершеннолетнего возраста. Реализация процедуры будет возможной только при наличии согласия всех зарегистрированных в помещении. Получить в собственность социальное жилье можно только один раз.

Условия

Рассчитывать на передачу государственного жилья в собственность можно только при определенных условиях. Прежде всего, человек должен иметь гражданство РФ. Для иностранцев такой возможности не предусмотрено. Далее инициатор должен иметь на руках документы, которые подтверждают его право проживать в помещении: договор найма, паспорт с отметкой о регистрации по данному адресу. Обращение должно быть первым повторная приватизация законом не допускается. Исключение касается только лиц, не достигших совершеннолетнего возраста.

Ограничения

Действующим законодательством определен ряд ограничений, которые не позволят приватизировать жилье. Прежде всего, это несоответствие кандидата предъявляемым требованиям – отсутствие гражданства РФ и подтверждающих документов, повторное обращение. Ограничения определяются статусом самого объекта.

В собственность не передается:

  1. Помещения, которые располагаются в аварийных зданиях. При этом указанное состояние должно быть документально зафиксировано.
  2. Квартиры и жилые комнаты в общежитиях.
  3. Помещения в военных городках закрытого типа.
  4. Служебное жилье.

Последний вид помещений может быть передан в собственность проживающих на основании решения, принятого владельцем фонда.

Процедура

Основанием для начала процедуры будет являться заявление на приватизацию.

В нем должно быть указано следующее:

  1. Наименование и адрес органа власти, в который направляется обращение.
  2. Сведения об инициаторе – как зовут, где проживает, данные паспорта и контактный телефон.
  3. Описание жилья – месторасположение, общая площадь.
  4. Само ходатайство о приватизации.
  5. Перечень прилагаемых документов.
  6. Согласие других проживающих.
  7. Дата заявления и подпись инициатора.

К своему обращению необходимо приложить паспорт гражданина РФ, договор найма жилого помещения, справку, подтверждающую тот факт, что человек обращается за приватизацией впервые. Сведения можно представлять в оригинале либо в виде заверенных копий.

Собранные документы можно представить лично. Для этого потребуется самостоятельно передать их в местный орган власти. Человек может убедиться, что его обращение доставлено по назначению и принято к рассмотрению. Также инициатор сможет на месте исправить ошибки или получить практическую помощь в оформлении его заявления. Аналогичным образом осуществляется передача сведений через своего законного представителя. Последний в этом случае должен будет иметь на руках доверенность, подтверждающую его полномочия.

Ещё одним из способов обращения является почтовая пересылка. Такой вариант предусматривает использование специальной корреспонденции. Инициатор в данном случае получит на руки уведомление о доставке письма адресату.

Направить документы можно и через МФЦ. В этом случае человеку будет достаточно лишь обратиться в центр и представить имеющиеся документы. Все остальное сделают специалисты. Они окажут помощь в оформлении бланка заявления и перешлют все данные по назначению.

После того как сведения будут переданы в местную администрацию, последняя примет решение и направит его инициатору. Следует отметить, что человек может получить отказ, если он представит неполные или недостоверные данные, либо не будут выполнены условия, установленные действующим законодательством.



Если заметили ошибку, выделите фрагмент текста и нажмите Ctrl+Enter
ПОДЕЛИТЬСЯ:
Выселение. Приватизация. Перепланировка. Ипотека. ИСЖ