Мужчине и женщине, чтобы стать законными опекунами несовершеннолетнего ребенка, необходимо соответствовать установленным законодательством нормам, а также предоставить в органы опеки и попечительства конкретный перечень документации. Одним из важных актов для предоставления сотрудникам опекунского учреждения является характеристика на опекуна.
Процедура усыновления или взятия человека под опеку (попечительство) регламентирована Федеральным Законом «Об опеке и попечительстве».
Скачать текст 48 законодательного акта можно по .
Согласно нормам настоящего акта, стать опекуном можно над следующей категорией граждан:
Чтобы взять под опеку кого-либо из вышеуказанного перечня лиц, требуется собрать определенный перечень актов, а затем подать его на рассмотрение в органы опеки и попечительства. Характеристика опекуна является весьма важной бумагой, ее предоставление — обязательно для рассмотрения прошения стать опекуном. В общем, характеристика требуется для:
Опекуны должны предоставлять характеристику, содержащую положительные сведения о нем в органы опеки и попечительства, если подопечному менее 14 лет. В случае, когда ребенок в возрасте от 14 до 18 лет, то на него оформляется попечительство. В данном случае, предоставление характеристики не потребуется, так как попечительство будет оформлено автоматически, на основании ранее одобренного опекунства.
Кто вправе оформлять характеристику для предоставления в органы опеки и попечительства, зависит от инстанции, где ее запрашивает потенциальный опекун (попечитель). В соответствии с нормами законодательства, вправе оформлять характеристику следующая категория лиц:
Законодательством предусмотрено привлечение к составлению характеристики опекуна иных лиц, выступающих в качестве свидетелей.
Правила написания характеристики для подачи в опекунское учреждение обусловлены двумя законодательными актами:
В настоящих нормативных документах освещены общие правила оформления характеристики опекуна. Точной формы законом не предусмотрено. Но, в соответствии с правилами, содержание характеристики на опекуна состоит из следующих пунктов:
Чтобы корректно написать характеристику для подачи в опекунское учреждение, рекомендуется ознакомиться с примером составления.
Законом разрешается оформление данного акта, как в письменном виде, так и в печатном. Главным условием является отсутствие на бланке ошибок и исправлений. В документе стоит указывать правдивую информацию, ложные сведения недопустимы. В любом случае, компетентные инспекторы опекунского учреждения проверяют всю информацию, указанную в документе. В случае, если она не соответствует действительности, то в присуждении опеки над недееспособным лицом будет отказано.
Если при оформлении бланка характеристики были привлечены свидетели, то на документе должны быть проставлены их росписи и личные данные — имя, фамилия и отчество.
Когда характеристика потенциального опекуна запрашивается по месту трудоустройства, то ее оформлением занимается компетентное лицо. Составляется акт на специальном бланке компании. В нем указывается следующее:
Особенности оформления характеристики с места работы заключаются в привлечении свидетелей при составлении документа. В качестве третьих лиц могут выступать другие сотрудники организации.
При передаче недееспособного лица под опеку или попечительство, сотрудники опекунского учреждения могут запросить предоставление характеристики не только с места трудоустройства, но также и с места проживания. Чтобы составить характеристику в органы опеки с места жительства опекуна, требуется обратиться к участковому или к представителям организации по домоуправлению. Составление бытовой характеристики требует предоставления показаний соседей о том, что гражданин является добропорядочным и готов стать опекуном.
В акте, оформляемом по месту проживания, следует указать информацию:
Характеристика с места проживания запрашивается компетентными лицами опекунского учреждения реже, чем такой же акт с места трудоустройства.
Чтобы стать опекуном недееспособного лица, необходимо предоставить в органы опеки и попечительства большой перечень документации. Кроме предоставления характеристики опекуна, законом предусмотрена подача следующих бумаг:
Характеристика с места работы - это документ, в котором указывается информация о конкретном сотруднике предприятия (образование, должность, достижения, человеческие качества).
Ни в каких источниках нет прямого указания на то, что при оформлении опекунства необходима характеристика.
