Выселение. Приватизация. Перепланировка. Ипотека. ИСЖ

Мы в очередной раз написали о неудавшейся реформе правоохранительных органов, сотрудники которых то и дело попадаются на пытках, убийствах, взятках, торговле наркотиками и других преступлениях.

Вопрос, который волнует всех: а можно ли вообще исправить нашу «горбатую» полицию? Не стоит ли поступить с российскими правоохранителями по грузинскому сценарию: разогнать всех сотрудников и набрать новых, не запятнавших себя криминалом? Своё мнение о том, почему это необходимо или, наоборот, нельзя сделать, «АиФ» высказали эксперты.

Мнения экспертов: полицию разогнать?

Да

Максим Шевченко, журналист, телеведущий:

Моя гражданская позиция - можно лишь радикальными мерами. Надо уволить всех сотрудников и набрать новых. Никакой другой способ уже не сработает! Не понимаю, как после всех вопиющих историй с пытками и избиениями руководство ведомства осталось на своих постах? Сегодня в этой сфере сложилась чрезвычайная ситуация. Доверие граждан к полиции близко к нулю. Многие блюстители порядка превратились в зверей и монстров. Фактически правоохранители стали легальным вооружённым бандформированием. Прикрываясь защитой закона, полицейские совершают преступления, как настоящие бандиты.

Главные проблемы МВД - коррупция, круговая порука и полная деморализация всей структуры сверху донизу. Никакая система не может эффективно реформировать или аттестовывать сама себя. Только люди, представляющие народ, могут ответственно заниматься подобным делом. Для реальной модернизации органов внутренних дел необходимо создать парламентскую комиссию с широчайшими полномочиями, в том числе и с правом лишать должностей и назначать генералитет министерства. Вошедшие в неё депутаты, хорошо разбирающиеся в теме, смогут построить систему отбора. В ведомстве, конечно же, есть честные, достойные профессионалы из оперативного состава. С ними стоит обращаться бережно. Если мы вверяем этим людям наши жизни и безопасность, надо создать им достойные условия труда и существования. Можно пригласить новых работников из кадровых армейских офицеров. Тем, кто в итоге будет отобран в штат, стоит радикально поднять зарплату - в 5-6 раз - и предоставить им многочисленные привилегии и бонусы - льготные кредиты и т. д., которые будет страшно потерять. Тогда удастся поднять статус правоохранителя. Я считаю, что России обязательно нужны шерифы - лица, наделённые широчайшими полномочиями по охране порядка. Их можно найти не в полицейской среде, а выдвигать из народа и выбирать из числа гражданских.

Нет

Александр Хинштейн, зам­пред Комитета Госдумы РФ по безопасности и противодейст­вию коррупции:

Разгонять всё ведомство нельзя. Однако . Члены общественных советов должны иметь право участвовать в проведении служебных проверок по заявлениям граждан и публикациям в СМИ. Ни одно увольнение старшего офицера не может происходить без заслушивания на совете. В течение года сотрудники ОВД, на которых имеется ком­промат, обязаны пройти новую аттестацию, в том числе и с использованием полиграфа. Службы собственной безопасности нельзя оставлять в подчинении начальников полиции в регионах - надо подчинить их напрямую профильному главку министерства. Критерием оценки работы полиции не должна быть «палочная» система, в которой счёт ведётся по числу возбуждённых уголовных дел или составленных административных протоколов. Учитывать нужно количество вынесенных на их основании судебных приговоров.

Асламбек Аслаханов, член Совета Федерации, генерал-майор милиции в отставке:

В России грузинский сценарий неприменим. Нельзя выгнать на улицу более миллиона человек личного состава. В органах работает множест­во порядочных людей, и мерить всех по делам нескольких извращенцев абсолютно неверно. Необходимо создать систему контроля над деятельностью блюстителей порядка. Каждый нечистоплотный человек в форме должен нести неотвратимую ответственность за нарушения или преступления. Возможно, имеет смысл сажать приговорённых «оборотней в погонах» в те же исправительные колонии, где отбывают наказание обычные заключённые. Это станет мощным профилактическим фактором.

Кстати

Согласно подписанному министром Р. Нургалиевым регламенту полицейские обязаны принимать . На устное общение с гражданами им отводится не более 10 минут - во избежание появления очередей. Рассмотреть жалобу правоохранители должны в течение месяца, результаты обратившемуся лицу сообщить в письменной форме. Запрещается переадресовывать заявления тем начальникам и в те структуры, на которые жалуется заявитель.

