Финансовые правоотношения являются одним из постоянных объектов правовых исследований финансового механизма. Их природа, особенности возникновения и существования предопределяют во многом диапазоны возможностей использования финансового права в деле управления как экономической, так и социально-политической жизнью общества.
Его можно сформулировать следующим образом: Финансовые правоотношения -- это урегулированные нормами финансового права общественные отношения, участники которых выступают как носители юридических прав и обязанностей, реализующие содержащиеся в этих нормах предписания по образованию, распределению и использованию государственных и муниципальных денежных фондов и доходов.Финансовоеправо: Учебник /Отв. ред. Н.И. Химичева. -- Ф59 3-е изд., перераб. и доп. -- М.: Юристъ, 2004. -- 68 с.
Правовое регулирование данных отношений необходимо для того, чтобы государство, его органы, а также органы местного самоуправления могли достичь определенных целей в области финансовой деятельности.
За счет того, что отношения в области финансовой деятельности, регулируются нормами права, они становятся финансово-правовыми отношениями.
Также следует учесть, что не все отношения в области финансовой деятельности нуждаются в правовой регламентации, к таким относятся: организационная, подготовительная и информационная и иная деятельность государства, его органов и органов местного самоуправления. Но именно финансовые правоотношения определяют основное содержание этой деятельности, привносят ей целенаправленность и структурированную организованность.
Вне рамок правовых отношений финансовая деятельность осуществляться не может, поскольку получение государственными органами и органами местного самоуправления запланированных доходов, их распределение и использование соответственно намеченным планам и программам было бы невозможным. Это возможно лишь в том случае, если данные отношения находятся под полным контролем государства, если юридические права и обязанности субъектов данного правоотношения четко прописаны в законодательстве, если законодательством предусмотрена их взаимосвязь, а их реализация гарантируется мерами государственного принуждения
Однако Крохина Ю.А., основываясь на учениях Ровинского Е.А., выделяет несколько иное понятие финансовых правоотношений, делая акцент на том, что финансовые отношения является определенной формой экономических отношений.
Исходя из этого, Крохина Ю.А. указывает следующее понятие финансовых правоотношений: Финансовые правоотношения -- это являющиеся по сути экономико-правовыми общественные отношения, урегулированные нормами финансового права, имеющие властно- имущественный характер и выражающие публичные интересы.Финансовое право России: учебник / Ю. А. Крохина. -- 3е изд., перераб. и доп. -- М. : Норма, 2008. -- 109 с.
Финансовые правоотношения определены экономикой и сами являются разновидностью экономических отношений. К этим отношениям, прежде всего, относятся отношения, связанные с уплатой налогов, сборов в бюджет и внебюджетные фонды, а также отношения, связанные с получением бюджетных кредитов и отношения по контролю за использованием финансовых ресурсов.
Исходя из вышесказанного, можно сделать вывод о том, что все финансовые отношения, которые возникают в процессе финансовой деятельности государства и его органов являются не только правовыми отношениями, но и также по своей сущности являются экономическими.
Финансовые правоотношения являются разновидностью правовых отношений, в связи с чем, они обладают общими признаками любого правоотношения. К этим признакам относятся:
Однако у финансовых правоотношений есть ряд специфических особенностей. К отличительным признакам финансового правоотношения относятся:
Второй стороной этих отношений выступают любые субъекты: граждане, организации, общественные объединения и т.д.
В рамках такого правоотношения властный субъект, используя полномочия и государственное принуждение, может устранять возникающие противоречия между публичными и частными интересами в пользу первых в процессе осуществления финансовой деятельности государства.Финансовое право: учебник/отв. ред. и авт. предисл. - проф. С.В. Запольский. - 2-е изд., испр. и доп. - М.: Юридическая фирма «Контракт»:ВолтерсКлувер, 2011.- 64 с.
В некоторых случаях финансовые правоотношения могут возникать между органами государственной власти и местного самоуправления.
