Многоквартирный дом – это не только место жительства людей, но и место, где они вступают в массу взаимоотношений между собой. Эти правоотношения связаны с обеспечением жилья необходимыми ресурсами, управлением подъездами и дворовыми участками, уборкой территории и т.д. Для нормального осуществления этих задач, жильцы имеют право объединяться в товарищества, более известные в народе, как ТСЖ. Эта организация имеет свою структуру: правление и председателя. Но, чтобы их деятельность не была бесконтрольной, законодатель предусмотрел возможность создания ревизионной комиссии, для проверки деятельности ТСЖ.
Институт проверок деятельности управляющих лиц ТСЖ представляет собой гарантию прав собственников жилья в соответствующем многоквартирном доме, а также его жильцов. По закону, ни одно товарищество не вправе вести деятельность, а точнее существовать без учреждения указанной комиссии.
Ревизионная комиссия ТСЖ не признается органом власти и подчиняется только общему собранию членов товарищества. Она состоит из членов ТСЖ – владельцев жилья и жильцов дома.
Ответственный ревизор избирается общим собранием жильцов.
Кто может быть ревизором в ТСЖ? Основные требования к членам – это совершеннолетие и дееспособность. К тому же нельзя избирать членами указанной комиссии лиц, что уже исполняют иные обязанности в ТСЖ, а также его председателя.
Основными целями от организации и деятельности указанной комиссии являются:
Уставом в перечень обязанностей комиссии возможно включение и иных пунктов, не противоречащих законодательству.
Таким образом, работа ревизионной организации имеет важное значение в жизни товарищества. Поэтому в качестве ревизоров лучше всего выбрать активных членов товарищества, которые могут проявить ответственность и не постесняются на постоянной основе давить на председателя.
Для осуществления целей и задач комиссии, закрепленных в законе и НПА товарищества, ей предоставлен широкий спектр правомочий.
Итак, к компетенции ревизоров относятся:
Как уже говорилось, жильцы сами правомочны определять компетенции ревизоров. Самое главное, чтобы члены проверяющей организации не могли злоупотреблять предоставленными возможностями. Расширенные полномочия ревизионной комиссии необходимо устанавливать, проконсультировавшись с юристом.
Периодичность и основания для внеочередных проверок определяется общим собранием и оформляются как отдельный документ или часть в уставе товарищества.
Также принятое решение об утверждении состава комиссии должен содержат и протокол собрания. Таким же образом определяется и устанавливается бюджет.
По итогам отчетного периода или согласно результатам внеочередной проверки члены ревизионной организации обязаны предоставить жильцам и иным участникам товарищества отчет, в которым отражены все основные моменты, касающиеся бюджета и качества работы ТСЖ.
Когда перечень правомочий и порядок ведения работы не отражается в уставе, они оформляются как отдельное положение о ревизионной комиссии. Очень важно грамотно составить его, ведь при наличии или отсутствии той или иной информации, члены проверяющей структуры могут получить возможности злоупотребить своим положением.
Так, положение должно содержать:
В заключительной части данного положения необходимо включить правила, основания и порядок внесения тех или иных изменений.
Кто может быть членом ревизионной комиссии? Как уже говорилось, членом проверяющего органа может являться житель дома и собственники квартир. Однако помимо их, в качестве членов возможно привлечение специалистов со стороны. Такая возможность представлена для обеспечения профессиональной оценки работы ТСЖ.
Привлеченные специалисты имеют право получить вознаграждение за свои труды. Оплата их труда осуществляется за счет товарищества, что должно быть указано в бюджете. Вознаграждение ревизионной комиссии ТСЖ должно оформляться отдельной сметной документацией.
Если среди жильцов есть профессиональные бухгалтера, налоговики и юристы, стоит их привлечь. Если таких нет, то лучше всего обратиться к аудиторской компании при проведении проверок. Это, разумеется, расходы для товарищества. Но это объективная необходимость, позволяющая избежать споров бытового характера между управляющими лицами и членами товарищества собственников жилья.