В отличие от «гражданских», высшим офицерам МВД кабмин обеспечит комфортную жизнь в старости

Материал комментируют:
Александр Шершуков Анатолий Баранов Михаил Пашкин
Пенсионная реформа тяжелой поступью шагает по стране. Теперь она коснется и правоохранительных органов, которых ранее вывели из-под закона о повышении пенсионного возраста. Соответствующий законопроект, разработанный МВД, опубликован на портале правовой информации.

Согласно законопроекту, высшему офицерскому составу на 5 лет будет повышен предельный возраст службы. Майоры и подполковники смогут служить до 55 лет, полковники - до 60 лет, генерал-полковники, генерал-майоры и генерал-лейтенанты - до 65 лет.

Если закон будет принят, продлить срок службы офицеры смогут на любой срок в пределах 5 лет. Правда, делать это придется ежегодно, а кроме того нужно будет получить одобрение врачей.

При этом новый предельный возраст на самом деле предельным не будет. Тем, кто годен по состоянию здоровья и прошел аттестацию, будет позволено заключить новый контракт на срок до 5 лет. Таким образом, руководящий состав МВД сможет служить до 60−65−70 лет.

Также в полиции озаботились притоком свежих кадров на верхние этажи системы. Теперь поступить на службу на должности среднего, старшего и высшего начальствующего состава можно будет до 40 лет, а не до 35 лет, как было ранее. Сыновья генералов будут начинать службу майорами?

В МВД объясняют свое новаторство стремлением сохранить для ведомства квалифицированные кадры, эффективно использовать опыт таких сотрудников. Предполагается, что в течение 5 лет продлить срок службы смогут до 26 тысяч сотрудников.

Еще один аргумент - выплаты сотрудникам при их увольнении (при стаже в 20 лет это 7 окладов и пенсия по выслуге лет) будут перенесены на более поздний срок, что «даст экономию бюджетных средств в первые годы реализации законопроекта».

Что касается младшего состава правоохранительных органов, то для них никаких существенных изменений не произойдет. Выслуга лет останется прежней - 20 лет. Страхи большинства полицейских быть приравненными в пенсионных правах к остальному народу оказались беспочвенными.

Это значит, что в случае продолжения протестов против пенсионной реформы граждане могут вновь столкнуться с жесткой реакцией полиции, аналогичной той, что наблюдалась 9 сентября 2018 года. Напомним, протестующих в тот день задерживали показательно жестко, избивая дубинками. Всего по России было задержано свыше 1 тысячи человек. СК начал по этим фактам проверку.

Глава Московского профсоюза полиции Михаил Пашкин удовлетворен законопроектом.

Этим законом для старшего офицерского состава, для начальников, сделали нормально. Младший состав тоже пока не тронули. Дали кое-какие гарантии. То есть в целом, этот закон для правоохранителей более-менее разумный, нейтральный. В МВД наверху не глупые люди сидят.

«СП»: - Что значит «пока» не тронули младший состав?

Если бы такое сделали для рядовых сотрудников, половина бы уволилась. Люди и так стали увольняться. Даже на слухах об увеличении выслуги лет до 25 лет, которые циркулировали целый год.

По мнению экс-президента Всероссийской полицейской ассоциации Алексея Ганькина, условия выхода на пенсию сотрудников МВД не должны сильно отличаться от условий обычных людей.

Если такая возможность (служить дополнительные 5 лет - авт.) людям будет предоставлена, исходя из их добровольных пожеланий, как возможность, то в этом ничего плохого нет.

«СП»: - Вы, помимо прочего, редактировали журнал «Полицейское братство». Не разрушат ли его подобные преференции высшим офицерам? Да и к народу быть поближе не грех…

Конечно, правоохранители - это часть общества. У нас увеличили для гражданских возраст выхода на пенсию. Логично, что не должно быть каких-то «ножниц», разрывов. Поэтому надо подтягивать и правоохранителей.

«СП»: - Так значит и рядовому составу надо увеличить выслугу лет? Не только генералам?