Обязательным документом с работы предполагаемого опекуна является справка с указанием заработной платы за последний год .
Однако, на практике, предоставление характеристики с места работы в органы опеки (образец заполнения представлен ниже) требуется достаточно часто.
СПРАВКА: Характеристика с работы является официальным документом и обладает юридической силой.
Так зачем же органы опеки настаивают на ее предоставлении? Все очень просто. Она помогает понять, что представляет из себя будущий попечитель, как он ведет себя в различных ситуациях , в чем его сильные и слабые стороны.
Ведь представители органа опеки видят человека в первый раз, а на работе его уже хорошо знают и достаточно изучили, чтобы дать объективную оценку.
Для принятия решения о назначении опекуна органы попечительства ориентируются на следующие факторы :
Очевидно, что характеристика с места работы хоть и не является основополагающим фактором, однако оказывает большое влияние на решение опеки. Если предоставить правильно составленный документ, в котором много положительных отзывов о сотруднике, это увеличит шансы в сравнении с другими претендентами.
По вашему желанию можно собрать подписи либо короткие отзывы от коллег как дополнение к основному документ у. Это может положительно повлиять на решение опеки.
Оценка сотрудника работодателем для органов опеки должна быть содержательной. Её функцией является как можно точнее описать работника. Информация должна быть объективной и достоверной.
В документе необходимо отразить следующие данные :
Особое внимание необходимо уделить пункту - личные качества . Подробно остановиться на характере сотрудника, его основных чертах, коммуникативных навыках. Предоставляемые данные должны быть составлены таким образом, чтобы после прочтения характеристики с места работы (по образцу), в опеке могли сформировать четкое и правильное мнение о предполагаемом попечителе.
Важно! В характеристике должна быть представлена объективная и достоверная информация. При предоставлении ложной информации исполнитель несет персональную ответственность.
Данный документ составляется представителем отдела кадров предприятия.
Если фирма маленькая и кадровая служба отсутствует, данная обязанность ложится непосредственно на руководителя организации либо другое ответственное лицо.
Характеристика должна быть подписана руководителем и заверена печатью организации .
Она составляется в двух экземплярах (оригинал и копия), которые имеют равнозначную юридическую силу. Один экземпляр выдается сотруднику, второй остается на фирме в архиве.
Документ выдается тому, кто его затребовал:
Законодательно установленного бланка характеристики не существует . Она пишется в произвольной форме. Однако при ее составлении необходимо пользоваться общими правилами. Характеристика должна быть оформлена на фирменном бланке, может быть как напечатана, так и написана от руки.
Она состоит из следующих частей :
Характеристика с места работы для оформления опеки не является обязательной для предоставления. Однако она помогает лучше понять, что за личность претендует на попечительство, дает общее представление о человеческих качествах и способностях претендента.
Наличие положительной характеристики с места работы может оказать большое значение при принятии решения органом опеки .
ученика 1 « Б» класса МОУ «Школа № 9 г.Черемхово»
Третьякова Даниила Евгеньевича 26.05. 2008 г. р., 7лет
проживает по адресу: переулок Малый 9-3
Опекун: Баранова Татьяна Николаевна. Воспитывается Даниил в полной опекунской семье. Поступил в данную школу 01.09.2015 г. Обучается по программе «Школа России». До поступления в школу Даниил не посещал пришкольную группу данного образовательного учреждения.
По характеру ученик добрый, общительный. На контакт со взрослыми и детьми идет легко.
Даниилу учеба дается очень тяжело. Не проявляет познавательного интереса к урокам. На уроках смотрит по сторонам, часто отвлекается на разговоры. Присутствует речевая расторможенность- переговаривается на уроках, может подпевать, несмотря на замечание учителя. Похвала или порицание не вызывает значительного изменения в поведении ребенка. У мальчика объем знаний об окружающем мире беден.
