Термина «пролонгация» в ГК нет, однако он часто
используется. Под ним
подразумевают продление действия договора на определенный
или неопределенный срок по соглашению сторон. Это может
быть сделано путем заключения дополнительного соглашения. Однако если стороны хотят изначально определить отношения на будущее,
условие о пролонгации
можно включить в текст
договора. Важно понимать, что необходимо указать срок, на который
будет автоматически продлен договор и количество
раз, на которое
возможна пролонгация.
Возможна ли
пролонгация договора поставки по 44 ФЗ
Согласно статье 95 Закона
о контрактной
системе, существенные условия контракта менять нельзя. Но есть
исключения. Так, допускается снижение цены контракта без изменения объемов товара или работы и других
условий.
Также по инициативе заказчика возможно изменение объема поставок в пределах
10% в сторону
уменьшения или увеличения. Кроме того, правки допускаются, когда цена контракта равна или превышает показатель, установленный Правительством, и исполнить
контракт без изменения условий невозможно, когда изменились регулируемые цены, или уменьшилось финансирование заказчика из бюджета.
Обратите внимание, что о сроках
в этой
статье не говорится
ничего, поэтому менять их нельзя
ни при
каких условиях. То есть
возможность пролонгации 44 ФЗ
не предусматривает.
Все закупки
осуществляются согласно плану-графику,
а срок
исполнения контракта в нем
– один из главных
показателей, вариативности здесь быть не может.
Нарушением будет и внесение
в текст
контракта условия о возможности
продления. Юридически верным выходом из ситуации
будет заключение нового договора в рамках
уже другой закупки.
Как оформить пролонгацию договора по 223 ФЗ
223 ФЗ
не устанавливает
жесткий запрет на изменение
условий договора. Однако здесь есть свои нюансы. Как известно,
положение о закупке
заказчик создает сам, соответственно, может прописать там условие о продлении
договора. Однако целесообразно не делать
этого, если проводилась конкурентная процедура, и контракт
был заключен с ее победителем.
Ведь пролонгация
в таком
случае может привести к ограничению
конкуренции, а заказчик
попадет под надзор контрольных органов. По сути,
пролонгация – это согласование новых условий. Получается, что вместо того чтобы провести очередную закупку и предоставить
участникам равные возможности, заказчик обговаривает новые условий только с одним
поставщиком. Это может
вызвать вопросы у контролеров.
Поэтому закладывать условие о продлении
договора стоит в положение
о закупке,
которая осуществляется у единственного
поставщика.
При этом, исходя из практики,
соглашение сторон, определяемое как пролонгация договора, может быть расценено в соответствии
с Гражданским
кодексом как заключение нового контракта. Это следует
из письма
Президиума ВАС РФ от 16.02.2001 № 59. Там говорится,
что соглашение о новом
сроке подразумевает возникновение нового обязательства. Ведь меняются,
как правило, также объемы поставки, а, возможно, и наименование
предмета контракта.
Резюмируя все вышесказанное, можно отметить, что пролонгация в рамках
223 ФЗ
возможна, если:
такое
условие содержалось в положении
о закупке;
все
изменения условий договора отражаются в ЕИС
в указанные
законом сроки;
желательно,
чтобы закупка проводилась у единственного
поставщика, иначе вас могут заподозрить в ограничении
конкуренции.
Предложить увеличить срок контракта сторона может, написав письмо о пролонгации договора. Характер этого документа и каналы связи также можно предусмотреть в положении о закупке.
Подскажите, пожалуйста, нужно ли перезаключить договор с поставщиком на 2015г. в рамках 223-ФЗ?Договор с «Центром гигиены и эпидемиологии» на предоставление услуг по исследованию воды в бассейне заключен в 2012г. с последующей пролонгацией.К нему приложена спецификация с указанием суммы услуг на год. Услуги по этому договору были получены и в 2013-2014гг.На 2015г. поставщик предоставил доп.соглашение и спецификацию.с указанием общей суммы услуг на год по этому договору.