Подчеркивая имущественный характер финансового правоотношения, стоит учитывать, что эти отношения неоднородны. Среди них выделяют материальные и процедурные (процессуальные) отношения. К материальным стоит отнести те отношения, в которых происходит непосредственная передача денежных средств (финансовых ресурсов) от одних субъектов в распоряжение других. К процедурным (процессуальным), отношениям относятся те, которые направлены на организацию, планирование; которые возникают в процессе установления форм мобилизации денежных средств, порядка их распределения, контроля за их использованиемФинансовое право Российской Федерации: Учебник /Отв. ред. М.В. Карасева -- М.: Юристъ, 2004. -- с. 124. Процедурные отношения не обслуживают движение денежных средств, однако это не означает, что процедурные отношения не могут характеризоваться как имущественные, поскольку конечной целью этих отношения является движение денежных средства. Учитывая вышесказанное можно утверждать, что финансовые правоотношения всегда возникают по поводу денежных средств.
В науке финансового права признак властности финансового отношения всегда отмечается наряду с его имущественным характером. В связи с этим, финансовые отношения принято характеризовать как властно-имущественные.
Властно-имущественный характер финансового правоотношения служит критерием для отграничения его от гражданско-правового отношения. Гражданско-правовые отношения часто возникают в сфере финансовой деятельности государства и носят имущественный, но не властно-имущественный характер, что и отличает его от финансового правоотношения.
Некоторые административно-правовые отношения также имеют властно-имущественный характер (например, наложение и взыскание административных штрафов). Однако эти отношения отличаются от финансовых тем, что административные отношения возникают в сфере деятельности исполнительных органов государства, когда как финансовые возникают в сфере финансовой деятельности государства и муниципальных образований.
Структура финансовых правоотношений.
В структуру финансовых правоотношений входят следующие элементы: субъект, объект, содержание, а также основания возникновения, изменения и прекращения финансовых правоотношений.
Обязательным субъектом финансовых отношений всегда является государство и муниципальные органы, вторым участником таких отношений может выступать любой субъект: физические лица, организации, предприятия и т.д.
Объектом данных отношений выступают денежные фонды государства (муниципальных образований), а также юридических и физических лиц, под которыми понимаются специально выделенная обособленная часть денежных средств, которая имеет свое предназначение для определенных целей.
Финансовые правоотношения возникают, изменяются и прекращаются при наличии определенных условий, такими условиями выступают юридические факты.
Под юридическими фактами понимаются конкретные жизненные обстоятельства, вызывающие у субъектов финансовых правоотношений возникновение, изменение или прекращение субъективных прав и юридических обязанностей.
Традиционно юридические факты подразделяются на события и действия, последние в свою очередь делятся на правомерные и неправомерные действия. К правомерным действиям относят юридические акты и поступки.
Основное место в системе правомерных юридических действий в финансовом праве занимают юридические акты, именуемые финансовыми правовыми актами.
Под финансовыми правовыми актами понимаются принятые в определенной форме и имеющие юридические последствия решения государственных органов и органов местного самоуправления по вопросам финансовой деятельности, которые входят в их компетенцию. Финансовые правовые акты бывают двух видов: акты, носящие индивидуальный характер и акты, носящие нормативный характер. Как пример индивидуального финансово-правового акта можно указать выдачу лицензии юридическому лицу на право осуществления какой-либо деятельности. Примером нормативного акта в области финансовой деятельности выступает закон о федеральном бюджете.
Финансово-правовые санкции соединяют в себе правовосста-новительные и штрафные (карательные) элементы.
Для современных условий характерны расширение круга финансово-правовых санкций, большее разнообразие их в сравнении с допереходным к рыночным отношениям периодом.
С учетом основных направлений финансовой деятельности можно выделить следующие группы финансово-правовых санкций: бюджетные, налоговые, кредитно-денежные, валютные.
Помимо рассмотренных санкций за нарушения в области финансовой деятельности могут быть применены меры дисциплинарного, административного, уголовно-правового и иного воздействия, то есть установленные нормами других отраслей права. Основанием этого являются правонарушения соответствующего характера.