Ревизионная комиссия вправе:
При этом члены комиссии могут в любое время потребовать предоставления необходимой бухгалтерской документации и текущих договоров. Отказ в предоставлении информации будет правомочен в случаях необходимости сокрытия государственной тайны.
К обязанностям ревизоров относятся:
Ревизия деятельности ТСЖ должна осуществляться в течении 30 суток с момента принятия соответствующего решения, а также с момента истечения времени, по окончанию которого должна быть осуществлена очередная проверка.
В целом права и обязанности проверяющего органа подлежат расширению по усмотрению общего собрания жителей. Однако отнесение вопросов, являющихся частью компетенции ТСЖ, к полномочиям ревизоров не допустимо.
Итак, как проверить ТСЖ? Это устанавливается в положении о деятельности комиссии.
Однако законодатель выдвигает определенные требования по предмету проведения работы ревизора, к которым относятся:
Общее собрание жильцов вправе возложить на проверяющую организацию осуществление наблюдения и по иным предметам работы ТСЖ.
Порядок осуществления проверки следующий:
Проверку необходимо проводить именно в этом порядке, чтобы получить наиболее правильный анализ деятельности ТСЖ. В конце проводиться заседание, по которому необходимо везти протокол. Для проведения проверки основание иметь не обязательно.
По итогам ревизии составляется акт. Результаты проверки на факт целесообразности расходов ТСЖ не могут быть утверждены без предоставления их общему собранию.
Акт проверки может быть двух видов:
В акте текущей проверки могут быть указаны нарушения, выявленные в ходе проведения очередной или внеочередной ревизии. При этом больше внимания необходимо уделить описанию конкретных нарушений.
А вот акт по итогам годовой проверки должен быть более объемным и содержать следующее:
Образец акта можно скачать бесплатно . ↵
Помимо акта по итогам года, проверяющий орган ТСЖ должен предоставить жителям, подробный (качайте по ссылке), который должен содержать следующую информацию:
В общем все примерно так, как и продемонстрировано в примере.
И акты проверок и отчетная документация о деятельности ревизионной комиссии в любой момент по требованию жильцов должны быть им предоставлены для ознакомления. Также жильцы вправе требовать протокол заседания по каждому случаю.
Деятельность ревизоров в ТСЖ имеет огромное значение и помогает преждевременно выявить и устранить нарушения и виновных в них лиц. Позволяет не допустить кризиса ТСЖ, как в плане финансовом, так и в плане обеспечения нормального функционирования этой организации.
Товарно-материальные ценности регулярно описывают, фиксируя результаты в протокол. Законодательство РФ предлагает закреплять итог инвентаризации в бланке ─ акт ревизии по унифицированному формату ИНВ-3.
Протокол, который содержит информацию о проведенной ревизии, регламентируется постановлением Госкомстата РФ от 18.08.1998 (ред. 03.05.2000). Согласно постановлению, документ акт ревизии нужен для отражения информации о ТМЦ, которые фактически находятся на складе, в компании на всех этапах движения товара. Протокол оформляют в двух экземплярах, а описывает и проверяет фактическое наличие ценностей комиссия. Членов последней выбирает и утверждает руководитель организации.
Формуляр состоит из 4 страниц, но на практике страница не нумеруется, и получается, что заполнены всего три. Это видно на примере, который находится ниже.
Но, согласно информации Минфина № ПЗ-10/2012, акт ревизии ИНВ-3 не подлежит оформлению в обязательном порядке. Бланк заполняют в зависимости от содержания приказа и учетной политики компании.
Перед инвентаризацией ТМЦ руководитель издает соответствующее распоряжение или приказ о будущей проверке, а ИНВ-3 ─ приложение к документу.
При проверке фактического наличия ТМЦ участвует комиссия из 4 человек: 3 человека ─ состав комиссии и председатель. Инвентаризация проходит в 4 этапа:
Один экземпляр акта отправляют в бухгалтерию, второй ─ материально-ответственному лицу.