сообщаем следующее : Пролонгация договора, заключенного в рамках закона 223-ФЗ возможна, если это предусмотрено в положении о закупке, в самом договоре, а также в документации о проведении закупки(если это торги).
В Вашей ситуации можно пролонгировать договор, так как эта возможность прописана в договоре. Только обратите внимание, чтоб общая сумма по договору (с учетом всех пролонгаций) не достигла суммы крупной сделки. Ведь крупная сделка в автономном учреждении должна быть предварительно одобрена наблюдательным советом (ст. 14 Закона от 3 ноября 2006 г. № 174-ФЗ).
В ситуации, когда поставщик во всех отношениях удовлетворяет интересам государственного или коммерческого заказчика, обязательное проведение тендера приобретает значение утомительной процедуры, требующей немало времени и средств.
Между тем, в соответствии с законодательными основами закупочной политики РФ, проводить тендеры необходимо ежегодно, согласно годовому бюджету организации.
В этой статье вы узнаете о том, при каких обстоятельствах можно продлять договоры, не прибегая к нормативным процедурам, а при каких обстоятельствах это может быть квалифицировано как серьезное нарушение и повлечь за собой соответствующие санкции.
Действующая база 223 ФЗ содержит в себе ряд «спорных» моментов, которые в некоторых ситуациях могут трактоваться по-разному. К числу таких моментов относится и возможность пролонгации договоров, заключенных еще до вступления в силу Федерального Закона № 223.
Несмотря на существующее мнение о том, что, если в текст договора внесен пункт о возможности автоматического продления, то контракт не подлежит перезаключению по окончанию финансового года, без дополнительных заявлений со стороны исполнителя, либо заказчика, это не совсем так. Продление договора — это, так или иначе, новые правовые отношения, стало быть, и осуществлять их необходимо в точном соответствии с нормами ныне действующего законодательства РФ.
Таким образом, если вы желаете избежать неприятных проблем с законом, то, лучше всего, все же перезаключать все договора в нормативном порядке. В любом случае, при правильном подходе к участию в тендере, ваш поставщик всегда сможет и не единожды доказать свое лидерство и свою высокую эффективность по сравнению с конкурентами.
В ситуации же, когда договоры заключены после ввода № 223-ФЗ, их вполне можно продлять ежегодно, путем подписания дополнительных соглашений, но только при одном условии. Возможность пролонгации договоров, ее нормы и порядок должны быть четко прописаны в составе внутреннего Положения организации о закупочной деятельности, а само положение — утверждено и опубликовано в ЕИС.
В результате подписания дополнительных соглашений, заменяющего нормативную процедуру проведения закупки, можно даже изменять цены и некоторые условия, не проводя при этом новый тендер. Но вся измененная информация должна немедленно появляться на общероссийском ресурсе ЕИС — только тогда данная процедура будет считаться легитимной, а ее организатор избежит штрафных санкций в соответствии с Положением № 616.
Какой бы бизнес-процесс не ждал вас впереди — переоформление документов, участие в государственной или коммерческой закупке, либо отстаивание интересов в зале суда, профессионалы ГК BiCo всегда рады протянуть вам руку помощи!
Только у нас вы найдете:
Комплекс услуг ГК BiCo — надежный гарант вашего успеха и развития!
Материал является собственностью сайт. Любое использование статьи без указания источника - сайт запрещено в соответствии со статьей 1259 ГК РФ
Поздравляем с Днем защитника Отечества!
22.02.2019
Компания «Бико» поздравляет всех мужчин с 23 февраля и желает оставаться всегда здоровыми, благополучными, спокойными и уверенными в себе!