Есть разные сотрудники. Некоторые служат 20 лет, как полных 60 лет. Есть оперативные службы, спецподразделения, которые каждый день жизнью рискуют - те, кто «на земле» трудятся. А есть те, кто сидит, в носу ковыряется. Поэтому всех грести под одну гребенку, наверное, не совсем правильно. Возможно, часть должностей нужно выделить и сделать гражданскими.

А вот главный редактор ФОРУМ. мск Анатолий Баранов видит в законопроекте стремление МВД продлить комфортную жизнь высших офицеров.

Есть старый анекдот. Что такое генерал, должность или звание? Правильный ответ: не должность и не звание - это счастье! Ну вот, собственно, это счастье и предполагает продлить новый проект закона. Сотрудников, имеющих звания ниже майора он не касается, а вот старшим офицерам и особенно генералам позволяет находиться на службе лишних пять лет, генералам даже десять, если позволяет здоровье.

«СП»: - Говорят, полицейская служба - не сахар…

Но генерал ведь не бегает за преступниками и не стреляет с колена, так что если он не лежачий больной, то может продолжать служить родине в уютном кресле.

«СП»: - Так у всех силовиков, не только полиции…

Например, в Министерстве обороны давно существует так называемая «райская группа» - инспекторская служба для высших генералов. Скажем, бывший министр обороны Соколов, которого сняли с должности еще после посадки Руста на Красной площади, отметил там в своем рабочем кабинете 100-летний юбилей.

Думаю, и в МВД хотят завести нечто подобное, тем более что это не обязательная практика, а «по желанию». По чьему желанию - это уже другой вопрос, но генеральское счастье будет обеспечено, у меня нет никаких сомнений.

В свою очередь секретарь Федерации независимых профсоюзов Александр Шершуков, видит в происходящем новый этап расслоения российского общества.

Это продолжение темы разделения общества на сословия. Только в данном случае внутри сословия появляется более привилегированная его часть и не привилегированная.

«СП»: - В чем же привилегии полицейского генералитета? На них вся ответственность…

Мы прекрасно понимаем, что для высшего офицерского состава ограничение срока службы является скорее минусом, чем плюсом. Потому что там служат люди, которые находятся в достаточно комфортных условиях с хорошим уровнем заработной платы и другой материальной поддержки. Так что для них это дополнительный бонус.

«СП»: - Может, таким образом «покупается» лояльность всей полицейской вертикали? Генералы будут признательны за сытую старость и с особым рвением станут командовать подчиненными в случае необходимости подавить те же пенсионные протесты. Нижним же чинам деваться некуда - будут исполнять приказы…

Я бы не стал так говорить. Не факт, что эта мера принимается для этого. Думаю, это просто дополнительный бонус. А для борьбы с протестами у нас давно разработаны все необходимые технические и организационные модели, начиная от Росгвардии и заканчивая казаками. Все уже есть.

Алексей Кудрин, бывший министр финансов и основатель Комитета гражданских инициатив (КГИ) недавно вошел в общественный совет МВД. И сразу же представил концепцию системной реформы правоохранительных органов, подготовленную для КГИ группой экспертов Института проблем правоприменения Европейского университета в Петербурге в сотрудничестве с фондом «Индем». С его слов, изложенные в документе идеи основаны на результатах анализа работы правоохранительных органов, закрытых интервью сотрудников правоохранительных органов и судей, а также соцопросов.

По мнению авторов концепции, в нынешнем виде российская правоохранительная система серьезно тормозит экономический рост, не способствует стабилизации ситуации в стране. В числе ее недостатков названы: избирательность регистрации преступлений, игнорирование сложных дел, отсутствие контроля общества и обратной связи с ним. В результате – у определенной части граждан система вызывает недоверие и страх.

Озвученная Кудриным реформа затрагивает не только МВД, но и Следственный комитет (СКР), и Федеральную службу контроля за оборотом наркотиков (ФСКН). Предполагается, что итогом ее проведения станет ликвидация МВД и ФСКН как отдельных ведомств. Разработчики документа связывают многие проблемы в деятельности этих структур со сверхцентрализацией управления. Для ее преодоления предлагается разделить полицию на три уровня - федеральную (расследование тяжких и особо тяжких преступлений, борьба с межрегиональной и оргпреступностью), региональную (преследование по нетяжким деяниям, охрана зданий органов власти региона и регулирование дорожного движения) и муниципальную (регистрация правонарушений, охрана общественного порядка, профилактика). По замыслу авторов, эти уровни должны быть автономны и независимы друг от друга, при этом региональная и федеральная полиции будут иметь в своей структуре подразделения вплоть до уровня районов. Такое построение МВД позволит разделить уровни подотчетности: муниципальной - перед главой муниципалитета и местным собранием; региональной - перед губернатором и заксобранием; федеральной - перед президентом. Кроме того, предполагается, что это усложнит появление местной «полицейской мафии», будет способствовать предотвращению появления новых кущевок. Одновременно на смену «палочной» системе, провоцирующей фальсификацию отчетности, должна прийти система оценки по показателям, которые устанавливались бы специальной комиссией в ходе публичного обсуждения на базе местного законодательного органа.