Финансовые правоотношения -это урегулированные нормами финансового права общественные отношения, участники которых выступают как носители юридических прав и обязанностей, реализующие содержащиеся в этих нормах предписания по образованию, распределению и использованию государственных и муниципальных денежных фондов и доходов.
Правовая урегулированность этих отношений необходима для достижения целей, поставленных государством и органами местного самоуправления в области финансовой деятельности. Урегулированные нормами финансового права, они становятся финансово-правовыми отношениями: возникают на основе норм финансового права, их участники находятся во взаимной связи через субъективные юридические права и обязанности, такие связи (отношения) охраняются принудительной силой государства.
Следует иметь в виду, что в процессе финансовой деятельности государства возникают также отношения, не нуждающиеся в правовой регламентации (при осуществлении организационной, подготовительной, информационной, аналитической, массово-разъяснительной и иной деятельности государственных органов и органов местного самоуправления). Однако именно финансово-правовые отношения выражают основное содержание этой деятельности, придают ей целенаправленность и четкую организованность. Вне правовых отношений финансовая деятельность неосуществима. Только при взаимосвязанных юридических правах и обязанностях, реализация которых гарантируется мерами государственного принуждения, может быть обеспечено получение государством и органами местного самоуправления запланированных доходов, их распределение и использование соответственно намеченным планам и программам.
Обладая общими с другими правоотношениями чертами, финансовые правоотношения имеют и особенности. Основная особенность, которая определяет и другие отличительные черты финансовых правоотношений, заключается в том, что они возникают в процессе планового образования, распределения и использования государственных (а также муниципальных) денежных фондов и доходов, т.е.в процессе финансовой деятельности государства и органов местного самоуправления. Отсюда и другая их особенность: финансовые правоотношения являются разновидностью имущественных, имеющих публичный характер, так как возникают по поводу денежных средств, точнее - финансовых ресурсов государства и муниципальных образований, используемых на общезначимые потребности. Такой объект правоотношений налицо, например, при их возникновении между государством и предприятиями в случаях внесения обязательных платежей в бюджет или, напротив, при получении из него ассигнований; при оказании финансовой помощи органом государственного управления подведомственным организациям, между Центральным банком РФ и Правительством РФ при использовании банковского кредита для покрытия бюджетного дефицита; между государством или органами местного самоуправления и гражданами в связи с уплатой налогов и т.д.
Урегулированные нормами финансового права отношения процедурного характера, связанные с использованием определенных форм и порядка деятельности (процессуальные финансовые правоотношения), также обеспечивают движение финансовых ресурсов.
Следующая особенность финансовых правоотношений состоит в том, что одной из сторон в них всегда выступает государство и его уполномоченный орган, муниципальное образование и соответствующий орган местного самоуправления. Это обусловлено тем, что само государство (или орган местного самоуправления) в интересах общества осуществляет финансовую деятельность: организует поступление денежных средств в различные государственные (муниципальные) денежные фонды, распределяет и использует их на социально-экономические программы и другие з*
общественно необходимые потребности. При этом государственные органы наделены властными полномочиями: они вправе издавать предписания, обязательные для исполнения другими участниками финансовых правоотношений - предприятиями, организациями, учреждениями, гражданами. Такого рода предписания могут быть адресованы также другим государственным органам согласно подчиненности и подконтрольности. Однако государственные органы, выступая в финансовых правоотношениях от имени государства, имеют не только право властных предписаний, но и обязанности, связанные с правами других участников финансовых правоотношений. Аналогично взаимодействуют с участниками финансовых правоотношений и органы местного самоуправления. Права всех участников финансовых правоотношений находятся под защитой государства, реализация их, как и выполнение финансовых обязанностей, обеспечивается его принудительной силой.