По математике счет механический в пределах 10. Не умеет сравнивать однозначные числа, называть последующее и предыдущее число, соседей числа. Путает геометрические фигуры. По русскому языку не может дать характеристику согласных звуков (парные, звонкие, глухие, твердые, мягкие), гласных звуков. Искажает написание букв. Не понимает рабочую строку в прописи.
Поэтому из-за неуспеваемости по всем предметам был показан специалистам в Территориальную психолого-медико- педагогическую комиссию г. Черемхово. Где ему было предложено продолжить обучение по специальной (коррекционной) программе 1 класса. Родитель уделяет внимание ребенку в плане воспитания. Посещает школу, интересуется его учебой. Контролирует поведение (неоднократно приходила в школу). Но домашние задания не всегда выполнены. При возникновении каких-либо проблем незамедлительно реагирует и пытается найти способы решения. Опекун своевременно оформила документы на бесплатное питание в школьной столовой, покупает школьные принадлежности. Но не всегда следит за внешним видом ребенка. В течении первого полугодия принимала активное участие в родительских собраниях. Также надо отметить, что муж также интересуется учебой мальчика, по мере возможности оказывает помощь по содержанию кабинета и участвует в школьных мероприятиях.
Педагогическая характеристика на опекаемого ребенка ученицы 1 « Б» класса МОУ «Школа № 9 г.Черемхово»
Фоминой Марии Петровны 2007 г. р., 8 лет
проживает по адресу: переулок Безымянный дом 5 квартира 7
Опекун: Чернякова Наталья Леонидовна. Воспитывается девочка
неполной, опекунской семье.
Поступила Маша в школу 01.09.2015 г. Обучалась по программе «Школа России». Девочка не усваивала данную программу. Была показана в ноябре месяце 2015 года специалистам Территориальной психолого - медико-педагогической комиссии (далее ТПМПК). По результатам ТПМПК в настоящее время девочка обучается по адаптированной образовательной программе для детей с нарушениями интеллектуального развития.
У девочки недостаточно полный объем знаний об окружающем мире. Знает сведения о себе. Испытывает трудности в установлении простых причинно - следственных отношений между явлениями действительности. Недостаточно развиты мыслительные операции. По математике: счет в пределах 10механический. Научилась решать примеры на сложение и вычитание в пределах 4 с помощью вспомогательных средств. С помощью оформляет решение задачи в одно действие. С помощью производит сравнение смежных чисел в пределах 4. Знает состав чисел в пределах 4.
По обучению грамоте: изученные буквы вспоминает,опираясь на образы изученных букв. Научилась читать по слогам. С помощью определяет количество и последовательность звуков в слове. На поставленные вопросы старается отвечать полным предложением. Сюжетная линия при составлении рассказа не прослеживается. Объем словаря не соответствует возрастной норме. По письму стала понимать рабочую строку. Старается писать буквы каллиграфически правильно, но не всегда это получается. Пишет изученные буквы под диктовку. Путает схожие по написанию буквы. У Маши появился интерес к учебе. Особенно стала нравиться заниматься математикой.
По характеру ученица беспокойная, несдержанная, замкнутая. На контакт идет избирательно.
Родитель уделяет внимание в плане воспитания (сотрудничает с учителем- посещает школу, звонит по телефону). Контролирует выполнение домашнего задания. При возникновении каких-либо проблем реагирует и пытается найти пути решения. Она покупает школьные принадлежности. Следит за внешним видом девочки.
МОУ « Средняя образовательная школа № 9 г. Черемхово»
Характеристика
на обучающегося 8 «а» класса Зайцева Дмитрия Андреевича
20.07.1999 г. рождения
проживающего на адресу: ул. Бердниковой,63-6
Дмитрий обучается в данном образовательном третий год. Семья благополучная, воспитанием ребёнка занимается опекун - Рысмятова Светлана Геннадьевна.
Дима - эрудированный, спортивный, эмоциональный, целеустремлённый.
Уровень обученности средний. Уроки не пропускает без уважительных причин, допускает редкие опоздания. Кружки и секции не посещает.
Дима, очень творческий, любит заниматься резьбой по дереву, свои работы не один раз представлял на городских мероприятиях, в которых занимал призовые места.