Протокол ИНВ-3 составляют также вручную, не используя унифицированный формат. Но при составлении такового руководство опирается на требования, которые соответствуют ФЗ № 402 от 06.12.2011. Например, форма акта ревизии должна содержать обязательные реквизиты для протокола инвентаризации, которые соответствуют п. 2 ст. 9 ФЗ № 402 от 06.12.2011 (ред. 29.07.2018):
Согласно п. 3 ст. 9 указанного закона, акт составляется непосредственно при проведении процедуры. Согласно п. 1 ст. 13 ФЗ № 402 от 06.12.2011 (ред. 29.07.2018), бланк должен содержать достоверные сведения, с которыми ознакомлены члены комиссии, материально-ответственное лицо, а также председатель комитета.
Если формуляр составляется вручную на ПК, то шаблон утверждает руководитель предприятия. При дальнейших проверках используется этот утвержденный бланк.
ИНВ-3 составляют либо на бумаге, либо в электронном виде.
Протокол, фиксирующий результаты инвентаризации, находится на официальных источниках. Но чтобы их не искать, можно скачать акт ревизии, соответствующий требованиям Законодательства РФ, здесь.
Как заполнить акт ревизии
Для оформления формуляра ИНВ-3 лучше изучить пример акта ревизии. Но пошаговая инструкция и соответствие требованиям закона о бухучете облегчит процесс заполнения бланка.
Оформление ИНВ-3 включает в себя соблюдение ряда правил:
После заполнения бланка члены комиссии, включая председателя и материально-ответственное лицо, указывают свои ФИО, подписывают документацию. А после сличения с ведомостью бланк подписывает бухгалтер.
Чтобы правильно оформить формуляр ИНВ-3, следует тщательно изучить образец акта ревизии. Это облегчит процедуру фиксации результатов проверки фактического наличия ТМЦ на складах организации.
Скачать образец акта ревизии
Проверяя наличие товаров и ценностей на предприятии на текущий период, материально-ответственному лицу и составу комиссии нужно учитывать ряд особенностей процедуры и заполнения ИНВ-3. Пять особенностей процедуры инвентаризации и заполнения акта инвентаризации:
Формуляр, в котором фиксируются результаты инвентаризации товарно-материальных ценностей предприятия, заполняется в обязательном порядке только бюджетными предприятиями, а остальные - по усмотрению руководства. При оформлении бланка участникам нужно опираться на законодательство РФ. Поэтому следует сначала просмотреть заполненные шаблоны протоколов. Также стоит использовать унифицированный бланк, так как там указаны обязательные реквизиты.
Грамотный учет на предприятии невозможен без проверок. Для устранения ошибок и предупреждения злоупотреблений проводятся инвентаризации и ревизии (плановые и внезапные). Такие мероприятия могут быть как внутренними, так и внешними, а их результаты принято оформлять в виде соответствующих актов.
Ревизией считается комплекс действий, выявляющих законность проводимых финансово-хозяйственных операций. Инспектируется обоснованность и законность проведения операций, правильность бухгалтерских проводок, отражение информации в документах.
Цели контрольных мероприятий:
Нужно понимать, что ревизия и инвентаризация – это не тождественные понятия . Главные их отличия между собой:
Перед проведением процедуры руководителем организации издается приказ о причине проведения мероприятий, целях и составе комиссии, если он не утвержден в учетной политике компании. В комиссию, обычно, включают работников бухгалтерии, руководителей отделов, работников иных структур предприятия. Внутренняя проверка проводится:
Проверки бывают полные или частичные. Перед тем, как сдать годовую отчетность бухгалтер проводит полную проверку. Частичные делаются при возникновении такой необходимости.
Различают плановые, внеплановые, повторные, контрольные инвентаризации. Периодичность плановых проверок фиксируется в приказе об учетной политике. Внеплановые осуществляются по приказу учредителя.