В соответствии с предлагаемой реформой патрульная служба, участковые и дежурные части отойдут к муниципалам, следователи МВД и дознаватели министерства и ФСКН, а также ОМОН и подразделения ГИБДД - к регионалам. Что касается федерального уровня, то будет создан орган на базе СКР. Должны быть созданы федеральное агентство криминальной статистики и федеральная служба по расследованию должностных преступлений, в том числе коррупции среди должностных лиц, которая будет подчиняться Госдуме (последняя будет утверждать ее руководителя). Полиция лишится таких непрофильных функций, как содержание внутренних войск, организация работы инспекций по делам несовершеннолетних, вневедомственной охраны и лицензионно-разрешительной деятельности. Предполагается, что эти функции возьмут на себя другие госорганы, а вневедомственная охрана станет рыночной компанией под государственным или частным контролем.

По замыслу разработчиков концепции, произойдет сокращение численности служащих за счет перераспределения функций. В частности, меньше останется «штабистов», занятых анализом информации о состоянии преступности и планированием работы (часть высвобожденных сотрудников может перейти на работу в агентство статистики или работать дознавателями). Как результат – у МВД фактически не останется функций, и его можно будет безболезненно ликвидировать.

Что касается дополнительного финансирования, отмечают авторы концепции, то оно не понадобится, поскольку новые службы будут создаваться на уже существующей материальной базе, а повышение зарплат и материального обеспечения произойдет за счет сокращения расходов и численности управленцев. При этом передача полномочий будет осуществляться только вместе с финансированием.

С одной стороны, озвученная Кудриным концепция реформирования силовых структур выглядит вполне логичной. МВД сегодня действительно является огромным слабоуправляемым монстром, и разбиение его по функционалу может позволить оперативно контролировать и оценивать работоспособность всей правоохранительной системы гораздо эффективнее.

С другой стороны, дробить МВД в условиях участившихся сбоев властной управленческой вертикали чревато: не навредит ли это стабильности страны. Ведь у глав регионов и муниципалитетов появится собственный силовой ресурс. И кто знает, как они захотят воспользоваться этим ресурсом. Если для восстановления управляемости регионами, это хорошо. Ведь сегодня ни одна из правоохранительных структур им не подчиняется. Доходит до того, что эти ведомства в регионах даже не находят нужным отвечать на запросы региональных, а тем более местных, властей. Ну, а если, скажем, они осознают, что теперь у них есть «весомые аргументы» в диалоге с федеральным центром, что тогда? Не станет ли разделение МВД на ряд самостоятельных структур и переподчинение их регионам фактором, усиливающим центробежные тенденции?

Как отмечают эксперты, построенная Владимиром Путиным вертикаль управления фактически представляет собой негласный договор между федеральным центром и регионами, когда местные элиты в обмен на лояльность Кремлю получили право кормления на «своей» территории. Но то, что хорошо в тучные годы, во время кризиса дает сбои, и вертикаль управления стала давать эти сбои, ветшать.

По мнению политического консультанта Анатолия Вассермана, в том, что предлагают авторы концепции, по существу ничего нового нет. Приблизительно так построена полицейская система в США. Но там полиция формировалась преимущественно из эмигрантов и для контроля за эмигрантами, что породило тяжелые последствия. До недавнего времени преступнику достаточно было переехать в другой штат, чтобы оказаться абсолютно безнаказанным. Чтобы закрыть этот пробел в законе и было создано Федеральное бюро расследований, но и по сей день в его подследственность входит лишь очень небольшая часть составов преступлений, совершаемых в США.