На замечания учителей реагирует не всегда адекватно, поручения выполняет не добросовестно. Дима последнее время стал обманывать, хитрить.
Дружеские отношения со сверстниками завязывает легко, у него в классе и в школе много друзей, с которыми он не конфликтует.
Физически мальчик развит, активное участие принимает во всех спортивных мероприятиях, в которых занимает призовые места. Принимает участие в школьных мероприятиях.
У Димы сформированы санитарно-гигиенические навыки, опрятный внешний вид, за собой следит, выявлен факт курения, на учётах не состоит. К сестре относится доброжелательно.
Характеристика
на обучающуюся 8 «а» класса
МОУ Школа№9 города Черемхово
Индоленко Ангелину Евгеньевну 13.01.2001г. рождения
проживающую по адресу г. Черемхово, пер. Малый, 9-5
Ангелина обучается в МОУ Школа№9 города Черемхово седьмой год. За время обучения зарекомендовала себя, как способная, дисциплинированная и очень активная ученица, обучается только на «4» и «5».
Ангелина эрудированная, эмоциональная, любознательная, она демонстрирует хорошие знания предметов, опираясь не только на материал учебника, но и используя дополнительную литературу.
Девочка целеустремлённая, выносливая и настойчивая, она посещает кружок «Вокально-инструментальный».
Ангелина участвует также в общественной жизни класс.
Ученица - ответственная, трудолюбивая, общительная, приветливая и жизнерадостная, Ангелина – душа классного коллектива, пример для своих одноклассников во всём, пользуется авторитетом среди них, имеет много друзей. Культурная, воспитанная, она пользуется авторитетом среди педагогов школы.
Ангелина внешне всегда опрятна, одета согласно уставу школы. Имеет все необходимые школьные принадлежности, домашние условия удовлетворительные, имеет отдельную комнату, уголок для учебных занятий.
МОУ «Школа № 9»
Х А Р А К Т Е Р И С Т И К А
обучающегося 9 класса
Камалова Дмитрия Борисовича 04.04.2000
Проживающего по адресу: ул.Чернышевского,7
Дмитрий обучается в данном образовательном учреждении со второго класса. Воспитывается и находится под опекой бабушки с 2008 года. В семье отношения доверительные, бабушка заботится и воспитывает Дмитрия, он в свою очередь помогает по дому. Бабушка посещает родительские собрания, постоянно поддерживает связь с классным руководителем по телефону.
В школе активный, общительный, уверенный в себе, отношения с одноклассниками хорошие, дружественные. Принимает участие в школьных и классных мероприятиях. Принимал участие в школьном конкурсе чтецов, но заучивание давалось с большим трудом.
Интеллектуальное развитие соответствует своему возрасту. Физически развит хорошо, морально устойчив. В учебе проявляет слабые способности. По русскому языку: не умеет выделять грамматическую основу, не всегда различает части речи, в письменной речи допускает массу орфографических и пунктуационных ошибок. Правила знает, не умеет применять. Внимание рассеянное, неустойчивое, память развита плохо, запас слов ограничен. При написании изложения не может воспроизвести прослушанный текст. Не умеет высказать мысль своими словами. Сочинения-рассуждения по заданному образцу не умеет воспроизвести. Контрольные и тесты пишет на «2». Математические способности слабые, тестовые материалы пишет на «3»-«2». Домашние задания выполняются не в системе, часто приходит без домашних заданий по предметам. Консультации по предметам посещает, но результатов нет. Программный материал не усваивает. Внешне мальчик соответствует нормам развития старшего подростка по физическим показателям. Охотно занимается физической культурой. По характеру веселый, добрый, отзывчивый. С учителями не конфликтует, правильно реагирует на все их замечания. Умеет сочувствовать, сопереживать. В школу приходит чистый, опрятный.
На учёте не состоит, вредных привычек не имеет. Имеет все необходимые школьные принадлежности, домашние условия удовлетворительные, имеет отдельную комнату, уголок для учебных занятий.