Это происходит в случае:
Собранная информация фиксируются в описях, сличительных ведомостях и актах. Они составляются, как минимум, в двух экземплярах. Комиссия передает документы в бухгалтерию для последующего исправления данных учета и принятия дисциплинарных решений.
Внешние проверки регулируются законом № 294 ФЗ «О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля» и частью 1 НК РФ . Проводить ревизию могут федеральные и региональные органы:
Различают плановые и внеплановые ревизии. Список организаций, попадающих под плановые проверки, можно найти на официальных сайтах соответствующих инстанций. Перечень мероприятий составляется в пределах будущего года.
Плановые ревизии назначаются каждые три года. Первая проводится через три года от даты основания предприятия. Цель внеплановой проверки – реагирование на обращение в контролирующую службу или намерение удостовериться в исполнении уже выданного предписания.
Ревизор обязан за 3 дня до проведения плановой проверки известить организацию, кроме контроля со стороны фискальных органов (виды проверок, порядок их проведения и сроки регламентируются главой 14 НК РФ). Перед внеплановой ревизией предприятие оповещается за сутки.
Сроки уведомления утверждены законодательно для того, чтобы дать предприятию возможность подготовиться. Время, отведенное на проведение всех мероприятий контроля, – не более 20 дней.
Информация, собранная за время ревизии, должна быть документально зафиксирована. Ревизионные мероприятия, объекты и результаты отражаются в акте. Исправить ошибки учета можно только на основании этого документа.
Так как унифицированной формы акта внутренней ревизии не существует – организация разрабатывает ее сама. Шаблон документа фиксируется в учетной политике или посредством отдельного приказа руководителя. Его можно редактировать для разных целей.
Акт должен содержать такую информацию:
Не запрещается дополнять акт приложениями. После описания всех найденных нарушений, ревизор дает предложения по их ликвидации. Виновные лица отчитываются в течение 3 дней. Это тоже фиксируется в акте. Документ теряет юридическую силу в случае отсутствия в нем одного или нескольких реквизитов, что особенно важно при взыскании недостачи с материально ответственного лица.
В отличие от инвентаризации товарных остатков (на складе или в торговом зале магазина), запасов или незавершенной продукции, контрольный пересчет наличных средств в кассе организации часто происходит внезапно, без предварительного извещения кассира. Причиной такого решения руководства может стать:
Для отражения информации о ревизии кассы Госкомстат разработал форму № ИНВ-15. Использовать именно эту форму не обязательно. Она может послужить образцом для формирования собственной.
Для обретения юридической силы документ должен содержать:
Важно заполнить документ без ошибок, так как исправления не разрешаются. Заполнять акт разрешается ручкой черного или синего цвета. Написать его можно от руки либо напечатать.
Проверка финансово-хозяйственной деятельности считается самой глубокой. Чаще всего она проводится в бюджетных и государственных учреждениях. Организации могут проводить и самостоятельный контроль (по решению учредителей или собрания акционеров). Внешней проверкой занимаются такие структуры как: налоговая, трудовая инспекция, правоохранительные органы, контрольно-счетная палата.
Документ вмещает большой объем информации:
В «шапке» указывается:
В теле акта содержится:
Документ составляют минимум в двух экземплярах с добавлением приложений. С ним знакомятся сотрудники, на участке работы которых обнаружены нарушения. Они также ставят свою подпись.
Проверку ТМЦ рекомендуется делать ежемесячно либо при каждой смене материально-ответственного работника. Это нужно для контроля над сохранностью товара, сроками годности и работой сотрудников. Перед проведением мероприятия издается приказ. После собирается комиссия. Для удобства работы можно создать план проведения мероприятий.
Результат работы комиссии фиксируется в описи. Она составляется в двух экземплярах. В описи отражаются как обнаруженные недостачи, так и излишки. Собранная информация передается на сверку в бухгалтерию, чтобы выявить расхождения фактических данных с учетными. Акт ревизии ТМЦ содержит:
После окончания мероприятий выпускается приказ об утверждении результатов инвентаризации. На основании него происходит взыскание убытков с ответственных лиц, а также, вносятся правки в учетные данные.