Можно еще много говорить о плюсах и минусах предлагаемых реформ, вспомнить, как более десяти лет назад, когда во главе МВД стоял Борис Грызлов, подобные идеи (преобразование ведомства в муниципальную и федеральную полицию с выводом внутренних войск из подчинения МВД) уже выдвигались, и тогда никто иной, как Минфин, возглавляемый Кудриным, выступил категорически против, сославшись на нехватку финансирования. Гарантий того, что в условиях замедления темпов развития экономики Минфин вдруг поддержит эту концепцию, нет никаких. Скорее всего, история повторится, и этим все и ограничится. Здесь хотелось бы поставить восклицательный знак, но как-то рука не поднимается это сделать...

Ясно одно – проводимое при министре Рашиде Нургалиеве реформирование ведомства оказалось провальным. По оценкам экспертов, оно даже негативно сказалось на эффективности деятельности МВД. Ныне действующий глава МВД Владимир Колокольцев заявил о необходимости минимизации неблагоприятных последствий этой реформы, которая, в конечном счете, свелась к переименованию милиции в полицию, формальной переаттестации и 20-ти процентному сокращению численного состава ведомства.

С такой оценкой реформирования согласен политолог Сергей Марков. По его мнению, многие честные сотрудники, профессионально исполнявшие свои обязанности, были вынуждены уволиться из ведомства. Имидж МВД продолжает падать (сегодня его рейтинг является одним из самых низких за последние годы). Плохая работа полиции раз за разом становится причиной учащающихся массовых беспорядков.

Пришедший на смену Нургалиеву Владимир Колокольцев был наделен широкими полномочиями для завершения реформирования МВД. Однако время идет, а реформ как-то не видно. Разве что разработанный расширенной рабочей группой экспертов при главе МВД документ под названием «Дорожная карта». Презентовался сей документ с большой помпезностью, было много написано и сказано в общем-то правильных слов. И про то, что цель «карты» - сделать российскую полицию государственным институтом, пользующимся высоким доверием граждан, способным дать адекватный ответ угрозам и вызовам XXI века. И про то, что главным звеном дальнейшего реформирования системы МВД «является работа с кадрами, закрепление профессионального кадрового ядра полиции, очищенного от коррупционеров, нарушителей дисциплины и людей, случайных для полиции». И про то, что «реформа органов внутренних дел должна обеспечить реальное внедрение в правоохранительную практику самых передовых достижений науки и техники, в том числе новейших информационных технологий». И еще про то, что работа полиции будет строиться на основе открытости, опоры на население, эффективном управлении и оптимизации правоохранительной деятельности, обеспечении надлежащего внутреннего и внешнего взаимодействия, на разумной экономии ресурсов. И, наконец, про то, что «полиция обязана оперативно реагировать на все заявления и сообщения о преступлениях и иных правонарушениях, быстро и качественно решать иные вопросы в пределах своей компетенции, реализуя весь комплекс правоохранительных услуг».

Сразу же возникает закономерный вопрос: почему все же нескончаемое реформирование МВД, несмотря на поддержку власти и общества, выделенные на ее проведение колоссальные финансовые средства, не принесло ожидаемых результатов. Если все упирается в бездарность людей, которые затевали и проводили реформу, то почему никто из них до сих пор не наказан, а некоторые даже повышены в должностях? А, может быть, дело в другом – нашей власти эта реформа не нужна, ее и так все устраивает. Ведь главное для нее – это беспрекословное исполнение правоохранителями ее воли, а все остальное, включая обеспечение общественной безопасности, т.е. нашей с вами безопасности – ее особо не интересует?

Если это так, тогда становится ясным, почему сотрудники органов внутренних дел по-прежнему безнаказанно нарушают законность, а количество коррумпированных лиц среди них не уменьшается. Почему в этой среде продолжается падение профессионализма, не остановлено размывание профессионального ядра. Почему криминальная ситуация в стране ухудшается, не удается справиться с террористами и экстремистами, нарастает социальное напряжение в обществе.

И когда глава МВД говорит о том, что основное внимание будет уделено «отладке и корректировке механизмов функционирования реформированных органов внутренних дел», «внесению корректив в действующее законодательство и ведомственные нормативно-правовые акты, проведению дополнительных организационно-штатных мероприятий», то этого для реорганизации всей правоохранительной системы страны, безусловно, недостаточно.