Характеристика составлена по месту требования.
Характеристика
на обучающуюся 9 класса МОУ Школа№9 г. Черемхово
Чернышеву Александру Анатольевну, 17.08.2000
проживающую по адресу: пер. Бугровой,3
Чернышева Александра обучается в данном образовательном учреждении с 1.09.2007 года.
Семья благополучная, многодетная. Кроме девочки на воспитании еще двое детей: Сергей ее ровесник, учится вместе с ней в одном классе, и дошкольник в возрасте шести лет.
Наталья Анатольевна Ламанос помогает развивать познавательный интерес, поэтому Александра принимает участие в различных интеллектуальных конкурсах.
По результатам первого полугодия 9-го класса имеет результаты обучения на «4» и «3».
Стремится преодолевать трудности в учебе, собранная, организованная. Начитанная, умеет видеть и понимать прекрасное в искусстве и окружающем мире.
Принимает участие в делах класса и жизни школы, инициативная. Состоит в учебном секторе, отслеживает посещаемость уроков в классе. Физически развита, положительно относится к занятиям физкультуры и спортом.
Эмоциональная, подвижная, общительная, дисциплинированная, последнее время агрессивно реагирует на замечания учителей, не выполняет их требования. Имеет много друзей среди сверстников. Развито чувство коллективизма, товарищества, чувство долга, порядочность. Замечен случай употребления алкоголя (со слов родителей). Девочка поддерживает отношения с мальчиками старшего возраста.
Характеристика
ученицы 9 «б» класса
Бурлаковой Анастасии Евгеньевны
18.11.1999 г. рождения,
проживающей по адресу: п./к Зерновой, 42
Анастасия обучается в данном образовательном учреждении с 01.09.2014г.
Анастасия находится под опекой Бурлаковой Нины Никитичны. Семья имеет средний достаток, девочка обеспечена всем необходимым. Анастасия имеет свою комнату, полностью оборудованную для выполнения домашнего задания. Школу Анастасия посещает всегда опрятной, выполняет все требования устава школы.
Контакт семьи и школы достаточно тесный, опекун Нина Никитична всегда посещает родительские собрания, выступает с активными предложениями, всегда в курсе всех школьных и классных событий. В семье всегда поддерживают инициативу Анастасии во всех ее творческих делах, радуются ее успехам, решают проблемы по мере их поступления.
Анастасия обладает средними способностями к обучению и усвоению знаний. С усложнением объема программы наблюдается снижение качества по следующим дисциплинам: алгебра, геометрия. Однако также видна положительная динамика, по всем другим предметам Анастасия обучается на оценку хорошо и отлично.
Анастасия посещает дополнительные консультации по алгебре, русскому языку, истории, обществознанию по подготовке к ОГЭ в системе.
Девочка пользуется уважением в классе. По характеру Анастасия добрая, отзывчивая, хороший друг. Очень общительная и жизнерадостная. Развито чувство ответственности, понимания, чувство долга.
Характеристика
обучающегося 4«Б» класса Сизова Андрея Михайловича, 03. 09. 2004 года рождения.
Адрес проживания: Ярославская область, Село Большое Село, улица Ломовской переулок, дом 3.
До поступления в школу по заявлению родителей мальчик проживал в социально-реабилитационном центре для несовершеннолетних «Колосок». С 1.06.2013 года живёт в приёмной семье по указанному выше адресу. Опекун - Баринкова Валентина Михайловна. Она систематически интересуется учёбой, является активной помощницей ребенку, создаёт все условия для развития и обучения, охотно сотрудничает с учителем: посещает родительские собрания, совместные школьные мероприятия с родителями и детьми, в случае необходимости по инициативе классного руководителя, учителей или собственной является для индивидуальных бесед.