Документально оформленная информация о проведении проверки служит основанием для редактирования данных бухгалтерского учета. Акты можно представить как подтверждение некоторых бухгалтерских операций, если у налоговой службы появятся вопросы.
Составление итоговых документов позволяет наглядно представить масштабы нарушений в работе предприятия. При значительных отклонениях документ позволяет подтвердить вину ответственного сотрудника, что, в свою очередь, послужит основанием для взыскания с него убытков, увольнения и даже возбуждения уголовного дела, если это предусмотрено УК РФ .
Ревизия – эффективный инструмент не только для служб госконтроля, ее с успехом используют учредители и акционеры компаний. В первую очередь, это помогает установить факты злоупотреблений со стороны исполнительного органа АО или наемного руководителя, превышение ими своих полномочий и совершение сделок, не предусмотренных уставом организации. Доказательством вины и основанием отставки директора также может служить составленный по итогам проверки акт.
Подробнее о том, как подготовиться к проверке финансово-хозяйственной деятельности на предприятии, рассказано в видео.
Для чего нужен акт ревизии
С помощью актов фиксируются события, состояния, количество, повреждения, результаты и др.
Если говорить об акте ревизии ревизионной комиссии, то он составляется по результатам проверки состояния финансово-хозяйственной деятельности организации, созданной в форме акционерного общества.
Для общества с ограниченной ответственностью создание ревизионной комиссии обязательно, если в нём больше 15 участников. Если меньше, то вопрос решается на их усмотрение. Это бывает нечасто, поэтому мы остановимся на примере АО.
Ревизионная комиссия, согласно ст. 85 федерального закона «Об акционерных обществах» от 26.12.1995 № 208-ФЗ, создается в компании путем голосования акционеров. Она избирается из числа своих же акционеров, которые не принимают участия в управлении и не состоят в наблюдательном совете.
Цель создания ревизионной комиссии — внутренний контроль хозяйственной деятельности компании. То есть все движения денежных средств, ведение бухгалтерского учета, составление договоров и т. п. проверяются «не отходя от кассы», своими же ревизорами.
Такая проверка проводится обязательно раз в год или чаще, если так решат акционеры.
Итак, акт оформляется по результатам ревизии финансово-хозяйственной деятельности организации.
Унифицированной формы, обязательной для применения всеми компаниями, на сегодняшний день не существует. Есть стандарт, на который могут ориентироваться ревизоры.
Обычно акт ревизии состоит из:
Наименование акта нужно, чтобы понять, о чём пойдет речь в документе.
Дата составления должна совпадать с датой проведения ревизии.
Во вводной части указываются цель, задачи и основание для проведения ревизии. Как правило, основанием является соответствующий приказ директора или решение собрания акционеров. Перечисляются председатель и члены ревизионной комиссии, а также документы, которые будут проверяться.
В описательной части указывается, что было установлено в результате проверки.
Ревизоры подводят итоги проверки и вносят свои предложения.
Составленный акт подписывают все члены комиссии.
Акт ревизии составляется как минимум в 2 экземплярах. Он также может содержать приложения. Обычно это копии проверенных документов.
С оформленным актом должны быть ознакомлены те лица, работы которых были проверены. Например, бухгалтеры, кассиры или юристы. Они также должны подписать этот акт.
Таким образом, акт ревизионной комиссии является основным документом, в котором дается краткое описание финансово-хозяйственного положения организации на текущую дату. В нём содержатся имеющие значение факты, установленные нарушения, выводы и предложения ревизоров.
Порядок составления обобщающего итогового документа по результатам ревизии (проверки).