Для финансового правоотношения должны быть налицо все рассмотренные специфические черты в комплексе, характеризующие финансовые правоотношения как государственно-властные имущественные (денежные) отношения 1 . Воля государства, его предписания по образованию, распределению и использованию финансовых ресурсов на определенные периоды времени конкретизируются в финансовых планах (квартальных, годовых) или нормативах, лимитах и т.п. Они утверждаются соответствующими государственными органами в установленном порядке и подлежат обязательному исполнению. Наличие финансового плана также можно отнести к характерным чертам финансовых правоотношений. Однако в некоторых предусмотренных законом случаях они могут быть оформлены договором (например, предоставление отсрочки по уплате налога в форме налогового кредита на основании ст. 65 НК РФ). В настоящее время расширяется применение договорной формы в финансовых отношениях. Она упоминается, в частности, в ст. 159 и др. БК РФ.
Властно-имущественными являются и финансовые правоотношения с участием, как одной из обязательных сторон, органов местного самоуправления.
Возникновение, изменение и прекращение финансовых правоотношений происходит при наличии четко определенных в пра-
1 См.:Ровинский ЕЛ.. Основные вопросы теории советского финансового права. С. 134-138.
вовых нормах условий, или юридических фактов. Сами участники финансовых правоотношений о них договариваться не вправе. К юридическим фактам в финансовом праве относятся действия (бездействие) или события.
Действия - это юридические факты, которые являются результатом волеизъявления лиц. Они могут быть правомерными, т.е. отвечать требованиям закона, и неправомерными - не соответствующими им. Для финансовых правоотношений наиболее характерны такие юридические факты, как утверждение фЬнан-сово-плановых актов. Соответственно общим требованиям правовых норм в них конкретно выражены права и обязанности участников правоотношений в области финансовой деятельности. После выполнения заданий, содержащихся в планах, финансовые правоотношения прекращаются, но нередко возникают вновь между этими же участниками на основе новых планов.
На основании правовых норм и финансовых планов общего значения принимаются индивидуальные финансово-правовые акты, которые также ведут к возникновению, изменению или прекращению финансовых правоотношений. Это, например, извещение налогоплательщику со стороны налогового органа о необходимости уплаты определенной суммы налога, утверждение министерством лимита выделяемых подведомственным учреждениям средств, распоряжение о выделении временной финансовой помощи подведомственным предприятиям и др. В установленных законодательством случаях юридическими фактами могут выступать и договоры, одной из сторон которых является орган государственной власти или местного самоуправления.
При неисполнении участниками финансовых правоотношений своих обязанностей возникают правоотношения, связанные с применением мер ответственности (взыскание штрафа в связи с невнесением налогового платежа в государственный или местный бюджет, прекращение финансирования при использовании средств не по целевому назначению и др.).
События - это обстоятельства, не зависящие от воли людей (смерть и рождение человека, стихийное бедствие). Правовая норма может связывать с ними возникновение, изменение или прекращение финансовых правоотношений. Например, рождение У гражданина ребенка, достижение лицом определенного возраста влияют на правоотношения по поводу налоговых платежей; в связи со стихийными бедствиями, эпидемиями возникают право-
70 Глава 3. Финансово-правовые нормы и финансовые правоотношения
ЛЕКЦИЯ № 14
Тема: Финансовые правоотношения.
Вступление (5 мин.)
Основные вопросы:
1. Финансовые правоотношения, их особенности и виды (20 мин.)
2. Понятие, содержание финансово-правовой нормы (25 мин.)
3. Классификация норм финансового права (25 мин.)
Выводы (5 мин.)
Основные понятия: финансы, функции финансов, финансовое право, принципы финансового права, цена, прибыль, спрос, предложение.
Литература:
А) основная:
1. Деньги и кредит. Учебник. Под ред. М. И. Савлука, К., 2001г. с. 5-62
2. Финансовое право. Учебное пособие. А.В. Дмитренко, Е.А. Шпанкина, Москва, Издательско-торговая корпорация «Дашков и Ко», 2013г. – 200с.