В общем, предложения, озвученные Кудриным, вроде бы правильны и логичны, но даже сходу вызывают обоснованные серьезные опасения. С другой стороны, нынешнее МВД, реформирование которого (как и многого другого) было начато в период президентства Дмитрия Медведева, необходимо срочно ремонтировать, а то и вообще заново отстраивать.

Реформа полиции подготавливалась одновременно с крестьянской. Отмена крепостного права (не сразу и не в полной мере) привела к ликвидации вотчинной полиции помещиков. Это обстоятельство, а также усиление классовой борьбы в стране определили необходимость создания разветвленной (охватывающей в полной мере и сельские районы) и более централизованной системы полицейских органов.

В 1862 г. были изданы Временные правила об устройстве полиции, предусматривавшие создание единого уездного полицейского управления, возглавляемого исправником из местных дворян и объединявшего городничего и его канцелярию и земского исправника с судом. Уезды в полицейском отношении делились на станы во главе со становым приставом. В помощь ему несколько позже были введены должности полицейских урядников. В городах управы благочиния были заменены канцеляриями обер-полицмейстеров, полицмейстеров, градоначальников (в зависимости от ранга города), в подчинении которых находились городовые, участковые и околоточные надзиратели, частные приставы. Значительно возросли штаты полиции, углубилась специализация различных ее подразделений. Функции и права полиции были чрезвычайно широки и точно не определены законом. Они включали: охрану «благочинии, общего спокойствия и порядка»; борьбу с пожарами; наблюдение за трактирами и питейными заведениями; борьбу с нищенством; контроль за соблюдением паспортного режима; «урегулирование отношений между рабочими и фабрикантами»; надзор в административном порядке за ссыльными и политически неблагонадежными. В ведении полиции находились также уголовный розыск (сыск) и проведение дознания. Она должна была оказывать постоянное содействие политической полиции. Управление полицией находилось в руках департамента полиции министерства внутренних дел.

До 1880 г. руководство политической полицией находилось в руках Третьего отделения Собственной его императорского величества канцелярии. В 1880 г. был создан департамент государственной полиции МВД, объединивший существовавший ранее департамент полиции исполнительной и III отделение. Этим была завершена централизация всего полицейского аппарата. На департамент полиции возлагались обязанности «по предупреждению и пресечению преступлений и по охране общественной безопасности и порядка»; по ведению дел о государственных преступлениях; по устройству полицейских учреждений и по наблюдению за их деятельностью.

Сосредоточение в руках единого органа руководства общей и политической полицией давало возможность царскому правительству широко использовать огромный аппарат общей полиции в борьбе с революционным движением. После 1880 г. была значительно расширена система органов политической полиции. В ряде местностей (особо опасных) кроме губернских были созданы уездные жандармские управления. При некоторых губернских управлениях существовали пограничные пункты.

Значительно увеличились штаты жандармерии и численность отдельного корпуса жандармов. В составе жандармских управлений создавались особые розыскные управления. Руководство политической полицией сосредоточивалось в специальном секретном делопроизводстве департамента полиции. В ведении последнего находилась Заграничная агентура департамента полиции - специальный орган, действовавший против эмигрантов из России за рубежом.

В 1898 г. был создан Особый отдел департамента, руководивший политическим сыском (в нем, в частности, велась специальная картотека революционных и общественных деятелей России). Развитие революционного движения в стране заставило царизм дополнительно к имевшимся органам создать новые специальные секретные органы политического сыска - отделения по охране порядка и общественной безопасности (так называемые охранные отделения или охранка), действовавшие методами негласной розыскной деятельности. В 1880 г. указанные отделения возникли при канцеляриях обер-полицмейстера Москвы и Петрограда и градоначальника Варшавы. Позднее, особенно в начале XX в., они получили значительно более широкое распространение. Охранные отделения не подчинялись местным жандармским органам. Действуя от них самостоятельно, они подчинялись департаменту полиции. Создавались они «для производства негласных и иных розысков и расследований по делам о государственных преступлениях в целях предупреждения и пресечения последних». В обязанности охранного отделения, как об этом говорилось в инструкции, утвержденной МВД для петербургской охранки, входило: предупреждение стачек на заводах, фабриках и выяснение причин, вызвавших их; принятие мер к предупреждению и расследованию причин не разрешенных властями демонстраций, сходок, собраний; наблюдение за приезжающими в столицу, за учебными заведениями столицы, клубами, обществами; «принятие негласных мер к предупреждению и расследованию возникающих в учебных заведениях беспорядков, сходок и демонстраций» и т.п.