Организация ревизионной работы на объектах разных организационно-правовых форм и форм собственности:
2.1. Организация контрольно-ревизионной работы в государственных и муниципальных унитарных предприятиях
2.2. Порядок проведения ревизий в кредитных организациях
2.3. Особенности контроля и ревизии хозяйственных операций в торговле и в общественном питании
2.4. Организация контрольно-ревизионной работы в строительных организациях
ПОРЯДОК СОСТАВЛЕНИЯ ОБОБЩАЮЩЕГО ИТОГОВОГО ДОКУМЕНТА ПО РЕЗУЛЬТАТАМ РЕВИЗИИ (ПРОВЕРКИ)
Итоговый документ по результатам проведеннойпроверки или ревизии (акт) должен содержать систематизированное изложение документально подтвержденных фактов нарушений законодательства, правил ведения бухгалтерского учета и составления бухгалтерской отчетности, выявленных в процессе ревизии (проверки), или указание на отсутствие таковых, а такжевыводы, рекомендации и предложения проверяющих по устранению выявленных нарушений законодательства, порядка и правил ведения бухгалтерского учета и составления отчетности, других недостатков и замечаний ревизионной комиссии.
В АКТЕ РЕВИЗИИ (ПРОВЕРКИ), составленном на бумажном носителе и имеющем сквозную нумерацию страниц, подлежат отражению:
Все выявленные в процессе ревизии (проверки) факты нарушений законодательства, правил ведения бухгалтерского учета и составления отчетности;
Финансовое состояние организации;
Факторы, условия и финансово-хозяйственные операции (сделки), оказавшие отрицательное воздействие на результаты деятельности или нанесшие ущерб организации или государству, и связанные с ними обстоятельства, имеющие значение для принятия правильного решения по результатам ревизии (проверки).
Подлинник акта ревизии (проверки) должен составлятьсяне менее чем в двух экземплярах ,один из которых остаетсяу контролирующей организации , адругой передается руководителю (лицу, исполняющему его обязанности) исполнительного органа проверяемой организации.
Акт ревизии состоит из 3-х частей: вводной, описательной и итоговой (в соответствии с Инструкцией о порядке проведения ревизии и проверки контрольно-ревизионными органами Министерства финансов РФ).
Вводная часть акта ревизии (проверки) должна содержать общие сведения о проводимой проверке и проверяемой организации:
Полное и сокращенное наименование проверяемой организации согласно учредительным документам; место проведения ревизии; дату акта ревизии; фамилии, имена и отчества и должности лиц, проводивших ревизию; наименование, дату и номер документа (приказа, распоряжения, протокола собрания акционеров (участников) или другого документа) о назначении проверки; указание на вопросы ревизии (проверки), например: «ревизия по вопросам соблюдения законодательства, правил ведения бухгалтерского учета и соблюдения отчетности» или «ревизия финансово-хозяйственной деятельности» (если ревизия носит комплексный характер и др.); период деятельности организации, за который проведена ревизия; даты начала и окончания ревизии.
Датой начала ревизии считается дата предъявления руководителю исполнительного органа проверяемой организации документа о назначении проверки или решения соответствующего органа (например, совета директоров или наблюдательного совета) на проведение ревизии, адатой окончания – дату подписания акта;
Адрес местонахождения организации; сведения о наличии лицензируемых видов деятельности (номер и дата выдачи лицензии, наименование органа, выдавшего лицензию, сроки начала и окончания действия лицензии);
Сведения о методе проведения ревизии по степени охвата ею первичных документов (сплошной, выборочной);
Сведения о встречных проверках, о проведении экспертизы, инвентаризации имущества организации, осмотре ее территорий и помещений;
Кем и когда проводилась предыдущая ревизия (проверка) и что сделано по устранению недостатков и др.
Описательная часть акта ревизии (проверки) должна содержать систематизированное изложение: документально подтвержденных результатов анализа финансового состояния, соответствия законодательству соотношения величины уставного капитала стоимости чистых активов организации; фактов нарушений законодательства, правил ведения бухгалтерского учета и составления отчетности, выявленных в ходе ревизии.
Описательная часть имеет разделы, отраженные в программе ревизии: денежные средства, расчетные и кредитные операции, ТМЦ, прибыль и т.д.