Продление срока действия контрактов, заключенных в рамках действия законодательства о контрактной системе, это одна из популярнейших тем для обсуждения и дискуссий. И действительно, в процессе реализации своей закупочной деятельности у заказчиков порой возникает необходимость пролонгации заключенного договора. Причиной появления такой необходимости могут служить самые разные причины.
Вместе с тем контрактное законодательство имеет строгие положения в отношении мер ответственности за несвоевременное исполнение условий контрактов. И с этой точки зрения пролонгация может расцениваться как намеренная попытка недобросовестного поставщика избежать этой ответственности.
Попытаемся разобраться в данном вопросе и дать конкретный ответ на вопрос, можно ли продлять срок действия заключенного в рамках контрактной системы договора.
ВНИМАНИЕ! Для того чтобы избежать штрафов и автоматизировать ведение закупок, воспользуйтесь нашим программным обеспечением. Программа проверит ваши закупки на ошибки, рассчитает НМЦК, поможет найти необходимый ОКПД2 и КТРУ, сформирует ПЗ+ПГ на следующий год, а также отчет об СМП и СОНО в 10 раз быстрее!
Продление срока действия или, как чаще принято говорить, пролонгация контракта – это довольно распространенное явление в процессе реализации сторонами своих договорных отношений. Несмотря на регулярное применение данной процедуры, следует отметить, что Гражданский кодекс РФ понятия пролонгации не содержит. Вместо этого он предусматривает четкие сроки начала и окончания исполнения контрактов на поставки товаров, выполнение работ или оказание услуг.
Для продления срока действия контракта имеется две возможности:
В обоих случаях важнейшим и обязательным условием является указание срока, на который будет продлен контракт.
Как уже было сказано выше, законодательство о контрактной системе предъявляет жесткие требования к своевременному исполнению сторонами взятых на себя обязательств. Кроме того, срок действия заключенного контракта является существенным условием, менять которое согласно Закона № нельзя.
В этом отношении имеется ряд исключений, как, например, снижение цены без изменения объемов поставки товара или выполнения работ, 10-процентное уменьшение или увеличение объема закупки и т.д. Изменение сроков действия контракта данные исключения не предусматривают, соответственно пролонгация контракта, заключенного по Закону № 44-ФЗ, невозможна и будет считаться нарушением требований законодательства о контрактной системе.
Заказчик обязан осуществлять закупки в полном соответствии с размещенным в ЕИС планом-графиком, где сроки являются одним из важнейших показателей. Заключение дополнительного соглашения о продлении срока действия контракта, равно как и включение соответствующих условий в текст договора при его заключении, строго запрещены и будут считаться нарушениями.
Заказчики, осуществляющие закупочную деятельность по Закону № , находятся в менее строгих условиях, поскольку самостоятельно определяют требования и разрабатывают положение о закупках. Ничто не запрещает им предусмотреть возможность включения в текст контракта условия о его продлении.
Несмотря на это, пролонгация контрактов, заключенных по итогам конкурентных процедур, может быть расценена контролирующими органами как ограничение конкуренции, к которой она в определенных случаях действительно приведет. Продление срока действия заключенного контракта является ни чем иным, как определением и согласованием новых условий, однако такое согласование проводится лишь с одним участником, в то время, как сама закупка предусматривала наличие конкуренции.
Исходя из вышесказанного, можно заключить следующее:
На наш взгляд, пролонгации контрактов лучше избегать. Если с Законом № 44-ФЗ в этом вопросе все четко и ясно, то Закон № 223-ФЗ никак его не регламентирует, оставляя на откуп заказчикам и контрольным органам, которые в свою очередь зачастую имеют отличные мнения и точки зрения.
Заказчики, осуществляющие закупки в соответствии с Федеральным законом от 18 июля 2011 г. № 223-ФЗ «О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц» (далее - 223-ФЗ, закон о закупках), зачастую сталкиваются с вопросами: каким образом закупать услуги энергоснабжения и заключать соответствующие договоры, что делать с договорами, которые были заключены до вступления в силу 223-ФЗ, какие условия прописать в договоре и возможна ли его пролонгация и т.д.