Б) дополнительная:
1. Л.Ю. Белоусов. Деньги и кредит. Учебное пособие. Харьков, изд. “Пра пор”, 2004 г.с. 5-18.
2. Подъяблонская Л.М. Государственные и муниципальные финансы. Учебное пособие. Электронный ресурс. – 2012г. – 159 с.
Вступление
Финансовые правоотношения - своеобразный синтез правовых и экономических материй, являясь как бы экономико-правовой категорией. На экономическую природу финансовых правоотношений обращал внимание Е. А. Ровинский, отмечая, что «важнейшая особенность финансовых правоотношений заключается в том, что они являются юридической формой выражения и закрепления финансовых отношений, которые сами, в свою очередь, являются формой определенных экономических отношений». В финансовой деятельности государства и муниципальных образований разновидностью экономических отношений являются отношения по аккумулированию доходных источников в бюджеты, по поводу бюджетного финансирования, отношения в сфере межбюджетного субсидирования и т. п. Развитие федеративных отношений и становление института местного самоуправления обусловливают активное использование имеющихся финансовых инструментов и развитие новых механизмов финансовой деятельности. Следовательно, финансовые правоотношения охватывают совокупность денежных отношений, связанных с аккумулированием, распределением и использованием централизованных и децентрализованных фондов денежных средств государства или муниципальных образований в целях материального обеспечения задач и функций конкретной территории. Таким образом, финансовые правоотношения - это экономико-правовые общественные отношения, урегулированные нормами финансового права, имеющие властно-имущественный характер и выражающие публичные интересы.
Финансовые правоотношения, их особенности и виды
Финансовые правоотношения - это урегулированные нормами финансового права общественные отношения, участники которых выступают как носители юридических прав и обязанностей, реализующие содержащиеся в этих нормах предписания по образованию, распределению и использованию государственных и муниципальных денежных фондов, и доходов.
Вне правовых отношений финансовая деятельность неосуществима. Только при взаимосвязанных юридических правах и обязанностях, реализация которых гарантируется мерами государственного принуждения, может быть обеспечено получение государством и органами местного самоуправления запланированных доходов, их распределение и использование соответственно намеченным планам и программам.
Финансовые правоотношения являются разновидностью имущественных отношений, имеющих публичный характер, так как возникают по поводу денежных средств, точнее, финансовых ресурсов государства и муниципальных образований, используемых на общезначимые потребности.
Финансовые правоотношения имеют ряд особенностей, отличающих их от других видов правоотношений. Основной особенностью является то, что финансовые правоотношения возникают только в процессе финансовой деятельности государства и органов местного самоуправления. Кроме того, финансовые правоотношения являются разновидностью имущественных отношений, так как возникают по поводу денежных средств - финансовых ресурсов государства и муниципальных образований.
Еще одна особенность финансовых правоотношений состоит в том, что одной из сторон в них всегда выступает государство и его уполномоченный орган, муниципальное образование и соответствующий орган местного самоуправления. Это обусловлено тем, что государство (или муниципальное образование) в интересах общества осуществляет финансовую деятельность: организует поступление денежных средств в различные государственные (муниципальные) денежные фонды, распределяет и использует их на социально-экономические программы и другие общественно необходимые потребности.
Действия - это юридические факты, которые являются результатом волеизъявления лиц. Они могут быть правомерными, т.е. отвечать требованиям закона, и неправомерными - не соответствующими им. Для финансовых правоотношений наиболее характерны такие юридические факты, как утверждение финансово-плановых актов.
События - это обстоятельства, не зависящие от воли людей (смерть и рождение человека, стихийное бедствие). Правовая норма может связывать с ними возникновение, изменение или прекращение финансовых правоотношений. Например, рождение у гражданина ребенка и достижение лицом определенного возраста влияют на правоотношения по поводу налоговых платежей; в связи со стихийными бедствиями, эпидемиями возникают правоотношения по поводу предоставления субвенций из вышестоящего бюджета в нижестоящий.