В описательной части акта отражаются любые (все) выявленные нарушения и ошибки, недостатки в управлении финансово-хозяйственной деятельностью и замечания.
Выявленные факты однородных массовых нарушений могут быть сгруппированы в ведомости, таблицы и другие материалы, прилагаемые к акту (приложения). В тексте акта приводится изложение существа нарушений (со ссылкой на конкретные нормы законодательства), допущенных должностными лицами организации, а также общее количественное (суммовое) выражение последствий указанных нарушений и делается ссылка на соответствующие приложения к акту. Каждое приложение должно быть подписано участниками ревизии (проверки), а также руководителем исполнительного органа (или лицом, исполняющим его обязанности) и главным бухгалтером проверяемой организации.
Итоговая часть акта ревизии (проверки) должна содержать:
Сведения об общих суммах выявленных при проведении ревизии (проверки) ошибок и искажений бухгалтерского учета и составления отчетности по итогам отчетного периода, а также обобщенные сведения о других установленных фактах и нарушениях (в частности, законодательства или других нормативных актов);
Предложения участвующих в проведении ревизии (проверки) лиц по устранению выявленных нарушений. Предложения должны содержать перечень конкретных мер, направленных на пресечение выявленных в результате ревизии нарушений и полное возмещение ущерба, понесенного государством или акционерами (участниками) организации в результате их совершения (с приложением расчетов);
Выводы проверяющих о наличии в деяниях должностных лиц организации признаков правонарушений и предложения по привлечению исполнительного органа организации к ответственности за нарушение законодательства, правил ведения бухгалтерского учета и составления отчетности (со ссылкой на соответствующие нормы законодательства, а также предусмотренные этими нормами меры ответственности).
К акту ревизии (проверки) должны быть приложены:
Решения соответствующего органа организации о проведении ревизии;
Уточненные расчеты по видам и суммам ошибок и искажений в бухгалтерском учете и отчетности, составленные участниками ревизии в связи с выявлением нарушений законодательства, правил ведения бухгалтерского учета и составления отчетности. Эти расчеты должны быть подписаны участниками ревизии, руководителем и главным бухгалтером организации;
Акты инвентаризации имущества организации (если при проверке была проведена инвентаризация);
Материалы встречных проверок;
Заключения экспертов (если они привлекались);
Протоколы опроса должностных лиц, осмотра (обследования) производственных, складских, торговых и др. помещений и т.д.
Акт имеет юридическую силу, должен быть лаконичным документом, написанным просто, ясно, деловым языком.
Все записи в акте должны быть бесспорными, точными, неопровержимыми.
В акте не должна даваться правовая и морально – этическая оценка действий должностных и материально ответственных лиц.
Вскрытые факты должны подтверждаться подлинными документами, копиями документов и бухгалтерских записей, промежуточными актами, справками, расчетами, объяснениями и т.д.
При изъятии документов на месте изъятых должна быть копия с указанием на обороте основания и даты изъятия с подписью ревизора и гл. бухгалтера организации.
Акт ревизии (проверки) должен быть подписан участвовавшими в проверке членами ревизионной комиссии и уполномоченными лицами (например, экспертами), а также руководителем исполнительного органа проверяемой организации и главным бухгалтером организации. Составляется акт в 3-х экземплярах: 1) руководителю организации под роспись с указанием даты вручения; 2) направляется руководителю организации, назначившей ревизию; 3) остается в делах контрольно-ревизионного отдела.
Подписанный акт ревизии вручают руководителю исполнительного органа организации, о чем на последней странице экземпляров акта, оставшихся у ревизионной комиссии, необходимо сделать запись: «Экземпляр акта с ___ (указывается количество приложений) приложениями на ___ (указывается количество листов) получил» за подписью руководителя исполнительного органа организации или лица, получившего акт, с указанием его Ф.И.О., а также даты вручения акта.
В случае, когда указанные выше лица уклоняются от получения акта ревизии (проверки), членам ревизионной комиссии необходимо составить соответствующий акт, дата составления которого признается датой вручения акта ревизии.