Согласно ст. 539 ГК РФ энергоснабжающая организация, заключившая договор с потребителем (абонентом), обязуется подавать ему через присоединенную сеть энергию, а абонент обязуется оплачивать принятую энергию, а также соблюдать предусмотренный договором режим ее потребления, обеспечивать безопасность эксплуатации находящихся в его ведении энергетических сетей и исправность используемых им приборов и оборудования, связанных с потреблением энергии.
Энергосбережение - это реализация организационных, правовых, технических, технологических, экономических и иных мер, направленных на уменьшение объема используемых энергетических ресурсов при сохранении соответствующего полезного эффекта от их использования, в том числе объема произведенной продукции, выполненных работ, оказанных услуг (ФЗ № 261 «Об энергосбережении и о повышении энергетической эффективности и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации»)
Не существует четкого единого мнения по поводу того, что считать существенными условиями договора энергоснабжения.
В соответствии гражданским законодательством одним из существенных условий любого гражданского-правового договора является предмет договора (в данном случае это различные виды энергии, энергоносители, а также вода, нефтепродукты, нефть).
Ряд специалистов к существенным условиям такого договора относят также цену, количество и качество энергии, режим потребления, обеспечение содержания и безопасной эксплуатации сетей, оборудования, приборов.
В судебной практике бытует мнение, что в связи с тем, что договор энергоснабжения - одна из разновидностей договора купли-продажи, то существенными условиями следует считать наименование товара и его количество.
Ст. 19 закона «Об энергосбережении и о повышении энергетической эффективности…»
Отнесение цены договора к существенным условиям и зависит от того, каким образом она была образована. Если цена определяется согласно установленным тарифам (государственное регулирование), то в этой ситуации данное условие договора не определяется соглашением между сторонами. В соответствии с законом «Об электроэнергетике» поставка электрической энергии для всех групп потребителей (кроме населения) должна осуществляться по свободным ценам в полном объеме (могут быть определены по согласию сторон). Потребители энергии должны получать энергию именно по оговоренной цене.
Если договор был заключен до 1 января 2015 года , то сведения о его исполнении и сам договор не нужно публиковать в реестре, так как закон обратной силы не имеет. Если такой договор изменяется или расторгается после 1 января 2015 года, то информацию об этом также не нужно вносить в реестр.
В рассматриваемой ситуации у заказчиков существует лишь обязанность размещать сведения о договоре энергоснабжения в ежемесячной отчетности. Однако некоторые заказчики при пролонгируемом договоре вносят всю сумму платежей в отчете за декабрь (то есть за весь год сразу), а другие каждый месяц публикуют сведения в отчете о закупке у единственного поставщика.
Если договор энергоснабжения подписан после 1 января 2015 года (когда вступило в силу вышеназванное Постановление), то заказчик вносит в реестр сведения о договоре в течение 3 рабочих дней с момента его заключения.
Договор энергоснабжения имеет несколько платежей в течение года и у заказчиков возникают вопросы о том, каким образом вносить в реестр сведения о них: ежемесячно или допустимо единовременно отобразить сведения при закрытии договора. И тот и другой вариант имеет место при публикации информации в реестре, однако последний - наиболее предпочтительный и удобный для заказчиков.
Документы о заключенном договоре (скан-копия договора, дополнительного соглашения и др.) публиковать в реестре в 2015 году не нужно . Такая обязанность возникает у заказчиков только с 1 января 2016 года. Организаторы закупок должны вносить информацию об изменении, исполнении, расторжении договоров (без загрузки сканов данных документов) уже с начала 2015 года. Размещая сведения о заключенном договоре в реестре, заказчики также не должны забывать и о ежемесячной отчетности, которая размещается на ООС не позднее 10 числа месяца, следующего за отчетным (согласно 223-ФЗ).