Для полной характеристики структуры и содержания финансовых правоотношений в системе финансового права проводится их классификация по различным основаниям.
1. По материальному содержанию финансово-правовые нормы группируются в зависимости от функционирования соответствующего звена финансовой системы по следующим видам:
1. бюджетные;
2. налоговые;
3. в области страхования;
4. кредитные (государственного и банковского);
5. по вопросу регулирования денежного обращения расчетов;
6. по поводу регулирования валютного законодательства.
2. В зависимости от объекта правового регулирования:
1. материальные;
2. процессуальные.
Таким образом, материальных финансовых правоотношениях реализуются права и обязанности субъектов по получению, распределению и использованию финансовых ресурсов, выраженных в конкретном размере или определенном виде доходов и расходов. В процессуальных финансовых правоотношениях выражается юридическая форма, в которой происходит получение государством или органами местного самоуправления в свое распоряжение финансовых ресурсов, их распределение и использование. Данные финансовые правоотношения реализуются путем использования установленных форм и видов актов государственных органов и органов местного самоуправления, соблюдения определенной последовательности и сроков тех или иных действий.
2. Понятие, содержание финансово-правовой нормы
Финансово-правовые нормы - это исходные первичные элементы, из которых состоит финансовое право, как отрасль права. Им свойственны все общие черты правовой нормы, но присущи и особенности, характерные именно для данной отрасли права.
Как и любая другая норма права, финансово-правовая норма представляет собой установленное и охраняемое государством правило поведения участников общественных отношений, выраженное в их юридических правах и обязанностях.
Особенности финансово-правовой нормы обусловлены тем, что она, в отличие от норм других отраслей права, регулирует отношения, возникающие в процессе планового образования, распределения и использования государством и органами местного самоуправления финансовых ресурсов, необходимых им для осуществления своих задач.
Это выражается в особенностях:
б) характера установленных в них предписаний;
в) мер ответственности за нарушение предусмотренных правил;
г) способов защиты прав участников финансовых отношений.
Содержание финансово-правовых норм составляют правила поведения в общественных отношениях, возникающих в процессе финансовой деятельности государства и муниципальных образований. Эти правила выражаются в предоставлении участникам данных отношений таких юридических прав и возложении на них юридических обязанностей, осуществление которых обеспечивает планомерное образование и использование централизованных и децентрализованных денежных фондов (доходов) государства и органов местного самоуправления соответственно их задачам в каждый конкретный отрезок времени, вытекающим из политики по социально-экономическому развитию страны. Это общее содержание финансово-правовых норм имеет различное конкретное выражение, что обусловлено разнообразием финансовых отношений, многозвенностью финансовой системы. Они содержат правила взимания налогов и других обязательных платежей с граждан и предприятий, аккумуляции и расходования бюджетных средств, создания и распределения кредитных ресурсов и страховых фондов и т.д.
Содержание финансово-правовых норм обусловило их в основном императивный (повелительный) характер. Как правило, они содержат требования, выраженные в категорической форме и не допускающие их произвольного изменения, точно определяют объемы прав и обязанностей участников финансовых отношений. Эти права и обязанности направлены на обеспечение в целом интересов государства и муниципальных образований, а также интересов каждого из участников финансовых отношений, в том числе предприятий всех форм собственности, граждан. Например, в финансово-правовых нормах содержатся адресованные к предприятиям и гражданам требования вносить установленные налоги в государственный или местный бюджет при наступлении предусмотренных сроков, представлять отчеты и иные документы для проведения контроля со стороны компетентных органов, совершать другие действия, обеспечивающие аккумуляцию в распоряжение государства и органов местного самоуправления денежных средств и их использование в соответствии с утвержденными планами. Вместе с тем в целях соблюдения прав и интересов плательщиков установлены обязанности государственных органов возвращать излишне взысканные платежи. В финансово-правовых нормах закреплен обязательный порядок формирования бюджетов, использования внебюджетных и бюджетных целевых фондов и т.д. с определением прав и обязанностей участников этой деятельности.