Акт ревизии может быть направлен руководителю организации по почте или другим способом, свидетельствующим о дате его получения. В этом случае к экземпляру акта, остающемуся на хранении у ревизионной комиссии, прилагаются документы, подтверждающие факт почтового отправления или другого способа передачи акта руководителю организации.
В случае отказа руководителя организации от подписания акта членом ревизионной комиссии, возглавляющим проверяющую группу, на последней странице акта производится запись: «Руководитель исполнительного органа (Ф.И.О.) организации от подписи отказался», заверенная подписью указанного члена ревизионной комиссии.
По окончании ревизии (проверки) акт ревизии подлежит регистрации в специальном журнале ревизионной комиссии, страницы которого должны быть пронумерованы, прошнурованы и скреплены подписью председателя ревизионной комиссии.
Для ознакомления с актом отводится 5 дней.
В случае несогласия с фактами, изложенными в акте ревизии, а также с выводами и предложениями ревизионной комиссии руководство исполнительного органа организации вправе в определенный срок со дня получения подписанного участниками ревизии акта ревизии представить в ревизионную комиссию письменное объяснение мотивов отказа подписать акт или возражения по акту в целом или по его отдельным положениям.
При этом руководитель исполнительного органа организации вправе приложить к письменному объяснению (возражению) или в согласованный срок передать ревизионной комиссии документы (или их заверенные копии), подтверждающие обоснованность возражений или мотивы неподписания акта ревизии (проверки).
По истечение срока, установленного для представления исполнительным органом организации ревизионной комиссии письменного объяснения мотивов отказа подписать акт или возражений по акту, в течение специально установленного срока ревизионная комиссия повторно рассматривает акт ревизии (проверки), документы, свидетельствующие об установленных нарушениях, ошибках и недостатках в деятельности исполнительного органа организации, а также документы и материалы, представленные исполнительным органом организации.
Если возражения и объяснения, представленные руководителем исполнительного органа организации, будут признаны обоснованными, то ревизионная комиссия обязана составить протокол согласования спорных вопросов по акту ревизии, в котором должны быть учтены и сформулированы все спорные вопросы и существо достигнутых соглашений по ним. Протокол, так же как и акт ревизии, подписывается участвовавшими в ревизии членами ревизионной комиссии, руководителем организации и главным бухгалтером проверяемой организации, прилагается к акту ревизии и является его неотъемлемой частью.
По результатам ревизии ревизионная комиссия готовит проект решения общего собрания акционеров (участников). После рассмотрения материалов ревизииобщим собранием акционеров (участников) может быть принято и отражено в протоколе общего собрания акционеров решение:
- о добровольном возмещении (а в случае несогласия – в судебном порядке) нанесенного своими действиями (бездействием) должностными лицами ущерба организации;
- о привлечении к ответственности должностных лиц организации за совершение нарушений законодательства, допущенные ошибки и недостатки в работе.
В таком случае решение должно содержать:
Ф.И.О. ответственных должностных лиц, в отношении которых вынесено решение;
Обстоятельства совершенных должностными лицами исполнительного органа организации нарушений законодательства, правил ведения бухгалтерского учета, составления отчетности, ошибок или недостатков, как они установлены проведенной ревизией, документы и другие сведения, подтверждающие указанные обстоятельства, а также обстоятельства, смягчающие и отягчающие ответственность;
Оценку представленных организацией доказательств, опровергающих факты, выявленные ревизией, или свидетельствующие о наличии обстоятельств, смягчающих их ответственность;
Ссылки на законодательные и другие нормативно-правовые акты, предоставляющие право выносить решение о привлечении должностных лиц организации к ответственности за совершенные нарушения; суммы средств, подлежащих возмещению организации; указания на статьи нарушенных законов и нормативно-правовых актов, предусматривающие меры ответственности за конкретные нарушения и применяемые меры ответственности, а также предложения по устранению выявленных нарушений законодательства, правил ведения бухгалтерского учета и составления отчетности.