Главными средствами охранных отделений были агентура и филеры. Имея небольшой официальный штат, охранка широко использовала секретных агентов наружного наблюдения, негласных агентов-осведомителей, провокаторов.

Основной задачей негласных агентов являлось проникновение в революционную среду, и, прежде всего в организуемые союзы и общества, а затем в рабочую социал-демократическую партию.

Весьма широкие полномочия полиции в области борьбы с революционным движением были значительно увеличены в соответствии с принятым в 1881 г. Положением о мерах к охранению государственного порядка и общественного спокойствия. Согласно этому Положению любая местность по решению министра внутренних дел, генерал-губернатора (при отсутствии внешней опасности) могла быть объявлена в состоянии усиленной или чрезвычайной охраны. Срок действия этого Положения устанавливался в три года, но оно регулярно продлевалось и просуществовало вплоть до февраля 1917 г.

Как уже указывалось, введение режима усиленной или чрезвычайной охраны привело к значительному увеличению полномочий местной администрации и полицейских органов. Они могли закрывать торговые и промышленные предприятия, запрещать деятельность органов печати, запрещать собрания, арестовывать, штрафовать и высылать «подозрительных» и «вредных» лиц в административном порядке и т.п.

В 1879 г. в МВД было образовано Главное тюремное управление. Тюремная система была реформирована. Ликвидированы существовавшие ранее исправительные и работные дома, долговые тюрьмы. Положение заключенных было несколько улучшено. В 1895 г. тюрьмы были переданы в Министерство юстиции.

Неспокойная среда выдалась у архангелогородки Марии Гавриловой. Трижды за день ее навестили сотрудники полиции. Итогом этих встреч стали протоколы за участие в протесте против пенсионной реформы 9 сентября и двух пикетах.

Стражи порядка занялись девушкой с самого утра. Дважды на работу к ней пришел майор Алексей Огорелков, затем его коллега Александр Туркин. Гавриловой вменяют части 1 и 5 статьи 20.2 КоАП РФ (нарушение порядка проведения пикета и шествия) и часть 1 статьи 5.12 КоАП РФ (изготовление незаконных агитационных материалов). В общей сложности ей грозит до 41 500 рублей штрафа.

Из нескольких сотен пришедших на акцию протеста 9 сентября протоколы составили в сумме на девятерых человек, сообщают активисты. Часть дел закрылось за отсутствием состава преступления - суд признал законным проведение митинга на площади Ленина. Но не демонстрацию, поэтому протоколы теперь составляют за участие в ней. Сейчас прокуратура пытается обжаловать решение суда по митингу и признать его несогласованным.

На Ольгу Кузнецову (спереди) составлен протокол, Роману Павлову (сзади в солнцезащитных очках) назначили штраф в 15 тысяч рублей

Троих оштрафовали на 15 тысяч рублей, один из них, Игорь Ермаченков, уже подал жалобу в областной суд. Еще на троих человек, включая Гаврилову, составлен протокол. Больше всего досталось Александру Пескову - за организацию демонстрации ночь он провел в отделении , а на следующий день ему назначили штраф в 200 тысяч рублей.

Майор Огорелков составлял протокол на журналиста сайт и обещал публично извиниться в случае своей неправоты. Дело довести до суда не получилось - в документе было много ошибок, извинений он также не принес. При составлении протокола он рассказал журналисту, что пока что будет оформлять только тех людей, кого он знает лично.

Максимально сейчас будем нарабатывать. [Составлять будем на] личностей, которые установлены. То есть, кого я знаю, с теми будем работать. Я знаю вас, знаю Ермаченкова, к ним будут вопросы. Знаю, что Вешкурцева принимала участие, знаю, что Песков принимал участие. Пока - тех, кого знаю. Остальные - если мне представители уголовного розыска смогут идентифицировать, что это Федя Булкин, Саша Пупкин, что они проживают там-то, там-то, я направлю повестки, приглашу для составления протокола, - сказал тогда майор Огорелков.

. Подписывайтесь на наш канал , чтобы новости приходили прямо вам в руки.



Если заметили ошибку, выделите фрагмент текста и нажмите Ctrl+Enter
ПОДЕЛИТЬСЯ:
Выселение. Приватизация. Перепланировка. Ипотека. ИСЖ