В настоящее время Андрей обучается в 4-ом классе по программе «Начальная школа XXI века». С программными требованиями по учебным предметам Андрей справляется и имеет удовлетворительные отметки по четвертям. По многим дисциплинам мог бы учиться лучше, но у него низкая мотивация. Поэтому домашние задания выполняет не всегда в полном объёме или некачественно. Учебные занятия посещает регулярно, пропусков без уважительной причины нет. На уроке обучающийся активно участвует в постановке проблемы и поиске решения. Легко усваивает новый материал, устанавливает причинно-следственные связи и отношения, но не всегда самостоятельно находит пути решения, умеет анализировать, сравнивать, обобщать, делать выводы. Знания на уроках получает осознанно и систематично. Любимые предметы – математика, технология, физическая культура.
В классе Андрей пользуется авторитетом, отношения с одноклассниками ровные. Отличается самостоятельностью суждений, умеет отстаивать свою точку зрения, сверстники во многом пытаются ему подражать. Ко взрослым Андрей относится уважительно, поручения классного руководителя не всегда выполняет добросовестно, на замечания реагирует адекватно, но часто положительных результатов это не даёт.
Внешне мальчик всегда опрятен, аккуратен. Школьная форма и форма для занятий на уроках физической культуры соответствует норме. У него имеются все необходимые школьные принадлежности.
Андрей принимает активное участие в общественной жизни класса, часто проявляет инициативу по участию в общественных конкурсах, проявляет интерес ко всем мероприятиям, проводимым в классе и в школе. Мальчик подвижный, любит спортивные соревнования, выступает за честь класса, переживает за успехи товарищей.
Во внеурочное время занимается в секциях «Теннис», «Юный полицейский» при МОУ ДОД ЦДТ и «Занимательная математика», «Риторика» при МОУ Большесельская СОШ.
Характеристика на родителя в органы опеки может быть написана школьным учителем или воспитателем детского сада. Чаще всего это делается с целью восстановить доверие со стороны службы, защищающей права несовершеннолетних. О нюансах документа будет сказано ниже.
С момента поступления ребенка в учебное заведение, его родители так или иначе начинают принимать участие в школьной жизни. Помимо обучения ребенка, в задачи школы входит следующее:
Атмосфера, присутствующая в семье, отражается на настроении и успеваемости малыша. Опытный и внимательный учитель быстро сможет выявить наличие семейных проблем, вызвав родителей для проведения разъяснительной беседы. Поэтому при необходимости оценки поведения матери или отца ребенка, органы опеки и попечительства поручают написание характеристики классным руководителям.
Бланк характеристики заполняется в таких случаях:
Нередко ребенок раскрывается в детсаде или школе с новой стороны. И в таком случае именно учитель должен помочь семье достичь взаимопонимания.
Действующее законодательство не предполагает четкого образца характеристики на семью воспитанника детского сада в органы опеки. Но имеется ряд пунктов, которые должны быть освещены в таком документе:
Характеристика должна в общих чертах отражать то, каким образом манера общения и род деятельности родителя способны повлиять на развитие ребенка. В конце документа пишется вывод относительно полноты, благополучия и материальной обеспеченности семьи.
Относительно этих данных, семью можно отнести к одной из следующих категорий:
Большинство образцов заполнения документа содержат данный пункт, где описываются психологические черты мам и пап, которые способны отрицательно или положительно отразиться на состоянии ребенка. Сюда относятся:
Задачей психологической характеристики является определение эмоционального комфорта ребенка при общении с родителями. Важно выявить, какой пример они подают малышу своим поведением и прививают ли ему общечеловеческие ценности.
Этот документ должен содержать сведения о характере человека, его отношение к детям, манеру воспитания и т. д. Приблизительный образец предполагает следующие пункты:
Учитель или воспитатель должен понимать всю степень ответственности, которая ложится на него при составлении подобного документа. Существует ряд факторов, при которых положительная рекомендация родителя для опекунского совета является невозможной:
Характеристика семьи для органов опеки – это очень важный документ, к составлению которого учителям и сотрудникам детских садов следует отнестись со всей серьезностью. От точности данных, изложенных здесь, и профессиональности анализа во многом зависит качество жизни ребенка, если он находится в неблагополучной семье.